Литературный путь
Впервые Александр Николаевич обратился к литературному творчеству еще в Лейпциге. Это был перевод политико-религиозной брошюры. Но его молодой паж не закончил, поскольку в “Ведомостях” напечатали другой, менее острый отрывок.
В Петербурге он познакомился с издателем журнала “Живописец” Новиковым. Вскоре там появился очерк под названием “Отрывок путешествия”, но напечатан он был анонимно. Краткая биография Радищева, самое главное в которой – всегда на поверхности, подтверждает тот факт, что писатель почти никогда не указывал своего имени на произведениях.
Собственно, с этой публикации и начался трагический творческий путь Радищева.
Много Александр Николаевич занимался переводами, которые также издавал Новиков. По приказу Екатерины им была переведена книга “Размышление о греческой истории” Мабли. Но в конце он оставил несколько своих пометок, тем самым вступая с автором в полемику, а также несколько определений (в том числе и слова “самодержавие”).
В 1789 году в свет вышла книга “Житие Ф. Ушакова”, которая подняла много шума. Она опять таки была издана анонимно, но никто не сомневался в авторстве Радищева. Все замечали, что в книге много опасных выражений и мыслей. Однако власти проигнорировали ее выход, что послужило для писателя сигналом к дальнейшим действиям.
Краткая биография Радищева для 9 класса не столь содержательна, но и в ней отмечено, что творчеством этого человека были недовольны не только власти, но и члены Российской Академии, и многие дворяне.
Радищев не успокаивался. Он хотел каких-то радикальных действий. Поэтому стал выступать в Обществе друзей словесных наук, куда входили многие литераторы, а также моряки и офицеры. И добился своего: его речам внимали.
Общество стало выпускать журнал “Беседующий гражданин”, где печатались произведения, проникнутые радищевскими идеями. Там же была опубликована статья самого философа, больше похожая на агитационную речь (“Беседа о том, что есть сын Отечества). К слову, ему пришлось очень постараться, чтобы ее отправили в печать. Даже его единомышленники понимали, насколько это может быть опасно.
Писатель, казалось, и сам не замечал, как над ним сгущались тучи. Но это четко описывает биография. Радищев Александр Николаевич, творчество которого сослужило ему недобрую службу, оказался под прицелом властей. Масла в огонь подлила его следующая публикация.
Философские воззрения
Основное философское произведение — трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в илимской ссылке.
«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, — утверждал Радищев, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“
Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“
Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева — позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».
Серия почтовых марок СССР, 1949 год
Почтовая марка СССР, 1952 год
Почтовая марка России, 2013 год
Биография Александра Радищева о главном
Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг.) родился в семье состоятельных помещиков. Отец имел достойное образование. Мать происходила из дворян. В раннем возрасте родители отправили сына к влиятельной московской родне, рассчитывая таким образом приблизить чадо и к наукам, и к императорскому двору.
Опека родственников оправдала ожидания. На первых порах за образование подростка отвечал домашний гувернер, а в тринадцать лет Александр становится пажом по милости Екатерины II и направляется на четырехлетнее обучение в Пажеский корпус города Петербурга.
1767 год стал для выпускника Пажеского корпуса судьбоносным. В числе двенадцати молодых российских дворян он направляется в Германию для получения образования в Лейпцигском университете.
Изучение естественных и юридических наук в престижном европейском учебном заведении Радищев успешно завершает в 1771 году. Немаловажно, что за годы учебы он проникается духом французских просветителей, отдавая предпочтение трудам Гельвеция. После возвращения в Россию следуют службы протоколистом в Сенате и юридическим советником в штабе Финляндской дивизии в Петербурге до ухода в отставку в 1775 году
Период служения в Сенате замечателен тем, что в это время начинается литературное творчество Радищева. Он увлекается переводом иностранных книг. В 1773 году издатель Н.И. Новиков отдает ему должное и выпускает в свет значительную работу о греческой истории с авторскими примечаниями переводчика. В этих примечаниях звучит неприятие самодержавия
После возвращения в Россию следуют службы протоколистом в Сенате и юридическим советником в штабе Финляндской дивизии в Петербурге до ухода в отставку в 1775 году. Период служения в Сенате замечателен тем, что в это время начинается литературное творчество Радищева. Он увлекается переводом иностранных книг. В 1773 году издатель Н.И. Новиков отдает ему должное и выпускает в свет значительную работу о греческой истории с авторскими примечаниями переводчика. В этих примечаниях звучит неприятие самодержавия.
После женитьбы и двухлетнего перерыва в карьере Радищев в 1775 году вновь поступает на государственную службу. Его привлекает коммерческая коллегия, в ведении которой находятся торговля и промышленность. А десятилетняя служба в петербургской таможне с 1780 по 1790 годы приносит Александру Николаевичу должность управляющего таможней.
Отдавая должное трудам в коллегии и на таможне, он не прекращает создание литературных трудов, становясь заметным писателем и философом. Ему присущи смелые воззрения на будущее России. С середины 1980-х Радищев создает главное творение в прозе – «Путешествие из Петербурга в Москву».
Избрав жанром повествования путешествие, автор правдиво и всесторонне описывает русскую жизнь и показывает различные проблемы действительности. Обнажив произвол и беззаконие, он смело очерчивает круг главных виновников зла – самодержавие и крепостничество. Книга сложна в жанровом отношении, но в конечном итоге претендует на просветительство.
К исходу 1780-х в России появляются некоторые свободы, вызванные громкими победами революций в Америке и во Франции. Радищев заводит собственную домашнюю типографию. И в мае 1790 года сам издает главный труд жизни.
Книга раскупается и вызывает широкий общественный резонанс. Реакция Екатерины II следует ровно через три недели. Начинаются следствие и расправа. Автора, заключенного в Петропавловской крепости, предают суду. Приговор хладнокровен до предела – смертная казнь. В след за тем объявляется помилование императрицы. Смертная казнь заменяется лишением чинов, звания дворянина и высылкой в Сибирь на десять лет с заключением в острог.
В правление Павла I Радищеву разрешено вернуться из Сибири в Калужскую губернию под надзор полиции. Александр I дарует осужденному литератору «прощение» и разрешает служить в комиссии по написанию законов. Новое противостояние с троном об уничтожении крепостничества грозит еще одной ссылкой. И жизнь неординарного писателя, поэта и философа трагически обрывается.
Интересные факты и даты из жизни
Философские воззрения
Основное философское произведение — трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в илимской ссылке.
«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, — утверждал Радищев, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“
Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“
Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева — позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».
Биография
Оглавление
Полное имя Александр Николаевич Радищев.
Родился в 1749 году, а место рождения – Кузнецкий уезд.
Воспитанием мальчика чаще занимался отец. Он был человеком грамотным, знал несколько языков, а также был глубоко верующим человеком.
Первый учитель мальчика оказался беглым солдатом.
В 1756 году юный Александр селится у родственников по маминой линии, где его обучением занимается гувернер, имеющий прекрасные характеристики.
В дом его родственников были вхожи профессора университетской гимназии. Есть предположение, что Радищев отчасти обучался и у них.
В 1762 году получает звание пажа и уезжает в Петербург, чтобы поступить учиться в Пажский корпус. Там проходили обучения люди, которые в будущем должны были состоять при дворе императрицы.
Спустя 4 года отправляется в Германию для поступления в Лейпцигский университет, где Александр планировал обучаться праву.
Во время проживания в Германии, Радищев изучает идеи просвещения. Это кардинально повлияло на его дальнейшее мировоззрение.
На мировоззрение Радищева также очень повлиял его товарищ – Фёдор Ушаков. Когда Ушаков умирал, он передал Александру все свои бумаги.
Радищев в разное время работал в сенате, затем в штабе генерал-аншефа, в Коммерц-коллегии, и на таможне.
В 1775 году женился на Анне Рубановской. Анна скончалась во время родов в 1783 году.
Творчеством Радищев начинает заниматься примерно с 1771 года, когда отсылает отрывок своего будущего произведения в журнал «Живописец».
В 1790 году данное произведение выходит полностью, а называлось оно – «Путешествие из Петербурга в Москву» и было опубликовано анонимно. На тот момент у Радищева дома уже была своя, личная типография. Он напечатал 650 копий книги.
«Путешествие» рассказывало о жестоком обращении с крепостными крестьянами, торговле ими и прочих бесчинствах. Как бы оправдывая крестьянскую войну, которая случилась чуть раньше (1773-1775 года), и показывая, что народ просто довели до таких кардинальных мер.
Его работа «Путешествие из Петербурга в Москву» начала набирать популярность. Она попала в руки императрицы Екатерины II. Екатерина была в ярости, считая Радищева бунтовщиком.
Книга прошла цензуру случайно
При проверке чиновник лишь бегло прошелся по книге, обратил внимание, что главы имеют названия населенных пунктов, и решил, что это всего лишь простой путеводитель.
Последствиями недовольства императрицы стали арест, допрос и осуждение Александра Николаевича. Его приговорили к смертной казни.
В период следствия по делу Радищева, все экземпляры «Путешествия» изымались и уничтожались
Некоторые источники утверждают, что часть экземпляров уничтожил сам автор.
Согласно некоторым данным того времени, на допросе Радищев был спокоен и не выдал лишней информации, дабы защитить своих близких и друзей.
Судили его по следующим формулировкам: «покушение на государево здоровье» и «за заговоры и измену».
В 1790 году при оглашении приговора наказание было смягчено. Вместо смертной казни Радищеву назначают ссылку в Сибирь на 10 лет.
В период ссылки к нему приезжает сестра его покойной жены Елизавета с его детьми. Впоследствии, они начинают жить совместно, как супруги. Елизавета умерла в 1797 году после осложнений от простуды.
В ссылке Радищев пробыл 6 лет. Он был помилован после вступления на трон императора Павла I.
Спустя некоторое время получил назначение при комиссии для составления законов при императоре Александре I.
Точная причина и обстоятельства смерти Радищева не известны. Есть лишь несколько версий. По одной из них, он покончил с собой. Однако, более поздние исследования выдвинули довольно устойчивую версию, по которой Радищев умер от приступа болезни, и этому были свидетелями его сыновья. Умер он в 1802 году.
Могила Радищева не сохранилась.
Арест и ссылка
Книга стала быстро раскупаться
Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева — «бунтовщик, хуже Пугачева».. Радищев был арестован, дело его было перепоручено С
И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.
Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.
Арест и ссылка
По приказу Екатерины Второй Радищев был арестован. Это произошло 30 июня 1790 года. По официальным документам, причиной задержания было только авторство “Путешествия”. Но, поскольку императрица давно знала о характере идей и деятельности своего подданного, к делу были приобщены и прочие его литературные работы.
Из-за связи с опальным было разогнано Общество друзей. Расследование поручили главе тайной полиции Степану Шешковскому, который являлся личным палачом императрицы. Об этом как-то узнал Александр Николаевич Радищев. Краткая биография (9-классники рассматривают эту тему в рамках школьной программы) указывала на тот факт, что оставшиеся экземпляры книги были уничтожены лично автором, который по-настоящему испугался.
Радищева заточили в Петропавловскую крепость. Он избежал ужасных пыток лишь потому, что сестра его жены отнесла все свои драгоценности палачу. Когда “бунтовщик” понял, как опасна та игра, в которую он ввязался, его обуял ужас. Над ним нависла угроза смертной казни, над его семьей – клеймо предателей. Тогда Радищев стал писать письма с покаянием, правда, не очень искренним.
От писателя добивались того, чтобы он назвал имена соучастников и единомышленников. Но Радищев не произнес ни одного имени. По итогам суда, 24 июля был вынесен смертный приговор. Но поскольку писатель был дворянином, требовалось утверждение всех государственных структур. Его Радищев прождал до 19 августа. Но по каким-то причинам казнь все откладывалась, а 4 сентября Екатерина заменила повешение ссылкой в Сибирь.
Информацией о десяти годах, проведенных в Ильменском остроге, могла бы пополниться его краткая биография. Александр Радищев, писатели-друзья которого отвернулись от ссыльного, прожил там только шесть лет. В 1796 году император Павел, известный своей конфронтацией с матерью, освободил писателя. А 1801 году его амнистировали.
Хороший и великий человек
В своей деятельности А. Н. Радищев был озабочен и вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, грозными обличениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал и детские песенки, составлял веселые стишки-загадки, придумывал разные игры и конкурсы.
То есть, человек очень любил жизнь, но хотел, чтобы она была справедлива ко всем людям, чтобы в России не было унижающего человека крепостничества. Прекрасную статью о А. Н. Радищеве написал А. С. Пушкин.
Память
Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.Также в честь Радищева названы улицы в Курске, Усть-Куте, Рязани, Петрозаводске, Калининграде, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, Кузнецке, Барнауле, Бийске, Алчевске, Гатчине, Тамбове, Смоленске, Тюмени, бульвар в Твери, а также в городе Тольятти.В селе Фирстово Большеуковского района Омской области установлен обелиск в 1967 году, в честь Радищева, проезжавшего и бывавшего в селе в 1790 году.В селе Артын Муромцевского района Омской области в 1952 году установлен обелиск в память его следования в сибирскую ссылку и возвращение из ссылки в 1797 году.В честь проезда Радищева А. Н. была переименована одна из деревень, получившее название — деревня Радищево Нижнеомского района Омской области.В селе Евгащино Большереченского района Омской области названа улица Радищева.В селе Такмык Большереченского района Омской области названа улица Радищева.В Ульяновске с 1918 года по настоящее время существует улица Радищева.В Малоярославце и Кузнецке проходят ежегодные Радищевские чтенияГосударственный художественный музей имени Радищева (Саратов).Платформа Радищево Октябрьской железной дороги в Солнечногорском районе Московской области.В Ростове-на-Дону есть улица Радищева.В Новокузнецке Кемеровской области есть ул. Радищева (Орджоникидзевский район).В Хабаровске есть улица Радищева (Индустриальный район).В Симферополе есть ул. Радищева (недалеко от пр. им. Вернадского)В Кривом Роге есть ул. Радищева (Жовтневый р-н)В г. Усть-Илимске Иркутской области в 1991 году установлен обелиск памяти Радищева А.Н.В Железногорске-Илимском (Иркутская обл. Нижнеилимский район ) есть школа им. А.Н.Радищева
Назад
Вперёд
Добавить комментарий
Детство и юность
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 году, во времена правления Елизаветы Петровны. Родители были зажиточными помещиками и проживали в селе Верхнее Аблязово, получившем название по фамилии прадеда писателя. В 1952 году населенный пункт переименован в Радищево.
Дом Радищевых и усадебная церковь в селе Верхнем Аблязове
Николаю Афанасьевичу, отцу мальчика, принадлежало имение Немцово под Калугой, и там частично проходило детство будущего философа. Мать Фекла Саввична происходила из рода московских дворян Аргамаковых. Семья была большая, дружная, шумная, в ней родились 11 детей
Они вели привольную деревенскую жизнь, однако родители уделяли внимание их образованию
Маленький Александр, с одной стороны, опекался крепостным дядькой Петром Мамонтовым, который рассказывал мальчику небылицы, а с другой – учился французскому у приставленного к нему иностранца. В 7-летнем возрасте ребенка отправили в Москву и оставили на попечение дяди по материнской линии. В доме Аргамаковых, приходившихся ближайшими родственниками директору Московского университета, мальчик имел возможность набраться премудрости.
Александр Радищев в детстве с крепостным учителем Петром Мамонтовым
Заодно с двоюродными братьями и сестрами он брал уроки у именитых профессоров, а воспитанием детей занимался французский гувернер, бежавший с родины по политическим мотивам. Либеральные учителя заложили в юноше основы свободомыслия и стремление к протесту против несправедливости.
В 1762 году на престол взошла Екатерина II и приняла 13-летнего Александра в число императорских пажей. Он обучался в Пажеском корпусе и прислуживал государыне на приемах и светских мероприятиях. Жизнь при дворе разительно не соответствовала идеалам свободы, служения и бескорыстия, воспринятыми юношей от прогрессивных учителей.
Портрет Александра Радищева
В 1766 году Радищев попал в число избранных юношей, которые удостоились чести отправиться на обучение в Лейпцигский университет. Шестеро товарищей провели в Германии 5 лет, получая юридическое образование и впитывая передовые взгляды эпохи Просвещения.
Жили студенты скудно, однако с жадностью поглощали знания по философии, естествознанию, литературе и истории. Радищев к тому же едва не получил диплом медика. Возвращаясь в Россию в 1771 году, молодые люди были полны надежд послужить отечеству и воплотить в жизнь передовые идеи.