Рассел, Бертран Артур Уильям

Парадокс Рассела

Трагедия интеллектуальной жизни этого выдающегося философа заключается в том, что чем глубже он думал о логике, тем более его возвышенное представление о ее значении оказывалось под угрозой. Он сам описал свое философское развитие после «Принципов математики» как «отступление от Пифагора». Первым шагом в этом отступлении было его открытие противоречия, теперь известного как Парадокс Рассела – в самом сердце системы логики, на которой он надеялся построить всю математику. Противоречие возникает из следующих соображений: некоторые классы являются самими членами (например, классом всех классов), а некоторые не являются (например, классом всех людей), поэтому мы должны иметь возможность построить класс всех классов, которые не являются самими собой. Но теперь, если мы спросим об этом классе «Является ли он членом самого себя?», мы путаемся в противоречии. Если это так, то это не так, и если это не так, то это так. Это, скорее, похоже на определение деревенского парикмахера как «человека, который бреет всех тех, кто не бреет себя», а затем спрашивает, берет ли сам себя парикмахер или нет.

Пацифизм. Первая мировая война

Ко времени начала Первой мировой войны, Рассел ещё не подлежал призыву в армию. Кроме того, его мировоззрение было диаметрально противоположным навязанному шовинизму. Раздосадованный националистической пропагандой, которая накрыла страну, он стал еще более активно вести политическую деятельность и даже вступил в организацию «Противодействие призыву на военную службу». Для этого потребовалось немало смелости и твёрдости духа. К большому сожалению, такая позиция Рассела рассорила его со многими друзьями, для которых в то время пацифизм был не приемлем. Помимо этого, вследствие противодействия властям, Рассел лишился места в Тринити-колледже. Его антивоенные и социальные взгляды можно наблюдать в таких работах «Принципы социального переустройства» и «Война и справедливость».

В своей небольшой книге «Мои политические идеалы», выпущенной в США, Рассел затрагивает все волнующие его темы, в том числе и конструктивное устройство мира. Единственной стоящей политической целью Рассел считает обеспечение условий для максимального развития способностей каждого индивида, а также полное уничтожение системы, делящей людей на классы по каким-либо признакам (религия, пол, национальность и т.д.)

За ярко выраженную гуманистическую позицию в 1917 году Рассел получил штраф в размере 100 фунтов стерлингов, а после у него изъяли библиотеку. В конечном итоге он получил отказ в выдаче документов, необходимых для поездки в США, куда его пригласили в качестве лектора в Гарвардском университете. Годом позже Рассел получил тюремный срок длительностью 6 месяцев, который отбыл в Брикстонской тюрьме.

В годы войны Рассел принимает решение отказаться от денег, полученных по наследству в пользу развития науки, он жертвует их на благотворительность и просветительские цели. Забегая вперёд, стоит отметить, что спустя двадцать с лишним лет, с началом Второй мировой войны, Рассел отчасти вынужден будет пересмотреть свои взгляды в отношении пацифизма.

Труды, труды, труды

В 1924 году Рассел выпустил брошюру «Икар», где предупреждал об опасностях, которые скрываются в безудержном росте знаний и технологическом прогрессе. Только спустя 30 лет стало понятно, что самые худшие опасения Бертрана стали реальностью.

Бертран, как и многие выдающиеся деятели его времени, оставил после себя автобиографию. Там он упомянул, что всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы люди примирились друг с другом. Философ всегда пытался объединить и согласовать желания людей, спасти человечество от грозящей ему гибели и бесславного вымирания. В этот период он пишет книги:

  • «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923-й);
  • «Образование и благосостояние» (1926-й);
  • «Завоевание счастье» (1930-й);
  • «Происхождение фашизма» (1935-й);
  • «Какой путь ведет к миру?» (1936-й);
  • «Власть: новый социальный анализ» (1938).

Преодоление парадокса

Сначала этот парадокс казался тривиальным, но чем больше Бертран размышлял над ним, тем глубже казалась проблема, и в конце концов он был убежден, что в понятии класса есть что-то принципиально неправильное, как он это понимал в «Принципах математики». Фреге сразу заметил глубину проблемы. Когда Бертран написал ему, чтобы рассказать о парадоксах, Фреге ответил: «Арифметические шатания». Основа, на которой Фреге и Рассел надеялись построить математику, казалось, рухнула. В то время как Фреге погрузился в глубокую депрессию, Бертран приступил к исправлению ошибки, пытаясь построить теорию логики, невосприимчивую к парадоксу.

В конце концов, его попытки преодолеть парадокс привели к полной трансформации его схемы логики, поскольку он добавил одно уточнение за другим к основной теории. При этом важные элементы «пифагорейского» взгляда на логику Бертраном Расселом были отвергнуты. В частности, он пришел к выводу, что не было таких вещей, как классы и предложения, и поэтому, какова бы ни была логика, это не было их изучением. Вместо них он заменил изумительно сложную теорию, известную как разветвленная теория типов, которая, хотя и успешно избегала противоречий, таких как парадокс Рассела, была (и остается) чрезвычайно трудной для понимания. К тому времени, когда он и его соавтор, Альфред Норт Уайтхед, закончили три тома «Принципов математики» (1910-1913), теория типов и других нововведений в основной логической системе сделала это неуправляемо сложным. Очень немногие люди, будь то философы или математики, смогли освоить детали этой монументальной работы. Тем не менее она по праву считается одним из величайших интеллектуальных достижений XX века.

Сам философ позже сказал, что его ум никогда полностью не оправился от напряжения написания «Принципов математики», и он никогда больше не работал над логикой с такой же интенсивностью. В 1918 году он написал «Введение в математическую философию», которое было предназначено для популяризации «Принципов». Но построена его философская работа была, скорее, на эпистемологии, чем на логике.

В 1914 году в книге «Наше знание внешнего мира» он утверждал, что мир «построен» из чувственных данных. Эту идею он уточнил в «Философии логического атомизма» (1918-1919). В «Анализе разума» (1921) и «Анализе материи» (1927) он отказался от этого понятия в пользу того, что он назвал нейтральным монизмом: мнение о том, что «конечный материал» мира не является ни ментальным, ни физическим, а чем-то «нейтральным» между ними двумя.

Личная жизнь

Личная жизнь Рассела была очень тесно переплетена с его активной и насыщенной общественной и научной деятельностью. Он 4 раза официально состоял в браке, так же ему приписывали множество романов, в том числе с Оттолин Моррел – женой его хорошего знакомого, члена парламента Филиппа Моррела.

Первый брак ученого с Элис Уитолл Пирсолл Смит не оправдал его ожиданий и после непродолжительных отношений, молодые люди разошлись.  Во второй раз Рассел решил жениться в последних числах сентября 1921 года на преподавательнице университета, которая по совместительству была его секретарём, Доре Уинифред Блэк.

Сопровождая Бертрана во время поездки в Россию, она же и написала для его книги «Практика и теория большевизма» главу «Искусство и образование». В этом браке Рассел дважды стал отцом.

Скорее всего, именно появление детей побудило ученого к тому, что бы в 1927 году совместно со своей супругой Дорой открыть частную школу Бекон-Хилл. Так же в этот период заметно расширилась сфера его научных исследований­ — теперь она включала в себя теперь и педагогику. Рассел был уверен, что детей нужно воспитывать в атмосфере доброты и понимания, не принуждая и не подавляя, тем более ни в коем случае не разделяя их по отдельным признакам: полу, национальности или, еще хуже, экономическому классу. Главной идеей, лежащей в основе учений Рассела, была защита творческих способностей каждого человека. Национализм, бюрократия, классовые стандарты – все это неизменно подавляло любые творческие начинания, а потому он не воспринимал английскую систему воспитания и образования. Рассел выдвинул предложение демократизации устаревшей системы.

Моральный философ

Стоит отметить, что эстетические, социальные и политические наработки Рассела были тесно взаимосвязаны с его логикой, метафизикой, эпистемологией и философией языка. Можно сказать, что все наследие философа – это универсалистский подход ко всем вопросам. В науке его знали как моралиста, но такая репутация в философии за ним не закрепилась. Если говорить кратко, то идеи этики и морали в сочетании с другими доктринами сильно повлияли на логических позитивистов, которые сформулировали теорию эмотивизма. Проще говоря, заявили, что этические основания лишены смысла, в лучшем случае – это обычное проявление отношений и отличий. Рассел же считал, что этические основания – жизненные предметы гражданского дискурса.

В своих работах он порицает этику войны, религиозную мораль, нравственность, говорит об эмотивистских концепциях и онтологии. Рассела можно считать пионером основных форм этического антиреализма: теории ошибки и эмотивизма. В философии он отстаивал самые разнообразные варианты метаэтики, правда, ни одну из теорий не представил в полном объеме.

В целом Рассел отвергает эгоистичную теорию морали. Он изучал историю и приводит весомые доводы относительно того, что этические основы имели два источника: политический и заинтересованный разного рода осуждением (личным, моральным, религиозным). Если бы не существовало гражданской этики, то сообщество бы погибло, вот только без личной этики существование такого социума не представляет никакой ценности.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году он женился на своей второй жене Доре Блэк, молодой выпускнице Гиртон-колледжа в Кембридже. Она родила ему двоих детей: Джона и Кейт. В 1922 году была опубликована книга Бертрана Рассела «Искусство мыслить», представляющая собой запись лекции в память министра-аболициониста Монкура Конвея. В межвоенные годы он и его супруга приобрели репутацию лидеров прогрессивного социалистического движения, которое было явно антиклерикальным, открыто выступающим против традиционной сексуальной морали и посвященным реформе образования.

Опубликованные его работы в этот период состоят в основном из журналистики и популярных книг. Многие изданные в этот период книги Бертрана Рассела, такие как «О воспитании» (1926), «Брак и нравственность» (1929) и «Завоевание счастья» (1930), хорошо продавались и помогли представить Рассела в глазах широкой публики как философа, рассуждающего о моральных, политических и социальных проблемах. Его публичная лекция «Почему я не христианин», выпущенная в 1927 году и напечатанная много раз, стала популярным классическим образцом атеистического рационализма. В 1927 году супруги создали свою собственную школу «Бикон Хилл» в качестве новаторского эксперимента в начальном образовании.

В течение этих лет второй брак Бертрана Рассела становился все более напряженным, отчасти из-за переутомления, но главным образом потому, что Дора предпочла иметь двух детей с другим мужчиной и настояла на том, чтобы воспитывать их вместе с Джоном и Кейт. В 1932 году он покинул Дору ради Патрисии Спенс, а в течение следующих трех лет его жизнь осложнилась из-за ожесточенного и сложного развода с Дорой, который он наконец получил в 1935 году. В следующем году он женился на Спенс, а в 1937 году у них родился сын Конрад.

Изнуренный годами неистовой общественной деятельности и желая на этом сравнительно позднем этапе своей жизни (ему тогда было 66 лет) вернуться к академической философии, он получил преподавательский пост в Чикагском университете. С 1938 по 1944 год он жил в Соединенных Штатах, где преподавал в Чикаго и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но ему не разрешали занимать должность в Городском колледже в Нью-Йорке из-за возражений против его взглядов на секс и брак. Будучи на грани финансового краха, он получил должность преподавателя истории философии. Бертран Рассел работал в Фонде Барнса в Филадельфии. Хотя вскоре он расстался с его основателем Альбертом Барнсом и потерял работу, мыслитель смог превратить лекции, которые он поставил на фундамент, в книгу «История западной философии» (1945), ставшую бестселлером. В течение многих лет эта книга была его основным источником дохода.

Взгляды и философские труды

Став дипломированным специалистом Бертран Рассел был назначен дипломатом Великобритании вначале во Франции, а затем и в Германии. В 1986 г. из-под его пера вышла первая значительная работа «Германская социал-демократия», которая принесла ему большую известность.

По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью.

В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.

В 1908 г. Бертран вошел в состав Королевского общества – ведущей научной организации в Британии. Позже, в соавторстве с Уайтхедом он издал книгу «Principia Mathematica», которая принесла ему всемирное признание. Авторы заявляли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится основой любого исследования.

Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта

Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм

Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.

Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Рассел проникся идеями пацифизма. Он входит в состав общества – «Противодействие призыву на военную службу», чем вызвал возмущение у действующей власти. Мужчина призывал соотечественников отказаться от службы в армии, за что был привлечен к суду.

Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.

В камере Рассел написал «Введение в математическую философию». До конца войны он продолжал вести антивоенную деятельность, активно пропагандируя свои идеи. Позже философ признался, что восхищается большевиками, чем вызвал еще большее недовольство у властей.

Рассел на радио ВВС

В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.

В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.

Своими впечатлениями о поездке в Россию ученый поделился в книге «Большевизм и Запад». После этого он посетил Китай, вследствие чего была издана его новая работа под названием «Проблема Китая».

В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.

В 1929 г. Бертран опубликовал книгу «Брак и мораль», за которую он получит Нобелевскую премию по литературе в 1950 г. Создание ядерного оружия сильно угнетало философа, который на протяжении всей жизни призывал людей к миру и гармонии с природой.

В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата Гитлером Польши, он окончательно отказывается он пацифизма.

Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.

После окончания войны Рассел продолжил писать новые книги, выступать по радио и читать лекции студентам. В середине 50-х годов он был сторонником политики «холодной войны» поскольку считал, что она способна предотвратить Третью мировую войну.

В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.

Книга третья

В третьей книге «Истории» Бертрана Рассела речь идет о философии Нового времени. Первый раздел книги приурочен философии, которая существовала от эпохи Возрождения до Дэвида Юма

Здесь автор уделил внимание Макиавелли, Эрамзу, Т. Мору, Ф

Бэкону, Гоббсу, Спинозе, Беркли, Лейбницу и Юму.

Во втором разделе прослеживается развитие философии от времен Руссо до середины ХХ века. Автор упоминает таких философов, как Кант, Руссо, Гегель, Бойрон, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Маркс, Джон Дьюи и Уильям Джеймс. Также Рассел не забыл написать об утилитаристах, уделив им целую отдельную главу.

Но самым интересным считается последний раздел книги. Она называется «Философия логического анализа». Здесь Рассел описывает свои взгляды и мысли относительно развития истории и целесообразности существования того или иного направления.

Политические взгляды

Во время Первой мировой войны философ некоторое время был политическим агитатором, выступающим за мир

Его деятельность привлекла внимание британских властей, которые сочли ее подрывной. Его дважды привлекали к суду, во второй раз ему вынесли приговор: он отсидел шесть месяцев в тюрьме

В 1916 году из-за антивоенной агитации Бертран Рассел был уволен из Тринити-колледжа. Хотя его предложили снова нанять после войны, он в конечном счете отклонил предложение, предпочтя вместо этого продолжить карьеру журналиста и внештатного писателя.

Война оказала глубокое влияние на его политические взгляды, заставив отказаться от своего унаследованного либерализма и принять социализм, который он поддерживал в серии книг. В частности, это относится к книгам Бертрана Рассела «Принципы социальной реконструкции» (1916), «Дороги к свободе» (1918 г.) и «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923).

Первоначально он сочувствовал русской революции 1917 года, но визит в Советский Союз в 1920 году оставил его с глубоким и постоянным отвращением к советскому коммунизму, который он выразил в «Практике и теории большевизма» (1920).

Общественная деятельность

Борец за мир, философ участвовал в манифестациях и был спикером различных тематических конференций. Декларация протеста Рассела-Эйнштейна помогла добиться создания Пагуошского движения ученых. С 1954 года он выступал за ядерное разоружение, так как в тот момент велись испытания водородной бомбы. Рассел был членом соответствующего движения и «Комитета 100».

Бертран Рассел на митинге

В 1959-м он открыто заявлял о своей позиции в интервью ВВС. За особо ярое выступление у стен парламента он даже попадал в тюрьму. В 1962 году Рассел писал главам стран, Джону Кеннеди и Никите Хрущеву, о необходимости мирных переговоров по вопросам Карибского кризиса.

Выйдя из «Комитета 100» в 1963-м, философ сконцентрировал внимание на деятельности Атлантического фонда мира и собственной организации, выступающей против гонки ядерного оружия. Он собрал антивоенную комиссию при поддержке других общественных деятелей

Организация публично признала США виновником военной расправы во Вьетнаме. Рассел выступал против интервенции, а также осуждал вторжение в Чехословакию, произошедшее в 1968 году.

Личная жизнь

На протяжении многих лет, когда он работал единомышленно по логике, частная жизнь философа была мрачной и безрадостной. Он был влюблен в свою первую жену, Алису. В 1911 году, однако, он страстно полюбил леди Оттолин Моррелл. Обреченная с самого начала (потому что Моррелл не собиралась покидать своего мужа), эта любовь, тем не менее, изменила всю жизнь Рассела. Он оставил Алису и начал надеяться, что он, в конце концов, сможет найти исполнение в романтике. Частично под влиянием Моррелл он также в значительной степени потерял интерес к технической философии и начал писать в другом, более доступном стиле. Написав бестселлер, новое исследование «Проблемы философии» (1911), он обнаружил, что у него есть дар описывать сложные предметы так, чтобы они были понятны многим читателям. Он начал все чаще обращаться к своей работе именно к ним, а не к крошечной горсти люди, способных понимать «Принципы математики».

В этот же период Бертран встретил Людвига Витгенштейна, блестящего молодого австрийца, который прибыл в Кембридж, чтобы изучить логику у Рассела. Увлеченный этой наукой Витгенштейн добился больших успехов, и в течение года Бертран предложил ему отложить логику и заняться философией. Однако собственная работа Витгенштейна, в конце концов опубликованная в 1921 году, подорвала весь подход к логике, основанной на вкладе Рассела в философию математики. Он убедил своего учителя, что вообще не существует «истин» логики, эта логика состоит полностью из тавтологии, истина которой не была гарантирована вечными фактами в платоновском царстве идей, а, скорее, была просто в природе языка.

Эссе

Биографы считают, что на написание этого раздела автора вдохновило эссе «Почему я не христианин?». Бертран Рассел написал его еще в 1927 году на основе одной из лекций. Работа начинается с определения термина «христианин». Исходя из этого Рассел начинает объяснять, почему он не верит в Бога, бессмертие, а Христа не считает самым великим и мудрым среди людей.

После этого автор начинает рассматривать аргументы, которые подтверждают существование Бога. Он исследовал этот вопрос с точки зрения космологии, теологии, естественного закона и морали.

После всего сказанного подвергает сомнению исторические факты существования Христа, а также религиозную мораль. Рассел настаивает на том, что религия, в том виде, в каком она представлена в церквях, всегда была, есть и будет основным врагом морального прогресса. Ужас перед неизвестным – вот что лежит в основе веры, по мнению Рассела:

Ранние годы

Философ родился в Равенскрофе, на родине родителей, лорда и леди Амберли. Его дед, лорд Джон Рассел, был младшим сыном 6-го герцога Бедфорда. В 1861 году, после долгой и выдающейся политической карьеры, в которой он дважды служил премьер-министром, лорд Рассел получил признание от королевы Виктории, став первым графом Расселом. Бертран стал третьим графом Расселом в 1931 году, после того как его старший брат Фрэнк умер бездетным.

Ранняя жизнь его была омрачена трагедиями и утратами. К тому времени, когда ему было шесть лет, его сестра Рахиль, его родители и его дед умерли, а он и Фрэнк остались на попечении бабушки, графини Рассел. Хотя Фрэнка отправили в Винчестерскую школу, Бертран получил частное образование дома, а его детство, к его более позднему большому сожалению, проводилось в значительной степени изолировано от других детей. Рано развитый интеллектуально, он с самого начала погрузился в математику и начал изучать евклидову геометрию в возрасте 11 лет.

Взгляды и философские труды

В 1900 году Бертран Рассел в компании педагога Тринити-колледжа Альфреда Уайтхеда стал участником философского конгресса, проведенного в Париже. Он прочел работы философов Готлоба Фреге и Джузеппе Пеано, занимавшихся исследованием символической логики, и создал собственную книгу под названием «Принципы математики». Ее опубликовали в 1903 году. Работа принесла Расселу известность.

Бертран Рассел

Исследования в области единого в математике и логике автор продолжал в период с 1910 по 1913 годы, а затем презентовал трехтомное издание «Основная математика», написанное в сотрудничестве с Уайтхедом. Ученые уверяли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится фундаментом любого исследования. Они отделяли философию от этики и богословия, делая ее основой анализ явления. Эмпирическое Рассел и Уайтхед ставили во главу, так как с его помощью достигается истина, в то время как все другое остается субъективным, а значит, сомнительным.

В дальнейшем Рассел продолжал размышления на тему эмпирического и пришел к выводу, что это единственный способ познания истины. В 1904 году он читал лекции в Гарварде и затем опубликовал их отдельным изданием. Ученый признал наличие противоречий в логике и стал рассуждать о роли гипотез и доказательности опыта в философии.

Философ Бертран Рассел

Рассел был внимателен и к политике. Став вместе с женой членом «Фабианского общества» и сподвижником социализма, он боролся за равноправие женщин в вопросах выборов. В 1910 году Бертран выдвинул свою кандидатуру от либеральной партии на выборы в парламент. Желаемой поддержки он не получил, так как сторонников взглядов ученого в обществе было немного, а его отношение к религии противоречило актуальной на тот момент обстановке.

С 1916 года Рассел состоял в организации «Противодействие призыву на военную службу» и написал книги «Принципы социального переустройства», «Война и справедливость», «Политические идеалы» и др. Его труды не привлекали внимания до тех пор, пока философа не оштрафовали и не посадили в тюрьму за памфлет против тюремного наказания за отказ служить в армии.

Бертран Рассел с учениками

Плохая репутация повлекла за собой увольнение из Тринити-колледжа, преподавателем которого был Бертран. Его библиотеку распродали для погашения штрафа, а правительство запретило выезд в США для чтения лекций в Гарварде.

Рассел не отказался от своих взглядов и за критические высказывания в 1918 году попал в тюрьму Брикстон, где написал «Введение в математическую философию». 1920-е годы ознаменовались публикацией «Анализа мышления», «Основ атома», «Основ относительности», «Анализа материи». Социалистические воззрения ученого получили подкрепление после знакомства с Троцким, Горьким и Лениным в 1920 году.

Выступление Бертрана Рассела

Посетив Советский Союз, Рассел критиковал режим в книге «Теория и практика большевизма». Последующее путешествие в Азию принесло опыт преподавания в Пекинском университете и создание труда под названием «Проблема Китая». С 1924 по 1931 годы ученый читал лекции в США.

В тот период его заинтересовали международные проблемы. Автор рефлексировал в книгах «Свобода и организация, 1814…1914», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: Новый социальный анализ». С 1935 года Бертран Рассел жил в Америке и читал лекции в университетах Чикаго и Калифорнии. Его пацифистские взгляды потерпели поражение после вторжения нацистов, случившегося в Польше в 1939 году.

Бертран Рассел на радио BBC

Ученый выступал за военную реакцию и из-за этого не пользовался популярностью в США. Его с трудом приняли представители духовенства и члены горсовета, вынужденные реагировать на назначение Рассела профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка.

Вернувшись в 1944 году в стены родного Тринити-колледжа, Бертран Рассел продолжил публицистическую деятельность, читал лекции для радио и стал обладателем ордена «За заслуги». Опубликованные в 1950 году «Непопулярные эссе» получили Нобелевскую премию по литературе. Рассел проигнорировал возможность выступить с официальной речью при получении награды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий