Симонов Константин (Кирилл) Михайлович

Двадцать дней без войны

Из учетной карточки полковника известно, что в феврале-марте 1915 г. с диагнозом “неврастения” он находился в лазарете; что из “местного лазарета при лейб-гвардии Конном полку” в Петрограде (Благовещенская, 10) его переместили в лазарет Волжско-Камского Коммерческого банка (Инженерный сквер, Садовая, 4). Через установленное природой время, 28 ноября 1915 г., супруга полковника Александра Леонидовна родила сына Кирилла, будущего Константина Симонова.Александра Леонидовна с сыном Кириллом (позже Константином).

18 апреля 1915 г. полковник сдал командование 12-м полком. В конце июня 1915 г. в Эстляндии началось формирование 43-го армейского корпуса (АК) в составе 6-й армии Северного фронта, задействованного на охране побережья. Начальником штаба корпуса с 8 июля 1915 г. был назначен полковник Симонов. В ноябре 43-го АК был переведен в 12-ю армию генерала Р.Д. Радко-Дмитриева; 6 декабря “за отличие по службе” Михаил Агафангелович получил чин генерал-майора.

Командир корпуса Новиков так аттестовал своего начштаба: “Нравственности отличной, отличный семьянин. Характера твердого и настойчивого… К службе относится с полным рвением и усердием. Никаких спиртных напитков не употребляет. С подчиненными требователен, тактичен в обращении. Знает французский язык. Издал в 1915 г. сочинение “Оборона морской границы и десантные операции”15.

Роман длиною в жизнь. Жены и дети писателя

Константин всегда следовал за своей любовью и жил по зову сердца. Он женился 4 раза, и каждая из избранниц вдохновляла его творить.

Тандем Симонова с Натальей Гинзбург, которая была известна как публицист и писатель-фантаст, распался из-за бытовой рутины, поглотившей творческую пару. Писатель посвятил Наталье свою поэму «Пять страниц».

Наталья Гинзбург

Второй раз Константин женился на литературном критике Евгении Ласкиной. Она имела великолепное чутье на стихи, и книжный шкаф у них дома был забит произведениями с подписями поэтов и писателей. В этом браке родился сын Алексей. Он продолжил общественную деятельность отца, и в 1991 году организовал «Фонд защиты гласности ― за свободу слова», который защищал права журналистов.

Евгения Ласкина с сыном

Но браку с Ласкиной, несмотря на маленького сына, не суждено было продержаться долго. Однажды, в театре Ленинского комсомола, Симонов познакомился с Валентиной Серовой. После встречи со звездой фильма «Девушка с характером», 24-летний Константин не мог думать ни о ком другом. Именно Серова станет его большой музой и великой любовью.

С Валентиной Серовой

Долгое время Валентина не принимала ухаживания писателя. Но Симонов, как преданный поклонник, посещал все ее спектакли, сидел в первом ряду, передавал цветы за кулисы. В это время он разводится с женой и уходит на войну. И посвящает Валентине Серовой целый сборник стихов «С тобой и без тебя». Актриса же добивалась внимания маршала Рокоссовского, у которого были жена и дочь. Вокруг этой истории ходило множество слухов, но их удалось замять приказом Сталина.

Легенда поэзии, «Жди меня», становится толчком, и Валентина соглашается на свадьбу с поэтом в 1943 г. В этом же году выходит фильм с участием Серовой с тем же названием. И она уже не только актриса, но олицетворение верной и преданной боевой подруги.

Констанин и Валентина прожили вместе почти 17 лет, и у них родилась дочь Мария. Но страсть актрисы не только к кинематографу, но и к выпивке, перечеркнет любовь. Симонов же смело шел по карьерной лестнице и заслужил должность главного редактора в «Новом Мире».

Карьера Серовой стремительно катилась вниз. Постоянные скандалы и пьяные выходки актрисы приводят к тому, что Валентина последние 10 лет перед смертью выступала только в его пьесах.

Позже Константин Симонов уберет ее инициалы из сборника стихов и скажет: «Я просто разлюбил тебя». Валентина Серова закончит жизнь одна в холодной и пустой квартире. Всеми позабытая, она умрет в возрасте 58-ми лет. Константин Симонов не придет на похороны, но пришлет букет красных роз, равный количеству прожитых ею лет.

Больше таких пронзительных стихов, какие посвящал Валентине Серовой, поэт не создаст. Уже перед смертью, в больничной палате, он попросит дочь Марию привезти ему альбом с фотографиями Валентины. И скажет, что их союз был и самым большим счастьем и горем для него.

Дочь генерала Алексея Жадова и кандидат искусствоведения, Лариса Жадова, стала четвертой женой драматурга. Именно она помогла Константину оправиться после тяжелого расставания с Валентиной Серовой.

С Ларисой Жадовой

Лариса была вдовой поэта Семена Гудзенко, который также писал стихи о войне. Впрочем, отец Ларисы не принял этот союз и был безумно счастлив, когда дочь нашла достойную партию в лице Симонова. Да, он тоже был поэтом, но не только. Константин занимал пост главного редактора и обладал большим количеством наград и орденов, среди которых и шесть премий Сталина.

Константин и Лариса воспитывали совместную дочь Александру и Екатерину, дочь Жадовой от первого брака.

Как искусствовед и влиятельный редактор пара составляла интеллектуальный и творческий тандем. Под напором жены, Константин раскроется как общественный деятель.

Вместе они прожили 20 лет. Их разлучила смерть Константина. Несмотря на жесткий характер Ларисы, писатель обрел покой в этом браке.

«Он генерал, а я рядовой»

Я признаюсь Алексею Кирилловичу, что мне трудно говорить с моими детьми о войне — слишком много вокруг этой темы ложного пафоса. Вместо этого я просто дала им почитать стихотворение «Жди меня», которое, как говорят, хранилось в кармашке каждой солдатской гимнастерки. Три строфы — и в них вся правда о войне, о любви, о смерти, о встрече. Интересно, как сам Константин Симонов относился к тому, что живая, трагическая военная память подменяется официозом? И менялось ли его собственное отношение к Великой Отечественной?

Память горя сурова, память славы жива… 10 стихотворений о Великой Отечественной

— Оно не менялось. Оно расширялось. Он собрал три тысячи страниц солдатских мемуаров и мечтал в конце жизни издать воспоминания о войне от первого до последнего ее дня по рассказам простых солдат. Он очень любил этих людей, понимал их войну, разговаривал с ними на одном языке. Но при этом с маршалом он умел разговаривать на его языке. Как военный историк, Константин Симонов понимал, что не существует войны в представлении одного человека. Война — это сумма всех представлений о ней, у каждого оно свое. 

— Но у нас-то вместо разных взглядов и разных «правд» были только мраморные и гранитные монументы. 

— Открывать знаменитый памятник на Мамаевом кургане отец ездил в начальственном поезде, где они ночью выпивали и беседовали с Брежневым. Памятник отцу не нравился. Я его спросил: «Ты Брежневу об этом сказал?» — «А он меня об этом не спрашивал. Он генерал, а я рядовой. Инициатива таких бесед должна исходить от генерала». 

— Как лично вы относитесь к нынешнему культу войны и победы?

— Чудовищно отношусь. Все омертвляется и превращается в бюрократию. Мои знакомые ребята из Томска придумали дивную идею с Бессмертным полком, в этом было ощущение какой-то истинности народной. Я им давал первую лицензию в качестве сопредседателя лицензионной комиссии Комитета по печати и Комитета по радиочастотам. А потом все это взяли и зарегулировали. Бессмертный полк превратился в бутафорию. 

«Второе обрезание»

Но не тут-то было. Грянула кампания против космополитов, и устроиться на работу стало невозможно. С 1949 по 1956 год Ласкина брала внештатную редактуру, писала в разные ведомственные журналы и даже подружилась с главным лоцманом Суэцкого канала, про которого делала очерк. В какой-то момент ей — о чудо — удалось устроиться в Радиокомитет, но Сергей Георгиевич Лапин, возглавлявший в ту пору литературно-драматическое вещание, а в дальнейшем — бессменный председатель Гостелерадио СССР и один из самых жестких советских партийных руководителей, быстро ее раскусил и уволил. 

С Лапиным у Алексея Кирилловича был связан и собственный сюжет. 

— Этот человек всю жизнь очень не любил евреев, но любил старых актеров. Он прощал Утесову, Раневской то, что не простил бы другим. В 1971 году выходил мой фильм про Утесова «С песней по жизни», из которого цензоры хотели выкинуть эпизод, где Леонид Осипович рассказывает, как он уезжал из Одессы после гастрольного концерта, а к нему на капот машины бросилась зрительница с криком: «Ви Утесов? Яшка, Яшка, иди сюда! Смотри, это Утесов, он умрет, и ты его больше не увидишь! Смотри сейчас!» Вот эту байку они хотели вырезать. Утесов при мне позвонил Лапину: «Здравствуйте. Это народный артист Утесов. Я могу поговорить с Сергеем Георгиевичем? Сергей Георгиевич, это Утесов, здравствуйте. У вас тут сняли фильм про меня. Я видел, мне нравится. Скажите, пожалуйста, зачем мне второй раз делают обрезание?» Эпизод был оставлен.

Когда Алексей Симонов впервые оказался в кабинете Лапина, тот его спросил между прочим: «А вы часом не сын Жени Ласкиной?»

— Представляете, он помнил, что 30 лет назад по еврейской линии вычистил мать со службы! — смеется Симонов.

Он возвращается к разговору про Евгению Самойловну:

— Вы знаете, она фантастически умела дружить. У нее была подруга, сын которой еще пацаном болтался по лагерям, потому что бежал с трудового фронта. В конце 1944 года моя мама по почтовым штемпелям разыскала его где-то на Урале, извлекла из колонии и выхлопотала ему разрешение прилететь в Москву на ведомственном наркомтяжпромовском самолете. Этот человек, на 12 лет старше меня, стал мне фактически братом. Думая о его судьбе, я понимаю, что для этих промежуточных поколений, на 10–12 лет младше матери и на 10–12 лет старше меня, она была старшим товарищем, советчиком и в личных проблемах, и в литературных делах. Потом она дружила с моими друзьями, а еще позже, как утверждает мой сын Женька, с его друзьями. У нее был какой-то поразительный человеческий талант. 

Личная жизнь

Что касается личной жизни Константина Симонова, то она всегда была бурной. Писателю было жизненно необходимо, чтобы рядом с ним присутствовала муза, которая бы его вдохновляла. Собственно, поэтому он четыре раза отправлялся к алтарю.

Первой избранницей журналиста стала писательница Наталья Гинзбург. Супруг посвятил ей поэму «Пять страниц». Правда, брак не просуществовал долго, две творческие личности просто не смогли ужиться вместе.

Следующей супругой литератора стала Евгения Ласкина, она подарила Константину Михайловичу сына, которого назвали Алексеем (1939 года рождения). Это была хорошо образованная женщина, она работала литературным редактором в журнале «Москва». Именно под ее руководством был опубликован знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Но и эти отношения не были продолжительными, брак распался из-за новой влюбленности поэта.

Третьей спутницей была известная актриса Валентина Серова. Зрители ее знают по картинам «Сердца четырех» и «Бессмертный гарнизон». Супруга вдохновила писателя на создание сразу нескольких произведений, в том числе стихотворение «Жди меня». Позднее она снялась в одноименной картине, ей досталась главная женская роль. Они прожили совместно 15 лет, в браке родилась их дочь Мария.

Последней женой литератора стала искусствовед Лариса Жадова, это была жесткая, справедливая и совестливая женщина. В 1957 году у супружеской четы родилась дочка Лариса.

28 августа 1979 года известный литератор скончался, он на протяжении последних лет боролся с онкологией, у автора был диагностирован рак легких. Тело Константина Михайловича было кремировано, а прах развеян над Буйническим полем, где он воевал и потерял многих своих боевых товарищей. Сегодня на его месте находится могилевский мемориальный комплекс.

Константин Симонов оставил значительный след в литературе, его произведения кратко изучаются в школе, ученики готовят по ним рефераты, делают презентации. Творчеству писателя посвящена страница в википедии, его именем названы улицы во многих российских городах. А в 2014 году Аэрофлот стал обладателем самолета нового поколения, который назвали в честь военного журналиста и поэта Симонова.

Краткая биография Симонова

Константин Михайлович Симонов

Константин Михайлович Симонов — ключевая фигура советской литературы. Это прозаик и поэт, киносценарист и драматург. Также Симонов работал военным корреспондентом, журналистом и вел активную общественную деятельность. Родился Константин (имя при рождении Кирилл) Симонов 28 ноября 1915 года в Петрограде. Его отец — генерал-майор, а мать — княжна.

Кирилл учился в школе до седьмого класса, а потом стал студентом фабрично-заводского училища. Отца он не знал, поскольку тот не вернулся с войны. Мальчика воспитывал отчим — преподаватель военного дела. В юношеском возрасте Кирилл уже работал. Он выбрал профессию токаря по металлу и работал в Саратове. В 1931 году семья переехала в столицу. Здесь юноша продолжил обучение и поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. После этого учебного заведения Симонов стал студентом ИФЛИ.

Первые произведения поэта и прозаика появились в 1938 году. Это были стихи и поэма «Павел Черный». Через год Симонов отправился в Монголию на Халкин-Гол. Здесь он работал военным корреспондентом. В это время Кирилл сменил имя на Константин. Причина такого решения в том, что Симонов плохо произносил звук «р».

Во время войны Константин освещал события в прессе: «Боевое знамя», «Красная звезда». Ему присвоили звание полковника и наградили медалями, орденами. После завершения войны Симонов путешествовал и посетил Японию, США, Китай. Несколько лет он жил в Ташкенте. В 1969 году журналист рассказывал о событиях, происходивших на Даманском острове. На протяжении нескольких лет Симонов занимал должность главного редактора издания «Новый мир» и «Литературной газеты». В 1978 году его назначили председателем комиссии, занимавшейся подготовкой к юбилею со Дня рождения А. Блока.

Константин Симонов — автор многих произведений. На войне он написал «Историю одной любви», «Русские люди», «Дни и ночи», «Парень из нашего города». К известным сочинениям и поэмам относятся «Друзья и враги», «Вьетнам», «Безымянное поле». Романы и повести — «Живые и мертвые», «Гордый человек», «Последнее лето». Также у Симонова много мемуаров и очерков, пьес, сценариев и переводов. Константин Михайлович всегда находился в центре важных событий. Он принимал участие в собраниях против Ахматовой и Зощенко, вместе с другими авторами писал письмо против Сахарова и Солженицына.

Константин Симонов женился несколько раз. Первая супруга — писательница Наталья Гинзбург. Ей была посвящена поэма «Пять страниц». Вторая супруга — филолог Евгения Ласкина. В браке родился сын Алексей. Со второй женой Константин развелся, поскольку познакомился с Валентиной Серовой, актрисой театра и кино. Ей поэт посвятил стих «Жди меня», на основании которого был снят фильм. В 1943 году Серова стала женой Симонова и прожила с ним 15 лет. У них появилась дочь Мария. В 1957 году Константин снова женился. Его избранницей стала Лариса Жадова. Их совместная дочь — Александра.

Умер Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в Москве. У него был рак легкого. Писатель составил завещание. Согласно этому документу его прах развеяли над мемориальным комплексом Буйничское поле, что находится возле Могилева. Здесь впоследствии установили Симоновский камень. В честь Симонова назван теплоход, астероид, библиотека. В Саратове возле ПТУ установлен памятник, а на московском доме — мемориальная доска.

Детство и юность

Холодным осенним днем в городе на Неве, который раньше именовался Петроградом, 28 ноября 1915 года в семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова и его супруги – княжны Александры Леонидовны Оболенской – родился сын, которого назвали Кириллом.


Писатель Константин Симонов

Кирилл – настоящее имя писателя, но по причине того, что Симонов картавил и не выговаривал твердую «л», он стал называть себя Константином, однако мать литератора не признавала псевдоним своего отпрыска, поэтому всегда называла сына ласково Кирюшей.

Мальчик рос и воспитывался без отца, потому что, как гласит биография, составленная Алексеем Симоновым, следы его деда теряются на территории Польши в 1922 году: главный кормилец в доме пропал без вести, участвуя в Первой мировой войне. И потому воспоминания Константина Михайловича больше связаны с отчимом, чем с отцом.


Константин Симонов в детстве

В поисках лучшей жизни мать будущего писателя вместе с сыном переехала в Рязань, где и познакомилась с Александром Григорьевичем Иванишевым, который работал военным специалистом, а позже руководил рабоче-крестьянской Красной армией. Известно, что между новым супругом Оболенской и его пасынком возникли теплые дружеские отношения.

Пока глава семейства пребывал на работе, Александра готовила обеды и ужины, вела домашнее хозяйство и воспитывала Константина. Прозаик вспоминал, что его родители часто обсуждали политику, однако всех этих разговоров Константин Михайлович практически не помнил. Но, когда глава семьи поступил на службу в Рязанскую пехотную школу преподавателем тактики, в семье воцарилось негативное мнение о Троцком, в частности взрослые критиковали в пух и прах его деятельность в качестве наркомвоенмора.


Константин Симонов в молодости

Затем эту должность занял Фрунзе, которого встретили хорошо, а вот тактика его последователя – Ворошилова – отчиму Константина не понравилась. Также писатель помнит, что новость о смерти Владимира Ильича была глубоким потрясением для его семьи, на глазах родителей были слезы, но о том, что на смену Ленину пришел борец с троцкизмом Сталин, они еще в то время не сильно осознавали.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, в его памяти запечатлелось событие, которое он вспоминал до конца жизни. Дело в том, что Симонов столкнулся с понятием репрессии (которая в то время только давала первые ростки) и по стечению обстоятельств, вернувшись в дом за забытой вещью, лично наблюдал обыск в квартире своего дальнего родственника – парализованного старика.

Стоит отметить, что в детстве будущий писатель не был привязан к определенному месту, потому что из-за специфической профессии отчима семейство переезжало с места на место. Таким образом, юность писателя прошла в военных городках и командирских общежитиях. По стечению обстоятельств Константин Михайлович окончил семь классов общеобразовательной школы, а потом, увлеченный идеей социалистического строительства, выбрал приземленную стезю и отправился получать рабочую специальность.


Константин Симонов

Выбор молодого человека пал на школу фабрично-заводского ученичества, где он обучался профессии токаря. В биографии Константина Михайловича были и небезоблачные дни. Его отчима арестовали на непродолжительный срок, а затем уволили с занимаемой должности. Поэтому выселенная с жилплощади семья практически осталась без средств к существованию.

В 1931 году Симонов вместе с родителями переехал в Москву, но до этого трудился токарем по металлу на саратовском производстве. Параллельно с этим Константин Михайлович получал образование в Литературном институте имени Максима Горького, где и начал проявляться его творческий потенциал. Получив диплом, Константин Михайлович был принят в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского.

Литературная деятельность

Пройдя всю войну и насмотревшись всех ужасов, Симонову было жизненно необходимо поделиться этим с кем-то. Собственно поэтому главной темой его рассказов стала война. У Константина Михайловича был уникальный литературный талант, он мог одинаково хорошо писать в любом жанре, будь то рассказ, пьеса, стихотворение или роман.

Творчеством литератор начал заниматься еще в студенческие времена. Его библиография начала наполняться с 1936 года, именно в тот период были опубликованы его первые стихи в журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия».

В послевоенные годы он был редактором журнала под названием «Новый мир», поэт много путешествовал, этому способствовали заграничные командировки. Затем он занял должность главного редактора издания «Литературная газета». В это время автор подарил читателям несколько своих произведений, вот лишь краткий список:

  • «Югославская тетрадь»;
  • «Дни и ночи»;
  • «Двадцать дней без войны»;
  • «Гордый человек».

В этот же период Симонов активно выступал против «опальных литераторов», числе которых были:

  • Александр Солженицын;
  • Анна Ахматова;
  • Борис Пастернак.

В 1952 году хронологическая таблица автора пополнилась новым произведением. Константин Симонов представил публике своей первый роман, который был назван «Товарищи по оружию». А спустя несколько лет было опубликовано его новое и главное, по мнению самого писателя, произведение — «Живые и мертвые». Содержание частично автобиографично, так как информация бралась из личного дневника литератора.

В книге указаны события, свидетелем которых был сам автор. В 1964 году по мотивам сюжета был снят художественный фильм с участием многих звезд кинематографа.

Личная жизнь

Первой супругой Константина Симонова стала Гинзбург (Соколова) Наталья Викторовна. Она была родом из творческой семьи, папа – режиссёр и драматург, принимал участие в основании Театра сатиры в Москве, мама – театральная художница и писательница. Наташа на «отлично» окончила Литературный институт, где во время учёбы и познакомилась с Константином. Вышедшая в 1938 году поэма Симонова «Пять страниц» посвящалась Наталье. Их брак оказался недолгим.

Вторая жена поэта филолог Евгения Ласкина заведовала отделом поэзии в литературном журнале «Москва». Именно этой женщине должны быть благодарны все любители творчества Михаила Булгакова, она сыграла главную роль в том, чтобы в середине 60-х годов свет увидело произведение «Мастер и Маргарита». От этого брака Симонова и Ласкиной есть сын Алексей, родившийся в 1939 году, который в настоящее время является известным российским кинорежиссёром, писателем, переводчиком.

В 1940 году и этот брак распался. Симонов увлёкся актрисой Валентиной Серовой.

Красивая и яркая женщина, кинозвезда, незадолго до этого ставшая вдовой; её муж, лётчик, Герой Испании Анатолий Серов погиб. Константин просто потерял голову от этой женщины, на всех её спектаклях он сидел в первом ряду с огромным букетом цветов. Любовь вдохновила поэта на самое известное его произведение «Жди меня».

Написанное Симоновым произведение «Парень из нашего города» было как будто повторением жизни Серовой. Главная героиня Варя в точности повторяла жизненный путь Валентины, а её супруг Анатолий Серов стал прототипом персонажа Луконина. Но Серова отказалась принимать участие в постановке этой пьесы, очень тяжело она переживала уход из жизни супруга.

В начале войны Валентина эвакуировалась в Фергану вместе со своим театром. Вернувшись в Москву, она согласилась выйти замуж за Константина Михайловича. Летом 1943 года они официально зарегистрировали свой брак.

В 1950 году у супругов родилась девочка Мария, но вскоре после этого они расстались.

В 1957 году Константин женился в последний, четвёртый, раз на Жадовой Ларисе Алексеевне, вдове его фронтового товарища. От этого брака у Симонова есть дочь Александра.

Литература

Человек, который видел ужасы, происходящие во время Великой Отечественной войны, нес эти воспоминания как тяжкий груз, на протяжении всей жизни. Поэтому неудивительно, что кровавые события 1941–1945 годов стали подоплекой для творчества, потому что людям хотелось поделиться тем, что им пришлось пережить, и Константин Михайлович Симонов – не исключение. Главная тема его произведений, как и у Василя Быкова, – война.

Поэт Константин Симонов

Стоит отметить, что Симонов – это универсальный литератор. В его послужном списке числятся как небольшие повести и рассказы, так и стихотворения, поэмы, пьесы и даже целые романы. По слухам, мастер слова начал заниматься сочинительством в молодости, пребывая на университетской скамье.

После войны Константин Михайлович работал редактором в журнале «Новый мир», бывал в многочисленных командировках, наблюдал красоты Страны восходящего солнца и путешествовал по Америке и Китаю. Также Симонов с 1950 по 1953 годы находился на посту главного редактора «Литературной газеты».

https://youtube.com/watch?v=RMCHfGA508M

Известно, что после смерти Иосифа Сталина Константин Михайлович написал статью, где призывал всех литераторов отразить великую личность генералиссимуса и написать о его исторической роли в жизни советского народа. Однако это предложение было воспринято в штыки Никитой Сергеевичем Хрущевым, который не разделял мнения писателя. Поэтому по приказу первого секретаря ЦК КПСС Симонова сместили с занимаемой должности.

Также стоит сказать, что Константин Михайлович участвовал в борьбе против отдельной прослойки интеллигенции. Другими словами, литератор не питал симпатии к своим коллегам по цеху – Анне Ахматовой, Михаилу Зощенко и Александру Солженицыну. Травле подвергался и Борис Пастернак, который писал «непарадные» тексты.

Роман Константина Симонова «Живые и мертвые»

В 1952 году у Константина Симонова выходит дебютный роман, который получил название «Товарищи по оружию», а через семь лет писатель становится автором книги «Живые и мертвые» (1959), которая переросла в трилогию. Вторая часть была напечатана в 1962-м году, а третья – в 1971. Примечательно, что первый том был почти идентичен личному дневнику автора.

Сюжет романа-эпопеи строится на событиях, которые происходили во время войны, с 1941 по 1944 годы. Можно сказать, что Константин Михайлович описывал то, что видел своими глазами, художественно приукрасив произведение метафорами и прочими речевыми оборотами.

Кадр из фильма по роману Константина Симонова «Живые и мертвые»

В 1964 году именитый режиссер Александр Столпер перенес это произведение на экраны телевизоров, сняв одноименный фильм. Главные роли исполнили Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Олег Ефремов, Олег Табаков и другие известные актеры.

Помимо прочего, Константин Михайлович переводил на русский язык тексты Редьярда Киплинга, автора известной книги о приключениях Маугли, а также сочинения азербайджанского поэта Насими и узбекского писателя Каххара.

«В биографических фильмах есть что-то нехорошее»

Родители Алексея Кирилловича познакомились в Литературном институте — Женя Ласкина училась на два курса младше Симонова. 8 августа 1939 года у них родился сын, в сентябре 1939-го Константин Симонов уехал на Халхин-Гол, и с этого момента началась его большая писательская карьера — или, как иронически говорит Алексей Симонов, «папаша пошел по рукам». («Там, в далекой пустыне, бок о бок с монголами сражаясь против вторгшихся в Народную Монголию японцев, армия первой в мире страны социализма с оружием в руках выполнила свой интернациональный долг», — писал Константин Симонов.) Вернувшись, он встретил актрису Валентину Серову, влюбился и объявил жене, что уходит.

— Как вы с матерью приняли это?

— Она переживала, наверное, а я не очень

Как ни странно, тетя Валя (Валентина Серова) переживала тоже, ей потом было важно меня убедить, что она не уводила отца из семьи. Она была хорошим человеком, у нас были добрые отношения, и я уж точно не держал на нее обиды за уход отца

Мне вообще это было совершенно неважно, ведь с самого начала мать была мне и мамой, и папой. 

Конечно, можно было бы сейчас присочинить, что «мать любила отца всю жизнь», но лично у меня такого ощущения не было. Скорее, она им гордилась.

Хотя сохранилось мамино письмо 1949 года, в котором она пишет сестре: «Того Кости, которого мы с тобой знали, давно нет, он превратился в чинушу». И это при том, что отец очень внимательно относился к просьбам матери, тем более что она редко просила. Вообще, отец уважал маму и однажды признался, что чрезвычайно благодарен ей за то, что она сохранила его для меня. Ведь я мог совершенно иначе воспринимать его редкие появления в моей жизни.

— Несколько лет назад режиссер Юрий Кара снял телевизионный сериал про Валентину Серову и про ее отношения с Константином Симоновым. Вы были им очень недовольны.

— Этот фильм был возмутительным безобразием, но вмешаться я не мог, потому что у нас, у наследников, оказывается, нет права на имена, только на произведения. Однако снять симоновские стихи из этого сериала мне удалось, а фамилию Симонов потом все-таки заменили на Семенов. И это правильно. Если это художественный персонаж, то почему он должен носить фамилию Симонов?

— Потому что так решил режиссер. 

— Но это должно быть каким-то образом регулируемо, по крайней мере, или охраняемо. А как иначе? Все эти биографические фильмы, в них всегда есть что-то сильно нехорошее. Я очень доволен тем, что эта лента совершенно не пользовалась успехом, там не было ни малейшего художественного открытия. 

— Если бы у вас была власть, как у Лапина, вы запретили бы этот сериал?

— Да, запретил бы.

— Вы же против цензуры.

— Послушайте, ну сколько можно зарабатывать на одном историческом пятачке? Количество гадких книжек, которое написано про любовь Валентины Васильевны и Константина Михайловича, уже зашкаливает. Только у меня на полке их стоит три. 

Война

Симонов был призван на службу в армию, где служил военным корреспондентом до того, как Вячеслав Михайлович Молотов объявил по радио о нападении Адольфа Гитлера. Молодого человека отправили писать статьи о боях на Халхин-Голе – локальном конфликте между Японской империей и Маньчжоу-го. Именно там Симонов познакомился с Георгием Жуковым, получившим народное прозвище Маршал победы.

Константин Симонов на войне

В аспирантуру писатель не вернулся. Когда началась Великая Отечественная война, Симонов вступил в ряды РККА и публиковался в газетах «Известия», «Боевое знамя» и «Красная звезда».

За свои заслуги и мужество литератор, побывавший на всех фронтах и видевший земли Польши, Румынии, Германии и других стран, удостоен множества примечательных наград, а также прошел путь от старшего комиссара батальона до полковника. В послужном списке Константина Михайловича имеются медаль «За оборону Кавказа», орден Отечественной войны первой степени, медаль «За оборону Москвы» и др.

Война

В самом начале ВОВ был призван в армию, работал в издательстве «Боевой знамя», но почти сразу уехал специальным корреспондентом «Красной звезды» в осажденную Одессу. Биография Константина Симонова в эти годы весьма насыщенна.

Звание старшего батальонного комиссара он получил в 1942 году, в 1943-м ему присвоили звание подполковника, а после войны он получил звание полковника. В эти годы он написал такие свои известные произведения, как «Жди меня», «Русские люди», «Дни и ночи», сборники стихов «Война» и «С тобой и без тебя».

Константин Симонов в качестве военного корреспондента побывал в Югославии, Румынии, Польше и Германии. Он стал свидетелем последних дней сражений за Берлин.

Все эти события были описаны в многочисленных сборниках очерков: «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии» и т. д.

«Я как ладья, снятая с доски»

Я знаю несколько человек, которые отказались от своих фамилий, чтобы их перестали сравнивать со знаменитыми отцами. А Симонову-младшему она не мешала? На это Алексей Кириллович отвечает стишком Михалкова: «Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, но в основном ослом он был — ослом он и остался!» 

Меня больше всего поражает в Алексее Кирилловиче активная, деятельная память об отце в сочетании с самоиронией и абсолютной интеллектуальной независимостью. Удивительно, что сын одного из самых титулованных советских поэтов стал правозащитником, членом Московской Хельсинкской группы, президентом Фонда защиты гласности. Каким образом произошло это внутреннее самоопределение?

— Для моей матери семейные ценности были намного выше, чем государственные или какие-то там еще, а в семье Ласкиных было много репрессированных. Это стало основой моего понимания. В этом смысле я — сын своей матери, а не отца. Ну а после ХХ съезда пришло окончательное осознание, что советская власть — это подлость.

— Почему вы не любите, когда вас называют правозащитником?

— Если сегодня, когда есть минимум четыре резонансных журналистских скандала, ко мне практически никто не обращается за комментариями, — это значит, что я уже сошел с боевых рельсов. Я как ладья, снятая с доски. 

Фонд защиты гласности, президентом которого я все еще являюсь, работает теперь главным образом на составление базы данных о нарушениях прав журналистов и свободы слова в России. До прошлого года мы еще вели школы расследовательской журналистики, их прошло более 30 по стране, но сейчас это все уже невозможно. Теперь мы — архивариусы.

Не надо надувать щеки, если ты уже не можешь ничего сделать.

Наша правозащитная Московская Хельсинская группа утратила былой авторитет со смертью ее основательницы, Людмилы Михайловны Алексеевой два года назад. Люда была ее мозгом и сердцем. Не стало ее — и жизнь ушла. Поэтому вся задача моя заключается в том, чтобы вести себя прилично, не более.  

— Вы верите в Бога?

— Жена моя — человек верующий в значительно большей степени, чем я. Под ее влиянием я стал ходить в церковь, хотя не так часто, как ей бы хотелось. 

— Когда это началось?

— Семнадцать лет назад, когда у нас погиб сын. Ему было 18, он упал с 11-го этажа соседнего дома, никто не знает почему. После этого жену мотнуло в религию, а я не мог оставить ее одну. В результате я крестился, а потом мы с ней обвенчались. Все было, в основном, для семьи. 

Теперь несу этот крест, никуда не денешься от этого, да и желания нет. Мой духовный отец — замечательный священник Георгий Эдельштейн. Я его очень люблю, но все время подвожу. Он за меня молится, а сам я почти не молюсь и не исполняю уроков. Виноват! Не исполняю.

Беседовала Мария Божович

Фото: Сергей Петров

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий