Скульпторы

Наиболее талантливые мастера

Из истории искусства можно выделить несколько наиболее выдающихся личностей, которые посвятили свою жизнь скульптуре и прославились благодаря этому. Каждый из них оставил наследие, стал частью культуры прошлого:

Франсуа Роден — известнейший французский скульптор, который долгое время зарабатывал на жизнь декорированием. Творил он в конце XIX века и в начале ХХ века. Множество работ талантливого человека не было идентифицировано, поскольку он на протяжении некоторого периода работал анонимно. Другие были утеряны. Наиболее известной скульптурой Родена считается «Мыслитель». Известность ему принесла также работа «Врата ада» и «Поцелуй». Сегодня в Париже находится музей, посвященный великому скульптору.
Итальянский скульптор, художник и архитектор Микеланджело жил и творил в XV—XVI вв. Его наиболее известные работы: «Битва кентавров», «Мадонна у лестницы», «Мадонна с младенцем». Вторая считается наиболее ранним творением автора, выполнена в рельефном стиле. Последняя работа круглая, обозревается со всех сторон.
Сальвадор Дали — испанский скульптор, живописец, писатель и режиссер. Прославился в области скульптуры после создания работы «Сидячий Дон Кихот». Жил и творил Дали в ХХ веке, отличался истинным талантом и необычными взглядами, позволяющими создавать эксклюзивные работы.

Каждый из профессионалов прошел длинный путь от обучения своему делу до создания работ, ставших памятниками культуры. Сегодня работа скульпторов несколько упростилась, но это не делает ее менее значимой. Любой молодой специалист должен выбрать свой стиль и творить, опираясь на собственное видение. Это позволит оставить свой след в мировом искусстве.

Предыдущая

КарьераНефтегазовое дело — кем работать и где учиться

Следующая

КарьераПсихотерапевт — как стать, где учиться и чем заниматься

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Молодые годы

Он родился в 1906 году в маленьком шахтерском городке Руре. Ему не исполнилось и года, когда он потерял отца. А в 16 лет после смерти матери ушел из чуждого ему дома отчима.

Юноша овладевает камнерезным ремеслом, посещает вечерние курсы при художественном музее в Эссене, учится у немецкого мастера Вильгельма Герстеля.

Самобытное искусство Кремера развивалось под влиянием великой традиции реалистической скульптуры. Он ощущал себя продолжателем романтической и готической пластики, тяготел к суровой горечи реализма Эрнста Барлаха и Кэте Кольвиц, видел в них истинно национальные черты.

В 1926 года Кремер вступает в Союз коммунистической молодежи Германии. В 1929 году он переезжает в Берлин, где становится учеником высшей школы изобразительного и прикладного искусства. В этом же году, когда проходили ожесточенные бои коммунистов против растущих сил фашизма, молодой художник вступает в Коммунистическую партию Германии. Приход к власти фашистов не изменил убеждений Кремера.

Фриц Кремер.1937

В 1933 году он собирает подписи протеста против исключения Кэте Кольвиц из Прусской Академии художеств. Нацисты пытаются поставить Кремера на службу новому режиму. Они безуспешно заигрывают с ним, как и с другими художниками, не покинувшими Германию, но ушедшими во внутреннюю ссылку.

В 1941 году Кремера мобилизовали в армию. Он служит в Греции, пока не возникает возможность в 1944 году сдаться югославским партизанам.

Фриц Кремер. Скульптура «Матери».1939

Биография

Детство и молодость

Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец Жан-Батист Роден служил в префектуре. Огюст был вторым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер; первым ребёнком была Мари — на два года его старше.

В школе Роден не проявлял интереса к учёбе, за исключением рисования. В 14 лет Огюст получил от отца, на которого смогла повлиять в этом вопросе 16-летняя Мари, разрешение поступить в cole Gratuite de Dessin (также известную как Petite cole, Малая школа) — учебное заведение, готовившее художников, декораторов, ювелиров и представителей схожих профессий. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу.

Начиная с этого периода, Роден много лет перебивался заработками подмастерья, декоратора, скульптора на общественных работах. Он посещал курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1862 году умерла Мари Роден, сестра скульптора. Это глубоко его потрясло, на какое-то время Роден забросил занятия скульптурой. Роден вступил послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к занятиям искусством. Сохранился бюст Эймара, который Роден создал в 1863 году.

Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Работы того периода он выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, многие не сохранились. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Брак не был оформлен, поэтому сын получил фамилию матери. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка»; последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Роза Бёре оставалась спутницей скульптора на протяжении всей его жизни, хотя Роден был непостоянен, и их отношения переживали разные этапы.

Становление

После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую конюшню. В 1864 году Роден выполнил бюст местного жителя по прозвищу Биби, которого отличало выразительное лицо со сломанным носом. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена. С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. С началом франко-прусской войны Роден был призван в действующую армию, но вскоре комиссован из-за плохого зрения. Каррье-Беллёз, который переехал в Бельгию и получил крупный заказ на оформление здания брюссельской Биржи, предложил Родену работу, и тот тоже переехал в Брюссель.

В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д’Анверс. После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу. Однажды Роден подписал одну статуэтку собственным именем и предложил посреднику в обход Каррье-Беллёза. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию, и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. Почти все продажи из-за отдалённости Франции и сложившейся клиентуры ван Расбурга в итоге приходились на Бельгию. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью принадлежат Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют.

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Искусство ваяния советского и постсоветского времени

Одним из самых узнаваемых произведений скульптуры первой половины 20-го века, безусловно, является знаменитый монумент Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” — признанный шедевр соцреализма. Не менее интересны и работы Е. Вутечича, создавшего “Воина-освободителя” для берлинского Трептов-парка и всемирно известную статую “Родина-мать”, и М. Аникушина — автора памятников А. П. Чехову и А. Пушкину, который был установлен в Ленинграде в 1957 году.

Что касается того, кто наиболее известные русские скульпторы постсоветского периода, то, наверное, к ним стоит отнести и Эрнста Неизвестного, который, начав свое творчество еще во времена СССР, был вынужден эмигрировать в США, и свое наиболее значимое произведение — “Маску скорби” для магаданского мемориала жертв сталинских репрессий — создал в 1996 году. Еще один мастер ваяния, получивший широкое признание в последние десятилетия, — М. Шемякин, среди работ которого особого упоминания заслуживает многофигурная композиция “Дети — жертвы пороков взрослых”.

Плюсы и минусы профессии

Данный раздел статьи будет полезен для детей, которые планируют стать скульптором. Здесь дадим описание основных плюсов и минусов профессии, с которыми придется столкнуться.

Положительная часть профессии:

  • Возможность выражать себя в творчестве;
  • Профессия не относится к ряду серых офисных будней;
  • Есть вероятность открытия частного бизнеса и хорошего заработка;
  • Работать можно по личному графику.

А теперь разберем минусы, к которым относятся:

  • Сложный физический труд;
  • Имеются медицинские противопоказания;
  • Имеется риск творческого застоя;
  • Карьерная лестница дается с трудом.

Константин Бранкузи и «Спящая муза»

Константин Бранкузи считался хедлайнером абстрактной скульптуры и учеником Родена. Родившись в бедной румынской семье, Бранкузи переехал в Париж после окончания художественной школы в Румынии, а к 1933 году он стал одним из самых известных живых скульпторов.

Как и в случае со многими модернистскими скульптурами, его работы представляют собой упрощенные изображения, которые призваны передать суть предмета, а не то, как он на самом деле выглядит.

Например, скульптура «Спящая муза» — серия, созданная в 1900-х годах, на которой изображена спящая красивая женщина, но сама по себе скульптура – просто голова с вмятинами и царапинами, изображающими черты лица и волосы женщины. Несмотря на то что скульптура выглядит достаточно абстрактно, ей все же удается передать всю красоту и элегантность предметов.

Женщина хотела продать первое издание «Гапрри Поттера» за 50 пенсов

Риски от малоподвижной сидячей работы можно снизить всего за 11 минут упражнений

Без очередей и витрины: Лувр выставил на аукцион ежегодный осмотр «Мона Лизы»

Характеристика

Скульптура — вид изобразительного искусства, в котором художники создают объемные фигуры. В работе они используют твердые или пластические материалы. Мастера изображают людей, животных, растения и другие предметы окружающего мира. Часто скульптура пересекается с архитектурой, потому что оба направления в искусстве связаны с объемом и пространством.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова

Главная задача — создание реалистичного или идеализированного образа человека. Животные и другие предметы природы занимают второстепенное место в их композициях.

Статуя Святого Георгия в Орсанмикеле, ФлоренцияДонателло

По своему содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптур:

  1. Монументально-декоративная. Отличается ярко выраженным общественным характером, ее размещают в людных местах — на площадях, в парках, на фасадах зданий. Главная функция — дополнение архитектуры, придание ей большей выразительности, украшение общественных мест. Монументально-декоративная форма проявляется в виде городских памятников, монументов и мемориалов. Обычно их создание приурочено к значимой дате или для прославления известного человека.
  2. Станковая. Не так тесно связана с архитектурой, как монументально-декоративная форма. Ее можно увидеть в выставочных залах, в интерьерах жилых помещений. Основная функция станковых объектов — раскрытие внутреннего мира человека.
  3. Скульптура малых форм. Перекликается с декоративно-прикладным искусством, потому что она украшает интерьер жилых помещений. Главное отличие от предыдущей — ее производство можно организовать в промышленном масштабе. Станковая форма носит более интимный характер. В этой группе выделяют два направления — массовое производство и искусство создания единичных экземпляров.

Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)

Главные отличительные особенности скульптуры:

  • телесность;
  • материальность;
  • лаконизм;
  • универсальность.

Святой Иоанн КрестительДонателло

Первые две характеристики связаны с тем, что человек может тактильно почувствовать объем. Но высшим мастерством считается умение создать эффект «зрительного осязания». Человек может визуально почувствовать объем благодаря соотношению глубины и выпуклости поверхности. Материальность скульптуры проявляется в конкретности результата. Он приобретает форму и становится осязаемым носителем художественной идеи.

Портик храма Эрехтейон

Лаконичность обусловлена тем, что скульптура почти лишена сюжетности. Легкость ее восприятия — иллюзорная. Мастер выражает абстрактные идеи в конкретном осязаемом объекте.

Восставший рабМикеланджело

Скульптуру используют для:

  • украшения общественных мест и интерьеров жилых помещений;
  • дополнения к архитектуре, чтобы усилить ее художественную выразительность;
  • прославление исторического деятеля или события.

Конная статуя ГаттамелатыДонателло

Скульптура — это искусство преображения пространства с помощью объема. В разные времена у мастеров было свое понимание о соотношении глубины и пространства. Ваятели, как еще называли скульпторов, создавали памятники в соответствии с общепринятыми канонами прекрасного.

Сюжеты

В портретном жанре автор старается передать характер героя, раскрыть его личностные особенности. Объект бывает статичным или динамичным. Работа может быть посвящена конкретному историческому лицу, изображать определенный момент его жизни. Или это портрет-символ, например, греческая статуя Немезиды — богини возмездия.

Немезида

Скульпторы любили мифологические сюжеты. Это многофигурные группы, барельефы. Особенность таких композиций в том, что каждый участник играет определенную роль, но вместе с тем они взаимодействуют между собой. Примеры подобных сюжетов — работы Джованни Бернини «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна».

Аполлон и ДафнаДжованни Лоренцо Бернини

Воплощая исторический образ, мастер старается наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Если это композиция, то передать общественные идеи. Обычно такие скульптуры не несут символического значения — ваятели старались точнее воссоздать историческую личность или событие.

Ангел с канделябромМикеланджело

Мастера черпали вдохновение и в религиозных сюжетах. Построение композиции зависит от принципов конкретного вероисповедания. Христианские образы символизируют смирение и всепрощение, буддизма — спокойствие и гармонию, конфуцианство — стойкость и решительность. Примеры — Микеланджело «Ангел», «Великий Будда Камакура».

Великий Будда. Камакура

Главный сюжет бытовых скульптур — изображение людей в обыденной обстановке. Такие композиции становились элементами архитектурно-паркового ансамбля. В современном искусстве мастера создают объекты, посвященные социальным проблемам. Их устанавливают в неожиданных местах, что привлекает к ним больше внимания.

Формы скульптур

Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную.

  1. Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством.
  2. Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон. Рельефы бывают трех видов:
  • барельеф: фигура выпуклая, но выступает менее, чем наполовину.
  • горельеф: фигура выпуклая, выступает наполовину.
  • контррельеф: фигура не выпуклая, а заглубленная, «утопленная» в поверхности.

Детские годы

Будущий скульптор Вячеслав Михайлович Клыков появился на свет в обычной бедной семье, которая ничем не отличалась от сотен таких же по всей стране. Он рос в простой семье колхозников. Также известно, что его отец был участником войны. Тяга к рисованию у будущего скульптора появилась еще в раннем детстве.

После того как мальчик закончил обучение в средней школе он поступил в Курский строительный техникум, который уже в 1959 году успешно окончил. Сразу после этого он устроился работать на завод, собственно, думал, что с этим и будет связана его дальнейшая жизнь. Однако уже через год он сдает вступительные экзамены в Курский государственный пединститут по художественно-графическому направлению. Там он занимается 2 года, потом поступает в МГАХИ имени Сурикова непосредственно на факультет скульптуры. После длительной и довольно сложной учебы в 1968 году герой нашей статьи заканчивает свое обучение и получает профессию скульптора-монументалиста.

После этого он начинает активно работать как скульптор, чтобы как-то прославиться и заработать репутацию. Он начинает участвовать в различных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. Отметим, что он участвовал в большом количестве различных мероприятий, которые если не принесли ему той славы, которой он так жаждал, то отлично помогли отточить свое мастерство.

Скульптор Вячеслав Клыков, фото которого мы видим в статье, в 1969 году вступил в Союз художников Советского Союза. То есть уже спустя год после завершения учебы он вступил в общественную организацию. Также известно, что его лучшие работы выставлены в Государственном русском музее и в Третьяковской галерее.

Клейма на изделиях Гудона

С ростом бронзолитейного производства, его механизацией, а также с появлением станков, которые позволяли делать многочисленные копии с оригинальных художественных произведений, проблема определения авторства встала очень остро. Особенно это касается камерной бронзы, где наблюдается как приписывание сходных работ тому или иному известному автору, так и подделка особо популярных моделей.

Гудон, как и его современники, подписывал свои работы довольно редко. Даже те, которые отливал самостоятельно. Зачастую на его работах можно встретить только клейма тех литейных домов, которые делали копии по его оригиналам. В частности, на его изделиях встречается фамилия Ф. Барбедьена и круглое клеймо с портретом А. Колла, так как именно в литейном доме Барбедьена на станке Колла делали отливку в бронзе многих моделей Гудона.

Чаще всего при указании авторства Гудон прописывал в клейме свою фамилию на французском языке: Houdon.

Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. Так, сотворив мраморную голову своей дочери Сабины, Гудон написал на скульптуре свою фамилию. Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж.


М.С. Немцов передает Эрмитажу скульптуру Гудона.

Другим примером подписанных работ мастера является бюст российской императрицы Екатерины II, который изготавливался с особой тщательностью. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П.С. Строганов. На обеих работах имеется подпись, которую затем пытались подделывать создатели фальшивых изделий. Интересно, что на одном из бюстов обозначен 1773 год — то время, когда была сделана реплика, а не сама модель. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.

Также фамилия Гудона стоит на ряде известных статуй, таких как «Озябшая».

Клеймом помечены и лучшие бюсты Дидро. Автор создавал несколько вариантов, но только самые лучшие из них, включая терракотовое изделие для Лувра, помечены специальным клеймом с надписью на французском языке: Academ. Royale de peinture et sculpt. Houdon Sc. Это надпись в переводе на русский звучит так: «Академия. Королевская живопись и скульптура. Ск. Гудон». Буквы Sc, вероятно, являются сокращением французского слова sculpteur (скульптор).

10 знаменитых скульпторов

Каждая эпоха подарила миру гениальных творцов, создавших шедевры в пластическом искусстве. Им удалось подчинить себе мрамор, глину, бронзу, чтобы воссоздать малейшие детали. Любуясь их красивыми скульптурами, каждый раз восхищаешься их талантом и мастерством.

Донателло

Выдающийся мастер раннего Возрождения, работал с различными материалами. До наших дней сохранились его творения из бронзы, камня, дерева. Донателло создавал скульптуры, вдохновившись работой античных мастеров. Но также, он лепил и реалистичные изваяния.

Микеланджело

Современники мастера сразу оценили его гений. Микеланджело был одним из первых европейских скульпторов, удостоенный чести написания биографии. Его работы на протяжении пяти столетий оставались эталонами изобразительного искусства. Кроме скульптуры, Микеланджело уделял много времени созданию фресок.

Лоренцо Бернини

Его называли мастером, подчинившем себе мрамор. Скульптуры Бернини поражают своей реалистичностью, выразительностью и вдохновляют других ваятелей. Лоренцо очень рано проявил свой талант, а его обучением занимался отец. Кроме скульптуры, Бернини интересовался графикой, и одним из первых начал писать шаржи.

Антонио Канова

Итальянский мастер, яркий представитель классицизма в скульптуре. На создание изваяний его вдохновляли работы античных мастеров. Канова пользовался авторитетом, несмотря на то, что критики обвиняли его в недостаточной выразительности.

Бартоломео Карло Растрелли

Памятник Петру I у Михайловского замкаБартоломео Карло Растрелли

Итальянский скульптор, получивший признание в России. На родине Растрелли получил хорошее образование, позволившее ему реализовать себя в различных направлениях творчества. Мастер известен тем, что его работы сформировали облик Санкт-Петербурга. Растрелли создал великолепные скульптурные группы, монументы, барельефы, ставшие достоянием не только России, но и всего мира.

Фредерик Бартольди

В мире искусства есть случаи, когда скульптура становится известнее своего автора. Так получилось и с Фредерико Бартольди. Ведь он создал один из самых известных объектов в мире — Статую Свободы, главный символ США.

Огюст Роден

Его называют «отцом» современной скульптуры. Даже люди далекие от мира искусства, слышали и видели знаменитого «Мыслителя» Родена. Изначально его замысел был проще, но в процессе создания мастер усложнил его. А на презентации Роден и вовсе объявил, что свою скульптуру посвящает французским рабочим.

Степан Эрьзя

Его называли «русским Роденом». Он стал известен не только благодаря своим скульптурам, но и потому, что работал с интересным материалом — кебрачо. Проведя долгое время в Аргентине, Эрьзя решил, что будет использовать древесину только этой породы. Также он знаменит своими творческими экспериментами по превращению гор в памятники. Но реализовать эту смелую задумку ему не удалось.

Эрнст Неизвестный

Значимой фигурой в советском искусстве был этот мастер. Никита Хрущев дал нелестную оценку творчеству скульптора, назвав его работы «дегенеративными». Это высказывание осложнило творческий путь Эрнста Неизвестного. Но после смерти политика, мастер согласился создать надгробный памятник Хрущеву по просьбе его семьи.

Вера Мухина

Ученица французского мастера Бурделя, стала известной во всем мире благодаря своему творению «Рабочий и колхозница». В эпоху бытовых и реалистичных сюжетов Вера Мухина боролась за символичность образов в скульптуре. Талантливая женщина занималась не только пластичным искусством, но и декоративно-прикладной работой.

Суть работы современных скульпторов

В наши дни скульпторы в чистом виде практически не востребованы, хотя скульптура как вид искусства, разумеется, никуда не делась. Впрочем, многие из таких произведений носят скорее дизайнерский характер и приобретаются как стильное дополнение к различным интерьерам.

Современный скульптор, как бы это ни было парадоксально, не имеет возможности создавать исключительно уникальные произведения, а осваивать массовое производство. Тиражирование скульптур в настоящее время – это довольно распространенная тенденция. Большая часть скульпторов, увы, вынуждена заниматься ремесленной работой.

При этом материалы, используемые художниками, почти не изменились. К ним относятся:

  • глина;

  • камень;

  • металл;

  • дерево;

  • воск.

Кроме этого, скульптор знает большое количество различных техник создания фигур. Конечно, большая часть из них отдает предпочтение какой-то одной технике или материалу.

В самой скульптуре бывают свои разновидности:

  1. монументальная скульптура;

  2. монументально-декоративная;

  3. станковая;

  4. мелкая пластика.

Художник может работать как с несколькими видами, так и сосредоточить свое внимание лишь на одной категории произведений. При этом каких-либо жанровых ограничений не существует на сегодняшний день

Иными словами, скульптор может работать в следующих жанрах:

  • портреты;

  • исторические или бытовые сюжеты;

  • изображения животного мира;

  • ландшафтные элементы;

  • натюрморты.

Источник фото: freepik

Инструменты, используемые в работе

Профессия связана с определёнными инструментами. Ровно так же, как строитель покупает для себя инструменты – чтобы изменить форму предмета, художник расширяет свой арсенал инструментов. Для своей изделий каждый мастер использует скульптурный станок. Можно увидеть его среди тех, кто делает посуду из глины. Однако, для скульптора куда важнее получить крепкий станок с надежным подшипником, обеспечивающим свободное кручение платформы вокруг своей оси.

Для работы с камнем используется напильник, плоское долото и молоток, который выбирается полегче – массой до одного килограмма, чтобы можно было контролировать силу, с которой он «падает» на другой инструмент. Шпунт – это также инструмент скульптора для обработки камня – получил также название «плоское долото».

Его лучше сразу выбрать с завитком похожим на крючок – так можно будет наносить рисунки и рельефные элементы на материал. Наконец, для камня понадобится наждачная бумага 220 для устранения неровностей или шероховатостей. Фермуар – инструмент скульптора по виду, как долото – используется реже, потому что более сложен в обращении.

Для работы с глиной понадобятся:

  1. циркуль, для рисования, составления моделей/макетов;
  2. угольник, линейка, мерник — прибор, позволяющий оценить размеры рельефных частей фигуры;
  3. кисти — помогают убрать пыль, крошки глины с рабочей поверхности;
  4. деревянные или металлические стеки — они пригодятся на первых этапах – для грубой обработки;
  5. пантограф — позволяет увеличить или уменьшить размер модели;
  6. спринцовка — действует как пипетка, помогая увлажнить рабочую поверхность.

Для работы с деревом также используются разные лекала, резцы, ножи-косяки, ножи-резаки, стамески. Резец, который использует скульптор, отличается от строительного тем, что он предназначен для тонкой, детальной, а не для грубой работы.

Факты о профессии

Создание скульптур уже давно является отдельным видом художественного искусства. Данную специальность можно назвать мистической и загадочной, ведь в руках скульптора рождаются поистине волшебные творения.

Благодаря своему таланту мастер оживляет глину, металл и другое сырье, которое используется в этом искусстве.

Для выполнения работы, скульптор может выбрать следующие материалы:

  • Разновидность металлов;
  • Камень;
  • Специальный воск;
  • Различные породы дерева;
  • Глина.

Как можно понять из перечня, то от выбранного материала зависит сложность работы с ним.

В своей работе скульпторы вдохновляются и создают различные копи цветов и деревьев, абстрактные композиции, образы людей и многое другое.

Из каких материалов изготавливаются скульптуры?

Скульптуры можно изготавливать из множества разных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. Художники выбирают материал в зависимости от пожеланий заказчика и концепции проекта. Наиболее часто в изготовлении скульптур используются следующие материалы:

  1. Натуральный камень. Мрамор является наиболее традиционным материалом, веками применяющимся для ваяния скульптур. Этот камень идеален для воспроизведения нежных, лаконичных, часто женственных форм. Мрамор называют «королем каменной скульптуры», поскольку он объединяет в себе преимущества всех пород, а также имеет неповторимый узор, созданный самой природой. Наряду с мрамором в изготовлении скульптур часто используют гранит.
  2. Металл. Бронза — идеальный материал для передачи энергичных, мужественных форм. Бронзовые скульптуры изготавливаются путем отливки расплавленного металла в специальные формы. Интересная особенность бронзовых изделий заключается в том, что скульптуры, предназначенные для нахождения в условиях уличной среды, со временем приобретают темно-зеленый оттенок. Это происходит в следствие окисления металла под воздействием воздуха, а налет, образующийся на бронзовой скульптуре, называется патиной.
  3. Драгоценные материалы. С древних времен скульптуры вырезали из слоновой кости, отливали из благородных металлов. Из-за дороговизны материала такие скульптуры, как правило, создаются в небольших размерах. Для производства малых скульптурных форм также используются оникс и кварц.
  4. Дерево. Деревянная скульптура известна человечеству с древних времен. Особое распространение статуэтки и фигурки из дерева получили в Средние века. Из дерева изготавливались статуи святых, алтарные украшения и резные кафедры. Мастера чаще всего использовали липу или бук — такое дерево обладает мягкостью, хорошо поддается резцу, а линии получаются плавными и тонкими.
  5. Искусственные материалы. Еще в XX веке скульпторы начали использовать декоративный бетон и искусственный камень. Сегодня же современные специалисты широко применяют полимеры, акрил и стеклопластик в создании скульптурных композиций. Неоспоримые преимущества данных материалов заключаются в том, что их прочность и долговечность не уступает камню, возможности воссоздания мельчайших деталей и фактур не ограничены; кроме того, искусственные материалы прекрасно имитируют натуральные.

В Art Stone Group вы можете заказать скульптуру в любом стиле и жанре, выполненную в бронзе, мраморе, граните или в искусственном камне. Даже если вы не уверены в том, какая именно скульптурная композиция вам нужна, обращайтесь к нам — придумаем что-нибудь вместе!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий