Сомов Константин Андреевич

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Творчество Константина Сомова

Манеру художника-модерниста можно определить как ретроспективизм, элегичность, изысканность. Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Константин Сомов не видел ничего нового в творчестве передвижников, как и в признанных мэтрах типа Сезанна, Гогена и Матисса, и погрузился в атмосферу рококо 18 века.

Особый интерес Константина Сомова вызывал пейзаж, который он прорисовывал и на портретах, и на жанровых сценках. В его картинах гармония цвета и фактуры передает идиллический и одухотворенный образ природы.

В работах Сомова широко представлены все виды эротизма – шутовская и скоморошеская в галантных пейзажах и эротика обнаженного мужского тела в портретах. Сам художник считал, что искусство немыслимо без эротической основы.

Направление деятельности художника

Портреты и автопортреты

Портретам Сомов уделял довольно много времени в своем творчестве. При этом он часто работал гуашью, акварелью или красками на водной основе. Портреты художника отличаются превосходной техникой и утонченным вкусом. Так как он состоял в обществе «Мир искусства», свои холсты писал по принципам общества. Так, известная картина «Дама в голубом» представляет собой изображение одухотворенной изящной женщины, в глазах которой художнику удалось изобразить целый букет глубочайших чувств.


К.А. Сомов. «Дама в голубом». 1897-1900 гг.

Интересно, что Сомов придумал собственный тип портрета — ретроспективный, подразумевающей смешение современности и прошлых веков. Например, в картине «Дама в голубом» все возможные бытовые моменты отодвигаются на дальний план, уступая место духовному миру героини, а уход в прошлое демонстрируется не только через платье старинного фасона, но и сам образ женщины. Не зря эта картина считается лучшей работой Сомова.

Наряду с этим художник создавал и портреты в стиле реализма. Он виртуозно изображал известных поэтов, писателей и других представителей интеллигенции. Зачастую эти работы лишены богатого интерьера или иных деталей, отвлекающих зрителя от характера персонажа.


К.А. Сомов. «Портрет А.А. Блока». 1907 г.

Нередко на портретах представал и сам их автор. Себя Сомов в большинстве случаев изображал эдаким щеголем с эффектной прической и изящной одеждой.


К.А. Сомов. «Автопортрет». 1898 г.

Картины интимного характера

Сомов имел свободные взгляды на интимные отношения. В его творчестве это выразилось многочисленными картинами с изображением обнаженных мужчин и женщин. Живописец не стеснялся своих взглядов и мог открыто писать как романтическую сцену влюбленной пары, так и изображать изящное мужское тело.


К.А. Сомов. «Вечер». 1900-1902 гг.


К.А. Сомов. «Летнее утро». 1932 г.

Натурные пейзажи

Если в интимной тематике художник часто прибегает к условности и изображает кукольных героев, то его натурные пейзажи полны естественности и гармонии. Работая с ними, Сомов находил в природе самое сокровенное и с вдохновением переносил это на бумагу. Не зря его картина «Радуга» была так высоко оценена поклонниками живописи (см. ниже).


К.А. Сомов. «Лето». 1919 г.

Юность

После окончания школы паренек отлично знал, какую профессию хочет получить. В 1929 г. он уехал во Владивосток и поступил в Дальневосточный политехнический институт на факультет кораблестроения. Вскоре студент понял, что его больше интересовали не корабли, а обитатели подводного мира. В 1933 г. он бросил учебу и стал лаборантом Тихоокеанского института рыбного хозяйства. На этой службе он устроил свою личную жизнь – женился на коллеге из Астрахани Серафиме Генерозовой. Вскоре пара радовалась появлению на свет сына Глеба.

Дальневосточный политехнический институт, сегодня государственный технический университет в городе Владивосток

Молодой человек не боялся трудностей, потому сразу же согласился на приглашение принять участие в экспедиции. В его обязанности входила помощь ученым, которые исследовали фауну Тихого океана. Нашему герою повезло поработать под началом таких прославленных гидробиологов как Отто Шмидт и Константин Дерюгин. Михаил не скрывал факты своей биографии, за что получил о старших товарищей выговор – они не одобрили отказ юноши от высшего образования. 

Рекорды уходов, цена картин Сомова

При жизни художника его картины пользовались популярностью. Выясним, сколько стоят картины Сомова сегодня. Для этого рассмотрим рекордные и иные уходы его полотен с известных аукционов.

Четыре самые крупные продажи работ живописца состоялись в период с 2005 по 2007 годы в аукционном доме Christie`s.

Первая проданная там работа представляет собой картину «Пьеро и дама», написанную в 1923 году. Это произведение имеет значительное сходство с написанной ранее работой «Пьеро и леди» (принадлежала меценату М. В. Брайкевичу, затем поступила в Одесский художественный музей). На торгах «Пьеро и дама» имела предварительную стоимость 200-250 тысяч фунтов, но в ходе торгов неизвестный покупатель заплатил за нее 1,3 млн фунтов.


К.А. Сомов. «Пьеро и дама». 1923 г.


К.А. Сомов. «Пьеро и леди». 1910 г.

Второй крупный уход связан с холстом «Романтическое преследование». Это произведение продолжает серию работ, посвященных итальянским маскарадам и загадочным женщинам. Картина также имела большой успех на торгах и ушла с молотка за 1,6 миллиона фунтов стерлингов, при том что эстимейт составлял всего 200-300 тысяч фунтов.


К.А. Сомов. «Романтическое преследование». 1935 г.

Еще больший успех ожидал картину «Русская пастораль» на аукционе 2006 года. Ранее она демонстрировалась в Берлине и в Париже. Хотя эстимейт составил всего 200-300 тысяч фунтов, на торгах цена выросла в десять раз и достигла 2,7 млн фунтов.


К.А. Сомов. «Русская пастораль». 1922 г.

Наконец, рекордной на сегодня считается продажа работы «Радуга» в 2007 году. Уход этой картины стал сенсацией, как и то, что в упомянутый период произведения Сомова продавались на торгах по таким внушительным ценам. Никто не ожидал, что цена за романтический пейзаж взлетит почти в десять раз. Перед торгами предварительная стоимость «Радуги» составила 400-600 тысяч фунтов, но во время аукциона она достигла 3,7 миллионов фунтов. Благодаря этой продаже «Радуга» попала в рейтинг самых дорогих картин русских художников.


К.А. Сомов. «Радуга». 1927 г.

Изучая вопрос о том, сколько стоят картины Сомова, мы не можем брать в расчет только самые крупные продажи. Поэтому рассмотрим данные о продажах на разных аукционах в других ценовых диапазонах.

Большой популярностью на аукционах пользуются его сюжеты романтического и эротического содержания. Сомову нравилось изображать любовников, обнаженных женщин и мужчин, купающихся, влюбленных и их игру на маскарадах. Например, это такие картины: «Любовники» (продана на Sotheby`s за 24,5 тыс. фунтов в 2007 году) и одноименная картина, ушедшая с молотка Christie`s в 2006 году за 120 тысяч фунтов, «Маскарад» (продана на Sotheby`s за 401 тыс. фунтов в 2007 г.), «Боксер» (ушла с Christie`s за 580 тыс. фунтов в 2007 году и за 713 тыс. фунтов в 2011 году) и другие.


К.А. Сомов. «Любовники». 1933 г.

Также периодически уходят с молотка его портреты, пейзажи и интерьеры. Например, это работы: «Портрет леди» (продана на Sotheby`s за 289 тыс. фунтов в 2009 году), «Просмотр через окно» (продана на Christie`s за 590 тыс. фунтов в 2006 году) и прочие.


К.А. Сомов. «Просмотр через окно». 1934 г.

Изучив данные разных аукционов, мы можем сделать выводы, что картины Сомова пользуются спросом и часто уходят с молотка со значительным превышением эстимейта. Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Сомова и как ее подготовить к продаже.

Библиография

  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). Выпуск В (2013).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Константин Сомов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Константин Сомов: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Биография

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Душеприказчиком был Михаил Васильевич Брайкевич.

Жизнь в эмиграции

В 1923 году, когда Сомову было 54 года, он отправился в Америку для организации выставки русских художников. Больше года он работал над выставкой, где, в том числе, было представлено 38 его работ, и в Россию больше не вернулся. С 1925 года художник Константин Сомов постоянно жил во Франции – какое-то время у своего близкого друга и постоянной модели Мефодия Лукьянова в Нормандии, потом в Париже, где приобрел квартиру на бульваре Эксельманс.

Во Франции Константин Сомов не только занимается творчеством, но и активно участвует в общественной деятельности, пропагандируя русское искусство. Он вел активную общественную жизнь, посещает выставки, концерты и спектакли, и обучает молодых художников.

Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в возрасте 69 лет. Художник похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Литература

  • Фарфор из собрания Константина Андреевича Сомова. — СПб.: тип. «Сириус», 1913
  • Эрнст С. P. К. А. Сомов. — СПб.: изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 116 с.
  • Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 127 с.
  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ.статья, подготовка текста, коммент. Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. — СПб., 2002
  • Ельшевская Г. В. Короткая книга о Константине Сомове. — М.: Новое литературное обозрение, 2003
  • Константин Андреевич Сомов, 1869—1939: /  — М.: Дирет-Медиа, 2011
  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М.: Театралис, 2012. — 208 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902492-25-2.
  • К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). — Вып. В (2013).
  • Сомов К. А. Дневник. 1917—1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2017. — 925 с.
  • Сомов К. А. Дневник. 1923—1925 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 716 с.
  • Сомов К. А. Дневник. 1926—1927 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 744 с.
  • Голубев П. С. Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (на материалах его дневника 1925—1934 гг.) // Вестник славянских культур. — Т. 33. — 2014. — № 3. — С. 211—218.
  • Сеславинский, М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
  • Сеславинский, М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
  • Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив: Каталог выставки / В. Круглов, В. Левшенков, В. Спешилова, И. Цой, Е. Яковлева — СПб.: КGallery, 2017. — 220 с.: ил.
  • Голубев П. С. Константин Сомов. Дама, снимающая маску. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 212 с.
  • Голубєв П. С. Костянтин Сомов. Каталог виставки в Одеському художньому музеї. 6 вересня — 27 жовтня 2019 року. Одеса, Київ: Одеський художній музей, Родовiд, 2019.

Детство

Его родители были удивительной парой. Отец, тоже Михаил, обучался в Московском университете. Его жена Елена приходилась внучатой племянницей другу Александра Пушкина Константину Данзасу, получила прекрасное домашнее образование и занималась переводами художественной литературы. Миша родился в Москве весной 1908 г.

Москва – город, в котором прошло детство Михаила Сомова. Открытка начала 20 века

Ребенок только укрепил романтические отношения пары. В семье малыша боготворили и баловали интересными историями. Мальчик с удовольствием листал книги по биологии, с которыми работал его папенька. Тот после учебы занялся ихтиологией, стал знаменит и со временем получил звание профессора в Полярном научно-исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича. От мамы малыш унаследовал живое воображение и любовь к искусству.

Ученый и воин

Возвращаться в свой вуз Сомов не стал. В 1934 г. он подал документы в Московский гидрометеорологический институт. На этот раз наш герой выбрал своей специальностью океанологию. Получив диплом, он стал сотрудником Центрального института прогнозов. В 1938 г. он вместе с коллегами побывал в арктической экспедиции, целью которой было изучение дрейфа льдов. Дебютант смог сделать первое в его карьере открытие. В следующем году Михаил был в составе экипажа ледокола «И. Сталин», который за одну навигацию прошло Северный морской путь с Востока на Запад и вернулось обратно.

Такие успехи вдохновили полярника в 1940 г. стать аспирантом Арктического института в Ленинграде. В следующем году в научной деятельности пришлось сделать перерыв – Михаил Сомов с первых дней войны попросил направить его на тот участок, где он сможет защищать Родину от гитлеровцев. Знаток Арктики участвовал в операциях Беломорской флотилии, в 1942 г. участвовал в обороне острова Диксон от крейсера «Адмирал Шеер».

Памятник защитникам Диксона

Жизнь в России

Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец Андрей Иванович Сомов – математик по образованию – долгое время был хранителем Эрмитажа. Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. В семье было трое детей. Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов. Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.

Андрей Иванович первым распознал в сыне будущего великого художника и настойчиво прививал ему любовь к живописи. Этому во многом способствовало большое количество рисунков, гравюр и картин, которые хранились в доме Сомова. Маленький Костя начал рисовать с шести лет. Как вспоминал уже после смерти Сомова Александр Бенуа, «главным своей художественной культуры Сомов был все же обязан той среде, в которой он вырос».

В 10 лет Костя Сомов поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. Там он познакомился и с будущим художником Альбертом Бенуа, с которым будет дружить всю свою жизнь, и с будущим пианистом и композитором Вальтером Нувелем, и с будущим публицистом и литературным критиком Дмитриев Философовым. Все они впоследствии участвовали в основании художественного объединения «Мир искусства» и в создании одноименного журнала.

После гимназии в 19 лет Константин Сомов учился в петербургской Академии художеств. Затем он посещал занятия в мастерской Ильи Репина, а впоследствии, уехав в Париж, занимался в Академии Коларосси, где усвоил уроки модерна и французского рококо. Костя Сомов подростком и юношей часто бывал за границей с родителями. Он посетил Париж, Вену, Грац. Когда ему исполнился 21 год Константин путешествовал с матерью по Европе, побывав в Варшаве, Германии, Швейцарии, Италии. В 25 лет в Германию и Италию он ездил с отцом.

Февральская революция 1917 года обрадовала Константина Сомова, но октябрьскую он встретил сдержанно, не находя себе места в новом политическом устройстве. У Сомова была охранная грамота на его антикварную коллекцию, однако, впоследствии все предметы искусства были национализированы. В 1919 году в его особняке был открыт Музей мебели, а картины в 1920 году переданы в Румянцевский музей.

В 1918 году в возрасте 49 лет Константин Сомов получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

Портреты

Константин Сомов – признанный мэтр портретного жанра. Его портреты передают не только внешность героя, но заглядывают в душу, открывая потаенные тайны и показывая всю подноготную. За свою жизнь Сомов создал огромное количество портретов. Героями его работ были родители; друзья детства; известные и малоизвестные люди. В Третьяковской галерее есть потрет художницы Евгении Мартыновой «Дама в голубом», над который художник работал три года. Это произведение по праву считается вершиной творчества художника.

Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Кисти и карандашу художника принадлежат портреты Вячеслава Иванова, Александра Блока, поэта Михаила Кузмина, художников Евгения Лансере и Мстислава Добужинского, композитора Сергея Рахманинова и многих других. Константин Сомов написал много автопортретов. На них мы видим его в разном возрасте – от юноши до пожилого импозантного человека.

Произведения

  • Дорога в Секерино (1893)
  • Август (1885)
  • Прогулка после дождя (1896)
  • Дама в голубом. (Портрет Е.Мартыновой) (1897—1900, ГТГ)
  • Портрет отца — искусствоведа А. И. Сомова (1897, ГРМ)
  • Заросший пруд (1899)
  • Портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ)
  • Вечер (1902, ГТГ)
  • Портрет А. Блока (1907, ГТГ)
  • Портрет Е. Лансере (1907, ГТГ)
  • Осмеянный поцелуй (1908, ГРМ)
  • Спящая молодая женщина (1909, ГТГ)
  • Портрет В. Иванова (1909, ГТГ)
  • Портрет М. Кузмина (1909, ГТГ)
  • Портрет М. Добужинского (1910, ГТГ)
  • Портрет Е. П. Носовой (1911, ГТГ)
  • Портрет В. Нувеля (1914, ГРМ)
  • Язычок Коломбины. (1913—1915)
  • Зима. Каток (1915)
  • Михайлов Е. С., племянник художника (1916, Музей Ашмола, Оксфорд)
  • Две дамы в парке (1919)
  • Влюбленные (1920)
  • Русская пастораль (1922)
  • Портрет Е. К. Сомовой (1924, ГРМ)
  • Портрет С. В. Рахманинова (1925, ГРМ)
  • Жадная обезьянка (1929)
  • Копия с Пьеро ди Козимо портрета Симонетты Веспуччи (1930, Музей Ашмола, Оксфорд)
  • Боксёр (1933)
  • Отдыхающий юноша (1933)

После революции

В 1918 году вышло полное издание с эротическими рисунками, которые сделал Константин Сомов, – «Книга маркизы». Иллюстрации к ней очень напоминают Обри Бердслея, только в цвете. Впервые эта книга увидела свет в 1907 году на немецком языке. Расширенная и дополненная, она вышла во Франции в 18-м году, а наиболее полное последнее издание появилось в России. В ней фрагменты из литературных произведений разных авторов «галантного века» были снабжены иллюстрациями, которые сделал русский живописец. Она мгновенно разошлась и сделалась редким раритетным изданием. Поскольку мы не в Индии, где лингамы встречаются на каждом шагу, то приведем одну из наиболее скромных иллюстраций.

Экспертиза и продажа картин Сомова

Как оценить картину Сомова

Перед продажей рекомендуем провести профессиональную экспертизу картины Сомова, чтобы удостовериться в подлинности произведения, выявить ее ценность и примерную стоимость на рынке. Наилучшим образом с этой задачей справится опытный эксперт, разбирающийся в конкретной эпохе художников. Например, вы можете обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа, располагающий современной лабораторией для исследования.

Где и как продать картину Сомова

Есть разные способы продать дорогое произведение живописи: выставить его на аукцион, представлять на крупных выставках, в салонах, самостоятельно искать покупателя. Мы предлагаем более простое решение — представить его нашей аудитории. Так как сайт «Лермонтов» имеет достаточно большую аудиторию ценителей искусства, здесь ваши шансы выгодно продать картину заметно увеличатся. Продажа возможна через сайт на условиях комиссии или непосредственно нам за часть стоимости картины.

Чтобы сделка состоялась быстрее и принесла больше прибыли, рекомендуем подготовить для картины подробное описание, по которой потенциальные покупатели смогут оценить ее ценность (указать историю продаж, значимость для общества и пр.).

Если вы хотите оценить картину Сомова через нашего партнера, договориться о продаже или иной сделке, позвоните нам по телефону +7 (495) 969-14-05 или напишите на почту info@lermontovgallery.ru.

Эмиграция

В 23-м году К. Сомов выехал в США на выставку. Америка не понравилась мастеру, но и в Россию он возвращаться не захотел. В 25-м году он переехал в Париж, где по-прежнему продолжал работать. Он любил и знал этот город. Тягостной ностальгии, по-видимому, не испытывал. Его, как и всех, беспокоила надвигающаяся война, а кроме того, прогрессировала болезнь ног. Но творческая жизнь была оживлена открытием секретов старых мастеров. Живописец успешно работал над натюрмортами. Он внезапно умер в 39-м году накануне войны. Константин Сомов, биография которого в целом сложилась из творческих поисков, был надолго забыт. Его заново открыли в конце XX столетия.

Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой

Позже, когда портрет окажется в ГТГ, его коротко назовут «Дама в голубом». К этому времени, когда писался портрет, то есть в 1897-1900 годы, живописец нашел свой собственный путь в искусстве и был уверен в своих силах. В этом поэтическом облике создается новый образ совершенной женственности, ее вершины, которая никак не совмещена с серой повседневностью или будничной суетой.

На первом плане условного парка около пышно разросшегося кустарника с тронутыми увяданием листьями стоит молодая женщина в старинных кружевах сильно декольтированного платья из поблекшего голубого муара. Она одухотворена неведомой нам трагедией, которая ее надломила. Ее рука с томиком стихов бессильно опущена. Левая рука женщины беспомощно поднесена к груди. Она одинока и тоскует. «Дама в голубом» хрупка, бледна и худощава. Болезненный румянец покрывает ее щеки. Несмотря на стилизацию костюма, она воспринимается как современный человек, у которого духовный мир сложен. Фигура модели с тонкой шеей, покатыми плечами приобретает особое изящество на фоне сгустившегося вечера и бегущих по небу сероватых облаков. Откуда в ней такая щемящая тоска, глубокая грусть в глазах, скорбь в нежных неулыбчивых губах? Будущая художница Мартынова была всем знакома как веселый и жизнерадостный человек. Художник Сомов смог увидеть за внешним внутреннее. Через четыре года после написания портрета Елизавета Михайловна умрет от туберкулеза.

Замечательно передана утонченность модели живописными средствами: тончайшие красочные нюансы появляются благодаря лессировке, прозрачны голубоватые тени, которые ложатся на лицо и открытые плечи.

Жанровая сцена на дальнем плане и плотный кустарник еще сильнее отгораживают «Прекрасную Даму» от мира.

Победа

За год до разгрома немецких фашистов в Советском Союзе началась демобилизация наиболее ценных специалистов и привлечение их к мирному труду. В число таковых попал и Михаил Михайлович. Его направили в Ленинград продолжать учиться, а в 1945 г. назначили на пост гидролога в Центральном штабе морских операций Главсевморпути.

Чтобы возобновить довоенный уровень развития науки, стране потребовались годы. Первый раз макушку мира наш герой увидел с высоты птичьего полета в 1945 г. Только в 1950 г. появилась возможность повторить легендарную экспедицию папанинцев. Руководителем дрейфующей станции «Северный полюс-2» стал Михаил Сомов. На льды самой северной точки Земли их доставили авиаторы. Целый год велось изучение природы самых высоких широт Арктики. После завершения экспедиции в 1952 г. исследователь вступил в КПСС.

Начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2» Михаил Сомов с товарищем обходят свои владения

Южный полюс

За покорение Северного полюса Сомов был награжден званием героя Советского Союза. В 1955 г. страна отправляла своих ученых мужей к берегам Антарктиды. Возглавлял экспедицию замдиректора по научной части Арктического НИИ Михаил Сомов. Именно он заложил на белом континенте нашу исследовательскую базу под названием «Мирный». Повторить поход в самые южные широты полярнику удалось еще дважды. Он сделал существенный вклад в описание побережья этого материка, погодных условий, движения ледников.

Михаил Сомов

Нашему герою доверили Антарктику. С 1958 г. он представлял СССР на международной конференции SCAR, участвовал в разработке принципов работы на незаселенном континенте. Последнее посещение материка Сомовым состоялось в 1963 г. В течение года пожилой ученый трудился в окрестностях Южного Полюса. Возвратившись на Родину, он поселился в Ленинграде и занялся научной деятельностью и литературным творчеством.

Почтовая марка в честь полярника Михаила Сомова и корабля, который носит его имя

Умер Михаил Сомов в декабре 1973 г. Через 2 года его имя было увековечено в названии научно-экспедиционного судна. В честь великого полярника названы ледник и море, омывающее Антарктиду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий