Сорокин Питирим Александрович

Питирим Александрович Сорокин

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – российско-американский
социолог. Один из родоначальников теории социальной мобильности и социальной
стратификации. Основные труды: «Проблемы социального равенства» (1917),
«Социальная и культурная динамика» (1962) и др. Сформировал русскую школу
социологии уголовного права и криминологии. Один из авторов теории своеобразной
конвергенции различных обществ периода Второй мировой войны. Разработал
концепцию культуры как специфический тип исторической системы.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени.
Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. –
Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 30.

Другие биографические материалы:

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Социолог
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора.
— Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Шикман А.П. Эмиграция приняла его холодно (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Американский философ
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Осипова E.В. Русско-американский социолог и
культуролог (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).

Сапов В. В. Ученый, способный активно бороться за
проведение в жизнь исповедуемых им идеалов истины (Русская философия.
Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А.
Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Протасов Л.Г. Член Учредительного собрания (Протасов
Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН,
2008
).

Голостенов М.Е. Активный эсер (Политические
деятели России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993).

Акмалова А. и др. Революциям противопоставил
социальную эволюцию (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К.
Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

Один из родоначальников буржуазных теорий
социальной мобильности и социальной стратификации (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)

Далее читайте:

Письмо приват-доцента
Петроградского университета П. Сорокина в Северо-Двинское бюро партии
коммунистов. Ноябрь 1918 г.

Сорокин П.А.
Социокультурная динамика. (Сорокин П.А. Человек,
цивилизация, общество. М., 1992).

Кто делал две революции 1917 года
(биографический указатель).

Эсеры
(социалисты-революционеры).

Эсеры-максималисты – левая
группа эсеровского движения, отколовшаяся от партии
социалистов-революционеров в конце 1904 г.

«Бунтарь» – газета, ЦО
анархистов-коммунистов-«чернознаменцев».

Литература:

Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды.
Сыктывкар, 1991;

Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика.
Политика. Идеология. 1992. N 6.

Биография

Детство и отрочество

Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Туръя, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии, где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым.

Революционная юность

В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара». Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.

Изгнание

В 1922 году начались массовые аресты представителей интеллигенции по подозрению в инакомыслии и нелояльном отношении к большевистскому правительству. В числе задержанных московской Чрезвычайной комиссией оказался и Сорокин. Арестованным предложили простой выбор: быть расстрелянными или навсегда покинуть советскую страну. Доктор социологических наук и его супруга уехали в Германию, а затем в Соединённые Штаты Америки

С собой они увезли только два чемодана, в которых находилось самое важное – рукописные основные труды. Биография Питирима Сорокина с начала академической карьеры и до момента изгнания из родной страны стала называться русским периодом его творчества

Знаменитый учёный был навечно депортирован, но избежал физической расправы и смог продолжить свою деятельность в далёкой Америке.

Новые публикации

РКИ в эпоху пандемии 28.04.2021

27 апреля 2021 г. состоялся Международный онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», посвящённый наиболее успешным практикам работы в новых для отрасли условиях. Семинар был организован Центром «Златоуст» (Санкт-Петербург) и Русским домом науки и культуры в Париже.

Юные техники русского зарубежья 28.04.2021

В 2021 году отмечается 100-летний юбилей кружкового движения в России. В новые времена кружки трансформировались, но сохранились и классические сообщества авиамоделистов, судомоделистов, ДОСААФ, станции юных техников. Причём не только в России, но и за рубежом.

Баттл на балалайках 26.04.2021

I Международный онлайн-конкурс «Балалайка – душа России» собрал участников со всей страны, а также с Украины, из Белоруссии, Донецкой Народной Республики. О том, что балалайка сегодня – это уже не только народные наигрыши, а вполне современная музыка и даже джаз, рассказал директор Московского фестиваля «Балалайка – душа России»  Михаил Киселёв.

Волонтёры из ФРГ: поможем Донбассу! 26.04.2021

Уже 28-ю фуру с гуманитарным грузом в Донбасс немецкие волонтёры снаряжали без оглядки на пандемию и стягивающиеся к линии разграничения украинские войска. «Прорвёмся!», – решили они.

Верба зацвела – весна пришла 25.04.2021

Основной атрибут Вербного воскресенья, конечно же, скромная верба. Однако этот символ весны и обновления жизни не так прост, как кажется на первый взгляд. Принято считать, что верба приносит счастье в дом, охраняет его обитателей от напастей. Она неприхотлива и жизнелюбива, растёт и множится с большим удовольствием…

«Пока в России не до музыки». Эмигрантский путь Сергея Прокофьева и возвращение на родину 23.04.2021

«Иногда я бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка и, глядя на небоскрёбы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки…» –  писал Сергей Прокофьев в 1918 году, сразу после эмиграции.

Эффективный Русский мир 22.04.2021

Участники круглого стола по вопросам правовой защиты соотечественников за рубежом признали, что в нынешних непростых для России внешнеполитических условиях возросло и давление на наших соотечественников, которые всё чаще подвергаются преследованию. Одно из предложений, которое возникло в ходе обсуждения, – создание ситуационного центра, своего рода оперативного штаба по поддержке соотечественников за рубежом.

Как советские детские книги стали культовыми в Индии 21.04.2021

Литературное наследие СССР продолжает жить в Индии. Уже став взрослыми, многие индусы, когда-то с упоением читавшие советские книжки и журналы, сохранили любовь к книгам своего детства и даже занялись их коллекционированием. Здесь также ценят научную и учебную литературу, издававшуюся в СССР, особенно по точным и инженерным специальностям, – эти книги до сих пор пользуются спросом среди студентов индийских политехов.

Взгляды и научные достижения

Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

Ключевые понятия и термины

Идеациональная культура — культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

НАШИ ЛЮДИ

Ястров, Моррис
Исследователь

американский ориенталист, исследователь Библии и Древнего Востока

Ян, Георг
Исследователь

Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов

Ядов, Владимир Александрович
Исследователь

советский и российский социолог

Юхансен, Ялмар
Исследователь

норвежский полярный исследователь

Юргенс, Николай Данилович
Исследователь

русский морской офицер, гидрограф и полярный исследователь

Юльке, Карл Людвиг
Исследователь

немецкий исследователь Африки

Южаков, Сергей Николаевич
Исследователь

русский социолог и публицист

Эшшольц, Иоганн Фридрих фон
Исследователь

Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  1. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  2. Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.
  3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологи.
  4. Сорокин П. А. Социология революции. — М.: Территория будущего : РОССПЭН, 2005.
  5. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. — Москва: Academia : LVS, 2005.
  6. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства.-СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та,2009.

Литература о П. Сорокине

Ленин В. И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В. И. Полн.собр.соч. — Т.37. — С.188-197.

  • Голосенко И. А. Философия истории П.Сорокина // Новая и новейшая история. 1966. № 4. С. 85-93
  • Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П. Сорокина// Рубеж (альманах социологических исследований). 1991. № 1. С. 33-46
  • Липский А. В., Кротов П. П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// Социологические исследования. 1990. № 2. С. 117—134
  • Бормотова С. С. Борьба советских учёных-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917—1922) // Философские науки. 1971. № 1. С. 123—130
  • Канев С. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1990.
  • Тихонова П. А. Социология П. А. Сорокина. М., 1999.
  • Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2004.
  • Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 138—141
  • П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина. СПб., 1999.
  • Lawrence Т. Nichols. Science, politics and moral activism: Sorokin’s integralism reconsidered // Return of Pitirim Sorokin. International Kondratieff foundation. M., 2001. P. 217—237.
  • Ломоносова М. В. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 45-60
  • Рубанов Б. Л.Философия лимитизма К. Ф. Жакова (к вопросу об истоках социологии П. А. Сорокина)// Социологические исследования .2003. № 7. С. 109—119

Революция и Гражданская война

В краткой биографии Питирима Александровича Сорокина невозможно упомянуть все события, свидетелем и непосредственным участником которых он стал в бурные годы крушения Российской империи. Учёный оказывал содействие работе Временного правительства и даже исполнял обязанности секретаря министра-председателя Александра Керенского. Сорокин раньше других увидел серьёзную угрозу в партии большевиков и требовал применения жёстких мер для укрепления порядка и стабилизации ситуации в стране.

После Октябрьской революции он вступил в борьбу с советской властью и принял участие в попытке её свержения в Архангельской губернии. Сорокин был арестован большевиками и приговорён к расстрелу. Однако в обмен на публичное обещание отказаться от политической деятельности ему не только сохранили жизнь, но и вернули свободу. Сорокин возобновил научную и преподавательскую работу в университете. После окончания Гражданской войны он получил звание профессора и успешно защитил докторскую диссертацию по социологии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий