Станиславский не верю. Двадцать самых ярких цитат Константина Станиславского (4 фото)
Русский театральный режиссер, создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире, народный артист СССР Константин Станиславский. Ему принадлежит известная во всем мире фраза «Не верю!», которую он использовал в качестве режиссерского приема.
О театре
«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».
×
«Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».«Театр начинается с вешалки».«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале – то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».«Это закон дешевого, провинциального театра – вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!».
Об искусстве
«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».«Что такое талант? — Душа».«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».
О жизни
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
«Сначала убедись, а потом уж убеждай».«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе».«Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды».
Литература
- Горчаков Н.М.. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с.
- Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.
- Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
- Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
- Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репитиций. М.: СТД РСФСР,1987.
- Столович Л. Н. И. И. Лапшин и К. С. Станиславский // Вопросы философии = № 10. — 1999. — С. 165—170.
- Таланов А. В. К. С. Станиславский. — М.: Детская литература, 1965. — 176 с. — 50 000 экз. (в пер.)
- Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
Психотехника Станиславского и биомеханика Мейерхольда
Конечно, не только одна школа Станиславского принята во всем мире, существует и система Всеволода Эмильевича Мейерхольда – ученика Станиславского, оспорившего в своём труде, названном «Биомеханика», принципы постановки театральной игры системы Станиславского. Спор возник из-за несовпадений взглядов двух театральных режиссёров по ряду вопросов, в частности, вопросов касающихся понятий: душа – тело, живое – механическое, жизнь – театр. В системе Станиславского главный акцент сделан на «психотехнике» (то есть на внутренних переживаниях) – в основе его трудов техника эмоций, а не тела (как у Мейерхольда).
Нельзя не отметить и тот факт, что свою достаточно весомую роль в судьбе становления театра сыграл – кинематограф. А для Мейерхольда и Станиславского он послужил ещё одним поводом задуматься о построении принципов своих систем: выразительности, тела актёра и границ сцены. Мейерхольд всячески пытался понять и овладеть кинематографической техникой актёрской игры. В отличие от него, влияние кино на Станиславского было более опосредованным, но при всем этом в его системе также читаются параллели с кино (крупный план, приёмы монтажа). Что самое удивительное, «консервативная» система Станиславского оказалась для века кино куда более актуальной, нежели «новаторство» Мейерхольда. И парадокс в том, что Станиславский, в отличие от Мейерхольда, не мыслил категориями будущего.
Биомеханика Мейерхольда призывает идти от точно найденных интонации и движений – к эмоциональной правде. Мейерхольд выражал критические замечания в адрес театра настроения и натуралистического театра. По причине того, что он сам стремился к возрождению античного театра – театра празднества и театра действия. По Мейерхольду тело – это биологический организм, один из элементов театрального зрелища, где выразительность движений тела – достигается путём правильного использования физических возможностей организма. Мейерхольд постоянно подчёркивал о необходимости освобождения от лишних движений, настаивал на верном поиске центра тяжести тела, то есть на достижении его устойчивости и ритмичности.
Мейерхольд также искал всевозможные пути вовлечения зрителя в процесс постановки, тем самым он стремился вывести «гостей театра» из разряда пассивного зрителя. Вёл работу по созданию условий для зрителя, с целью, чтобы зритель мог отождествлять себя не только с героем пьесы (как в психологическом театре Станиславского), а именно с коллективной общественностью в целом. Методы биомеханики, которые разработал Всеволод Эмильевич Мейерхольд – призваны помочь актёрам естественно и точно управлять механизмами движения тела и внутренней энергией: он предлагает не пускать выплески энергии на самотёк, а подчинять энергию себе.
Всеволод Мейерхольд внёс также ощутимый вклад в оперную режиссуру за счёт контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актёра внутри музыкальной фразы. Всеволод Эмильевич оставил обширное актёрское наследие: лекции, статьи, заметки и письма.
В основу нашего тренинга, всех последующих его уроков по актёрскому мастерству легла известнейшая система – система, оставшаяся на века: именно система выработанная Константином Сергеевичем Станиславским. Что касается других систем театрального и сценического мастерства, в том числе и методов Всеволода Мейерхольда, то они также будут отражены в уроках на нашем сайте, но как дополнение к урокам по системе Станиславского.
МХАТ и режиссура
В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал лично.
За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Бесприданница», «Плоды просвещения». Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках, он взял на себя руководство режиссурой.
Константин Станиславский в спектаклях “На дне” и “Три сестры”
Будучи режиссером общества, Константин Сергеевич поставил следующие спектакли:
- «Уриэль Акоста» (1895);
- «Отелло» (1896);
- «Много шума из ничего» (1897);
- «Двенадцатая ночь» (1897);
- «Польский еврей» (1896);
- «Потонувший колокол» (1898).
В 1898 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы легендарного МХАТа отцы-основатели набрали из своих учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии.
Первая труппа МХАТа
Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.
Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю основные мысли пьесы.
Константин Станиславский в спектакле “Дядя Ваня”
В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. В 1918 году он создал оперную студию при Большом театре.
В 1922-1923 годах Станиславский с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же он начал писать первую из своих книг о разработанной им системе «Моя жизнь в искусстве».
Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.
Биография
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.
Константин Станиславский в детстве
Один дед актера был богатым московским купцом, другой – владел фабрикой по изготовлению канители. Семейный бизнес по наследству перешел к отцу – Сергею Владимировичу Алексееву. Следующим продолжателем династии должен был стать Константин Сергеевич.
В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.
Константин Станиславский с семьей
Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.
Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.
Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.
Константин Станиславский в молодости
Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.
Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Интимное мыло и красные линии России |
М + Ж: пара как инженерная система |
Свобода! Свобода? Свобода… |
Цифровые деньги |
Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/ |
Благотворительность или налоги? |
Новые источники энергии. Часть 1 |
Интимное мыло и красные линии России |
Об этике и нравственности |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности |
Сколько ещё будем праздновать День Победы |
Главный итог уходящего года |
Маски и перчатки убивают |
Почему уголовники так любят маму |
Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции |
Заметки на полях: Снова о дискурсе |
Путеводные заметки: Свет Лей |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Биография Станиславского
Константин Алексеев (Станиславский) появился на свет 5 (17) января 1863 г. в Москве. Он рос в многодетной обеспеченной семье.
Его отец, Сергей Алексеевич, был зажиточным промышленником. Мать, Елизавета Васильевна, занималось воспитанием детей. У Константина было 9 братьев и сестер.
Детство и юность
У родителей Станиславского был дом неподалеку от Красных ворот. Интересен факт, что никто из его родственников, за исключением одной из бабушек, не имел ничего общего с театром.
Константин Станиславский в детстве
Бабушка Константина по материнской линии, Мари Варлей, в прошлом выступала на парижских подмостках в качестве актрисы.
Один из дедушек Станиславского был владельцем фабрики по производству канители, а другой являлся состоятельным купцом. Со временем, семейный бизнес оказался в руках отца Константина.
Родители старались дать детям наилучшее воспитание и образование. Детей обучали музыке, танцам, иностранным языкам, фехтованию, а также прививали любовь к книгам.
В семье Алексеевых даже был домашний театр, в котором выступали друзья и близкие родственники. Позже в усадьбе Любимовка семейство построило театральный флигель, который впоследствии был назван «Алексеевким кружком».
Когда Константину Станиславскому едва исполнилось 4 года, он впервые сыграл в одном из семейных спектаклей. И хотя мальчик был весьма слабым ребенком, на сцене от демонстрировал прекрасную актерскую игру.
Родители поощряли сына участвовать в подобных постановках, однако в будущем видели его исключительно в качестве директора отцовской ткацкой фабрики.
Получив начальное образование, Константин стал студентом гимназии при институте восточных языков, где обучался в период биографии 1878-1881 гг.
После окончания учебы Станиславский начал работать в семейной компании, а также активно участвовал в «Алексеевском кружке». Он не только выступал на сцене, но и ставил спектакли.
Кроме этого, Константин брал уроки пластики и вокала у лучших педагогов.
Несмотря на страстную любовь к театру, Станиславский уделял большое внимание бизнесу. Став директором фабрики, он ездил в зарубежные командировки, стремясь получить опыт и улучшить развитие производства
Система Станиславского актеры. Действие – основа сценического искусства
Система Станиславского – понятие в определённой степени условное. Сам её автор признавал, что научиться дистанционно невозможно – только через личное общение мастера с учеником, путём непосредственной передачи опыта. Потому, как ни парадоксально, каждый понимает систему Станиславского по-своему. И даже набор основных принципов может различаться от актёра к актёру, от режиссёра к режиссёру.
В основе системы – принцип действия. Действие, по Станиславскому, – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели.
Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым.
Личная жизнь
Женой Константина Станиславского была актриса Мария Лилина. Супруги прожили вместе вплоть до кончины великого режиссера.
В этом браке родилось трое детей. Дочь Ксения умерла от пневмонии еще в младенческом возрасте. Вторая дочь, Кира Алексеева, в будущем стала руководителем Дома-музея своего отца.
Константин Станиславский с женой
Третий ребенок, сын Игорь, состоял в браке с внучкой Льва Толстого. Стоит заметить, что у Станиславского также был незаконнорожденный сын от крестьянской девушки Авдотьи Копыловой.
Воспитанием мальчика занимался отец мэтра Сергей Алексеев, то есть его дед. Вследствие этого он получил фамилию и отчество деда, став Владимиром Сергеевичем Сергеевым.
Интересен факт, что в будущем Владимир Сергеев станет известным историком античности, профессором МГУ и Лауреатом Сталинской премии.
Константин Сергеевич Станиславский: биография
17 января, если считать по новому стилю, 1863 года в семье московского промышленника Сергея Алексеева родился хилый, болезненный мальчик.
Лет до десяти ребенок, которого назвали Костей, казалось, не рос, а хворал. Он плохо говорил, болел рахитом…
Но родители, люди, удивительно интеллигентные, сына не только упорно лечили, но развивали. Семья дружила с меценатами Саввой Морозовым и Третьяковыми, увлекалась искусством, обожала театр. Последнее, впрочем, понятно, ведь матушка супруги Алексеева была известной французской актрисой.
Костю, как и других детей, а было их десять, учили музыке, танцам, фехтованию… Более того, в доме Алексеевых действовал любительский театр. Маленький Костя принимал в его делах живейшее участие. В 14 лет он впервые «блеснул» на подмостках – небольших, но все же настоящих.
Учеба и дебют
Помимо многогранного домашнего образования, Константин получил государственное, окончив гимназию восточных языков при Лазаревском институте. В 18 лет он приобщился к управлению семейной фабрикой, производящей канитель. Но, как и прежде, бредил театром.
Позже Константин Сергеевич писал, что в детские и юношеские годы на его столе книжек о театре было больше, чем учебников. Каждую свободную минуту юноша проводил в семейном театре. Каждый вечер посещал спектакли, не пропускал ни единой премьеры. Дружил с актерами, брал уроки речи и вокала у лучших мастеров.
Наряду с этим молодой Алексеев продолжает семейную меценатскую деятельность. Он становится членом дирекции Русского музыкального общества в Москве и, вместе с Чайковским и Танеевым, возглавляет его консерваторию.
Получив в распоряжение настоящую сцену, Константин приступает к режиссерским опытам. С 1891 г. он поставил шесть спектаклей. И хоть это был период поиска, эксперименты режиссера-новатора с восторгом отмечали публика и критика.
Зрелость и карьера
В 1897 г. произошло знаковое, по определению Константина Сергеевича, его «свидание-сидение» с критиком и педагогом Немировичем-Данченко.
Итогом беседы стало рождение нового, Московского художественного театра. Первыми спектаклями, ошеломившими публику, были «Царь Федор», «Венецианский купец» и «Антигона». В 1898 г. со сцены МХАТа взлетела «Чайка», открывшая эпоху Чехова.
В этих и других спектаклях Константин Алексеев появлялся также в актерской ипостаси. Чтобы «разграничить» себя как режиссера и артиста, он обзавелся псевдонимом.
Точнее, «одолжил» его у Алексея Маркова, актера-аматора, игрой которого когда-то восхищался. Тот же выступал как Станиславский в честь известной балерины, солистки Большого театра. Впрочем, скоро Константин Сергеевич «сроднился» с псевдонимом.
Советский Станиславский
Он не только остался в России, но в 1918 г. попробовал себя в синематографе, выпустив один из первых кинороликов.
МХАТ под руководством Станиславского работал без оглядки на войну, голод, диктатуру пролетариата. На его подмостках оживали пьесы Байрона, Гоголя, Чехова… А чуть позже – Островского, Булгакова, Катаева.
После инфаркта, который настиг Станиславского в 1928 г. прямо на сцене, режиссер сосредоточился на теоретической работе. Он окончательно отшлифовал актерскую систему, ставшую основой театрального искусства.
В 30-ых Станиславский издал мемуары, написал фундаментальную «Работу актера над собой». Но первый ее том вышел уже после похорон автора. Константин Сергеевич скончался от последствий инфаркта в 1938 году 17 августа.
Детство и юность
Константин Станиславский окончил в 1981 году Лазаревский институт, основанный в XVIII веке армянскими купцами Лазарянами как школа для малоимущих детей и преобразованный в 1817 году в институт восточных языков. Теперь в здании этого учебного заведения по адресу Армянский переулок, 2 находится посольство Армении.
Здания родового алексеевского дома и находящейся рядом семейной золотоканительной фабрики (теперь это – территория завода «Электроприбор»), где начинал свою трудовую деятельность 19-летний Константин Алексеев, слишком сильно изменились с тех пор, и окружающая их обстановка – тоже. Однако это произошло уже после переезда большого и шумного семейства к Красным воротам, где родители приобрели новый дом по адресу Садовая-Черногрязская, 8. Здесь Станиславский прожил до 1903 года (здание не сохранилось).
Но главной любовью всей жизни Константина Сергеевича был театр, которым активно увлекались все члены семьи. Начало нового театрального сезона Алексеевы встречали с воодушевлением и часто выезжали на представления всей семьей, прихватив с собой родственников, друзей, детей друзей и ближайших соседей. Эти поездки напоминали праздничный кортеж и радовали всех без меры. В семейном доме был специальный театральный зал, где могли ставить любительские спектакли члены Алексеевского кружка, опекаемого хозяином.
Деятельность Алексеевского кружка продолжалась с 1877-го по 1888 год, и самым активным участником домашних спектаклей был Константин Алексеев, позже взявший себе псевдоним Станиславский в честь одного из понравившихся ему самодеятельных актеров. Иностранные водевили и оперетты, переведенные на родной язык, русские спектакли, в которых он участвовал не только как актер, но и как постановщик, привели Станиславского к решению сделать любимое увлечение своей основной работой.
Историческое значение
Станиславский является создателем знаменитой Системы, всемирно признанного метода обучения актёрскому мастерству, заложившим фундамент современной науки о театре. Помимо этого, он стал одним из родоначальников, создателем как профессии. Реформа режиссёрского искусства, осуществлённая Станиславским (вместе с коллегой и вторым-основателем Художественного театра Владимиром Немировичем-Данченко и его учеником Евгением Вахтанговым), дала новое направление искусству театра. В своей режиссёрской практике К. С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссёра, всегда стараясь подчинить их единой цели — воплощению идеи пьесы.
Константин Сергеевич так писал об этом:
Станиславский стал творцом, можно даже сказать изобретателем новой эстетики сценического искусства, утверждавшей взгляд на спектакль как на целостное художественное произведение, где все компоненты, образ, создаваемый актёром, пластическое решение, декорации, музыкальное оформление, подчинены общей идее, общему замыслу и согласованы между собой. Новые цели, поставленные перед всеми творцами спектакля, принципиально изменили роль каждого из них в его создании.
Константин Сергеевич Станиславский и его краткая биография
Константин Станиславский имеет другую реальную фамилию, Алексеев. Год рождения — 1863. Родился в семье интеллигентов, которые славились хорошими манерами и принадлежали к крупным промышленникам.
Поэтому сложно сказать, что Константин Станиславский рос в тяжелых условиях и вел голодное детство, как многие знаменитости. После окончания университета молодой К.С. Станиславский устроился работать в семейную фирму. Но проработал там не слишком долго.
Семья увлекалась театром. Поэтому усадьбу в Любимовке, точнее часть перестроили в театр, где К. С. Станиславский с 1877 года занялся театральным искусством и в этом ему помогали мастера по хореографии и вокалу.
В скором времени К.С. Станиславского выбирают членом комиссии музыкального общества. Он работает над проектом по созданию литературного общества, вкладывает в него собственные деньги. При этом он не прекращает занятия в усадьбе Любимовке, фото которой и сейчас красуются в интернете.
За несколько лет существования подобного общества, К
Станиславский успел сыграть десятки ролей, привлекая к себе внимание и создавая себе образ отличного актера. С 1892 года К
Станиславский становится творческим организатором и пробует себя в роли сценариста-постановщика. Согласно цитате, он искал режиссерские приемы, которые бы показали актерскую суть произведения. К. Станиславский использует приемы мейнингенцев и пользуется эзотерическими предметами, по-разному настраивает звуки и свет. Впоследствии появляется постановка по Достоевскому «Села Степанчикова».
Детство Станиславского
Станиславский родился 5 января 1863 года. Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. По материнской линии он был на 1⁄4 француз (бабушка Станиславского была французской актрисой), а по отцовской — происходил из ярославских купцов. В семье Станиславского было 5 мальчиков и 4 девочки.
Будущему театральному реформатору с детства прививали любовь к искусству. Отец мальчика оборудовал домашний театр. С ним занимались лучшие педагоги по пластике и вокалу.
В 4 года Константин вместе с семьёй впервые посетил Большой Театр, это событие настолько впечатлило мальчика, что на следующий день он пришёл к отцу и сделал заявление о том, что хочет стать актёром.
Тот самый Станиславский
Знаменитый реформатор театра, режиссер, актер, педагог Константин Станиславский на самом деле тоже Алексеев. Псевдоним, под которым его знают во всем мире, он взял только в 1885 году в возрасте 22 лет, чтобы «не позорить семью» слишком сильной страстью к театру. Сценическое искусство он любил с самого детства — в его доме было принято разыгрывать семейные спектакли. Однако служить Константин Сергеевич начал не на сцене, а на фабрике своего отца — той самой, где изготавливали канитель. Театр, казалось, остался только в качестве хобби.
Свой талант новатора он продемонстрировал впервые как раз на производстве. На фабрику Константин Сергеевич пришел работать в начале 1880-х годов и через несколько лет поехал в Германию и Францию, чтобы посмотреть, как функционируют европейские фабрики. По приезде домой он объявил, что самым прибыльным будет дело, связанное с электричеством. Почему бы не подумать о том, чтобы выпускать не канитель, а кабель?
Вскоре фабрика (Станиславский был одним из директоров) объединилась с фирмой родственников, образовав товарищество «Алексеев, Вишняков и Шамшин». В начале 1900-х там наладили медно-прокатное производство, а также создали отделение, где изготавливали изолированные проводники для слабых токов. Еще чуть позже появились медно-прокатный и кабельный заводы. Константин Сергеевич на этом не остановился и чуть позже построил новый кабельный корпус.
Актерские системы. Принципы системы Станиславского
Станиславский описывает два метода, применяемые на сцене.
- Один из таких творческих приёмов состоит в похожести актёра на воплощаемый персонаж по внешним данным и личностным качествам. В таком случае ставка делается не на мастерство актёра, а на его природные характеристики. Приём получил название «типажного подхода».
- Второй приём заключается в помещении актёра в представляемые обстоятельства роли и работа над трансформацией от себя. Именно такой подход проповедует Станиславский. Этот приём служит формулой жизни на сцене: стать другим, оставаясь собой.
Содержание системы основано на нескольких принципах.
Сверхзадача
Другими словами, сверхзадача – это цель, мечта, желание, ради которого работает актёр. Это идея, внедряемая в сознание людей посредством сценического искусства. Сверхзадача – это цель произведения. Правильно применяемая сверхзадача не позволит актёру допустить ошибку при выборе техники игры и средств выразительности. Сверхзадача служит идеей и целью работы артиста.
Активность действия
Основополагающий принцип, кто его не понимал, тот не понимал систему. Нет необходимости надевать маску страсти и образа, нужно функционировать в них. Всё учение Станиславского целенаправленно на активизацию естественного человеческого актёрского потенциала в процессе органичного внутреннего творчества, для того чтобы сверхзадача произведения была выполнена.
Естественность
Актёрское искусство подчиняется требованиям естественности. Искусственная, механическая игра роли актёром не впечатлит зрителя, не вызовет реакции, сверхзадача произведения не будет донесена до сознания людей. Нужно, чтобы артист это понимал.
Жизненная правда
Основа учения Станиславского и всякого реалистичного искусства. На сцене не место условностям и приблизительности, даже если оно интересно и впечатляюще. При этом нельзя из жизни на подмостки тащить всё подряд. Поможет отделить настоящую правду от искусства сверхзадача – то, ради чего творческий человек пытается ввести идею в разум зрителей и слушателей.