Писатель появляется
В 1878 году Роберт Луи Стивенсон увидел публикацию своего первого тома «Внутреннее путешествие»; В книге рассказывается о его путешествии из Антверпена в северную Францию, которое он совершил на каноэ по реке Уаз. Сопутствующая работа «Путешествия с ослом в Севеннах» (1879) продолжается в интроспективном ключе Inland Voyage, а также фокусируется на голосе и характере рассказчика, а не просто рассказывает историю.
Также от этим периодом являются юмористические эссе Virginibus Puerisque and Other Papers (1881), которые первоначально были опубликованы с 1876 по 79 в различных журналах, и первая книга короткометражных произведений Стивенсона «Новые арабские ночи» (1882). Эти истории ознаменовали появление Соединенного Королевства в сфере короткого рассказа, в котором ранее доминировали русские, американцы и французы. Эти истории также положили начало приключенческой фантастике Стивенсона, которая станет его визитной карточкой.
Поворотный момент в личной жизни Стивенсона наступил в этот период, когда он встретил женщину, которая стать его женой Фанни Осборн в сентябре 1876 года. Она была 36-летней американкой, которая была замужем (хотя и была раздельно) и имела двоих детей. Стивенсон и Осборн начали романтически встречаться, пока она оставалась во Франции. В 1878 году она развелась со своим мужем, и Стивенсон отправился на встречу с ней в Калифорнию (отчет о его путешествии позже будет записан в книге «Эмигрант-любитель»). Они поженились в 1880 году и оставались вместе до смерти Стивенсона в 1894 году.
После того, как они поженились, Стивенсон взял трехнедельный медовый месяц на заброшенном серебряном руднике в долине Напа, Калифорния, и он Именно из этой поездки возникли Сильверадо Скваттерс (1883).Также в начале 1880-х годов появились короткие рассказы Стивенсона «Траун Джанет» (1881), «Сокровище франшарда» (1883) и «Маркхейм» (1885), причем последние два имели определенное сходство с Островом сокровищ и доктором Джекиллом. и мистер Хайд (оба из которых будут опубликованы к 1886 году) соответственно.
Детство и юность
Будущий писатель родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика владел необычной профессией — был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели — серьезные диагнозы заставляли родителей беречь сына.
Портрет Роберта Льюиса Стивенсона
Стивенсону диагностировали круп, а позднее и чахотку (туберкулез легких), которые в те времена часто становились смертельными. Поэтому маленький Роберт много времени проводил в «одеяльной стране» — так писатель позднее напишет о детстве.
Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нем литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения Роберта Бернса и рассказывая сказки перед сном.
Роберт Льюис Стивенсон в детстве
Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьезное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.
Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».
Роберт Льюис Стивенсон в молодости
Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошел по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешел на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.
Литература
- Олдингтон Р. Стивенсон. — М. : Молодая гвардия, 1973. — 288 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 7 (527)).
- Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века. — Л. : Издательство ЛГУ, 1984. — 192 с.
- Кашкин И. А. Стивенсон // Для читателя-современника : Статьи и исследования / И. А. Кашкин. — М. : Советский писатель, 1968. — 562 с.
- Урнов М. В. На рубеже веков : Очерки английской литературы (Конец XIX — начало XX в.) / Академия наук СССР ; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1970. — 430 с.
- Balfour Gr., The life of R. L. Stevenson, v. 1—2, N. Y., ;
- Eigner E. M., R. L. Stevenson and romantic tradition, Princeton (N. J.), ;
- Kiely R., R. L. Stevenson…, Camb. (Mass.), .
- Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘The genre of The Master of Ballantrae by R.L.Stevenson’. Bulletin of Moscow State University, ser. 9 , ?1: 54—62. . .
- Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘The category of «play» in neo-romantic aesthetics of R.L.Stevenson’. In *** (ed.) 5th International Conference ‘English Literature in the Context of the Philosophical-Aesthetic Ideas’. Perm: Perm State University. . .
- Borinskikh L. I. (Боринских Л. И.) ‘Philosophical and historical aspects of plot development in Treasure Island by R. L. Stevenson’. In *** (ed.) Traditions and interrelations in Foreign Literature in the 19—20th Centuries. Perm: Perm State Univ. ..
- Preobrazhenskaya, L. (Преображенская Л. И.) ‘Models of Myths in The Master of Ballantrae by R.L.Stevenson’. A paper read at the 4th International Lateum Conference (Moscow, September 1997). . 1997
Ухудшение здоровья и переезд на Самоа
Успех «Острова сокровищ» обеспечил материальный достаток семьи Стивенсона, но прогрессирующая болезнь требовала изменения климата, и поэтому он оставил любимую Шотландию. Биография Роберта Стивенсона наполнилась новыми событиями и приключениями. Писатель вместе со всей семьей отправился в путешествие к южным морям. Он поселился на островах Самоа в Тихом океане. Местные жители сначала настороженно отнеслись к чужеземцу, ведь привыкли, что европейцы в их краях появлялись только для того, чтобы обогатиться. Но Стивенсон не выказывал пренебрежения к местному населению, зато он радушно принимал их в своем доме, который местным жителям казался огромным дворцом, и с удовольствием слушал их рассказы из древности.
Очень скоро в дом Стивенсона местные жители заходили не только послушать удивительные и невероятные истории хозяина, но и с просьбой помочь. Он советовал им, как защищать себя от колонизаторов, как лучше ухаживать за своей землей и где выгоднее продать те или иные товары. Белые колонизаторы недолюбливали писателя, зато местные жители, в знак особого уважения и доверия, дали ему имя Тузитала — «белый вождь-сказитель», ведь верили в магическую силу его слова. А эта сила была большой, стоит только вспомнить, какую огласку наделала в Европе статья Стивенсона о бесстыжем грабеже островов ведущими европейскими странами, которые колонизировали Самоа.
Последние года
В июне 1888 года Стивенсон и его семья отправились в плавание из Сан-Франциско, штат Калифорния. путешествовать по островам Тихого океана, останавливаясь на Гавайских островах, где он подружился с королем Калакауа. В 1889 году они прибыли на Самоанские острова, где решили построить дом и поселиться. Окружение острова стимулировало воображение Стивенсона и впоследствии повлияло на его сочинения в это время: некоторые из его более поздних работ посвящены островам Тихого океана, в том числе «Разрушитель» (1892), «Ночи острова»; Развлечения (1893), «Отлив» (1894) и «В южных морях» (1896).
К концу своей жизни сочинения Стивенсона в южных морях включали в себя больше повседневного мира, и оба его научная литература и вымысел стали более могущественными, чем его более ранние работы. Эти более зрелые работы не только принесли Стивенсону прочную известность, они помогли повысить его статус в литературном истеблишменте, когда его работа была переоценена в конце 20-го века, и его способности были восприняты критиками так же, как и его повествование всегда было читатели.
Роберт Луи Стивенсон умер от инсульта 3 декабря 1894 года в своем доме в Вайлима, Самоа. Он был похоронен на вершине горы Vaea, с видом на море.
Фанни
С Франсес Матильдой Осборн Льюис познакомился в одной из французских деревушек в то время, когда она увлекалась живописью. Практически все биографы утверждают, что эта встреча была любовью с первого взгляда. Фанни была на десять лет старше Льюиса, замужем за неудачником, имела двух детей и искала уединения после смерти своего младшего ребенка. Они много разговаривали, проводили вместе время, а после расставания постоянно переписывались.
Спустя несколько лет, в 1879 году, Роберт Стивенсон получил от Фанни письмо, содержание которого осталось неизвестным для истории. Предположительно она говорила о своей серьезной болезни. Состояние Льюиса на то время было сложным: затяжная болезнь, финансовые проблемы, ссора с отцом, слова друзей, которые говорили, что Фанни замужняя женщина. Все это не остановило Льюиса. Он быстро собрался и оправился в Америку, где на тот момент проживала Фанни. Путешествие было долгим и сложным.
После прибытия в Америку он долго ехал иммигрантским поездом от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Однако Фанни там не оказалось, она переехала в Монтеррей. Льюис отправился в очередное путешествие. Он ехал один верхом на лошади. В пути его состояние очень ухудшилось, и он потерял сознание. Нашел его местный охотник на медведей, который выхаживал Льюиса, пребывающего на грани жизни и смерти несколько дней. Обретя силы, Стивенсон все-таки добрался до Фанни.
Несмотря на все преграды, в 1880 году Стивенсон женился на Фанни Осборн и вернулся домой вместе с женой, ее детьми и огромным багажом знаний, впечатлений и жизненного опыта. Фанни и ее дети сопровождали Стивенсона в его путешествиях и были с ним до его последних дней.
Тип путешественника в работах Стивенсона
Путешествия занимали огромную роль в творчестве автора. Эта тема не была новой в литературе, однако другие писатели видели героя-путешественника не так, как это видел Роберт Стивенсон. Произведения автора описывают путешественника, который ведет себя нелогично и нерасчетливо. Такой путешественник был чаще всего художником или писателем. Он не ищет какой-либо выгоды, отказывается от наград или дополнительных привилегий.
Путевые очерки Стивенсон начинал традиционно. Путешествие изображалось в виде небольшой и простой прогулки, в ходе которой раскрывается весь идиотизм человека-обывателя. Позже эту идею в своем творчестве использовали и другие известные литераторы, в том числе и К. Джером.
Опыт, приобретенный в первом и последующих путешествиях, оказал влияние на литературную деятельность автора, в том числе на его самое известное произведение – роман «Остров сокровищ».
Творческая деятельность
Когда Стивенсону исполнился двадцать один год, он открыто заявил о своём желании стать писателем против сильной оппозиции своего отца. Согласившись изучать право как компромисс, в 1875 году Стивенсон был принят в шотландскую коллегию адвокатов, организацию для адвокатов.
Несколько раз путешествуя по континенту Европы ради здоровья и удовольствия, он теперь перемещался между Шотландией и растущим кругом артистических и литературных друзей в Лондоне, Англия, и Париже, Франция.
Во Франции в 1876 году Стивенсон встретил американку по имени Фанни Осборн. Разлучённая со своим мужем, она была на одиннадцать лет старше Стивенсона и имела двоих детей. Три года спустя Стивенсон и Осборн поженились.
После сопровождения его жены в Америку, Стивенсон остался в заброшенном шахтерском лагере. Через год после отъезда в США Стивенсон вернулся в Шотландию. Но климат там оказался серьёзным препятствием для его здоровья, и в течение следующих четырех лет он и его жена жили в Швейцарии и на юге Франции.
Детство и юность
Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон родился 13 ноября 1850 г. в Эдинбурге, столице Шотландии.
Отцом будущего писателя стал Томас Стивенсон, потомственный инженер, специалист по маякам. Мать, Маргарет Бэлфур, происходила из обедневшего аристократического рода.
Родители — Томас Стивенсон и Маргарет Бэлфур
Роберт был единственным ребёнком супружеской пары. Мальчиком он рос болезненным. В 3 года переболел крупом. Болезнь привела к серьёзным осложнениям и тяжёлой форме туберкулёза.
В возрасте 7 лет
Мальчик вынужден был долгое время проводить в постели, и чтобы как-то отвлечься от мучительной действительности, мечтал, воображал себя героем невероятных приключений. Также с ранних лет Льюис увлекался рисованием, стремясь выразить свои фантазии на бумаге.
В юности
Много времени с ним проводила няня, Алисон Каннингем, она читала Льюису сказки и религиозные книги.
Читать сам мальчик научился в возрасте 7 лет. Учился Льюис в Эдинбургской академии, после которой поступил в Эдинбургский университет на инженерную специальность.
В молодые годы
Писательская стезя
Активная писательская деятельность Стивенсона началась в 70-х годах. Сначала его рассказы и истории попали на страницы печатных изданий Лондона. Отец юного дарования настаивал на освоении технических наук, но парень все больше путешествовал и собирал интересные истории по всему свету. В 1878 году общественность смогла познакомиться с первым авторским дневником Роберта, в котором он описывал подробности своего путешествия на каноэ по Франции и Бельгии.
В 1883 году весьма перспективным писателем стал Роберт Стивенсон. «Остров сокровищ» — роман, написанный им в том же году. Роберт перебрался в Дорсет из родной Шотландии, тут он создал еще два своих великих творения. В 1888 году был написан роман «Черная стрела». Зимой этого года чета Стивенсонов вместе с детьми поехала на каникулы на юг Франции.
Спуст два года Роберту удалось построить дом на острове Уполу, что находится в Самоа. На новом месте писателю удалось создать три романа, которые также получили популярность. Единственной незавершенной работой автора стал роман «Уир Гермистон», начатый в 1894 году.
Зимой 1894 года Роберт Стивенсон почувствовал себя плохо. 3 декабря знаменитый писатель скоропостижно скончался из-за кровоизлияния в мозг. Похоронен он на горе Ваэа. Большое количество любивших и уважавших творчество писателя людей присутствовало на похоронах. С места захоронения Стивенсона открывается красивый вид на океанские просторы.
БРОДЯГА, БЕГЛЕЦ, БЕЛЛЕТРИСТ
Летом 1875 года в Шатийоне-на-Луанге полицейский комиссар задержал подозрительного человека.Одетый бедно и эксцентрично, незнакомец имел присебе простенький рюкзак, в котором самой ценнойвещью был двухтомник поэта ХV века Шарля Орлеанского. Документов при арестованном не оказалось,поэтому бродягу отправили в тюрьму. Спустя какое-то время вызволять его явился довольно респектабельный джентльмен, но даже после этого комиссарне поверил, что задержанный — молодой литератор.
Стивенсон в возрасте7, 15 и 20 лет. |
Позже Роберт Луис Стивенсон писал об этомслучае с улыбкой, даже вставил его в эпилог своей дебютной книги очерков «Путешествие внутрь страны».Но первые годы жизни в качестве профессиональногописателя были для него совсем не так веселы, как онпытался это представить. Лишённый постоянного заработка, он перебивался разного рода работой: писалэссе и путевые очерки, начал публиковать в журналахпервые рассказы. При этом Стивенсон много путешествовал по Европе, стал своим в богемных городках,где жили и работали французские художники.
С отцом он по-прежнему был на ножах: тотне воспринимал выбор сына всерьёз и укорял залегкомыслие. И хотя время от времени родители помогали Стивенсону деньгами, вряд ли тот принималэту помощь с радостью.
Переломным в жизни Луиса оказался год 1870:врачи обнаружили у писателя туберкулёз. Это означало глобальные перемены во всём: необходимостьстрожайшим образом следовать медицинскимпредписаниям, внимательнее относиться к климату,избегать чрезмерных нагрузок…
Тогда же в городишке Грёз Стивенсон познакомился с американкой Франсис Матильдой Осборн.Ни то, что она была на десять лет его старше, нидвое детей, ни муж не отпугнули Луиса: он влюбился и решил во что бы то ни стало жениться наФанни. К счастью, на тот момент она уже не жилас супругом, оставалось лишь развестись да пожениться… но это «лишь» означало ещё и необходимость переломить отцовскую волю. Для ТомасаСтивенсона женитьба на разведённой женщине,которая вдобавок старше супруга, — это было нечточудовищное и невообразимое!
Но Луис не сдавался. Друзья и враги единодушнопризнавали, что при всей своей болезненности онимел необычайно сильную волю. «Характер — кремень», — говорили о нём. Этот характер позволялСтивенсону даже в самые тяжёлые дни работать,по многу раз переписывая, шлифуя свои рассказы,эссе, очерки… Вот и теперь Стивенсон был полонрешимости довести дело до конца: он боролся заФанни, поехал за нею в Америку, едва не умер в этойпоездке, но всё же добился своего.
Мог ли он предугадать, что именно Фанни круто переменит его жизнь? В лучшую или в худшуюсторону — об этом гадают до сих пор. Если самСтивенсон тяготел к серьёзным историческим исследованиям, то Фанни, заботясь о благосостояниисемьи, убеждала его писать книги развлекательные.Из-за неё Стивенсон поссорился со своим лучшимдругом, коллегой, неофициальным литературнымагентом. Благодаря Фанни отправился в путешествие по южным морям Тихого океана — и этопродлило ему жизнь.
Наконец, именно сын Фанни, пасынок ЛуисаЛлойд Осборн, стал соавтором трёх книг: «Несусветного багажа», «Отлива» и «Потерпевших кораблекрушение». Ллойд же невольно вдохновил Луиса напервый его художественный роман. Роман, которыйпринёс Стивенсону всемирную славу и навсегдапокорил сердца многих поколений мальчишеки девчонок.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Толчком для написания повести стало ознакомление Стивенсона с романом Достоевского «Преступление и наказание», где были по-новому представлены проблемы человеческой морали и нравственности. Герой повести – умный, почтительный, добропорядочный доктор Джекил – вследствие неудачного эксперимента расщепляет свою личность и выпускает на свет своего уродливого и злого двойника мистера Хайда.
Стивенсон поднимает проблему цели жизни, проблему свободы, выбора, внутренней собранности и легкости. Повесть была написана в форме, которой не ожидали от Стивенсона, и вызвала всеобщий восторг.
Болезнь детства и начало творчества
С раннего детства он был жителем, по его собственному выражению, «одеяльной страны». Ведь из-за постоянных нездоровий он проводил больше времени в постели, чем в мальчишеских играх на улице или за столом, читая интересную книжку. Доктора поставили двенадцатилетнему мальчику ужасный диагноз — чахотка. В те времена это приравнивалось к смерти. Возможно, собственно эти трудные испытания научили Стивенсона ценить жизнь, искренне ликовать каждому прожитому дню и стараться быть счастливым.
Нельзя отправиться в настоящее морское путешествие? И тогда на помощь приходили мечта и фантазия. Творческие способности развила в нем его нянька, которая знала множество историй, читала наизусть стихи Р. Бернса и рассказывала на ночь страшные истории. В 15 лет в биографии Роберта Стивенсона появилось первое произведение – он написал свою первую книгу «Петландське восстания».
В 17 лет Роберт начал изучать право в Эдинбургском университете (год окончания — 1875). Хотя Стивенсон получил профессию юриста, больше всего он мечтал стать писателем.
Юность и начало писательской карьеры
После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков. Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса. Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.
Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.
Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.
Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать. Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно
Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание
По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».
Роберт Стивенсон. Биография
Часть первая. Детство в Шотландии
Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии, 30 ноября 1850 года. Его отец Томас Стивенсон, был потомственный морской инженер, а мать, Маргарет Бэлфур, из славного, но обедневшего рода, состояла в дальнем родстве с Скоттом и Бернсом.
Сама судьба предназначила Роберту связать свою жизнь с морем, но не практически, как его отец, дед и дядя, а в своем воображении. А как же иначе, если имя Стивенсонов уже было выгравировано на всех рифах и мысах Шотландского побережья, а каждый моряк, рыбак и шкипер знал фамилию Стивенсонов не по наслышке: благодаря их инженерному таланту так ярко горели маяки.
Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье, болезненным и впечатлительным мальчиком. Детские годы, полные мучительной боли, запечатлелись в его памяти и наполнили его душу «смятением и протестом». С годами он смирился со своей болезнью, которая с тех стала его постоянным мучением.
Как же такое случилась? Когда ему было три года, Роберт заболел крупом, и, видимо, эта болезнь дала осложнение. Тем более что в семье была наследственная предрасположенность к туберкулезу. Его мать Маргарет с юности страдала этим заболеванием. Кстати, видимо, поэтому все заботы о ребенке Маргарет возложила на няню Алисон Каннингем.
Долгими ночами мальчик не мог уснуть, его изматывал кашель, и пытаясь уйти от действительности, в своих мечтах он представлял себя то странствующем рыцарем, то морским бродягой. Так, ложась в кровать, он отправлялся в путь.
При этом все его приключения неизменно завершались «героической смертью, иногда и мученической». Он писал в своей автобиографии, что особенно «ценил дни выздоровления, когда мог наслаждаться солнечным светом, щебетом птиц и зеленью листвы».
Воображение у Роберта было потрясающее, ему никогда не было скучно, так как жил он в мире своей фантазии, жил уже какой-то взрослой полной опасностей жизнью.
Став взрослым, Роберт часто сетовал, что дети не умеют играть. Та суетня и беготня, которую затевали дети, бывавшие в его доме, огорчала его: «Трудные времена ожидают Англию! Растёт поколение, не умеющее играть!». Теперь нам можно только горько усмехнуться над этими его словами.
С самого раннего детства Роберт рисовал, стараясь передать бумаге свой богатый внутренний мир. Говорят, однажды он пришел к матери со словами: «Мама, тело я уже нарисовал, нарисовать теперь душу?»
Читать он начал с семи лет. До этого ему вслух читала любимая няня Камми (Алисон Каннингем), которая очень любила мальчика. Жизнерадостная, но набожная женщина иногда она пугала болезненного ребенка своими рассказами о муках Спасителя и грешниках, горящих в аду. Роберт читал духовные книжки и нравоучительные рассказы, читал Шекспира, Александра Дюма, позже Монтеня, Уитмена (его «Листья травы» произвели на него особое влияние), Герберта Спенсора, Марка Аврелия, Водсворта. Таковы были его учителя.
Вскоре Роберт Стивенсон и сам стал писать. Побудил его к литературному занятию его дядя Дэвид Стивенсон, который назначил награду в один фунт стерлингов тому (а соперником Роберту в этом занятии был его двоюродный брат Роберт Аллан Стивенсон, которого звали Боб) — кто напишет лучшее описание жизни Моисея. Кто победил в этом соревновании — история умалчивает.
Он все таки стал писателем. А путешествия по южным морям вдохнуло в его произведения ту силу жизни, которая вместе с силой его фантазии сделала его произведения «прекрасной историко-приключенческой литературой». Он сделал свой выбор, когда предпочел городскому комфорту жизнь на прекрасном острове, где мог наслаждаться шумом морского прибоя и красивыми закатами. Принесла ли эта безмятежность ему здоровье и творческий подъем? Неужели только тяжелые тиски умственного напряжения могут вызвать к жизни великие произведения? Читайте дальше вторую часть биографии Роберта Стивенсона — Роберт Стивенсон и его мистер Хайд.
Автор статьи Набеева Т. (по материалам автобиографии Роберт Стивенсон «Воспоминания о самом себе» в переводе М. Кан и стихотворений писателя о своем детстве)
* * *
А пока вот небольшая презентация о творчестве этого шотландского писателя.
(краткая биография, основные произведения)
Читайте и смотрите далее:
- Баллада «Вересковый мед» (мультфильм на русском языке)
- Черный человек Роберта Стивенсона. За страницами биографии
- Все книги Роберта Стивенсона и их лучшие экранизации
Жизнь в Одеяльной стране
Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в Тихом океане, на острове Самоа. Отец его, Томас, был инженером, специалистом по маякам. И дед тоже. И вообще, все предки, о которых сохранилась информация, занимались маяками. Надо ли говорить, что юноша при первой же возможности поступил в Эдинбургский университет, где начал осваивать премурости – да, совершенно верно! – маякостроения.
Справедливости ради заметим, что предки писателя тоже не были чужды романтики, хотя и подвизались по практичной инженерной части. Истинный фантазер всегда найдет, где применить свои фантазии.
В частности, дед Роберта, тоже Роберт вошел в историю как автор маяка на шотландской скале Белл-Рок. В бурю маяк принимался бить какой-то чудовищный набат, за что был прозван моряками «Кулаком дьявола».
Здоровье Роберта уже в раннем детстве было отвратительным. В возрасте трех лет он заболел крупом, недугом, поражающим дыхательные пути. Да так до конца и не вылечился. Любой сквозняк надолго укладывал его в постель. Планировать что-либо было невозможно в принципе. А тут еще и эти маяки, которые он возненавидел с детства.
Роберт переводится на юридический, но там с его здоровьем еще меньше перспектив. Частые, и каждый раз совершенно неожиданные, непредсказуемые выходы из строя, сопровождаемые сильной лихорадкой, слабостью. Да еще этот постоянный лающий кашель (так называемый «тюлений лай») делает его работу в суде совершенно невозможной.
В какой-то момент к последствиям крупа прибавляется туберкулез легких. Роберт практически инвалид.
Впоследствии он вспоминал: «Детство мое – сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома «Страна Кровати», чем зеленого сада».
Основную часть времени он и вправду проводит в кровати. Молодой человек называет ее романтично – «Одеяльная страна» или «Королевство Кровать».
Да, здесь он и вправду король. Вытягивая ноги к зюйду, поворачивая голову (кажется, тонкая шея вот-вот переломится) на норд-вест-вест, Роберт грезит далекими путешествиями, пиратами, сокровищами, представляет себя то отважным флибустьером, то исследователем-ботаником.
А вот он уже в прерии, в краю Великих равнин, гонится за убежавшим каторжником, чтобы спасти похищенную им красавицу. А теперь он сам каторжник…
На стене, на ленточке висит серебряная медаль, полученная еще до перевода на юридическое отделение. Ее вручили Роберту Льюису Балфуру Стивенсону на конкурсе Шотландской академии за работу «Новый вид проблескового огня для маяков».
Жизнь удалась? Нет, это сказано не про него.
Издания
- The works, v. 1—35, L., 1923—1924
- The works, v. 1—30, L., 1924—1926
- Стивенсон Р. Л. Полное собрание романов, повестей и рассказов. Кн. 1—20. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913—1914. (переиздано в 1994) Кн. 1. Сент-Ив.
- Кн. 2. Чёрная стрела.
- Кн. 3. Новые арабские ночи (Клуб самоубийц. Бриллиант раджи. Павильон на холме. Ночлег. Дверь Сира де Малетруа. Провидение и гитара. Похитители трупов).
- Кн. 4. Тайна корабля.
- Кн. 5. Мастер Баллантрэ.
- Кн. 6. Похищенный.
- Кн. 7. Путешествие внутрь страны. Вечерние беседы на острове.
- Кн. 8. Катриона.
- Кн. 9. Весёлые ребята и другие рассказы.
- Кн. 10. Принц Отто. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда.
Стивенсон Р. Л. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Правда, 1967 (серия «Библиотека «Огонёк»)
Стивенсон Р. Л. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Правда, 1981, 600 000 экз. (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
Стивенсон Р. Л. Собрание сочинений в 8 т. — М., 2002—2003.
Стивенсон Ф., Стивенсон Р. Л. Четыре года на Самоа. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989.
Стивенсон Р. Л., Осборн Л. Несусветный багаж. — Новосибирск, 2004.
Стивенсон Р. Л. В Южных морях. — СПб., 2005
Стивенсон Р. Л. Владетель Баллантрэ. Рассказы и повести. — М.: Правда, 1987.