Стравинский Игорь Федорович

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского – «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» – были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского “Петрушка”

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются “Русские сезоны”, но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Игорь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)

И.Ф. Стравинский родился в Ораниенбауме (под Петербургом) в семье музыкантов. Его отец был оперным певцом, солистом Мариинского театра, а мать – пианисткой, постоянным концертмейстером на концертах мужа.Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию: в доме постоянно звучала музыка, имелась большая художественная и музыкальная библиотека. В возрасте 10 лет мальчик встретился с П.И. Чайковским, творчество которого боготворил. Стравинский вообще любил русскую музыку: М.И. Глинку, М.П. Мусоргского, позднее дружил с членами Беляевского кружка, особенно с Н.А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым.

Стравинский и Римский-Корсаков (1908)Уроки игры на фортепьяно начались с 9 лет. Общее образование получил в гимназии. В 19 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Тогда же начал серьёзно изучать музыкально-теоретические дисциплины, занимался с А.Н. Римским-Корсаковым. Музыкальное развитие Стравинского шло быстро и плодотворно, т.к. он сразу же погрузился в творческую среду: познакомился и подружился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти.

Игорь Стравинский (1910)Его первые сочинения ещё имели сильное влияние Римского-Корсакова и французских импрессионистов (Соната для фортепиано, 1904; вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», 1906; Симфония ми-бемоль мажор, 1907; «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра, 1908).Результатом сотрудничества с труппой Дягилева стало написание Стравинским 3 балетов, которые принесли ему мировую известность: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Для их постановки он выезжал в Париж, где познакомился с Э. Сати и К. Дебюсси.

К. Дебюсси и И. Стравинский (фото Э. Сати, 1910)В начале 1914 г. Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Из-за начавшейся Первой мировой войны в Россию семья не вернулась. Затем композитор жил в Лозанне и в Париже.В это время им были написаны опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918), в 1919 г. по заказу Дягилева создан балет «Пульчинелла». Стравинский оставался во Франции до 1940 г. Его последними русскими сочинениями стали камерная опера «Мавра» (1922), небольшая хореографическая кантата «Свадебка» (1923), балет «Поцелуй феи» (1928). Тогда же он впервые обратился к духовной музыке: написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930).

Фонтан Стравинского в ПарижеС 1915 г. Стравинский периодически выступал в качестве дирижёра, а затем и пианиста. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом сочинил мелодраму «Персефона».С 1936 г. Стравинский начал гастролировать в США. В 1937 г. в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен его балет «Игра в карты». Он читал курс лекций в Гарвардском университете и затем принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, потом в Лос-Анджелесе, а в 1945 г. получил американское гражданство. В этот период он создавал произведения в неоклассическом стиле: опера «Похождения повесы» (1951), балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип (сери́йная те́хника – техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Наиболее распространённая разновидность серийной техники – додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот).Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, – «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Завершающим в своей композиторской карьере Стравинский считал «Заупокойные песнопения» (1966) – небольшое камерное произведение. Но активность гастролей не уменьшилась: он дирижировал своими сочинениями в странах Европы и в Америке. В 1962 г. он впервые приехал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.Умер композитор 6 апреля 1971 г. и похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на русской его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Краткая биография

В 1902 г. Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, который предложил одарённому юноше частные уроки. На протяжении 5 лет Игорь занимался у знаменитого композитора. Также он часто бывал на музыкальных вечерах, проходивших в доме Римского-Корсакова.
В 1905 г. молодой человек окончил университет и решил полностью посвятить себя музыке.
В 1907 г. Стравинский под руководством Римского-Корсакова закончил своё первое большое произведение – симфонию.
В апреле 1907 г. на бесплатном концерте в Петербурге состоялась премьера симфонии Стравинского. А чуть позже публике была представлена сюита «Фавн и пастушка»

Оба сочинения были приняты очень тепло.
На молодого композитора обратил внимание известный театральный деятель Сергей Дягилев. Он предложил Стравинскому написать балет для парижских «Русских сезонов».
В 1910 г

в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица» в постановке М. Фокина. Балет имел невероятный успех и принёс славу молодому композитору.
На следующий год Стравинский написал для труппы Дягилева балет «Петрушка». Главную роль исполнял ведущий танцовщик труппы Вацлав Нижинский. Представлен балет был в парижском театре «Шатле», а затем с неизменным успехом прошли премьеры и в других европейских городах.
В Париже Стравинский познакомился и подружился с композиторами-новаторами Эриком Сати, Клодом Дебюсси, Морисом Равелем.
В 1913 г. состоялась премьера 3-го балета, написанного Стравинским для «Русских сезонов». «Весна священная» была принята публикой неоднозначно, её либо превозносили, либо ругали за оригинальную постановку и смелую музыку.
С началом Первой мировой войны Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Там он написал оперу «Соловей» по сказке Андерсена, стилизованное произведение «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» для музыкального театра, музыкально-сценическое произведение «История солдата» на основе сказок Афанасьева.
В 1914 г. Стравинский начал работу над комической оперой «Свадебка» на основе народных текстов. Закончил он это произведение в 1923 г.
В 1919 г. композитор сочинил новый балет для Дягилева – «Пульчинелла». С этого балета начался неоклассический период в творчестве мастера. К произведениям этого периода относятся: фортепианный концерт (1924), опера «Царь Эдип» (1927), балет «Поцелуй феи (1928), «Симфония псалмов» (1930) и др.
В 1920 г. композитор с семьёй переезжает во Францию. Там он сближается с группой французских композиторов («Шестёрка»). В Россию Игорь Фёдорович решил не возвращаться.
В 1922 г. к Стравинскому в Париж переехала его мать. В этом же году вышла камерная опера «Мавр». Она была воспринята в целом как неудача композитора, но были и положительные отзывы.
В 1924 г. состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста.
В 1933 г. популярная русская актриса и танцовщица Ида Рубинштейн и французский писатель Андре Жид заказали композитору мелодраму «Персефона».
В 1934 г. Стравинский получил французское гражданство.
В 1935 г. была издана книга мемуаров музыканта.
В 1937 г. в Нью-Йорке состоялась премьера балета Стравинского «Игра в карты».
В 1939 г. композитор переехал в США, а в 1945 г. получил американское гражданство. В Америке он много работал, там были написаны, в частности: опера «Похождения повесы», балет «Орфей», несколько симфоний и концертов для оркестра.
С середины 1950-х гг. Стравинского увлекают библейские сюжеты. Он пишет вокально-инструментальные композиции: «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», «Потоп» и ряд других.
В 50-60-х гг. Стравинский много гастролировал, выступал в качестве дирижёра. В этот период были сделаны авторские аудиозаписи большинства произведений.
В 1962 г. по приглашению советских властей композитор посетил СССР и дал несколько концертов.
В 1966 г. выходит сочинение «Заупокойные песнопения», ставшее последним крупным произведением автора.
С 1959 по 1969 гг. издаётся цикл из 6 книг Стравинского – «Диалоги с дирижером Р. Крафтом».
04.1971 в возрасте 88 лет Игорь Фёдорович Стравинский скончался.

Детство и юность

Игорь Фёдорович Стравинский родился 05 (17-го по новому стилю) июня 1882 г. в Ораниенбауме, пригороде Петербурга. Отец мальчика, Фёдор Игнатьевич Стравинский, был оперным певцом и работал в Мариинском театре. В 1901 г. ему было присуждено звание заслуженного артиста Российской империи. Мать Анна Кириловна (в девичестве – Холодовская), была пианисткой и певицей. Также она исполняла роль концертмейстера на концертах мужа.

Анна Кириловна и Фёдор Игнатьевич – родители композитора

Игорь в семье был 3-м ребёнком из 4-х. У него было 2 старших брата (Роман и Юрий) и 1 младший (Гурий). В петербургском доме Стравинских часто собирались известные музыкальные деятели, литераторы и артисты.

В раннем детстве

Игорь учился сначала во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии, а затем – в гимназии Гуревича. Школу он не любил, учился плохо и иногда прогуливал уроки.

В детстве

Первым учителем музыки Игоря стала пианистка А. П. Снеткова. Затем он продолжил занятия с Л. А. Кашперовой, которая учила мальчика не пользоваться педалями пианино и «держать звук» исключительно пальцами.

В 1897-1899 гг. под влиянием своего товарища И. В. Покровского Игорь увлёкся западноевропейской музыкой. Композицию и гармонию в 1901-1902 гг. Стравинскому преподавал Фёдор Акимов. Следующим его учителем стал композитор Василий Павлович Калафати.

В юности

В 1900 г. Игорь окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет, выбрав по настоянию отца юридический факультет.

В молодости

Литература

  • Андриссен Луи и Шёнбергер Элмер. Часы Аполлона. О Стравинском.СПб., 2003. Перевод с нидерландского Ирины Лесковской. -300 с. ISBN 5-7331-0041-9
  • Berger A. Problems of pitch organization in Stravinsky // Perspectives of New Music 2 (1963), pp. 11–42; репринт в кн.: Perspectives on Schoenberg and Stravinsky, ed. B. Boretz and E.T. Cone. New York, 1972, pp. 123–54.
  • Друскин М.С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. Л.; М.: Советский композитор. 1974. 221 с.; 2-е изд., испр. и доп. Л.: Советский композитор, 1979. 230 с; 3-е изд., 1982. 208 с.
  • Друскин М.С. Стравинский // Музыка XX века: Очерки. 1917—1945. М.: Музыка.1984. Кн. 4, ч. 2. С. 203—229.
  • Стравинская К. Ю. О И. Ф. Савинском и его близких. Л.: Музыка, 1978.
  • Stravinsky V., Craft R. Stravinsky in Pictures and Documents. New York: Simon and Schuster, 1978.
  • Fantastic Cities and Other Paintings by Vera Stravinsky. Boston: David R. Godine, 1979.
  • Igor and Vera Stravinsky: A Photograph Album 1921 to 1971 / Text from Stravinsky’s Interview1912-1963; 258 photographs selected by Vera Stravinsky and Rita McCaffrey; Captions by Robert Craft. New York: Thames and Hudson, 1982.
  • Dearest Bubushkin: The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky, 1921—1954, with Excerpts from Vera Stravinsky’s Diaries, 1921—1971 / Ed. by R. Craft. New York: Thames and Hudson, 1985.
  • The Salon Album of Vera Sudeikin-Stravinsky / Ed. and tr. by J.E. Bowlt. Princeton: Princeton University Press, 1995.
  • Муза. Отрывки из дневника и другие тексты Веры Судейкиной (Стравинской) см.: Experiment / IMRC. Vol. 13: Los Angeles, 2007. С. по указ.
  • Straus J.N. Stravinsky’s serial “mistakes” // The Journal of Musicology 17 (1999), pp. 231–271.
  • Taruskin R. Stravinsky and the Russian traditions: a biography of the works through Mavra. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996.
  • Савенко С.И. Мир Стравинского. М.: Композитор. 2001. 328 с.
  • Савенко С.И. Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим, 2004. 288 с.
  • Rousseau-Plotto, Étienne. Stravinsky à Biarritz. Anglet, Séguier, 2001, seconde édition corrigée et augmentée, Biarritz, Atlantica, 2016, 192 p. ISBN 978-2-7588-0238-9

Память

Фонтан Стравинского в Париже

В его честь выпущены монеты и почтовые марки; назван кратер на Меркурии. В Лозанне есть аллея его имени, в Амстердаме — улица (Strawinskylaan). В его честь названы музыкальная школа в Ораниенбауме и музыкальная аудитория в Монтрё.
Также существует Фонтан Стравинского на одноимённой площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже, Франция.

  • Имя Стравинского носит самолет А-319 компании «Аэрофлот», регистрационный номер VP-BDO.
  • Первый в мире музей Игоря Стравинского открыт на Украине в городе Устилуг на Волыни в 1990 году.
  • Музыкальный фестиваль имени Игоря Стравинского начали проводить на Волыни с 1994 года. 12 июня 2010 года в Луцке открылся уже VII Международный фестиваль «Стравинский и Украина».
  • Площадь Стравинского в родном городе Ломоносове (Ораниенбауме).
  • В 1993 году Банк России выпустил платиновую монету номиналом 150 рублей, посвященную Стравинскому.
  • В 2007 году Укрпочта выпустила почтовую марку, посвященную Стравинскому.

Лента времени И. Ф. Стравинского

  1. Первой учительницей музыки Стравинского была пианистка А. Снеткова, у которой, по словам композитора, он ни чему не научился. Зато вторая преподавательница Л. Кашперова научила «чувствовать звук пальцами».
  2. 1902 год – юный Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым. Знаменитый композитор увидел в юноше талант и предложил заняться музыкой под его покровительством. Обучение длилось пять лет, которое нередко разбавлялось музыкальными вечерами, устраиваемыми учителем.
  3. 1905 год ознаменовался завершением студенческой жизни – окончанием обучения в СПбГУ.
  4. В 1906-м юный композитор женился на кузине Екатерине Гавриловне Носенко. Годом позже у них родился сын Федор, а еще через год дочь – Людмила, будущая жена Ю. Мандельштама.
  5. 1907-й стал годом первых музыкальных творений Игоря Стравинского. Вышла его первая симфония, а позже – сюита «Фавн и пастушка». Обе композиции были тепло приняты зрителями, среди которых присутствовал С. Дягилев. Ему понравился молодой талант, вскоре он предложил Стравинскому создать композицию для балета «Русских сезонов».
  6. В 1910-м родился еще один сын, назвали Святославом. А еще через 4 года родилась Милена.
  7. 1910-1913-е стали триумфальными для молодого композитора. В 1910 году свершилось первое представление балета «Жар-птица» на сцене парижского Гранд-Опера по постановке М. Фокина. «Жар-птица» произвела фурор и принесла славу И. Ф. Стравинскому. 1911-й ознаменовался выходом балета «Петрушка» под куполом театра Шатле. Представление имело не меньший успех, а позже представлено на многих больших сценах Европы. В 1913 году на сцене Театра Елисейских полей совершилась скандальная премьера третьего балета для «Русских сезонов» под названием «Весна священная». Эта композиция постепенно полюбилась публике.
  8. Когда разразилась Первая мировая война, И. Ф. Стравинский уехал с семьей в Швейцарию. Где сочинил оперу «Соловей» по одноименной сказке
    Г. Х. Андерсона, затем ряд других композиций, среди которых была «История солдата».
  9. В 1919 году Стравинский сочинил для С. Дягилева еще один балет – «Пульчинелла». Творчество композитора вступает в эпоху неоклассицизма, тогда были созданы: фортепианный концерт 1924-го, опера «Царь Эдип» 1927-го, балет «Поцелуй феи» 1928-го, «Симфония псалмов» 1930-го и некоторые другие.
  10. С 1920-го семья Стравинских жила в Париже. Там Игорь Федорович сошелся с «Шестеркой», объединением французских композиторов.
  11. 1924 год – совершился его дебют как пианиста.
  12. Весь 1933-й создавалась мелодрама «Персефона» по заказу известной актрисы Иды Рубинштейн и писателя Андре Жида. Годом позже великий композитор получил гражданство Франции.
  13. 1937-й – Нью-Йорк увидел первый показ балета «Игра в карты».
  14. 1938-1939-е оказались тяжелыми для Стравинского – умерла дочь Людмила, а спустя год скончались мать, затем жена.
  15. С 1939-го Стравинский жил в Америке, а через 6 лет стал гражданином США. Там он много трудился, результатом чего стали: опера «Похождения повесы», балет «Орфей», а также симфонии и оркестровые концерты.
  16. В 1940-м Стравинский женился на актрисе немого кино Вере Судейкиной.
  17. В середине 1950-х композитора захватывает библейская тематика. Из-под его пера выходит «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», затем «Потоп» и некоторые другие.
  18. В последующее десятилетие Игорь Федорович много гастролировал как дирижер. Тогда же были записаны на пленку многие его произведения.
  19. 1962 год – СССР приглашает великого композитора дать концерты, и тот соглашается. Впервые за 48 лет Стравинский посещает родину.
  20. 1966-й – на свет появляется последнее крупное творение Игоря Федоровича – «Заупокойные песнопения».
  21. 6 апреля 1971 года И. Ф. Стравинский скончался от болезни сердца. Ему было 88 лет.

Война и музыка

Начало Первой мировой войны привело к прекращению проведения так называемых «Русских сезонов» в столице Франции. Стравинский остался без прибыли и средств существования. Многочисленное семейство отправилось на территорию Швейцарии. Тогда у Игоря не было денег. В этот период времени он работал над русскими народными сказками.

К этому времени Игорь написал более содержательную и аскетичную музыку, главным преимуществом которой была ритмичность. В 1914 году маэстро приступил к работе над балетом «Свадебка». Только через 9 лет Стравинский смог презентовать работу. Музыкальное сопровождение к балету было основано на сельских русских композициях, которые исполняли на свадьбах и венчаниях.

После презентации балета он решил удалить из своих композиций национализм. Последующие творения он записал в стиле неоклассицизма. Маэстро «настроил» на свой лад старинную европейскую музыку. С 1924 года он перестал сочинять музыку. Игорь занялся дирижёрством. После окончания Второй мировой войны его композиции на родине приобрели огромную популярность.

Watch this video on YouTube

В этот же период времени во Франции возобновили так называемые «Русские сезоны». Они проходили уже не на том уровне. В 1928 году Дягилев и Стравинский презентовали балет «Аполлон Мусагет». Спустя год Дягилев скончался. После смерти труппа распалась.

1926 год для композитора был знаковым. Он пережил духовную трансформацию. Это событие повлияло на творчество маэстро. В его композициях были отчётливо слышны религиозные мотивы. Композиция «Царь Эдип» и кантата «Симфония псалмов» продемонстрировали духовное развитие маэстро. К представленным произведениям были созданы либретто на латинском языке.

Примечания

  1. White, Eric Walter. Stravinsky: The Composer and His Works, second edition. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, . ISBN 0-520-03983-1
  2. The Cambridge Dictionary of American Biography, by John S. Bowman. Cambridge University Press, .
  3. Stravinsky, Igor // The Enciclopædia Britannicа
  4. Erik Satie. Correspondance presque complete. — Paris: Fayard/Imec, 2000. — С. 1131.
  5. Стравинский И.Ф. Диалоги. — Л.: 1971, с.99.
  6. Paul Collaer, Stravinski. — Bruxelles, 1930
  7. Paul Collaer, «La Musique modern». — Paris/Bruxelles, 1955 & 1963.
  8. Landormy P. «La musique française après Debussy». — P.: Gallimard, 1943. 380 p., — pag. 53
  9. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 60-61. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  10. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1966. — С. 493. — 632 с. — 100 000 экз.
  11. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 321. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  12. Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л.: Музыка, 1983. — С. 76. — 232 с.
  13. Стравинский И.Ф. Диалоги. Л., 1971, с.100.
  14. Жан Кокто. «Петух и Арлекин». — М.: «Прест», 2000. — С. 79. — 224 с. — 500 экз.
  15. According to Michael Steinberg, Liner notes to Stravinsky in America, RCA 09026-68865-2, the police «removed the parts from Symphony Hall.» page 50
  16. , page 152
  17. «…«Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину… Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…, «…сочиняю шедевр своих последних лет» (Стравинский).
  18. Позже были выпущены в виде масштабных компиляций на лейблах Sony/BMG, на компакт-дисках.
  19. Stravinsky 1936
  20. См., например: Eksteins 1989, pp. 10-16.
  21. Walsh 2001
  22. Griffiths, Stravinsky, Craft, and Josipovici 1982, pp. 49-50.
  23. Обозначение и временные границы по статье «Стравинский» в БРЭ (2016).
  24. Стравинский И.Ф. // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.523.
  25. Straus 2001, p. 4.
  26. White 1979, p. 510.
  27. Стравинский Гурий Фёдорович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.

Русский период

К 1914 году композитор Игорь Стравинский уже создавал более сдержанную и аскетичную, хотя и не менее ритмичную музыку. Его творчество в последующие годы было наполнено короткими инструментальными и вокальными произведениями, основанными на русских народных песнях и сказках, а также на регтайме и других стилях западного попа и танца. Он расширил некоторые из этих экспериментов до уровня крупномасштабных театральных постановок.

Балет-кантату «Свадебка» Стравинский начал создавать в 1914 году, но завершил лишь в 1923-м, после нескольких лет неопределенности в отношении ее инструментовки, на основе деревенских свадебных песен России. Байка-пантомима на скотном дворе «Ренард» (1916) написана по мотивам народных сказок, в то время как «История солдата» (1918), смешение речи, мимики и танца в сопровождении семи инструментов, эклектично инкорпорирует регтайм, танго и другой современный музыкальный язык в последовательности особо смелых инструментальных движений.

После Первой мировой русский стиль Стравинского начал угасать, но он произвел на свет еще один шедевр – “Симфонию для духовых” (1920).

Французский Стравинский

Семья Стравинского пребывала в Швейцарии, когда разразилась война 1914-18 г.г. Это и стало причиной того, что в Россию он больше не вернулся. Сначала он жил и работал в Лозанне, а с 1920 г. осел в Париже.

На этом творческом этапе появились «Соловей» и «История солдата», навеянные сказками Андерсена и Афанасьева, и балет «Пульчинелла». До второй войны Игорь Фёдорович оставался в Европе.

Во Франции он создал большее количество произведений – симфонии, кантаты, концерты, оратории, музыкальные мелодрамы, хореографические сцены, песни. Композитор дерзко сочетал стилистики, смешивал техники, благодаря чему его сочинения потрясали новизной и темпераментом.

В это же время сочинитель музыки неоднократно выступал в качестве дирижера и пианиста. Он писал мемуары, которые были опубликованы в 1935 году. Тем не менее позже он называл парижский отрезок своей биографии «самым несчастливым». Ведь на протяжении 1938-39 г.г. он похоронил дочь Людмилу, умершую от туберкулеза, жену и мать.

Интересные факты

1. шпионские страсти

В Риме во время Первой мировой войны Стравинский познакомился с Пабло Пикассо. Тот написал портрет своего нового знакомого, правда весьма своеобразный (Пикассо был тогда футуристом).
Когда композитор уезжал из Италии, увозя с собой портрет, итальянские таможенники на границе проявили бдительность:
– Это у вас что такое, синьор, вот эти кружки и линии?
– Мой портрет работы Пикассо.
Таможенники долго совещались, а потом конфисковали портрет, видимо решив, что это план какого-то стратегического сооружения…

2. любимая опера города барселоны

Радостно встречая знаменитого маэстро на вокзале в Барселоне, любители музыки сказали Стравинскому:
– Барселона ждет вас с нетерпением – здесь очень любят вашего “Князя Игоря”!..
– Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, – рассказывал поэм Стравинский, – что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что “Князя Игоря” сочинил не я, а Бородин…

3. таинственный покупатель

На аукционе в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского. Желающих приобрести эту редкостную вещь было много, но один из присутствовавших – какой-то старый седой господин – все время набавлял цену. В конце концов партитура, действительно, досталась ему – за три тысячи фунтов стерлингов.
Репортеры окружили покупателя.
– Кто вы и почему решили купить партитуру во что бы то ни стало?
– Игорь Стравинский, – отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой:
-Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!

4. как это у вас получается?

Как-то раз одна журналистка спросила у Стравинского:
– Маэстро, как вы сочиняете музыку? О чем вы думаете в это время?
– Простите, мадам, но, вероятно, у меня получается только потому, что когда я сочиняю музыку, я думаю только о ней и ни о чем больше…

5. консерватор

На приеме, устроенном в Стокгольме в честь Стравинского, композитора спросили, что он думает о джазе.
– То же самое, что и двадцать лет назад, – ответил он.
– А как вы относились к джазу двадцать лет назад?
-Этого я не помню.

6. я в этом не разбираюсь

Будучи проездом в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
– Вы не родственник композитора? – спросил он у шофера.
– Разве есть композитор с такой фамилией? – удивился шофер. – Впервые слышу. Впрочем, Стравинский – фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой – моя фамилия Россини…

7. добрый критик

Зная о чрезмерной мягкости художественных оценок знаменитого критика Владимира Стасова, Стравинский как-то сказал:
– Он не отзывался плохо даже о погоде…

Семья

  • Брат — Роман (1874 — май 1897).
  • Брат — Юрий (1878 — май 1941), архитектор.
  • Брат — Гурий (12 августа (30 июля) 1884 — апрель 1917), артист Мариинского театра, бас-баритон, умер от тифа и перитонита в Яссах на Южном фронте Первой Мировой войны, похоронен в могиле отца.
  • На дочери И. Ф. Стравинского Людмиле (1908—1938) был женат поэт Юрий Мандельштам. Оставшись сиротой, их дочь Екатерина (Китти) Мандельштам (1937—2002) воспитывалась в семье дяди — Фёдора Игоревича Стравинского (1907—1989).

В 1920 году в Париже возникли  бурные отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским, в том самом году, когда были созданы знаменитые духи Chanel No. 5.

Этому роману посвящен фильм.

«Коко Шанель и Игорь Стравинский» (фр. Chanel Coco & Igor Stravinsky) — художественный фильм Яна Кунена, выбранный как фильм, закрывавший Каннский кинофестиваль 2009 года, и показанный 24 мая 2009 года.

Фильм снят по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» (2002). Гринхал также написал сценарий фильма. Карл Лагерфельд, нынешний ведущий дизайнер дома «Шанель», оказывал посильную помощь в создании фильма. \

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий