Суворин Алексей Сергеевич

Жизнь в Санкт-Петербурге

Алексей Сергеевич Суворин, биография которого принимала все более интересный поворот, переселился в Петербург в 1863 году. Писал в журнале «Русский инвалид» под псевдонимом А. Бобровский. Печатал свои короткие рассказы, которые после опубликовал в книге «Всякие: очерки современной жизни». Из-за некоторых особенно вольнодумных глав в 1866 году представители власти возбудили против молодого человека уголовное дело. Книга была сожжена, Алексей Суворин был приговорен к 2 месяцем тюремного заключения, но позже его наказание было изменено: он получил 2 недели работ на гауптвахте.

НАШИ ЛЮДИ

Симоньян Маргарита
Журналисты

журналист, главный редактор и медиаменеджер

Яху, Хейнар
Журналисты

эстонский шашист, шашечный журналист, арбитр

Ярый, Рихард
Журналисты

деятель УВО, ОУН и ОУН , журналист

Яношевич, Драголюб
Журналисты

югославский шахматист, гроссмейстер

Яновский, Давид Маркелович
Журналисты

российский шахматист еврейского происхождения, претендент на мировое первенство, шахматный теоретик, практик и журналист

Яннопулос, Майло
Журналисты

британский журналист, общественный активист и редактор ультраправого издания Breitbart News

Янг, Гэри
Журналисты

британский журналист, колумнист «The Guardian» с 1993 года, с 2003 года её нью-йоркский корреспондент

Янбаева, Гульфия Гареевна
Журналисты

башкирская журналистка, общественный деятель

Молодость

В одном известном журнале разместил рассказ об обычной сельской жизни под названием «Гарибальди». Он стал очень известным, так как на многих творческих вечерах его зачитывал известный актёр Садовский. Начиная с 1858 года Суворин Алексей Сергеевич стал размещать в журналах собственные статьи. Писал под выдуманным именем Василий Марков. Немного позднее графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир пригласила Суворина переехать на время в Москву, для того чтобы поучаствовать в «Русской речи». Когда она прекратилась, Суворин занялся новым для себя делом – составлением книг для народного чтения. Это он делал по заказу «Общества распространения полезных книг» в Москве. Среди его работ следует отметить «Историю смутного времени», «Боярина Матвеева», повесть «Солдат и солдатка», «Аленка».

Биография

Ранние годы

Алексей Суворин родился в 1834 году в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии(ныне Бобровский район Воронежской области). Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин: он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. После смерти жены, в возрасте 49 лет, он женился повторно — на двадцатилетней Александре Львовне Соколовой, дочери священника.. В этом браке родилось девять детей: трое сыновей и шесть дочерей; никто не умер раньше 20 лет; Алексей был старшим ребёнком.

Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе (окончил в 1851) и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным.

В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский. С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике»

Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в «Русской речи» (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев», «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой)

Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» (1862, № 2), «Жизнь патриарха Никона» — в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале «Отечественные записки» — рассказ «Отверженный» (1863, № 1) и повесть «Алёнка» (1863, № 7 и 8).

Петербург

В 1863 году Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» (за подписью А. И-н) и стал секретарём и ближайшим сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие: очерки современной жизни» (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 году судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение её содержания см. в «Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г.» Черепина, М., 1867).

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики — Каткову, Скарятину, князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральным западником, исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы», где он в 1869—1872 годах помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», 1869, № 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», 1870, № 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», 1870, № 9 и 10; «Русская драматич. сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), 1871, № 1).

Семья

Суворин Алексей Сергеевич, подробная биография которого представлена выше, состоял в двух браках. Первый брак он заключил с Анной Барановой, переводчицей. В браке родилось 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Сын Михаил стал известным драматургом, писателем, общественным деятелем консервативной направленности и журналистом, то есть пошел по стопам отца. Умер в Белграде в изгнании. Второй сын, Алексей, стал журналистом и издателем. Писал под псевдонимом Порошин. Активно популяризировал лечебное голодание. По неясным причинам покончил жизнь самоубийством.

Второй раз женился на Анне Орфановой, которая приходилась сестрой писателю-народнику М. Орфанову, пишущему под псевдонимом Мишла. В браке родилось 9 детей. Сын Борис, родившийся в 1879 году, стал издателем, журналистом, писателем. Умер в изгнании в Югославии. Дочь Анастасия стала актрисой.

Погиб герой статьи теплым летом 1912 года в Царском Селе.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Суворин Алексей Сергеевич оставил после себя достойный след в истории. Каким была его биография? Алексей Суворин был разносторонним человеком. Биография его полна разных занятий, в каждом из которых он был достойным деятелем. К сожалению, в широких кругах имя его не слишком известно, но в узких Алексея Суворина знают и уважают.

Новый виток карьеры

В том же году Алексей начинает писать в «Биржевых ведомостях». Через год купил газету «Новое время» вместе с В. Лихачевым. Издателем Алексей Суворин стал вынужденно, так как редактором он быть не мог по цензурным причинам. Собственно, официально издателем этой газеты он и остался до конца своих дней. Публика многое ожидала от Алексея. Все думали, что снова возродятся известные нам «Санкт-Петербургские ведомости». Для первых выпусков свои произведения предложили Н. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако ожидания большинства не оправдались. Издательство газеты выражало огромную симпатию к болгарскому восстанию в 1876 году. Это принесло Суворину Алексею Сергеевичу еще больше уважения и известности не только в кругах его былых поклонников, но и среди новой публики. Однако через пару лет все поняли, что остроумный язык Суворина уже не вернется. С каждым выпуском газета становилась все более консервативной.

Однако надо сказать, что газета немного обезличивала образ Суворина. В целом его стиль остался таким же, хотя многое в нем изменилось. Достоинством его было то, что он избегал грубых, вульгарных и необоснованных нападок, что практиковалось в ряде других газет. Но факт остается фактом: с приобретением газеты писать Суворин стал меньше. Лишь изредка он вел рубрику «Маленькие письма».

Принял активное участие в создании организации монархической направленности под названием «Русское собрание» в 1901 году. На некоторое время он даже вошёл в совет организации, но со временем эта деятельность привлекала его все меньше.

Цитаты[править]

  • «Я не принадлежу по своим убеждениям ни к конституционалистам, ни к красным, ни к Каткова партии, ни к партии Чернышевского, ни к партии „Времени“» ()
  • «…либеральный лагерь… всегда был мне противен по своей узости, по своим рамкам, даже по своему содержанию, которое заранее было определено и которое заключало в себе все ответы на вопросы. Смею думать, что я немного шире смотрю на задачи русского журналиста…» ()
  • «Евреи, как раса, обладают такими свойствами, которые решительно не дают им возможности ассимилироваться с русским населением» ()
  • «Вверху, в самом верху идут толки о конституции и земском соборе… Я совсем теряюсь, за что держаться» (7 февраля )
  • «Где это видели митрополитов, умиротворяющих народ, вместо полиции в нашей истории. Я этого не знаю. Думаю, что это было бы очень глупо. Впрочем, декабристам послали было митрополита, в растерянности. В здравомыслии этого никто не сделает»
  • «Оригинальность еврея, его трагическое величие в том, что он апtisocial, разрушитель, врождённый анархист. Он разрушает собственное отечество и разрушает всё то, к чему он прикасается. Те евреи, у которых есть гордость своего племени, лучше еврействующих, помешанных на принципах 89 г. и равноправии. Их преследовали древние общества, монархии и республики ещё до Христа»
  • «Жиды получат конституцию, то есть снимут их черту оседлости. Русские ни шиша не получат, будучи холопами и болванами»
  • «Чем больше прав будет у евреев, тем больше прав у нас защищаться против них, против их господства, против их претензий взять нас везде»

Драматург

А.С.Суворин и генерал С.Н.Шубинский. 1890-е гг.

Здание театра Суворина на Фонтанке

Как драматург, Суворин известен пользовавшейся большим успехом драмой из жизни актёров «Татьяна Репина» (отд. СПб., , 3 изд. СПб., ). «Татьяна Репина» навеяна реальным событием — самоубийством молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. А. П. Чехов, друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» «Татьяны Репиной» под тем же названием с теми же персонажами. Суворин напечатал высоко оцененную им чеховскую пьесу в виде малотиражного отдельного оттиска в типографии «Нового времени» (полноценная публикация и постановка по цензурным условиям были невозможны).

Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., , 3 изд., СПб., ). Историческая драма «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Другие литературные произведения С.: роман «В конце века Любовь» (СПб., , 3 изд., ), вступительный этюд к изданию «Горя от ума» (СПб., ) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (СПб., ).

Примечания[править]

  1. Цит. по: Гольдин С. Космополиты, чужаки, революционеры. Три образа еврея в польском и русском национализме конца XIX — начала XX века // Лехаим. — 2011…
  2. Цит. по: Хейфец М. И. Вторая революционная ситуация в России (К вопросу о кризисе верхов в 1879‒1881 годах) // Вопросы истории. — 1962. — № 2. — С. 59.
  3. Цит. по: Рабкина Н. А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы истории. — 1995. — № 2. — С. 73.
  4. Цит. по: Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. Т. 2. «А кругом широкая Россия…». — М.: Форум, 2008. — С. 302. ISBN 5-89747-023-5
  5. Цит. по: Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. Т. 2. «А кругом широкая Россия…». — М.: Форум, 2008. — С. 305. ISBN 5-89747-023-5
  6. Цит. по: Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. Т. 2. «А кругом широкая Россия…». — М.: Форум, 2008. — С. 305. ISBN 5-89747-023-5
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий