Тенишева Мария Клавдиевна

Первая Мировая

В 1914 году, с началом войны, в Смоленске открывается военный госпиталь. Мария Клвдиевна не может оставаться безучастной и сама работает в нем, а ее автомобиль служит для перевозки раненых. Николай Второй приезжает в лазарет, чтобы поприветствовать и наградить армейцев. Император высоко оценил патриотизм княгини и поблагодарил ее за служение родине. В 1915-1916 гг. Тенишева работает над диссертацией и защищает ее. Приближается Октябрьская революция. Культурная жизнь в стране замирает, и Тенишева испытывает сильнейшую депрессию. Затем был октябрь, и ей с группой приближенных людей пришлось бежать на юг страны, откуда она переправилась во Францию, где жила до 1928 года.

И снова Париж

Сколь бы Мария Клавдиевна не любила Россию, тем не менее Париж был именно тем городом, где она чувствовала себя наиболее комфортно. И вот после долго перерыва она вновь оказывается в любимом городе. Здесь ее снова тянет на учебу и она поступает в Академию Жюльена. В классе Б. Констана она продолжает свои занятия живописью и рисунком. Здесь она встречает Л. Баксту, оказавшегося в бедственном положении, и помогает ему. Кроме этого, она покупает большую часть графических работ художника. А меж тем в России назревают революционные волнения, и ее рисовальную школу начинают подозревать в организации различных сборищ. Из-за этого между ней и директором школы, Репиным, получается конфликт, однако Репин, не желая терять школу, решает эту проблему с властями. В том же году еще одна рисовальная школа открывается в Смоленске. Помещением для творческой мастерской служит дом Е .К. Святополк-Четвертинской, а руководителем назначается один из учеников И. Репина А. Куренной.

Посвящения

Друзья-искусстоведы, которым она покровительствовала в начале карьеры и с которыми у нее завязалась дружба, стали посвящать ей произведения. Так, композитор А. С. Аренский написал ноты для романса «Ландыш», а слова к ним сочинил П. И. Чайковский. Художник Александр Бенуа предлагает княгине свои услуги в деле систематизации Тенишевской коллекции рисунков и акварели. Он также рисует множество картин с видами Талашкинского имения. 1896 год был особенным для семьи Тенишевых. На Всероссийской выставке были представлены Брянский завод и Бежицкая ремесленная школа, принадлежащие князю и княгине. Они были удостоены высочайшей царской благодарности.

Жизнь в Бежице

Ее мужу принадлежал Брянский рельсопрокатный завод, которым находился в Бежице. Приехав сюда, в свое имение, Мария Клавдиевна начинает заниматься просветительской деятельностью. Конечно же, ей в этом очень много помогал ее муж. Без его капитала ей не удалось бы сделать и крупицы задуманного. Кроме этого, он был очень мудрым, уважаемым в научных кругах человеком, и ей очень помогал советом. В.Н. Тенишев получил международное признание в качестве ученого-социолога и этнографа, автора ценных научных трудов. Однако в России он находился под тайным надзором властей, которых настораживали его свободолюбивые взгляды, а также несогласие с политикой государства, с которыми он время от времени делился в узких прогрессивных круга. А в это время его супруга, ничего не понимающая в политике, чувствовала, что ей нужно развивать таланты людей, которым не по средствам выдвинуться и заявить о себе миру. В ее доме постоянно собирались бедные художники, артисты и певцы, одним словом, люди искусства. Однако все это раздражало князя, он терпеть не мог проявления “богемности”, ему не нравились предметы старины, и он не понимал, как можно тратить средства на приобретение предметов искусств для личной коллекции. Однако было нечто, что объединяло этих двух таких разных людей – любовь к музыке и к просветительству. Тенишев прекрасно играл на виолончели и дружил со многими известными музыкантами.

НАШИ ЛЮДИ

Цветкова Сабина
Активисты

общественный деятель, возглавляет Центр Добрых Дел

Яхонтов, Виктор Александрович
Активисты

русский офицер, советский общественный деятель

Ярушевич, Афанасий Викентьевич
Активисты

белорусский общественный деятель, историк, педагог

Ярославский, Емельян Михайлович
Активисты

российский революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР

Янчевский, Всеволод Вячеславович
Активисты

белорусский политический и общественный деятель, помощник президента, начальник Главного идеологического управления Администрации президента Республики Беларусь

Яннарис, Михалис
Активисты

греческий революционер и военачальник, поэт

Яндак, Витезслав
Активисты

чешский актер, общественный деятель, политик

Янавичюс, Людвикас
Активисты

литовский социал-демократ-революционер, один из руководителей I Пролетариата

«Придите, владейте, мудрые»


Фото с сайта russkiymir.ru

В 1905 году в центре Смоленска, рядом с домом Тенишевой, возникает своего рода филиал талашкинского центра – музей «Смоленская старина». Для него выстроено специальное здание по мотивам русских народных сказок. А в 1911 году Тенишева, по примеру многих русских меценатов, передает свою коллекцию государству. К этому событию Мария Клавдиевна лично изготовила эмалированное блюдо с памятной надписью: «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года». А директор Московского археологического института Александр Успенский выступил с проникновенной речью: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, – есть гордость всей России».


Фото с сайта russkiymir.ru

Увы, Мария Клавдиевна сразу же столкнулась с традиционным хамством русского чиновничества. Стоило ей перестать быть собственницей, «хозяйкой», как отношение к ней резко поменялось. Тенишевой приходится отстаивать свои права во всем, вплоть до досадных мелочей. Она, в частности, пишет: «До устройства в городе Смоленске правительственной телефонной сети у меня существовало телефонное сообщение из города Смоленска с имением моим Талашкино, отстоящим от Смоленска в 18 верстах. С открытием же действия телефонной сети в 1894 году мною безвозмездно была отдана почтово-телеграфному ведомству телефонная линия и включенный в проводе телефонный аппарат.


Фото с сайта russkiymir.ru

Отправляла прошение: «Уменьшить плату, а именно поверстную с 15 рублей до 10, а абонентскую с 75 рублей до 60, так как абонент не есть коллектив, а для личного пользования и распоряжений, касающихся моих служащих… Разрешить в имении моем установить взамен второго казенного аппарата, за который взимается плата 50 рублей, собственный за плату 10 рублей и, кроме того, установить свою собственную подстанцию от 4 до 5 номеров».


Современное фото здания музея. Фото с сайта slavyanskaya-kultura.ru

И получала ответ: «Ввиду того, что никаких льгот в пользовании правительственными телефонными сетями ни для кого не допускается, Главное управление не может отступить для отдельных лиц от утвержденных условий пользования Смоленской сетью».

То, что совсем недавно этот телефон был собственностью Тенишевой, в расчет, ясное дело, никто не принимал.

Государь был доволен


Государь Николай Второй с августейшей супругой, детьми и свитой в Смоленске, 1912 год.Фото с сайта smolcity.ru

Между тем и мастерские, и музей делались все популярнее. В 1912 году в рамках торжеств в честь столетия победы над Наполеоном «Смоленскую старину» посетил сам император. Это событие потрясло здешнюю интеллигенцию. Одна из свидетельниц писала своему родственнику: «Я не могу удержаться от порыва поделиться с тобой тем, что пережила сегодня… Сегодня день для меня такой, что уста немеют, сердце замирает от восторга, а в голове одна мысль — сон это или наяву?.. Сегодня я увидела близко-близко всю царскую семью, я пожала милостиво мне протянутую руку моего Государя, и его чудные глаза приветливо улыбнулись… Что это была за минута, когда они вошли в музей!».

Сам же Николай отметил в дневнике: «Город хорошо расположен и имеет красивые гористые окрестности. Мы объехали все главные улицы, посетили древний Успенский собор, новый бульвар вдоль старых городских стен, исторический музей, устроенный кн. Тенишевой и Дворянское собрание».

Государь был доволен.

Тенишева Мария Клавдиевна: Талашкино, преображение

Екатерина Святополк-Четвертинская была владелицей этого имения. Она с радостью согласилась продать его мужу своей подруге, князю Тенишеву, а тот, в свою очередь, сделал супруге царский подарок на именины. Вместе с тем Кити получала разрешение пожизненной ренты и осталась жить в имении. С этого дня Талашкино преображается до неузнаваемости. Здесь деятельная женщина основывает маслобойное производство, для которого привозит высококлассную технику из-за рубежа. На этот раз княгиня доказывает себе и окружающим, что может быть не только богемной, творческой и романтичной, но и великолепным бизнесменом. Вся продукция с фабрики импортируется в обе российские столицы – Москву и Санкт-Петербург, а также в Париж. По всему имению начинается грандиозная стройка. Возводятся обширные оранжереи, паровая мельница, вольеры для животных, различные мастерские, в том числе и для ремонта сельхоз техники. Прибывшие на работы в Талашкино рабочие начинают строительство собственного жилья. Все свое время Тенишева Мария Клавдиевна проводила в имении, она привезла для себя из Парижа автомобиль и разъезжала на нем по своим владениям. Затем сюда из Хотылева переводится конный двор, состоящий из 50 лошадей. Для лошадей проводится водопровод с горячей водой. А коневоды приглашаются из Англии. Позже рядом с конезаводом строится манеж для проведения скачек и ложи.

Дальнейшая деятельность

За последующие несколько лет было столько сделано Тенишевой для развития российской культуры, что все не перечесть. Открывались выставки, музеи, давались концерты, и многое другое. В Москве был создан магазин “Родник”, где продавались изделия, производимые в талашкинских мастерских. Дом Тенишевой в Талашкине всегда полон знаменитостей. Сюда даже приезжает сам Сергей Дягилев. Вследствие революции 1905 года талашкинские мастерские закрываются, княгиня перестает финансировать журнал “Мир искусств”, и он тоже закрывается. Мария Клавдиевна, забрав свою драгоценную коллекцию, отправляется в Париж и там организует выставку. Живя во французской столице, она продолжает заниматься эмальерным искусством. В 1907 году, вернувшись в Россию, она узнает, что ей присвоено звание почетного гражданина Смоленска. В 1912 году Тенишевский музей почтил своим посещением император всея Руси Николай Второй.

История жизни Марии Клавдиевны Тенишевой

Благотворительная деятельность княгини приобрела такие широкие масштабы, что ей не стеснялись присылать эскизы неосуществленных творческих проектов, прилагая при этом… «реестрик» оплаты. Когда же она отказывалась принимать подобные «дары», то, как позже сама замечала, даже ленивый – и тот считал своим долгом бросить в нее камень…

Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)

С горечью и с полным знанием вопроса Тенишева писала о женской участи: «Если, кроме таланта, у нее ничего нет, ее эксплуатируют, ее душат, если же у нее, кроме таланта, есть средства, ее тоже эксплуатируют, и даже очень, и все ее способности и успех приписывают деньгам».

В конце 1890-х меценатка сблизилась с организаторами знаменитого объединения «Мир искусства». Интерес к студии, руководимой реалистом Репиным, явно пошел на спад. С грустью сообщал Илья Ефимович одному из преподавателей смоленской рисовальной школы: «…княгиня так увлеклась новым стилем, что совсем охладела к моим школярам».

Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)

Не случайно в сатирическом журнале «Шут» в 1899 году появилась карикатура на «Мир искусства» под красноречивым названием «Дягилев доит корову». В виде означенного животного изображалась, конечно же, она, щедрая княгиня Тенишева.

Больше всего неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

М. К. Тенишева. Портрет работы Серова. (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж (к тому времени она уже овдовела – В. Н. Тенишев умер от сердечной болезни в 1903 году, прожив шестьдесят лет). Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.

Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли… семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.

Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899)

Только в мае 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».

Многолетний просветительский труд Марии Клавдиевны завершился в 1916 году в Московском археологическом институте защитой диссертации, за которую она была удостоена золотой медали и сразу же получила приглашение заведовать кафедрой.

Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)

Говорят, что многие благодаря Тенишевой нажили состояния, поместив их в швейцарские банки. Мария Клавдиевна все вложила в русское искусство, и после революции оказалась в парижской эмиграции без средств к существованию, несмотря на свой княжеский титул.

«Когда я увидел ее после долгой разлуки осенью 1925 года у нее, в Вокрессоне, – писал художник И. Билибин, – я был глубоко поражен, какую печать наложил на нее тяжкий недуг. Но не мог осилить этот недуг ее духа, ее любви к России и ко всему русскому; и когда временами Мария Клавдиевна чувствовала себя лучше, то она вся оживала, вспоминала прошлое, говорила о своем детище, о созданном ею в Талашкине…»

В 1938 году, в десятую годовщину кончины М. К. Тенишевой, Русское историко-генеалогическое общество во Франции издало в память о ней сборник «Храм Святого Духа в Талашкине». В предисловии к нему сказано: «После большевистского переворота Храм был осквернен, обезображен и превращен в какое-то служебное помещение».

А если точнее, в… зернохранилище с обязательной ежегодной обработкой его стен дезинфицирующими химикатами. Сегодня здесь не найти и следа от рериховской росписи.

Марфа-Посадница: центр художества


Княгиня Тенишева позирует скульптору П.П.Трубецкому, 1898 год. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Круг ее общения, однако, составляли вовсе не сталелитейщики, а богемная элита того времени. Она водит близкое знакомство с Васнецовым, Врубелем, Малютиным, Бенуа. Уже через год после свадьбы Вячеслав Николаевич дарит своей любимой супруге село Талашкино, расположенное в двадцати километрах от Смоленска. В полутора километрах от Талашкино, во Фленове, новая хозяйка организует художественные мастерские, за что Николай Рерих назвал ее «настоящей Марфой-Посадницей», и утверждал, что Тенишева  – «созидательница во всех своих проявлениях». Он пишет Марии Клавдиевне: «Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почётное место на Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам — слава, слава!»

Тургенев же в одном из разговоров признавался Тенишевой: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал».


Гости в Талашкино. Слева направо пятая сидит княгиня М. К. Тенишева. Фото 1899 года с сайта va-brk.narod.ru

Тенишева не скрывает причин, в силу которых она решилась на создание мастерских. Причины сугубо миссионерские: «За границей все воспето, все изучено, иллюстрировано, издано, нам же, русским, поучиться негде и не на чем. До сих пор в России, у которой нет ни художественных изданий, где целые периоды русского искусства не нашли своих историков, а произведения выдающихся представителей русского мастерства еще не изданы, – до си пор находятся люди, издающие за громадные деньги давно прославленные иностранные шедевры… Что мне иностранные мадонны XIII века? Что мне мраморные капители? Что мне затейливые произведения Бенвенуто Челлини?»


М.К.Тенишева и И.Е.Репин на этюдах в Талашкине, 1890-е годы. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Основным промыслом, который возрождался в тенишевской мастерской, был промысел эмалевый. Тенишева сама была признанным художиком-эмальером. Вместе с помогавшем ей художником Жакеном, Тенишева получила более 200 тонов эмали, что позволило поднять эмалевую живопись на уровень масляной, а Обществу изящных искусств в Париже, Союзу декоративно-прикладного искусства в Париже и Археологическому обществу в Риме избрать Марию Клавдиевну в свои члены.


Изделия мастерских усадьбы Талашкино, фото 1905 года. Фото с сайта drevodelatel.ru

Кроме того, Тенишева прославилась как собирательница. Ее интересовали исключительно предметы русской старины, но зато на этом поприще она достигла завидных успехов.


Подушки с традиционной смоленской вышивкой в интерьерах усадьбы Талашкино, фото 1905 года.Фото: humus.livejournal.com
Изделия мастерских усадьбы Талашкино, фото 1905 года. Фото с сайта drevodelatel.ru

Ну и, конечно же, традиционная благотворительность. Мария Клавдиевна вспоминала: «Продолжая мои любимые занятия, я принимала горячее участие во всех предприятиях Киту, усердно во всем помогая ей. В это лето Киту (ближайшая подруга Тенишевой Екатерина Святополк-Четвертинская – авт.) задумала открыть в Талашкине школу грамоты. Надо было найти подходящее для этого помещение. Строить было долго, нетерпение брало скорей привести в исполнение задуманное дело. В конце усадьбы был довольно подходящий домик, выстроенный когда-то для егеря. По упразднении охоты он стоял долгое время пустым. И наш выбор остановился на нем. Понадобились парты, учебные пособия, обстановка учителю. Все это понемногу нашлось, даже учитель, Коненков Степан Ефимович.


Изделия мастерских усадьбы Талашкино, фото 1905 года. Фото: humus.livejournal.com

Что поделать – добрые дела начинаются тяжело.

Свобода

Мария Тенишева (урожденная Пятковская, по отчиму фон Дезен) родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге. Росла без отца, была обделена родительской любовью. Писала в мемуарах: «Я была одинока, заброшена. Моя детская голова одна работала над всем, ища все разрешить, все осознать».

Тем больше был интерес девочки к картинам, украшавшим стены: «Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью.

Там мои друзья – картины. Их много висит на стенах, одна к одной. В зале и столовой их тоже много, но они черные, неприветливые, пугают меня. На одной из них на черном фоне выделяется корзина с плодами и белое крыло большой подстреленной птицы: голова ее свесилась, перья взъерошены… Мне эту птицу очень жаль, не хочется глядеть. На другой – огромная рыба лежит на столе, окруженная виноградом. Рот у нее открыт, ей, верно, больно… Тоже неприятно.

В гостиной  – другое дело

Там все картины веселые, цветистые… Моя любимая, всегда останавливающая мое внимание, представляет заснувшую в кресле даму у туалетного стола. Стол весь отделан тонкими кружевами, на столе много, много интересных вещиц, так и хочется в руки взять

На шлейфе атласной юбки дамы лежит черненькая собачка, но она не спит, сторожит хозяйку…

Там были и другие картины: женские головки, какие-то святые с глазами, поднятыми к небу, пейзажи с яркими закатами, замки. Все эти картины возбуждали во мне удивление, а трогала меня одна: широкий, цветущий луг, вдали лес и река, небо такое прозрачное… Она вызывала во мне тихую грусть, манила туда, в леса и луга. Я всегда вздыхала, глядя на нее. С нее всегда начинался мой обход, ею и кончался. Проходили незаметно счастливые часы, много неясных мыслей мелькало в голове, много вопросов…


М.К.Тенишева. Фото нач. 1890-х гг. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Я думала: как это может человек сделать так, как будто все, что я вижу, – настоящее, живое? Какой это должен быть человек, хороший, умный, совсем особенный? Как бы мне хотелось такого знать… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?».

Будучи совсем юной, шестнадцати лет от роду, Мария вышла замуж за некого Рафаила Николаевича Николаева, не оставившего, впрочем, след в истории. Да и сам брак вышел быстротечным. Не удивительно – ведь он был совершен не по любви, а для того, чтобы предоставить юной женщине свободу. В то время подобное практиковалось.


А.П.Соколов, портрет Марии Клавдиевны Тенишевой; 1898 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Тенишева писала: «Он — высокий, белокурый, чистенький, 23-х лет, женственный, бывший правовед. Мы несколько раз с ним виделись. Он сделал мне предложение.

Когда меня спрашивали, люблю ли я жениха, я отвечала: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Я не знала, что такое любовь. Я любила в нем мою мечту, но он нравился мне, казался порядочным, а главное, что привязывало меня к нему, это – сознание, что он причина перемены моей жизни, что замужество является символом свободы и что прошлое кончено навсегда».

Итак – скороспелый брак, материнство. В скором времени Мария Клавдиевна вместе со своей дочерью уезжает в Париж, где берет уроки пения у блиставшей в то время Матильды Маркези. Затем  – она возвращается на родину, и знакомится с Вячеславом Николаевичем Тенишевом. Венчались они 1892-ом году, и вот тогда началась новая, совершенно новая жизнь

Коллекционирования и выставки

1897 году в Петербурге открывается выставка, на которой на суд посетителей выставляются акварели и рисунки из коллекции Марии Тенишевой. О выставке говорит весь петербургский бомонд

И вот ее почитает своим вниманием сам Третьяков. Он предлагает княгине выкупить несколько картин, но та отказывает ему, объясняя свой отказ нежеланием терять целостность коллекции

Кстати, в конце концов она предлагает свою коллекцию Русскому музею, который должен был вскоре открыться. Но ей говорят, что могут взять только картины русских художников. В то же время князь В. Н. Тенишев получает правительственное назначение в качестве генерального комиссара и заведующего русским отделом на Всемирной выставке в Париже. А его супруга вместе с меценатом и руководителем петербуржской балетной труппы Сергеем Дягилевым – в Финляндию, для организации совместной художественной выставки.

Несчастливое детство

Ее мать Мария Александровна вышла замуж за Клавдия Стефановича Пятковского и носила его фамилию. Вторым отчимом маленькой Маши был М. П. фон Дизен – очень состоятельный человек, которому принадлежали несколько домов как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Мать не относилась к дочери с нежностью и заботой, и девочке приходилось всегда быть настороже, чтобы не навлечь на себя ее недовольство, в результате чего могло последовать строгое наказание и даже побои. Девушка росла легкоранимой и замкнутой, ее можно было задеть одним только взглядом. К тому же она долго держала обиду в себе и не могла прощать. Вместе с тем она была очень сильной и волевой натурой, самостоятельной и деятельной. Она мечтала о другой жизни, противоположной той, какая у нее была в доме отчима.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий