ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович
(1703–1769) – рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, философии, социологии, этики. В ранний период творчества склонялся к атеизму, позднее искал примирения науки с религией; в своей филос. поэме “Феоптия” (1754), написанной в духе “Опыта о человеке” A. Попа, Т. доказывал, что “мир благолепно устроен” и что “человек миру как бы царь”. Идеология Т. близка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и французских (Монтескьё, Вольтер) просветителей. Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство с философией англ. эмпириков и склонность к рационализму. Причины социального зла Т. усматривал в невежестве и “развращении нравов”, к-рые являются следствием “душевной лени”. Не соглашаясь с библейской идеей об изначальной порочности “человеческого естества”, Т. доказывал, что в человеке заложены задатки к моральному совершенствованию; однако, по Т., “благоразумие не природно”, но образуется “трудом и рачением” (см. Соч., т. 1, СПБ, 1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеобщего блага Т. отводил распространению науч. знаний, особенно “философии нравственной” и “философии гражданской”, определяющих политику. Наилучшей формой правления считал монархию в рамках общественного договора. В понимании “истинно-гражданского общества” Т. более близок идеям Монтескьё, нежели “просвещенному абсолютизму” Татищева.
Т. различал два вида познания: непосредств. ощущение “пятирицей” чувств и “умствовательное”, осмысляющее вещи “по второму образу” (см. тамже, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на “высшие” и “низшие”, причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым – лирику, ограниченную чувств. восприятием (см. тамже, с. 207–08). Значит. роль в художеств. творчестве Т. отводил фантазии. Разграничивая понятия стихотворства и поэзии, стихотворством Т. называл форму, поэзией – душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах “Поэтическое искусство” Буало и в прозе – “Послание к Пизонам” Горация. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва – “подражание естеству” – остается неизменным во все времена, но “способ речи” исторически изменяется и может быть “…многоразличен в различных народах” (см. тамже, с. 756).
Соч.: Избр. произв., М.–Л., 1963.
Лит.: Орлов А. С., “Тилемахида” В. К. Тредиаковского, в сб.: XVIII век, М.–Л., 1935; Берков П., В. Тредиаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков. Стихотворения, , 1935; Πумпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.–Л., 1937; Серман И., Неизданная филос. поэма B. Тредиаковского, “Рус. лит-ра”, 1961, No 1; его же, Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5, М.–Л., 1962; Гуковский Г. Α., Т. как теоретик лит-ры, в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.–Л., 1964.
А. Штамбок.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
( 05.03.1703 года – 17.08.1768 года )
Нападки на
Тредиаковского усилились после выхода его исследования “О древнем, среднем
и новом стихотворении российском”, в котором отдавалось предпочтение
силлабической поэзии перед новейшей.
Тредиаковский
Василий Кириллович родился 22 февраля (5 марта н.с.) в Астрахани в семье
священника. По настоянию отца учился в школе католических монахов-капуцинов,
затем служил в церкви. В начале 1720-х, оставив службу в церкви, бежал в
Москву, где в 1723 – 26 учился в Славяно-греко-латинской академии.
В 1726
отправляется в Голландию, живет в Гааге у русского посла, затем, пешком
добравшись до Парижа, в 1727 – 30 учится в Сорбонне.
В 1730 вернулся
в Россию, где начал активную литературную деятельность: напечатал перевод
романа П. Тальмана “Езда в остров Любви” с приложением своих любовных
стихов. Написанные самым “простым” слогом, они создали Тредиаковскому
популярность.
С 1732 он
становится переводчиком при Академии наук. В 1735 выступил в Академии с речью о
необходимости реформы в русском стихосложении; позднее написал на эту тему
трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”. В нем
была изложена новая система стиха – силлабо-тоническая, основанная на
регулярном чередовании ударных и неударных слогов, – система поэтических жанров
классицизма, приведены образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Эта реформа
определила дальнейшее развитие русской поэзии.
В 1745 стал академиком.
Вскоре опубликовал первый в русской науке опыт изучения фонетического строя
русской речи – “Разговор об ортографии” (1748).
В 1752 выходит
двухтомный сборник “Сочинения и переводы как стихами, так и прозою”,
где изложил свои взгляды на теорию поэтического перевода. В это время положение
Тредиаковского в литературе и Академии становится все более трудным (в
литературных спорах с Ломоносовым и Сумароковым взгляды Тредиаковского на
стихосложение и структуру литературного языка не получили признания и поддержки
у новых поколений литераторов). Из-за осуждения со стороны Синода за
“сумнительность” наиболее значительные поэтические произведения –
философская поэма “Феоптия” и полное стихотворное переложение
“Псалтыри” – остались в рукописи.
Нападки на Тредиаковского
усилились после выхода его исследования “О древнем, среднем и новом
стихотворении российском”, в котором отдавалось предпочтение силлабической
поэзии перед новейшей.
В 1759 был
уволен из Академии, но продолжал литературную работу: завершил переводы
исторических трудов. Справедливая оценка деятельности Тредиаковского была дана
только позже А.Радищевым, А.Пушкиным. Умер в Петербурге 6 августа (17 н.с.)
1768.