Память
Монумент Верещагину в г. Череповце
Памятник на привокзальной площади г. Верещагино
Памятная почтовая марка России в честь 150-я со дня рождения Верещагина
- Улица Верещагина — улица в Ломоносове (Санкт-Петербург)
- Улица Верещагина в Киеве
- Улица Верещагина в Череповце
- Улица Верещагина в Воронеже
- Улица Верещагина в Днепре
- Улица Верещагина в Екатеринбурге
- Улица Верещагина в Ростове-на-Дону
- Улица Верещагина в Запорожье
- Улица Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве
- Переулок Верещагина в Липецке
- Город Верещагино в Пермском крае
- На Привокзальной площади г. Верещагино 18 июня 1995 г. открыт памятник-бюст В. В. Верещагину (проект скульптора А. А. Уральского)
- Памятник-бюст В. В. Верещагину в Череповце (1957 г.; скульпторы — Едунов Б. В., Портянко А. М.; архитектор — Гуляев А. В.)
- Дом-музей В.В. Верещагина (дом, где он родился в 1842 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической ул., д. 22 в Череповце.
- Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина. Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику.
- Культурно-просветительский интеллектуальный конкурс «Верещагинский проект» для старшеклассников в г. Череповце посвящён судьбе и творчеству Василия Верещагина и его семье
- Центральная городская библиотека имени В. В. Верещагина в Череповце (носит имя художника с 1967 года)
Сочинения
Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.
- Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича.
- Ч. 1. Сикким. — 1883. — 86 с.: 11 л. ил.
- Ч. 2. Кашмир. Ладак. — 1884. — 135 с.: ил.
- Литератор: Повесть. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1894. — , 239 с.
- Детство и отрочество. Т. 1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 315 с.
- Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. . — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 153 с.: 7 л. ил.
- На Северной Двине. По деревянным церквам. 3-е прил. к каталогу картин В. В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 121 с.: 12 л. ил.
- Листки из записной книжки. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. — , 150 с.
- В Севастополе: Рассказ. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — , 93 с.
- Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумоеды в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии: Рассказы. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — 90 с.
- На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. — : т-во И. Д. Сытина, . — 317 с.
Посмертные издания
- Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
- Т. 1. 1874—1878. — 423 с.: 4 л. ил.
- Т. 2. 1879—1883. — 380 с.: 4 л. ил.
- Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963. — 138 с.: 4 л. ил.
- Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразит. искусство, 1981. — 287, с.: 11 л. ил.
- Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Сов. Россия, 1990. — 349, с.: л. ил.
- Наполеон I в России / Составление, подгот. текста, вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993. — 286 с.:ил.
- Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: ДАРЪ, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-485-00152-0
Биография Василия Верещагина
Верещагин родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного
месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где
работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую
серебряную медаль за эскиз “Избиение женихов Пенелопы” и похвалу
академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу. В
Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством
французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на
Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских
учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были
впоследствии напечатаны во французских журналах “Le Tour de Monde”
и в русском “Всемирном Путешественнике”; некоторые из них были на
академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной
медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с
художественной целью – что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. Василий Верещагин отправился в Туркестан, где состоял
при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле
под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из
Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в
Мюнхене
Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Публика особенное внимание обратила на “После удачи”, “После
неудачи”, “Опиумоеды”, а также на фотографию с картины,
уничтоженной самим художником “Бача со своими поклонниками”. Вся
коллекция туркестанских картин была выставлена В
в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была
выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с
выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции:
“Окружили – преследуют”, “Забытый” и “Вошли”.
Вся коллекция состоит из 121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем Верещагин и был
уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве
безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии
определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин
пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать
картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин
отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во
время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при
Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял
даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в
Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных
картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции
(индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве
и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он
в 1885 – 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового
Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом
(блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в
искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их
тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из
Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной
живописи. Во всяком случай Верещагина нельзя не считать одним из самых
замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и
Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских
языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют
целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и
воспоминаниями, как напр., “Заметки, очерки и воспоминания”,
“Поездка в Гималаи”. В журнале “Художник” Верещагин
поместил в 1890 году статью под заглавием “Реализм”, в которой
выступает жарким защитником реализма в искусстве
Адольф Менцель: “Верещагин может всё!”
В мире искусства имя Василия Васильевича Верещагина связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все.Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе.Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Несмотря на сопротивление родителей, молодой офицер оставил службу, чтобы начать учиться живописи. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Он решил отойти от классицизма. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Художник уходит из Академии и начинает работать на натуре, изображая сцены народной жизни.В начале своего самостоятельного творчества Верещагин много путешествовал по Кавказу, наблюдая и зарисовывая жизнь местных жителей. В то время художник много работает над психологическими портретами. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии.Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Интерес к жизни разных народов вылился в зарисовках, эскизах и картинах, которые отличались психологической точностью. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Он стал приверженцем критического реализма.Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры, их невежества и жесткости, против ужасов войны. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа.Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
- Интерактивная галерея Верещагина
- Знаменитые картины Верещагина
- Направления творчества Верещагина
- Жизненный путь художника В. Верещагина
Краткая биография
- 1860 – Василий Верещагин успешно поступает в Петербургскую Академию художеств. Учеба дается ему легко, хотя ему явно мешают «оковы» академического искусства с его опорой на античные сюжеты.
- 1863 – Взяв академический отпуск художник отправляется в путешествие на Кавказ, имея весьма скромные средства, полученные путем строжайшей экономии. Путь до Предкавказья совершался на лошадях, по дороге художник успевал делать быстрые зарисовки чудесных видов. В Тифлисего его настигает весть о наследстве, доставшемся от недавно умершего дяди – Алексея Матвеевича.
- 1864 – Не закончив образование в России, Верещагин едет в Париж и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Там он понимает, что французское художественное образование, так же как и русское, «погрязло» в академизме, а все учебное время занимает копирование памятников античности.
- 1865 – Новая поездка в Грузию, где художником создается множество пейзажей с натуры. В том же году возвращается в Париж
- 1866 – Представляет на Парижском салоне свои пейзажные работы, привезенные с Кавказа. Реализм и экзотика вызывают у зрителей неподдельный восторг. В том же году Верещагин возвращается в Петербург. Наладив отношения с отцом, по его протекции получает место в отделе картографии военного ведомства. По должности регулярно ездит в Ташкент.
- 1870 – Покидает Туркестан и увозит оттуда огромную серию рисунков. Отправляется в Париж, а затем в Мюнхен, чтобы начать свой грандиозный замысел – создание Туркестанской серии больших полотен. Это было тяжелой и масштабной работой, которая занимала все время художника.
- 1871 – Представляет зрителю серию картин на первой персональной выставке в Лондоне. Позже эта выставка была представлена в России и в других странах Европы. Она произвела сильное впечатление на общественность, показав истинный натурализм подлинного Востока. Как бывший военный, Василий Верещагин не боялся представить на суд зрителя горькую правду военных действий – за что он получил осуждение не только со стороны художественного сообщества, но и со стороны бывшего военного начальства.
- 1874 – Несмотря на неоднозначную оценку, Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора живописи. К тому времени он уже уничтожает несколько раскритикованных картин, и в качестве ответа на решение Академии, публично отказывается от звания, отрицая тем самым традиционные порядки художественного мира. В том же году отправляется в двухлетнее путешествие по Индии, откуда привозит сотни красочных эскизов и этюдов.
- 1877 – Начинается русско-турецкая война. Верещагин, не раздумывая, возвращается из Франции и добровольно поступает на службу в действующую армию и через несколько месяцев получает тяжелое ранение. Не успев до конца восстановится, он стремится вернуться на фронт, для участия в масштабном наступлении русской армии.
- 1878 – После окончания военных действий художник возвращается в Европу, где под впечатлением от ужасов войны и гибели брата, начинает работу над серией Балканских картин.
- 1883 – В академических кругах нарастает недовольство творчеством художника-бунтаря, но Верещагин не останавливаясь на достигнутом, решает ехать в Палестину, в поисках новых сюжетов на христианскую тематику.
- 1889 – Посещает США. В Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Сент-Луисе и других городах проходят персональные выставки. Картины Верещагина оказывают сильное влияние на изобразительное искусство Америки – ему даже предлагают возглавить одну из художественных школ, но он отказывается. В США Верещагину удается продать часть своих картин, что приносит ему колоссальную сумму денег.
- 1891 – Вернувшись в Россию, Верещагин приобретает себе участок земли под Москвой, близ деревни Нижние Котлы. Там он строит дом для своей новой семьи: из США он вернулся уже с новой женой. В своем новом имении он устраивает мастерскую, где много и плодотворно работает. Тягу к путешествиям Верещагин теперь удовлетворяет поездками по российской провинции.
- 1896 – Начинает работу над серией картин посвященных Отечественной войне 1812 года.
- 1904 – С началом русско-японской войны Верещагин снова добровольно едет к месту боевых действий, несмотря на уговоры жены и уже немолодой возраст. Благодаря своим старым связям в военной среде, он прибывает в Порт-Артур и участвует в рейдах судов русского флота. 31 марта броненосец «Петропавловск», на борту которого кроме Верещагина находился вице-адмирал С.О. Макаров, подрывается на японской мине. Корабль тонет, унося с собой жизни более 600 человек, в том числе гибнет и Василий Васильевич Верещагин.
1867-1874: Туркестанская серия
Он вернулся в Россию и напросился в художники к генералу К.П. Кауфману, назначенному генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. Это новое долгое путешествие, которое предпринял 24-летний Верещагин, было полно самых разнообразных опасностей.
Однако самое серьезное испытание ждало Верещагина в войсках Кауфмана. Это произошло в Самарканде, когда крепость, в которой укрылось около шестисот русских солдат, окружило ханское войско численностью в пятьдесят пять тысяч человек. Силы были настолько неравны, что результат сражения был, казалось, предрешен.
По многу раз азиаты бросались на ворота и в проломы крепостной стены. Тысячи и тысячи воинов раз за разом штурмовали осажденную крепость. А русским неоткуда было ждать подкрепления. Уже в первые два дня гарнизон потерял около ста пятидесяти человек. Верещагин дрался вместе со всеми. Казалось, он не ведает страха и всегда оказывается в самых опасных и рискованных местах. Одна пуля попала ему в ружье, другая – в шляпу, кем-то брошенный камень поранил ногу. Это был, наверное, единственный в своем роде художник-солдат.
Осажденные выстояли. Верещагин получил Георгиевский крест “За блистательное мужество и храбрость”. Итогом пребывания в Средней Азии стала персональная выставка в Петербурге.
Эльбрус. 1867
Постоялый двор близ Ташкента. 1867
Улица в деревне Ходжагенте. 1868
Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868
В горах Алатау. 1869-1870
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870
Киргиз. 1869-1870
Устроив выставку в Петербурге и поразив северных жителей экзотикой далекого юга, Верещагин снова рвется под палящие лучи туркестанского солнца. Кажется, он уже навсегда отравлен бациллой странствий, и для нормального, здорового существования ему обязательно нужны – простор, горячий ветер пустыни, новые впечатления, постоянное ощущение опасности и риска.
Он бродит по диким местам, заглядывает в самые дальние и потаенные уголки и ищет на свою голову приключений. На этот раз его экзотическую фигуру с этюдником можно было встретить на границе с Китаем. Он ночевал прямо в степи на земле, охотился, а к кумирням, в которых он отдыхал, подходили и рычали голодные хищники. Вероятно, он чувствовал себя самым счастливым и свободным человеком на свете…
Араб на верблюде. 1869-1870
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870
Дутарист. 1869-1870
Китайская палатка. 1869-1870
У крепостной стены. Пусть войдут. Около 1871
Торжествуют (эскиз). Около 1872
Вернувшись из путешествия, он вновь уехал из России и осел в Мюнхене. Там, Верещагин осмыслил свои туркестанские впечатления и за три года создал громадную коллекцию картин. Это были теперь всем известные – “Двери Тамерлана”, “Продажа ребенка-невольника” и большая серия картин “Варвары”, которую сам художник называл “героической поэмой”. В “Варварах” Верещагин, словно предвосхищая возникновение кинематографа, попытался оторваться от статики отдельной картины и показал развитие событий, шаг за шагом, во времени. Зритель имел возможность как бы покадрово проследить весь ход операции – от ее начала и до трагического завершения. Верещагину настолько полюбился этот метод – серийного написания, – что впоследствии он часто писал именно так.
Он нанял в пригороде Мюнхена мастерскую с навесом, позволявшую ему писать натурщика, постоянно освещенного солнцем. Именно поэтому все его большие картины, выполненные в мастерской, производят впечатление писанных с натуры, так реально в них передано ощущение жаркого азиатского солнца.
Вообще же принцип документальной точности был для него главным. Он всегда рвался в самое пекло событий, чтобы самому перечувствовать и пережить все то, что чувствуют и переживают его герои. Он полагал, что правда жизни и сила искусства заключаются в максимально точном изображении видимого, и поэтому его картины кажутся как бы застывшими кадрами документальной хроники. Это действительно своего рода документальное кино XIX столетия, в котором все точно и достоверно, даже метка на халате узбека.
При жизни Верещагина его картины пользовались огромным успехом. Художник любил и умел устраивать свои персональные выставки, тратя на это значительные средства. Он специально декорировал залы бордовым бархатом, умело освещал картины, в том числе электрическим светом, раскладывал рядом с ними коллекции экзотических восточных предметов и приглашал музыкантов играть перед своими картинами. Поэтому для зрителей, где бы ни проходили выставки художника – в Лондоне или Вене, в Петербурге или Мюнхене, они всегда были значительными событиями, собиравшими массу народа.
Туркестанский солдат в зимней форме. 1873
Калмыцкий лама. 1873
Балканская серия
В. Верещагин “На Шипке все спокойно”
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
В. Верещагин “Побежденные. Панихида”
По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».
Литература
- Верещагин, русские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Верещагин, Василий Васильевич // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Мак-Гахан В. Верещагин в Америке // Новости и биржевая газета. Изд. 1. — № 324. — 23 ноября. — 1888.
- Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. — Л.: Художник РСФСР, 1978.
- Верещагин Василий Васильевич // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений: XVIII—XX века. — М.: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- Володарский В. Василий Верещагин. — М.: Белый город, 2000.
- Дёмин Л. М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами Верещагина. — М.: Мысль, 1991.
- В. В. Верещагин. Жизнь и творчество. — М., 1958.
- Лебедев А. К. В. В. Верещагин. Жизнь и творчество. М., 1972.
- Лебедев А. К., Солодовников А. В. Василий Васильевич Верещагин. — Л.: Художник РСФСР, 1987.
- Брюханова Е. В. В. В. Верещагин и Ростов // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 5. — Ростов, 1993. — С. 140—152.
- Верещагин, Василий Васильевич // . — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — С. 321—322. — (Военная энциклопедия : / под ред. К. И. Величко … [] ; 1911—1915, т. 6).
- Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств: 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 36. — 454 с.
- Кистович-Гиртбан Ирен. «Опыт евразийского синтеза музыки и живописи». Вступ. ст. в сб.: Гусейнов М.С. Балханские эскизы = Balkhan sketches: пьесы-фантазии для фортепьяно/ Мамед Гусейнов; вступ. статья Ирен Кистович. – Москва: Музыкант-классик. 2018. – 40 с. Цв. портр., цв. илл.; ст. Елены Володиной «Балханские эскизы». Статья о проблематике синтеза искусств на примерах произведений Андо Хиросигэ, Л. Бакста, В.Верещагина, В. Гартмана, В. Мазуровского.