Врубель Михаил Александрович

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Москва

Новый и самый плодотворный период творчества Врубеля начинается в Москве, куда он уехал в 1889 г. Здесь он познакомился с членами абрамцевского кружка С.И. Мамонтова: В. Васнецовым, И. Левитаном, К. Коровиным, в него же входил и В. Серов. В Абрамцеве Врубель увлёкся керамикой. С. Мамонтов признавал его талант и всячески стремился создать ему возможность работать: Врубель получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе». Здесь раскрылись его универсальные дарования и возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы – везде он оказывался в своей стихии. Его декоративно-изобразительные мотивы были неисчерпаемы: птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы… Всё это делалось с учётом особенностей материала и интерьера. Врубель становился одним из творцов русского модерна – нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка.

М. Врубель «Голова Демона» (1894). Майолика. Государственный Русский музей (Петербург)

М. Врубель «Демон». Керамика

М. Врубель. Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова (1908)

Автопортрет. 1885

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передаёт черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве Михаила Александровича, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремлённый, но немного напряжённый взгляд как бы символизирует, что художник ещё находится в творческом поиске, ещё ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесённых карандашных линиях уже чувствуется твёрдая рука мастера.

Демон сидящий. 1890

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина Врубеля.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашёл свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Биография Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Переломный момент в жизни

В 1986 году от Дмитрия Владимировича Врубеля ушла супруга, и это время сам художник называет переломным моментом в своей жизни. Он с головой ударился в работу, стал активно писать картины и преобразовал свою скромную мастерскую в галерею Врубеля. В 1990-м обосновался в Берлине, а через три года уже стал членом союза художников в Берлине. Следующие пять лет художник Дмитрий Врубель провел колеся по миру. Побывал в Дюссельдорфе, Чикаго, Париже и в других местах. Как он сам признавался, для него было сложно общаться с иностранцами, потому что они относились к выходцам из Советского Союза как к юродивым. Сейчас Дмитрий Врубель говорит, что иностранцы были правы, советские художники действительно выглядели и общались как-то диковато.

Детские годы Врубеля

Будущие родители художника Александр Михайлович и Анна Григорьевна поженились в Астрахани. Но Михаил на свет появился в Сибири по месту новой службы отца в городе Омске 17 марта 1856 года. Он был вторым ребёнком из четырёх, которых за 6 лет родила Анна. Мише было всего 3 годика, когда его мама умерла. Отца перевели снова в Астрахань, ближе к родственникам, которые могли помочь по уходу за малолетними детьми.

Столь горькое начало жизни Врубеля словно задало тон всей последующей. К тому же от рождения он был слабого здоровья, а по характеру тихим, неразговорчивым и вдумчивым ребенком. В семилетнем возрасте получил домашнее прозвище «молчун и философ». Он любил рассматривать книжные иллюстрации. Благо с давних пор сохранилась часть немецкой библиотеки белостокского прадеда.

Из-за передвижений отца по службе семья неоднократно меняла место жительства. Астрахань, Омск, Саратов, Петербург, Харьков, Одесса – переезд в некоторые города был неоднократным. Биография Врубеля пестрит географическими названиями с самого детства. В 1863 году в Харькове у детей появилась мачеха Елизавета Христиановна Вессель. По воспоминаниям сестры Анны, семилетний Михаил завороженно вслушивался в звуки музыки во время игры Елизаветы Христиановны, которая была хорошей пианисткой.

Живопись

В молодости Врубель прожил около 5 лет в семье сахарозаводчиков Папмелей в качестве репетитора латыни. Здесь он обучал своего сокурсника по вузу. Интересен факт, что именно члены этого семейства начали побуждать его глубже заняться живописью.

Михаил начал посещать академические вечерние классы и в итоге решил поступить в Академию художеств. Когда отец узнал, что сын отказался от карьеры юриста, он пришел в ярость. Вследствие этого, отношения между родственниками окончательно испортились.

В 1882 г. разочаровавшийся в рутинной методике преподавания Врубель оказался в мастерской Павла Чистякова. За 4 года обучения у Чистякова, он получил множество полезных навыков и овладел многими художественными приемами.

Сам Михаил называл данный период биографии «наиболее светлым в своей художественной жизни». Любопытно, что Чистяков был наставником таких мастеров, как Суриков, Васнецов и Репин. Первой победой Врубеля на художественном поприще стало получение малой серебряной медали за рисунок «Обручение Марии с Иосифом».

Отдельного внимания заслуживает работа Врубеля «Пирующие римляне», которая разительно контрастировала с канонами академизма, не смотря на соблюдение всех формальных правил.

В 1883 г. профессор Прахов пригласил Михаила в Киев для реставрации и росписи древней Кирилловской церкви. Именно здесь художнику удалось в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Спустя год его командировали в Италию, для изучения памятников византийской эпохи.

Интересен факт, что Равенна и Венеция не произвели на Врубеля особого впечатления. Тут он посетил много соборов и музеев, стараясь максимально глубоко осмыслить идеи гениев эпохи Возрождения. После возвращения на родину, окрыленный живописец написал 4 иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».

Также Михаил Врубель стал автором таких шедевров, как «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Примечательно, что при написании святых, он часто изображал лица друзей или возлюбленных. К тому моменту биографии мастеру захотелось выйти за рамки канонизированных образов.

В результате, в 1886 г. Врубель представил портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и полотно «Восточная сказка».

В следующем году его пригласили расписывать Владимирский собор, где он продолжил создавать фрески и полотна на библейские сюжеты.

«Демон сидящий»

Любопытно, что самостоятельные работы Михаила, в которых он впервые представил миру образ демона, подверглись жесткой критике. Более того, его демон настолько разозлил Прахова, что тот отстранил художника от работы.

Не принятые священнослужителями работы, Врубель везет в Москву. Картина «Демон сидящий» стала символом наступающей эпохи. В адрес ее автора посыпались порицания от коллег и простых соотечественников. Во время нахождения в Москве, он написал несколько портретов, а также иллюстрировал произведение Лермонтова «Демон».

Участие живописца в международных выставках принесло ему славу и европейское признание. К позднему периоду Михаила Врубеля относятся картины «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и др. Последней его работой стал портрет поэта Валерия Брюсова, который по причине недуга Врубеля так и не был завершен.

Жемчужина

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

Угасание и смерть Врубеля

Он одержимо работал над «Демоном поверженным». Закончил его в 1902 году. И в этом же году попал в психиатрическую лечебницу. Психиатр Владимир Бехтеров поставил Врубелю неутешительный диагноз.

Друг Врубелей Владимир фон Мекк пригласил их на все лето отдохнуть и набраться сил в его имении в Киевской губернии. С маленьким сыном они отправились в поездку. Там они потеряли своего единственного сына. 3 мая 1903 г. обожаемый Саввушка скоропалительно умирает от крупозного воспаления легких.

Психическое угасание Михаила Врубеля убыстряется. Он много времени проводит в лечебницах. Живет в мире бреда и галлюцинаций. А в моменты просветления пытается писать. В этот тяжелый период он смог создать свой шедевр «Роза в стакане», написал «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». Но не смог закончить портрет поэта Валерия Брюсова. К концу 1905 года живописец начал быстро слепнуть.

Несколько последних лет своей жизни он провел в психиатрической лечебнице. Жена Надежда и старшая сестра Анна опекали его до конца.

Михаил Александрович умер 14 апреля 1910 года.

4 июля 1913 года ушла из жизни Надежда Врубель-Забела.

Они покоятся рядом на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Пан

Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.

На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.

Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.

Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.

Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.

Новые публикации

РКИ в эпоху пандемии 28.04.2021

27 апреля 2021 г. состоялся Международный онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», посвящённый наиболее успешным практикам работы в новых для отрасли условиях. Семинар был организован Центром «Златоуст» (Санкт-Петербург) и Русским домом науки и культуры в Париже.

Юные техники русского зарубежья 28.04.2021

В 2021 году отмечается 100-летний юбилей кружкового движения в России. В новые времена кружки трансформировались, но сохранились и классические сообщества авиамоделистов, судомоделистов, ДОСААФ, станции юных техников. Причём не только в России, но и за рубежом.

Баттл на балалайках 26.04.2021

I Международный онлайн-конкурс «Балалайка – душа России» собрал участников со всей страны, а также с Украины, из Белоруссии, Донецкой Народной Республики. О том, что балалайка сегодня – это уже не только народные наигрыши, а вполне современная музыка и даже джаз, рассказал директор Московского фестиваля «Балалайка – душа России»  Михаил Киселёв.

Волонтёры из ФРГ: поможем Донбассу! 26.04.2021

Уже 28-ю фуру с гуманитарным грузом в Донбасс немецкие волонтёры снаряжали без оглядки на пандемию и стягивающиеся к линии разграничения украинские войска. «Прорвёмся!», – решили они.

Верба зацвела – весна пришла 25.04.2021

Основной атрибут Вербного воскресенья, конечно же, скромная верба. Однако этот символ весны и обновления жизни не так прост, как кажется на первый взгляд. Принято считать, что верба приносит счастье в дом, охраняет его обитателей от напастей. Она неприхотлива и жизнелюбива, растёт и множится с большим удовольствием…

«Пока в России не до музыки». Эмигрантский путь Сергея Прокофьева и возвращение на родину 23.04.2021

«Иногда я бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка и, глядя на небоскрёбы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки…» –  писал Сергей Прокофьев в 1918 году, сразу после эмиграции.

Эффективный Русский мир 22.04.2021

Участники круглого стола по вопросам правовой защиты соотечественников за рубежом признали, что в нынешних непростых для России внешнеполитических условиях возросло и давление на наших соотечественников, которые всё чаще подвергаются преследованию. Одно из предложений, которое возникло в ходе обсуждения, – создание ситуационного центра, своего рода оперативного штаба по поддержке соотечественников за рубежом.

Как советские детские книги стали культовыми в Индии 21.04.2021

Литературное наследие СССР продолжает жить в Индии. Уже став взрослыми, многие индусы, когда-то с упоением читавшие советские книжки и журналы, сохранили любовь к книгам своего детства и даже занялись их коллекционированием. Здесь также ценят научную и учебную литературу, издававшуюся в СССР, особенно по точным и инженерным специальностям, – эти книги до сих пор пользуются спросом среди студентов индийских политехов.

Шестикрылый Серафим

Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.

«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.

Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.

Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.

Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

Подробности
Категория: Русское изобразительное искусство и архитектура на стыке XIX и XX веков
Опубликовано 14.08.2018 12:39
Просмотров: 1929

Михаил Врубель создал более 200 произведений: портретов, живописных картин, декоративных панно, иллюстраций, эскизов театральных декораций, скульптур, проектов зданий.

Начало биографии

М. Врубель. Автопортрет (1904). Бумага грунтованная, наклеенная на картон, уголь, сангина. 35,5 x 29,5. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 г. в Омске в семье военного юриста, офицера. В возрасте 3 лет лишился матери, воспитывала его мачеха, которая относилась к нему с любовью. Раннее детство будущего художника прошло в постоянных переездах в связи со службой отца: Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург. Здесь ещё ребёнком Врубель стал посещать рисовальную школу, бывал в Эрмитаже, а с 7 лет стал заниматься в школе Общества поощрения художеств. В 1879 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и стал посещать вечерние классы Академии художеств.К этому времени он уже утвердился в своём призвании: искусство. В 1880 г. поступил в Академию художеств в класс П.П. Чистякова вместе с В. Серовым. Уроки акварели брал у И.Е. Репина.

Образование и место живописи в детской и юношеской биографии Михаила Врубеля

Поначалу рисование привлекало Михаила на том же уровне, что и другие виды искусств. Способности проявлялись, но особенно горячего желания заниматься только живописью в ребёнке не наблюдалось.

В Саратове с 1864 года мальчик получал уроки начального образования у политического ссыльного Николая Пескова. Он водил Мишу изучать естественные науки на природу в окрестностях города. А Андрей Сергеевич Годин давал ему частные уроки рисования с натуры.

Старшая сестра Анна вспоминала о брате: «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта». В 1865 году с ним произошло удивительное событие:

С переездом семьи Врубелей в Петербург в 1867 году Миша начал учебу в Пятой гимназии и Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1870 году очередной переезд на место нового назначения отца. На этот раз в южную Одессу. Общеобразовательное обучение Михаил продолжил в Ришельевском лицее. А художественное в Одесской рисовальной школе. Учился везде успешно, увлекался театром, чтением латинской классики, музыкой.

1874 год – год окончания гимназии с золотой медалью. Затем семья переехала из Одессы в Вильно. А Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вечерами занимается в классах Академии художеств. Оканчивает университет в январе 1880 года.

Наконец будущий гениальный живописец в 24-летнем возрасте от любительского рисования переходит к профессиональному обучению: осенью 1880 года Михаил Врубель поступает в Академии художеств. Он попадает к Павлу Чистякова, у которого своя методика создания на полотне объема, подобно тому как то делают архитекторы. По воскресеньям Врубель берет уроки акварели у Ильи Репина.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Самые известные картины Михаила Врубеля

Картины Михаила Александровича Врубеля поражают сочетанием мистицизма и страстности. Эти вольность и чувственность притягивали и, в то же время, пугали современников великого художника. Среди известных работ живописца нельзя не упомянуть следующие:

  • «Богоматерь с младенцем» (1885) — эта работа стала свежей струей в традиционной иконописи. С нее началась слава мастера.
  • «Демон сидящий» (1890) — картина, на долю которой в свое время выпало много критики, стала впоследствии символом новой эпохи в живописи.
  • «Снегурочка» (1890) — эскиз костюма к одноименной опере стал полноценным шедевром.
  • «Демон и Тамара» (1891) — иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова. Художник работал исключительно белилами и черной акварелью.
  • «Гадалка» (1895) — живописец писал портрет на заказ, но внезапно отказался от него и прямо поверх неоконченного рисунка за несколько часов написал «Гадалку».
  • «Царевна-Лебедь» (1900) — жена художника, певица Надежда Забела, исполняла партию царевны в «Сказке о царе Салтане». Он создавал декорации и эскизы костюмов к этой опере.
  • «Демон поверженный» (1902) — мастер работал над этой картиной около года, иногда по 20 часов в сутки.
  • «Шестикрылый Серафим» (1904) — этот шедевр многие называют лучшим в творческом наследии художника. Он написал его, уже будучи безнадежно больным.

На выставке «Мир искусства» впервые была экспонирована картина «Демон поверженный». Она вызвала сенсацию, но Михаил Александрович все время был недоволен своей работой. Каждое утро он приходил и переписывал губы, глаза, нос Демона. Иногда лицо становилось страшным, иногда — несчастным.

Сирень

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

По следам памяти

Первые воспоминания о великом земляке в Омске относят к 1912 году. Именно тогда газета «Омский телеграф» опубликовала следующее: «Среди местной интеллигенции в последнее время возникла мысль об организации общества изобразительных искусств. Это общество будет посвящено имени скончавшегося год тому назад знаменитого художника Врубеля, который является уроженцем Омска». Созданное через несколько лет общество художников планировало создать художественно-промышленную школу и музей его имени. Не забылось имя художника и во время Гражданской войны. Анонс концерта известного футуриста поэта Давида Бурлюка, который в 1919 году приехал в Омск на гастроли, звучал так: «Почтите память Врубеля!».

«Часть денег с концерта пошли на создание художественно-промышленного училища, – объясняет Софья Давыденко. – Имя Врубеля ему присвоено в 1923 году, но в 30-е годы его расформировали».

Статья по теме

300 лет в картинках: омский пристав нарисовал комикс о родном городе

Справка

На новой выставке «Истина в красоте» в библиотеке им. Пушкина представлены монографии, исследования, мемуары, переписка, красочные альбомы, которые познакомят посетителей с биографией Михаила Врубеля, обстоятельствами его драматичной судьбы, философскими и эстетическими взглядами, нравственными убеждениями. Отдельный раздел экспозиции «Врубель и Омск» демонстрирует, что память о художнике на его родине обладает живой энергией, вдохновляет представителей творческой интеллигенции на создание новых произведений искусства.

[править] Биография

Родился 1 декабря 1981 года в Москве.

Отец — Дмитрий Врубель — талантливый русский художник, автор известной картины, написанной на Берлинской стене — “Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви”. С 2012 года живет и работает в Берлине.

Мать — Светлана Врубель — с конца 90-х годов работает в Университете истории культур (ныне – высшая школа “Среда обучения”).

Позже в семье родились брат Александр (1983 г.р.) и сестра Наталья (1985 г.р.).

Михаил очень быстро развивался. Рано начал говорить, читать, сочинять.

Учился в школе N100, где в начальных классах проявлял большие способности к учебе, особенно, к изучению иностранных языков.

В 12 лет вместе с бабушкой Нэлли Александровной Поповой (тогда ректором Университета истории культур, который сейчас называется высшая школа “Среда обучения”) проводил викторины со студентами, слушал лекции. Издавал рукописный домашний журнал.

Устраивал вместе с дачными друзьями любительские сюжетные съемки, интервью в Москве и Подмосковье под Истрой.

В 2010 годом от первого брака родился сын Иван.

В 2019 годом Михаил женился второй раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий