Золя, Эмиль

Творчество

Жизнь Золя была по слаженному распорядку. Ему Эмиль Золя придерживался в течение 10 лет, даже когда писал объемные произведения, в частности «Ругон-Маккары». Подъем в 8 утра, утренняя прогулка, работа до обеда, запланированные встречи, работа в библиотеке. Большая часть дня была занята работой над произведениями. Постепенно такой режим способствовал безотрывному и слаженному творческому процессу.

Свою первую книгу «Сказки Нинон» Золя публикует в 1864 году. Через год, в 1865 году, выходит в свет его вторая книга «Исповедь Клода», эта повесть частично отражающая биографию писателя, становится популярной. Эта работа имела романтический характер, последующие работы стали обладать радикальным характером, это связывают со сменой политических убеждений писателя. Писателя за литературную деятельность в 1885 году наградили орденом Почетного легиона.

Литературный слог Эмиль Золя схож с таковым у Стендаля, Бальзака и Флобера, он продолжил литературную традицию французских писателей ХIХ века.

Масштабная работа писателя — «Ругон-Маккары» (1968 год), объединяющая 20 романов, принесла писателю мировую известность и статус крупнейшего французского писателя после В. Гюго. Роман писался в течение десяти лет, в нем писатель смог отобразить судьбу одной семьи на протяжении 4-5 поколений, одновременно с жизнью в период Второй империи. Из двадцати романов седьмой роман «Западня», принес успех и богатство. Все последующие произведения ожидались читателями с нетерпением.

Многие произведения писателя стали основой для сценариев фильмов. Творчество Эмиль Золя нашло имело влияние на таких писателей, как Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, а также Генрих Манн, Анри Барбюс. Эмиль Золя внес незаменимый вклад в французскую и мировую литературу.

Политическая деятельность

Эмиль Золя несмотря свою творческую натуру, всерьез интересовался политикой. Он сумел влиться в оппозицию и написать ряд статей, в которых критиковался политический режим и особенности управления страной Наполеоном.

В 1898 году Эмиль Золя выступил на защиту еврея Дрейфуса, которого обвинили в шпионаже в пользу Германии. Золя написал президенту республики письмо, в котором защищал Дрейфуса. Золя был арестован и посажен в тюрьму на один год. Из заключения Эмиль сумел бежать в Англию, откуда на родину вернулся только в 1899 году, когда Дрейфус выиграл суд. Сейчас именем Эмиля Золя носят название несколько улиц в Израиле.

Писатель умер 29 сентября 1902 года, был похоронен на Монмартском кладбище. Через шесть лет тело перенесли в Пантеон.

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d’une morte, 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)

Ругон-Маккары

  • Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon, 1871)
  • Добыча (La Curée, 1872)
  • Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873)
  • Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans, 1874)
  • Проступок аббата Муре (La Faute de l’Abbé Mouret, 1875)
  • Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876)
  • Западня (L’Assommoir, 1877)
  • Страница любви (Une Page d’amour, 1878)
  • Нана (Nana, 1880)
  • Накипь (Pot-Bouille, 1882)
  • Дамское счастье (Au Bonheur des Dames, 1883)
  • Радость жизни (La Joie de vivre, 1884)
  • Жерминаль (Germinal, 1885)
  • Творчество (L’Œuvre, 1886)
  • Земля (La Terre, 1887)
  • Мечта (Le Rêve, 1888)
  • Человек-зверь (La Bête humaine, 1890)
  • Деньги (L’Argent, 1891)
  • Разгром (La Débâcle, 1892)
  • Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal, 1893)

Повести

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)
  • Рене (Renée, 1887)
  • Мадлена (Madeleine, 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)
  • Мой салон (Mon Salon, 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires, 1881)
  • Поход (Une campagne, 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche, 1901)

Альфред Дрейфус: за и против

Виновность Дрейфуса была сомнительна, следствие и суд — слишком быстрыми, чтобы общество оставило процесс без внимания. Известный журналист Теодор Герцль, будущий основатель Всемирной сионистской организации, присутствовал на публичной церемонии разжалования Дрейфуса и вспоминал потом, что толпа кричала: «Долой евреев». Но были и те, кто встал на сторону осужденного капитана, и их тоже было немало.


Альфред Дрейфус. (thefamouspeople.com)

Как писал уже упомянутый Дрюмон: «Почему снобы, немцы, англичане, итальянцы, иностранцы, метисы за Дрейфуса? Почему все те, кто против Франции, или имеющие какие-то пятна, язвы, умственные аномалии, моральные уродства, почему все они за Дрейфуса?». Характеристика однозначная, но, конечно, не точная. Например, на сторону Дрейфуса, а вернее, на сторону справедливости встал полковник Жорж Пикар. Когда-то он был преподавателем Дрейфуса в Высшей военной школе, но занялся этим делом не «по старой памяти», а будучи начальником военной контрразведки. Его подозрения пали на майора Фердинанда Эстерхази — его почерк был очень похож на почерк бордеро. Были и другие свидетельства, указывавшие на возможную причастность Эстерхази к шпионажу. Пикар настаивал на том, что дело Дрейфуса нужно пересмотреть, и тогда полковника перевели в Тунис. Вернувшись из Африки, он с участием Матео Дрейфуса все-таки добился суда над Эстерхази в 1898 году, но майор был полностью оправдан.

Через два дня после этого суда в газете L’Aurore («Аврора»), главным редактором которой был будущий премьер-министр Жорж Клемансо, появилось открытое письмо Эмиля Золя J’accuse — «Я обвиняю». «На днях военный суд, понуждаемый приказом, дерзнул оправдать пресловутого Эстерхази, нагло поправ истину и правосудие. Этого нельзя перечеркнуть — отныне на лице Франции горит след позорной пощёчины, и в книгу времени будет записано, что сие мерзейшее общественное преступление свершилось в годы Вашего правления.

Но раз посмели они, смею и я».


Статья Золя. (Wikimedia Commons)

В письме Золя подробно изложил все подробности расследования и суда, а в конце выступил с прямыми обвинениями в адрес подполковника Дюпати де Клама (вел предварительное следствие по делу Дрейфуса), генерала Мерсье (военный министр), генерала Бийо (член Высшего военного совета), генерала де Буадефра (начальник Генштаба), генерала Гонза (помощник де Буадефра), генерала де Пелье, майора Равари (вели следствие по делу Эстерхази), экспертов-графологов, Военного ведомства и военного суда первого и второго созыва.

В заключительных словах Золя отмечал, что прекрасно понимает — в отношении него могут быть применены статьи Уложения о печати, предусматривающие судебное преследование за ложь и клевету. Писатель заявлял о своей готовности предстать перед судом, но только при условии, что это будет суд присяжных, а заседание — открытым.

5 лучших романов Эмиля Золя

Эмиль Золя известен широкой публике, прежде всего, как писатель. Но он пробовал себя и в качестве публициста, и даже как политик. Его произведения написаны в реалистичном жанре, такая тенденция была очень характерна для девятнадцатого века.

Он был одним из основателей и апологетов натурализма в области литературы. Литературная жизнь во Франции тех времен буквально кипела, и Эмиль Золя всегда был в гуще событий, и не только относящихся к писательскому делу. В круг его общения входили такие видные литераторы того времени, как Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур – один из братьев-писателей Гонкур. Между прочим, и сейчас во Франции есть Гонкуровская премия по литературе, которая выделяет лучших писателей. Не будем долго говорить о самом Золя.

Представим Вашему вниманию небольшую подборку лучших его произведений.

1) «Дамское счастье»

Это роман 1883 года, вышедший в качестве продолжения романа «Накиль». Основным героем этого произведения является Октав Муре, который оказался в Париже, будучи выходцем из французской глубинки. Он недолго разбирался в правилах жизни и понял, как можно выбиться «из грязи в князи». Когда его жена погибла, все ее наследство досталось Муре. Жизненным девизом этого человека был принцип Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Он всячески пытается показать свои деловые качества окружающим и в итоге разоряет тех, кто стоял у него на пути. Он откроет свой магазин, назвав его так, как называется сам роман. Это тип человека, который живет за счет окружающих.

2) «Нана»

Это произведение вышло в печати в 1880 году. Это размышления о морали и о том, на каком она оказалась уровне в ту пору во Франции. Нана – это образ куртизанки для развлечения власть имущих. Девушка становится популярной в этих кругах, хотя сама, казалось бы, не обладала никакими данными для подобного успеха.

3) «Западня»

Это роман, посвященный рабочему классу. Он был издан в 1877 году. Эмиль Золя проиллюстрировал жизнь простых людей, поставленных на грань существования, показав их быт и нравы. Главными героями романа являются кровельщик и прачка. Их работа оплачивается так низко, что их существование слишком напоминает рабское. Эмиль Золя показывает, как нищета порождает преступление и ведет к моральному падению человека.

4) «Чрево Парижа»

Этот роман был переведен в России и напечатан многими изданиями. Не только он, но и благодаря ему, Золя стал известен в Российской империи. А во Франции был он издан в 1873 году. Золя показал в этом произведении судьбу отдельно взятого маленького человека, который может буквально потеряться в просторах большого города. Центральный рынок французской столицы олицетворяет название романа. Это и есть парижское чрево, где все покупается и продается, а мораль так мало значит. Имя этого человека – Флоран. Он блуждает среди напыщенных и сытых людей рынка, не в состоянии понять их, как и они его. Это приводит к Флорана к конфликту с людьми такого типа. Герой романа хочет что-то изменить в жизни, но он выступает против любых методов насилия человека над человеком. Флоран становится во главе революционно настроенных людей, но его гуманистические принципы не позволяют продвинуть эти идеи дальше в народ. В итоге, он погибает, а общество, против которого он выступал, остается.

5) «Жерминаль»

Этот роман вышел в литературный мир в 1885 году. Героями этого произведения выступают простые землекопы.

Все представленные романы являются составной частью цикла из двадцати томов, которые Эмиль Золя озаглавил странным названием: «Ругон-Маккары». В практике литературного натурализма эта серия считается вершиной творчества Золя. Автор весьма детализировано дает описание жизни маленьких населенных пунктов – городов и сел. В своих романах он коснулся очень болезненной темы для всего французского общества – событий франко-прусской войны 1870-1871 годов. Хотя много из романов описывают французское общество периода Второй империи, времен Наполеона III. Но, в целом, какая-либо последовательность хронологического плана в произведениях не присутствует.

Если Вы еще не знакомы с творчеством Эмиля Золя – обязательно познакомьтесь. Пусть не со всей 20-томной серией, но, хотя бы, с приведенным списком из пяти лучших его произведений. И Вы не пожалеете.

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Экранизации

  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1902) (по роману «Западня»)
  • В чёрной стране / Au pays noir (Франция, 1905) (по роману «Жерминаль»)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1909)
  • Западня / Faldgruben (Дания, 1909)
  • Нападение на мельницу / The attack on the mill (США, 1910)
  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1911) (по роману «Западня»)
  • В стране тьмы / Au pays des ténèbres (Франция, 1912) (по роману «Жерминаль»)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1912)
  • Человек-зверь (Франция, 1912) (возможно, что фильм не имеет отношения к роману Золя)
  • Жерминаль / Germinal (Франция, 1913)
  • Ограничьте народы / Gränsfolken (Швеция, 1913)
  • Чудо / Miraklet (Швеция, 1913) (по роману «Лурд»)
  • Деньги / Penge (Дания, 1914)
  • Рабыни роскоши и моды (Россия, 1915) (по роману «Дамское счастье»)
  • Разрушение / Destruction (США, 1915) (по роману «Труд»)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
  • Холодное сердце / The marble heart (США, 1916) (по роману «Тереза Ракен»)
  • Мужчина и женщина / A man and the woman (США, 1917) (по роману «Нана»)
  • Наслаждение / La cuccagna (Италия, 1917) (по роману «Добыча»)
  • Пьянство / Drink (Великобритания, 1917) (по роману «Западня»)
  • Труд (Россия, 1917)
  • Человек-зверь (Россия, 1917)
  • Деньги / A pénz (Венгрия, 1919)
  • Нана / Nana (Венгрия, 1919)
  • Роковая женщина / Una donna funesta (Италия, 1919)
  • Тереза Ракен (Россия, 1919)
  • Труд / Travail, (Франция, 1919)
  • Мадлена Ферра / Maddalena Ferrat (Италия, 1920)
  • Человек-зверь / Die bestie im menschen (Германия, 1920)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1921)
  • Земля / La terre (Франция, 1921)
  • Мечта / La reve (Франция, 1921)
  • Дамское счастье / Zum paradies des damen (Германия, 1922)
  • За ночь любви / Pour une nuit d’amour (Франция, 1923)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1923)
  • Нантас / Nantas (Франция, 1925)
  • Нана / Nana (Франция, 1926)
  • Деньги / L’argent (Франция, 1928)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Германия, 1928)
  • Человек-зверь (La bête humaine), 1938
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
  • Жервеза, 1956
  • Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
  • Добыча (La curée), 1966
  • Проступок аббата Муре, 1970
  • Зандали, 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)
  • Жерминаль, 1993
  • На краю света / Na koniec świata (Польша, 1999) — по мотивам романа «Тереза Ракен», в главных ролях Юстина Стечковска и Александр Домогаров
  • «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия», телесериал, серия по роману «За ночь любви» («Pour une nuit d’amour»), 2009 (Франция)
  • Дамское счастье (телесериал), 2012
  • Тереза Ракен (In Secret ) — фильм 2013 года, режиссёр Чарли Страттон.

Биография Эмиля Золя

Эмиль Золя, известный французский литературный деятель, был основоположником натурализма в литературе Франции. Золя в России стал известным и читаемым быстрее, чем на своей родине. Эмиль Золя родился в апреле 1840 года. Отец мальчика, итальянец, получивший французское гражданство, работал инженером. Мать Золя была француженкой. В 1843 году отец писателя подписал контракт на строительство канала, поэтому семья переехала в Экс-ан-Прованс. Работа над реализацией проекта начала продвигаться в 1847 году, однако отец писателя получает серьезное воспаление легких и скоропостижно умирает.

Эмиля Золя в этом же году определяют в пансион при колледже, где писатель знакомится с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником постимпрессионистом. Дружба Эмиля Золя с Полем Сезанном продлилась больше 25 лет. В этот период Золя становится поклонником творчества Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго. Во время нахождения в пансионате Эмиль Золя получает и религиозное обучение. Позже в произведениях писателя город Экс-ан-Прованс часто описывается под вымышленным наименованием Плассан.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

После смерти отца мать писателя, вдова, вынуждена жить на пенсию, которой катастрофически ни на что не хватает. Ей приходится в 1852 году вернуться в Париж для того, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В ходе судебного разбирательства компания, основанная отцом писателя, была признана банкротом.

В возрасте 18 лет Эмиль Золя приезжает в Париж, к матери. Жизнь в этот период была полна ограничений, связанных с тяжелым материальным положением. В Париже Золя пытается поступить на юридический факультет, однако эта попытка оказывается неудачной — будущий писатель провалил экзамены.

Краткая биография

Эмиль Золя

, крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя, который принял французское подданство. Детство и отрочество Эмиля прошло в Экс-ан-Провансе. В 1847 г., когда мальчику не было и семи, отец умер, после чего его родные оказались в крайне затруднительном материальном положении. В надежде, что друзья покойного супруга смогут их поддержать, их маленькая семья в 1858 г. переезжает во французскую столицу.

Образование Эмиль Золя получил в лицее, после которого работал в конторе у купца, в книжном магазине. Начиная с 1862 г. он примерно 4 года трудился в издательстве «Ашет», зачем решил уйти оттуда, заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики, и впоследствии связь с нею никогда не прерывалась. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.

В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман — «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным. Эта репутация была поддержана обзором художественной выставки 1866 г., в которой Эмиль Золя страстно отстаивал творческую манеру художника Э. Мане, представителя импрессионизма. К этому новому направлению Золя питал особую симпатию, что нашло отражение в книгах «Мой салон», «Что я ненавижу», «Эдуард Мане». Проявил себя он и сторонником натуралистической школы (предисловие к драме «Тереза Ракен» (1867)), что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало.

Около 1868 г. Золя замыслил написать цикл романов, героями которого была бы одна семья, представленная четырьмя-пятью поколениями. Из романистов он был первым, кто посвятил целую серию произведений одному роду. Цикл «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался на протяжении двадцати двух лет (1871-1893) и стал самым значительным произведением в творческой биографии Эмиля Золя. Публика проявила к нему интерес не сразу, но после написанного в 1877 г. 7-го тома, романа «Западня», писатель стал знаменитым и состоятельным, купил неподалеку от столицы, в Медоне, дом. Очередные романы цикла были очень ожидаемыми, ими восхищались, их подвергали жесточайшей критике, но равнодушных не было. Всего в рамках «Ругон-Маккаров» было написано 20 томов, принесших мировую известность и статус крупнейшего национального писателя после Виктора Гюго.

Но даже известность не помогла писателю оказаться приговоренным к тюремному заключению сроком на 1 год по обвинению в клевете. В 1898 г. Золя вмешался в т.н. дело Альфреда Дрейфуса, несправедливо осужденного за выдачу военной тайны иностранному государству. В 1898 г. писатель обратился к президенту республики с открытым письмом «Я обвиняю», в результате чего ему пришлось срочно уехать в Англию. С изменением ситуации в пользу осужденного офицера писатель получил возможность возвратиться во Францию.

Последние годы жизни Золя работал над двумя циклами — «Три города» и «Четыре Евангелия» (романы «Плодовитость», «Труд», «Истина» и «Справедливость», из которых последний остался незаконченным). Смерть застала Эмиля Золя в Париже, 28 сентября 1902 г. Официальная причина смерти – отравление угарным газом вследствие неисправности каминного дымохода. У современников писателя были основания полагать, что он стал жертвой политических противников, однако доказать версию инсценировки несчастного случая никому не удалось.

Литературная деятельность Эмиля Золя

Потерпев поражение на ниве юриспруденции, Золя нашел работу в книжном магазине. Потом он трудился в издательстве «Ашет». Через четыре года у него созрела мысль: писать самому и сделать литературную деятельность источником существования.

Первые шаги на литературном поприще Эмиль делает в журналистике. В 1964 году вышел его первый сборник рассказов, которому он дал заглавие «Сказки Нинон». Но известность начинающему писателю принес первый роман – «Исповедь Клода». Фактически это была автобиография Золя, сделавшая автора популярным писателем.

Делом всей своей творческой жизни Золя считал создание романа «Ругон-Маккары», в котором предусматривались первоначально десять томов. Однако в конечном итоге в издание вошли двадцать томов. Самыми успешными из книг цикла стали «Жерминаль» и «Западня». Речь в них шла о жизни рабочего класса.

Имел успех у читателей и роман «Дамское счастье». В нем отображалась идеология буржуазного общества, в котором ускоренно развиваются коммерческие отношения. Законом этого общества является желание клиента. Права продавца почти не имеют значения. Главные герои произведения – простые бедные люди из далекой провинции, которые ищут дорогу к успешной жизни.

В романах Золя очень тонко показана психология мелкой буржуазии. Эти люди ищут правду жизни. Но все их попытки оканчиваются неудачей.

Стиль Золя по сути своей противоречив. Однако эта черта его творчества является точным отражением социального положения мелкой буржуазии, представители которой становятся центральными персонажами произведений Золя. Видение писателя отличается емкостью и целостностью. Описания героев, характеристики предметной среды в романах Золя – всё дается в сентиментальных мягких тонах.

Цикл «Ругон-Маккары» задумывался как семейная сага, в которой сменяются поколения и возникают совершенно новые персонажи. Идея, которую хотел донести до читателя автор, состояла в том, что от обычаев, привычек и наследственности, укоренившихся в семье, невозможно избавиться.

Вот самые читаемые романы Золя, принесшие ему мировую известность:

  • «Исповедь Клода»;
  • «Завет умершей»;
  • «Марсельские тайны»;
  • «Чрево Парижа»;
  • «Жерминаль»;
  • «Нана»;
  • «Человек-зверь».

Интересно, что популярность в далекой России творчество Золя обрело раньше, чем на родине писателя. Уже первые его литературные опыты были отмечены в «Отечественных записках». Переводы ряда произведений Золя выходили в исправленном виде – этого требовала российская цензура. В 70- годы XIX века Золя в России активно читали как разночинцы радикальной направленности, так и представители либеральной буржуазии.

Новый этап в творчестве Золя ознаменовался выпуском незавершенной серии «Евангелий» (1899-1902), куда вошли следующие литературные фрагменты:

  • «Плодовитость»;
  • «Труд»;
  • «Справедливость».

Здесь Золя в том числе пытается создать утопию о возможном планомерном воспроизводстве всего человечества.

Не прерывая своих литературных опытов, Эмиль Золя занимался общественно-политической деятельностью. Самой смелой его публикацией была статья «Я обвиняю», ставшая ответом общественности на так называемое «дело Дрейфуса». В те годы многие видные деятели культуры выступили в защиту офицера Дрейфуса, еврея по национальности, которого без всяких оснований обвиняли в шпионаже в пользу Германии.

Избранная литература о Золя

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. — P.: Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. — 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб., )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». — 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». — 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». — 1887. — X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. — СПб., 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. — М., 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. — СПб., 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов). Э. Золя, Литературно-биографический очерк. — «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб., 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. — I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. — М., 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. — М.: Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя (—). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. — 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. — P.: Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. — P., 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert. Le roman naturaliste. — 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. — Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. — 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. — B., 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. — Greifswald, 1895.
  • Gaufiner. Étude syntaxique sur la langue de Zola. — Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. — Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. — P., 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. — 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. — 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. — P., 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. — P., 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. — Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. — 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. — 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. — 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. — Lpz., 1902.
  • Bouvier. L’œuvre de Zola. — P., 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. — 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. — P., 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. — 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. — P., 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». — Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. — München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. — B., 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. — 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. — 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. — 1925. — V. I. — Pp. 225—239.
  • France A. La vie littéraire. — 1926. — V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284—292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. — P., 1927.
  • Josephson Matthew. Zola and his time. — N. Y., 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. — P., 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 — 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. — P., 1930.
  • Пиксанов Н. К., Два века русской литературы. — изд. 2-е. — М.: Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. — изд. 4-е. — М.: Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. — 1894. — Pp. 247—294.

Сага о Ругон-Маккарах

Приблизительно в 1868 году у писателя возникла идея о написании целой серии романов, посвященных семейному клану Ругон-Маккары. История семьи описывается сквозь пять поколений. Различные сюжетные линии дали автору возможность показать многогранность жизни французов в рамках одной семьи. Это было новым действием в литературе и стало очень популярным для последующих поколений писателей

Золя сумел поднять ряд острых проблем, чем обратил внимание на свою персону

Первые тома этой книги не привлекли внимания ни критиков, ни читателей. Но зато благодаря седьмому тому («Западня») получил огромный успех Эмиль Золя. Книги помогли стать ему богатым, и он наконец смог купить дом в Медоне вблизи Парижа. Это стало началом создания натуралистичной литературной школы, вокруг которой собрались молодые писатели того времени. Это литературное течение оказалось недолговечным, но сумело открыть миру много молодых талантов, таких как Ги де Мопассан и Ж. К. Гюсманс.

Париж, амбиции и «Сказки Нинон»

Когда Эмилю Золя исполнилось восемнадцать, он вместе с Матерью переезжает в Париж. Золя пробуется стать студентом престижного лицея Луи де Грана. Однако первые недели в учебном заведении продемонстрировали, что юный провинциал значительно отстает от столичных одногодок. Эмиль прерывает обучение и занимается поиском работы. Благодаря рекомендации старого отцовского друга Золя удается пристроить в издательство «Ашетт» (прим. — одно из ведущих книжных издательств во Франции по сей день). Работа Эмилю нравится. Он жадно впитывает драгоценный опыт, заводит полезные знакомства. Уже тогда юноша имел амбициозную мечту — он хотел стать писателем.

В короткие сроки Золя идет на повышение — сперва руководит отделом распространения, затем курирует рекламный отдела. Он вращается в богемных кругах, заводит знакомства с литературными критиками, которые впоследствии напишут рецензии на его романы, посещает картинные салоны, где пока что безуспешно выставляется его друг детства Поль Сезанн, пишет статьи для периодики.

В 60-е годы Эмиль Золя выступает со своим литературным дебютом — сборником рассказов «Сказки Нинон». Опытный издатель, он тщательно продумывает рекламную кампанию своей дебютной публикации

Особенное внимание Золя уделяет договору, согласно которому он получает деньги не только по факту написания произведения, но и после реализации тиража, что, как правило, во много раз превышает первичный гонорар автора. Золя жаждет материальной независимости, возможности бросить работу и всецело посвятить себя сочинительству

«Ругон-Маккары»: История семьи длиною в 20 томов

Вслед за «Сказками» Золя публикует скандальную «Исповедь Клода», «Завет умершей» и «Марсельские тайны», однако истинные признание и богатство пришли к Золя вместе с «Ругон-Маккарами» — двадцатитомной эпопеей о двух французских семействах. По величине замысла «Ругон-Маккары» сравнивают с бальзаковской «Божественной комедией». На примере представителей рода Ругон-Маккаров Золя с научной тщательностью препарирует французское общество, бесстрашно обличая порочность институтов власти, церкви, критикует армию, чиновников, буржуазию, опошлившуюся бедноту. Автор путешествует от мира блестящих светских раутов до попоек в бедняцких кабаках, демонстрируя, как среда влияет на характер, привычки и дальнейшую судьбу человека.

«Ругон-Маккары» писались с 1871 по 1893 годы. Многие из романов, вошедших в двадцатитомный цикл, стали культовыми и воспринимаются как самостоятельные произведения. Это, например, знаменитые «Жерминаль», «Нана», «Чрево Парижа», «Человек-зверь» и другие. Многие из них были впоследствии экранизированы. Так, «Человек-зверь» экранизировался дважды. Первый фильм вышел в России в 1917 году, второй сняла Франция в 1938-м. Французская лента, снятая под руководством режиссера Жана Ренуара («Великая иллюзия», «Правила игры», «Мадам Бовари») вошла в программу Берлинского кинофестиваля.

Культовый «Жерминаль» впервые вышел в экранной версии в 1913 году. Впоследствии фильм пересняли в 1963-м и 1993-м годах. Самая свежая лента срежиссирована Клодом Берри («Жан де Флоретт», «Манон с источника»). Роль Туссена Маэ сыграл Жерар Депардье.

«Я обвиняю»: Дело Дрейфуса

Помимо литературной деятельности Эмиль Золя никогда не расставался с журналистикой и публицистикой. Его самой громкой общественно-политической работой стала статья «Я обвиняю», написанная в ответ на Дело Дрейфуса. Альфред Дрейфус был французским офицером еврейского происхождения. Его несправедливо обвинили в шпионаже на стороне Германии и приговорили к пожизненному заключению. Многие знаменитости выступили в поддержку Дрейфуса. В их ряды смело ступил Эмиль Золя.

Общественно-политическая работа

Дерзкая талантливая статья «Я обвиняю» вызвала огромный общественный резонанс, а ее автор тут же попал в немилость французских властей. Несколько лет Золя был вынужден жить в Англии. Писатель не любил этот серый, дождливый, чопорный край, но не покидал своего вынужденного пристанища до тех пор, пока Альфреда Дрейфуса не оправдали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий