Александров Григорий Васильевич

Анекдоты

Молодой Александров был учеником Эйзенштейна. Ютился у него в общежитии Пролеткульта. Там же занимал койку молодой Иван Пырьев.

У Эйзенштейна был примус. И вдруг он пропал. Эйзенштейн заподозрил Пырьева и Александрова. Но потом рассудил, что Александров — модернист и западник. И старомодный примус должен быть ему морально чужд. А Пырьев — тот, как говорится, из народа…

Так Александров и Пырьев стали врагами. Так наметились два пути в развитии советскоймузыкальной кинокомедии. Пырьев снимал кино в народном духе («Богатая невеста»,«Трактористы»). Александров работал в традициях Голливуда («Весёлые ребята», «Цирк»),

— С. Довлатов, «Соло на ундервуде»

Личная жизнь

  • Первая жена — Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза».
    • Сын — Дуглас (Василий) (1925—1978), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса-старшего. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провёл в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года
      • Внучка — Ольга Дугласовна Александрова (род. 1946). Живёт в России.
      • Внук — Григорий Дугласович Александров (1954-2012), окончил операторский факультет ВГИКа. Жил во Франции.
  • Вторая жена — Любовь Орлова (1902—1975), актриса, пианистка, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).
  • Третья жена (1979—1983) — Галина Крылова, вдова его сына Дугласа. Работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио.

Биография Григорий Васильевич Александров Grigory Aleksandrov

Карьера: ПродюсерДата рождения: 23 января 1903, знак зодиака водолейМесто рождения: Екатеринбург, Россия. Российская Федерация
советский кинорежиссер, сценарист
Александров Григорий Васильевич (23.1.1903, Екатеринбург – 16.12.1983, Москва), (настоящая фамилия – Мормоненко), кинорежиссер, единственный из создателей жанра советской музыкальной кинокомедии, всенародный артист СССР (1948), дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1950), Герой Социалистического Труда (1973).
С 1912 работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, потом занимал должности помощника реквизитора, электротехника, пом. режиссера. Образование получил в Екатеринбургской музыкальной школе (по классу скрипки; 1917).
Во время Гражданской войны – на Восточном фронте, состоял при политотделе 3-й армии, заведующий театром фронта.
После окончания войны вкупе с другими организовал в Екатеринбурге ХЛАМ (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты).
В 1920 окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял надзор за репертуаром кинотеатров, в т.ч. занимался монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.
В 1921 Александров познакомился с С. Эйзенштейном. Вместе они участвовали в создании нескольких спектаклей, а с 1924 года перешли трудиться в кино. Александров участвовал в работе над сценарием и помогал Эйзенштейну в его первых фильмах: “Стачка” (1924), “Броненосец Потемкин” (1924), историко-революционной ленте “Октябрь” (1927), в которой было положено начало созданию ничего не имеющего общего с действительностью легенды о революции.
В 1929-1932 годах С. Эйзенштейн и Г. Александров работали в США, где обучались мастерству у своих коллег в Голливуде.
Во время поездки в Мексику Александров совместно с Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) сняли картину “Да здравствует Мексика!” (кино не был закончен).
После возвращения из-за границы Александров по личному приказу И.В. Сталина снял кино “Интернационал”, прославляющий Сталина и его политику.
В начале 1933 Александров на даче у М. Горького встретился со Сталиным. Вождь препоручил ему сформировать для советского зрителя комедию. В 1934 Александров закончил съемки музыкального фильма “Веселые ребята” с Л. Утесовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила кино в штыки, считая, что в нем мало “революционного пафоса”, Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Горький. Он помог создать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел колоссальный фарт. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С “Веселых ребят” начался “звездный” тракт актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Картина имела фарт и за рубежом, удостоившись приза Венецианского кинофестиваля.
Следующим Александров снял кино “Цирк”, в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (Александров в такой степени грубо обошелся со сценарием. что авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров грубо усилил идейный акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным.
В дек. 1936 Александров по личному поручению Сталина снял и смонтировал кино “Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов”.
Вышедшая в 1938 комедия “Волга-Волга” кроме того имела оглушительный счастливый момент. В ней Александров, комически изображая профессиональное искусство, делал упор на том, что неизмеримо ценнее не профессионалы, а “люди от станка”.
Та же задача – красивая сказка о счастливой жизни в СССР и широких возможностях для советского человека – стала стержнем картины “Светлый путь” (1940).
Последней популярной комедией Александрова стала “Весна” (1947), позже Александров уже не смог воспроизвести достигнутый успех: его фильмы “Встреча на Эльбе” (1949) и “Композитор Глинка” (1952) стали несложно бездарными агитками.
После смерти Сталина Александров пытался оказаться новому руководству, но уже не смог сотворить ничего хотя бы отдаленно напоминавшего его старые фильмы. Его крайний кино “Скворец и лира” не был более того выпущен на экраны.
В 1951-57 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.
В 1983 снял документальный кино “Любовь Орлова”.

Переезд в столицу

Как уже было сказано выше, трудности Григория не пугали. А еще не пугали, а лишь манили новые города и возможности. А потому, повстречавшись с московскими коллегами – актерами художественного театра, оказавшимися на гастролях в уральском городе, – и впечатлившись их работой до глубины души, Александров собрал чемодан и рванул в столицу. Перед этим, правда, зашел в Политотдел и упросил дать направление на повышение квалификации.

Москва встретила провинциального артиста с большими амбициями довольно приветливо. Во всяком случае он тут же поступил на работу в Московский первый рабочий театр Пролеткульта. Там он задержался на три года, там же встретил Сергея Эйзенштейна, и встреча эта была по-своему судьбоносной.

Начало творческой деятельности

Итак, с закулисьем Григорий Александров (на фото выше) был с юных лет знаком не понаслышке. “Кухню” эту он знал хорошо, ведь “варился” в ней много лет. Поэтому возможные трудности работы его не пугали.

После окончания режиссерских курсов вместе со своим старым другом, тоже ставшим режиссером – Иваном Пырьевым, Григорий занимался художественной самодеятельностью, однако вскоре был принят в ряды Советской Армии. На службе он провел около года, отдавал долг стране во фронтовом театре. А по возвращении “на свободу”, как следует из биографии Григория Александрова, в жизни его “случилась Москва”…

Смерть

Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.

Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.

Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.

Детские годы

Будущий популярный режиссер Страны Советов впервые увидел свет в родильном доме Екатеринбурга. А произошло это счастливое для семьи Мормоненко (именно такова настоящая фамилия артиста) событие в конце января 1903 года, если быть точнее, то 23 числа. Мать Григория звали Анфисой, отца – Василием. Большинство источников, сообщающих о жизни режиссера Григория Александрова в ранние годы, сходятся в том, что Василий был человеком простым, обыкновенным работягой – точнее, горнорабочим, и семья жила довольно скромно. Однако существуют и другие сведения. Согласно ним, отец будущего режиссера был владельцем гостиницы, и детство маленького Гриши прошло в роскоши. Впрочем большинство исследователей склонны верить первой версии.

Уже с двенадцати лет юный Гриша начал работать, чтобы помочь семье прокормиться. Это еще одно доказательство того, что в роскоши и деньгах Мормоненко явно не купались.

Фильмография

  1. 1925 — Броненосец Потёмкин (сорежиссёр)
  2. 1927 — Октябрь (сорежиссёр)
  3. 1929 — Старое и новое
  4. 1930 — Спящая красавица (сценарий)
  5. 1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  6. 1932 — Интернационал
  7. 1934 — Весёлые ребята
  8. 1936 — Цирк
  9. 1937 — Доклад тов. Сталина о проекте Конституции СССР на VII Чрезвычайном Съезде Советов
  10. 1938 — Волга-Волга
  11. 1938 — Первое мая
  12. 1940 — Светлый путь
  13. 1940 — Время на солнце (документальный)
  14. 1943 — Одна семья
  15. 1944 — Каспийские люди
  16. 1947 — Весна
  17. 1949 — Встреча на Эльбе
  18. 1952 — Композитор Глинка
  19. 1958 — Человек человеку
  20. 1960 — Русский сувенир
  21. 1965 — Перед Октябрём
  22. 1965 — Ленин в Швейцарии ТВ
  23. 1974 — Скворец и Лира
  24. 1979 — Да здравствует Мексика!
  25. 1983 — Любовь Орлова (документальный)

Награды и премии

  • МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Веселые ребята»)
  • Орден Красной Звезды (11 января 1935)
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»)
  • Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга—Волга» (1938)
  • МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»)
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
  • Народный артист СССР (1948)
  • МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Готвальдове (1949,Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Марианских Лазнях (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»)
  • МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»)
  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967)
  • МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»)
  • МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)
  • Орден Дружбы народов (21 января 1983)
  • Медали
  • Ордена и медали иностранных государств.

“Веселые ребята”

Фильм, вышедший на экраны в тридцать четвертом году, основан на постановке “Музыкальный магазин” с участием знаменитого Леонида Утесова. По его же инициативе из постановки усилиями двух выдающихся драматургов советского времени – Николая Эрдмана и Владимира Масса – был создан полнометражный фильм.

Целью являлось создание жанра музыкальной кинокомедии; такой жанр вовсю уже использовался на Западе, а в нашей стране о нем никто и не слышал. Александрову, начинающему самостоятельное плавание по волнам режиссуры, доверили донести до зрителя идею нового жанра. И он со своей задачей справился – картина имела феноменальный успех, а сам молодой режиссер, что называется, проснулся знаменитым.

Фильмы

Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.

В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»

Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.

После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.

Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»

Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.

Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.

Фильм Григория Александрова «Цирк»

Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.

Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.

Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»

С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.

В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.

Какой след оставил после себя

После смерти Иосифа Сталина, который высоко ценил работу Григория Александрова, и критики культа его личности, режиссер неоднократно подвергался обвинениям в приукрашивании реальной жизни простых людей того времени и в возвеличивании личности вождя.

Если отбросить эти моменты и взглянуть на его творчество глазами простого обывателя, то можно увидеть несомненный талант и мастерство режиссера. Его фильмы до сих пор смотрятся свежо и актуально, вызывая смех и создавая праздничное настроение

А это было важно в сложные довоенные и послевоенные годы, когда люди хотели видеть с экранов кинотеатров не только разрушенные города и сожженные села, но и просто отдохнуть и посмеяться вместе с героями музыкальных комедий режиссера Григория Васильевича Александрова

Личная жизнь

Еще работая в театре Пролеткульта Григорий Александров познакомился с артисткой популярного тогда ансамбля «Синяя блуза» Ольгой Ивановой. Они поженились и в 1925 году у них родился сын Дуглас.

Первая жена Ольга

После возвращения из США режиссер узнал, что его жена ушла к другому мужчине – актеру Борису Тенину. Состоялся развод, и Григорий Васильевич полностью сосредоточился на работе. Сын Дуглас Александров остался жить с матерью.

Во время работы над фильмом «Веселые ребята» он встретил свою вторую жену – Любовь Петровну Орлову, с которой прожил больше 40 лет в счастливом браке. Детей у них не было.

После смерти жены в 1975 году Григорий Васильевич долго жил один. В 1978 году от инфаркта умер его сын Дуглас. Через несколько лет режиссер заключил брак с Галиной Александровой – вдовой своего сына. Она до последних дней заботилась о муже, следила за порядком в доме и на даче, где они жили почти постоянно, привела в порядок все архивные документы знаменитой семьи.

Григорий Александров и Любовь Орлова

У Дугласа было двое детей: дочь Ольга Дугласовна и сын Григорий Дугласович. Последний жил во Франции и умер в 2012 году.

Свободное плавание

Вернувшись из длительной поездки, накопив немало опыта и имея кое-какие представления о том, как и что снимать, Григорий Александров решил, что наконец пришла пора его самостоятельной режиссерской карьеры. С тем он и ушел от Эйзенштейна.

В том же тридцать втором случилось еще кое-что, что, возможно, могло повлиять на распад союза Эйзенштейн – Александров. Лично последнему сам Иосиф Виссарионович Сталин заказал фильм о себе, фильм, который прославлял бы и возносил главу Советов. Такой фильм Александров снял, что, вероятно, также способствовало получению им в дальнейшем “зеленого света” на работу, в то время как многие другие режиссеры добиться разрешения на съемки зачастую не могли.

Как бы то ни было, “Интернационал” увидел свет. А после этого, все в том же тридцать втором, Григорий Александров приступил к съемкам картины, сделавшей его знаменитым – “Веселые ребята”.

Биография

Русский. В РККА с 1918 года. Участник Гражданской войны. Член ВКП(б) с 1920 года.

В 1931 году побывал в учебной командировке в Германии. В 1936 — начальник Управления военно-конных заводов РККА.

В период репрессий в РККА был арестован сотрудниками Особого отдела СКВО 18 ноября 1937. Был обвинён в участии в военно-фашистском заговоре, в организации вредительства на военно-конных заводах, в недонесении о подготовке терактов в отношении руководителей партии и государства и в вербовке в заговор новых членов. На предварительном следствии сначала признался во вменяемых ему преступлениях, но 24 января 1939 отказался от данных показаний. 13 ноября ВТ СКВО рассмотрел дело Александрова и, придя к выводу, что вина подсудимого не доказана, направил дело на доследование обратно в Особый отдел. Дело Александрова было объединено с делом бригадного комиссара Фёдора Васильевича Богачёва, а затем направлено в ГВП для последующей передачи на рассмотрение ВКВС. Оттуда групповое дело было направлено начальнику ОСО с предложением разделить его, переквалифицировать обвинение в отношении Александрова с 58 статьи на 193 и направить военному прокурору СКВО, что и было сделано. 10 октября 1940 помощник военного прокурора СКВО прекратил дело. Александров был освобождён и восстановлен в кадрах РККА.

Участник Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 года. В 1941 году последовательно служил интендантом 28-й, 20-й и 24-й армий. Затем был помощником командующего 64-й армии М. С. Шумилова по тылу и начальником управления тыла этой армии. После переформирования армии в 7-ю гвардейскую армию был назначен на ту же должность в новой армии.

По окончании войны руководил службой тыла ряда военных округов. В отставке с 1955 года. Скончался 28 сентября 1966 в Москве.

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. — С. 453.
  2. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0..
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2014.
  4. Сергей Юткевич, Юрий Сергеевич Афанасьев — Кино: энциклопедический словарь — Советская энциклопедия, 1986. — 637 с. — С. 17.
  5. . Больше, чем любовь. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2020.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий