Андроников Ираклий Луарсабович

Семья[править | править код]

С дочерьми

  • Дед — Яков Григорьевич Гуревич (1843—1906), историк, педагог.
    • Дядя — Яков Яковлевич Гуревич (1869—1942), писатель, педагог.
    • Тётя — Любовь Яковлевна Гуревич (1866—1940), писательница, театральный и литературный критик, переводчик, публицист и общественный деятель..
    • Мать — Екатерина Яковлевна Гуревич, происходила из известной петербургской семьи.
    • Отец — Луарсаб Николаевич Андроников (1872—1939), адвокат, присяжный поверенный.
      • Сестра — Елизавета Луарсабовна Андроникова (1901—1985), директор библиотеки Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова (Санкт-Петербург).
      • Сестра — Ирина Луарсабовна Андроникова (1906—?).
      • Брат — Элевтер Луарсабович Андроникашвили (1910—1989), грузинский физик, доктор физических наук, академик АН Грузинской ССР, директор Института физики АН ГССР.
      • Жена — Вивиана Абелевна Робинзон (1910—1995), актриса, работала в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова.
        • Дочь — Манана Ираклиевна Андроникова (1936—1975), искусствовед, погибла.
        • Дочь — Екатерина Ираклиевна Андроникова (род. 1948), телеведущая, журналист.

Интересные факты

  • С 1930 года автор сотрудничал с редакциями юмористических журналов «Чиж» и «Ёж». В рассказе «Первый раз на эстраде» один из персонажей иронически называет эти издания «Окосевшая каракатица» и «Обалдевшая трясогузка». 
  • В середине января 1932-го состоялся арест филолога. Вместе с обэриутами (Даниилом Хармсом, Александром Введенским) он объявлен членом антисоветской группировки. Однако уже в конце месяца литературоведа отпустили из-под стражи за неимением доказательств причастности к делу. 
  • В честь телеведущего названа малая планета 2294 Andronikov. 

К памятной дате «Вечерка» собрала самые интересные факты из жизни Ираклия Луарсабовича. 

1. В пятидесятых годах прошлого века Мариэтта Шагинян отдыхала на Кавказе. Хозяйка дома, где она остановилась, долго прислушивалась к тому, что происходит в комнате. Там разговаривали, шутили, смеялись множество гостей. Время от времени раздавался заразительный смех. Хозяйка была крайне раздосадована, что ее не пригласили в такое замечательное общество. Каково было ее удивление, когда в конце веера из комнаты вышел один-единственный гость. Шагинян отправилась его проводить. В комнате больше никого не было. 

Эту историю очень любил рассказывать Андроников. Вы, конечно, понимаете, что гостем, отдувавшимся за всех, был он. 

2. Лучше всех прочих литераторов Андроников изображал Алексея Толстого. Он делал это так хорошо, что люди говорили, будто он становился похож на него внешне. Но он не был пародистом, который только по голосу или по мимике представлял человека. Андроников вживался в образ иначе. Он узнавал все о человеке и начинал его чувствовать. 

3. Андроников первым придумал жанр расследования, который стал самым главным жанром на телевидении. Делая зрителя соучастником, придавая рассказу удивительную напряженность и сопричастность. Самый знаменитый его детектив в исполнении Андроникова называется «Загадка НФИ». Н.Ф.И. — это таинственные инициалы девушки, которой Лермонтов посвятил стихотворение. Представьте себе, Ираклий Луарсабович несколько лет, как сыщик, искал расшифровку инициалов. И узнал, не только как звали таинственную даму, но и как она выглядела и из какой семьи происходила. 

 Литература была его страстью, но мало кто знает, что Андроникова гораздо больше притягивала музыка. Он мечтал стать дирижером. Однажды его мечта сбылась. Или почти сбылась. Ивана Соллертинский, художественный руководитель филармонии, предложил Ираклию поработать в филармонии лектором. И Ираклий… провалился. Когда он в первый раз вышел на сцену, у него так пересохло в горле, что шуршал язык, а верхняя губа приклеивалась. Под зрительский хохот он покинул сцену. 

5. Мастер разговорного жанра, Андроников очень стеснялся публики. Он хорошо разговаривал перед зеркалом, но стоило появиться свидетелям — способность терялась. Потребовалось несколько лет, чтобы понять: застенчивость исчезала, когда он скрывался за образом. Как только говорил за себя — волновался. Как только скрывался за образом — получал свободу. Ему нужно было всего лишь представить, что он — не он, а кто-то другой. Он научился председательствовать на собраниях, думая за Фадеева. В редактуре книг ему помогал образ Маршака. 

6.Долгое время Андроников вел на телевидении различные передачи, но телеведущим он стал благодаря собственному упрямству. Был вечер в зале Чайковского в Москве, где выступал Андроников. Под занавес к нему подошел главный режиссер телевидения. Он предложил Андроникову выступить с десятиминутным скетчем. «Раньше мы никогда не пробовали передавать нечто лишенное зрительного ряда, — сказал режиссер. — Недавно пробовали читать стихи. Двенадцать минут — тоска жуткая». 

Ираклий с радостью согласился на десять минут. Но в день передачи пришел в студию и сказал, что выбрал «загадку НФИ», которая длится час с четвертью. Режиссер захохотал. Но Ираклий стоял на своем. И его часовая передача имела успех. 

Он создал театр одного актера, одного искусствоведа, одного ученого, одного писателя. Такого на телевидении не бывало ни до, ни после него. Он стал человеком, который нужен зрителю. 

Посмотрите одно из выступлений великого мастера, которое вошло в золотой фонд телевидения. 

К памятной дате «Вечерка» собрала самые интересные факты из жизни Ираклия Луарсабовича.

1. В пятидесятых годах прошлого века Мариэтта Шагинян отдыхала на Кавказе. Хозяйка дома, где она остановилась, долго прислушивалась к тому, что происходит в комнате. Там разговаривали, шутили, смеялись множество гостей. Время от времени раздавался заразительный смех. Хозяйка была крайне раздосадована, что ее не пригласили в такое замечательное общество. Каково было ее удивление, когда в конце веера из комнаты вышел один-единственный гость. Шагинян отправилась его проводить. В комнате больше никого не было. 

Эту историю очень любил рассказывать Андроников. Вы, конечно, понимаете, что гостем, отдувавшимся за всех, был он. 

2. Лучше всех прочих литераторов Андроников изображал Алексея Толстого. Он делал это так хорошо, что люди говорили, будто он становился похож на него внешне. Но он не был пародистом, который только по голосу или по мимике представлял человека. Андроников вживался в образ иначе. Он узнавал все о человеке и начинал его чувствовать. 

3. Андроников первым придумал жанр расследования, который стал самым главным жанром на телевидении. Делая зрителя соучастником, придавая рассказу удивительную напряженность и сопричастность. Самый знаменитый его детектив в исполнении Андроникова называется «Загадка НФИ». Н.Ф.И. — это таинственные инициалы девушки, которой Лермонтов посвятил стихотворение. Представьте себе, Ираклий Луарсабович несколько лет, как сыщик, искал расшифровку инициалов. И узнал, не только как звали таинственную даму, но и как она выглядела и из какой семьи происходила. 

 Литература была его страстью, но мало кто знает, что Андроникова гораздо больше притягивала музыка. Он мечтал стать дирижером. Однажды его мечта сбылась. Или почти сбылась. Ивана Соллертинский, художественный руководитель филармонии, предложил Ираклию поработать в филармонии лектором. И Ираклий… провалился. Когда он в первый раз вышел на сцену, у него так пересохло в горле, что шуршал язык, а верхняя губа приклеивалась. Под зрительский хохот он покинул сцену. 

5. Мастер разговорного жанра, Андроников очень стеснялся публики. Он хорошо разговаривал перед зеркалом, но стоило появиться свидетелям — способность терялась. Потребовалось несколько лет, чтобы понять: застенчивость исчезала, когда он скрывался за образом. Как только говорил за себя — волновался. Как только скрывался за образом — получал свободу. Ему нужно было всего лишь представить, что он — не он, а кто-то другой. Он научился председательствовать на собраниях, думая за Фадеева. В редактуре книг ему помогал образ Маршака. 

6.Долгое время Андроников вел на телевидении различные передачи, но телеведущим он стал благодаря собственному упрямству. Был вечер в зале Чайковского в Москве, где выступал Андроников. Под занавес к нему подошел главный режиссер телевидения. Он предложил Андроникову выступить с десятиминутным скетчем. «Раньше мы никогда не пробовали передавать нечто лишенное зрительного ряда, — сказал режиссер. — Недавно пробовали читать стихи. Двенадцать минут — тоска жуткая». 

Ираклий с радостью согласился на десять минут. Но в день передачи пришел в студию и сказал, что выбрал «загадку НФИ», которая длится час с четвертью. Режиссер захохотал. Но Ираклий стоял на своем. И его часовая передача имела успех. 

Биография

Ираклий Андроников родился 15  сентября  года в Санкт-Петербурге. Отец Луарсаб Николаевич происходил из дворянской ветви грузинского рода ; мать — Екатерина Яковлевна Гуревич (дочь и Любови Ивановны Ильиной) — из известной в Санкт-Петербурге семьи.

В 1918 году его отец был приглашён читать курс истории философии в Высшем педагогическом институте в Туле. Семья переехала на жительство в небольшую деревню под Тулой. В 1921 году семья на короткое время переехала в Москву и затем, в том же году, в Тифлис (ныне Тбилиси). В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. Окончил университет в 1930 году с дипломом литработника с журнально-газетным уклоном.

С 1928 года начал выступать как лектор Ленинградской филармонии. С 1930 года был сотрудником юмористических журналов «Ёж» и «Чиж». С 1934 года работал библиографом в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1935 году переехал в Москву.

Ещё в годы учёбы в университете начал исследования творчества М. Ю. Лермонтова. В 1936 году опубликовал первую статью о М. Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета», выпуск № 1. Статья называлась «К биографии М. Ю. Лермонтова». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова».

В 1939 году был принят в Союз писателей СССР.

В 1942 году работал литературным сотрудником газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте.

В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове».

В 1948 году опубликовал следующую книгу о М. Лермонтове «Лермонтов. Новые разыскания». Продолжал писать и публиковать статьи и книги о М. Лермонтове: «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (), «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (). Монография «Лермонтов в Грузии в 1837 году» была засчитана как докторская диссертация в Московском университете в 1956 году.

Первое публичное выступление как чтеца состоялось 7 февраля 1935 года в клубе писателей в Москве. В устных рассказах создал «портреты» писателей, артистов и других лиц, часто юмористически окрашенные («Варвара Захаровна», «Лекция о Пушкине», «В гостях у дяди», диалог А. Н. Толстого и С. Я. Маршака, встреча А. Н. Толстого с В. И. Качаловым и др.), точно воспроизводит осанку, жест, мимику, интонацию и тембр голоса изображаемого им лица, улавливает построение фразы, особенности мышления, черты, типичные для изображаемого им человека, и раскрывает существо характера своего героя. Его выступления стали пользоваться большой популярностью. Среди лучших работ 30-х годов: «Рассказ актёра» (1934), «Доктор Кикнадзе» (1937), «Телохранитель императрицы» (1938). В конце 30-х годов выступил с изображениями музыковеда И. И. Соллертинского и дирижёра Ф. Штидри. Среди работ 40—50-х годов — рассказы об А. А. Остужеве, «Земляк Лермонтова», новая серия «портретов» писателей и учёных — Е. В. Тарле, О. Ю. Шмидт, А. А. Фадеев, Вс. В. Иванов, В. Б. Шкловский и др. В рассказах последних лет углубляется характеристика героев, усиливаются черты обобщения, повествовательное начало.

7 июня 1954 года впервые выступил на Центральном телевидении Гостелерадио СССР с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н. Ф. И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова».

В 1964 году опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных изысканий. Будучи членом редакционной коллегии, принимал самое активное участие в создании «Лермонтовской энциклопедии», вышедшей в 1981 году. В том же году принял активное участие в открытии дома-музея Лермонтова на Малой Молчановке, 2.

С 1949 год — член ВКП(б).

В 1984 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).

Много лет страдал от болезни Паркинсона. Умер 11 июня 1990 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (18 уч.).

Писатель

В 1934 году, работая библиографом в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, Андроников продолжил изучение творчества М. Ю. Лермонтова, которое увлекало его буквально со школьной скамьи. С 1936 года он начинает публикацию серии статей, а в 1939-м вышла книга “Жизнь Лермонтова”, которая настолько удалась, что Ираклий Андроников практически сразу был принят в Союз писателей СССР.

Во время войны работал в газете “Вперёд на врага”, объездил весь Калининский фронт, а после Победы вернулся к Лермонтову и написал диссертацию на тему своих изысканий. В 1948-м вышла вторая книга о поэте, которую написал Ираклий Андроников. Книги эти были не последними – только об этом поэте полновесных книг как минимум семь, а в общем – более тридцати.

Окончание

Рассказы Ираклия Андроникова показывают, насколько богата была его жизнь встречами с замечательными людьми и интересными ситуациями, а уж рассказал он обо всём этом неимоверно увлекательно. Жил Андроников долго, наверняка временами трудно, но точно счастливо.

Жена – замечательная актриса Вивиана Робинсон, две чудесные дочери – Манана и Екатерина, искусствовед и журналист. И конечно, Лермонтов, осенявший своим гением всю жизнь замечательного писателя, историка, артиста, за время длиною почти век стал родственником не по крови – по духу. Ираклий Андроников застал даже перестройку, а вот распад взрастившего его Советского Союза наблюдать не стал. В 1990 году его похоронили на Введенском кладбище.

Зрители

Об Андроникове писали и говорили многие выдающиеся люди: Мариэтта Шагинян, Игорь Ильинский, Самуил Маршак, всех не перечислить. И в один голос отмечали изумительное слияние всех его талантов в устных рассказах: непревзойдённый мастер сцены, увлекающий зрителя с первого слова, несмотря на то что все его рассказы абсолютно реальны. Его слог отличается не только живостью и свежестью, но и теплотой, лиричностью, а уж наблюдательности такой может позавидовать любой человек искусства.

Наблюдательность его, сливаясь с музыкальностью и глубочайшими знаниями предмета, дают исключительно высокое умение общаться с аудиторией. Ираклий Андроников и мыслил масштабно, и перевоплощался искусно вплоть до самых маленьких деталей – всё это одновременно. Он умел выбрать характерную ситуацию, самые типичные черты человека, о котором рассказывает, а потом найти для этого самую точную, самую выразительную форму.

Это качество артиста отметил даже Максим Горький. Даже термин “устные рассказы” появился после того, как мэтр похвалил изданные рассказы Андроникова, но посетовал, что в оторванности от авторского исполнения они многое теряют, хотя всё равно, конечно, очень и очень хороши, “исключительная талантливость”.

Эстрада и телевидение

Обладая артистизмом и способностью подражать голосам окружающих, писатель часто выступал на сцене, работая в жанре устного рассказа. Впервые перед публикой автор выступил в феврале 1935 года на сцене клуба писателей Москвы. На встречах со зрителями филолог создавал «портреты» классиков и современников, искусно передавая манеру речи последних.

Ираклий Андроников на телевидении

Позднее на советском телевидении создали проект, который включал в себя передачи, объединенные названием «Ираклий Андроников рассказывает». О том, как он научился свободно держаться перед публикой, писатель сообщил в монологе «Первый раз на эстраде». В центре номера – сюжет о том, как молодой автор дебютировал на сцене Ленинградской филармонии.

Повествование наполнено тонкой иронией, шутками. Телевидение сохранило видеозаписи выступления исследователя с этим и другими рассказами. Кроме того, в 1959 году по исследованию Андроникова сняли научно-познавательный фильм «Загадка Н.Ф.И.», где автор выступил в главной роли.

Примечания

  1. Андроников Ираклий Луарсабович // Большая советская энциклопедия:
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. — Т. 1 (А — Анкетирование). — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — Т. 2 (А — Баяр). — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“», 2005. — 960 с.: ил.
  4. Лермонтовская энциклопедия / Главный редактор В. А. Мануйлов. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 784 с. — 150 000 экз.
  5. . Google Arts and Culture. Дата обращения: 8 апреля 2018.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2019.
  7. ირაკლი ანდრონიკოვი — ვიკიპედია
  8. Андроников И. Л. Образ Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С. 12—22. — 784 с.

Ираклий Андроников, мастер словесности!

 Если вы не знаете кто такой Ираклий Андроников, то вы либо очень молодой человек, либо жили за границей Российской федерации 

Моя бабушка, когда хотела отметить хорошую, смешную шутку, говорила: 

-“Ты посмотри, второй Андроников!” 

Люди старшего поколения помнят его, талантливого декламатора, литературоведа и прозаика, выступавшего с публичными лекциями. А также на телевидении с интересными рассказами о различных случаях, произошедших с ним самим, либо с различными знаменитыми людьми. Его удивительное общение со зрителями давало так много положительной энергии, что даже острые на язык Фаина Раневская и Самуил Маршак называли его чародеем и кудесником. 

Его литературные труды отмеченные правительством, и я бы включила в общеобразовательную программу. 

 Лучше и интереснее рассказать о Лермонтове чем Андронников ещё не удавалось никому. (Кстати если хотите блеснуть на экзаменах, советую посмотреть Ираклий Андронников “Лермонтов”, уверяю, удивите даже преподавателей)  

Ираклия Андронникова по праву считают мастером словесности. 

Такой жанр, как  “stead up” появился задолго до “Камеди клаб”. Если вы посмотрите выступление Ираклия Андронникова, вы убедитесь, что шутить можно и без мата, и без пошлости. Уметь смешно рассказывать это дар божий. Хорошая шутка- это интеллект и не стандартное мышление.

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович
Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович
Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan
Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор
Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030
Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич
Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль
Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Биография: начало

Родился в 1908 году, 15 сентября. Семья знаменитого писателя и артиста жила в Санкт-Петербурге, но в 1918 году главу семейства пригласили преподавать историю в университете Тулы. Времена были тяжёлые, голодные, и Андрониковы охотно переехали в деревню. Через три года состоялся переезд в Москву, затем в Тифлис, где в 1925-м Ираклий окончил школу и стал студентом сразу двух ленинградских вузов: Института истории искусств и Госуниверситета. Скоро стал лектором филармонии. После окончания университета Ираклий Андроников устроился на работу в опять же два юмористических журнала: “Чиж” и “Ёж”.

Юморист

Корней Иванович Чуковский очень живописно высказался об Ираклии Андроникове как о человеке и творце, что если бы он составлял биографические справочники, то около этого имени заменил бы слова “писатель”, “литературовед” на “чародей”, “колдун”, “кудесник”, “чудотворец”. Это со стороны Чуковского вовсе не эксцентрика, он абсолютно прав. Талант Андроникова – феномен. Это не просто человек огромного обаяния и эрудиции, такими, слава богу, не оскудела наша страна, это как человек-оркестр, только человек-театр, одно из самых выдающихся явлений советской культуры.

Необычаен и неповторим Ираклий Андроников. Он открывает дорогу целому ряду новых жанров, близких самым широким слоям населения страны. Жванецкий и Задорнов, многие и многие юмористы на нашей эстраде продолжают то, с чего начинал Андроников. Сколько новых ощущений из области литературы, музыки, театра принёс он слушателю и зрителю! Насколько живо стали восприниматься тайны искусства после предъявленных им звуковых портретов, литературных явлений, музыкальных тайн. Ираклий Андроников из тех людей, которых не забудут никогда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий