Бакунин Михаил Александрович

«Революционный катехизис» М. Бакунина

Основные положения этого произведения:

  • Отрицание Бога.
  • Человеческий разум признается единствен­ным критерием истины.  Почитание человечества должно заменить культ божества.
  • Свобода индивида может быть осуществлена лишь в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве есть справедливость.
  • Вся политическая и эко­номическая организация в целом не должна, как в наши дни, исходить сверху вниз, от центра к периферии по прин­ципу единства, а снизу вверх, от периферии к центру, по принципу свободного объединения и федерации.
  • Упразднение всякой офи­циальной — охраняемой и оплачиваемой государством — церкви. Абсолютная свобода совести и культуры с неог­раниченным правом для каждого строить храмы своим богам и оплачивать свое духовенство.
  • Абсолютная свобода каждого индиви­да, признание политических прав лишь за теми, кто жи­вет собственным трудом, при условии, что они уважают свободу других.
  • Всеобщее право голоса, безграничная сво­бода печати, пропаганды, слова и собраний (как для част­ных, так и для общественных собраний).
  • Нация должна представлять лишь федерацию провинций, жела­ющих добровольно к ней принадлежать.
  • Отмена права наследова­ния. Фонд общественного воспитания один будет иметь право наследовать, ибо на нем будет лежать обязанность содержания, надзора, воспитания и обучения детей, от их рождения до совершеннолетия.
  • Равенство мужчины и женщины во всех политических и социальных правах.
  • Упразднение легаль­ной семьи, основанной на гражданском праве и имущест­ве.
  • Свободный брак. Дети не принадлежат ни родителям, ни обществу. Верховная опека над детьми, их воспитание и обучение принадлежат обществу.
  • Школа заменит цер­ковь. Ее задача — создать свободного человека.
  • Уничто­жение института тюрем и палача. Уважение к старикам, неспособным к труду, и больным и забота о них.
  • Основное убеж­дение заключается в том, что так как свобода всех наро­дов солидарна, то и отдельные революции в отдельных странах должны тоже быть солидарны; что отныне в Ев­ропе и во всем цивилизованном мире нет больше рево­люции, а существует лишь одна всеобщая революция, точ­но так же как существует лишь единая европейская и мировая реакция.

Для реализации идеи свободы и разрушения всех авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную, дисциплинированную авторитетную революционную организацию, чья деятельность покрыта тайной. Этой работой Бакунин занимается в течение 1865-1867 гг., и вот осенью 1868 г. создается  «Альянс социалистической демократии» под руководством Бакунина —  малочисленная, но энергичная полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции. В 1869 г. эта организация вливается в состав Интернационала.

В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.

Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже представлял руководителем русской ветви своей организации. От Бакунина Нечаев получил авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его принадлежности к «Европейскому революционному союзу» за подписью М. Бакунина, деньги, поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и Нечаевым были опубликованы  листовки, брошюры, статьи, призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, к организации бунтов и т. д. И только после процесса над нечаевцами Бакунин поймет, с кем он связался, но будет уже поздно. Его изгоняют из Интернационала, а его имя навсегда связывается с именем Нечаева. Ф. Энгельс пишет: «…бакунисты дали нам в Испании неподражаемый образчик того, как НЕ следует делать революцию».

В своих работах «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871 г.) и «Государственность и анархия» (1873 г.)  М. А. Бакунин критикует теорию марксизма: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». В этом он был прав. Его же идеей было: «Свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх».

Оценка коммунизма

Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.

Он считал, что диктатура пролетариата неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя. Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса. Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.

Последователи идей

Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика – Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.

Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других “левых”. Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды. О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись “Бакунин Михаил Александрович”. Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.

Освобождение

В 1857 г. Бакунин пишет «молящее письмо преступника» Александру II, который освобождает его из крепости и отправляет на вечное поселение в Сибирь. В своем письме к Александру II он писал, что собирается «готовиться достойным образом к смерти», на самом же деле, оказавшись на относительной свободе, он женился и осенью 1861 г. совершает побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон к Герцену и Огареву. Старые товарищи приняли его в состав издателей «Колокола». В Англии Бакунин сходу врывается в революционное движение: печатает пропагандистские произведения, в Швеции организовывает кампанию за солидарность с поляками в деле их освобождения  от России, отправляется в Италию к Гарибальди с целью привлечь его к польскому освободительному движению. Гарибальди отказался, мотивируя свой отказ тем, что поляки его об этом не просят.

Во Флоренции Бакунин встречается с приехавшей из России женой и знакомится с художником Н. Ге, который пишет его портрет. Н. Ге так охарактеризовал Бакунина: «… он производил впечатление большого корабля без мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная, куда и зачем».

Н. Ге “Портрет Михаила Александровича Бакунина”

В ноябре 1864 г. Бакунин вновь встречается с К. Марсом, но он уже задумал создание своего «интернационального революционно-социалистического тайного общества». Суть его сводилась к организации широкомасштабного заговора для осуществления международной революции. В ходе этой революции должны были быть уничтожены современные государства, а на их месте возникла бы вольная федерация народов. Свои мысли по поводу этого он изложил в работах «Международное тайное общество освобождения человечества» и «Революционный катехизис».

Бакунин Михаил Александрович: основные идеи

Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как “левого” идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин. По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства – сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия. Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.

За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название “анархоколлективизм”. При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве движущей силы рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации. Революционные органы управления должны были исходить из низов.

«Государственность и анархия» М. Бакунина

“Государственность и анархия” М. Бакунина

Анализируя историю рабочего движения, Бакунин считает, что его главным врагом является государство, которое «порабощает народные массы». Он различает в Европе отжившие «римско-католические» государства и «новейшие государства» («жидовское царство», «банкократия»), основанные на эксплуатации народного труда капиталом. Главными орудиями государства Бакунин называет фискальную бюрократию и полицейскую власть.

Государству Бакунин противопоставляет «социальную революцию», которая вдохновляется идеалами свободы, равенства и братства.

Первым необходимым условием революции он называет банкротство,  вторым — веру в «общенародный идеал».

Будучи русским, Бакунин призывал к уничтожению «поганой Всероссийской империи», которую характеризует как «петербургский кабинет» или как «немецко-татарскую империю». Он отвергает и квасной патриотизм, и славянофильство, хотя положительно отзывается о славянах как о народе мирном и земледельческом.

Революция для Бакунина оказывается не национальной, но интернациональной, нацеленной на формирование общечеловеческого братства в форме федерации вольных общин, частью которой будет «общеславянская федерация».

Пролетариат Бакунин разделял на «нищенский» (истинно революционный) и «привилегированный» (буржуазный). Нищенский пролетариат больше характерен для Италии, привилегированный — для Германии.

Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.

↑ Возвращение на родину

В 1849 г. Бакунин был арестован как один из руководителей Дрезденского восстания и приговорен к смертной казни, замененной потом пожизненным заключением. Выданный саксонским правительством Австрии, он вторично судим – уже за Пражское восстание – и снова получил приговор о смертной казни, тоже замененный пожизненным заключением. В 1851 г. австрийское правительство выдало Бакунина России. Он попал сначала в Петропавловскую (1851 – 1854), затем Шлиссельбургскую (1854 – 1857) крепости. Будучи в заключении, Бакунин написал свою знаменитую «Исповедь», где изложил собственную позицию относительно революционного движения и славянского вопроса.

Увлечение идеями классической философии

Здесь он увлекся  идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.

Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий  идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.

В этот период времени его друзьями становятся также В. Боткин, М. Катков, Т. Грановский, но со многими у Бакунина складываются непростые отношения. Во многом это было связано с особенностями его характера, о котором Белинский писал так: «Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других».

Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег,  композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.

Он отвергал коммунистическое общество, но в то же время утверждал, что в основе «истинного коммунизма» лежат «священные права и гуманнейшие требования», что «коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается». Он уверял, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской революции — «свобода, равенство и братство».

С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.

Когда в феврале 1848 г. во Франции началась революция, Бакунин спешит туда, и для него начинается, по его словам, «месяц духовного пьянства». Префект Парижа отзывается о Бакунине той поры так: «Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять». Для Бакунина наступает период метания по Европе: он то на границе России, где ищет поддержку среди польской демократии в «бунте» против императора Николая, то на славянском конгрессе в Праге, то волонтером в Пражском восстании (июнь 1848 г.), закончившемся поражением, то одним  из руководителей восстания в Дрездене, после поражения которого арестован. Сначала его приговаривают к смертной казни, которую заменяют через полгода пожизненным заключением. Затем его передают в руки австрийского правосудия, которое также приговаривает его к смертной казни через повешение, но снова изменяет приговор в сторону пожизненного заключения, но тут же передает русским властям. В России его заключают сначала в Петропавловскую крепость, а затем переводят в Шлиссельбургскую, где он находится до 1857 г.

Камера Бакунина в Петропавловской крепости

Находясь в заточении, Бакунин пишет в 1851 г. Николаю I покаянную «Исповедь».

Кружок Станкевича

Через год, в 1835 году, оказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в городе Москва, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он — один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и не безоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, — писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, — есть великая задача нашего времени».

↑ Эмиграция

В Англии Бакунин написал обращение к славянам, в котором призывал их к мирной федерализации всех славянских народов на основе свободной воли. В другой его работе (1862) «Народное Дело. Романов, Пугачев или Пестель?» он выразил мысль о том, что русский император Александр Второй, чтобы выполнить свое предназначение, мог бы созвать земский собор и принять программу о «земле и воле», и тогда народ и передовые люди России поддержали бы его, а не Пугачева или Пестеля.

Живя в Италии (1862 – 1863), Бакунин создал несколько социалистических организаций, написал программный документ под названием «Революционный катехизис». Когда в 1864 г. Карл Маркс учредил в Лондоне Интернационал, Бакунин в него вступил (1868), но его анархические взгляды и борьба за главенство в интернациональном союзе рабочих, привели его в оппозицию к Марксу, а потом и к расколу всей организации.

В Цюрихе Бакунин основал журнал «Народное дело», в первом же номере которого были обнародованы его мысли о том, что свобода личности возможна только на основе материализма и атеизма, что земля должна быть передана земледельческим общинам, а фабрики и капиталы – рабочим, что необходимо уравнять в правах мужчин и женщин, упразднить институт семьи и брака.

Примечания[править]

  1. Греф О. А. Александр Михайлович Бакунин — создатель усадьбы Премухино // Вопросы истории. — 2001. — № 2. — С. 143, 145.
  2. Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
  3. Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298. ISBN 5-699-17105-3
  4. Дьяков В. А. Славянский вопрос в пореформенной России (1861‒1895 гг.) // Вопросы истории. — 1986. — № 1. — С. 52.
  5. Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
  6. Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 61.
  7. Бер Ю. А. Страницы биографии революционера (С. Г. Нечаев) // Вопросы истории. — 1989. — № 4. — С. 139.
  8. ↑ Цит. по: Платонов О. А. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. — М.: Алгоритм, 2004. — С. 597. ISBN 5-9265-0148-2
  9. Цит. по: Башилов Б. Когда диавол выступил без маски в мир
  10. Цит. по: Владимир Короленко. Письма к Луначарскому // Новый мир. — 1988. — № 10.
  11. Цит. по: Орлик И. И. Венгерская революция 1848‒1849 годов и Россия // Новая и новейшая история. — 2008. — № 2. — С. 38.
  12. Цит. по: Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298‒299. ISBN 5-699-17105-3
  13. Цит. по: Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 126.
  14. Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
  15. Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
  16. Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87‒88.
  17. Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 120.
  18. Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
  19. Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 66.
  20. Год как жизнь (1966) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
  21. Фильм Год, как жизнь (1965) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
  22. Карл Маркс: Молодые годы (сериал, 1 сезон) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
  23. Карл Маркс. Молодые годы // KinoExpert.ru
  24. Цит. по: Урилов И. Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. — 2006. — № 3. — С. 144.
  25. Цит. по: Булдаков В. П. У истоков советской истории: путь к Октябрю // Вопросы истории. — 1989. — № 10. — С. 69.

Память

В 1918 году имя Бакунина было выбито на Романовском обелиске, установленном в 1914 году у входа в Верхний сад в честь 300-летия дома Романовых, и после переделки ставшим первым монументальным памятником Советской России. Вместо сбитых имён царей и императоров из дома Романовых на плитах обелиска согласно списку, составленному В. М. Фриче, были выдолблены имена «19 выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся»; имя Бакунина находилось между именами Прудона и . В 2014 году обелиск подвергся реконструкции ради «возвращения исторического облика», при этом, по мнению специалистов, оригинальный памятник начала XX века, хранивший следы двух эпох, был практически утрачен.

В том же 1918 году в память о Бакунине Покровская улица в Москве была переименована в Бакунинскую улицу.

В 1919 году в Москве на Тургеневской площади по ленинскому плану монументальной пропаганды был установлен памятник Бакунину (скульптор Б. Королев). Из-за своего странного вида он не был воспринят населением, и в итоге его демонтировали.

Улица Бакунина есть в ряде городов бывшего СССР, в том числе улица Бакунина в Томске и проспект Бакунина в Санкт-Петербурге .

Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг — радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем — историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

29 ноября 1847 года Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830—1831 годов), произнёс речь направленную «прежде всего против российского самовластия». Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год (№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.

Эмиграция

Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.

Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги. Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии

К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля. Делится своими мыслями с друзьями

Пишет в различные журналы.

Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов – Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными “неблагонадёжными элементами”. Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.

Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору – своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения. Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму – 2 тысячи рублей. Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.

Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.

↑ В Германии

В 1840 г. Бакунин уехал в Германию, чтобы изучать немецкую философию (Гегеля, Шиллера), писал на эти темы статьи, публиковавшиеся как в Германии, так и на родине, в «Отечественных записках». В 1842 г. он решил навсегда поселиться в Европе, о чем и написал своему брату Николаю. Живя в Дрездене, Бакунин познакомился с поэтом-революционером Гервегом, вскоре попавшего в поле зрения прусской полиции и высланным из страны. Бакунин тоже попал под надзор властей. Друзья вместе уехали в Швейцарию. В Швейцарии В Цюрихе, где поселился Бакунин, у него появились новые друзья и знакомые, свободомыслящие люди, революционеры по убеждениям: профессор медицины Филипп Фридрих Фохт, его четверо сыновей, коммунист Вильгельм Вейтлинг и другие.

Русское правительство, узнав о круге общения и деятельности Бакунина, потребовало его возвращения в Россию. Бакунин ответил отказом. Тогда в 1844 г российское правительство лишило Бакунина дворянского звания и прав состояния, все его имущество в России конфисковали в казну, а в случае возвращения на родину, пригрозили отправить в Сибирь на каторгу.

Личная жизнь[править]

В 1862 году А. К. Бакунина при помощи родственников мужа и друга семьи И. С. Тургенева выехала из России. Имела долголетнюю связь с неаполитанским адвокатом К. Гамбуцци, который был настоящим отцом её троих детей, а после смерти Бакунина женился на ней. Однако имеющая широкое хождение в литературе с лёгкой руки М. Н. Каткова версия о неспособности Бакунина иметь детей неправдоподобна. Сгоряча брошенное Катковым в его ссоре с Бакуниным слово «скопец» было на самом деле его традиционным ругательством. Несостоятельны и основанные на подобных фактах фрейдистские версии биографии Бакунина, как, например, вышедшая в 1934 году в Белграде («Комплекс Эдипа и судьба Михаила Бакунина»). В сибирский период жизни у Бакунина родился внебрачный сын, который затем воспитывался в Премухине.

Сочинения

Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)О философии (1840)Реакция в Германии (1842)Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)Государственность и анархия (1873)Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)Бог и государство (не закончена)Исповедь (написана в заключении) и др.М. А. Бакунин. Революционный катехизис«Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) (недоступная ссылка с 12-05-2013 (1002 дня))в либертарной библиотекеСочинения Бакунина на сайте Lib.ru: КлассикаМ. А. Бакунин. Письмо интернационалам БолоньиМ. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Труды

Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной книгой, которая называлась «Государственность и анархия». Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих. В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное и социал-революционное. Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитию государственности нация — немцы. Он пытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путём создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т. п., так как на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и их природной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий