Бердяев Николай Александрович

Основные положения философии

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления:
греческую,
буддийскую и индийскую философию,
каббалу,
неоплатонизм,
гностицизм,
мистицизм,
космизм,
антропософию,
теософию и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «Божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и Божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в «Новом средневековье» Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец «современной античности» (мира XIX века, викторианской эпохи, русского классицизма и так далее) виделся как трагический путь к очистившемуся обществу.

Биография

Семья

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей — поэт, публицист и издатель.

Супруга — поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).

Образование

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 году в марксистском журнале «Die Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

Общественная деятельность

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

В 1903—1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.

Книги

  • Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о. Н. К. Михайловском. СПб., 1901.
  • Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907. — 233 с.
  • Sub specie aeternitalis. СПб., 1907—438 с.
  • Духовный кризис интеллигенции. СПб, 1910.
  • Философия свободы. М., Путь, 1911. — 254 с.
  • Алексей Степанович Хомяков М., Путь, 1912—252 с.
  • Душа России. М., изд. Сытина, 1915
  • Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М., 1916, — 358 с.
  • Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914—1917. М., 1918.
  • Духовные основы русской революции (Сборник статей) (1917—1918)
  • Миросозерцание Достоевского. Прага: YMCA-Press, 1923. — 238 с.
  • Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: «Обелиск», 1923. — 246 с.
  • Смысл истории — Берлин, Обелиск, 1923. — 268 с.Др. изд.: Париж: Ymca-press, 1969.
  • Новое средневековье (Размышление о судьбе России). Берлин, Обелиск, 1924.
  • Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли — Париж: Ymca-press, 1926. — 268 c.
  • Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства) (1927)
  • О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). Париж: Современные записки, 1931. — 318 с.
  • Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж: Ymca-press, 1931. — 48 c.
  • Христианство и классовая борьба. Париж: Ymca-press, 1931. — 139 с.
  • О самоубийстве. — Париж, 1931. — 46 с.
  • Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). Париж, 1934. — 84 с.
  • Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). Париж: Ymca-press, 1934. — 187 с.
  • Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности) (1935)
  • Истоки и смысл русского коммунизма (на нем. 1938; на рус. 1955)
  • О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). Париж: Ymca-press, 1939. — 222 с.
  • Самопознание (Опыт философской автобиографии) (1940, изд. 1949)
  • Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики) (1941, изд. 1947)
  • Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: Ymca-press, 1952. — 246 с. (1944—1945; на фр. 1947, на рус. 1952)
  • Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Париж, 1946. — 260 с.
  • Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947
  • Царство Духа и царство Кесаря. Париж: Ymca-press, 1951. — 165 c.
  • Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения (1946—1947; на рус. 1996)

НАШИ ЛЮДИ

Яхья ас-Сухраварди
Философы

персидский философ и мистик, создатель философии ишракизма , в силу чего он стал известен также как Шейх аль-Ишрак

Яхот, Овший Овшиевич
Философы

советский и израильский философ, специалист в области общетеоретических вопросов философии, философских проблем социальной статистики и истории философии в СССР

Ясперс, Карл
Философы

немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма

Ярская-Смирнова, Валентина Николаевна
Философы

российский философ и социолог, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальной антропологии Саратовского государственного технического университета им

Янь Юань
Философы

китайский ученый и философ

Янь Фу
Философы

китайский философ, общественный деятель и переводчик

Яннарас, Христос
Философы

видный греческий православный философ, богослов и писатель

Янагита, Кунио
Философы

японский научный и образовательный деятель, философ, краевед, фольклорист

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий