Бергман, Ингмар Эрнст

Лучшие картины 1960-х

Какие заслуживающие внимания фильмы Ингмар Бергман снял в 60-х? Нельзя не отметить ленту «Сквозь темное стекло», которая влюбила в себя тысячи зрителей. В центре внимания оказывается история девушки Карин, которая покидает стены психиатрической клиники. Бывшую пациентку сумасшедшего дома мучают галлюцинации. Карин верит в то, что время от времени беседует с самим Господом Богом.

«Сквозь темное стекло» – далеко не единственная провокационная работа шведского режиссера. К примеру, в картине «Причастие» Бергман рассказывает историю священнослужителя, утратившего веру в Бога. Разочароваться во Всевышнем героя заставляет смерть любимой жены. Священник пытается побороть свои сомнения, однако они вырываются наружу. Он уже не в состоянии продолжать работу, наставлять на путь истинный паству проповедями. Герою кажется, что утраченную веру он уже никогда не сможет обрести вновь.

В картине «Персона» Ингмар вновь предлагает зрителям проникнуть во внутренний мир героя. Некогда успешная актриса переживает экзистенциальный кризис. Однажды она теряет дар речи прямо в разгаре спектакля. Дама лишается способности говорить, что заставляет ее погрузиться в состояние отчуждения от внешнего мира. Только преданная сиделка не оставляет актрису наедине с ее демонами. Женщина прилагает все усилия для того, чтобы помочь звезде.

1940-е

В это десятилетие молодой Бергман успевает дебютировать как режиссер на сцене Студенческого театра, устроиться на киностудию редактором, возглавить театр Хельсингборга, дважды жениться и один раз развестись. Его замечает патриарх шведского кинематографа Виктор Шёстрём, рекомендующий молодого сценариста Бергмана перспективному режиссеру Альфу Шёбергу: «Травля» выходит в 1944-м и, заслужив позитивные отзывы критики, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. А два года спустя Бергман снимает свой первый фильм – «Кризис». В этом десятилетии у него выходит семь картин. Одни принимают почти восторженно, другие – разочарованно, но о Бергмане повсюду говорят. Узнают о нем и за пределами Швеции. Знаменитый Густав Муландер снимает еще два фильма по его оригинальным сценариям – «Женщина без лица» и «Ева».

Сегодня ранние фильмы Бергмана кажутся наивными, простодушными попытками жанрового кино – как правило, поэтической мелодрамы. Сам режиссер любит отзываться об этом периоде пренебрежительно, ограничиваясь рассказом о смешных случаях во время съемок. Тем не менее, уже тогда он обнаруживает склонность к поиску «своих» актеров. Первым из них становится Биргер Мальмстен, игравший также в «Еве» Муландера. К работе с ним режиссер возвращался и в 1950-х, и в 1960-х, и в 1970-х, но его любимцем и своеобразным альтер эго этот статный красавец был только в том первом, романтическом десятилетии карьеры Бергмана.

Ключевой фильм – «Тюрьма» (1949)

Именно здесь Бергман впервые решается настоять на своем, поставив откровенно некоммерческую авторскую картину по сценарию собственного сочинения. Продюсеры остались недовольны, сам автор был от себя в восторге и позже называл «Тюрьму» в числе самых дорогих ему фильмов. В центре запутанного сюжета – проект съемок фильма по сомнительному сценарию, безумие, соблазн и Сатана, правящий миром. Одна из важнейших сцен – сон; позже Бергман скажет, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера.

Ранние годы

У Ингмара есть старший брат Даг, который стал дипломатом, и младшая сестренка Маргарита, известная писательница. Жила чета Бергман не слишком обеспеченно, к тому же глава семейства Эрик Бергман нередко прибегал к телесным наказаниям, то есть бил детей в воспитательных целях.

Впервые заинтересованность кино Ингмар проявил еще будучи мальчишкой. Его старшему брату Дагу подарили популярный в те годы проектор, который в народе называли «волшебный фонарь». Идея воспроизведения картинок с помощью света настолько поразила будущего режиссера, что он даже предложил обменять подарок на свою коллекцию оловянных солдатиков.

Для справки — для маленького Ингмара эта коллекция была центром Вселенной и самым большим сокровищем. Но ценность любимых игрушек померкла по сравнению с «волшебным фонарем» и главное — Даг согласился на обмен! С этого момента начался путь режиссера Ингмара Бергмана. Будущий мэтр часами мог экспериментировать с проектором. Итогом его изысканий, не без помощи любимого дяди Карла, стали первые короткометражные мультфильмы.

Помимо этого большое влияние на Бергмана как будущего мэтра театра и кино оказали посещения вечеров у его тетушки Лоттен

Дело в том, что у этой родственницы Ингмара дома был театр теней, который словно магнит притягивал внимание Бергмана. В двенадцать лет он впервые получил возможность сам побыть «за кулисами» и самостоятельно управлять куклами и навсегда влюбился в это священное действо

Ингмар неустанно экспериментировал на этом поприще, сам строил новые варианты театров с уникальными системами освещения и лично создавал декорации. Интересно, что при этом будущий режиссер больше тяготел к стезе сценариста. Ингмару нравилось сочинять собственные истории, продумывать сюжетные линии, представлять образы персонажей.

После школы, а именно в 1937 году, Бергман сдал экзамены и поступил в Стокгольмский университетский колледж, который ныне носит статус университета. Здесь он устремил свой взор на такие дисциплины как история культуры, литература и искусство. Любопытно, что именно в это время Ингмар впервые серьезно задумался кем ему лучше быть — писателем или все же сценаристом.

Так Бегрман отправился в самостоятельное плавание. Свобода от родительского контроля позволила Ингрмару принять окончательное решение бросить учебу и устроиться в театр на должность реквизитора. Первое же турне с участием Бергмана оказалось провальным, юноше пришлось менять работу. Правда из мира искусства он не ушел и стал помощником режиссера в театре.

В это время трудностей с деньгами и иных пертурбаций Ингмар написал несколько пьес, одна из которых в итоге принесла ему успех. Это была «Смерть Каспера». Шведские зрители выходили из зала в восторге и об Ингмаре Бергмане впервые серьезно заговорили в театральных кругах. К тому же, молодого человека неожиданно пригласили на работу в кинокомпанию «Svensk Filmindustri». Здесь ему не только доверили редактуру материалов опытных сценаристов, но и разрешили писать свои истории. Именно так и началась карьера Бергмана в киноиндустрии.

Ингмар Бергман. Биография

Культовый шведский режиссёр, сценарист и писатель Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в городе Упсала (Швеция) в семье священника. Тяга к написанию текстов, наполненных сюжетными линиями и яркими персонажами, проявилась у мальчика рано, и будущая профессия была им выбрана без раздумий – Ингмар поступил в Стокгольмский университет изучать историю искусств и литературу. В будущем он сумеет блестяще сочетать обе эти специальности.

Ингмар Бергман на съёмках к/ф “Земляничная поляна”

Карьера режиссёра и сценариста Бергмана развивалась спокойно и последовательно, вполне в духе скандинавского темперамента. Написал свою первую пьесу «Смерть Каспера», которая была успешно поставлена в театре, вследствие чего Бергман был приглашён работать редактором в кинокомпанию «Шведская киноиндустрия». Спустя несколько лет Ингмар Бергман написал свой первый сценарий к фильму «Травля» (1944), моментально принёсший молодому сценаристу признание среди режиссёров кино.

С 1944 года Ингмар Бергман начинает снимать собственное кино. Естественно, сам пишет сценарии к новым фильмам. В выборе операторов Бергман тоже довольно стабилен: до 1960 года почти все его фильмы снимал Гуннар Фишер, после и бессменно – Свен Нюквист.

В течение следующих лет 60-ти Бергман и команда работают очень продуктивно, снимая ленту за лентой, открывая новые имена, получая почётные награды. «Любимые» актёры были для Бергмана предельно важны, именно через крупный план режиссёр передаёт свою идею. Чаще всего появлялись в фильмах Бергмана Биби Андерссон и Харриет Андерсон, Гуннар Бьёрнстранд и Эрланд Юзефсон, Макс фон Сюдов и Лив Ульман.   

Начало пути

«Смерть Каспера» – пьеса, с создания которой начал свой путь к славе Бергман. Режиссер сумел заинтересовать своим первым серьезным произведением один из шведских театров, где оно было успешно поставлено

На 22-летнего автора обратили внимание представители шведской кинокомпании, Ингмару предложили работу

Сначала Бергман исполнял в основном обязанности редактора. Ему приходилось доводить до ума «сырые» сценарии, созданные другими авторами, иногда он переписывал их практически с нуля. Конечно же, такое положение вещей не удовлетворяло амбициозного молодого человека, он мечтал придумывать собственные сюжеты, а не дорабатывать чужие.

Только в 1944 году наконец-то сумел завершить работу над собственным киносценарием Бергман. Режиссер в своем произведении затронул проблемы, которые близки всем подросткам. Он поднял темы взаимоотношений взрослеющих детей с ровесниками, родителями и учителями, первой любви. Первый сценарий Ингмара лег в основу сюжета кинокартины, которая в этом же году была представлена на зрительский суд под названием «Травля». Критики отнеслись к фильму одобрительно, а о талантливом сценаристе впервые заговорили. Однако Бергман не чувствовал удовлетворения, он начал задумываться о создании собственного кино.

Цитаты[править]

  • «Мои отец и мать, безусловно, чрезвычайно важны для меня, не только сами по себе, но и потому, что создали для меня мир, против которого я восставал. В моей семье царила дружеская, сердечная атмосфера, которую я, чувствительный молодой стебелёк, презирал, против которой восставал. Но этот строгий среднебуржуазный дом был для меня стеной, которую я бомбардировал, я оттачивал себя на нём»
  • «Меня спрашивали, как сына священника, о роли религии в моём мировоззрении и в моей работе. Мне кажется, что религиозные проблемы всегда живы. Я никогда не переставал ими заниматься; это продолжается беспрерывно. Но это происходит на интеллектуальном уровне, а не на эмоциональном. Религиозные эмоции, религиозная сентиментальность — от всего этого я давно избавился (надеюсь). Религиозная проблема для меня — интеллектуальная проблема: отношение моего ума к моей интуиции. Результатом этого конфликта обычно бывает нечто вроде вавилонской башни»

1950-е

Бергман превращается в международную звезду и больше не прислушивается к продюсерам. Считается, что в «Летней интерлюдии» (1951) он впервые полностью освобождается от влияний и начинает снимать совершенно самобытное кино. А еще вступает в самый плодотворный свой период: тринадцать фильмов за десять лет. Причем иногда два шедевра сняты в течении одного года – так, «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» выходят в 1957-м. Чистый и аскетичный стиль оператора Гуннара Фишера определяет визуальную стилистику, а вот с жанрами Бергман экспериментирует вовсю. В «Вечере шутов» и «Лице» режиссер эксплуатирует приемы площадного театра, в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи» обнаруживает неожиданный для многих дар комедиографа, в «Лете с Моникой» находит путь к сердцу массового зрителя, при этом не идя на компромиссы, как он это делал раньше. Эта картина моментально превратила молодую Харриет Андерссон в своеобразный секс-символ (в фильме была революционная по тем временам обнаженная сцена).

Бергман женится еще два раза, между двумя браками успеет пережить бурный роман с Андерссон. С ней после этого он сохранит прекрасные отношения, а она сыграет еще в восьми его фильмах. Также Бергман возглавляет Муниципальный театр в Мальмё, где знакомится с актером, ставшим для него центральным на протяжении всего первого периода творчества – Максом фон Сюдовым. Но лучшую роль в этом десятилетии у него сыграет другой артист – 78-летний классик шведского кино и его учитель Виктор Шёстрём, которого Бергман уговорил сыграть пожилого профессора в «Земляничной поляне».

Ключевой фильм – «Седьмая печать» (1957)

https://youtube.com/watch?v=f4yXBIigZbg

Полнометражная баллада о рыцаре, отважившемся сыграть в шахматы со Смертью: этот мотив был навеян фреской Альбертуса Пиктора в церкви Тэбю. Макс фон Сюдов сыграл бестрепетного крестоносца, Гуннар Бьёрнстранд (еще один любимец Бергмана) – его фривольного оруженосца, также в картине заняты Биби Андерcсон и Гуннель Линдблум. Компания путешественников с рыцарем во главе проезжает по Европе, охваченной чумой и ожиданием апокалипсиса, а Смерть преследует их по пятам. Бергман не раз говорил о том, как привязан к этой картине, при этом охотно признавая ее техническое несовершенство: он сам любил рассказывать о заметных в кадре окнах многоэтажек за лесом, в котором по сюжету фильма собираются сжечь ведьму. Финальный кадр с Пляской Смерти на горизонте вошел во все хрестоматии.

«Стыд»

«Стыд» – знаменитая драма-антиутопия, которую также снял Бергман Ингмар, лучшие фильмы и биография которого рассматриваются в этой статье. Картина отличается от других произведений гениального режиссера тем, что имеет антивоенную и политическую направленность

Однако максимальное внимание по-прежнему уделяется не происходящим событиям, а людям, которые вынуждены становиться их участниками. В картине «Стыд» снялись любимые актеры Бергмана – фон Сюдов и Ульман

Главные герои фильма – любящие друг друга супруги, ведущие спокойную и размеренную жизнь. Единственная их проблема – отсутствие детей, которых никак не получается завести. Привычный мир в одночасье рушится, когда Ян и Ева оказываются в эпицентре военных действий. Постепенно война разрушает личности персонажей, страх вынуждает их совершать отвратительные поступки, которые ранее не были свойственны им.

Детство и юность

Родился будущий мэтр авторского кино летом 1918 года в старинном шведском городе Упсала в 70 км от Стокгольма. Вырос в семье лютеранского пастора и медицинской сестры. Дети – Даг, Ингмар и дочь Маргарета – воспитывались в строгости и подвергались телесным наказаниям.

Ингмар Бергман и его сестра Маргарита

Интерес к кинематографу и театральному искусству у Ингмара проявился в 9 лет. На Рождество старший брат получил в подарок кинопроектор с керосиновой лампой. «Волшебный фонарь», как называли изобретение, вызвал у юного Бергмана острый интерес. Мальчик так мечтал его заполучить, что предложил Дагу обмен: дорогую сердцу коллекцию оловянных солдатиков.

Эксперименты с «волшебным фонарем» положили начало творческой биографии будущего режиссера. На смытой пленке дядя помогал мальчику рисовать фигурки, которые Ингмар с помощью бокс-камеры проецировал на поверхность. Так появились первые фильмы великого Бергмана – мультипликационные.

Ингмар Бергман на школьном выпускном

В 12 лет подросток впервые прикоснулся к магии настоящего театра: на подмостках ставили пьесу знаменитого соотечественника – Августа Стриндберга. Мальчику позволили находиться во время спектакля за сценой, и он, затаив дыхание, наблюдал за актерами, игравшими в «Игре снов».

Единственным развлечением и занятием Ингмара Бергмана с тех пор стали опыты с проектором и самодельным театром. Парень экспериментировал с освещением, декорациями, придумывал новые постановки и варианты театров. В 16 лет Бергман на полтора месяца отправился в Германию по программе обмена. Ингмар познакомился с ровесником – членом Гитлерюгенда – и увлекся идеями НСДАП.

Ингмар Бергман в молодости

В 1937-м 19-летний швед стал студентом колледжа в Стокгольме. Но основным предметам – литературе и истории искусства – Ингмар посвящал минимум времени: он пропадал в молодежном театре, игра в котором стала главным увлечением. Домашние скандалы из-за пропусков занятий в колледже стали причиной ухода Ингмара из родительского дома.

Вскоре Бергман окончательно оставил учебу, устроился театральным реквизитором и отправился в турне. Спектакль оказался провальным, театр прекратил существование и реквизитор оказался не у дел. Вскоре Ингмар Бергман, оставшийся без копейки денег, устроился в оперном театре: нашлось место ассистента режиссера. В свободное от работы время он написал первые пьесы.

Личная жизнь

Если посмотреть на личную жизнь шведского режиссера, то быстро станет понятным, что она была не менее насыщенной нежели карьера. Ингмар был невероятно влюбчив и всего за его плечами… пять зарегистрированных браков и несчетное количество романов. Впервые он связал себя узами официальных отношений в 1943 году. Избранницей будущего мэтра стала Эльса Фишер, приятельница из труппы бродячих актёров.

Ингмар Бергман с первой женой

Уже к концу года Бергман впервые стал отцом — супруга родила ему дочь Лену. Правда, уже весной 1945 года Ингмар ушел от Эльсы ради ее подруги Эллен Лундстрём. Пара быстро зарегистрировала отношения и в этом браке у режиссера появилось аж четверо детей — Ева, Ян, близнецы Анна и Матс. Но стоило в отношениях появиться хоть капле проблем Ингмар ушел. Его очередной избранницей стала журналистка Гун Грут. Они зарегистрировали брак в 1951 году сразу после рождения Ингмара Бергмана-младшего, но через восемь лет расстались. Причиной стала измена режиссера.

Уже в 1959 году Ингмар Бергман беззаветно влюбляется в очаровательную пианистку Кэйби Ларетеи. Семь лет пролетели как один день и казалось, что мужчина был счастлив, но в это время он… закрутил роман с актрисой Лив Ульман, которая в 1966 году родила ему дочь Лин. При этом, уже через год официальная супруга Бергмана тоже рожает ему, правда на этот раз  сына, которого нарекли Даниэлем. Но появление мальчика не останавливает разрушение брака и вскоре пара разводится.

Пятой и последней официальной женой Ингмара Бергмана стала Ингрид ван Розен. Они расписались в 1971 и прожили до смерти женщины в 1995 году. Примечательно, что во время брака Ингмар признался, что отношения с Ингрид у него были и раньше и самое главное — ее дочь Мария фон Розен, которая появилась на свет за 12 лет до их официального брака, является его ребенком! Таким образом официально у мэтра девять детей.

Ингмар Бергман ушел из жизни во сне летом 2007 года. За две недели до этого ему исполнилось восемьдесят девять лет. 89-го дня рождения. Похоронили на острове Форе, где он провел свои последние годы, а через год к нему перевезли и прах его обожаемой Ингрид.

1960-е

Здесь начинается зрелый Бергман. К этому десятилетию относятся самые знаменитые его картины – и некоторые громкие неудачи тоже. Режиссер отныне постоянно сотрудничает со Свеном Нюквистом, одним из величайших операторов современности, чей минималистский стиль привлекал лучших режиссеров мира – от Вуди Аллена до Андрея Тарковского. Определяется и состав актеров, постоянной «труппы» Бергмана. Кроме фон Сюдова, Харриет и Биби Андерссон и Гуннара Бьёрнстранда в нее входят Ингрид Тулин, Эрланд Юзефсон и Лив Ульман. Впрочем, Юзефсон был ближайшим другом Бергмана с его юности (но главные роли в его фильмах начал играть только с 1960-х). А норвежка Ульман стала его гражданской женой и родила ему дочь. Да, Бергман разводится в очередной раз.

В это десятилетие Бергман становится художественным руководителем Драматена, Королевского Драматического Театра Стокгольма, с которым связана немалая часть его жизни, и ставит там множество спектаклей. А также находит для себя остров Форё, где снимает «Сквозь тусклое стекло», «Персону» и «Стыд». Позже он поселится на этом острове, построит там личный кинотеатр. Там же Бергман умрет и будет похоронен.

Фильмы этого периода демонстрируют удивительную творческую свободу. Бергман предлагает несравнимо более мрачную и менее романтическую версию Средневековья, чем в «Седьмой печати», в «Девичьем источнике», картине об изнасиловании и мести. За нее он получает свой первый «Оскар». В «Причастии» Бергман делает героем пастора, утратившего веру (и таким образом атакует собственного отца). В «Молчании» и «Часе волка» свободно смешивает реальность и галлюцинации. В «Страсти» и «Ритуале» исследует взаимосвязь сексуальности и социума. В антиутопическом «Стыде» затрагивает другую табуированную тему – ответственность интеллектуала за общественные катаклизмы.

Ключевой фильм – «Персона» (1966)

Бергман называет этот фильм лучшим в своем творчестве. Головокружительный и необъяснимый сновидческий пролог никак, казалось бы, не связан с прозрачным и обманчиво простым основным действием. В нем всего две героини: актриса, внезапно замолчавшая посреди спектакля и отправленная лечиться на далекий остров (Лив Ульман), и ее сиделка (Биби Андерссон). В знаменитом кадре два лица соединяются в одно. Здесь Бергман дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом о том, в чем индивидуальность человека, что отличает его от остальных.

Автор

Внимания заслуживают не только фильмы, но и книги Ингмара Бергмана. Мемуары известного режиссера представляют интерес не только для его поклонников. С произведениями мэтра также стоит ознакомиться тем, кто хочет больше узнать о волшебном мире кино.

К примеру, в биографическом произведении «Шепоты и крики моей жизни» Бергман рассказывает обо всех главных событиях своей жизни. Читатели больше узнают не только о творчестве режиссера, но и о его детских годах, юности, отношениях с прекрасным полом.

В романах «Исповедальные беседы» и «Дети воскресенья» Бергман предельно открыто рассказывает о себе, своей жизни в искусстве. Также он много внимания уделяет размышлениям о проблемах общества, семьи. В мемуарной книге «Картины» основной акцент сделан на творчестве шведского режиссера. Бергман повествует о фильмах, которые он создал в разные периоды своей жизни.

Интерес представляет и роман «Благие намерения», по которому был снят одноименный художественный фильм. Это произведение повествует о человеческой судьбе. Оно затрагивает различные вопросы, такие как мечта о счастье, поиски любви, попыткам противостоять силам разрушения и зла.

«Седьмая печать»

Многие критики полагают, что именно «Седьмая печать» – картина, которой обязан своей славой Ингмар Бергман. Фильмография мэтра обзавелась этой лентой в 1957 году. Интересно, что в этом же году вышла и «Земляничная поляна». Именно «Седьмая печать» положила начало плодотворному сотрудничеству маэстро с актером Максом фон Сюдовым, которое продлилось долгие годы.

Фантастика, драма – жанры, к которым относится «Седьмая печать». Фильм представляет собой сказочную историю о рыцаре, который возвращается в Швецию после долгих странствий. Герой обнаруживает, что родная страна поражена эпидемией чумы, а повсюду царит смерть.

«Осенняя соната»

Какой фильм Бергмана можно назвать главным его достижением? Многие убеждены в том, что это «Осенняя соната». Эту картину считают кульминацией всех произведений шведского режиссера. Любопытно, что именно в этом фильме исполнила свою последнюю роль однофамилица маэстро Ингрид Бергман.

Известная пианистка Шарлотта приезжает в гости к своей дочери Еве, с которой у нее непростые отношения. Родные люди не встречались уже много лет. Ева проживает в скандинавском захолустье. Она с трудом терпит своего мужа, горюет по сыну, который погиб в возрасте четырех лет. Также героиня вынуждена ухаживать за младшей сестрой-инвалидом. Воссоединение матери и дочери после многих лет разлуки приводит к тому, что вспоминаются старые обиды. Конечно же, ни к чему хорошему это привести не может.

Смерть

Ингрид ван Розен не стало в 1995 году. Кончина любимой супруги стала большим ударом для режиссера. Бергман уединился в доме на острове Форе, где прожил много счастливых лет с Ингрид. Навещать себя изредка он позволял лишь своим детям и близким друзьям.

Классика мирового кинематографа не стало летом 2007 года. Смерть настигла его через две недели после того, как он отпраздновал 89-й день рождения. Известно, что Бергман ушел во сне.

Похоронили знаменитого режиссера, много сделавшего для мира кино, на острове Форе. Церемония прощания была скромной. Год спустя его родственники настояли на том, чтобы туда же перевезли останки Ингрид ван Розен. Общую могилу супругов увенчал камень с именами и датами смерти.

Фото Ингмара Бергмана можно увидеть в статье.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий