Бизе, Жорж

Последнее произведение композитора

Весь 1874 год композитор провёл за работой над произведением, которое ему посоветовали друзья. Уже с самого начала многое смущало Бизе: как на сцене театра Опера-Комик можно поставить оперу с трагическим финалом, а именно так заканчивалась новелла П. Мериме «Кармен». Кое-кто даже предлагал изменить финал, ведь автора произведения уже более трёх лет как не было в живых.

Но самое ужасное: как публика воспримет представление на сцене людей из низшего сословия. Несмотря ни на что, композитор с увлечением приступил созданию произведения, которое впоследствии станет шедевром на все времена. Как только на 3 марта 1875 года была назначена долгожданная премьера, по городу поползли слухи о готовящемся театральном скандале.

Первый акт был встречен достаточно тепло, а вот после второго акта кое-кто из публики покинул зал. Когда закончился третий акт, Бизе в ответ на жалкие поздравления во всеуслышание объявил, что это провал. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен» «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.

Второй спектакль состоялся через день — 5 марта, и уже был встречен публикой не просто тепло, а горячо, но газеты ещё целую неделю продолжали обсуждать провал премьерного показа. В том театральном сезоне «Кармен» в Париже ставили тридцать семь раз, а ведь далеко не каждый спектакль выдерживал столько представлений.

Из-за провала премьеры Бизе тяжело страдал, но к этому добавились ещё нравственные терзания вызванные размолвкой с женой, а также физические мучения по причине хронической ангины и ревматизма. В конце мая 1875 года Жорж со всем своим семейством покинул Париж и направился в Буживаль в надежде, что на природе ему станет легче. Однако лучше композитору не стало, постоянные приступы окончательно его измучили и 3 июня врач констатировал смерть Жоржа Бизе.

Жорж Бизе

Француз Жорж Бизе был великим театральным композитором. Самым знаковым произведением в его творчестве стала опера « Кармен », которая и по сей день остаётся знаменитой и любимой публикой.

Бизе воспитывался в интеллектуальной среде: его отец преподавал пение, а мать была пианисткой. Она и стала учить четырёхлетнего Жоржа игре на этом инструменте. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию. Там его обучали великие французские музыканты: Антуан Мармонтель, Пьер Циммерман, Фроманталь Галеви, Шарль Гуно. Талант Бизе был очевиден: мальчик виртуозно играл на фортепиано, становился победителем в теоретических конкурсах, заинтересовался игрой на органе.

Обучаясь в консерватории, Бизе создаёт непринужденную Симфонию до мажор и комическую оперу «Дом доктора». После выпуска из консерватории композитор получает Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», обеспечившую четырёхлетнее проживание в Италии и получение стипендии. В это же время Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль» и побеждает с ней в конкурсе, объявленном Жаком Оффенбахом.

Пребывание в Италии благотворно влияет на молодого композитора. Его вдохновляет живописная южная природа, шедевры архитектуры и живописи, книги об искусстве. Бизе погружается в творческий мир Моцарта и Рафаэля. Его творчество становится изящным, вкус – тонким, мелодии – насыщенными. Его влечет оперная музыка, её свойство быть неотъемлемой частью сценического действа. Под влиянием произведений Джоаккино Россини он создаёт комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гама».

После этого Бизе возвращается в Париж, и здесь начинаются муки творчества и время безденежья. Он перекладывает оперные партитуры других композиторов, пишет музыку для кафе-концертов, работая ради куска хлеба. Параллельно с этим он старается писать новые серьёзные произведения, обращаясь к лирической опере. Он создаёт оперы « Искатели жемчуга » (1863), насыщенную атмосферой востока, и «Пертская красавица» (1867), рассказывающую о жизни простых людей. Эти произведения имели огромный успех у публики, что улучшило положение композитора. Вслед за этим Бизе пишет не самую удачную оперу «Иван Грозный», которую зрители так и не увидели. Автор начинает сочинять музыку для больших и камерных оркестров. К таким произведениям можно отнести симфонию «Рим», ансамбль для фортепиано «Детские игры», романсы.

Жорж Бизе также открыто выражает свою гражданскую позицию. В 1870 году он вступает в Национальную гвардию, сражавшуюся во франко-прусской войне. Плодом этого периода его жизни стала патриотичная увертюра «Родина» (1874). В это десятилетие наступает расцвет творческой жизни Бизе. В 1872 году с грандиозным успехом проходит премьера оперы «Джамиле», созданной по поэме Альфреда де Мюссе. Постановка, рассказывающая о чистой любви, открывает новые горизонты в творчестве музыканта.

Произведения Бизе отличаются бескомпромиссностью и правдивостью изображения жизненных трагедий, сочетающимися с филигранностью стиля. Автор боготворит Уильяма Шекспира, Микеланджело, Людвига вана Бетховена .

Одним из шедевров Бизе является сопровождение к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Действие разворачивается в Провансе, и музыка, в которую композитор включает народные мотивы, отражает неповторимый колорит этого региона Франции. Оркестр звучит непринужденно и ярко. В музыке слышны колокольные перезвоны и звуки народного гулянья. Именно в этом произведении Бизе вводит саксофон в симфонический оркестр.

В последние годы своей жизни Бизе создал незаконченную оперу «Дон Родриго» и «Кармен» (1875), принёсшую ему наибольшую славу.

Опера «Кармен» – это музыкальная драма, обнажающая противоречия жизни. В её основе лежит сюжет Проспера Мериме, но авторские образы преисполнены поэтических символов. Все персонажи обладают индивидуальными характерами: красавица-цыганка Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты… Эти герои свободны и стихийны, их энергия мощная и страстная. Продумывая эти образы, Бизе проникается испанской музыкой и использует ритмы хабанеры, сегидильи и поло. Им противопоставлен спокойный и уютный мир Хозе и Микаэлы. В их дуэте прослеживаются романсные интонации. Столкновение миров Кармен и Хозе делает из обычной любовной драмы трагедию, в которой воспеты любовь, страсть и свобода.

Сложно поверить, что премьера этой оперы с треском провалилась. Пресса и публика отреагировали на неё резко негативно.

Спустя три месяца, 3 июня 1875 года, композитор умер, так и не узнав дальнейшей судьбы своего творения: буквально через год после провальной премьеры «Кармен» с триумфом проходит на крупнейших сценах Европы.

Музыкальные Сезоны

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии. Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери

Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну. Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар). Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни. При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества. А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог. Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу. Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным. Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.

Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.

Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.

Творчество

Оперы

  • «Дом доктора» (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856)
  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—, поставлена , «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (опера) (1862—1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • «Доктор Миракль» (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)

Кантаты

  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
  • Элоиза де Монфор (1855—1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855—1857)
  • Эрминия (1855—1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

    Мемориальная доска на доме Бизе в Буживале

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866—1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано соло

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
  • Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (1868)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЖОРЖА БИЗЕ

1838, 25 октября. В Париже, у Адольфа-Амана и Эме Бизе родился сын Жорж.

1848, май-июнь. Имя Жоржа Бизе заносят в учебные списки Парижской Консерватории в качестве вольнослушателя.

1848, 9 октября. Приемный экзамен в Парижскую Консерваторию.

1848, 12 октября. Зачислен в класс А. Мармонтеля по фортепиано.

1849. Первая премия по сольфеджио. Начало занятий по композиции и фортепиано у Циммермана. Встреча с Шарлем Гуно.

1851. Вторая премия Консерватории по роялю.

1852. Первая премия Консерватории по роялю. Окончание курса у Мармонтеля. Поступает в класс композиции Ф. Галеви. Первые сочинения — Вальс для хора с оркестром, песни, оркестровая увертюра, комическая опера «Дом доктора».

1854. Вторая премия Консерватории по органу.

1855. Первая премия Консерватории по органу. Сочинение Юношеской симфонии.

1856. Вторая Римская премия.

1857. «Доктор Миракль». Первая премия и вечера у Оффенбаха. Знакомство с Россини.

1857, 16 мая. Начало конкурса на соискание Римской премии. Первое место, золотая медаль, стажировка в Риме.

1857, 11 октября. Бизе участвует в исполнении «Sanctus» Гуно.

1857, 21 декабря. Отъезд в Италию. Путешествие по югу Франции и северу Италии.

1858, 28 января. Прибытие в Рим.

1858, «Те Deum». Второе путешествие по Италии.

1858–1859. «Дон Прокопио».

1859, май. Третье путешествие по Италии.

1859–1860. «Васко да Гама».

1860, август. Четвертое путешествие по Италии.

1860, конец сентября. Возвращение в Париж.

1861. Встреча с Листом. Сочинение «Гузлы эмира». Работа над «Царицей Савской» Гуно.

1861, 8 сентября. Кончина Эме Бизе.

1861, октябрь. Создание Увертюры, Скерцо и Похоронного марша.

1862. Встреча с Шуданом. Создание ряда переложений, в том числе — «Герострата» Рейе.

1862, 16 марта. Кончина Фроманталя Галеви.

1863, 1 января. Исполнение «Скерцо» в Цирке Наполеона.

1863, 1 февраля. Первое исполнение «Васко де Гама».

1863, 24 сентября. Премьера «Искателей жемчуга».

1863, ноябрь. Бизе в Бадене. Несостоявшаяся дуэль.

1864. Работа над «Иваном Грозным».

1864, лето. Строительство в Везине.

1865, лето. Знакомство с Галабером и Селестой Велар.

1866. Сочинение «Пертской красавицы». «Песни Рейна», «Фантастическая охота», камерные вокальные произведения.

1867. Знакомство с Полем Лакомбом. Сочинение кантаты и гимна для Всемирной выставки в Париже. «Листки из альбома».

1867, 26 декабря. Премьера «Пертской красавицы».

1868. «Воспоминания о Риме».

1868, 3 августа. Публикация «Музыкальной беседы».

1868, 13 декабря. Премьера «Мальбрук в поход собрался».

1869. «Большие хроматические вариации».

1869, 28 февраля. Премьера «Воспоминаний о Риме».

1868–1869. Сочинение «Кубка фульского короля».

1869, 3 июня. Женитьба на Женевьеве Галеви.

1870, лето. Отъезд в Барбизон, работа над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой».

1870, 19 июля. Начало Франко-прусской войны.

1870, 1 сентября. Битва под Седаном.

1870, 4 сентября. Падение Империи.

1870, 10 сентября. Начало осады Парижа.

1871, февраль. Отъезд в Бордо и срочное возвращение в Париж.

1871, 25 февраля. Создание Национального музыкального общества.

1871, 18 марта. Провозглашение Парижской Коммуны.

1871, 30 марта. Бизе покидает Париж.

1871, 2 апреля. Начало обстрела Парижа.

1871, май. Сочинение «Маленькой оркестровой сюиты» и цикла «Детские игры».

1871, начало июня. Бизе возвращается в Париж. Встреча с Луи Галле. Бизе приступает к сочинению «Джамиле». Симфония «Рим».

1872, 22 мая. Премьера «Джамиле».

1872, 10 июня. Рождение сына Жака.

1872, лето. Встреча с А. Доде.

1872–1873. Работа над «Сидом».

1872, 1 октября. Премьера «Арлезианки» Доде с музыкой Бизе.

1872, 10 ноября. Премьера Первой сюиты из «Арлезианки».

1873, 28 октября. Пожар Большой Оперы.

1874, 15 февраля. Премьера увертюры «Отчизна».

1875, 3 марта. Премьера «Кармен».

1875, 28 мая. Отъезд в Буживаль.

1875, 3 июня. Кончина Жоржа Бизе.

1875, 5 июня. Похороны Жоржа Бизе.

Жорж Бизе кармен. Опера Жоржа Бизе «Кармен»

.

Бизе.
“Кармен”. Прелюдия (Оркестр
Национальной Оперы, Париж. Дирижёр Жорж
Претр)

Опера
в четырех действиях Жоржа
Бизе
на либретто Анри Мильяка и Лудовико
Галеви, основанное на новелле Проспера
Мериме.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ЛИЦА:

КАРМЕН,
цыганка (сопрано, меццо-сопрано или
контральто)
ДОН ХОЗЕ, капрал
(тенор)
ЭСКАМИЛЬО, тореадор
(баритон)
МИКАЭЛА, крестьянка
(сопрано)
ЭЛЬ ДАНКАЙРО, контрабандист
(баритон)
ЭЛЬ РЕМЕНДАДО, контрабандист
(тенор)
ЦУНИГА, капитан Хозе (бас)
МОРАЛЕС,
офицер (бас или баритон)
ФРАСКИТА,
цыганка (сопрано)
МЕРСЕДЕС, цыганка
(сопрано)

Время
действия: около 1820 года.
Место действия:
Севилья и ее окрестности.
Первое
исполнение: Париж, Опера
комик,
3 марта 1875 года.

«Кармен»,
я уверен, самая популярная из всех опер.
Существует мнение, что причиной смерти
Бизе послужила душевная травма, которую
он получил от провала оперы напремьере
(композитор умер через три месяца после
нее). Но ведь факт, что эта опера была
принята гораздо лучше, чем любое из
предыдущих произведений Бизе (уже в год
постановки в Опера Комик «Кармен» была
дана тридцать семь раз и с тех пор
исполнялась на этой сцене более трех
тысяч раз). На самом деле Бизе умер — в
возрасте всего тридцати семи лет — от
болезни; вероятно, это была эмболия
(закупорка кровеносного сосуда).В наше
время эта опера входит в репертуар всех
оперных трупп и исполняется на всех
языках, в том числе и по-японски. Ее
популярность не ограничивается только
лишь оперной сценой. Она пополнила
репертуар ресторанной музыки, существует
в фортепианных транскрипциях, а также
в кинематографических версиях (последняя
и наиболее успешная Кармен Джонс”
основана на опереточной версии, которая
была хитом на Бродвее).

Нетрудно
понять, в чем причина такой популярности.
В опере много великолепных мелодий! Она
необычайно драматична. Она так блестяща
и ясна! К тому же все эти ее характерные
особенности выявлены уже в увертюре.
Она начинается ярко и чисто — словно
солнечный день в Испании. Далее звучит
знаменитая мелодия куплетов тореадора,
и наконец она неожиданно становится
драматичнои — в тот момент, когда в
оркестре слышится тема судьбы, та самая
тема, которая характеризует Кармен и
ее неистовую любовь.

История создания

Бизе
начал работать над оперой «Кармен» в
1874 году. Сюжет ее заимствован из
одноименной новеллы французского
писателя Проспера Мериме (1803—1870),
написанной в 1845 году. Содержание новеллы
претерпело в опере существенные
изменения. Опытные литераторы А. Мельяк
(1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски
разработали либретто, насытив его
драматизмом, углубили эмоциональные
контрасты, создали выпуклые образы
действующих лиц, во многом отличные от
их литературных прототипов. Хозе,
изображенный писателем как мрачный,
гордый и суровый разбойник, в опере
приобрел иные черты; крестьянский
парень, ставший драгуном, он показан
простым, честным, но вспыльчивым и
слабохарактерным человеком. Образ
волевого, мужественного тореадора
Эскамильо, едва намеченный в новелле,
получил в опере яркую и сочную
характеристику. Еще более развит по
сравнению с литературным прототипом
образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и
ласковой девушки, облик которой оттеняет
необузданный и пылкий характер цыганки.
Существенно изменен и образ главной
героини. Кармен в опере — воплощение
женской красоты и обаяния, страстного
свободолюбия и смелости. Хитрость,
воровская деловитость — эти черты
Кармен новеллы Мериме в опере были
устранены. Бизе облагородил характер
своей героини, подчеркнув в нем прямоту
чувств и независимость поступков. И,
наконец, раздвинув рамки повествования,
авторы оперы ввели в действие колоритные
народные сцены. Жизнь темпераментной,
пестрой толпы под жгучим солнцем юга,
романтические фигуры цыган и
контрабандистов, приподнятая атмосфера
боя быков с особой остротой и яркостью
подчеркивают в опере самобытные характеры
Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо,
драматизм их судеб. Эти сцены придали
трагическому сюжету оптимистическое
звучание.

Творческая деятельность и жизненный путь

  1. В 1857 году Бизе окончил Парижскую консерваторию. В конце того же года он отправился в Рим. Согласно воспоминаниям композитора, проживание в Италии было самым счастливым временем в его жизни. Он путешествовал по стране, знакомился с произведениями изобразительного искусства, читал и уделял время собственному образованию. За этот период им было написано несколько пьес для оркестров и симфоний.
  2. В 1860 году Бизе вернулся во Францию на два месяца раньше установленного срока из-за болезни матери. На родине молодой композитор был вынужден зарабатывать сочинением развлекательной музыки и частными уроками. Он отказался от карьеры пианиста и стремился стать оперным композитором.
  3. В 1861 году, в сентябре умерла мать композитора. Спустя несколько месяцев из жизни ушел и его наставник — Фроменталь Галеви. После такого удара судьбы Бизе получил нервное перенапряжение.
  4. 1863 год стал периодом восстановления творческой деятельности композитора. Была написана опера «Искатели жемчуга». В этом же году состоялась ее премьера.
  5. В 1864 году Жорж вместе с отцом занимался строительством загородного дома в Везине. Природа и лесной воздух вдохновляли композитора. Здесь он сочинил оперу «Иван Грозный» и «Пертскую красавицу».
  6. В 1867 году Бизе начинает работать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов, но вскоре бросает работу.
  7. 1868 год становится началом творческого кризиса Бизе. Композитор страдает от депрессии, преодолеть которую удается с помощью любимой девушки — Женевьевы.
  8. Летом 1869 года Бизе женился на Женевьеве, которая была младше его на 12 лет. А летом следующего года счастливая семейная чета отправилась в Барбизон, где гениальный композитор намеревался отдыхать и работать.
  9. В 1870 году Бизе был призван в ряды Национальной гвардии из-за начавшейся Франко-прусской войны. Однако его как римского стипендиата освободили от службы. Он поехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж. Несмотря на голод и тяжелую обстановку, Жорж и его молодая жена остались в Париже. Он помогал защитникам столицы и покинул город только после снятия блокады в январе 1871 года.
  10. В июне 1871 года семейная чета вернулась в Париж из Визене, где переждала смутные времена Парижской коммуны. Композитор сразу же приступил к сочинению оперы «Джамиле», премьера которой состоялась 22 мая 1872 года.
  11. В 1872 году Женевьева подарила композитору сына. Его назвали Жаном.
  12. В 1873 году сгорело зданье Большой Оперы, где предстояло проведение премьеры оперы Бизе «Сид». Представление перенесли в зал Вентадур, который не соответствовал требованиям постановки.
  13. С 1874 по 1875 год он работал над оперой «Кармен», которая в последствие станет шедевром мирового масштаба.
  14. В начале весны 1875 года была назначена премьера оперы «Кармен», которая потерпела полное фиаско. Столичные газеты обвиняли композитора, называя оперу аморальной. Провал негативно повлиял на здоровье композитора и лишил его желания бороться за жизнь.
  15. Весной 1875 года Жорж вместе с семьей направился в Буживаль, где 3 июля скончался. Подтвержденного диагноза заболевания с указанием причины смерти великого гения нет. Согласно некоторым сведениям, он заболел ревматизмом после того, как бросился в Сену, а за день до смерти перенес сердечный приступ. Спустя 4 месяца после смерти Бизе в Венской опере «Кармен» имела феерический успех, а через год эту оперу ставили во всех крупных театрах Европы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий