Чаадаев Петр Яковлевич

Философия и творчество

Вернувшись в Россию, Чаадаев поселился под Москвой. Его соседкой была Екатерина Панова. С ней у философа завязалась переписка — сначала деловая, потом дружеская. Молодые люди обсуждали в основном религию, веру. Ответом Чаадаева на духовные метания Пановой стали «Философические письма», созданные в 1829-1831 годах.


Портрет Петра Чаадаева

Написанное в эпистолярном жанре произведение вызвало негодование политических и религиозных деятелей. За высказанные в труде мысли Николай I признал Чаадаева и Панову сумасшедшими. За философом установили врачебный надзор, а девушку сослали в психиатрическую больницу.

Острую критику «Философические письма» вызвали потому, что в них развенчивался культ православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от западного христианства, не освобождает людей от рабства, а напротив, порабощает. Эти идеи публицист Александр Герцен позже назвал «революционным католицизмом».


Император Николай I

Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году было опубликовано первое из восьми «Философических писем», был закрыт, редактора сослали на каторгу. До 1837 года Чаадаев ежедневно проходил медицинское освидетельствование, чтобы доказать свое умственное благополучие. Надзор с философа был снят с условием, что он «не смеет ничего писать».

Данное обещание Чаадаев нарушил в том же 1837 году, написав «Апологию сумасшедшего» (не опубликована при жизни). Труд отвечал на обвинения в «негативном патриотизме», рассказывал о причинах отсталости русского народа.


Книга Петра Чаадаева

Петр Яковлевич считал, что Россия находится между Востоком и Западом, но по своей сути не относится ни к одной из сторон света. Нация, которая стремится почерпнуть лучшее из двух культур и при этом не стать последователем ни одной из них, обречена на деградацию.

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856),
российский мыслитель и публицист.
Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821
принят в Северное общество декабристов, в
1823-1826 за границей. Философско-исторические
взгляды сложились под влиянием идей
католического провиденциализма и
социального христианства (Ф. Ламенне и др.).
В главном сочинении – «Философических
письмах» (написаны в 1829-1831) высказал мысли об
отлученности России от всемирной истории, о
духовном застое и национальном
самодовольстве, препятствующих осознанию и
исполнению ею предначертанной свыше
исторической миссии. За публикацию первого
из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а
Чаадаев «высочайшим повелением» был
объявлен сумасшедшим. В «Апологии
сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на
обвинения, выразил веру в историческую
будущность России.

+ + +

Чаадаев, Петр Яковлевич (1794-1856) — русский философ и политический
мыслитель. Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете
(1808-1811), где познакомился с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами —
И. Д.
Якушкиным, А. И. Тургеневым, братьями Муравьевыми. Участвовал в
Отечественной
войне 1812 года. В 1814 г. вступил в масонскую ложу. В 1821 г. вышел в отставку и
был принят И. Д. Якушкиным в тайное декабристское общество. В 1823-1826 гг.
путешествовал по Европе; был знаком с
Ф. В. Шеллингом. В 1828-1830 гг. написал
трактат «Философические письма» (8 писем); после публикации первого письма был
«высочайше» объявлен сумасшедшим. После снятия медицинского надзора и домашнего
ареста Чаадаев участвовал в идейной жизни Москвы, полемике западников и славянофилов,
много писал, но, в виду запрета, до конца жизни ничего не напечатал. Большинство
его работ издано после смерти, важнейшие — лишь в современное время, а многие не
изданы и до сих пор.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 509.

Другие биографические матералы:

Фролова И.Т. Русский мыслитель (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991)

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Российский мыслитель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель и
публицист (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.
2010).

Бажанов С.И. Вызвал дискуссию западничества и
славянофильства (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).

Сапов В. В. Запад Чаадаева – это идеальная
модель цивилизации (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе,
доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П.
Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Шикман А.П. Общественный деятель (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Черейский Л.А. Чаадаев и Пушкин (Л.А.
Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999).

Кондаков И.М. Дал определение сознания (Кондаков
И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и
перераб. – СПб., 2007).

Его вдохновляла «сладкая вера в будущее счастье
человечества» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983).

Толковал христианство в социальном смысле (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Русский философ (Энциклопедии “Мир
вокруг нас”).

Член Союза благоденствия (“Виртуальная
энциклопедия декабристов”
).

Исторические анекдоты про Чаадаева
(Публикуется по изд.: Герцен А. И. Полн. собр. соч. М.—Л., 1956).

Далее читайте (Произведения Чаадаева,
литература, справочные материалы).

Карьера

В 1807-1811 годах он посещал лекции Московского университета, водил дружбу с А. С. Грибоедовым, декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным и другими. Его отличал не только ум и светские манеры, но и репутация щеголя и красавца. В 1812 году он служил в Семеновском, затем в Ахтырском гусарском полку. Участвовал в битве при Бородино, а по окончании войны стал служить при императорском дворе и в 1819 году получил чин ротмистра.

После бунта в Семеновском полку он подал отставку и в 1821 году вступил в общество декабристов, в 1823 году уехал за границу. Там он посещал лекции философа Шеллинга, завязал с ним дружбу и пересмотрел свои взгляды и мировоззрение.

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Евдокия Михайловна Щербатова (Голицына) рождение: 15 февраль 1703, Российская империятитул: Российская империя, Княжнабрак: Михаил Васильевич Голицын смерть: 6 октябрь 1768, Российская империя

Пётр Михайлович Щербатов рождение: 1724, Российская империя, или 1724брак: Наталья Павловна Балк-Полева (Щербатова) смерть: 1762, Российская империя

Василий Иванович Толстой рождение: 1718, Москвабрак: Анна Яковлевна Протасова (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 1785, (или 1792 ???)

Андрей Иванович Толстой рождение: 1721, Суздаль, Россиябрак: Александра Ивановна Щетинина (Толстая) , Москватитул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 30 июнь 1803, Россия, (12 июля 1803 по новому стилю)

Борис Иванович Толстой рождение: 17 апрель 1723брак: Мария Сергеевна Борщова (Толстая) брак: Екатерина Петровна Гагарина (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 25 декабрь 1786

Фёдор Иванович Толстой рождение: 7 июль 1726, Санкт-Петербургбрак: Евдокия Михайловна Волконская (Хрущова, Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, графсмерть: 30 ноябрь 1760, Знаменское, Рязань

Пётр Иванович Толстой рождение: 20 июль 1726брак: Мария Дмитриевна Сабурова (Толстая) титул: с 6 июнь 1760 по, граф

Прасковья Ивановна Толстая (Одоевская) рождение: 17 сентябрь 1709, или 1710 по Руммелю брак: w Иван Васильевич Одоевский титул: по браку, княгинятитул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, по рождению, графинясмерть: 26 март 1758похороны: Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург

Александра Ивановна Толстая (Леонтьева) рождение: 1711, Ростовбрак: Иван Петрович Леонтьев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графинясмерть: 7 апрель 1787

Аграфена Ивановна Толстая (Писарева) рождение: 1713, Санкт-Петербургбрак: Иван Григорьевич Писарев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графиня

Екатерина Ивановна Толстая (Карамышева) рождение: 1716, Санкт-Петербургбрак: Николай Фёдорович Карамышев титул: с 18 май 1724 по 6 июнь 1727, графиня

Матвей Васильевич Чаадаев
брак: Екатерина Юрьевна Хилкова (Чаадаева)

Прародители
Родители

Дмитрий Михайлович Щербатов рождение: 1760титул: князьбрак: Александра Федоровна Глебова смерть: 1839

Иван Михайлович Щербатов рождение: 1758титул: князь

Прасковья Михайловна Щербатова
брак: Фёдор Павлович Щербатов

Ирина Михайловна Щербатова (Спиридова) рождение: 1757титул: княжна (по рождению)брак: Матвей Григорьевич Спиридов смерть: 1827похороны: Сольбинский монастырь, Переславский уезд

Аннa Михайловна Щербатова

Фёдор Петрович Чаадаев рождение: 1750смерть: 1777

Иван Петрович Чаадаев рождение: 1733брак: Прасковья Лопухина (Чаадаева) смерть: 1786

Варвара Петровна Чаадаева рождение: 1750смерть: 1797

Родители
 
== 3 ==

Михаил Яковлевич Чаадаев рождение: 1792брак: смерть: 1866

== 3 ==

Личная жизнь

Недоброжелатели называли Чаадаева «дамским философом»: он постоянно был окружен женщинами, умел влюблять в себя даже преданных мужьям жен. При этом личная жизнь Петра Яковлевича не сложилась.

Петр Чаадаев и Авдотья Норова – прототипы Евгения Онегина и Татьяны Лариной

В жизни Чаадаева было три любви. Екатерина Панова, адресат «Философических писем», сильнее всего пострадала от мужского честолюбия. Даже после освобождения из психиатрической больницы девушка не винила возлюбленного в своем несчастье. Она искала встречи с философом, но умерла без ответного письма, одинокой безногой старухой.

Чаадаев послужил прототипом для Евгения Онегина из одноименного романа Александра Пушина, а в роли Татьяны Лариной выступила Авдотья Норова. Она влюбилась в философа без памяти, и когда у него не осталось денег на оплату прислуги, предложила бесплатно присматривать за ним, но тот уехал в Москву, к семье Левашовых.

Петр Чаадаев и Екатерина Левашова

Авдотья была девушкой болезненной и слабой, а потому рано умерла – в 36 лет. Чаадаев, долгое время оставлявший письма Норовой без ответа, навестил ее в больнице незадолго до смерти.

Екатерина Левашова, хоть и была замужней женщиной, искренне любила Чаадаева. Супруг и старшие дети не понимали, почему она не берет с философа денег за жилье. Трепетное отношение Екатерины к гостю продолжалось 6 лет, вплоть до ее кончины.

Период Отечественной войны

  • Боевое крещение Пётр и Михаил приняли у села Бородино 26 августа 1812 года, где храбро сражались и за проявленное мужество в бою были произведены в прапорщики.
  • Пётр с лихвой хлебнувший военных испытаний и лишений, находясь с войсками на территории Польши, внезапно заболел, однако к началу 1813 года уже был в строю и освобождал Европейские страны от ига Наполеона.
  • Он принимал активное участие в сражениях на немецких землях, за что был награждён орденом святой Анны и прусским Железным крестом.
  • В 1814 году войска союзных армий вошли на французские территории. Чаадаев участвовал в битве за Париж. Город на него произвёл неизгладимое впечатление. Молодой человек был восхищён культурными достижениями Запада.

Поездка в Европу

  • В 1823 году урегулировав имущественные вопросы с братом Михаилом, Чаадаев для поправки здоровья уехал в Европу. Сначала он посетил Англию, после чего отправился во Францию, Швейцарию, а также в Италию и Германию.
  • В Англии мыслитель несколько дней провёл в Лондоне. Столица не произвела на него большого впечатления, и он уехал в курортный город Брайтон, который понравился ему своей чистотой, близостью моря и красивыми скверами. Через некоторое время он вновь вернулся в Лондон, где посещал музеи и ближе познакомился с устройством жизни англичан. Здесь же он заложил основы своей второй библиотеки.
  • Покинув через несколько месяцев наскучивший ему Лондон, Чаадаев отправился в Париж, где на путешественника нахлынули воспоминания военных лет. Впрочем, это продолжалось недолго, и Пётр Яковлевич после осмотра достопримечательностей, основное время уделял посещению музеев, библиотек и театров. Его приводил в изумление прогресс наук Франции. Он продолжал приобретать книги по математике и физике, астрономии и геологии, политической экономии и законодательству, а также философии.
  • Посетив после Парижа Швейцарию, Чаадаев весной 1825 года приехал в Италию. Несмотря на посещение самых известных врачей, здоровье путешественника только ухудшалось, и в 1826 году он принял решение вернуться на родину.

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев и Пушкин

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). Пушкин познакомился с Чаадаевым летом
1816 года у Карамзиных. Юный поэт еще учился в Лицее, двадцатидвухлетний
офицер, участник Бородинского сражения и заграничных походов служил в это
время в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в Царском Селе.
Подружились они несколько позже, по окончании Пушкиным Лицея. Своим
исключительным умом и блестящим образованием Чаадаев оказал на мировоззрение
молодого поэта очень большое влияние. Они беседовали и много спорили.
Главной темой их бесед была самодержавная Россия со всеми ее теневыми
сторонами: крепостное право, отсутствие свободы и угнетающая атмосфера,
царившая везде. Друзья были единодушны в необходимости посвятить Отчизне
«души прекрасные порывы».

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия
вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Они беседовали и на литературные и философские темы, и, по словам их общего
знакомого Я. И. Сабурова, влияние Чаадаева на Пушкина было «изумительно. Он
заставлял его мыслить». В числе близких Пушкину друзей Чаадаев принимал участие
в хлопотах о смягчении участи попавшего в немилость поэта; в результате этого
ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь была заменена «переводом» поэта на
службу в Бессарабию. В южной ссылке Пушкин не забывал своего друга,
переписывался с ним. «Получил письмо от Чаадаева. Друг мой, упреки твои жестоки
и несправедливы,— писал поэт в кишиневском дневнике.— Никогда я тебя не забуду.
Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».
Чаадаеву посвящены послания Пушкина «В стране, где я забыл тревоги прежних
лет…» (1821) и «К чему холодные сомненья?..» (1824) — свидетельства
восторженного отношения поэта к своему старшему другу.

Ты был целителем моих душевных сил; О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою, И чувства, может быть спасенные
тобою! Ты сердце знал мое во цвете юных дней; Ты видел, как потом в
волнении страстей Я тайно изнывал, страдалец утомленный; В минуту гибели
над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу
заменил надежду и покой…

Чаадаева ждала блестящая карьера, но после восстания Семеновского полка
бывший семеновский офицер неожиданно подал в отставку, и это был жест оппозиции.
После двухлетнего бездействия он уехал лечиться за границу, и это спасло его от
декабрьской бури. За эти годы он пережил тяжелый душевный перелом, вызванный
разочарованием в окружавшей его действительности. По свидетельству современника,
«он выражал все свое негодование на Россию… обзывал Аракчеева злодеем, высших
властей — военных и гражданских — взяточниками, дворян — подлыми холопами,
духовных — невеждами, все остальное — коснеющими и пресмыкающимися в рабстве». В
сентябре 1826 года, почти одновременно с Пушкиным, он вернулся в Москву. Друзья
встречаются у своего общего знакомого С. А. Соболевского, служившего в архиве
Министерства иностранных дел, на чтении поэтом «Бориса Годунова» и в салоне
Зинаиды Волконской. Несколько позднее Пушкин дарит ему своего «Бориса Годунова».

В 1829—1830 годах Чаадаев пишет свои знаменитые «Философические письма» с
резкой критикой социальной жизни николаевской России. Рукопись первых писем была
у Пушкина; он упоминает о ней в письме Чаадаеву в июле 1831 года. В последующие
годы они продолжают встречаться в Москве, но былой близости между ними уже нет.
В октябре 1836 года Чаадаев прислал Пушкину «Философическое письмо»,
опубликованное в сентябрьской книжке

«Телескопа». «Это был,— по словам А. И. Герцена,— выстрел, раздавшийся в
темную ночь». Пушкин откликнулся письмом к автору (неотосланным), в котором
признал, что в критике Чаадаевым русской общественной жизни многое «глубоко
верно». Вместе с тем он расходился с ним в оценке исторического прошлого и
будущего России. «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но
клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или
иметь другую историю, кроме истории наших предков». «Телескоп» был закрыт, его
редактор Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а автор письма объявлен
сумасшедшим и отдан под надзор полиции.

Чаадаев высоко ценил своего великого друга, дорожил его дружбой и гордился,
что из недр русского народа вышли «могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий
ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с.
77-79.

Служба после войны и отставка

  • В 1816 году Петра Яковлевича в звании корнета перевели на новое место службы – полк гусар, нёсший службу в Царском Селе, где он познакомился с А. С. Пушкиным и поразил поэта глубиной познаний.
  • Через некоторое время Чаадаева произвели в поручики, а примерно через год командир полка назначил молодого человека своим адъютантом.
  • Отдавая дань веянию времени, Пётр в Кракове стал членом масонской ложи, а в русской столице присоединился к ложе «Соединенных друзей», куда входили многие известные люди того времени, и достиг в ней высокого положения.
  • В 1819 году Чаадаев получил чин ротмистра. В 1820 году командир отправил его с докладом к Александру I, находившемуся на тот момент в Чехии, о состоянии дел в первом батальоне Семёновского полка (подразделение взбунтовалось против вновь назначенного графом А. А. Аракчеевым начальства).
  • В марте 1820 года Пётр Яковлевич неожиданно для всех подал в отставку, объяснив её причины семейными обстоятельствами и неважным состоянием здоровья.

Предки, родители, годы детства и юности

Философ и публицист Пётр Яковлевич Чаадаев был представителем старинного дворянского рода. Предки его выехали из Литвы в Россию в 16 веке. Потомки стали называться «Чаадаевыми» по прозванию одного из них.

Родился мыслитель 27 мая 1794 года в Москве. Его отец – Яков Петрович был военным и вышел в отставку в звании полковника. В дальнейшем служил в должности советника в уголовной палате Нижнего Новгорода. Ему приписывается авторство комедии под названием «Дон Педро Прокодуранте», в которой он описал злоупотребления на службе одного местного чиновника, не имея возможности изобличить его в реальности.

Мать Петра Яковлевича – Наталья Михайловна принадлежала к знаменитой русской фамилии ведущей происхождение от князя Михаила Черниговского. Она была дочерью известного просветителя и историка М. М. Щербатова.

После рождения в Москве двух сыновей – Михаила (год рождения 1792) и Петра, Чаадаевы переехали в своё имение, расположенное в селе Хрипуново Нижегородской губернии. Отец будущего философа ушёл из жизни, когда ему не исполнилось и одного года, а через 2 года умерла и мать. Осиротевших детей взяла на воспитание старшая сестра матери – Анна Михайловна, а опекуном и управителем состояния братьев Чаадаевых, оставленного им родителями, стал брат Натальи Михайловны – князь Д. М. Щербатов.

Пётр и Михаил детство и юность провели в Москве. Братья жили в доме тётки на Арбате, которая была к ним очень добра и во всём старалась заменить им мать. Благодаря своему опекуну они получили отличное домашнее образование.

В 1808 году молодые люди поступили в Московский университет. Среди студентов Чаадаев выделялся необыкновенной начитанностью и глубоким умом. Не удовлетворяясь университетскими занятиями, мыслитель постоянно стремился к самообразованию. С раннего возраста он собирал библиотеку, которая через некоторое время наполнилась редкими экземплярами книг по различным темам науки и искусства.

Пётр делился своими знаниями с университетскими товарищами, среди которых были, Александр Грибоедов, будущие декабристы Иван Якушкин, Артамон и Никита Муравьевы. Философ любил бывать на лекциях профессора И. Т. Буле, которого считал своим наставником.

После окончания университета в 1812 году братья Чаадаевы выехали в Санкт-Петербург и были приняты в звании подпрапорщиков в Семёновский полк.

Что мы знаем о Чаадаеве?

Конечно, прежде всего мы вспоминаем адресованное ему стихотворение А.С. Пушкина, которое все учат в школе:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Комментарием к этому стихотворению обычно являются слова о том, что Чаадаев – старший друг Пушкина, с которым он познакомился в лицейские годы (в 1816 г.). Пожалуй, это всё.

А между тем, Чаадаеву посвящены 3 стихотворения Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина.

О личности Чаадаева Пушкин в стихотворении «К портрету Чаадаева» писал так:

Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской; Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он – офицер гусарской.

Пушкин и Чаадаев

В 1820 г. началась южная ссылка Пушкина, и их постоянное общение прервалось. Но переписка и встречи продолжались всю жизнь. 19 октября 1836 г. Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в котором спорил со взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в первом «Философическом письме».

Труды философии

Сам себя он называл «христианским философом». Философия Петра Чаадаева сразу может быть непонятна, ее невозможно полностью осмыслить, прочитав лишь одно из его произведений. Для этого требуется изучить полный комплекс его сочинений и частную переписку. После сразу обнаружится, что главным в его позиции было религиозное мировосприятие, которое не входило в рамки католицизма, протестантизма или православия. С позиции единого христианского учения он хотел дать новое осмысление всей историко-философской культуры. Свои философские религиозные исследования он считал религией будущего, предназначенной для пламенных сердец и глубоких душ, и она не совпадала с религий богословов. Здесь он становится похож на Толстого Льва Николаевича, который точно так же очень сложно и трагично пережил свой духовный кризис.

Петр Чаадаев хорошо знал Священное Писание и прекрасно разбирался в нем. Однако главным вопросом, на который он хотел найти ответ, была «тайна времени» и смысл человеческой истории. Все ответы он искал в христианстве.

«Только око милосердия ясновидяще — в этом вся философия христианства» — так писал Петр Чаадаев. Цитаты его помогают глубже открыть его личность, в одной из них он выглядит как пророк, потому пишет, что социализм победит, по его мнению, и не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники.

Заключение

Размышления…

В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев соглашается признать некоторые из своих прежних мнений преувеличенными, но едко смеётся над обществом, обрушившимся на него за первое философическое письмо из «любви к отечеству».

Итак, в лице Чаадаева мы видим патриота, который любит свою родину, но любовь к истине ставит выше. Он противопоставляет патриотизм «самоеда» (общее название коренных малочисленных народов России: ненцев, энцев, нганасан, селькупов и уже исчезнувших саянских самодийцев, говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы, образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью) к своей юрте и патриотизм «английского гражданина». Любовь к родине нередко питает национальную ненависть и «одевает землю в траур». Чаадаев признает истинным прогресс и европейскую цивилизацию, а также призывает избавиться от «пережитков прошлого».

Чаадаев высоко ценит деятельность Петра Великого по приобщению России к Европе и видит в этом высший смысл патриотизма. По мнению Чаадаева, Россия недооценивает того благотворного влияния, которое оказал на нее Запад. Всякое славянофильство и патриотизм являются для него чуть ли не бранными словами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий