Признание и награды
Торжественное вручение Ленинских премий.Н. Черкасов (2-й слева), 1964 год
Николай Черкасов — народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, премий на фестивалях, кавалер пяти орденов и нескольких медалей.
Год | Звание |
---|---|
1937 | Заслуженный артист РСФСР |
1939, 11 марта | Народный артист РСФСР |
, 26 февраля | Народный артист СССР |
Дата | Награда | Формулировка |
---|---|---|
1938, 23 марта | Орден Трудового Красного Знамени | За участие в создании фильма Пётр Первый (I серия) |
1939, 1 февраля | Орден Ленина | За исполнение ролей в фильмах «Пётр Первый», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году». |
1950, март | Орден Ленина | В связи с 30-летием советского кино. |
1963 | Орден Трудового Красного Знамени | За большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения. |
Год | Премия | Отмеченная заслуга |
---|---|---|
Сталинская премия I степени | «Александр Невский» | |
Сталинская премия I степени | «Иван Грозный», 1 серия | |
Сталинская премия III степени | «Счастливого плавания!» | |
Сталинская премия I степени | «Мусоргский» | |
Сталинская премия II степени | «Александр Попов» | |
1958 | Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде | Фильм «Дон Кихот» |
1958 | Премия «Лучшему актёру» на Международном кинофестивале в Канаде (Ванкувер) | За исполнение роли Дон Кихота (по другим данным, премия режиссёру). |
1964 год | Премия «Призы актёрам» Всесоюзного кинофестиваля | За лучшее исполнение мужской роли (фильм «Всё остается людям»). |
Ленинская премия | За исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остается людям». |
“Дети капитана Гранта” – фильм 1936 года
После незначительных кинематографических ролей в 1935 году режиссер Владимир Вайншток приглашает Николая Черкасова сняться в приключенческом кино по произведению Жюля Верна. Профессор Жак Паганель – это новая работа в кино талантливого актёра. Николай Черкасов с радостью принял предложение именитого режиссера, который до этого снял семь фильмов. В дальнейшем Владимир Петрович Вайншток будет известен как режиссер и сценарист культовых кинолент:
- «Дети капитана Гранта», фильм 1936 года.
- «Остров сокровищ», вышедший на экраны в 1937 году.
- Детективный художественный фильм «Мёртвый сезон» (1968).
- «Миссия в Кабуле» (1970), «Всадник без головы» (1972), совместные работы с киносценаристом Павлом Финном.
Съёмки кинофильма «Дети капитана Гранта» проходили в различных регионах страны. Чегемское ущелье, теснина Суэазсу, вершины и склоны Тихтингена и Башиля, водопады Твиберского перевала – это те места, который посетил Жак Паганель (Николай Черкасов) и которые заменили Кордильеры Северной и Южной Америки.
Последние годы
А вот от участия в «Весне» Александрова Черкасов поначалу решительно отказывался сам. Изменить свое мнение его упросила Любовь Орлова. Только после ее уговоров уже известный исполнитель согласился сниматься в ставшей популярной музыкальной комедии.
Черкасов играл во многих фильмах. Его завершающей киноработой стал знаменитый Дон Кихот в одноименной картине Козинцева. Главная роль принесла исполнителю престижные премии кинофестивалей в Стратфорде и Ванкувере как лучшему актеру.
Николай Константинович скончался в 1966 году, 14 сентября. Архив личных вещей знаменитого артиста в дар Государственному музею политической истории передал его сын.
С 1984 до 1993 Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии носил имя Черкасова. В честь артиста назвал корабль Черноморского Морского Пароходства и одна из улиц его родного города.
Звания и награды
Торжественное вручение Ленинских премий.Н. Черкасов (2-й слева), 1964 год
Год | Звание |
---|---|
1937 | Заслуженный артист РСФСР |
1939, 11 марта | Народный артист РСФСР |
1947, 26 февраля | Народный артист СССР |
Дата | Награда | Формулировка |
---|---|---|
1938, 23 марта | Орден Трудового Красного Знамени | За участие в создании фильма Пётр Первый (I серия) |
1939, 1 февраля | Орден Ленина | За исполнение ролей в фильмах «Пётр Первый», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году». |
1950, март | Орден Ленина | В связи с 30-летием советского кино. |
1953, 22 августа | Орден Трудового Красного Знамени | В связи с 50-летием со дня рождения и за заслуги в области развития советского искусства |
1963 | Орден Трудового Красного Знамени | За большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения. |
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» | ||
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» |
Год | Премия | Отмеченная заслуга |
---|---|---|
1941 | Сталинская премия I степени | «Александр Невский» |
1946 | Сталинская премия I степени | «Иван Грозный», 1 серия |
1950 | Сталинская премия III степени | «Счастливого плавания!» |
1951 | Сталинская премия I степени | «Мусоргский» |
1951 | Сталинская премия II степени | «Александр Попов» |
1958 | Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде | «Дон Кихот» |
1964 | Премия «Призы актёрам» Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде | За лучшее исполнение мужской роли «Всё остается людям» |
1964 | Ленинская премия | За исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остается людям». |
Литература о Черкасове
- Николай Черкасов. Литературное наследие. Воспоминания. Письма. М., 1976.
- (в пер.)
- Цалобанова Вера. Они начинали с балета. // Санкт-Петербургские ведомости. 1995, 15 июля, стр. 4.
- Цалобанова Вера. «Лёгкое, как миг, прикосновенье!»// Музыкальная жизнь. Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. 1995, № 1, стр. 16-17.
- Цалобанова Вера. Балетная школа Кларка. // Нева. Ежемесячный литературный журнал. 1996, № 4, стр. 231—235.
- Цалобанова В. А. «Лёгкое, как миг, прикосновенье!» / Вспоминая Мравинского…Воспоминания, материалы, документы. Составитель Генриетта Алексеевна Серова. СПб., 2019, стр. 144—150.
- Цалобанова Вера. Балетная студия Кларка: танцовщик Николай Черкасов и поэт Евгений Мравинский. // Художественный вестник. Годовой российский историко-искусствоведческий журнал для любителей старины. 2019. вып. 6, стр. 159—176. ISBN 978-5-85902-175-8
Детство и юность великого артиста
Родился Черкасов Николай Константинович 27 июля 1903 года в Северной столице России, в рабочей семье служащих железнодорожной станции Константина Александровича и Анны Андриановны Черкасовых. Вся дальнейшая жизнь Николая Константиновича была связана с городом на Неве. Здесь он вырос, учился, встретил свою первую любовь и впервые ступил на театральные подмостки Мариинского оперного театра.
После пополнения семейства, рождения брата Кости, семья Николая Черкасова в 1909 году переезжает в просторную четырёхкомнатную квартиру по улице Красноармейской. С детских лет Николай был увлечён музыкой. Эту любовь ему передала его мама, которая любила по вечерам музицировать в семейном кругу. Ещё в подростковом возрасте Черкасов Николай Константинович познакомился с творчеством Ф. И. Шаляпина, который произвёл незабываемое впечатление на молодого человека.
Семья и искусство
Черкасов играл в «Хованщине», «Князе Игоре», «Пиковой даме» воинов. Николай подал документы в институты экранного и сценического искусства. Выбор была сделан в пользу второго вуза. Студент вошел в состав «Танцевального трио» с Чирковым (Паташоном) и Березовым, изображавшим Чарли Чаплина, в образе Пата. Эта работа помогла обустроить артисту личную жизнь.
У зрителей студенческое трио пользовалось неимоверным успехом
Играли молодые люди и на клубных вечеринках, и на профессиональной эстраде, и на сценах Петербурга и Москвы. Свое внимание на исполнителя роли меланхоличного комика обратила учащаяся факультета истории искусств Нина Вейбрехт. Затем она также избрала артистическую карьеру и стала театральной актрисой
Молодые люди познакомились, а в 1930 стали мужем и женой.
Спустя год в семье появился первый ребенок, дочь Виктория. Затем родилась вторая дочь Нина, а в 1941 на свет появился сын Андрей. Им впоследствии выбрана научная карьера. Андрей Николаевич Черкасов — доктор физико-математических наук, сотрудник НИИ особо чистых препаратов.
Закончивший обучение Черкасов вошел в состав труппы Ленинградского театра юного зрителя. С весны 1931 артист играл в труппе драмтеатра, а затем перешел в Академический имени Пушкина где оставался до конца жизни.
Биография
Родился 14 (27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.
С 1912 года учился в гимназии № 10. В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и поступил в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, был зачислен в Мариинский театр.
В 1919—1922 годах — статист, затем артист-мимист Мариинского театра, Большого драматического театра и других театров. Играл в массовке и эпизодические роли в спектаклях, в организованных Мариинским театром массовых зрелищах — «Интернационал» (1919) «Мистерия освобожденного труда» (1 мая 1920 года), «К мировой коммуне» (19 июля 1920 года), «Взятие Зимнего дворца» (8 ноября 1920 года). С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.
В 1926 году окончил Санкт-Петербургский институт сценических искусств.
В 1926—1929 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929—1931 — артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931—1933 — Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933—1965 — Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Ушёл из театра за год до смерти из-за решения руководства уволить его жену в связи с сокращением кадров.
В 1926—1929 годах выступал на сцене Свободного театра совместно с П. Берёзовым и Б. Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторён в «Концерте на экране» (1940).
Умер 14 сентября 1966 года на 64-м году жизни в Ленинграде от развития эмфиземы лёгких и сердечной недостаточности. Похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Семья
- Жена (с 1929) — Нина Николаевна Черкасова-Вейтбрехт (1907—1980), актриса, в первом браке была замужем за сценаристом Б. Е. Старшевым (Пхором).
- Дочь (род. 1931), погибла во время блокады Ленинграда.
- Дочь (род. 1939), умерла в младенчестве.
- Сын — Андрей (род. 1941).
Краткая биография
- 1919 – поступил в студию мимистов и через три недели зачислен в труппу Мариинского театра статистом.
- Природная пластичность привела Николая на балетную сцену: в 1920-1922 в балетах Петроградской студии молодого балета он исполнял характерные роли: Злого гения в «Лебедином озере» Чайковского, брамина и Дон-Кихота в «Баядерке» и «Дон-Кихоте» Минкуса и другие.
- Черкасов мечтал о профессии, связанной с серьезной музыкой, но от поступления в консерваторию пришлось отказаться: его мягкий грудной баритон оказался слабым для оперы, а как пианист он был недостаточно подготовлен. В 1923 году Николай поступил в Институт сценических искусств.
- 1925 – вместе с однокурсниками Г. Гуревичем, которого впоследствии заменил Б. Чирков, и П. Березовым создали комический танец-пародию «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Номер быстро стал популярным, актеров наперебой приглашали выступать на концертах, в кинотеатрах перед началом сеансов.
- 1926 – поступил в труппу Ленинградского ТЮЗа. Дебют в роли Дон Кихота вызвал восторг зрителей и положительные отклики критики.
- 1927 – окончил Институт сценических искусств. Дебют в кино: крохотная роль в немом фильме «Поэт и царь».
- 1929-1931, весна – работал в Ленинградском и Московском мюзик-холлах, выступая большей частью с комическим танцем «Чарли Чаплин, Пат и Паташон», пользовавшимся сумасшедшей популярностью у публики.
- 1931-1933 – работал в созданном в Ленинграде передвижном театре «Комедия», был занят в четырех спектаклях.
- 1934 – приглашен в ленинградский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
- 1934 – вышла на экраны звуковая комедия «Горячие денечки». Роль Кольки Лошака, одна из центральных, принесла артисту известность, его запомнили.
- 1936 – снялся в фильме «Дети капитана Гранта» в роли неунывающего профессора Паганеля. После выхода фильма посыпались предложения ролей, причем не только комедийных.
- 1936 – в фильме «Депутат Балтики» воплотил возрастной персонаж – 75-летнего профессора Полежаева. Роль выявила огромный актерский потенциал Черкасова, стала примером удивительного перевоплощения, вживания в образ.
- 1937-1938 – сыграл царевича Алексея в фильме «Петр Первый» по роману А.Н. Толстого. Актеру удалось выразить противоречивость характера Алексея, в котором странным образом малодушие и трусость соседствует с душевной силой. Тончайший психологизм разработки образа сделал его подлинно трагическим. Одновременно на театральной сцене Николай Константинович исполнял роль Петра Первого.
- 1938 – снимался у С. Эйзенштейна в роли Александра Невского. Кинолента, в которой великий полководец предстал в облике славянского былинного богатыря, завоевала народную любовь, стала лидером проката.
В фильме «Александр Невский» (1938)
- 1941, август – с театром эвакуирован в Новосибирск.
- 1942, декабрь – вместе с бригадой актеров прилетел в осажденный Ленинград, чтобы выступать с концертами на кораблях Балтийского флота.
- 1943-1944 – съемки в Казахстане в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» в главной роли. В киноленте Черкасов стал полноправным соавтором-актером великого режиссера. Черкасову удалось не только выстроить роль по режиссерской версии, основой которой была графическая выразительность, пластическая актерская работа, но и углубить ее. Многообразие и точность пластики актер соединил с глубоким проникновением в психологию персонажа. Роль стала одной из вершин в творчестве Черкасова. Вторая серия фильма, работа над которой была закончена в 1946 году, вызвала недовольство Сталина, была запрещена и вышла на экраны только в 1958.
В фильме «Иван Грозный»
- 1957 – на экраны вышел фильм Г. Козинцева «Дон Кихот» с Черкасовым в главной роли. Фильм с триумфальным успехом прошел во всем мире. Зрители разных стран, в том числе и на родине Дон Кихота, в Испании, признавали Черкасова величайшим актером, а его Дон Кихота – лучшим, превосходным воплощением героя Сервантеса.
- 1958 – в театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера – первая постановка пьесы М. Булгакова «Бег» в СССР. Сложный и неоднозначный персонаж – генерал Хлудов становился в потрясающем исполнении Черкасова центральной фигурой спектакля.
- 1964, июнь – увольнение из театра, ставшее для актера тяжелым ударом. Когда руководство театра объявило о сокращении нескольких актеров, в том числе и супруги Черкасова, он тоже написал заявление на увольнение. Удерживать его не стали.
- 1966 – умер в Ленинграде.
Актер был активным общественным и государственным деятелем. С 1938 по 1958 год избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. Он помог множеству людей, приходивших со своими проблемами, не боялся заступаться за незаконно репрессированных, спасать тех, кому угрожал арест.
Детство и юность
Николай Черкасов, родившийся в 1903 году в Петербурге, был первенцем в семье служащего железной дороги Константина Александровича Черкасова и его супруги, домохозяйки, Анны Андриановны. Девяти лет Коля поступил учиться в гимназию. Поняв, что у сына отличный слух, Анна Андреевна начала обучать его игре на рояле, отец брал на концерты, спектакли, в оперный театр.
В юности
В подростковом возрасте интерес к музыке стал всепоглощающим: Николай совершенствовался в игре на рояле, посещал концерты, выступления известных музыкантов в Павловске, оперные спектакли, восхищался Шаляпиным. В 1919 году окончил обучение в трудовой школе.
В молодости
Образ Черкасова в культуре
- Прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось, и на ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым был изображён профиль Николая Черкасова.
- Известны живописные, графические и скульптурные портреты Н. Черкасова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе М. К. Аникушиным (1973).
- Упомянут в книге С. Довлатова «Чемодан», в рассказе «Куртка Фернана Леже»
Во время съёмки фильма «Иван Грозный», после того как был отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль царя Н. Черкасову было очень трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. Режиссёр фильма С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить.