Черкасов Николай Константинович

Признание и награды

Торжественное вручение Ленинских премий.Н. Черкасов (2-й слева), 1964 год

Николай Черкасов — народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, премий на фестивалях, кавалер пяти орденов и нескольких медалей.

Звания
ГодЗвание
1937 Заслуженный артист РСФСР
1939, 11 марта Народный артист РСФСР
, 26 февраля Народный артист СССР
Ордена
ДатаНаградаФормулировка
1938, 23 мартаОрден Трудового Красного ЗнамениЗа участие в создании фильма Пётр Первый (I серия)
1939, 1 февраляОрден ЛенинаЗа исполнение ролей в фильмах «Пётр Первый», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году».
1950, мартОрден ЛенинаВ связи с 30-летием советского кино.
1963Орден Трудового Красного ЗнамениЗа большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения.
Премии
ГодПремияОтмеченная заслуга
Сталинская премия I степени «Александр Невский»
Сталинская премия I степени «Иван Грозный», 1 серия
Сталинская премия III степени «Счастливого плавания!»
Сталинская премия I степени «Мусоргский»
Сталинская премия II степени «Александр Попов»
1958Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде Фильм «Дон Кихот»
1958Премия «Лучшему актёру» на Международном кинофестивале в Канаде (Ванкувер)За исполнение роли Дон Кихота (по другим данным, премия режиссёру).
1964 годПремия «Призы актёрам» Всесоюзного кинофестиваляЗа лучшее исполнение мужской роли (фильм «Всё остается людям»).
Ленинская премияЗа исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остается людям».

“Дети капитана Гранта” – фильм 1936 года

После незначительных кинематографических ролей в 1935 году режиссер Владимир Вайншток приглашает Николая Черкасова сняться в приключенческом кино по произведению Жюля Верна. Профессор Жак Паганель – это новая работа в кино талантливого актёра. Николай Черкасов с радостью принял предложение именитого режиссера, который до этого снял семь фильмов. В дальнейшем Владимир Петрович Вайншток будет известен как режиссер и сценарист культовых кинолент:

  • «Дети капитана Гранта», фильм 1936 года.
  • «Остров сокровищ», вышедший на экраны в 1937 году.
  • Детективный художественный фильм «Мёртвый сезон» (1968).
  • «Миссия в Кабуле» (1970), «Всадник без головы» (1972), совместные работы с киносценаристом Павлом Финном.

Съёмки кинофильма «Дети капитана Гранта» проходили в различных регионах страны. Чегемское ущелье, теснина Суэазсу, вершины и склоны Тихтингена и Башиля, водопады Твиберского перевала – это те места, который посетил Жак Паганель (Николай Черкасов) и которые заменили Кордильеры Северной и Южной Америки.

Последние годы

А вот от участия в «Весне» Александрова Черкасов поначалу решительно отказывался сам. Изменить свое мнение его упросила Любовь Орлова. Только после ее уговоров уже известный исполнитель согласился сниматься в ставшей популярной музыкальной комедии.

Черкасов играл во многих фильмах. Его завершающей киноработой стал знаменитый Дон Кихот в одноименной картине Козинцева. Главная роль принесла исполнителю престижные премии кинофестивалей в Стратфорде и Ванкувере как лучшему актеру.

Николай Константинович скончался в 1966 году, 14 сентября. Архив личных вещей знаменитого артиста в дар Государственному музею политической истории передал его сын.

С 1984 до 1993 Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии носил имя Черкасова. В честь артиста назвал корабль Черноморского Морского Пароходства и одна из улиц его родного города.

Звания и награды

Торжественное вручение Ленинских премий.Н. Черкасов (2-й слева), 1964 год

Звания
ГодЗвание
1937 Заслуженный артист РСФСР
1939, 11 марта Народный артист РСФСР
1947, 26 февраля Народный артист СССР
Ордена и медали
ДатаНаградаФормулировка
1938, 23 мартаОрден Трудового Красного ЗнамениЗа участие в создании фильма Пётр Первый (I серия)
1939, 1 февраляОрден ЛенинаЗа исполнение ролей в фильмах «Пётр Первый», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году».
1950, мартОрден ЛенинаВ связи с 30-летием советского кино.
1953, 22 августа Орден Трудового Красного ЗнамениВ связи с 50-летием со дня рождения и за заслуги в области развития советского искусства
1963Орден Трудового Красного ЗнамениЗа большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения.
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Премии
ГодПремияОтмеченная заслуга
1941 Сталинская премия I степени«Александр Невский»
1946 Сталинская премия I степени«Иван Грозный», 1 серия
1950 Сталинская премия III степени«Счастливого плавания!»
1951 Сталинская премия I степени«Мусоргский»
1951 Сталинская премия II степени«Александр Попов»
1958Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде«Дон Кихот»
1964Премия «Призы актёрам» Всесоюзного кинофестиваля в ЛенинградеЗа лучшее исполнение мужской роли «Всё остается людям»
1964Ленинская премияЗа исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остается людям».

Литература о Черкасове

  • Николай Черкасов. Литературное наследие. Воспоминания. Письма. М., 1976.
  • (в пер.)
  • Цалобанова Вера. Они начинали с балета. // Санкт-Петербургские ведомости. 1995, 15 июля, стр. 4.
  • Цалобанова Вера. «Лёгкое, как миг, прикосновенье!»// Музыкальная жизнь. Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. 1995, № 1, стр. 16-17.
  • Цалобанова Вера. Балетная школа Кларка. // Нева. Ежемесячный литературный журнал. 1996, № 4, стр. 231—235.
  • Цалобанова В. А. «Лёгкое, как миг, прикосновенье!» / Вспоминая Мравинского…Воспоминания, материалы, документы. Составитель Генриетта Алексеевна Серова. СПб., 2019, стр. 144—150.
  • Цалобанова Вера. Балетная студия Кларка: танцовщик Николай Черкасов и поэт Евгений Мравинский. // Художественный вестник. Годовой российский историко-искусствоведческий журнал для любителей старины. 2019. вып. 6, стр. 159—176. ISBN 978-5-85902-175-8

Детство и юность великого артиста

Родился Черкасов Николай Константинович 27 июля 1903 года в Северной столице России, в рабочей семье служащих железнодорожной станции Константина Александровича и Анны Андриановны Черкасовых. Вся дальнейшая жизнь Николая Константиновича была связана с городом на Неве. Здесь он вырос, учился, встретил свою первую любовь и впервые ступил на театральные подмостки Мариинского оперного театра.

После пополнения семейства, рождения брата Кости, семья Николая Черкасова в 1909 году переезжает в просторную четырёхкомнатную квартиру по улице Красноармейской. С детских лет Николай был увлечён музыкой. Эту любовь ему передала его мама, которая любила по вечерам музицировать в семейном кругу. Ещё в подростковом возрасте Черкасов Николай Константинович познакомился с творчеством Ф. И. Шаляпина, который произвёл незабываемое впечатление на молодого человека.

Семья и искусство

Черкасов играл в «Хованщине», «Князе Игоре», «Пиковой даме» воинов.  Николай подал документы в институты экранного и сценического искусства. Выбор была сделан в пользу второго вуза. Студент вошел в состав «Танцевального трио» с Чирковым (Паташоном) и Березовым, изображавшим Чарли Чаплина, в образе Пата. Эта работа помогла обустроить артисту личную жизнь.

У зрителей студенческое трио пользовалось неимоверным успехом

Играли молодые люди и на клубных вечеринках, и на профессиональной эстраде, и на сценах Петербурга и Москвы. Свое внимание на исполнителя роли меланхоличного комика обратила учащаяся факультета истории искусств Нина Вейбрехт. Затем она также избрала артистическую карьеру и стала театральной актрисой

 Молодые люди познакомились, а в 1930 стали мужем и женой.

Спустя год в семье появился первый ребенок, дочь Виктория. Затем родилась вторая дочь Нина, а в 1941 на свет появился сын Андрей. Им впоследствии выбрана научная карьера. Андрей Николаевич Черкасов — доктор физико-математических наук, сотрудник НИИ особо чистых препаратов.

Закончивший обучение Черкасов вошел в состав труппы Ленинградского театра юного зрителя. С весны 1931 артист играл в труппе драмтеатра, а затем перешел в Академический имени Пушкина где оставался до конца жизни.

Биография

Родился 14 (27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.

С 1912 года учился в гимназии № 10. В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и поступил в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, был зачислен в Мариинский театр.

В 1919—1922 годах — статист, затем артист-мимист Мариинского театра, Большого драматического театра и других театров. Играл в массовке и эпизодические роли в спектаклях, в организованных Мариинским театром массовых зрелищах — «Интернационал» (1919) «Мистерия освобожденного труда» (1 мая 1920 года), «К мировой коммуне» (19 июля 1920 года), «Взятие Зимнего дворца» (8 ноября 1920 года). С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.

В 1926 году окончил Санкт-Петербургский институт сценических искусств.

В 1926—1929 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929—1931 — артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931—1933 — Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933—1965 — Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Ушёл из театра за год до смерти из-за решения руководства уволить его жену в связи с сокращением кадров.

В 1926—1929 годах выступал на сцене Свободного театра совместно с П. Берёзовым и Б. Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторён в «Концерте на экране» (1940).

Умер 14 сентября 1966 года на 64-м году жизни в Ленинграде от развития эмфиземы лёгких и сердечной недостаточности. Похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

  • Жена (с 1929) — Нина Николаевна Черкасова-Вейтбрехт (1907—1980), актриса, в первом браке была замужем за сценаристом Б. Е. Старшевым (Пхором).
    • Дочь (род. 1931), погибла во время блокады Ленинграда.
    • Дочь (род. 1939), умерла в младенчестве.
    • Сын — Андрей (род. 1941).

Краткая биография

  • 1919 – поступил в студию мимистов и через три недели зачислен в труппу Мариинского театра статистом.
  • Природная пластичность привела Николая на балетную сцену: в 1920-1922 в балетах Петроградской студии молодого балета он исполнял характерные роли: Злого гения в «Лебедином озере» Чайковского, брамина и Дон-Кихота в «Баядерке» и «Дон-Кихоте» Минкуса и другие.
  • Черкасов мечтал о профессии, связанной с серьезной музыкой, но от поступления в консерваторию пришлось отказаться: его мягкий грудной баритон оказался слабым для оперы, а как пианист он был недостаточно подготовлен. В 1923 году Николай поступил в Институт сценических искусств.
  • 1925 – вместе с однокурсниками Г. Гуревичем, которого впоследствии заменил Б. Чирков, и П. Березовым создали комический танец-пародию «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Номер быстро стал популярным, актеров наперебой приглашали выступать на концертах, в кинотеатрах перед началом сеансов.
  • 1926 – поступил в труппу Ленинградского ТЮЗа. Дебют в роли Дон Кихота вызвал восторг зрителей и положительные отклики критики.
  • 1927 – окончил Институт сценических искусств. Дебют в кино: крохотная роль в немом фильме «Поэт и царь».
  • 1929-1931, весна – работал в Ленинградском и Московском мюзик-холлах, выступая большей частью с комическим танцем «Чарли Чаплин, Пат и Паташон», пользовавшимся сумасшедшей популярностью у публики.
  • 1931-1933 – работал в созданном в Ленинграде передвижном театре «Комедия», был занят в четырех спектаклях.
  • 1934 – приглашен в ленинградский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
  • 1934 – вышла на экраны звуковая комедия «Горячие денечки». Роль Кольки Лошака, одна из центральных, принесла артисту известность, его запомнили.
  • 1936 – снялся в фильме «Дети капитана Гранта» в роли неунывающего профессора Паганеля. После выхода фильма посыпались предложения ролей, причем не только комедийных.
  • 1936 – в фильме «Депутат Балтики» воплотил возрастной персонаж – 75-летнего профессора Полежаева. Роль выявила огромный актерский потенциал Черкасова, стала примером удивительного перевоплощения, вживания в образ.
  • 1937-1938 – сыграл царевича Алексея в фильме «Петр Первый» по роману А.Н. Толстого. Актеру удалось выразить противоречивость характера Алексея, в котором странным образом малодушие и трусость соседствует с душевной силой. Тончайший психологизм разработки образа сделал его подлинно трагическим. Одновременно на театральной сцене Николай Константинович исполнял роль Петра Первого.
  • 1938 – снимался у С. Эйзенштейна в роли Александра Невского. Кинолента, в которой великий полководец предстал в облике славянского былинного богатыря, завоевала народную любовь, стала лидером проката.

В фильме «Александр Невский» (1938)

  • 1941, август – с театром эвакуирован в Новосибирск.
  • 1942, декабрь – вместе с бригадой актеров прилетел в осажденный Ленинград, чтобы выступать с концертами на кораблях Балтийского флота.
  • 1943-1944 – съемки в Казахстане в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» в главной роли. В киноленте Черкасов стал полноправным соавтором-актером великого режиссера. Черкасову удалось не только выстроить роль по режиссерской версии, основой которой была графическая выразительность, пластическая актерская работа, но и углубить ее. Многообразие и точность пластики актер соединил с глубоким проникновением в психологию персонажа. Роль стала одной из вершин в творчестве Черкасова. Вторая серия фильма, работа над которой была закончена в 1946 году, вызвала недовольство Сталина, была запрещена и вышла на экраны только в 1958.

В фильме «Иван Грозный»

  • 1957 – на экраны вышел фильм Г. Козинцева «Дон Кихот» с Черкасовым в главной роли. Фильм с триумфальным успехом прошел во всем мире. Зрители разных стран, в том числе и на родине Дон Кихота, в Испании, признавали Черкасова величайшим актером, а его Дон Кихота – лучшим, превосходным воплощением героя Сервантеса.
  • 1958 – в театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера – первая постановка пьесы М. Булгакова «Бег» в СССР. Сложный и неоднозначный персонаж – генерал Хлудов становился в потрясающем исполнении Черкасова центральной фигурой спектакля.
  • 1964, июнь – увольнение из театра, ставшее для актера тяжелым ударом. Когда руководство театра объявило о сокращении нескольких актеров, в том числе и супруги Черкасова, он тоже написал заявление на увольнение. Удерживать его не стали.
  • 1966 – умер в Ленинграде.

Актер был активным общественным и государственным деятелем. С 1938 по 1958 год избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. Он помог множеству людей, приходивших со своими проблемами, не боялся заступаться за незаконно репрессированных, спасать тех, кому угрожал арест.

Детство и юность

Николай Черкасов, родившийся в 1903 году в Петербурге, был первенцем в семье служащего железной дороги Константина Александровича Черкасова и его супруги, домохозяйки, Анны Андриановны. Девяти лет Коля поступил учиться в гимназию. Поняв, что у сына отличный слух, Анна Андреевна начала обучать его игре на рояле, отец брал на концерты, спектакли, в оперный театр.

В юности

В подростковом возрасте интерес к музыке стал всепоглощающим: Николай совершенствовался в игре на рояле, посещал концерты, выступления известных музыкантов в Павловске, оперные спектакли, восхищался Шаляпиным. В 1919 году окончил обучение в трудовой школе.

В молодости

Образ Черкасова в культуре

  • Прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось, и на ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым был изображён профиль Николая Черкасова.
  • Известны живописные, графические и скульптурные портреты Н. Черкасова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе М. К. Аникушиным (1973).
  • Упомянут в книге С. Довлатова «Чемодан», в рассказе «Куртка Фернана Леже»

Во время съёмки фильма «Иван Грозный», после того как был отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль царя Н. Черкасову было очень трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. Режиссёр фильма С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий