Чернышевский Николай Гаврилович

Краткий анализ творчества

По замечанию литературоведа Ю. М. Лотмана, художественное творчество Чернышевского «неразрывно связано с борьбой, которую он вел как идеолог и политический вождь революционной демократии». Произведения Николая Гавриловича наполнены революционными патриотическими идеями. При этом важнейшей задачей писателя было правдивое изображение современной русской жизни.

Главное художественное произведение Чернышевского – роман «Что делать?», написанный во время заключения в Петропавловской крепости и впервые опубликованный в журнале «Современник» в 1863 году. Он создавался в спешке. Кроме того, автор практически не надеялся, что роман напечатают. Из-за этого произведение не лишено разного рода недостатков. «Что делать?» – роман, носящий политический и социально-утопический характер. Его главные герои – «новые люди», которые борются со старым миром, руководствуясь принципами «разумного эгоизма». Они честны, не способны на подлости, в критические моменты могут совершать решительные поступки. При этом им необходим человек, который бы их возглавил, повел за собой. В романе такой «особенный человек» – Рахметов, предстающий рыцарем без страха и упрека. По утверждению Г. В. Плеханова, «в каждом из выдающихся русских революционеров была огромная доля рахметовщины».

  • «Что делать?», краткое содержание по частям романа Чернышевского

  • «Что делать?», анализ романа Чернышевского

По писателю: Чернышевский Николай Гаврилович

Взгляды Чернышевского

Важно отметить некоторые особенности взглядов Чернышевского. На них повлияли такие школы, как французский материализм и гегельянство

В детстве писатель был ревностным христианином, но в зрелом возрасте стал активно критиковать религию, а также либерализм и буржуазию.

Особенно яростно он клеймил крепостное право. Еще до того, как был опубликован Манифест об освобождении крестьян Александра II, писатель в множестве статей и очерков описывал будущую реформу. Он предлагал радикальные меры, в том числе передачу земли крестьянам на безвозмездной основе. Однако Манифест имел мало общего с этими утопическими программами. Так как были установлены выкупные платежи, которые мешали крестьянам стать окончательно свободными, Чернышевский регулярно ругал этот документ. Положение русских крестьян он сравнивал с жизнью чернокожих рабов в США.

Чернышевский считал, что уже через 20 или 30 лет после освобождения крестьян страна избавится от капиталистического земледелия, и наступит социализм с общинной формой собственности. Николай Гаврилович ратовал за создание фаланстеров – помещений, в которых жители будущих коммун работали бы вместе для взаимной выгоды. Проект сей был утопическим, что неудивительно, ведь автором его выступал Шарль Фурье. Фаланстер был описан Чернышевским в одной из глав романа «Что делать?»

Ссылка

Чернышевский Николай Гаврилович почти не принимал участие в различных движениях общественности в течение следующих нескольких десятков лет. Ссылку писатель отбывал вначале на рудниках на границе с Монголией, а затем был переведен на Александровский завод.

Супруга Чернышевского, Ольга Сократовна, не пошла за ним, как это сделали многие жены декабристов. Она продолжила жить в Санкт-Петербурге вместе с детьми. Из-за этого многие друзья писателя считали, что супруга писателя совершенно его не любит.

Во время ссылки писатель жил довольно неплохо. Ему принадлежал отдельный домик, он занимался каторжными работами, а Ольга Сократовна и Н. Некрасов постоянно передавали ему деньги. Царская власть была милосердна к Николаю Гавриловичу Чернышевскому, поэтому в Сибири писатель продолжал творить. Спектакли, устраивавшиеся на заводе, проводились по сценарию публициста.

псевдофилософ

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма. В его философии безраздельно господствует «действительность», которая в зависимости от риторических целей принимает форму природы, сознания и научных законов.

За этим мировоззрением стоит гнозис, проникновение в царство свободы от социальных условностей.

Главенство действительности сводится у Чернышевского к свободе действовать, но не к свободе воли, которую Чернышевский категорически отрицал. Чернышевский был строгим детерминистом: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Благодаря свободе выбора (при отрицании свободы воли!) человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — «служение народу», «революционный гуманизм», исторический оптимизм.

Монизм Чернышевского – это цепь мнимых антиномий, где всё переходит во всё: действительность в идеал, идеал в искусство, искусство в действительность.

В его системе все доказательства являются мнимыми. Например, Чернышевский дает определение прекрасного:

«Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете — жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хоте­лось бы ему вести, какую любит он; потом и всякая жизнь, по­тому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение:
„прекрасное есть жизнь“;
„прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, ка­кова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот пред­мет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни“, —
кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного».

Из такого амбивалентного определения («прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, ка­кова должна быть она по нашим понятиям». – Выд. нами. Ред.) вытекает мнимоосмысленное определение искусства:

Он устанавливает свой произвольный закон о второстепенной роли пропаганды по сравнению с «действительностью», но для обожаемого им Лессинга готов «сделать исключение из устанавливаемого им общего социологического закона, говорящего о второстепенной и подчиненной роли литературы». «Правда, говорить он, таких исключений, когда литература является главною двигательницею исторического развитія, очень немного, и эпоха Лессинга как раз является одним из таких исключеній. От начала деятельности Лессинга до смерти Шиллера, в течение 50 лет, развитие одной из величайших европейских наций, будущность стран от Балтийского до
Средиземного моря, от Рейна до Одера, определялась литературным движением». Здесь уверенность Чернышевского «в могуществе разума и силе знания взяла в нем перевес над его материалистическими взглядами в социологии», – отмечает Стеклов.

Политическая идеология

Крестьянский вопрос

В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Педагогическая теория

В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.

Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.

Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.

Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.

Николай Гаврилович Чернышевский

Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.

Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове;
сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил
историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель
в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский
корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В
начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в
среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г.
Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7
годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на
Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу
отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской
области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию.
Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.

+ + +

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист
и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и
литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в
Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении
Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И.
Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских
социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил
диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности».
Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган
нарождавшейся революционной крестьянской демократии. 

В

«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное
философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев
В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный
деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск,
1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик,
философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.
2010).

Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о
будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).

Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь
революционно-демократического движения (Советская историческая
энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15.
ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Маслин M. А. Политическая радикализация
произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кулешов В.И. «Прекрасное» – это
«новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая
литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва,
Высшая школа, 1989).

Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России
связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь.
— М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально
Чернышевский не создал особой научной школы (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Коротков Ю.Н. Революционер и
мыслитель, писатель, экономист, философ
(Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е.
Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).

Прозаик и философ (Русские писатели и
поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
).

Социалист-утопист (Утопический
социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

…носят имя Чернышевского (Черная книга
имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте (сочинения Чернышевского,
статьи о нём, список литературы).

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Последний этап жизни: освобождение и смерть

По окончании каторги писателю должны были предоставить право выбрать место для дальнейшего проживания, но начальник жандармов решил отправить его в Вилюйск. Суровый климат способствовал ухудшению здоровья Чернышевского.

Революционеры неоднократно пытались освободить своего предводителя. Многие попытки остались нереализованными ввиду столкновения с властью. Вот еще один интересный факт в биографии Чернышевского Николая Гавриловича: в 1874 году писатель мог просить о помиловании, но он отказался.

В 1883 году благодаря графу Д. А. Толстому Николая Чернышевского отправили в Астрахань для дальнейшего проживания. Все это время ему помогал Некрасов. Находясь в ссылке, писатель занимался переводами, писал очерки. Спустя шесть лет ему было разрешено вернуться в родной Саратов, где он и скончался. Причиной смерти Чернышевского стало кровоизлияние в мозг.

Краткая биография Чернышевского Николая Гавриловича, предложенная читателю для ознакомления, дает представление о том, каким умным и удивительным человеком он был.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Приговор

Наконец в 1864 году состоялось оглашение приговора опальному писателю. Он отправлялся на каторгу в Нерчинск. Также приговор содержал пункт, по которому Николай Гаврилович должен был провести остаток жизни в вечной ссылке. Александр II изменил срок каторги на 7 лет. О чем еще может нам поведать биография Чернышевского? Кратко, буквально в двух словах, скажем о годах, проведенных философом-материалистом в неволе. Суровый климат и тяжелые условия сильно ухудшили его здоровье. Несмотря на это, писатель пережил каторгу. Позже жил в нескольких провинциальных городках, но так и не вернулся в столицу.

Еще на каторге его пытались освободить единомышленники, которые придумывали различные планы побега. Однако они так и не были реализованы. Время с 1883 по 1889 год Николай Чернышевский (биография его гласит, что это было под конец жизни революционера-демократа) провел в Астрахани. Незадолго до смерти он вернулся в Саратов благодаря протекции сына.

Память о Чернышевском

Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:

Географические названия

  • В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань и Иркутск, где жил и бывал писатель.
  • Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя.

Е. К. Максимов, “Имя твоей улицы”:

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) -великий русский революционный демократ, автор фило­софских, экономических и литературно-критических тру­дов.

Чернышевский родился в Саратове, здесь прошли его детские и юношеские годы.

После успешного окончания Петербургского универ­ситета Николай Гаврилович возвращается в Саратов и в 1851 —1853 годах преподает словесность в мужской гим­назии. На уроках молодой преподаватель стремился воз­будить интерес учеников к общественным вопросам, зна­комил не только с передовой литературой, но и с русской и всеобщей историей, воспитывал идеалы добра и спра­ведливости. Его демократические убеждения и творче­ские методы преподавания и воспитания выделяли его из среды преподавателей, а антикрепостнические настрое­ния вызывали недовольство начальства.

В 1853 году Чернышевский уезжает в Петербург, где защищает магистерскую диссертацию, начинает сотруд­ничать в «Отечественных записках» А. А. Краевского, становится сотрудником, а затем и руководителем жур­нала «Современник». С приходом Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова «Современник» стал органом револю­ционной демократии, идейным центром революционного движения 60-х годов.

В 1862 году за революционную деятельность Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере он написал свой знамени­тый роман «Что делать?», на котором воспитывался ряд поколений русских революционеров. После двух лет за­ключения в крепости его подвергли гражданской казни и отправили на каторгу в далекую Сибирь. Около двад­цати лет провел Чернышевский на каторге и в ссылке в Сибири, потом он был доставлен в Астрахань под надзор полиции, где прожил шесть лет. Лишь в 1889 году ему разрешили возвратиться на родину, в Саратов. Здесь Чернышевский прожил несколько месяцев, занимаясь литературным трудом.

Похоронен Н. Г. Чернышевский в Саратове на Воск­ресенском кладбище.

Памятники

Файл:Чернышевский.jpg Памятник Чернышевскому в Саратове. Скульптор А. П. Кибальников. Открыт в 1953 году.

Памятники Н.Г.Чернышевскому установлены в Саратове (на одноимённой площади, а также на могиле писателя), а также в Санкт-Петербурге, Вилюйске, Москве и посёлке Чернышевский.

Прочее

Также имя Н. Г. Чернышевского носят:

  • В Санкт-Петербурге: станция метро, а также сад имени Чернышевского.
  • Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
  • Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (город Бишкек).
  • Саратовский государственный университет.
  • Саратовский академический театр оперы и балета
  • Вилюйское педагогическое училище.
  • Забайкальский государственный университет.
  • С 1928 года имя писателя носит средняя школа № 1 города Семипалатинска (Казахстан).
  • Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
  • Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».

Семья

Дед (по матери) — Егор (Георгий) Иванович Голубев (1781—20.04.1818),  протоиерей саратовской Нерукотворенно-Спасской (Сергиевской) церкви, «был человек честный, учёный и любимый многими».

Бабка (по матери) — Пелагея Ивановна Голубева, урождённая Кириллова (1780—1847), дочь саратовского священника Иоанна (Ивана) Кириллова (около 1761—после 1821) и его супруги Мавры Порфирьевны (около 1761—после 1814). Была “типической, суровой, властной, непреклонной женщиной старого века, с характером, подчиняющим себе окружающих”. Имела двух дочерей.

Отец — Гавриил Иванович Чернышевский (5.07.1793—23.10.1861), старший сын дьякона села Чернышевки Чембарского уезда Пензенской губернии Ивана Васильева (1763—1809) и его супруги Евдокии (Авдотьи) Марковны (1767—1835); у него были сестра Степанида (1791—?) и брат Фотий (1794—?). После обучения в Тамбовском училище был переведен в Пензенскую семинарию, где и получил фамилию по месту рождения с.Чернышево Пензенской губернии – Чернышевский, для включения его в списки семинаристов. Женившись на дочери протоиерея Е. И. Голубева, в 1825 году стал протоиереем в Саратове; с 1826 член духовного правления. Знал языки и историю.

Мать — Евгения Егоровна Голубева (30.11.1803—19.04.1853), венчалась с Г. И. Чернышевским 7 июня 1818 года.

Тётка — Александра Егоровна Голубева (1806—15.08.1884), единственная сестра Е. Е. Чернышевской. Была дважды замужем: 1) за подпоручиком артиллерии Николаем Михайловичем Котляревским (ум. 28.08.1828), у них 3 детей: Любовь (1824—1852), Софья (1826—1827) и Егор (1828—1892); 2) с 1831 года за мелкопоместным дворянином Николаем Дмитриевичем Пыпиным (1808—1893), саратовским чиновником, от которого родила ещё 8 детей, в числе которых был А. Н. Пыпин.

Сестра — Пелагея Гавриловна Чернышевская (7.09.1825—25.09.1825), прожила меньше месяца.

Н. Г. Чернышевский был женат с 29 апреля 1853 года на Ольге Сократовне Васильевой (15.03.1833—11.07.1918), дочери саратовского доктора Сократа Евгеньевича Васильева (1796—1860) и Анны Кирилловны Казачковской, дочери генерал-лейтенанта К. Ф. Казачковского. Ольга Сократовна “была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой”. У них родилось 3 сыновей:

Александр (5.03.1854, Санкт-Петербург, — 17.01.1915, Рим, Италия), математик по образованию, всю жизнь увлекавшийся литературой.

Виктор (20.01.1857, Санкт-Петербург, — ноябрь 1860, там же), умер в детстве.

Михаил (7.10.1858, Санкт-Петербург, — 3.05.1924), был первым директором музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского. Был женат на Елене Матвеевне Соловьёвой (1864—1940)

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Сразу после знакомства Николай честно признался избраннице в своем «увлечении тем, за что могут отправить на каторгу», однако Васильеву это не пугало. Получив положительный ответ на предложение руки и сердца, мужчина стал вести «Дневник отношений с той женщиной, которая является моим счастьем». Кроме того, он приступил к реализации собственных революционных идей в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

  1. Саша.
  2. Миша.
  3. Витя.

Ранние годы писателя

Публицист родом из Саратова. Появился на свет 24 июля в 1828 году. Отец – священник, поэтому в течение трех лет он получал знания в семинарии. Несмотря на это, молодой человек не стал сторонником и последователем православия, а, наоборот, вступил в ряды его противников, отрекся от религии и всевозможных порядков.

Начиная с 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Петербурга. Помимо русской литературы, изучал Чернышевский биографии и деятельность известных историков Франции, которые совершили научный переворот. Также в ранние годы писатель увлекался западной философией, повлиявшей на его мировоззрение в будущем. На Николая Чернышевского также сильно повлияли работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Среди литераторов он высоко оценивал А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

Во время обучения писатель стал фурьеристом, и этого направления утопического социализма придерживался всю жизнь. В краткой биографии Николая Чернышевского достаточно сложно уместить все интересы писателя, он был довольно разносторонним человеком.

Окончив университет со званием кандидата, Николай Гаврилович Чернышевский уехал в город Саратов, где устроился учителем русского языка в гимназии. Начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и бунтарским настроениям. Ситуацию усугубляло и то, что своими взглядами и настроениями писатель делился с учениками.

Цитаты

«Прогрессивные люди в Европе, так восхищавшиеся Северо-Американскими Штатами, с такой гордостью ставившие их в пример всем европейским нациям, смущены и скомпрометированы слабостями, какие обнаружились в их идеале» (Из рецензии () Чернышевского на «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» американского экономиста Г. Кэри).

«Если бы экономисты отсталой школы понимали неизбежность влияния государства на экономические отношения, они, вероятно, вместо пустых толков об утопической системе невмешательства занялись бы определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ неизбежного вмешательства» (Экономическая деятельность и законодательство).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий