Чиппендейл, Томас

Память о Чиппендейле[править | править код]

  • Согласно городской легенде, имена главных героев диснеевского мультфильма про Чипа и Дейла родились из каламбура — от фамилии Томаса Чиппендейла. По-английски название мультсериала звучит как «Чип энд Дейл».
  • В честь Томаса Чиппендейла назван сорт роз Rosa ‘Chippendale’.
  • С именем мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла и созданной им некой гренадилловой шкатулкой связан детективный роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка».
  • С творчеством мастера связан сюжет рассказа Роальда Даля «Четвёртый комод Чиппендейла».
  • По мотивам рассказа Роальда Даля в 2012 году была выпущена короткометражка “Чиппендейл” с Виктором Сухоруковым в главной роли.

Английское рококо

Определенную роль в судьбе стиля рококо сыграло открытие мебельщиками свойств красного дерева (махагони), попавшего в Европу в 1725 году с английским судном, капитан которого, плывя с Ямайки, использовал его в качестве балласта. Чиппендейл одним из первых стал английским краснодеревщиком. Податливая для инструментов резчика древесина, которую везли в Англию с Кубы и из Гондураса, была удобна для изготовления как крупных, так и мелких деталей с их тонкой резной проработкой. Она оказалась подходящей также и для облицовки местных материалов.

Еще в конце 40-х годов XVIII века Чиппендейл резко уменьшает массивность мебели, изыскивает пропорции, делающие изделия более легкими по зрительному ощущению, изящными в целом и в деталях. Существенное отличие его мебели от французской заключалось и в том, что он не скрывал фактуру дерева под левкасом, краской и позолотой, как это делали французские мастера, а покрывал поверхности только воском. И все же он не отходит от “стиля королевы Анны” полностью. Более того, он соединяет воедино черты прежней мебели с объемными рокайльными украшениями в виде раковин и завитков. Также значительное место в арсенале его декоративных средств заняли мотивы, почерпнутые из поздней готической архитектуры и декоративного искусства Китая. Оригинально переработав и весьма органично соединив все эти разнородные элементы, Чиппендейл выработал собственный стиль, который еще при жизни мастера стал называться его именем. Характерная особенность стилистики Чиппендейла уже в это время – полное отсутствие попыток применить технику интарсии, маркетри или мозаики для декорирования поверхностей изделий. Только естественные текстура и цвет махагони, усиленные вощением.

Следует отметить, что вторая половина XVIII века – время быстрого превращения Англии в мировую колониальную империю первой величины. Британские политики, интеллектуалы и деятели бурно развивавшейся промышленности не могли мириться с гегемонией Франции как законодательницы моды и вкусов. Они искали собственные корни и идеалы. И, конечно, “экстренный оригинальный продукт”, соответствующий их желаниям, мог оказаться лишь эклектическим смешением из разных источников, но непременно мирового значения. С решением этой задачи в дизайне мебели блестяще справился Томас Чиппендейл, соединив чопорную умеренность барочного “стиля королевы Анны”, экзотический колониальный аромат Востока, космическую математичность готики, “вечные” античные мотивы классицизма, изобретательную изысканность рококо. Без сомнений, Чиппендейл явился зачинщиком той стилевой эклектики, которая наметилась в европейской архитектуре и прикладном искусстве в последней четверти XVIII века (во “втором классицизме”) и буйно расцвела в XIX веке (ампир, бидермейер и псевдостили). Успех Чиппендейла в большой степени объясняется тем, что он талантливо сумел следовать главному для “дикого капитализма” коммерческому закону: выигрывает тот, чей продукт по нраву наибольшему числу потребителей.

Однако условия, в которых в то время работали английские мастера мебели, были, по сравнению с Францией, весьма неблагоприятными для реализации честолюбивых устремлений. Имела место мощная конкуренция, а главное – в Англии не было ничего подобного тому простому институту формирования моды, который давно существовал во Франции, где новые веяния возникали и реализовывались при королевском дворе, а затем “спускались” с вершины пирамиды до низов общества. В Англии, по сути, не было королевских архитекторов, живописцев, оружейников, мебельщиков и т. д., не было и королевских мастерских.

Биография[править | править код]

Сын плотника и мастера-мебельщика из Йоркшира, Томас Чиппендейл предпочитал работать с неокрашенным и полированным красным деревом, используя в качестве декора рельефную резьбу. В 1752 году он открыл в Лондоне собственную мастерскую, нанял около 20 рабочих, и принялся за усовершенствование существующих форм мебели. Наиболее характерные черты мебели Чиппендйла: ажурные (прорезные) спинки стульев и кресел — идея почерпнутая им из традиционной крестьянской английской мебели, использование китайских и готических мотивов, а также изогнутые ножки типа кабриоль.

В 1754 году Чиппендейл опубликовал альбом гравированных рисунков мебели, в том числе собственных проектов, под претенциозным названием «Указатель для джентльмена и краснодеревщика» (англ. “The Gentleman and Cabinet Maker’s Director”; распространённый вариант перевода: Указатель для клиентов и краснодеревщиков, в русской литературе известен под сокращённым названием Директор). Это иллюстрированный каталог, в который Чиппендейл поместил 160 гравюр на меди с описанием пяти классических ордеров в архитектуре, которые он якобы применил для создания собственных проектов. В первом издании «Директора» представлены образцы мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes» (готических, китайских и современных вкусов). Второе издание 1759 года дополнено новыми гравюрами и проектами. В третьем издании 1762 года число листов достигает двухсот с изображениями более 375 предметов мебели. Книга Чиппендейла вопреки названию была востребована самым широким кругом ремесленников и покупателей, что принесло автору популярность и значительную коммерческую выгоду.

В 1760-е годы под влиянием проектов Роберта Адама и фирмы «Адельфи» Томас Чиппендейл перешёл от форм рокайля к более строгим решениям, отмеченным влиянием эстетики классицизма. Чиппендейл разработал оформление интерьеров и меблировки Харвудского дворца под Лидсом. На закате жизни отошёл от дел, передав управление мастерской своему сыну Томасу Чиппендейлу Младшему (1749—1829).

Подлинная «чиппендейловская мебель» отличается прочностью, качеством обработки материала и удобством. Однако на современном рынке под этим названием реализуют изделия разных производителей неровного качества, как правило, поверхностно подражающие образцам из чиппендейловского «Руководства».

Стиль «чиппендейл»

Томасу Чиппендейлу удавалось органично сочетать традиции рационализма английской крестьянской мебели, например знаменитых виндзорских стульев, эстетики георгианского стиля (времени правления английского короля Георга II из Ганноверской династии, 1727—1760), влияние французского рококо и восточного, главным образом китайского искусства — модного в то время шинуазри. Близкие в стилевом отношении образцы создавали другие знаменитые английские мастера: архитектор Уильям Чемберс и, несколько позднее, мебельщики Томас Шератон и Джордж Хэпплуайт. Двое последних и Томас Чиппендейл образуют, как иногда говорят, «большую тройку» в искусстве английской мебели. Но именно чиппендейловский стиль оказался наиболее успешным. Его характерные черты, или носители стиля, — прорезные «ленточные спинки» кресел и диванов (англ. riband backs), ножки типа кабриоль с утолщением и рельефным орнаментом в верхней части, а внизу — сделанные в виде когтистой лапы, сжимающей шар. Иногда стиль чиппендейл именуют английским рококо, но он существенно отличается от французских образцов строгостью и рациональностью, хотя также изящен и легок. В сравнении с предыдущим стилем королевы Анны начала XVIII в., который весьма условно называют английским барокко, стиль Чиппендейла сдержаннее и камернее. В альбоме «Директор» Чиппендейл продемонстрировал свободное развитие темы рокайля, вариации и фантазии на восточные мотивы, S-образные завитки в сочетании с готическими элементами, античными акантами, изображениями китайских драконов и пагод. В пространных подписях к собственным проектам Чиппендейл с гордостью замечал: «Мало кто из мастеров может это исполнить».

Мебель Чиппендейла получила распространение на протяжении нескольких столетий, в том числе и в России. Наиболее полное собрание хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, другие — в Хэревуд-хаус в Йоркшире, Пэкстон-хаус в Шотландии. «Чиппендейловские стулья» можно увидеть во многих интерьерах дворцов-музеев Санкт-Петербурга и пригородов.

Примечания

  1. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 86
  2. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 2. — Р. 240
  3. Кес. Д. Стили мебели. — Будапешт, 1979. — С 47
  4. А. Батенин. Томас Чиппендель и его мебель // Архитектура СССР : Журнал. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. — № 11. — С. 81—83.
  5. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835-52.
  6. Власов В. Г.. «Чиппендейл» стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 504—505

Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale)

(1718–1779)

Одной из значительнейших фигур в истории европейского мебельного искусства является английский мастер-краснодеревщик и дизайнер Томас Чиппендейл.

Имя Томаса Чиппендейла стало синонимом Лондона XVIII столетия, ровно как и высочайшей маркой британского мебельного дизайна этого времени. Как имя Страдивари ассоциируется с уникальными скрипками, так и имя Чиппендейл – стало обозначением эпохи дизайна, пришедшей вслед за рококо – в преддверье классицизма. Томас Чиппендейл заслуженно считается самым знаменитым дизайнером мебели всех времен. Термин «Чиппендейл» стал родовым для обозначения мебели, произведенной в Лондоне между 1750 и 1765 годами, а также для вневременного понятия о совершенном дизайне.

Родился Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale), точнее – был крещен, в небольшом городке Отли (графство Йоркшир в Англии) 5 июня 1718 года. Отец его, Джон Чиппендейл (1690 – 1768) был мебельным мастером , который вторично женившись имел еще семь детей. Многие из его детей впоследствии пошли по стопам отца и также занимались изготовлением мебели.

Детство и юность Томаса прошли со столярными инструментами в руках, среди стружек и лаков, в окружении свежепахнущих резных деталей кресел, стульев и зеркальных рам в стиле “королевы Анны”, на изготовлении которых специализировался Чиппендейл-старший. Семья мечтала о том, что их сын продолжит дело отца.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий