Детские и юношеские годы
Корней Чуковский – это псевдоним поэта, его настоящее имя – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился он в Санкт-Петербурге 19 марта 1882 года. Его мать, полтавская крестьянка Корнейчукова Екатерина Осиповна, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона, приехавшего в Санкт-Петербург из Одессы.
Горничная Катерина три года жила в незаконном браке с хозяйским сыном студентом Эммануилом Соломоновичем, родила от него двоих детей – старшую дочь Марусю и мальчика Николая.
Однако отношениям своего сына с крестьянкой воспротивился отец Эммануила. Левенсоны были владельцами нескольких типографий в разных городах, и такой неравный брак никогда не мог стать законным. Вскоре после того, как родился будущий поэт, Эммануил Соломонович оставил Екатерину и сочетался браком с женщиной своего круга.
Мама Корнея Чуковского с двумя малыми детьми была вынуждена уехать в Одессу. Здесь на Новорыбной улице они поселились в небольшом флигеле. Всё детство маленького Николая прошло в Николаеве и Одессе. Как вспоминает поэт о своих ранних годах: «Мать воспитывала нас демократически – нуждою». Много лет Екатерина Осиповна хранила и часто рассматривала фотографию бородатого мужчины в очках и приговаривала при этом детям: «Не сердитесь на своего папку, он хороший человек». Эммануил Соломонович иногда помогал Катерине деньгами.
Однако маленький Коля очень стеснялся своей незаконнорожденности и страдал от этого. Ему казалось, что он самый нецельный человечек на земле, что он один-единственный на планете, рождённый вне закона. Когда другие дети рассказывали про своих отцов, бабушек и дедушек, Коля краснел, начинал что-то придумывать, лгать и путаться, и тогда ему казалось, что за спиной все шепчутся о его незаконном происхождении. Он так и не смог простить отца за своё нерадостное детство, бедность и клеймо «безотцовщины».
Маму свою Корней Иванович очень любил и всегда вспоминал о ней с теплотой и нежностью. С раннего утра до позднего вечера она стирала и гладила другим людям, чтобы заработать денег и прокормить детей, при этом умудрялась успевать вести дом и вкусно готовить еду. В их комнатке во флигеле всегда было уютно и чисто, даже нарядно, потому что стояло много цветов и повсюду висели расшитые узорами занавески и полотенца. Всё всегда сверкало, мама была необыкновенной чистюлей и в их маленькое жилище вкладывала свою широкую украинскую душу. Она была неграмотной крестьянкой, но приложила все усилия, чтобы её дети получили образование.
В пятилетнем возрасте мать отдала Колю в детский сад мадам Бехтеевой. Он хорошо запомнил, как там рисовали картинки и маршировали под музыку. Потом мальчик пошёл учиться во вторую одесскую гимназию, но после пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения. Тогда он занялся самообразованием, изучал английский язык и очень много читал книг. Литература вторглась с его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора.
У Николая было очень много друзей, с которыми он бегал на рыбалку или запускал воздушного змея, лазил по чердакам или, спрятавшись в больших мусорных ящиках, мечтал о путешествиях в дальние страны. Он пересказывал мальчишкам прочитанные книги Жюля Верна и романы Эмара.
Чтобы помочь матери, Николай пошёл работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы. Однако чем старше он становился, тем менее нравилась ему мещанская Одесса, он мечтал уехать отсюда в Австралию, для чего и учил иностранный язык.
Коварный Фичас
Детский писатель и поэт Корней Чуковский родился в 1882 году в Санкт-Петербурге, но уже в возрасте нескольких лет он оказался в Одессе. Казалось бы, ребенок должен быть этому только рад. Но все, однако, было не так просто.
Вот одна лишь из сценок «счастливого детства», описанная Корнеем Ивановичем в повести «Серебряный герб»: «Я беру зеленое ведро и быстро выбегаю на улицу.
Кран – в доме Петрококино, на далеких задворках, где тоже волы, биндюги и биндюжники… Через минуту я уже с полным ведром снова шагаю по Рыбной.
Возле дома Вагнера я останавливаюсь отдышаться, ставлю ведро на панель, хоть и знаю, что мне угрожает опасность, потому что дом Вагнера – особенный дом. В нем живут мои враги. Я никогда не решился бы пойти в этот дом, так как твердо уверен, что там выкололи бы мне глаза, вырвали бы язык, отрубили бы уши.
Дом набит озорными мальчишками…
Я перехожу на другую сторону… Я бегу что есть силы. Но вода выплескивается из ведра, и нужно замедлить шаг. В руке у Фичаса кизяк – круглый, черный, засохший воловий навоз.
– Опа-па! – кричит Фичас, как краснокожий индеец, и скачет через улицу ко мне.
Я отбегаю к воротам казармы. Из ведра выплескивается еще больше воды. Я ставлю ведро у стены, Фичас снова кричит «опа-па» и с разбегу ударяет меня головою в живот. Я отлетаю к стене и с отчаянием вижу, как он дважды плюет в ведро и швыряет туда весь свой кизяк. Слюна у него белая, как лошадиная пена».
За других детей было кому заступиться. Но не за Колю Корнейчукова (именно так его назвали при рождении, Корней Иванович Чуковский – литературный псевдоним, который сделался официальным именем). Его мать, крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова была прислугой в доме его отца, почетного гражданина Одессы Эммануила Соломоновича Левенсона. Они полюбили друг друга, но брак между иудеем и христианкой был в России запрещен.
Совместное счастье, однако же, длилось недолго. Уставший от такого полулегального положения, Эммануил Соломонович официально женился на враче Кларе Исааковне Рабинович, после чего молодые переехали в Баку, где глава семейства занялся издательским бизнесом.
Коля Корнейчуков. 1897 г. Фото с сайта chto-chitat-detyam.ru
Несколько лет Коля ходил в одесскую гимназию, однако же потом его отчислили, в соответствии с так называемым «циркуляром о кухаркиных детях».
Этот циркуляр был принят в 1887 году и предписывал освобождать гимназии и прогимгназии от «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Коля Корнейчуков ни в коей мере не считался «одаренным гениальными способностями». По большому счету он был двоечником, и не исключено, что если бы не циркуляр, его отчислили бы просто за неуспеваемость.
Таким образом, у мальчика не было ни средств к более или менее сносному существованию, ни физических сил постоять за себя, ни нормального, полноценного занятия, ни отца, ни даже отчества, незаконнорожденным, опять же, в соответствии с законом, отчество не полагалось.
Отчество «Иванович» было придумано уже потом, вместе с фамилией и именем.
Зато у Коли были книги, которыми мальчик зачитывался до одури. Все свободное от заработков время (носил подписчикам газеты, расклеивал афиши и так далее) он посвящал литературе. И не только как читатель, но и как начинающий популяризатор.
На одесском пляже сформировался своего рода клуб, в который входила местная детвора. Неформальным лидером этого клуба стал именно Корнейчуков.
Дети либо сидели в «каламашках» – больших коробках для мусора, либо уходили в море на весельной лодке, и Корней Иванович пересказывал прочитанное.
Очень увлеченно пересказывал. Дети его любили. Но перед Фичасом и ему подобными были, к сожалению, бессильны.
Интересные факты
- Интересно то, что Чуковский основал целую литературную династию. Его сын Николай Корнеевич Чуковский и дочь Лидия Корнеевна Чуковская также стали знаменитыми писателями. Николай писал кратко литературные воспоминания о поэтах и писателях Серебряного века, которые были вхожи в дом его отца, а Лидия стала писательницей – диссидентом.
- Второй сын писателя – Борис Корнеевич – погиб в начале Великой Отечественной войны на фронте.
- Известно, что Чуковский был дружен с О. Maндельштамом и В. Маяковским. В его “Чукоккале” оставлял свои автографы и рисунки Н. Гумилев.
- В честь Мухи-Цокотухи, одной из самых известных героинь Чуковского, в 1992 году энтомолог А. П. Озеров назвал новый род и вид мух-муравьевидок из отряда Diptera – mucha tzokotucha.
- Чуковский был Оксфордским почетным доктором литературы, но из-за того, что учил английский язык по самоучителю, до конца жизни разговаривал с сильным акцентом, так что англичане его с трудом понимали.
Оценка по биографии
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценкуСредняя оценка: 4.5 баллов. Всего получено оценок: 98.
Личная жизнь
Первая и единственная любовь пришла к Корнею Ивановичу совсем в юном возрасте. В Одессе на соседней улице проживала еврейская семья Гольдфельд. У главы семейства бухгалтера Арона-Бера Рувимовича и его супруги домохозяйки Тубы Ойзеровны подрастала дочь Мария. Черноглазая и пухленькая девушка очень нравилась Чуковскому.
Когда выяснилось, что и он Маше не безразличен, Корней сделал ей предложение. Однако родители девушки были против этого брака. Отчаянная Мария сбежала из дома, и в 1903 году влюблённые обвенчались. Это был первый, единственный и счастливый брак для обоих.
В семье родилось четверо детей, троих из них отец Корней Иванович Чуковский пережил.
В 1904 году появился на свет их первенец – сын Коля. Как и отец, всю жизнь он занимался литературной деятельностью, став знаменитым советским писателем Николаем Корнеевичем Чуковским. Во время Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, оставался в блокадном городе. В 1965 году он скончался внезапно во сне. Смерть сына стала для 83-летнего Корнея Ивановича тяжелейшим ударом.
В 1907 году в семье Чуковских родилась дочь Лидия, которая тоже стала писательницей. Самые известные её произведения – повести «Софья Петровна» и «Спуск под воду», а также значительное произведение «Записки об Анне Ахматовой».
В 1910 году родился сын Борис. В 31-летнем возрасте он погиб недалеко от Бородинского поля, возвращаясь из разведки. Это случилось практически сразу после начала Отечественной войны, осенью 1941 года.
Самая младшенькая дочь Мария в семье Чуковских родилась в 1920 году. Поздний ребёнок был всеми безумно любим, её ласково называли Мурочка, именно она стала героиней большинства детских рассказов и стихов отца. Но ближе к 10 годам девочка заболела, у неё был неизлечимый костный туберкулёз. Малышка ослепла, перестала ходить и сильно плакала от боли. В 1930 году родители отвезли Мурочку в Алупкинский санаторий для детей-туберкулёзников.
Два года Корней Иванович жил, как во сне, ездил к больной дочери, вместе с ней сочинял детские стихи и сказки. Но в ноябре 1930 года девочка умерла на руках у отца, он собственноручно сделал для неё гроб из старого сундука. Мурочку похоронили там же, в Крыму.
Именно после её смерти свою любовь к дочери он перенёс на всех детишек Советского Союза и стал всеобщим любимцем – дедушкой Корнеем.
Его супруга Мария умерла в 1955 году, раньше мужа на 14 лет. Каждый день Корней Иванович ходил на её могилу и вспоминал счастливые моменты их жизни. Он отчётливо помнил её бархатную кофточку, даже запах, их свидания до рассвета, все радости и беды, которые им приходилось переживать вместе.
Две внучки и три внука продолжили род знаменитого детского поэта, очень много правнуков у Корнея Ивановича. Кто-то из них связал свою жизнь с творчеством, как дедушка, но есть в родословном древе Чуковских и другие профессии – доктор медицинских наук, продюсер дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс», инженер-связист, химик, кинооператор, историк-архивист, врач-реаниматолог.
В последние годы жизни Корней Иванович проживал в Переделкино на даче. Часто у себя он собирал детишек, приглашал на такие встречи известных людей – артистов, лётчиков, поэтов и писателей. Детвора обожала эти посиделки с чаем на даче у дедушки Корнея.
28 октября 1969 года Корней Иванович скончался от вирусного гепатита. Похоронили его на кладбище в Переделкине.
На этой даче сейчас действующий музей писателя и поэта дедушки Корнея.
Тяжелый период
Однако этот успех привлек не только внимание читателей. Партийные функционеры того времени увидели в забавных сказках критику существующей власти
«Неуважением к ребенку» назвала эти книги Н.К. Крупская, в литературных кругах того времени бытовало презрительное словцо «чуковщина» — так говорили о детских книгах, чьи авторы были неугодны. Однако, несмотря на запреты его книг, творчество Чуковского было по-прежнему популярно.
В 30-е годы в Сталинграде была установлена скульптурная композиция по мотивам его сказки. «Дети и хоровод» (она же «Крокодил») стали символом города после Великой Отечественной войны, как немногое, что чудом уцелело в Сталинграде.
В этот тяжелый период детская литература для Корнея Ивановича ушла на второй план, но он продолжал работать с детьми. Его интересовала детская психология, он полностью включился в новое дело. Для писателя развитие ребенка, его первые шаги, слова и мысли были особенно важными. В 1936 году он выпустил книгу своих наблюдений за малышами «От двух до пяти».
Также Чуковский начинает выпускать произведения известных английских писателей (таких, как например, Р.Киплинг), но в более простом, адаптированном для детей варианте. В 60-е годы, несмотря на тотальную антирелигиозную политику в стране, он начинает работать над адаптацией Библии для детей. Конечно, многое пришлось заменить и убрать — Бог, например, стал «Великим волшебником Яхве». К сожалению, книга «Вавилонская башня и другие древние легенды» из-за внешнеполитических коллизий так и не увидела своего читателя.
Образец сочинения
У главного героя произведения Корнея Чуковского нелёгкая работа, так как он всё время должен отвечать на звонки. Ему постоянно кто-нибудь звонит с просьбами, а он никому не может отказать. Я думаю, что у этого персонажа большое сердце, которое просто не может не беспокоиться о том, что каждую минуту кому-то нужна его помощь.
Кто только ему не звонил, чтобы попросить либо шоколад, либо галоши, либо книжки, либо какие-то капли от живота. И даже звонил настоящий носорог, который просто кричал в трубку, прося о помощи.
Нравится и запоминается эта стихотворная сказка тем, что все разговоры представлены в виде маленьких диалогов, от чтения которых невозможно устать. Действие в них быстро развивается. Просьбы все необычные и неожиданные. Например, свинья решила спеть дуэтом с соловьём, но ведь их голосовые данные разные! Как же они могут вместе петь? Но она этого даже не понимает.
Автор пытался донести до своих читателей главную мысль, что не стоит беспокоить людей в ночное время, нужно уважительно относиться друг к другу и соблюдать культуру общения.
Безусловно, понравился в этой сказке главный герой, так как он оказался очень терпеливым и отзывчивым человеком. Он заслуживает уважение и благодарность.
Последние годы
В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия).
На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.
В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.
Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:
«Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде.
Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.
Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…»
Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто.
Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру — секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.»
Похоронен на кладбище в Переделкине. Читайте еще: Агния Львовна Барто биография.
Детские годы
Корней Чуковский (биография кратко описана в нашей статье) родился в конце марта 1882 года. Его родным городом стал Санкт-Петербург. Настоящее имя известного писателя — Николай Корнейчуков.
Мать писателя, Екатерина Осиповна, работая прислугой в доме врача Соломона Левинсона, влюбилась в его сына Эммануила и стала жить с ним гражданским браком. Через некоторое время Екатерина Осиповна рожает дочь Марию, а через три года сына Николая, который потом и станет детским писателем.
Несмотря даже на то что общество осуждало такой поступок сына богатого врача, этот гражданский брак просуществовал семь лет. Но затем дед поэта, который был категорически против этой связи, не выдержал и выставил Екатерину Осиповну вместе с маленькими детьми на улицу. Это произошло в 1885 году. Мать Чуковского тогда не могла позволить себе снять какое-либо жилье, поэтому она вынуждена была уехать в Одессу, где жили ее родственники. Позднее в своей автобиографической повести «Серебряный герб» Корней Иванович признавался, что Одессу он так и не смог полюбить.
Краткая биография Чуковского
Корней Иванович Чуковский
Корней Иванович Чуковский родился 31 марта(19 марта по старому стилю) в 1882 году в Санкт-Петербурге. Настоящее имя – Николай Корнейчуков. Мама – Екатерина Осиповна Корнейчукова работала прислугой в семье Левенсонов. Отец – Эммануил Соломонович Левенсон.
В 1885 году из-за разного социального происхождения отец бросает семью, и Екатерина Осиповна вынуждена уехать с двумя детьми (старшая Мария и младший Николай) в Одессу к родственникам. В Одессе проходит детство и юность Чуковского. В 1887 году мать отдает его в детский садик мадам Бехтеевой. Здесь он подружился с Владимиром Евгеньевичем Жаботинским. Пять лет обучается в гимназии, но из-за закона о запрете обучаться в гимназиях детям низкого происхождения, был отчислен в 1895 году. После этого Корней Иванович занялся самообразованием и одновременно работал, то разносчиком газет, то расклейщиком афиш. В этот период Чуковский самостоятельно изучает английский язык и начинает увлекаться мировой литературой.
В 1901 году благодаря помощи своего друга Жаботинского устраивается журналистом в «Одесские новости». В 1903 году венчается с Марией Борисовной Гольдфельд в Одессе. Их отношения продлятся всю жизнь. В 1903 году ответственное отношение к работе дает возможность Корнею Ивановичу поехать от газеты в Лондон в качестве журналиста. Здесь он открывает для себя английскую литературу. Занимается переводами на русский язык Киплинга, Уитмена и Уайльда. В 1904 году возвращается в Одессу. Продолжает заниматься журналистикой и одновременно пишет критические статьи для различных изданий. В 1905 году принимает участие в выпуске журнала «Сигнал». После четвертого выпуска журнала в 1906 году Чуковского арестовывают, за критику и сатиру в адрес власти. Спустя девять дней получает оправдательный приговор.
Осенью 1906 года пережать жить в Куоккалу (сейчас Репино) на берегу Финского залива. Здесь начинает создавать альманах «Чукоккала», записи в котором оставят многие известные люди. Впервые альманах будет опубликован в 1979 году. В 1907 году публикует перевод Уолта Уитмена, что приносит ему популярность в литературных кругах. Одновременно печатается во многих изданиях с критическими статьями. В 1908 году выходит в свет сборник критических статей о Чехове, Бальмонте, Куприне, Горьком и других «От Чехова до наших дней». Сборник пользуется высокой популярностью и за год три раза переиздается. В 1916 году второй раз едет в Англию в качестве журналиста.
В 1916 году, после просьбы Горького, начинает работать в детском отделе издательства «Парус» и увлекается написанием детских сказок: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище» и др. С 1918 по 1924 входил в руководство издательства «Всемирная литература». В 1928 году выходит статья Крупской с резкой критикой «Крокодила». Это послужило началом массовой критике Чуковского, что заставило его на некоторое время публично отречься от написания сказок. В 1928 выходит книга «От двух до пяти» состоящая из различных детских высказываний. Книга дополнялась, и переиздавалась более двадцати раз. С 1930 года занимается переводами и теорией художественного перевода.
С тридцатых годов постоянно живет на даче в Переделкино. Только с 1941 по 1943 уезжает в эвакуацию в Ташкенте. На своей даче, после войны, устраивает встречи с местными детьми. Читает им стихи, беседует, приглашает разных знаменитостей.
В 1952 году выходит монография «Мастерство Некрасова», над ней он работал с 1917 года. За этот труд ему присуждают Сталинскую премию. В 1962 году получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. В 1957 году начинает создание библиотеки в Переделкино, которую в 1962 передает в дар государству. В 1958 Чуковский поздравил Пастернака с присуждением Нобелевской премии. В 1963 году знакомиться с Солженицыным и помогает с изданием его произведений. В 1964 году заступается за Иосифа Бродского, которого власть обвиняет в тунеядстве. В 1966 году был одним из авторов открытого письма к Брежневу против реабилитации Сталина.
В шестидесятых годах с группой писателей пишет детский вариант Библии «Вавилонская башня и другие древние легенды». В 1968, после издания, весь тираж уничтожается. До читателей книга дойдет лишь после повторного издания в 1990 году.С 1965 года начинается публикация полного собрания сочинений Чуковского.
Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года в больнице под Москвой. Похоронен на кладбище в Переделкино. Дачу в Переделкино сделали домом-музеем Чуковского.
Список произведений
Сказки
- Собачье царство (1912)
- Крокодил ()
- Тараканище (1921)
- Мойдодыр ()
- Чудо-дерево (1924)
- Муха-цокотуха ()
- Бармалей ()
- Путаница (1926)
- Федорино горе (1926)
- Телефон ()
- Краденое солнце ()
- Айболит ()
- Айболит и воробей
- Топтыгин и Лиса (1934)
- Одолеем Бармалея! (1942)
- Приключения Бибигона (1945—1946)
- Топтыгин и Луна
- Цыплёнок
- Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
- Приключения белой мышки
- Так и не так
Стихи для детей
- Обжора
- Слониха читает
- Закаляка
- Поросёнок
- Ёжики смеются
- Бутерброд
- Федотка
- Черепаха
- Свинки
- Огород
- Песня о бедных сапожках
- Верблюдица
- Головастики
- Бебека
- Радость
- Пра-пра-правнукам
- Ёлка
- Муха в бане
Пересказы известных сказок
- Джек — покоритель великанов (из английского фольклора)
- Храбрый Персей (по мотивам греческих мифов)
- Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)
Воспоминания
«Современники». ЖЗЛ,
Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — ISBN 5-85887-254-9.
Дневник (1901—1929) / Подготовка текста и комментарии Е. Ц. Чуковской. Вступительная статья В. А. Каверина. — М.: Советский писатель, 1991. — 544 с. — ISBN 5-265-01523-X.
Дневник (1930—1969) / Составление, подготовка текста, комментарии Е. Ц. Чуковской. — М.: Современный писатель, 1995. — 558 с. — ISBN 5-265-02547-2.
- Современники
- Воспоминания о Репине
- Юрий Тынянов
- Борис Житков
- Ираклий Андроников
Статьи
- История моего «Айболита»
- Как была написана «Муха-Цокотуха»
- Признания старого сказочника
- Страничка Чукоккалы
- О Шерлоке Холмсе
- Вербицкая (она же позднее — Нате Пинкертон)
- Лидия Чарская
Издания сочинений
- Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1965—1969.
- Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. — М.: Правда — Огонёк, 1990. / составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
- Чуковский К. И. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2008.
- Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2001—2009 (электронная версия — 2013).
- Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — 2-е изд. испр. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-85887-280-1.
Экранизации произведений
- — м/ф «Мойдодыр» — не сохранился
- — м/ф «Тараканище»
- — «Доктор Айболит» (реж. Владимир Немоляев)
- — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
- 1939 — м/ф «Лимпопо» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
- — м/ф «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
- — м/ф «Краденое солнце» (реж. Иван Иванов-Вано)
- — м/ф «Телефон» (реж. Михаил Цехановский) — изображён художником в качестве автора
- — м/ф «Павлиний хвост» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
- — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
- — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Дёжкин и Владимир Сутеев)
- — м/ф «Тараканище» (реж. Владимир Полковников) — изображён художником в качестве автора, роль писателя озвучил Юрий Филимонов
- — «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)
- — м/ф «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)
- — м/ф «Федорино горе» (реж. Наталия Червинская)
- 1974— м/ф «Путаница» («Весёлая карусель» № 6)
- — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Степанцев)
- — м/ф «Краденое солнце» (реж. Натан Лернер)
- — м/ф «Бибигон»
- — м/ф «Путаница»
- — м/ф «От двух до пяти»
- — м/ф «Ваня и крокодил» (реж. Наталья Дабижа
- 1984 — «На миг оглянуться…» (реж. Вячеслав Колегаев)
- — м/ф «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)
- 1985 — м/ф «Чудо-дерево» («Весёлая карусель» № 16)
- 1985 — к/м «Телефон» (реж. Игорь Минаев) — Лембит Ульфсак в роли Чуковского
Детство и юность
Николай Корнейчуков (настоящее имя поэта) появился на свет 31 марта 1882 года в северной столице России – городе Санкт-Петербурге. Мать Екатерина Осиповна, будучи прислугой в доме именитого врача Соломона Левенсона, вступила в порочную связь с его сыном Эммануилом. В 1799 году женщина родила дочь Марию, а через три года подарила гражданскому мужу наследника Николая.
Портрет Корнея Чуковского
Несмотря на то, что отношения отпрыска благородного семейства с крестьянкой в глазах общества того времени выглядели вопиющим мезальянсом, вместе они прожили семь лет. Дед поэта, не желавший родниться с простолюдинкой, в 1885 году без объяснения причины выставил невестку на улицу с двумя малышами на руках. Так как Екатерина не могла себе позволить отдельное жильё, вместе с сыном и дочерью она уехала к родственникам в Одессу. Много позже в автобиографической повести «Серебряный герб» поэт признается, что южный город так и не стал ему родным.
Корней Чуковский в детстве
Детские годы писателя прошли в атмосфере разрухи и нищеты. Мать публициста посменно работала то швеёй, то прачкой, но денег катастрофически не хватало. В 1887 году мир увидел «Циркуляр о кухаркиных детях». В нём министр просвещения И.Д. Делянов рекомендовал директорам гимназий принимать в ряды учащихся лишь тех детей, чьё происхождение не вызывало вопросов. Из-за того, что Чуковский под данное «определение» не подходил, в 5-м классе его исключили из привилегированного учебного заведения.
Корней Чуковский в молодости
Дабы не слоняться без дела и приносить пользу семье, юноша брался за любую работу. В числе амплуа, которые на себя примерил Коля, был и разносчик газет, и чистильщик крыш, и расклейщик афиш. В тот период молодой человек начал интересоваться литературой. Он зачитывался приключенческими романами Александра Дюма, изучал работы Ницше и Энгельса, а вечерами под шум прибоя декламировал стихи Эдгара По.
Сказочник Корней Чуковский
Помимо прочего, феноменальная память позволила юноше выучить английский язык так, что он переводил тексты с листа, ни разу не запинаясь. Тогда Чуковский ещё не знал, что в самоучителе Олендорфа отсутствовали страницы, на которых подробно описывался принцип правильного произношения. Поэтому когда спустя годы Николай посетил Англию, факт того, что местные жители практически его не понимали, невероятно удивил публициста.
Командировка в Англию
Когда выяснилось, что во всей редакции только один Корней знает английский язык, руководство предложило ему поехать в качестве корреспондента в командировку в Лондон. Молодой человек совсем недавно женился, семье нужно было становиться на ноги, и его соблазнил предложенный оклад – 100 рублей ежемесячно. Вместе с супругой Чуковский отправился в Англию.
Его английские статьи публиковали издательства «Одесские новости», «Южное обозрение» и несколько киевских газет. Со временем гонорары из России стали приходить в Лондон на имя Чуковского нерегулярно, а потом и вовсе прекратились. Жена была беременна, но из-за нехватки денежных средств, Корней отправил её к родителям в Одессу, а сам остался в Лондоне, подыскивая подработку.
Очень сильно понравилась Чуковскому Англия. Правда, поначалу его язык, изученный самостоятельно, никто не понимал. Но для Корнея это была не проблема, он улучшал его, с утра до вечера занимаясь в библиотеке Британского музея. Здесь же он нашёл подработку в том, что переписывал каталоги, а заодно в оригинале прочитал Теккерея и Диккенса.
Журналистская деятельность до Октябрьской революции
С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.
Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков.
В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.
Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы.
В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район Санкт-Петербурга), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о модных в то время произведениях массовой литературы и популярной беллетристики: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.