Дягилев Сергей Павлович

Высказывания о Репине и работа в “Ежегоднике императорских театров”

В определенный период жизни Дягилев принял решение создать монографии об известных художниках. Вскоре им была написана работа о Репине, который, по его мнению, был ближе к “Миру искусства”, нежели к передвижникам. В ту пору мало кто сомневался, что у Репина отсутствовал дар изображения реалистичных картин. Однако большинство не заметило, что художник начал постепенно изображать личность, применяя модернистские приемы. Его талант был изумительно предугадан Дягилевым, что было доказано самим временем.

Власти видели, что Сергей Павлович Дягилев, фото которого представлены в статье, буквально переполнен энергией. Благодаря этому в период с 1899 по 1901 год он получил должность редактора в журнале “Ежегодник императорских театров”. Однако, как многим известно, Дягилев имел своеобразный характер, постоянно отстаивал свою точку зрения, нередко провоцировал скандалы. После одного из горячих конфликтов Сергей Павлович был уволен и потерял возможность трудиться в государственных учреждениях. Вступился за Дягилева Николай II, который просил секретаря Танеева взять его к себе на службу.

Смерть

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Значение имени Дягилева в настоящее время

Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева.
В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.
В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева — «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.
В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды

Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave).
В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным.
В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П

Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.
В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1899 — осень 1900 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • осень 1900—1913 — доходный дом Н. И. Хмельницкого — набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался в 13.08.1967.
  • Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) — композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Обучение мастера

Сергей Павлович стремился показать ученику весь мир. Дягилев и Лифарь много путешествовали, посещали музеи, дворцы и храмы. Любовались мировыми шедеврами. Ходили на концерты и в театры. Серж посылал юному артисту целые кипы книг для чтения.

Как-то раз Дягилев полностью обновил гардероб своему фавориту: костюм, обувь, канотье (шляпа с лентой). Но когда Лифарь появился в этом одеянии на публике, труппа его высмеяла, мол, какой “пижончик” пришел. Сережа очень расстроился.

Позже он эту шляпу снял. Но когда Дягилев увидел его в старом кепи, разозлился. Лифарю пришлось надеть канотье обратно, чтобы снова заслужить расположение своего “идола”.

Поиск связующей нити между Россией и Западом

Сергей Дягилев был классическим представителем дворянства – части российского общества, впоследствии почти полностью выкошенной революцией и другими катаклизмами XX века. Детство его прошло частично в Петербурге, а частично в родовом поместье неподалеку от Перми, где он жил вместе с двумя другими детьми своих отца и мачехи, а также несколькими слугами. В семье было принято музицировать и петь оперные арии – будущему знаменитому импресарио с юных лет прививали вкус как к национальному, так и к европейскому искусству. Он отлично знал иностранные языки, разбирался в литературе и театре. 

Всю жизнь Дягилев выступал поборником сотрудничества и единения российской и европейской культур, сражаясь и с европейскими снобами, считавшими Россию отсталой страной, и с националистами, проповедовавшими, что русским не стоит иметь ничего общего с Западом. Полемизируя с одним из них, Дягилев горячо заявлял: « может иметь серьезное и постоянное значение в истории европейского творчества! Надо верить фанатично в силу и особенность русского таланта, верить в необходимость русского дарованья для жизни современной западной культуры». Биография Шенга Схейена предлагает хороший пример того, как можно любить свою родину и при этом мыслить глобально и строить прочные мосты, соединяющие разные культуры.

«Русские сезоны» стали высшим воплощением идей Дягилева. Вместе с выдающимися представителями российского искусства – композиторами Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым, танцорами и хореографами Вацлавом Нижинским, Брониславой Нижинской, Леонидом Мясиным, художниками Александром Бенуа и Львом Бакстом и так далее – Дягилев в разные годы работал с такими европейскими звездами, как Клод Дебюсси, Пабло Пикассо, Коко Шанель и многими другими. Все они появляются на страницах книги. Но балеты, рожденные в результате слаженной работы всех этих людей, патриот Дягилев считал безусловно русскими. «Забудь, что ты когда-то не была русской», – говорил он английской балерине, присоединившейся к его труппе.  

Биография

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

Краткая биография

  • В 1896 г. молодой человек окончил институт, однако карьера юриста его не привлекала.
  • Дягилев заинтересовался изобразительным искусством, и организовал в Петербурге несколько художественных выставок. Первой стала выставка акварельных работ британских и немецких живописцев, прошедшая в 1897 г.
  • В 1898 г. стал одним из основателей кружка «Мир искусства» и одноимённого журнала, а также его редактором (в 1903 г. вторым редактором стал художник А. Бенуа). С 1902 г. руководил выпуском журнала. В новое творческое объединение вошли Илья Репин, Исаак Левитан, Лев Бакст и другие художники, видные писатели и публицисты – Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и др.
  • Также в 1898 г. Сергей Дягилев организовал выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица. Она знакомила публику с работами молодых русских живописцев, представителей «Мира искусства».
  • В 1899 г. по поручению князя Сергея Волконского Дягилев стал редактором «Ежегодника императорских театров».
  • В 1900-1901 гг. занимался подготовкой постановки балета «Сильвия», к чему привлёк и мирискуссников. Но из-за протеста дирекции театра постановка сорвалась, а Дягилев был уволен с поста редактора «Ежегодника».
  • В октябре 1906 г. благодаря усилиям Дягилева в парижском центре Гран Пале в рамках Осеннего салона открылась выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая знакомила иностранцев с русским искусством. Выставка пользовалась большим успехом у публики и критиков и стала крупным событием в культурной жизни Парижа.
  • В мае 1907 г. Сергей Павлович с целью представить русскую музыку в Европе организовал в Парижской опере мероприятие под названием «Исторические русские концерты». Всего было проведено 5 концертов, в которых приняли участие выдающиеся русские музыканты, композиторы, дирижёры и певцы-солисты: С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и др.
  • Первые успехи вдохновили антрепренёра на организацию ещё более масштабного мероприятия. С 1908 по 1914 гг. он проводит за границей свои знаменитые «Русские сезоны».
  • В первый «сезон» в Парижской опере была показана опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» с Ф. И. Шаляпиным в главной роли. Зрители были в восторге.
  • В 1909 г. по совету друзей Дягилев решил показать за рубежом не только оперы, но и русский балет. Первым из представленных парижской публике стал балет «Павильон Артемиды».
  • В то же время была основана труппа «Русский балет Дягилева», выступавшая до 1929 г. и имевшая невероятный успех. Сезоны «Русского балета» проходили в Париже и Лондоне, также артисты выступали в Италии, Германии и Америке. В труппу входили талантливые танцовщики и хореографы: Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Анна Павлова, Ида Рубенштейн, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Серж Лифарь и др. Декорации к балетам создавали А. Бенуа и Л. Бакст, Н. К. Рерих, позднее Дягилев сотрудничал с передовыми европейскими (П. Пикассо, А. Дереном, А. Матиссом и др.) и русскими (Н. Гончаровой, М. Ларионовым и др.) художниками.
  • В 1910 г. началось долгое и плодотворное сотрудничество Сергея Павловича с молодым композитором Игорем Стравинским. Импресарио «открыл» миру гениального музыканта. Стравинский написал для «Русских сезонов» балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.), которые принесли автору всемирную славу.
  • В мае 1910 г. в парижской Гранд-опера состоялась премьера балета «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова с хореографией М. Фокина и декорациями Л. Бакста. А в июне того же года публике была представлена «Жар-птица» Стравинского. Спектакли имели сумасшедший успех.
  • В 1911 г. артисты выступали в Монте-Карло с балетом «Призрак Розы». А чуть позже — в Париже с «Петрушкой».
  • В период с 1912 по 1917 гг. «сезоны» проходили не слишком удачно. Главной причиной были военные действия в Европе.
  • Вскоре Дягилев увлёкся новым течением в искусстве – авангардом. Композитор Эрик Сати написал для «сезонов» балет «Парад», премьера которого состоялась в Париже в 1917 г. Над декорациями и костюмами работал Пабло Пикассо. Новаторская постановка вызвала грандиозный скандал и шквал критики.

Сергей Дягилев в 1916 г.

Ревность

В 1924 году Серж Лифарь стал балетмейстером “Русских сезонов”. Их отношения начинали набирать обороты. Все больше они проводили времени вместе, беседуя на сокровенные темы. И существовали вместе вполне гармонично без ссор и упреков.

Были у них и “свои” прозвища. Дягилев был “Котушка”, а Лифарь – “Кукса”. Правда в мемуарах артист вспоминает еще об одном прозвище своего учителя – “Оттелушка”.

Дягилев очень ревновал своего фаворита. Он старался (как и с Нижинским) закрыть его от внешнего мира, оставив возле него только парочку “нужных” друзей. Ко всем остальным он относился довольно скептически.

Ревновал он к артисткам кордебалета, к партнершам по танцам, к случайным знакомым. Даже к Тамаре Карсавиной, которая была любимой балериной Сергея Павловича. Тут разыгралась целая сцена ревности…

Из воспоминаний Лифаря (Тамара Карсавина была его партнершей по балету “Ромео и Джульетта”):

Позже их конфликт был улажен.

Новые проекты

Проекты, которыми Дягилев занимался последние десять лет, перестают его интересовать. Следующий период времени он проводит в разъездах по городам России, в которых изучает и собирает предметы искусства. Их он решает представить русскому читателю. Вскоре он начинает выступать со статьями перед заинтересованными людьми, а также пишет обзор о творчестве Левицкого. В то время художник был мало кому известен. Именно Дягилев открыл общественности талант Левицкого. За это он был представлен к награде Уварова.

Далее он решил заняться организацией выставки, на которой будут представлены работы художников с 1705 по 1905 год. Для того чтобы собрать коллекцию картин ему пришлось объехать многие города России. Собрать ему удалось шесть тысяч работ. Также Сергей Павлович хотел написать историю живописи с XVIII века. Но выполнить данный замысел у него не получилось. Собирая картины, Дягилев смог глубоко зучить живопись той поры.

К сожалению, надолго выставка не сохранилась. После ее завершения для картин не было выделено специальных комнат, и им было суждено отправиться назад к своим авторам. Большинство из этих работ были уничтожены в ходе революции.

Страсть Дягилева к коллекционированию литературных сокровищ

Дягилев собирал редкие издания: Указы Петра Великого, Екатерины I, Петра II, автографы композиторов и писателей. Дягилев мечтал создать в Европе центр изучения русской культуры, в основе которого лежало бы огромное книжное собрание. Сергей Павлович охотился за рукописями Пушкина. В частности, его интересовали 12 неопубликованных писем Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой, которые должны были стать жемчужиной его коллекции. Прежде данные письма хранились у внуч­ки Пушкина Софьи (дочери Натальи Александровны). Она была мор­ганатической женой великого князя Михаила Романова, у которого их купил Дяги­лев. 

27 июля 1929 года в парижском доме Сергея Дягилева раздался звонок. Консьержка принесла небольшой перевязанный пакет. Дягилев знал, что там письма Пушкина, о которых он мечтал. Он получил их! Но в тот момент Сергей Павлович спешил на вокзал, потому запер пакет в сейф, чтобы насладиться им по возвращении из Венеции. К сожалению, увидеть его Дягилеву не было суждено. Через три недели он скончался в Венеции и там же был похоронен. Часть коллекции Дягилева досталась танцовщику “Русских сезонов” Сержу Лифарю.

Памятник Дягилеву на набережной в Монте-Карло (Княжество Монако)

Память

В Париже

  • В 1965 году площадь неподалёку от театра «Гранд-Опера», в IX округе города, получила название Площадь Дягилева.
  • В 2003 году в Париже в театре «Шатле» был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности Дягилева снова возрос. В 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал в Париже в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“», на которой было представлено около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали Леон Бакст и французские художники Андре Дерен и Анри Матисс. Также была представлена инсталляция бельгийского скульптора Изабель де Боршграв, вдохновлённая наследием Дягилева.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Победителем конкурса стал проект скульптора Виктора Митрошина. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта; затем проект перешёл под патронаж Пьера Кардена. Так как мэр Парижа Жан Тибери был против, деятельность по возведению памятника удалось начать лишь после того, как его сменил Бертран Деланоэ. Памятник планируется установить на площади перед зданием Гранд-Опера.

В России

В Перми

  • В родовом доме Дягилевых в Перми с 1992 года размещается гимназия, носящая имя С. П. Дягилева, и музей, составляющий с гимназией единый комплекс. В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Сергею Павловичу работы скульптора Эрнста Неизвестного. С 2009 года в Перми обсуждается возможность переноса памятника на одну из улиц, однако памятник отлит из цветной патинированной бронзы — прихотливого материала, который боится дождей и выхлопных газов.
  • По инициативе Пермского театра оперы и балета в Перми проводятся ежегодный «Дягилевский фестиваль». Здание театра, сооружённое благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых, по мнению многих пермяков, является красивейшим в городе.
  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“».

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж» открылся ночной клуб «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки» (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «» (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс.
  • В фильме «Анна Павлова» («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009) — в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским.
  • «Париж Сергея Дягилева» — документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова, авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» — документальный фильм-интервью с
    Эдвардом Радзинским , Николаем Цискаридзе ,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари» (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков.

В театре

Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский — клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера, посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского.

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

  • Максим Мишаев — в спектакле Театра кукол им. С. В. Образцова «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (2008, режиссёр Андрей Денников).
  • Эдвардас Бейнорас — в спектакле «Нижинский. Музыка одной жизни», Экспериментального театра авторской пьесы на сцене Центра В. С. Высоцкого.
  • Олег Вавилов — в спектакле Театра на Малой Бронной «Нижинский, сумасшедший клоун Божий».

Лифарь

Сергей Лифарь родился в Киеве 15 апреля 1905 года (в некоторых источниках указан 1904 год). Учился в Императорской гимназии близ Крещатика. Серж обожал тенистые улочки Киева. Стук лошадиных подков по брусчатке, звон колоколов Софийского собора и журчание Днепра создавали для него настоящую симфонию блаженства.

Лифарь был участником гимназического хора и часто пел в Софийском соборе. Также парень поступил в танцевальную школу Брониславы Нижинской, где постиг все азы балетного артиста.

Кстати, на вступительном экзамене Броня напротив фамилии Лифаря оставила комментарий “Горбатый!”. Под началом Нижинской Серж протанцевал несколько лет. А в 1921 году она вместе с семьей уехала в более свободную страну, так как в России в то время находиться она не могла.

Но уже в 1923 году Бронислава прислала телеграмму, в которой говорилось, что Дягилев просит 5 лучших ее учеников для укрепления собственной труппы. В этом списке была указана фамилий Лифарь.

Триумф балета

Буквально на следующий день после царского отказа Сергей Павлович нашел новый зал для репетиций — в маленьком театре на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова). Труппа во главе с Александром Бенуа перебралась туда. «Наши артисты, костюмерши с корзинами и театральные рабочие шли следом, — вспоминал художник. — Длинный хвост тянулся через весь город. Дух приключения, чуть ли не пикника, казалось, притуплял легкий привкус стыда из-за того, что „нас вышвырнули“». На первой репетиции Дягилев обратился к коллективу и заверил, что антреприза все равно состоится. Программу пришлось урезать, но друзья-художники — Бакст, Рерих, Бенуа — продолжали работу над эскизами декораций и костюмов. Бенуа дал объявление в прессе: ничего не отменяется, какие бы слухи ни распускали недоброжелатели. В Париже верные подруги Дягилева, Мися Эдвардс и Элизабет де Греффюль срочно организовали подписку на абонемент грядущих Сезонов и таким образом смогли собрать для него деньги на основные расходы. Нашлись влиятельные поручители для банковских займов.

Министерство двора попыталось надавить на артистов Дягилева: чиновники взяли с каждого из них подписку, что в случае провала антрепризы они не будут обращаться за помощью в русское посольство в Париже. На что Федор Шаляпин от имени товарищей объявил в газете: «Мы решили, все участники спектаклей Дягилева, что при материальной неудаче не дадим его в обиду и покроем дефицит».

Мися Серт и Сергей Дягилев

Обладательница огромного состояния Мися Серт познакомилась с Дягилевым в 1908 году во время премьерного показа оперы «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина в главной роли в парижской Гранд-Опера. Спектакль так потряс женщину, что она скупила все нераспроданные билеты, чтобы у Дягилева сложилось впечатление финансового успеха и он вновь вернулся в Париж.

Мися Серт и Сергей Дягилев

Их дружба продолжалась более 20 лет. Дягилев говорил, что Мися Серт — единственная женщина, на которой он мог бы жениться. Ее мать тоже умерла в родах и это обстоятельство в начале отношений быстро сроднило Дягилева и эту необычайную женщину.

Не раз деньги Миси выручали «Русские сезоны» Дягилева от неминуемого, как казалось, краха. Именно благодаря 4 тысячам франков, которые женщина подарила импресарио, состоялась премьера великого балета «Петрушка». Без этой суммы служащие Гранд-Опера отказывались выдавать русским артистам костюмы.

Фотография траурной процессии Сергея Дягилева в Венеции

Ближайшей подругой Миси Серт была Коко Шанель. Именно эти дамы случайно окажутся в Венеции и будут организовывать похороны 57-летнего Дягилева, поскольку своих средств для похорон импресарио не имел. Покупку участка для захоронения оплатила Мися Серт, сняв с себя колье с бриллиантами. Были наняты 4 гондолы для похоронной процессии с острова Лидо и до острова Сан-Микеле Венеции (острова мертвых). Греческие монахи с пением провожали умершего с острова живых на остров мертвых. Рядом с Дягилевым нашли последний приют Стравинский и Бродский. Принято считать, что причиной смерти 57-летнего Дягилева стало обострение фурункулеза в сочетании с хроническим диабетом.

Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле в Венеции

Умирая Дягилев, который пропагандировал все самое бунтарское и современное в искусстве, попросил поставить любимую им Патетическую симфонию Чайковского, которую любил с юности.

У балетных есть примета, что будучи в Венеции, нужно обязательно посетить могилу Дягилева и оставить там свои пуанты – это приносит удачу в карьере. На мраморном надгробном памятнике выбито имя по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза была написана Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи танцовщику “Русских сезонов” Сержу Лифарю. 

Труппа “Русских сезонов” с Сергеем Дягилевым в центре

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.

Сергей Дягилев и Дмитрий Философов

Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – Зинаида Гиппиус. Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

“Борьба” между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому. Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.

Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».

Вацлав Нижинский

В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.

Сергей Дягилев и Леонид Мясин

После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Восхождение

Появление и деятельность Дягилева в европейской культуре происходило поэтапно. Первым шагом стали выставки картин русских художников, а также икон. Со временем у него начали появляться связи, благодаря которым он смог организовать масштабный концерт русской музыки.

Впоследствии он начал привлекать к выступлениям самых известных русских танцовщиков, а через полтора года приходит к решению создания собственной труппы.

Списки выступлений, которые составлялись Дягилевым, поражают. В 1907 году организованы пять симфонических выступлений, которые проводились с участием таких знаменитых музыкантов, как Шаляпин, Рахманинов. Следующий год был посвящен показам русских опер. Поставлен известный “Борис Годунов”, а в 1909 году Франция увидела “Псковитянку”. Французская публика была восхищена выступлениями, почти все зрители плакали и кричали.

После балетных постановок 1910 года многие женщины начали себе делать прически, похожие на те, которые были у артистов во время выступлений.

Биография Сергея Дягилева

Сергей Павлович Дягилев родился 31.03. 1872 г. (знак зодиака — Овен) в Новгородской губернии в семье потомственного дворянина. В детстве он жил в Петербурге, а потом в Перми.

Отец служил в царской армии в чине генерал-майора. Мать умерла в раннем детстве Сергея и его воспитанием занималась мачеха. Интеллигентная семья собирала у себя все высшее общество города.

Родовой дом Сергея Дягилева в Перми

Этот уникальный дом в Перми сохранился до наших дней. В настоящее время в нем размещается гимназия.

Дягилев получил образование в гимназии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принимает решение переехать снова в Петербург. Там он выбирает для дальнейшей учебы юридический факультет университета.

В годы учебы у него сложились дружеские отношения с художниками Львом Бакстом и Александром Бенуа. Вместе они занялись организацией искусствоведческого кружка. Кроме того, молодой человек начал брать уроки композиции у самого Римского-Корсакова. Он стал посещать уроки пения при консерватории в Петербурге.

Париж и княжество Монако

Именем Дягилева названа площадь в Париже у стен Гранд Опера. Имя было присвоена этому историческому для театральной культуры месту в 1965 году. Необходимо отметить, что далеко не все постановки были организованы импресарио в Гранд Опера, но площадь с его именем находится именно здесь, в сердце Франции. На этой великой сцене была поставлена постановка “Борис Годунов” с Федором Шаляпиным, исполняющим Бориса царя.

Ниже приведена активная панорамная ссылка на площадь и набережную перед Оперой Монте-Карло в Монако, где в том числе проходили спектакли “Русских сезонов”. Панорама активная, можно осмотреться и выйдя в гугл карту зайти внутрь здания или просто побродить по набережной Монте-Карло.

Монако было основным местом для репетиций и постановок проекта “Русские сезоны” Дягилева начиная с 1922 года. Проекту щедро покровительствовал правящий дом Монако. С этого момента бездомные русские обрели порт приписки и репетиционную базу. У самого Дягилева появился прекрасный кабинет с видом на море.

До революции все премьеры Дягилева готовились в Санкт-Петербурге, декорации и костюмы изготавливали мастерские императорского театра. После 1917 все стало сложнее и тем больше ценили артисты “Русских сезонов” Монте-Карло. Здесь были деньги и русский дух. Аристократы-соотечественники жили на виллах, приобретенных еще до Первой мировой. В проекте “Русских сезонов” княжество интересовала слава не только центра казино, но и утонченной современной культуры! Именно в Монте-Карло установлен памятник Сергею Дягилеву, а так же его именем названы улица и аллея.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий