Дампир, Уильям

Уильям Дампир: географические исследования

В 1699 г. Уильяму поручили командование военно-морским судном «Робак». Цель экспедиции состояла в исследовании Новой Голландии и Новой Гвинеи. Именно во время этого плаванья открытия Уильяма Дампира были наиболее обширны: тогда им обнаружились залив Шарк, пролив Дампье и остров Новая Британия, который мореход нанес на карту. Во время плаванья в Атлантическом океане на корабль напали, и он дал крупную течь. Уильям, спасаясь от потопления, чудом забрал с собой дневники с записями. Уже на суше ему пришлось встать под трибунал за жестокое обращение с командой, в котором его обвинил главный помощник Джордж Фишер, однако Дампир отделался разве что лишением должности. После этого он вновь встал на путь пирата.

Корабль Дампира «Робак»

Добыв свидетельство капера и снарядив судна «Сент-Джордж» и «Синк Порт», Уильям отплыл в Тихий океан, намереваясь ограбить галеоны Манила, но рейд оказался неудачным. Второе кругосветное путешествие Дампира закончилось новым уголовным делом, на этот раз связанным с коррупцией.

В 1708-1711 гг. состоялось третье – и заключительное – кругосветное плаванье Уильяма, на этот раз тайно финансируемое королевой Британии. В 1709 г. экипажем был спасен Александр Селкирк, оставленный на одном из необитаемых островов еще во время второго плаванья. В 1710 г. Дампир пересек Тихий океан, после чего отплыл к мысу Добрая Надежда, где в течение 3-х месяцев ожидал прибытия конвоя.

Ранней весной 1715 г. Уильям Дампир скончался в Сент-Стивен-Коулман-стрит, оставив всё свое наследство, состоявшее из 3 тыс. фунтов стерлингов, ухаживавшей за ним кузине Грейс Мерсер.

Решающая битва

Гигантское дитя Новой Испании Rosario не заставило себя ждать, появившись в поле зрения впередсмотрящего на Saint George. Радости Дампира и его корсаров не было предела: после месяцев кровопролитных боёв и лишений измученная эскадра могла наконец-то взять главный приз этой морской гонки! Громадный корабль с тридцатью пушками и рядами перьер (метательных машин) под тяжестью богатого груза очень медленно тащился к порту Акапулько, никак не ожидая встретить в прибрежных водах три пиратских корабля. Произведя несколько залпов по — барже», каперы посеяли панику среди испанцев. Следующий ход должен был добить врага, и команда упрашивала Дампира отдать приказ идти на абордаж. Но нет! Расчётливый натуралист решил избежать этого безумия, ведь на галеоне было втрое больше хорошо вооружённых солдат, которые в ближнем бою смели бы с палубы несколько десятков англичан. Споры на Saint George затянулись, и тут испанцы пришли в себя и дали залп из всех орудий. Причём 24-фунтовыми ядрами. Они насквозь пробили гниющий борт флагмана англичан, которые теперь были вынуждены спасаться бегством. Кошка превратилась в мышку, и дальнейшая экспедиция стала отступлением с поля битвы.

Отшельник на борту

В это же время в эскадру Saint George нанялся другой «джентльмен удачи» — шотландец Александр Селькирк. Он отличался скверным характером, который и увёл его далеко от родных мест. Но и на флоте, где правит жёсткая дисциплина, ему было несладко. Мысли о полном одиночестве все чаще посещали его как раз перед зачислением на галеру Cinque Ports, которая должна была сопровождать флагман Saint George на пути к Южной Америке. В сентябре 1703 года два корабля покинули ирландский берег, чтобы в феврале 1704 года встретиться на островах Хуан-Фернандес. В этом экзотическом месте Александру Селькирку пришлось совершить свою знаменитую высадку на берег. Дело в том, что ещё на пути, лежащем вдоль побережья Бразилии, заболел и умер капитан Cinque Ports Чарльз Пикеринг, его заменил помощник — Томас Страддлинг. С последним у Селькирка отношения не сложились: они люто повздорили и решили, что на корабле должен остаться лишь один из них. Подтолкнуть к роковому шагу горячие головы могла любая мелочь. Так или иначе, Селькирку дали одежду, топор, ружьё, порох, табак, личные вещи и высадили на острове Агуас Буэнос, или, как он зовётся теперь, острове Робинзона Крузо.

Долгий путь домой

Какое-то время Дампир отдыхал от морских приключений, работая надсмотрщиком на табачных плантациях в Вирджинии, затем примкнул к капитану Джону Куку, вместе с которым отправился к берегам Африки, а затем обогнул мыс Горн и начал пиратствовать в Тихом океане, преимущественно у берегов Перу. Во время стоянки на Галапагосских островах штурман Эмброуз Коули составлял их подробную карту, а Дампир подробно описывал в своём дневнике увиденные им растения, птиц и животных. С другим пиратским вожаком, капитаном Чарльзом Своном, Дампир доплыл до филиппинского острова Минданао, где морские разбойники взбунтовались против гневливого толстяка Свона и избрали новым вожаком капитана Джона Рида. Именно с ним на корабле «Сигнит» 5 января 1688 года Уильям Дампир достиг северо-западных берегов Новой Голландии (Австралии). Дампир первым из англичан подробно описал аборигенов Зелёного континента. «Жители этой страны, — писал он, — самые жалкие люди на свете. Готтентоты Мономотапы хотя и безобразные люди, но по сравнению с этими выглядят просто джентльменами». От берегов Австралии корабль отправился в Индийский океан. Там, на Никобарских островах, пираты бросили Дампира, который сам давно подумывал отделаться от их буйного общества. На пару с матросом Холлом и несколькими малайцами, преодолев по морю расстояние порядка 400 километров, на рыбачьем каноэ Дампир сумел добраться до султаната Ачех на севере Суматры, где какое-то время занимался торговлей. Потерпев на этом поприще фиаско, он нанялся канониром в форт на острове Бенкулен, но там не прижился, и в 1691 году вернулся в Великобританию.

Литература

  • Балод Александр. Злоключения знаменитых путешественников. Кто был Робинзон. — М.: Вече, 2017. — 448с.- Серия «Странности великих людей».
  • Губарев В. К. 100 великих пиратов. — М.: Вече, 2011. — 432 с. — Серия «100 великих».
  • Малаховский К. В. Трижды вокруг света. — М.: Наука, 1982. — 96 с.
  • Медведев Иван Анатольевич. Рыцари моря.- М.: Вече, 2012. — 320 с. — Морская летопись.
  • Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. — М.: Вече, 1998. — 679 с.
  • Lives and voyages of Drake, Cavendish, and Dampier; including an introductory view of the Earlier earlier discoveries in the South sea, and the history of the bicaniers. — NY.: J. & J. Harper, 1832. — P. 164—332. (англ.)
  • Lloyd Ch/ William Dampier, L., 1966.
  • Bonner W.N. Captain William Dampier, buccaneer-auther. L., 1934.
  • Adrian Mitchell.Dampier’s Monkey, the South Seas Voyages of William Dampier.-Wakefield Press, 2010.
  • Diana And Michael Preston. A Pirate of Exquisite Mind. — CORGI BOOKS. 2005
  • CLARK RUSSELL. WILLIAM DAMPIER. — MACMILLAN AND CO. AND NEW YORK.1889
  • Shipman I.C. William Dampier seaman-scientist. Kansas, 1962.

Уильям Дампир: Биографические данные

Жизнь Уильяма Дампира воистину богата на события. Родился он в 1651 г. в глухом местечке под названием Ист-Кокер, что в графстве Сомерсетшир. Его отец, мелкий арендатор Джордж Дампир, с трудом прокармливал еще троих детей и умер, когда Уильяму едва стукнуло семь. Знакомый семье землевладелец Хиляр отправил мальчика в соседнюю от родного городка школу, где Дампир получил базовые знания арифметики и письма, однако пылавшее любовью к неизведанным просторам и опасным приключениям сердце считало учебу пустой тратой времени – Уильям хотел бороздить бескрайние воды. Вскоре его желание сбылось: в возрасте 16-ти лет Дампир, в качестве юнги, был взят на торговый корабль, отправляющийся во Францию. Там его желание связать жизнь с морем только усилилось.

По возвращении Уильям некоторое время промышлял ловлей рыбы в Ньюфаундленде и успел поучаствовать в очередной экспедиции в Ост-Индию. За несколько месяцев до начала войны за независимость Нидерландов, в 1672 г., Дампир вернулся на родину, в Англию. По некоторым данным, он принял участие в Схоневельдском и Тексельском сражениях, а уже в 1679 г. переживал свое первое кругосветное путешествие, изначально подразумевавшееся как небольшая подработка в качестве переводчика, но позже, когда Дампир присоединился к пиратскому судну, переросшее в настоящий рейд. Вскоре пират Уильям Дампир пересекал Панамский перешеек и грабил Санта-Марию.

На родину мореплаватель вернулся только спустя 12 лет. Всё, что он тогда имел – дневники, в которых были описаны встреченные Уильямом необычные виды растений и животных, посещенные земли и народы. Дабы полученные сведения не терялись зазря, в 1697 г. исследователь опубликовал дневники, собрав в единое «Новое путешествие вокруг света», и уже скоро приобрел колоссальный успех. Совет по торговле и предпринимательству признал Уильяма в качестве высококвалифицированного профессионала по заморской торговле и организации плантаций. Из низшего слоя он быстро перебрался в высший: уже через год после публикации трудов Дампир гостил у известного писателя Джона Эвелина, который, в свою очередь, был знаком с первым русским императором Петром I.

НАШИ ЛЮДИ

Яньес Пинсон, Висенте
Мореплаватели

испанский мореплаватель, исследователь и конкистадор, первооткрыватель территорий, принадлежащих современной Бразилии

Юон де Кермадек, Жан-Мишель
Мореплаватели

французский мореплаватель и путешественник

Эрик Рыжий
Мореплаватели

скандинавский мореплаватель и первооткрыватель, основавший первое поселение в Гренландии

Энрике де Малака
Мореплаватели

раб, собственником которого был известный португальский мореплаватель Фернан Магеллан

Элькано, Хуан Себастьян
Мореплаватели

испанский мореплаватель, первый человек, обогнувший земной шар

Циволька, Август Карлович
Мореплаватели

русский мореплаватель польского происхождения, прапорщик корпуса флотских штурманов, исследователь Арктики, участник трёх экспедиций к берегам Новой Земли

Хульфт, Герард Питерс
Мореплаватели

нидерландский мореплаватель и военный деятель

Хоукинс, Ричард
Мореплаватели

английский мореплаватель XVII века, исследователь и «Морской волк» Елизаветы I

Интересные факты

– Александр Селкирк, которого Уильям оставил на острове Мас-а-Тьерра, был взят за основу главного героя известного романа Даниэля Дефо – «Робинзон Крузо».

– В честь Дампира названо несколько островов Австралии и проливов Тихого океана.

– За всё время своей деятельности Уильям написал по крайней мере 6 книг. Одной из них Анна, королева Великобритании, даже выразила восхищение и посочувствовала автору за перенесенные им испытания.

– Несмотря на то, что Дампир пользовался огромной популярностью при жизни и оставил после смерти обширные сведения о своих исследованиях, точная дата его рождения и смерти до сих пор неизвестна, зато известна дата его крещения – 5 сентября 1651 г.

Заокеанская лихорадка

Не секрет, что в погоне за испанскими галеонами пути английских каперов менялись как от перемены ветра, так и от перемены настроения лихой команды. Каперы (также корсары, приватиры, арматоры) — это частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжали за свой счёт судно (также называемое каперским или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Не путать с пиратами — морскими разбойниками, действовавшим вне каких-либо правовых рамок! Во время своих путешествий каперские корабли попадали в самые невероятные переделки. В конце XVII-XVIII веков британские власти решили использовать тактику, проверенную больше 100 лет назад «королевским пиратом» Дрейком, море выходят эскадры маленьких, но вёртких кораблей с каперами. Пускай грабят неприятельские суда под флагом Англии, а с добычей разберёмся!

«Походы за провиантом»

Вернувшись в 1679 году на Ямайку, Дампир примкнул к шайке буканиров — пиратов, которые грабили города и селения в испанских колониях. С отрядом отпетых головорезов он сначала занялся «поиском провианта» в Карибском море, а затем прошёл вдоль берегов Гондураса и Никарагуа, разграбил город Портобелло и проник вглубь Американского материка. Возвращаясь на Ямайку, его люди пропивали награбленные деньги, а сам Уильям Дампир тем временем обрабатывал собранный во время рейдов научный материал. Он с интересом изучал господствующие ветра, москитов, быт индейцев и многое другое. Интерес Дампира к природе частенько становился предметом шуток его коллег, но капитан был невозмутим, порой даже поручал пиратам в перерывах между грабежами вести научные наблюдения, заставлял их подробно описывать увиденное и заносил эти рассказы в свои дневники.

Предательства по пути

Расставшись с новоиспечённым отшельником, корсары захватили ещё один испанский галеон и решили передохнуть на хорошо им знакомой базе у острова Табога. Тут Страддлинг разругался уже с патроном Дампиром: с примкнувшей горсткой корсаров капитан Cinque Ports уплыл обратно к островам Хуан-Фернандес. Второй раскол команды произошёл следом, на другой базе в заливе Никоя, где нагруженная трофеями эскадра расположилась на ремонт. Стоило бравой команде набраться сил для новых свершений, как перед соблазном возглавить все дело не устоял главный помощник капитана Джон Клиппертон. Только что захваченный барк бунтовщики нагрузили боеприпасами с Saint George, великодушно оставив небольшую их часть своим товарищам, и отплыли в неизвестном направлении. Подобные эпизоды типичны для любой корсарской истории: сподвижники капитанов то и дело пользовались взрывным характером береговой братии, если экспедиция долго не приносила желанной добычи. Порыскав вдоль побережья Перу, Страддлинг со товарищи пошли на дно у острова Горгона, а семеро спасшихся были схвачены испанцами. В отличие от Страддлинга, Клиппертон оказался более удачливым дезертиром: захватив два судна в гавани Реалейи, он вернулся в залив Никоя для ремонта. А потом, на обратном пути в Европу, ему суждено было наткнуться на маленький атолл в районе мыса Корриентес. Так был открыт новый остров (возможно, повторно, если здесь раньше побывал Магеллан), который с тех пор и носит имя Джона Клиппертона. После второго раскола команды в эскадре Дампира остались изрядно потрёпанный Saint George и маленький Dragon. Но капитан-натуралист не терял бодрости духа. Ведь у них была главная цель — захватить манильский галеон, шансы настигнуть который возрастали с продвижением на север. Прочесав берега Гватемалы и залив Маруата, совершив рейд на Зихуатанейо, каперы продолжали путь. Сокровищ нигде не оказалось: наградой корсарам стали лишь горстка жемчужин, запасы еды, воды и древесины. Упорно держа курс на север, остатки эскадры прибыли к бухте Акапулько.

В начале пути

Точная дата рождения Уильяма Дампира неизвестна. Мы знаем, что родился он в крестьянской семье в глухой деревушке Ист-Кокер (графство Сомерсет) и был крещён во младенчестве 5 сентября 1651 года. Его отец, Джордж Дампир, был мелким арендатором и умер, когда Уильяму было семь лет. Ещё через семь лет Уильям потерял мать. Местный сквайр, полковник Хеляр, отправил его в школу соседнего городка, где Уильям научился письму, латыни и арифметике. В шестнадцать лет он уже поступил юнгой на торговый корабль, чтобы, по его словам, удовлетворить рано возникшую страсть видеть мир. Затем занимался рыболовным промыслом в водах Ньюфаундленда, после чего перешёл на службу в военный флот. Там Уильям попал на флагманский корабль «Ройал Принс» адмирала Эдварда Спрэгга и, по некоторым данным, участвовал в Схоневельдском и Тексельском морских сражениях англоголландской войны 1672-1674 годов. После ранения Дампир какое-то время лечился в военном госпитале, а затем вернулся к старшему брату Джорджу в родную деревню. Но дома ему не сиделось, и Уильям уехал на Ямайку, где стал торговым агентом на плантации недавно умершего брата полковника Хеляра. Там он совершал плавания вдоль побережья этой колонии, перевозя грузы с плантации в Порт-Ройал, и за полгода хорошо изучил особенности мореходства в этом районе. Перебравшись в Гондурас, Дампир занялся заготовкой кампешевого дерева. Дела шли хорошо, пока в июне 1676 года сильный ураган не разбил постройки и суда Уильяма и его компаньонов. Чтобы поправить своё финансовое положение, Дампир решил заняться пиратством. Но сначала побывал на родине, где приобрёл участок земли и женился на девушке с библейским именем Юдифь, родственнице герцога Графтона.

Капитан-натуралист

Желающих вести в Тихий океан только что сошедший с верфи корабль Saint George было хоть отбавляй, но верховным адмиралом стал 51-летний корсар Уильям Дампир. Этот человек имел колоссальный опыт не только на море, где он сражался бок о бок с простыми матросами, но и на суше, поскольку раньше работал лесорубом, а затем надзирателем на ямайской плантации. Однако удачливым капером Уильяма назвать было трудно: в 1699 году он провалил доверенную ему экспедицию в Австралию, после чего был отдан под трибунал и объявлен «некомпетентным в командовании судами». Возможно, причина такой неудачи крылась в том, что Дампир был… образованным человеком. Он страстно любил море и путешествия, а обо всём увиденном записывал в своём путевом дневнике. Уильям мог часами бродить по вновь открытым островам, изучая дикие растения, цветы, животных, ветры, приливы и отливы… Это был настоящий натуралист, книги которого со временем внесли вклад в науку и получили признание на родине. Вот этому-то человеку власти и дали второй шанс, вручив каперское свидетельство и полномочия — плыть в воинственной манере», громя все испанские суда на своём пути.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий