Де Бомарше, Пьер Огюстен Карон

Пьер Бомарше на вершине славы

Пьер Бомарше был теперь на вершине славы. Вчерашний часовщик стал политическим трибуном. Это не могло ему пройти безнаказанно в старорежимной Франции. Против него выступил анонимно с грязными клеветническими обвинениями граф Прованский, будущий король Франции Людовик XVIII. Бомарше резко ответил на этот анонимный выпад, догадываясь, откуда он идет. Граф Прованский пожаловался своему «августейшему» брату, и тот, сидя за карточным столом, нацарапал на семерке пик приказ о заключении Бомарше в тюрьму Сен-Лазар, куда сажали молодых распутников и дебоширов. Это грубое оскорбление, нанесенное величайшему писателю Франции, вызвало взрыв общественного негодования. В одной анонимной листовке писалось: «Кто может сказать после этого с уверенностью, что он будет сегодня спать в своей кровати?» Король испугался резонанса, вызванного арестом Пьера Бомарше, и через пять дней дал приказ о его освобождении. Этот эпизод содействовал увеличению славы Пьера Бомарше. Зрители восторженно аплодировали словам Фигаро:

Финансовые и торговые предприятия Пьера Бомарше

После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше почил на лаврах. Последние годы перед революцией он не написал почти ничего нового и занимался главным образом коммерцией и предпринимательской деятельностью.

Среди финансовых и торговых предприятий Бомарше наиболее интересны два.

Помощь североамериканским колониям

Первое – это снаряжение за собственный счет судов и отправка их в Америку для помощи восставшим против Англии североамериканским колониям. Бомарше активно содействовал образованию молодой буржуазной республики – Соединенных Штатов Америки. В январе 1779 года он получил от Джона Джея, председателя конгресса США, благодарственное письмо, в котором тот писал:

Издание сочинений Вольтера

Второе начинание Бомарше кануна революции имело прямое отношение к литературе. Это было издание полного собрания сочинений великого просветителя Вольтера. Так как сочинения Вольтера были во Франции запрещены, то Бомарше печатал их в собственной типографии в маленьком пограничном городке Келе и оттуда тайно ввозил во Францию. Кельское издание сочинений Вольтера сыграло важную роль в пропаганде его идей.

[править] “Фигаро здесь, Фигаро там”

Подобно своему герою Фигаро, сменил немало профессий и совершил множество самых разнообразных поступков:

– Начинал как часовщик: изобрел анкерный спуск, сделавший возможным конструирование наручных часов;

– Изобрел педаль для арфы. Занимался музыкой с дочерьми короля Людовика XV и дружил с дофином, ставшим затем королем Людовиком XVI;

– Заколол на дуэли дворянина, вызвавшего его за насмешки;

– Выполнял секретные миссии при английском и испанском дворе;

– На свои деньги создал “португальскую компанию” “Родриго Орталес и Ко”, снабжавшую оружием восставшие североамериканские колонии, уговорил короля Людовика XVI вступить в войну с Британией на стороне только что образованных Соединенных Штатов;

– Он возглавил компанию, которая соорудила в Париже канализацию. По его проекту был построен первый цельнометаллический мост через Сену (спустя 100 лет после сдачи проекта);

– За пьесу “Женитьба Фигаро” был брошен в тюрьму Сен-Лазар и освобожден только после того, как по настоянию родственников короля пьеса была поставлена при дворе. Людовик XVI сказал после ознакомления с пьесой: “Если быть последовательным, чтоб допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию.” Через 4 года после премьеры Бастилия пала.

[]

Гений и злодейство

При всей своей активности Бомарше вовсе не был проходимцем. Он не нажился крупно ни на одном своем предприятии. Так, правительство не компенсировало ему финансовую помощь Соединенным Штатам (несмотря на обещания), и Бомарше ради американцев влез в долги на всю жизнь.

Его личный друг композитор Сальери стал героем трагедии Пушкина, где он рассуждает о том, что “Бомарше кого-то отравил”. Это отголоски слухов, ходивших о Бомарше.

Когда он был ещё совсем молодым часовщиком и носил фамилию Карон, он женился на дворянке Бомарше, женщине старше его. Сразу после свадьбы они перестали выносить друг друга, а вскоре жена умерла. Карон унаследовал поместье и фамилию Бомарше, и завистники сочинили, будто он отравил жену. На самом деле смерть жены была для него катастрофой. До свадьбы было сделано столько долгов, что Бомарше чудом избежал долговой тюрьмы, расплатившись за чужие векселя, подписанные первым мужем этой дамы.

[]

Цитаты

  • Ради куска хлеба приходится проявлять такую находчивость и осведомленность, какой не нужно, чтобы сотни лет управлять Испанией

  • Делать вид, что не знаешь того, что знают все, и знаешь то, чего никто не знает, — вот и все законы политики

  • Как это плохо, что должности у нас продаются! Лучше бы их раздавали бесплатно

  • Поневоле станешь злым, когда все замечаешь

  • Я лучше, чем моя репутация

  • Будь красивой, если можешь, будь скромной, если хочешь, но говорить о тебе должны хорошо

  • В любви молодые расплачиваются за то, что натворили, а старики — за то, чего не натворили

  • Мы ищем на стороне развлечений только потому, что наши жены не умеют придать прелести обладания прелесть разнообразия

  • Честные люди любят женщин, аферисты их обожают

  • Ты считаешь себя некрасивой; но если бы ты знала, как наслаждение красит женщину!

  • В делах любви, знаешь ли, “слишком” ещё не значит “достаточно”

  • Клевещите, клевещите! Что-нибудь от этой клеветы останется

  • Много ли вы, граф, знаете господ, достойных быть цирюльниками?

[]

Портрет Бомарше. Художник: П. К. Суайе по рисунку Ж-Б. Грёза

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше, Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais (родился 24 января 1732 года в Париже; умер 18 мая 1799 года там же) — драматург и писатель, классик французской художественной литературы.

“Фигаро здесь, Фигаро там”

Подобно своему герою Фигаро, сменил немало профессий и совершил множество самых разнообразных поступков:

– Начинал как часовщик: изобрел анкерный спуск, сделавший возможным конструирование наручных часов;

– Изобрел педаль для арфы. Занимался музыкой с дочерьми короля Людовика XV и дружил с дофином, ставшим затем королем Людовиком XVI;

– Заколол на дуэли дворянина, вызвавшего его за насмешки;

– Выполнял секретные миссии при английском и испанском дворе;

– На свои деньги создал “португальскую компанию” “Родриго Орталес и Ко”, снабжавшую оружием восставшие североамериканские колонии, уговорил короля Людовика XVI вступить в войну с Британией на стороне только что образованных Соединенных Штатов;

– Он возглавил компанию, которая соорудила в Париже канализацию. По его проекту был построен первый цельнометаллический мост через Сену (спустя 100 лет после сдачи проекта);

– За пьесу “Женитьба Фигаро” был брошен в тюрьму Сен-Лазар и освобожден только после того, как по настоянию родственников короля пьеса была поставлена при дворе. Людовик XVI сказал после ознакомления с пьесой: “Если быть последовательным, чтоб допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию.” Через 4 года после премьеры Бастилия пала.

Гений и злодейство

При всей своей активности Бомарше вовсе не был проходимцем. Он не нажился крупно ни на одном своем предприятии. Так, правительство не компенсировало ему финансовую помощь Соединенным Штатам (несмотря на обещания), и Бомарше ради американцев влез в долги на всю жизнь.

Его личный друг композитор Сальери стал героем трагедии Пушкина, где он рассуждает о том, что “Бомарше кого-то отравил”. Это отголоски слухов, ходивших о Бомарше.

Когда он был ещё совсем молодым часовщиком и носил фамилию Карон, он женился на дворянке Бомарше, женщине старше его. Сразу после свадьбы они перестали выносить друг друга, а вскоре жена умерла. Карон унаследовал поместье и фамилию Бомарше, и завистники сочинили, будто он отравил жену. На самом деле смерть жены была для него катастрофой. До свадьбы было сделано столько долгов, что Бомарше чудом избежал долговой тюрьмы, расплатившись за чужие векселя, подписанные первым мужем этой дамы.

Цитаты

  • Ради куска хлеба приходится проявлять такую находчивость и осведомленность, какой не нужно, чтобы сотни лет управлять Испанией

  • Делать вид, что не знаешь того, что знают все, и знаешь то, чего никто не знает, — вот и все законы политики

  • Как это плохо, что должности у нас продаются! Лучше бы их раздавали бесплатно

  • Поневоле станешь злым, когда все замечаешь

  • Я лучше, чем моя репутация

  • Будь красивой, если можешь, будь скромной, если хочешь, но говорить о тебе должны хорошо

  • В любви молодые расплачиваются за то, что натворили, а старики — за то, чего не натворили

  • Мы ищем на стороне развлечений только потому, что наши жены не умеют придать прелести обладания прелесть разнообразия

  • Честные люди любят женщин, аферисты их обожают

  • Ты считаешь себя некрасивой; но если бы ты знала, как наслаждение красит женщину!

  • В делах любви, знаешь ли, “слишком” ещё не значит “достаточно”

  • Клевещите, клевещите! Что-нибудь от этой клеветы останется

  • Много ли вы, граф, знаете господ, достойных быть цирюльниками?

[]

Ранние годы

Пьер Бомарше родился в Париже в 1732 году в семье часовщика. Отец хотел обучить сына своему ремеслу, однако будущий писатель уже в очень юном возрасте обнаружил незаурядные музыкальные способности. Помимо основных занятий часового механика, Пьер очень активно изучал музыку. Благодаря своей настойчивости, упорству, а также способностям, очень скоро получил доступ в высший свет. Тогда же он для особенного шика взял себе известную фамилию. Через некоторое время Пьер Бомарше стал членом королевского двора, так как обучал дочерей Людовика XV игре на арфе. Два раза он выгодно женился. Благодаря этим бракам, Бомарше приобрел влияние в аристократических кругах. Такой социальный статус позволил ему заняться финансовыми операциями, которые принесли ему большое денежное состояние. Однако впоследствии Бомарше был привлечен к суду и даже несколько дней провел в тюрьме. В Испании Пьер Бомарше в 1764 году поехал в Мадрид для разбирательства по своему семейному делу. Тогда же он проявил незаурядные дипломатические способности, очень быстро попав в доверие к испанским министрам. Здесь Пьер проявил свои качества ловкого дипломата и интригана, добившись отставки своего противника. Это пребывание в Испании впоследствии сказалось на его творчестве, так как действие знаменитой трилогии про Фигаро разворачивается в данной стране.

Пьеса «Севильский цирюльник»

Это надо было проверить, написав настоящую комедию. Пьер Бомарше так и поступил, написав «Севильского цирюльника». Пьеса эта имеет длинную творческую историю. Но после многих изменений она была сочувственно встречена Вольтером, Дидро и даже Гриммом, который так враждебно отозвался о первых двух пьесах Пьера Бомарше.

«Севильский цирюльник» сразу вошел во Франции в золотой фонд классического репертуара и остается в нем до сего дня.

В России «Севильский цирюльник» был впервые поставлен в Москве, в Петровском театре Маддокса, в 1782 году.

По своей фабуле «Севильский цирюльник» не представлял ничего нового. История того, как молодой ветреник влюбляется в красивую девушку, живущую в доме ревнивого опекуна, который хочет на ней жениться, и как этот ветреный юноша при помощи ловкого слуги отбивает девушку у опекуна и сам на ней женится, многократно разрабатывалась в театре разных стран. Но если банальна сюжетная схема «Севильского цирюльника», зато оригинальны его образы.

Личная жизнь

Пьер-Огюстен первый раз женился в возрасте 24 лет. Его супругой стала Мадлен-Катрин Обертин Франкё, богатая вдова, благодаря которой сын ремесленника получил дворянское звание. Брак не был счастливым. Через 2 года после свадьбы жена умерла, а Бомарше унаследовал огромное состояние. Ходили слухи, что он отравил нелюбимую супругу, но никаких доказательств на этот счёт не было.

Второй женой драматурга также стала состоятельная вдова – Женевьев Мадлен Левёк. И также она скончалась спустя 2 года со дня свадьбы. В семье успело родиться двое детей – сын и дочь. Однако оба они умерли в раннем возрасте.

Третий брак Бомарше заключил в 1786 г. Его супругой стала Мария Тереза де Виллер-Мавлаз. Ещё в 1777 г. у пары родилась дочь, названная Амели-Эжени.

Цитаты

  • Ради куска хлеба приходится проявлять такую находчивость и осведомленность, какой не нужно, чтобы сотни лет управлять Испанией

  • Делать вид, что не знаешь того, что знают все, и знаешь то, чего никто не знает, — вот и все законы политики

  • Как это плохо, что должности у нас продаются! Лучше бы их раздавали бесплатно

  • Поневоле станешь злым, когда все замечаешь

  • Я лучше, чем моя репутация

  • Будь красивой, если можешь, будь скромной, если хочешь, но говорить о тебе должны хорошо

  • В любви молодые расплачиваются за то, что натворили, а старики — за то, чего не натворили

  • Мы ищем на стороне развлечений только потому, что наши жены не умеют придать прелести обладания прелесть разнообразия

  • Честные люди любят женщин, аферисты их обожают

  • Ты считаешь себя некрасивой; но если бы ты знала, как наслаждение красит женщину!

  • В делах любви, знаешь ли, “слишком” ещё не значит “достаточно”

  • Клевещите, клевещите! Что-нибудь от этой клеветы останется

  • Много ли вы, граф, знаете господ, достойных быть цирюльниками?

[]

Родились в один день

Дата рождения: 24.01.1732. Возраст: 289.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 270 дней.

КЛИМОВА Екатерина Александровна

Актриса

1 место

Боярский Сергей Михайлович

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва

2 место

БАНЩИКОВА Анна Борисовна

Актриса

3 место

БАШМЕТ Юрий Абрамович

Главный дирижер

4 место

УГРЮМОВ Сергей Викторович

Актер

5 место

УСТИНОВ Всеволод

Совладелец IT-Agency

6 место

ПАТРИКЕЕВ Алексей Павлович

Генеральный директор Холдинга «Швабе»

7 место

ЗАЙКА Софья

Актриса

8 место

БАНКОВСКИЙ Руслан Антонович

Режиссер, артист драматического театра и кино, Член Союза Театральных Деятелей России

9 место

КРУГЛОВ Андрей Вячеславович

Заместитель Председателя Правления — начальник Финансово-экономического департамента

10 место

МАСЮК Елена Васильевна

Специальный корреспондент

11 место

ДУПАК Владимир Владимирович

Председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы

12 место

ЗАХАРЬЯШЕВ Василий Иванович

Первый заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций

13 место

Леонов-Гладышев Евгений Борисович

актер, кинорежиссер

14 место

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей

Немецкий писатель

15 место

Французская революция

Но вот вспыхнула долгожданная Французская буржуазная революция. И хотя Бомарше был ее предвестником, однако автора «Женитьбы Фигаро» неосновательно подозревали в симпатиях к королевскому дому и даже посадили в тюрьму вместе с группой роялистов. Выйдя из тюрьмы, он хлопотал перед революционным правительством об использовании его опыта по снабжению армии оружием. Однако во время поездки Пьера Бомарше в Голландию по этому делу его имя было внесено в список эмигрантов, а жена и дочь арестованы. Возвратился Бомарше в Париж только при Директории, в 1796 году. Умер он в 1799 году за несколько месяцев до захвата власти Наполеоном.

Сыграв существенную роль в подготовке революции, Бомарше отшатнулся от нее, как только революционная инициатива перешла в руки народа. Ослабление революционных настроений Пьера Бомарше отразилось на последних его пьесах – опере «Тарар» и драме «Преступная мать».

Опера «Тарар»

«Тарар» был сочинен за два года до революции, в 1787 году. Это опера, насыщенная антидеспотическими настроениями. Бомарше противопоставил здесь восточному деспоту Атару народного героя Тарара. Эти персонажи сталкивались примерно так же, как Альмавива и Фигаро. В конце пьесы злодей Атар убивал себя, и на престол вступал благородный Тарар, посвящавший себя заботам о счастье народа. При своей первой постановке опера нашумела. Это побудило Бомарше возобновить ее в 1790 году, внеся в нее ряд злободневных черточек. Зрительный зал на ее представлении разделился: сторонники монархии рукоплескали конституционному финалу оперы, противники монархии жестоко свистали ему. В третий раз Бомарше поставил «Тарара» в период диктатуры якобинцев, в 1793 году.

Драма «Преступная мать»

Другое дело – «Преступная мать», написанная Пьером Бомарше во время революции.

«Преступная мать» отличается в жанровом отношении от первых двух частей трилогии: если те были комедиями, то «Преступная мать» – чувствительная семейная драма. Как раз в то время, когда Францию волнуют большие общественно-политические вопросы, Пьер Бомарше уводит зрителя в круг частной жизни. Это обстоятельство предопределило неуспех пьесы в 1792 году: она показалась зрителям несвоевременной по своей тематике и образам.

Драма, не имевшая успеха при первом представлении, прошла с большим успехом пять лет спустя в исполнении лучших актерских сил театра Французской комедии. Это вполне понятно: в 1797 году при Директории семейные драмы во Франции снова вошли в моду.

В целом же пьеса «Преступная мать» носит политически умеренный характер и пропагандирует идею примирения высших и низших сословий. Несомненно, однако, и то, что в этой пьесе чувствуется верность Бомарше гуманным, просветительским традициям. Защита прав женщины, была, безусловно прогрессивной идейной тенденцией. И то, что мы находим ее у Бомарше на склоне его деятельности, показывает, что Пьер Бомарше остался верен прогрессивному мировоззрению века Просвещения.

В деятельности Пьера Бомарше нашла отражение эпоха подготовки и осуществления величайшей из всех буржуазных революций – французской. Как подлинно великий художник, Бомарше сумел отразить в своей трилогии некоторые существенные стороны революционной действительности и в первую очередь огромную роль, которую сыграли в революции народные массы. Хотя сам Бомарше не нашел в себе сил пойти в революции за ее наиболее передовыми, плебейскими элементами, тем не менее он не оказался и ренегатом освободительных идей эпохи Просвещения. До конца своих дней он был верен лучшим морально-этическим идеалам этой эпохи.

Написанные Пьером Бомарше революционные комедии нисколько не утеряли ту боевую силу, которую они имели в момент их появления на сцене. Они вошли в золотой фонд революционной классики и всегда будут занимать в нем одно из первых мест.

Рейтинг: 5/5 – 1
голосов

Эпоха Просвещения

Жизнь и деятельность Пьера Бомарше приходится на один из знаменательных периодов в истории Франции, который называют эпохой Просвещения. И основным содержанием этой эпохи является упорная идеологическая борьба с феодализмом и его проявлениями во всех областях общественной жизни. Такая идеологическая борьба происходила в XVIII веке во многих европейских странах. Но наиболее яркое и полное выражение просветительство получило во Франции, где его историческая задача заключалась в идейной подготовке Французской буржуазной революции. А так как эта революция имела общеевропейское значение и начинала новую эру в истории человечества, то и подготовившее ее французское Просвещение явилось значительным этапом в истории мировой культуры.

Возрождение комедии во Франции и явилось делом рук Бомарше. Однако к сочинению комедий он был уже зрелым автором, с большим жизненным и литературным опытом.

Личная жизнь

Первый раз сын часовщика женился в 24 года. Супругой Пьер-Огюстена стала состоятельная вдова Мадлен-Катрин Обертин Франкё. Через несколько месяцев после свадьбы мужчина добавил к фамилии, унаследованной от отца, аристократически звучащее де Бомарше в честь поместья, принадлежавшего жене.

В 1758 году Мадлен-Катрин скоропостижно скончалась. По Франции поползли слухи, что причиной внезапной смерти 35-летней женщины стал яд.

Второй брак Бомарше оказался очень похожим на первый. Вновь невестой Пьер-Огюстена стала богатая вдова. Опять супруга Бомарше умерла через 2 года после свадьбы, не дожив до 40-летия. Женевьев Мадлен Левёк успела родить начинающему литератору сына и дочь, имя которой Пьер-Огюстен увековечил в своей ранней пьесе «Евгения». Однако оба ребенка драматурга от второй супруги умерли юными.

Печальная слава Бомарше как отравителя нашла отражение в маленькой трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Вольфганг Амадей интересуется у Антонио, действительно ли автор «Тарара» «кого-то отравил».

Портрет Пьера-Огюстена Бомарше Жана-Марка Наттье

Дружба с Сальери была важной частью личной жизни Бомарше. Во время работы над злободневной и коммерчески успешной оперой «Тарар» композитор год прожил в доме драматурга

Молодому Пьер-Огюстену покровительствовал французский финансист Жозеф Пэрис Дюверне. После смерти аристократа драматург обнародовал завещание, согласно которому покойный оставил все состояние Бомарше. Литератора обвинили в подделке документа. Бомарше едва избежал тюремного заключения, но был опозорен. В 1778-м драматург выиграл дело о наследстве Дюверне, причем большую роль в победе сыграло произведение литератора «Мемуары».

8 марта 1786 года писатель узаконил отношения с Марией Терезой де Виллер-Мавлаз, с которой у Пьер-Огюстена еще в 1777-м родилась дочь Амели-Эжени. Единственная наследница литератора еще при жизни отца подарила ему внучку Пальмиру.

Всего Амели-Эжени стала матерью четверых детей. Жан-Пьер Деларюэ Карон де Бомарше — соавтор «Словаря франкоязычной литературы», изданного в конце 20-го века, и второй муж актрисы и предпринимательницы Филиппин де Ротшильд — приходится драматургу праправнуком.

История одной рукописи

Француз Тевено де Моранд, проживающий в Лондоне, опытный шантажист, грозил опубликовать «Мемуары публичной женщины». Рукопись содержала много подробностей из «веселенькой жизни» фаворитки короля — знаменитой мадам Дюбарри.

Издание этой книги, стало бы причиной больших неприятностей. В столицу Британии направили агентов, чтобы захватить шантажиста, и неприметно на корабле привезти в Париж. Но Моранд моментально понял, для чего незнакомцы стараются войти с ним в контакт. Он пригласил их к себе домой, где они стали играть в кости.

Хозяин обыграл гостей и забрал все деньги, которые были выданы для проведения этой операции. Моранд, подбежав к окну, начал громко звать на помощь. Он кричал, что агенты «версальского деспота» хотят его убить.

Моментально набежала толпа народа. Мушкетеров схватили и бросили в Темзу. Все газеты Лондона наутро сообщили об этом случае. Моранд избежал захвата.

Блестящий компромисс

Рукопись «Мемуары публичной женщины» уже была в типографии и через несколько дней книга могла быть издана. Об этой ситуации и рассказал Людовик своему часовщику.

Пьер Огюстен прибыл в Лондон и пришел к Моранду, где заявил: — Я знаю по своему опыту, что «Мемуары» иногда приносят много хлопот автору, а иногда некоторую прибыль. Вы можете получить за»Мемуары» хорошую прибыль. Скажите, за сколько вы согласны отдать рукопись?

Моранд стал набивать цену: «Я понес значительные расходы…».  «Назовите цену!», — резко оборвал речь словоохотливого хозяина Бомарше.

Они долго вели торги, но все-таки договорились, что Моранду будет выплачено 32 тысячи ливров. Кроме того, правительство Франции пожизненно будет платить пенсию в размере 4 тысячи ливров в год.

В договор также включили такой пункт: в случае смерти Моранда половина назначенной ему пенсии будет получать жена. На этом и сошлись. Бомарше съездил в Париж и привез деньги, а Моранд отдал рукописи, которые тут же сожгли в печи.

Бомарше даже завербовал Моранда, чтобы тот шпионил за эмигрантами из Франции, и довольный вернулся во дворец. Однако его ожидала печальная весть. 9 мая 1774 г. король Франции Людовик XV отошел в мир иной, а Дюбарри сразу же была лишена своего влияния.

«Мемуары» никого не интересовали. Бомарше, был шокирован и даже написал Моранду: «Вы получили 100 тыс. франков, а я, проехав за полтора месяца 780 миль и истратив пятьсот гиней, не уверен, что получу их. А ведь Ваш памфлет через пять-шесть дней утратил бы свое значение!».

Стоит отметить, что Моранд издал «Мемуары», но громкого резонанса они не получили.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий