Эйзенштейн Сергей Михайлович

[править] Ранние годы

Сергей Эйзенштейн родился 10 января (22 января) 1898 года в Риге. Его отец — инженер, городской архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (Айзенштейн) — крещённый еврей, мать — русская, происходила из купеческой семьи.

Благодаря приданому матери, Юлии Ивановны, семья жила зажиточно, имела прислугу.

В 1907 году, в период Первой русской революции, семья уехала в Париж. После возвращения на родину в том же году Сергей поступил в рижское реальное училище. Кроме основного образования, получал уроки игры на рояле и верховой езды. Учил английский, немецкий и французский языки; изучал фотографию, занимался рисованием комиксов и карикатур.

В 1912 году родители Сергея развелись и он остался жить с отцом.

В 1915 году окончил реальное училище.

В 1915—1918 годах учился в Институте гражданских инженеров в Петрограде.

После Октябрьской революции обеднел. увлёкся искусством, в частности архитектурой театра. В Институте гражданских инженеров организовали штаб милиции, куда записался и Эйзенштейн. Весной 1917 года Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. Осенью 1917 года вместе со своим отрядом стоял под Красным Селом и на Московском шоссе, ожидая наступления на Петроград казаков и «Дикой дивизии», но наступления не случилось.

18 марта 1918 года, после расформирования школы прапорщиков вступил в РККА.

С 20 сентября 1918 года по август 1920 года в составе 6 Действующей армии разъезжает и живёт в агитпоездах по северо-востоку России. На северной безызвестной железнодорожной станции, куда сперва был назначен Эйзенштейн, у него завязывается так называемый «белый роман» с балериной Марией Павловной Пушкиной. Разъезжая с эшелоном, Эйзенштейн работал художником-декоратором в театральных коллективах РККА, активно участвовал в клубной самодеятельности как режиссер и художник-декоратор. В 1920 году, в ходе советско-польской войны, будучи на Минском фронте, Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского языка. Новый язык понравился Эйзенштейну, и он с головой окунулся в его изучение. После подписания мирного договора с Польшей Эйзенштейн поехал в Москву с намерением поступить в Академию генерального штаба и стать переводчиком. Эйзенштейн поселился в одной комнате с Максимом Штраухом, его давним другом. Вскоре Эйзенштейн бросил изучение японского и устроился на работу в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта.

Бедный Рорик

Все мы родом из детства. А для художника, который пропускает через себя предлагаемые обстоятельства, мир детства особенно важен. Ранние годы Эйзенштейна были, с одной стороны, благополучными, с другой — эмоционально сложными и болезненными. И многие его комплексы кроются именно в детских переживаниях.

Вот что он сам писал в своей «Автобиографии»: «Не могу похвастать происхождением. Отец не рабочий. Мать не из рабочей семьи. Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов. Дед со стороны матери хоть и пришел босой в Питер, но не трудом пошел дальше, а предпочел предприятием — баржи гонял и сколотил дело. Помер. Бабка — «Васса Железнова». И рос я безбедно и в достатке. Это имело и свою положительную сторону: изучение в совершенстве языков, гуманитарные впечатления от юности. Как это оказалось всё нужным и полезным не только для себя, но — сейчас очень остро чувствуешь — и для других!»

Отец будущего режиссера был известнейшим в Риге архитектором, самым популярным и успешным в городе. Несколько десятков построенных им доходных домов в стиле модерн и сейчас составляют архитектурную гордость столицы Латвии. Михаил Осипович происходил из купеческой еврейской семьи, а незадолго до революции в соответствии с чином действительного статского советника (соответствует генералу в армии или адмиралу на флоте) получил потомственное дворянство, которое, естественно, распространялось и на его единственного сына Сергея. Так что формально он был из дворянского сословия, хоть и сын выкреста.

Эйзенштейн_9

Михаил Осипович Эйзенштейн с женой Юлией Ивановной и сыном Сергеем. 1900 год

Фото: commons.wikimedia.org

Сергей рос в достатке, но не в идиллии. Глава семейства отличался властным и жестким характером, наверное, можно его назвать домашним деспотом. Отношения с супругой у Михаила Осиповича не сложились, и она довольно быстро вернулась назад в Петербург. Десятилетний Рорик, как называли сына в семье, остался с отцом, мать и бабушку навещал по праздникам. Отец обеспечил сыну великолепное образование — три иностранных языка, верховая езда, живопись, рояль, поездки в Европу и т.д. Но нежности и любви мальчику явно не хватало, неслучайно письма матери он подписывал «твой котик». Не было у него и возможности выбрать жизненный путь — отец жестко настоял, чтобы наследник шел по его стопам. Так, окончив рижское ремесленное училище, Сергей оказался в Петроградском институте гражданских инженеров.

Весной 1917-го девятнадцатилетний студент был призван в армию и оказался в школе инженерных прапорщиков. Но случилась революция, и школа попросту развалилась. Сергей оказался в центре исторических событий, правда, политика его не слишком занимала — куда больше он тянулся к театру. В 1918-м Эйзенштейн вступил в Красную армию, что было скорее практическим решением, нежели идейным. Иначе в голодном Питере выжить было практически невозможно, да и семье (отец из Риги эмигрировал в Берлин, а мать и бабушка оставались в столице) статус родственников бойца-красноармейца должен был помочь. По-настоящему воевать Сергею не пришлось: он служил в агитпоезде, где рисовал декорации (это наследственное — он с детства великолепно рисовал) и участвовал в театрально-политических постановках на злобу дня. У него было вволю свободного времени и множество книг, штудированием которых Сергей и занимался. А еще он вел дневник, куда записывал свои мысли относительно путей развития нового революционного театра.

Литература

  • Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда — об авангарде. Антология французского театрального авангарда / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С. Исаева. — М.: ГИТИС, 1992. — ISBN 5-85717-009-5.
  • Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра: Статьи и публикации. — М.: Эйзенштейн-центр, 2005. — 344 с. — ISBN 5-901631-15-3.
  • Забродин В. Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919—1948. — М.: Новое издательство, 2005. — 352 с. — ISBN 5-98379-022-6.
  • Платт К. М. Ф. Сергей Эйзенштейн: Конфликт // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 315—492. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
  • Садуль Ж. Всеобщая история кино: Европа после первой мировой войны = Historie Gėnėrale Du Cinėma / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Искусство, 1982. — Т. 4 (первый полутом). — 528 с. — 25 000 экз.
  • Фернандес Д. Эйзенштейн. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 1996. — 208 с. — ISBN 5-87135-011-9.
  • Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-902358-03-9,.
  • Шкловский В. Б. Эйзенштейн. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 328 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  • Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974. — 424 с. — 30 000 экз.
  • Marcadé Jean-Claude. S. M. Eisenstein: dessins secrets. — Seuil, 1999. — 183 p. — ISBN 202033612X, 978-2020336123.

Личная жизнь

Жена: Перл Моисеевна Фогельман (1900-1965). Режиссёр-документалист, сценарист, актриса, журналист (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Пера Аташева

Она была верной соратницей мужа, разделяя с ним все сложности жизни и творческой деятельности. Сохранила для потомков два архива: Мейерхольда и Эйзенштейна.

После ареста Мейерхольда его архив спас С.М. Эйзенштейн. Он смешал его со своими рукописями и частично спрятал на даче. Разбирая его архив, Перл Моисеевна систематизировала и архив Мейерхольда. В настоящее время оба архива хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Она участвовала в составлении собрания сочинений С.М. Эйзенштейна в 6 томах. Детей у них не было.

Ранние годы

Эйзенштейн Сергей Михайлович родился в Риге, в 1898 году. Мать его происходила из богатого купеческого рода. Отец всю жизнь проработал архитектором. Будущий режиссер получил хорошее образование, как и полагалось юноше из состоятельной интеллигентной семьи. Детство Сергея было безоблачным. Впрочем, и в ранние годы находились причины для печали: родители мальчика были все время заняты и мало уделяли ему внимания.

Юлия Ивановна – мать легенды советского кинематографа – имела неплохое приданое. А потому семья Эйзенштейнов жила зажиточно. В доме был целый штат прислуги. Нередко устраивались званые вечера, на которых присутствовали важные рижские чиновники. В 1907 году, после революционных событий, Эйзенштейны покинули родину. Несколько лет будущий режиссер прожил в Париже.

После возвращения из Франции Сергей Эйзенштейн поступил в реальное училище. Кроме того, занимался игрой на фортепиано и верховой ездой. Он изучил также несколько иностранных языков и уже в юности всерьез увлекся фотоискусством и рисованием. Два раза в год Сергей посещал свою родственницу, проживающую в Петербурге.

Эйзенштейну было четырнадцать лет, когда родители его развелись. Подросток остался жить с отцом, но связь с матерью оставалась чрезвычайно прочной. Эйзенштейн-старший мечтал о том, что сын его станет известным архитектором. И тот, действительно, поступил в 1915 году в Петроградский институт гражданских инженеров, где был и факультет, выпускающий специалистов в области проектировки городских зданий. Впоследствии он прославился. Но как известно, не в качестве архитектора, а в роли человека, который стоял у истоков советского кино.

Личная жизнь

Семейная катастрофа, свидетелем которой Сергей Эйзенштейн стал в детстве, повлияла на его отношения с женщинами. Официально Эйзенштейн женился в 36 лет на киножурналистке Пере Аташевой (Перл Фогельман). Они познакомились во время работы над «Броненосцем «Потемкиным»». Женщина мечтала родить от мужа ребенка, но стала другом, сиделкой и коллегой.

Вернувшись из-за границы после 5-летней командировки, Сергей Эйзенштейн отделился от супруги. В 1930 году место Перы заняла ассистентка Елена Телешева. Ее называли «женщина-гренадер». Но и тут связь оказалась платонической. Теоретическое обоснование своей девственности мэтр нашел в учении Зигмунда Фрейда. Отказ от плотских радостей Эйзенштейн объяснял необходимостью сублимации.

«Без сублимации – я простой эстет a la Оскар Уайльд», – говорил он американской журналистке Мари Сетон.

В архиве Сергея Эйзенштейна сохранились сотни гомосексуальных рисунков мэтра, но убедительных сведений любовной связи режиссера с мужчинами нет. Незадолго до смерти Эйзенштейн снова женился на Аташевой, оказавшейся после кончины мэтра официальной вдовой и распорядительницей наследия. 

Авангард. Школа мастера

По окончании Гражданской Эйзенштейн оказался в Москве. Формально он ехал поступать в Военную академию РККА на переводческий факультет (в армии он увлекся японским языком), но оказался в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ), которые возглавлял Всеволод Мейерхольд. Одновременно Сергей устроился в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Жил он у друга детства Максима Штрауха на Чистых прудах. До революции семье респектабельного врача принадлежала вся квартира, но после им оставили лишь одну комнату. Тем не менее семья Штраухов (а Борис уже был женат!) приняла Сергея, и ему занавеской отгородили угол.

Эйзенштейн_1

Сергей Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. 1925 год

Фото: РИА Новости

Вскоре Эйзенштейн познакомился с Григорием Александровым, причем при весьма курьезных обстоятельствах. В те голодные годы актеры театра Пролеткульта приносили пищу с собой, и Александров попытался съесть «запасы» Эйзенштейна. Началась драка, молодых людей с трудом растащили. После этого Александров рассказал, что два дня не ел, и Эйзенштейн разделил свой паек пополам. С тех пор они подружились.

Автор цитаты

Мейерхольд был абсолютным кумиром для Эйзенштейна, учителем и вдохновителем. В 1922 году Сергей Михайлович поставил спектакль «Смерть Тарелкина», где Всеволод Эмильевич сыграл одну из ролей. А вскоре Эйзенштейн получил записку, написанную супругой Мейерхольда Зинаидой Райх на клочке бумаги, оторванной от театральной афиши: «Сережа! Когда Мейерхольд почувствовал себя самостоятельным художником, он ушел от Станиславского». Естественно, написано это было с ведома, а может быть, и по просьбе самого мэтра. Эйзенштейн остро отреагировал на это: «Для меня Мейерхольд и был театром». С этого момента он оставил театр и ушел в новое для него дело — кинематограф.

Кстати, уважение и любовь к учителю Эйзенштейн пронес через всю жизнь, и когда в 1939-м Мейерхольда арестовали, а Зинаида Райх при невыясненных обстоятельствах погибла, то именно Сергей Михайлович спас архив мастера, тайком вынеся его с опустевшей дачи великого актера. По тем временам это был героический поступок.

Эйзенштейн_5

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

Фото: РИА Новости

Пожалуй, главная загадка Эйзенштейна — это то, как ему удалось всего за несколько лет проделать путь от дебютанта до кинорежиссера мирового уровня. Отчасти это можно объяснить тем, что к этому времени у него уже был некий образ нового кино, основанного на соединении (монтаже) ударных воздействий (аттракционов), включающих элементы театра, цирка, эстрады, плаката и публицистики. Он сформулировал его в 1923 году в статье «Монтаж аттракционов», опубликованной в журнале Владимира Маяковского «ЛЕФ» (Левый фронт искусств). А уже в 1924 году Эйзенштейн снимает свой первый полнометражный фильм «Стачка», сразу заявивший о нем как об уникальном режиссере с совершенно новым видением кино. Он вышел на экраны в апреле 1925 года. И практически сразу Эйзенштейн получает заказ на фильм к десятилетию первой русской революции и в рекордные сроки (около трех месяцев) снимает «Броненосец «Потемкин», ставший, возможно, апогеем развития всего немого черно-белого кино. Позже его не раз назовут «лучшим фильмом всех времен и народов».

Эйзенштейн, которому было всего 27 лет, вмиг становится знаменитым. Домовой комитет даже принимает решение выделить ему отдельную комнату в коммуналке, «произведя добровольное переселение». Надвигалось десятилетие революции 1917 года, и команда Эйзенштейна получила заказ на эпическое полотно, посвященное октябрьским событиям. Так, в 1927 году появится фильм «Октябрь». Первая картина, в которой на экране появится вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин.

Родились в один день

Дата рождения: 22.01.1898. Возраст: 123.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 268 дней.

ЯРМОЛЬНИК Леонид Исаакович

Актёр театра и кино, продюсер

1 место

АЛДОНИН Евгений Валерьевич

российский футболист, полузащитник.

2 место

БОКЕРИЯ Лео Антонович

Ведущий кардиохирург, известный ученый и организатор медицинской науки, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»

3 место

Талызина Валентина Илларионовна

Актриса

4 место

МАЛЕВАННАЯ Лариса Ивановна

Актриса театра и кино

5 место

СМОЛИН Олег Николаевич

Депутат

6 место

БАЙРОН Джордж Гордон

Британский поэт

7 место

ЛАНДАУ Лев Давидович

Советский физик

8 место

ГЕРАСИМОВ Александр Георгиевич

член сборной России по волейболу на Олимпиаде-2000 в Сиднее

9 место

БООС Георгий Валентинович

Бывший Губернатор Калининградской области

10 место

ДЕГТЯРЬ Михаил Борисович

Заместитель руководителя Центра специальных проектов телекомпании “Вести”

11 место

КОБАЛАДЗЕ Юрий Георгиевич

Управляющий директор по корпоративным отношениям

12 место

ВОЛОДИН Алексей Михайлович

Член Правления

13 место

МЕНЬ Александр Владимирович

Российский священник

14 место

ГАЙДАР Аркадий Петрович

Советский писатель

15 место

«Иван Грозный»

В 1547 году на престол взошел московский князь, которому к тому моменту было отроду всего семнадцать лет. А уже спустя несколько лет молодой царь одержал победу в Казанском походе. Ивану Грозному предстояло пережить потерю первой любимой жены, предательство друга, боярский заговор и поражение в Ливонской войне. Однако в борьбе за власть он был беспощаден. Одной из самых сложных фигур в истории посвятил фильм Сергей Эйзенштейн.

«Иван Грозный» стал последней картиной режиссера. Завершить ее так и не удалось. 11 февраля 1948 года великий кинематографист ушел из жизни в результате обширного инфаркта.

Личность Ивана Грозного всегда интересовала Эйзенштейна. Изображая в своем последнем фильма важные исторические события, он стремился подчеркнуть главную особенность политической тактики Ивана Грозного. А именно стремление к государственному единству. На пути к своей цели Иван Грозный не останавливался ни перед чем.

Работа над сценарием началась еще в 1941 году. За годы работы Эйзенштейн тщательно изучил исторические источники, труды, посвященные самодержцу. Согласно первоначальному замыслу, первая часть охватывала юные годы царя, Казанский поход, смерть Анастасии. На роль главного героя режиссер Сергей Эйзенштейн утвердил Николая Черкасова. Перед актером он поставил сложные, почти невыполнимые задачи. Позже в своей автобиографической книге Черкасов писал о том, что Эйзенштейн требовал от него полного перевоплощения. Достигнуть этого было почти невозможно, потому как фильм охватывает события, происходившие на протяжении двадцати лет.

Фильм снимался в Алма-Ате, куда были эвакуированы все сотрудники “Мосфильма”. Несмотря на военное время, кинематографистов обеспечили всем необходимым для создания монументальной картины. Работу в павильонах нередко приходилось вести по ночам: днем электроэнергия шла на нужды военных заводов.

В 1948 году, после смерти Эйзенштейна, Черкасов обратился к старому знакомому режиссеру Петрову с просьбой доработать вторую часть «Ивана Грозного». Но завершить работу на уровне Эйзенштейна оказалось невозможным.

Критика

  • «Фильм Эйзенштейна „Иван Грозный“, который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты». — Чарльз Чаплин о фильме «Иван Грозный».
  • «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него». — Владимир Маяковский о фильме «Октябрь».
  • «Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы как в показе революции, так и в экзальтированной манере этого показа». — Жан-Клод Конеса о фильме «Октябрь».

↑ Ранние годы С. Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн родился в семье крещёных евреев в Риге в 1898 году. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать – дочерью инженера. Его детство прошло в Риге и Петербурге. В городе на Двине он жил с родителями, а в столицу ездил на празднике к бабушке. В 1907 году семья Эйзенштейнов переехала в Париж. Они вернулись в Ригу год, и там Сергей поступил в реальное училище. В 1912 году его родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году юноша окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Архитектурно-строительный институт в СПБ).

Метод Эйзенштейна

К этому времени уже можно говорить о команде Эйзенштейна. Прежде всего это Григорий Александров, с которым они писали сценарии первых фильмов, и Эдуард Тиссе — бессменный оператор всех картин мастера. Они же выступали как актеры, а также Максим Штраух, его супруга Юдифь Глизер, Александр Антонов (матрос Вакуленчук в «Потемкине»), Михаил Гоморов и другие бывшие участники театра Пролеткульта. Все они были ровесники, все одержимы новыми авангардными идеями.

Больших «звезд» классических театральных подмостков Эйзенштейн сознательно не приглашал, в этом был один из его принципов. Он первым начал снимать большие массы людей, и главным действующим лицом для него был народ — характерные и типичные персонажи, но не узнаваемые «звезды». Даже Ленина в «Октябре» играл простой рабочий металлургического завода города Лысьва Василий Никандров, лишь внешне напоминавший вождя революции.

Эйзенштейн_7

Рабочий Василий Никандров в роли Владимира Ленина в художественном фильме «Октябрь»

Фото: РИА Новости

Эйзенштейн искал новые формы во всем. В ракурсах съемки, чередовании планов, монтаже, жестких уколах зрителя, которого он стремился эмоционально потрясти. Он решительно смешивал стили, использовал приемы из разных жанров, даже комбинированные съемки и спецэффекты. Он не собирался снимать реалистичное историческое кино, а создавал художественное произведение, которое должно было произвести на зрителя глубочайшее эмоциональное впечатление. Поэтому нелепо обвинять его в том, что для усиления зрительского восприятия он зачастую искажал реальный ход событий.

Другое дело, что штурм Зимнего (которого не было) он снял так ярко и убедительно, что многие люди воспринимали его за документальные кадры. Так же, как гениальную сцену расстрела демонстрации на Потемкинской лестнице в Одессе. А для съемок «Стачки» на завод был приглашен великий оратор Лев Троцкий, и режиссер для фильма снимал самый настоящий митинг, хотя Троцкий об этом и не знал.

Эйзенштейн писал о своем методе или, как он выражался, об архитектуре кино в статье «С. Эйзенштейн о С

Эйзенштейне…»: «Моим художественным принципом было и остается не интуитивное творчество, а рациональное, конструктивное построение воздействующих элементов; воздействие должно быть проанализировано и рассчитано заранее, это самое важное. Будут ли отдельные элементы воздействия заключаться в самом сюжете в общепринятом смысле этого слова или они будут нанизываться на «сюжетный каркас», как в моем «Броненосце», я не вижу в этом существенной разницы

Я сам не сентиментален, не кровожаден, не особенно лиричен, в чем меня упрекают в Германии. Но всё это мне, конечно, хорошо известно, и я знаю, что нужно лишь достаточно искусно использовать все эти элементы с тем, чтобы возбудить необходимую реакцию у зрителя и добиться огромнейшего напряжения. Я уверен, что это чисто математическая задача и что «откровению творческого гения» здесь не место. Здесь требуется не больше живости ума, чем при проектировании самого утилитарного железобетонного сооружения».

Эйзенштейн_6

Режиссер Сергей Эйзенштейн выступает на творческой конференции работников советской кинематографии

Фото: РИА Новости

Американская киноакадемия признала «Броненосец «Потемкин» лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств он получил высшую награду — «Супер-Гран-при». В 1928 году Эйзенштейн, Тиссе и Александров отправляются в Берлин представлять ставший всемирно известным «Броненосец», а потом в Голливуд изучать новую технику звукового и цветного кино. Благодаря знанию языков Эйзенштейн читал лекции в Лондоне и Кембридже, Антверпене и Гамбурге, Париже и Амстердаме. Его восторженно принимали, он встречался с самыми яркими людьми эпохи. Бернард Шоу, Джеймс Джойс, с которым он договорился об экранизации «Улисса», Аста Нильсен, Федор Шаляпин, Михаил Чехов. В Америке его принимали Уолт Дисней и Чарли Чаплин. Эйзенштейну удалось заключить со студией «Парамаунт» контракт на экранизацию «Американской трагедии» Теодора Драйзера, но помешал кризис. Тогда троица уезжает в Мексику, где на деньги Эптона Синклера начинает снимать фильм «Да здравствует Мексика!».

Только в 1979 году из выкупленного Госфильмофондом СССР материала его окончательно смонтирует Александров, причем в варианте, приближенном к первоначальному замыслу. В Мексике они познакомились с Диего Риверой и Фридой Кало. В 1931 году Эйзенштейн получил телеграмму Сталина с настоятельной просьбой вернуться на родину и не посмел ослушаться. Слишком много «заложников» оставалось в СССР, да и не мыслил он себя без отечественного кино.

Творчество

Фильмография

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 100-летию со дня рождения С. М. Эйзенштейна. 2 рубля, серебро, 1998 год

Режиссёр

  1.  — Дневник Глумова
  2.  — Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки»)
  3.  — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
  4.  — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
  5.  — Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтегю и Хансом Рихтером)
  6.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  7.  — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  8.  — Землетрясение в Оахаке (документальный)
  9.  — Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г.Александровым)
  10.  — Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)
  11.  — Буря над Мехико
  12.  — День смерти / Death Day (короткометражный)
  13. — — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
  14.  — Александр Невский
  15.  — Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
  16.  — Мексиканская симфония / Mexican Symphony
  17.  — Свободная земля / Land of Freedom
  18.  — Идол надежды / Idol of Hope
  19.  — Обретение креста / Conquering of Cross
  20.  — Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
  21.  — Иван Грозный (1-я серия)
  22.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
  23.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Сценарист

  1.  — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
  2.  — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
  3.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  4. — — Бежин луг
  5.  — Александр Невский
  6.  — Иван Грозный (1-я серия)
  7.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
  8.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Библиография

  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. . № 35. С. 10.
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. . № 34.
  • Эйзенштейн С. М. Иван Грозный . М.: Госкиноиздат, . — 192 с.
  • Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. Рига: Госкиноиздат, . — 340 с.: фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, . Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, . — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, —.

    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., . — 696 с.
    • Т.3: Теоретические исследования — гг. М., . — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены». М.: . — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., . — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. М., . — 560 с.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин . Челябинск: Аркаим, . С. 401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова // НЛО. № 4. С. 5—19.
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 592 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 495 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, . — 687 с — ISBN 5-901631-09-9
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 624 с — ISBN 5-901631-12-9
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, . — 336 с — ISBN 5-89357-114-2

«Бежин луг»

Согласно мнению современных критиков, этот фильм мог бы стать талантливым, выдающимся произведением отечественного кинематографа. Кроме того, «Бежин луг» имел все шансы приобрести редкую историческую ценность. Мог бы стать, но этого не произошло, потому как производство картины было приостановлено по причине «усложненности художественного языка и формализма».

Чудом сохранился отснятый, но не смонтированный материал. Во время войны на «Мосфильме» произошел пожар, в результате чего кинолента была утрачена. До наших дней дошел фильм, который был частично восстановлен режиссером Сергеем Юткевичем и историком Наумом Клейманом. О чем повествует картина «Бежин луг»?

Ржешевский обвинил Эйзенштейна в нежелании понять его замысел, а также в пристрастии к чрезмерной иллюстративности. Сценарист, в свою очередь, отказался ехать на съемки, а позже сказал, что еще во время первоначального просмотра понял, что фильм провалится.

Съемки продолжались более двух лет. Согласно воспоминаниям режиссера, ему не хватило всего десять дней для завершения работы. Публичный показ состоялся в Главном управления кинематографии. После просмотра ораторы высказывались о недооценке роли классовой борьбы в стране. Производство фильма остановили. Прежде всего потребовали переделать сценарий.

За эту работу взялся друг режиссера, писатель Исаак Бабель. Однако и его доработка не спасла киноленту. На этот раз фильм признали антихудожественным и «политически ошибочным». Некоторые наработки много лет хранились у вдовы режиссера. Последняя копия сгорела в 1941 году, во время бомбежки.

Сюжет фильма «Бежин луг» незамысловат. Кулак забил до смерти жену, а затем вместе со своими друзьями осуществил вредительство. А именно – поджег склад, в котором хранилось горючее для тракторов. После совершения злодеяния преступники укрывались в церкви. Однако вскоре их нашли и заключили под стражу. Тем временем положительные герои этой истории церковь переделали в клуб. Чем же не приглянулся фильм, обладающий столь пропагандистскими мотивами, Сталину? Иосиф Виссарионович полагал, что кино не имеет себе равных по силе воздействия на умы масс. Возможно, в этой работе Эйзенштейн не оправдал его надежд.

Дело в том, что в картине «Бежин луг» режиссер затронул тему коллективизации, однако сделал это в чрезвычайно трагических красках. Возможно, Эйзенштейн действительно пытался создать исключительно пропагандистский фильм. Но быть может, режиссер использовал материал, которой ему навязали сверху, для своих эстетических экспериментов, пытаясь создать классический сюжет «Отцов и детей» на актуальном в те годы примере классовой борьбы.

Сергей Эйзенштейн, согласно воспоминаниям очевидцев, глубоко переживал уничтожение картины. Режиссер впал в депрессию, заперся в своем доме, некоторое время даже отказывался от приема пищи. По мнению историков, события, которые повлекли утрату фильма «Бежин луг», связаны с началом страшной эпохи – сталинскими репрессиями. Хотя режиссера картины они, к счастью, обошли стороной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий