Издания
Московский Апостол.
«Апостол», отпечатанный Иваном Фёдоровым в 1574 году во Львове.
Острожская азбука 1578 года: 1-я и 2-я (с гербом Константина Острожского) страницы
«Новый Завет» (Острог, )
Острожская Библия,
Основная статья: Апостол 1564 года
Книги, изданные Иваном Фёдоровым вместе с Петром Мстиславцем
2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII — 29/IX и 2/IX — 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров. Электронная версия.
4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 — 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра. электронная версия.
Книги, изданные Иваном Фёдоровым без Петра Мстиславца
10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.
11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).
12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург.
13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счётов, формат не менее 309×202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».
Книгопечатники — современники Ивана Фёдорова
Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.
В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).
В —1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне — Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова — Пётр Мстиславец.
Имя
Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Руси именование по отцу на –ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (др.-греч. ). В других он использовал отчество на –ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus (Иван Фёдорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский), либо Johannes Theodori Moscus (Иван Фёдоров (сын) Московит).
Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.
Первая типография
Иван Федоров жил и трудился в эпоху Ивана 4 Грозного. В 1552 г. русский царь распорядился запустить печатное дело на церковнославянском языке в Москве.
Интересен факт, что до этого уже существовали труды на церковнославянском языке, однако они были изданы за рубежом.
По приказу Ивана Грозного в Россию был доставлен датский мастер по имени Ганс Мессингейм. Именно под его предводительством, была построена первая типографии в государстве.
После этого из Польши были доставлены соответствующие станки с литерами, на которых вскоре началось книгопечатание.
В 1563 г. царь открыл Московский печатный двор, который находился на содержании государственной казны. В следующем году здесь будет отпечатана знаменитая книга «Апостол», за авторством Ивана Федорова.
Книга «Апостол»
После «Апостола» публикуется книга «Часослов». В издании обоих трудов принимает непосредственное участие Федоров, о чем свидетельствует ряд фактов.
Принято считать, что Иван Грозный определил Федорова в ученики Мессингейма, чтобы тот набирался опыта.
В то время церковь отличалась от устройства современной церкви. Священнослужители активно занимались образованием народа, вследствие чего все учебники были так или иначе взаимосвязаны со священными текстами.
Из достоверных документов мы знаем, что Московский печатный двор неоднократно подвергался поджогам. Это якобы было связано с работой монахов-переписчиков, которые теряли доход от фабричного издания книг.
В 1568 г. по приказу Ивана Грозного Федоров переезжает в Великое княжество Литовское.
В дороге русский книгопечатник остановился в Гроднянском Повете, в доме бывшего военнослужащего Григория Ходкевича. Когда Ходкевич узнал кем является его гость он, будучи действующим чиновником, попросил Федорова помочь открыть местную типографию.
Мастер откликнулся на просьбу и уже в том же году, в городе Заблудове, состоялось торжественное открытие печатного двора.
Под руководством Ивана Федорова в данной типографии была отпечатана первая, и по сути единственная книга – «Учительское Евангелие». Это произошло в период 1568-1569 гг.
В скором времени издательство прекратило свое существование. Это было связано с политической обстановкой. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, которая поспособствовала образованию Речи Посполитой.
Книгопечатник Иван Федоров
Все эти события не очень обрадовали Ивана Федорова, которому хотелось продолжать издавать книги. По этой причине он решает отправиться во Львов, чтобы там построить собственную типографию.
По приезду во Львов, Федоров не нашел отклика у местных чиновников в отношении открытия печатного двора. При этом местные священнослужители также отказывались финансировать строительства типографии, отдавая предпочтение ручной переписи книг.
И все же, Ивану Федорову удалось выручить определенную сумму денег, которая позволила ему достичь своей цели. В результате, он начал печатать и торговать книгами.
В 1570 г. Федоров опубликовал «Псалтырь». Спустя 5 лет он стал руководителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, однако уже через 2 года занялся возведением очередной типографии при поддержке князя Константина Острожского.
Острожская типография благополучно работала, выпуская все новые и новые труды такие, как «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581 г. состоялся выход знаменитой Острожской Библии.
Со временем, Иван Федоров поставил главой над типографией своего сына, а сам отправился в командировки по разным европейским государствам.
В подобных поездках, русский умелец делился опытом с иностранными книгопечатниками. Он стремился усовершенствовать печать книг и сделать так, чтобы они были доступны, как можно большему количеству людей.
Литература
- Иван Фёдоров // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бахтиаров А. А. История книги на Руси. — СПб., 1890. (Имеется электронная версия в формате PDF.)
- Бендасюк С. Ю. Общерусский первопечатник Иван Фёдоров и основанная им братская Ставропигийская печатня во Львове. — Львов, 1934.
- Немировский Е. Л. Первопечатник Иван Фёдоров // Острожская азбука Ивана Фёдорова. Исследование. Словоуказатель. — М.: Книга, 1983. — С. 9—20.
- Немировский Е. Л. Иван Фёдоров. Начало книгопечатания на Руси: Описание изданий и указатель литературы: К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. — М.: Пашков дом, 2010.
- Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 — 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. — М.: Наука, 1985. — 320 с. — (Научно-биографическая литература). — 50 000 экз.
Происхождение
Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.
Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.
Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен. В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.
Награды
- РФ
Орден Почёта (Россия) (10.08.2004)
- СССР
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948)
- Орден Ленина № 68028 (05.03.1948)
- Четыре ордена Красного Знамени (28.10.1937; 3.03.1938; 31.07.1948; 13.06.1952)
- Орден Александра Невского (16.12.1943)
- Четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943; 6.06.1945; 20.09.1947; 11.03.1985)
- Орден Отечественной войны II степени (14.10.1944)
- Орден Красной Звезды (30.04.1947)
- Медали в том числе:
- «За боевые заслуги» (03.11.1944)
- «За оборону Ленинграда»
- «За оборону Москвы»
- «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- «За взятие Кёнигсберга»
- «За взятие Берлина»
- «За освобождение Варшавы»
- «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
- Приказы (благодарности) Верховного Главнокомандующего в которых отмечен И. Е. Фёдоров
За овладение областным и крупным промышленным центром Белоруссии городом Гомель — важным узлом железных дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев на полесском направлении. 26 ноября 1943 года. № 46.
Жизненный путь Ивана Федорова на чужбине.
Иван Федоров вместе со своим соратником Петром Мстиславцем были вынуждены покинуть Москву и перебраться в Великое княжество Литовское.
Некоторые исторические источники утверждают, что поездка была обусловлена вовсе не гонением и даже не тем, что овдовевший Федоров, как представитель белого духовенства, по правилам того времени был обязан принять монашеский постриг и уйти в монастырь, но не сделал этого. Здесь побудительным мотивом к такому путешествию, скорее всего, стала политическая целесообразность.
Грозный отправил в соседнюю страну самого талантливого своего книгопечатника в виду постоянно нараставшей необходимости поддерживать православие в других государствах. В самой же Москве книгопечатание после этого не остановилось. Дело возглавил Андроник Невежа. Он руководил Московской типографией еще более 30 лет, вплоть до собственной смерти в самый разгар Смутного времени.
Литовский период жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца начался достаточно неплохо. Их обоих радушно принял в своем родовом имении Заблудове Гроднянского повета гетман Ходкевич. Он помог организовать на новом месте типографию, и уже в 1568 году из ее стен вышла книга под названием «Учительное Евангелие», которая представляла собой сборник бесед на богословскую тематику и толкований евангельских текстов. Спустя 2 года здесь же были изданы и «Псалтырь» с «Часословом».
Впрочем, успешная деятельность православных книгопечатников продолжалась, к сожалению, недолго. Все те же самые, уже упомянутые в этой статье, политические ветра полностью «выдули» из души и ума их литовского временного покровителя желание и далее способствовать в столь тяжелом, но при этом благородном деле. Дошло даже до того, что Ходкевич не в очень-то лицеприятной форме посоветовал Федорову и Мстиславцу бросить все и заняться земледелием, на что, последние, разумеется, не могли согласиться.
Было решено перебраться во Львов. Однако для продолжения собственного дела на новом месте понадобились большие деньги. Плюс к тому же столярный львовский цех наложил запрет на использовании столяров в типографском деле. За помощью в решении денежных проблем Иван Федоров обратился к богатым православным купцам, но ни один из них не откликнулся на его призыв, боясь навлечь на себя и свой бизнес гнев властей. Поэтому нужные средства небольшими партиями периодически поступали от отдельных горожан и местных священников. Ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда в дело вмешались краковские типографы, под давлением которых городской совет поспособствовал выдаче Федорову разрешения на использование труда столяров.
По правде сказать, книгопечатная деятельность не очень-то задалась во Львове. Так же, как и в Москве, здесь пришлось прочувствовать на себе всю тяжесть недобросовестной конкуренции со стороны многочисленных переписчиков книг. В 1579 году ввиду постоянных финансовых затруднений типография была заложена Израилю Якубовичу под 411 польских злотых. История умалчивает, был ли этот залог в последствии успешно погашен или же все имущество все-таки перешло в ведение нового владельца.
Тем не менее именно в этом городе было опубликовано второе издание «Апостола», которое, в отличие от первого, содержало в себе написанное самим Федоровым послесловие. В нем рассказывалось о тех гонениях, которые пришлось пережить в Москве. Особо упоминалось, что не лично царь был виной тем нападкам, а его приближенные чиновники и высокопоставленное, а точнее сказать, рукоположенное, духовенство.
Еще одно знаменитое творение великого книгопечатника, «Острожская Библия», было уже создано в городе Острог, куда его пригласил князь Константин Острожский. Это первое, совершенно полное, издание библейских текстов на церковно-славянском языке.
Детство и юность
Согласно изысканиям советского историка Е.Л. Немировского и предположений других историографов Иван Федоров Первопечатник родился в Московском Великом княжестве в 1510 году. Одна из версий предполагает, что он был родом из Петковичей (граница Минской и Брестской областей).
Наиболее вероятно, что Федоров был сыном священника. Это позволило будущему просветителю получить хорошее образование для того времени. Он мог традиционно ходить в школу, организованную при церкви, или постигать азы грамоты при помощи отца.
Церковные школы обучали чтению, умению писать, которое подразумевало умение рисовать. У Ивана Федорова была возможность получать знания из книг, которые были в доме у отца, в церкви, в коллекциях любителей книг знакомых. Это позволило ему стать прекрасно образованным молодым человеком, сведущим в разнообразных областях: богословии, латыни, истории, естественных науках, религии. Благодаря своим знаниям он получил возможность получить европейское образование.
Исторические документы подтверждают обучение будущего первопечатника в Кракове, в Ягеллонском университете, с 1529 по 1532 годы, который являлся одной из главных высших школ для молодежи. Обучаясь на философском факультете, Федоров серьезно изучает античную литературу. В то время в Кракове работало несколько типографий, в которых помогали и подрабатывали студенты. Именно здесь Иван Федоров увлекся и освоил типографское искусство, которое впоследствии стало делом всей его жизни.
По окончании учебного заведения Федорову была присвоена ученая степень бакалавра. Выпускник Краковского университета получил назначение на должность диакона церкви Николы Гостунского. Этот церковный храм был особо почитаем, служителем мог стать только человек знающий и грамотный. Здесь Иван Федоров трудился под руководством митрополита Макария. Его знакомство с митрополитом перейдет в долгосрочное сотрудничество.
Первые книги на Руси
Первую книгу предки современных россиян встретили с любовью и большим почетом. Но кто такой Иван Федоров, жители Руси тогда еще и не ведали. Ведь прототип современного издания появился задолго до рождения этого человека. В раннем Средневековье книги не печатали, а переписывали. Делали это специально обученные люди – переписчики. Работа этих специалистов была тяжела, а производительность труда не превышала и четырех страниц в день.
В середине XV века немец Иоганн Гутенберг изобрел подвижные буквы для книгопечатания. Это изобретение послужило толчком к зарождению издательского дела в Европе. Но первая московская типография, а создана она была в середине XVI века, действовала исключительно на государственной основе. Сам Иван Грозный приказал соорудить для этих целей отдельное здание, в котором, по предположительным данным, и трудился Иван Федоров. Первопечатник кратко ознакомил соотечественников с печатной продукцией, издав в Москве всего две книги. Вскоре он вынужден был покинуть родные края. Новый, прогрессивный метод пришелся не по вкусу переписчикам. И это не удивительно, ведь создание книгопечатного станка лишало их основного источника дохода.
Память
Открытие памятника Ивану Федорову в Москве
- В 1883 году было выпущено сразу два жетона с одинаковым оформлением в честь Ивана Фёдорова. Первый был изготовлен из оловянно-цинкового сплава. Вес 6,96 г. Диаметр 25 мм. Второй с ушком отчеканили из серебра. Вес 8,75 гр. Диаметр 25 мм. Клейма на лицевой стороне: пробирное «91» и герб Санкт-Петербурга и мастера именное «ПС».
- В 1909 году в Москве у Китайгородской стены, напротив Синодальной типографии (древнего Печатного двора), был установлен памятник Ивану Фёдорову работы скульптора С. М. Волнухина. Изображения Ивана Фёдорова неизвестны, нет даже его словесного портрета. Волнухин совместно с художником С. В. Ивановым и историком И. Е. Забелиным создали обобщённый образ, этот образ и отражён в памятнике.
- В 1941 году режиссёр Григорий Левкоев снял художественный историко-биографический фильм «Первопечатник Иван Фёдоров».
- В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».
- В 1983 году мировая общественность широко отмечала 400-летие со дня смерти Ивана Фёдорова. К этому событию в СССР был выпущен юбилейный медно-никелевый рубль. Диаметр — 31 мм, вес — 12.8 г. Гурт: две надписи «ОДИН РУБЛЬ», разделённые двумя точками. Выпуск 03.01.1984 г. Авторы: эскизов — Крылов, моделей — С. М. Иванов. Тираж: 3 000 000. ЛМД.
- В 1991 году на Киностудии им. Горького был снят пятисерийный исторический фильм «Откровение Иоанна Первопечатника», режиссёры Юрий Сорокин, Юрий Швырёв. В главных ролях: Фёдор Сухов, Иннокентий Смоктуновский, Марина Шилова, Маргарита Терехова, Никита Джигурда, Валерий Порошин и другие. В кинотеатрах фильм вышел в прокат под названием «Иван Фёдоров».
- В 2009 году прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.
- В вышедшем из печати в октябре 2015 года церковном календаре Русской Православной старообрядческой Церкви на 2016 год впервые опубликован молебный канон первопечатнику Иоанну Фёдорову и фотография его иконы.
- В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательско-полиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи с 80-летием основания университета.
- Имя носил Украинский полиграфический институт.
- В Бердичеве, Волгограде, Казани, Киеве и Львове есть улицы, носящие имя Ивана Фёдорова.
Здание типографии Ставропигийского института, современный вид (после перестройки в 18 веке). | Святоонуфриевский монастырь, рядом с которым 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров | Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова |
Последний этап жизненного пути.
Следует отметить, что Иван Федоров, равно как и все гениальные люди, был разносторонним человеком. Наряду с книгопечатанием он постигал азы литейного дела. При этом несмотря на то, что на протяжении определенного периода жизни имел духовный сан, он отливал пушки и даже изобрел многоствольную мортиру, состоящую из отдельных частей, которые по мере износа или из-за поломок можно было бы заменять на новые. Разработка оружия показалась ему настолько перспективным делом, что в 1583 году он решился на поездку по всей Европе с презентационными представлениями собственного уже далеко не мирного детища.
Историки утверждают, что в этот период Федоров посещал такие города, как уже давно ставший для него родным Краков, Вену и Дрезден. Везде он старался встречаться с именитыми людьми и рекламировал собственное изобретение. При этом вел беседы и переписки с умнейшими и просвещенными людьми своего времени. В частности, с курфюрстом саксонским Августом.
К сожалению, не сохранилось данных, насколько это путешествие было экономически успешным. Одно точно – именно оно подкосило здоровье и без того престарелого книгопечатника.
Иван Федоров скончался 5 (или 15 по новому стилю) декабря 1583 года. Был похоронен на кладбище Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. К сожалению, место его точного захоронения на территории этой обители было утрачено еще в конце 19-го века и вплоть до наших дней по-прежнему остается загадкой.
«Первому мученику русской печати»
На памятнике, созданном скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова, изображен мастеровой человек в старорусском кафтане, с длинными волосами, перехваченными тесьмой. В руках он держит только что отпечатанную страницу. Образ этот условный — как выглядел настоящий печатник Федоров, мы не знаем. Описания его внешности до нас не дошли. Однако образ вполне историчен — при его создании скульптора консультировал великий русский историк, знаток средневекового быта Иван Забелин. Интересно, что на следующий день после открытия монумента возле него появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на непростую судьбу легендарного мастера.
fedorov2
Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»
Фото: РИА Новости
О жизни настоящего Ивана Федорова мы знаем чрезвычайно мало. Год рождения и происхождение его достоверно не известны, но, видимо, он был не из знатной семьи. В ранних сохранившихся текстах он именует себя «Иван, Федоров сын» или «Иван Федорович». То есть Федоров на самом деле не фамилия, а отчество. Место рождения тоже доподлинно неведомо. Поскольку он не раз именовал себя «Москвит» или «Москвитин», то можно сделать вывод, что родился он в Москве или около нее. С другой стороны, так он подписывался, уже находясь за границей, то есть подобное прозвище могло говорить о стране его происхождения, ведь название «Московия» часто использовалось в XVI веке по отношению ко всему государству.
Где Федоров получил образование, тоже остается загадкой, меж тем печатник должен быть не только грамотным, но и владеть основами механики, физики и даже химии. Известно, что Иван служил дьяком в церкви Николы Гостунского, располагавшейся в Кремле подле нынешней Ивановской площади, напротив Фроловских ворот. Видимо, в какой-то момент он был приставлен к Печатному двору, созданному в 1553 году по указу царя Ивана Васильевича, с благословения митрополита Макария. Об этом сам Федоров писал в послесловии к изданному им в 1564 году «Апостолу» — книге, которую часто называют первой напечатанной на Руси.
fedorov1
Фрагмент фронтисписа и заглавной страницы книги «Апостол»
Фото: commons.wikimedia.org
Через год Федоров и его товарищ Петр Мстиславец издали свою вторую книгу — «Часовник». И почти сразу после этого они покинули Москву и отправились в Заблудов (современная Польша), где уже в 1568 году вышло следующее их детище — «Учительское Евангелие». После этого их пути разделились: Петр отправился в Вильно, Иван трудился в Заблудове, Остроге (Украина, Ровенская область) и Львове, выпустив еще минимум десяток изданий. Умер Федоров в 1583 году во Львове, похоронен там же возле православного Святоонуфриевского монастыря. Надгробие «друкаря», как в тех краях называют печатников, сохранилось до наших дней.
Имя
Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Руси именование по отцу на –ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (др.-греч. ). В других он использовал отчество на –ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года. В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus (Иван Фёдорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский), либо Johannes Theodori Moscus (Иван Фёдоров (сын) Московит).
Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.
Работа у Константина Острожского
Со временем удача покинула первопечатника, и во Львове его начали преследовать финансовые неудачи. Он был вынужден свернуть свою деятельность и принять приглашение богатого и влиятельного магната – князя Константина Острожского. Князь приветствовал образованных людей и ценил их общество, поэтому в его окружении сложился союз ученых людей во главе с Герасимом Смотрицким. Здесь функционировала Острожская академия, которой очень нужна была собственная «друкарня» – так в те времена называли книгопечатную мастерскую. Здесь Иван Федоров занялся подготовкой издания уникальной Библии, которая должна была затмить все имеющиеся на то время печатные издания Божьего слова.
В 1580 году Острожская типография выпустила Новый завет с Псалтирем. Так появилась «Книжка-собрание вещей наинужных», авторами которой являлись Тимофей Михайлович и Иван Федоров. Биография для детей должна указывать на содержание этого издания. В «Книжке..» был краткий перечень некоторых фраз из Нового Завета, с указанием места их расположения на страницах Евангелий. Интересно оформление «Книжки» – титульную страницу издания украшали огромные ворота, приглашавшие читателя открыть мир книги.
«Благое во зло превратити»
Следующий неразрешенный поныне вопрос — причины отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Москвы. Есть две противоположные и взаимоисключающие точки зрения. Традиционно считалось, что это было вынужденное бегство и связано оно было с конкуренцией со стороны переписчиков книг. Книги были необходимы для церковных служб, и средств на них не жалели.
fedorov5
«Первопечатник Иван Федоров в мастерской».Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи»
Фото: РИА Новости/Валентин Черединцев
Существовали целые мастерские (монастырские и частные), в которых десятки писцов тиражировали книги. И конкуренция со стороны «печатников», тиражи которых переваливали за 1 тыс. экземпляров, действительно могла вызвать возмущение у тех, кто стоял за переписными мастерскими. Правда, Печатный двор находился под монаршим крылом и непонятно, кто решился бы пойти против крутого на расправу царя Ивана.
Об «обидах» писал сам мастер. Например, в послесловии к Апостолу 1574 года он говорит о врагах, которые «благое во зло превратити и Божие дело вконец погубити». Люди эти на первопечатников «зависти ради многия ереси умышляли». Однако Иван Федоров не называет никого конкретно, хотя и намекает, что преследования исходили «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Преследования, по его словам, и побудили первопечатников покинуть родину: «…сия убо нас от земля и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели».
Еще одно подтверждение некоего «гонения» можно найти в книге английского дипломата Джайлса Флетчера. Британец прямо говорит о том, что печатная мастерская была сожжена вместе со станками, другое дело, что он был в Москве в конце 1580-х годов, а значит, писал с чужих слов.
Биография Ивана Федорова: Московский период в жизни
Свою деятельность Федоров начал при Московской типографии, построенной по приказу Ивана Грозного. Решение о ее организации царь принял в 1552 году. Следует сразу же оговориться, что это была уже далеко не первая попытка самодержца создать печатное дело. Предыдущие не выдавали ожидаемого от их реализации результата, поскольку печать чаще всего получалась некачественной.
Сам Грозный был человеком достаточно просвещенным. Даже имел собственную библиотеку, состоявшую из многих сотен ценных томов и фолиантов. Ту самую, которую до сих пор никто никак не может найти!
Однако потребность в печатном слове обосновывалась не только нуждами царя, как личности, и также не только стремлением выпускать церковные книги на понятном для местного населения языке. Хотя это действительно было необходимо, поскольку Церковь того времени занималась еще и просветительской деятельностью. Прежде всего такие приказы диктовались необходимостью приобретения духовной автономии от Вселенского Патриарха, поэтому возможность публикации и дальнейшего использования книг соответствующего содержания максимально точно способствовала достижению поставленных задач.
К слову сказать, практически на этот же самый исторический отрезок приходятся перипетии, связанные с получением Московской митрополией Томоса, т.е. разрешения на самоуправление. Чуть менее, чем через 4 десятилетия после описываемых событий, а именно в 1589 году, требуемая автокефалия была предоставлена.
Возвращаясь назад, к событиям 1552 года, следует сообщить, что для реализации царской задумки был нанят известный в то время датский специалист – Ганс Мессингейм. Фактически все строительные работы для будущей типографии проходили под его началом. Именно он стал тем самым наставником, который широко распахнул перед Иваном Федоровым двери в мир книгопечатания. В тот же год из Польши были завезены типографские станки и литеры. Впрочем, чуть позже последние были заменены изделиями нижегородского мастера Васюка Никифорова, ставшего фактически первым русским гравером.
Серьезные успехи, достигнутые Иваном Грозным благодаря становлению типографского дела, побудили его отдать приказ об открытии в 1563 году Московского печатного двора. Данное заведение щедро спонсировалось из царской казны, и уже практически через год в свет вышли печатные варианты «Апостола» и «Часослова». В их создании Иван Федоров принимал самое непосредственное и активное участие. Выходные данные этих изданий являются ярким тому подтверждением.
Несмотря на высокое покровительство, история становления и развития печатного двора была достаточно тернистой. Несколько раз он даже горел из-за поджогов, вину в которых похаживавшие в те времена слухи возлагали на монахов-переписчиков. Те, в свою очередь, стремились избавиться от более успешных конкурентов.
Причины, побуждавшие их к таким преступным действиям, имели под собой вполне реальное обоснование. Все дело в том, что набиравшее обороты печатание книг, давало возможности копировать гораздо больше текстов с несоизмеримо меньшим количеством ошибок, чем если бы все производилось по старинке, т.е. вручную. Фактически эти монахи таком вот образом лишались своего куска хлеба или, по крайней мере, размеры данного «куска» существенно сокращались.
Но прогресс, как известно, не остановить. И постепенно печатная форма распространения информации полностью вывела из оборота рукописные книги.