Рубинштейн Антон и Николай Григорьевичи

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому – своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

Смерть

В 1893 году Рубинштейн потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем возрасте. Утрата, усугубленная серьезной простудой, подхваченной на гастролях в Дрездене, подкосила здоровье пианиста.

Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и окончательно «добил» измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.

Могила Антона Рубинштейна / Алекс Бахарев, Википедия

В итоге к концу осени Рубинштейн постоянно пребывал во взбудораженном состоянии и начал страдать от бессонницы и боли в левой руке. Вечер 19 ноября пианист провел за картами в компании друзей и близких, а ночью у него возникли трудности с дыханием, едва позволившие дожить до приезда врачей.

Растирание и подача кислорода не спасли великого музыканта, и причиной его смерти 20 ноября 1894 года стал острый сердечный приступ.

В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.

Рубинштейн и русская культура

Возможно, кто-то помнит, как в советские годы было популярно изображение трёх наложенных друг на друга профилей: Маркс, Энгельс, Ленин. Я считаю, что изображение отцов-основателей русской музыки должно быть таким же, тройственным: Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн.

Последний — очень важное и практически единственное звено, связывающее русскую музыку с западноевропейским ранним романтизмом. Звено запоздавшее, но необходимое

Писать музыку в европейской романтической традиции можно было и Шопену, и Мендельсону, и Шуману, и Берлиозу, и Монюшко, а позднее и Дворжаку, и Григу, и Сибелиусу и всем кому не лень. Но только не русским композиторам!

Никому не приходило в голову называть Брамса эпигоном Шумана или Мендельсона. А русский композитор, желавший творить в рамках той же общеевропейской романтической традиции, немедленно получал по башке за вторичность. Он, в отличие от своих западных коллег, такого права не имел.

И кто же отказывал русским композиторам в этом праве? От кого же исходил этот антирусский шовинизм? Вы думаете, от каких-нибудь фашиствующих европейских снобов? Ничуть не бывало, ветер этот веял с противоположной стороны. Как это ни парадоксально, его испускали наиболее убеждённые русские патриоты.

Рубинштейн сделал для русской музыки два очень важных дела.

Во-первых, он организовал Русское музыкальное общество, которое впервые в нашей стране стало проводить регулярные симфонические концерты. До этого концертная жизнь России сводилась к выступлениям заезжих гастролёров и музицированию в салонах. Другими словами, такое милое явление, как абонементные симфонические концерты с мирно дремлющими в креслах бабульками, ставшее неотъемлемой частью культурного пейзажа крупных российских городов, появилось на свет исключительно благодаря Рубинштейну.

Ну и во-вторых, конечно, самым главным достижением Рубинштейна в деле пропаганды серьёзной музыки стало основание Петербургской консерватории. Я не знаю другого музыкального учебного заведения, давшего миру столько великих выпускников. Ну разве что Московская консерватория, «отпочковавшаяся» от Петербургской, может хоть как-то соперничать.

И что, вы думаете, все были рады, счастливы и благодарны?

Сочинения

Основная статья: Список произведений Антона Рубинштейна

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

  • «Потерянный рай»
  • «Вавилонское столпотворение»
  • «Моисей»
  • «Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
  • одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь»,

13 опер:

  • «Дмитрий Донской» (; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в  — Большой театр, Санкт-Петербург).
  • «Демон» ().
  • «Купец Калашников» ().
  • «Нерон» ().
  • «Попугай».
  • «Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
  • «Фераморс» ().
  • «Хаджи-Абрек».
  • «Фомка-дурачок».
  • «Дети степей».
  • «Маккавеи» (, либретто С. Мозенталя, премьера — 17 апреля 1875 года, Берлинская опера).
  • «Среди разбойников».
  • «Горюша» ().

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Среди литературных произведений — дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Краткая биография

Жизнь великого композитора была яркой и насыщенной. Он много путешествовал в особенности по городам Европы. У него были недоброжелатели и завистники. Они раздражались, например, потому что он путал ноты во время исполнения музыкальных композиций знаменитых музыкантов. Хотя сами авторы этих сочинений были восхищены такой «особенностью», так как это придавало некую импровизацию во время выступлений.

  1. Летом 1831 года большое семейство Рубинштейнов приняли христианство в церкви в Бердичеве. Через год семья перебралась в Москву, где Григорий Рубинштейн смог открыть фабрику по изготовлению карандашей и булавок. Позже, в 1834 году, глава семьи купил дом на Ордынке, где появился на свет младший сын Николай.
  2. Так как мать Антона Рубинштейна увлекалась музыкой, именно она дала своему сыну первые уроки музыки. Позже, в возрасте 7 лет, Рубинштейн обучался у пианиста А.И. Виллуана, который был родом из Франции. Благодаря его трудам, в 1839 году мальчик уже смог выступить перед аудиторией, а немного погодя покорил Европу на большом концентром туре. Ему посчастливилось познакомиться с Ф.Шопеном и Ф.Листом во время выступления в Париже, а в Лондоне его радушно приняла сама королева Виктория.
  3. В 1844 году Антон уезжает в Берлин, чтобы обучаться игре на фортепиано у Теодора Куллака. В это же время изучает теорию музыки у Зигфрида Дена. В Германии юный музыкант знакомится с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером, с которыми в будущем имеет творческие контакты.
  4. Два года спустя умирает Григорий Рубинштейн. Его жена вместе с сыном Николаем возвращаются в Россию, а Антон Рубинштейн отправляется в Вену, чтобы заработать на жизнь, преподавая музыку.
  5. В 1849 году Антон возвращается в Россию, переезжает в Петербург и работает в качестве дирижера и композитора. Его игрой на фортепиано восхищались сами Елена Павловна и Николай I. В тот период он познакомился с М. И. Глинкой, К. Б. Шубертом и другими великими русскими музыкантами.
  6. Первый дебют Рубинштейна в качестве дирижера смог осуществиться в 1850 году, а уже в 1852 году на свет появляется первая опера «Дмитрий Донской». В эти годы зафиксированы его попытки открыть музыкальную академию в Петербурге, однако эта идея не воплотилась в реальность.
  7. В 1854 году музыкант вновь приезжает в Веймар, где назначает встречу с Ф.Листом. Тот дает положительную оценку Рубинштейну, как пианисту и композитору и оказывает помощь в постановке оперы под названием «Сибирские охотники».
  8. В том же году 14 декабря Рубинштейн выступил с сольным концертом в зале Гевандхаус. Этот этап в его жизни принес ему успех и подарил музыканту возможность путешествовать по миру со своими произведениями: Прага, Ницце, Париж, Мюнхен и другие города Европы.
  9. Весной 1855 года Антон пишет статью под названием «Русские композиторы», на которую обрушился ряд недовольств от музыкальной общественности.
  10. По возвращении в Россию в 1858 году, Рубинштейн с помощью денежной поддержки самой Елены Павловны получает учреждение Русского Музыкального общества. Музыкант также продолжает покорять Европу своими выступлениями и участвует в фестивале в честь Ф.Генделя.
  11. В 1862 году Антон становится директором первой российской консерватории, в которой преподает хор, фортепиано. Одним из его выдающихся учеников был П.И. Чайковский.
  12. Уже в 1867 году великий музыкант покидает пост директора консерватории, так как некоторые русские музыканты не считали роль консерватории чем-то важным при формировании музыкальной школы. Однако это не сбило его с истинного пути – он выступал на публике, в том числе со своими сочинениями.
  13. В 1871 году Рубинштейн создает шедевр – оперу «Демон», которая поначалу была запрещена. На свет она появилась только 4 года спустя.
  14. В самом начале 70-х годов Антон руководил концертами в Вене в качестве дирижера.
  15. В первой половине 70-х годов Рубинштейн с большим успехом выступал в США. Он был первым музыкантом из России, который гастролировал в эту страну. Его спонсором стал Уильям Стейнвей. За этот период он получил немалую по теме временам сумму денег (60 тыс. долларов), которая позволила ему отодвинуть на задний план концертную деятельность и заняться сочинительством.
  16. После возвращения в Россию в 1874 году, Антон Рубинштейн переехал в Петергоф, где посвятил себя дирижированию и композиции. В это время он сочиняет Четвертую и Пятую симфонии, а также оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников».
  17. Позже, в 1887 году, музыкант вновь возвращается на пост главы Консерватории.
  18. Антон Рубинштейн покинул этот мир 20 ноября 1894 года. Он был похоронен на Никольском кладбище, а после его перехоронили в Некрополе мастеров искусств.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам – их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

Детство и юность

Биография Антона Григорьевича Рубинштейна началась 28 ноября 1829 года в небольшом приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии. Родители, евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской Силезии. В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие и получили право переехать в Москву и открыть собственное дело.

Портрет Антона Рубинштейна. Художник Илья Репин / Государственная Третьяковская галерея

Кроме Антона, в семье были другие дети, которые прославились в разных областях науки и культуры. Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а сестры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы. Младший ребенок Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству и вслед за братом в 1866 году основал вторую российскую консерваторию в Москве и проработал там до самой смерти.

Обустроив быт в просторном доме на Ордынке, отец занялся делами на карандашно-булавочной фабрике, а на плечи матери легли заботы о воспитании и образовании потомства. Будучи хорошей пианисткой, она научила Антона играть на инструменте и подготовила к поступлению в класс прославленного педагога Александра Ивановича Виллуана.

7-летний Рубинштейн продемонстрировал выдающиеся способности, и с 1839 года учитель разрешил ему выступать публично. Еще через год отрок с наставником отправились с концертами в Европу и побывали в обществе английской королевы Виктории и великих композиторов Ференца Листа и Фредерика Шопена.

Антон Рубинштейн и его брат Николай / Википедия

В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской культурной среде.

Во второй год пребывания в Германии семья получила известие о кончине Григория Рубинштейна. Калерия Христофоровна с Николаем отбыли в Москву для организации похорон, а Антон отправился в австрийскую столицу для совершенствования исполнительских навыков игры на фортепиано.

Впрочем, самостоятельная жизнь не пришлась по вкусу молодому человеку, а частные уроки не приносили прибыли. По этим причинам в 1849 году музыкант вернулся на родину и благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича осел в Петербурге и занялся преподаванием и творческой карьерой.

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

Человек мира

Антон Рубинштейн, будущий знаменитый композитор, пианист, дирижер, педагог, благотворитель и общественный деятель родился в 1829 году в селе Выхватинец Подольской губернии, в многодетном семействе купца второй гильдии.

Отец занимался земельной арендой, зато мать Калерия Христофоровна, корнями из прусского Бреслау (ныне польский Вроцлав), столицы Силезии, была профессиональным музыкантом.

Именно мать дала Антону первые уроки фортепиано. А в возрасте семи лет мальчик уже обучался у французского композитора Александра Ивановича Виллуана. В то время семья Рубинштейнов проживала в Замоскворечье, в доме в Толмачевском переулке.

Мальчик явно талантлив. Антону было чуть больше десяти лет, когда Александр Иванович повез его в турне по Европе. Ничего удивительного, Рубинштейн был классическим вундеркиндом.

К счастью, деньги на эту поездку нашлись, отец, в дополнение к своим земельным гешефтам, открыл в Первопрестольной небольшое карандашно-булавочное производство.

Франция, Англия, Норвегия, Швеция, Германия, Австрия. Был представлен Шопену и Ференцу Листу, обласкан британской королевой Викторией. Путешествие вышло насыщенным.

С 1844 по 1846 годы Антон вместе с братом Николаем (как мы помним, будущим основателем московской консерватории) получает музыкальное образование в Берлине. Затем была Вена, где он уже сам дает уроки. Пять лет в России – и по-новой: Веймар, Лейпциг, Берлин, Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца, Лондон, Париж, Прага, Будапешт. Имел успех. Немцы за мощное фортиссимо прозвали его Северным Чудовищем.

Рубинштейн – классический человек мира. Или, как писал о нем Александр Амфитеатров, «Антон Григорьевич Рубинштейн был типическим человеком «окна в Европу»: петербургский житель и заграничный странник».

Но в 1858 году все неожиданно заканчивается. Блудный сын возвращается на родину, чтобы оставшиеся 36 лет жизни посвятить служению своей стране.

Музыка

В российском культурном обществе Рубинштейна сразу заметили. Талант пианиста оценили во время регулярных выступлений перед императорской семьей и представителями знатных фамилий. Такой успех позволил повзрослевшему музыканту познакомиться с именитыми русскими коллегами, среди которых были члены кружка «Могучая кучка» Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский, а также прославленные исполнители Матвей Юрьевич Виельгорский и Карл Багданович Шуберт.

Дирижер Антон Рубинштейн. Художник Илья Репин / Государственный Русский музей

Под их влиянием Рубинштейн дебютировал в роли дирижера и в 1852 году представил публике «Дмитрия Донского», ставшего первым крупным произведением собственного сочинения. За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.

В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице специализированной академии, но, не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до лучших времен.

Произведения композитора оказались невостребованными, и ни один российский театр не брался за их постановку. В итоге Рубинштейн уехал за границу и с помощью старого знакомого Ференца Листа представил публике одноактную оперу «Сибирские охотники». Кроме того, музыкант дал сольный фортепианный концерт в немецком городе Лейпциг, после успеха которого его пригласили в длительное турне по Европе.

Вадим Новиков – «Мелодия», Антон Рубинштейн

Гастроли, длившиеся 4 года, сделали Антона Григорьевича мировой знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. Находясь на подъеме, пианист уговорил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.

Следующим шагом музыканта и дирижера стала организация музыкальных учебных классов, где одаренная молодежь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Когда к осени 1861 года число студентов возросло, в Санкт-Петербурге открыли первую российскую консерваторию, а Антон Григорьевич начал исполнять обязанности директора, дирижера и преподавателя инструментовки и фортепиано.

Творческая элита во главе с представителями «Могучей кучки» не сразу приняла идею создания академического музыкального учреждения. Лишь в 1871 году, после того как одним из первых учеников Рубинштейна стал Чайковский, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков согласился присоединиться к профессорскому составу.

Портрет Антона Рубинштейна

При дворе консерватория также вызывала негативные мнения, и после конфликта с правящей фамилией директора вынудили уйти в отставку. Правда, в 1887 году Антон Григорьевич вернулся и руководил учебным заведением последующие несколько лет. Именно в этот период знаменитый русский художник Илья Репин нарисовал портрет, изображавший дирижера за любимым занятием.

Во время преподавания Рубинштейн хотел научить студентов быть истинными художниками, постоянно стремящимися к совершенству. Для того чтобы развивать собственное мастерство, пианист продолжал концертировать и сочинять песни, романсы, симфонии и другие произведения. В начале 1970-х годов композитор сочинил оперу «Демон», основанную на одноименном произведении Михаила Юрьевича Лермонтова, а затем 3 года ждал решение Мариинского театра о постановке.

Сразу после премьеры лирическая драма с проникновенными мелодиями оставила публику и критиков равнодушными, но после смерти автора, когда главную партию спел знаменитый Федор Шаляпин, опера стала знаменитой и на протяжении нескольких сезонов собирала аншлаги в разных странах.

Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян – Опера «Демон»

Другими удачными творениями композитора стали симфония «Океан», оратории «Христос» и «Суламифь» и исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс». Остальные произведения не смогли превзойти славу создателя, который ни на минуту не прекращал радовать публику фортепианной игрой.

В 1872-1873 годах музыкант в компании скрипача Генрика Венявского дал за 8 месяцев 215 концертов в Северной Америке, а спустя 10 лет триумфально выступил во всех европейских столицах. Цикл, состоящий из 8 выступлений в каждом городе, вошел в историю музыки и до сих пор считается непревзойденным рекордом того времени.

В последний раз публика увидела пианиста на благотворительном мероприятии в Санкт-Петербурге незадолго до смерти, в 1893 году.

Примечания

  1. Рубинштейн Антон Григорьевич // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ . mus-info.ru. Дата обращения: 31 октября 2019.
  3. Яков Исаевич Вейнберг на протяжении более чем 30 лет был гласным одесской городской Думы; присяжный стряпчий и биржевой нотариус одесского коммерческого суда, адвокат одесской главной конторы Русского общества пароходства и торговли, нотариус.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2019.
  5. . Ассоциация еврейских организаций и общин Украины (Ваад) (7 марта 2017). — «Согласно ревизским сказкам 1834 года, Рувин-Бенцион Лейбович Рубинштейн принял православие в 1829 году (в крещении сменил имя на Роман). Члены его семьи: вторая жена Элька, сыновья от первого брака — Абрам (1802, в крещении оставил прежнее имя), Гершко (1906, в крещении Григорий), Муниш (1913, в крещении Эммануил), сын от второго брака — Янкель (1915, в крещении Константин); дочери — Рейзя, Бейла и Хана.». Дата обращения: 31 октября 2019.
  6. . www.questia.com. Дата обращения: 31 октября 2019.
  7. Рубинштейн, Антон Григорьевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  8. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  9. О вместительности дачи говорит такой факт, что на ней в 1856 году летом жили 150 воспитанников императорского сиротского института с 10-ю надзирателями.
  10. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (23 июля 2019). Дата обращения: 9 октября 2019.
  11. А. В. Оссовский. А. Г. Рубинштейн.
  12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. — М.: Музыка, 1988.
  13. Ysaÿe, Antoine and Ratcliff, Bertram, Ysaÿe, 24. As quoted in Sachs, 69.
  14. Фамилия иногда записана как Чекуанова.
  15. Анна Фёдоровна Чикуанова
  16. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1547. с. 195. Метрические книги Христорождественской церкви русского посольства во Флоренции.
  17.  . Дата обращения: 15 сентября 2012.

Экзамены в консерваторию

Несмотря на большую известность, Рубинштейн считал, что его важнейшее дело – музыкальное просвещение. Он был одним из основоположников профессионального музыкального образования в стране. В результате ему удалось переломить существующее мнение о том, что музыка является исключительно уделом дилетантов-аристократов.

Таким образом, когда он вернулся в Россию после турне, то взялся за организацию Русского музыкального общества. Он стал его директором.

В 1862-м он сформировал классы музыки, которые впоследствии трансформировались в первую в стране консерваторию. Заметим, перед тем как он возглавил это учреждение, решил сдать экзамены по ряду предметов, после чего получил диплом «свободного художника».

В этих стенах в качестве преподавателя он начал вести классы инструментовки, ансамбля, оркестровый, фортепиано. А одним из первых студентов, которые стали дипломированными специалистами, был Петр Чайковский.

К сожалению, деятельность композитора как руководителя консерватории порой не находила понимание. Антон Рубинштейн был вынужден покинуть этот пост. Это произошло в 1867 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий