Твардовский Александр Трифонович

Биография Твардовского интересные факты

Летом 1910 года на небольшом хуторе недалеко от Смоленска в семье Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских появился на свет мальчик, которого назвали Александром.  Всего у родителей было несколько детей: самый старший, Константин, родился в 1908 году, а самый младший, Василий – в 1922. Как и в любой другой большой крестьянской семье того времени, все дети помогали родителям в тяжелой работе по хозяйству, также все вместе обучались грамоте. Отец семейства был образованным человеком, почти каждый вечер в доме Твардовских собирались жители близлежащих сел и деревень. Здесь читались произведения русских писателей, таких как Толстой, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов… Возможно, именно поэтому будущий писатель стал сочинять стихи раньше, чем научился писать.

Началом творческой Александра Твардовского принято считать 1925 год, когда в одной из местных газет появилось его первое стихотворное произведение под названием «Новая изба», хотя еще с 14 лет он стал отсылать в газеты статьи и заметки о сельской жизни. Вскоре после этого состоялось знакомство молодого писателя с Михаилом Исаковским, который на долгие годы стал его другом и наставником.

В 1928 году 17-летним юношей селькор Александр Твардовский, покинув семью, перебирается в Смоленск, что спасло его от высылки вместе со всей семьей за Урал после раскулачивания. В Смоленске он некоторое время работает внештатным корреспондентом одной из местных газет, называвшейся «Рабочий путь». В это же время знакомится со своей будущей женой – Марией, с которой проживет вместе более 40 лет. В 1936 году, не окончив Смоленского пединститута переводится на 3-й курс МИФЛИ. До переезда в столицу в различных смоленских газетах были напечатаны порядка 130 произведений Твардовского. Среди них было и его первое большое произведение «Путь к социализму». Однако первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936 году поэма «Страна Муравия» – произведение, прославляющее коллективизацию и колхозы.

После окончания института Твардовского призывают в армию. Начиная с 1939 года, он служит спецкором газеты «На страже Родины» в Ленинградском военном округе, а с началом Великой Отечественной войны молодой корреспондент был командирован на Юго-Западный фронт в газету «Красная Армия», где дважды ему едва удается избежать окружения и плена. Летом 1942 года писатель был переведен на Западный фронт для работы в редакции «Красноармейской правды». Именно в этот период появляются первые главы «Василия Теркина». Работать над этой поэмой автор начал еще во время Советско-Финской войны. На тот же период времени приходится и начало работы над другим большим произведением – «Дом у дороги».

После окончания войны Твардовский работает, с перерывом в несколько лет, главным редактором «Нового мира», журнала, где печатались многие писатели периода «оттепели». Выходят в свет его новые поэмы: «По праву памяти», «За далью – даль», стихотворения: «Космонавту», «Та кровь, что пролита недаром», цикл стихов «Памяти матери». Известен Александр Трифонович также как прозаик и критик, стоит упомянуть его книгу о войне «Родина и чужбина», а также работы и статьи, посвященные творчеству Исаковского, Бунина и Маршака…

Как главный редактор одного из центральных советских литературных изданий, Александр Трифонович долгие годы вел острую полемику с редактором журнала «Октябрь» Всеволодом Кочетовым, имевшего связи в высшем руководстве страны. В 1970 году, под давлением Главлита, Твардовский вынужден оставить пост главного редактора и уйти из «Нового мира». Это тяжело сказалось на здоровье писателя, он переносит инсульт, к тому же врачи обнаруживают у него рак легких тяжелой стадии. В начале зимы 1971 года, писатель умирает.

5, 7, 8, 9 класс по датам

Доклад на тему «Александр Трифонович Твардовский»

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть «Дневник председателя колхоза».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Первые поэмы Твардовского «Путь к социализму» (1931 год) и «Вступление» (1932 год) во многом предваряли замысел поэмы «Страна Муравия» (1936 год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет — странствия крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая — позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни «своим двором» терпят крах после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем. Мрачным образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному попу-«отходнику» противостоит в поэме романтическая фигура председателя Фролова, самоотверженного борца «за нашу власть и жизнь». Цельная по композиции «Страна Муравия» написана простым и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.

Поэзией новой зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми, складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского (сборники «Дорога. Стихи. 1934 — 1935», 1938 год, «Сельская хроника», 1939 год, «Загорье. Стихи» 1941 год).

Участие Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (1939 год), в войне с белофиннами (1939 — 1940 год), В Великой отечественной войне 1941 — 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и лирических стихов, создал выдающуюся поэму «Василий Тёркин», получившую всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой «книги про бойца» — обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта. Картины, исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами, поговорками. «Василий Тёркин», писал Твардовский в автобиографии, был «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

В послевоенных произведениях Твардовского — в поэме «Дом у дороги» (1946 год, Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях «Я убит подо Ржевом» (1945-46 год), «В тот день когда окончилась война» (1948 год), «Жестокая память» (1951 год) и другие — воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов «Родина и чужбина». В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы «За далью — даль», в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец «правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька». В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы «За далью — даль» всё более ощутимо настойчивое стремление философски осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству. Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000 экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.

Ранние годы

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.

Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия»(1934–1936 гг.), «Путь к социализму»(1931 гг.)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».

Литература

  • Любарева Е. П. Александр Твардовский : Критико-биографический очерк. — М.: Сов. писатель, 1957—186 с.
  • Выходцев П. С. Александр Твардовский. — М. : Сов. писатель, 1958. — 411 с.
  • Рощин П. Ф. Александр Твардовский. — М.: Просвещение, 1966. — 176 с.
  • Турков А. М. Александр Твардовский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Худ. лит., 1970. — 173, с.
  • Дементьев В. В. Александр Твардовский. — М.: Сов. Россия, 1976. — 172, с.
  • Акаткин В. М. Александр Твардовский. Стих и проза / Науч. ред. А. М. Абрамов. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 214 с.
  • Воспоминания об А. Твардовском. — М.: Советский писатель, 1978. — 487 с.
  • Кондратович А. И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Худ. лит., 1985. — 347, с.
  • Акаткин В. М. Ранний Твардовский. Проблемы становления. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. — 209, с.
  • Кулинич А. В. Александр Твардовский : Очерк жизни и творчества. — Киев: Выша шк., Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. — 174, с.
  • Лакшин В. Я. Твардовский в «Новом мире». — М.: Правда, 1989. — 45, с.
  • Трифонов Ю. В. Записки соседа // Дружба народов — 1989. — № 10.
  • А. Т. Твардовский и русская литература : / Воронеж. гос. ун-т, филол. фак.; науч. ред. В. М. Акаткин. — Воронеж: Полиграф, 2000. — 246 с.
  • Ильин В. В. Не пряча глаз : Александр Твардовский. Лит. окружение. Твор. связи. — Смоленск: Смядынь, 2000. — 388, с.
  • Ильин В. В. Словник к энциклопедии «Александр Трифонович Твардовский» : Рабочие материалы. — Смоленск: СГПУ, 2000. — 91 с.
  • Лазоркина Н. Ф. Словарь рифм поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». — Смоленск: Универсум, 2001 — 43 с.
  • Александр Трифонович Твардовский. Энциклопедия : Рабочие материалы / Смол. гос. пед. ун-т, каф. лит., теории и методики обучения лит.; ред. совет: Меркин Г. С. (гл. ред.) и др. — Смоленск, 2004. — 456 с.
  • Акаткин В. М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние : статьи / Вступ. ст. О. Алейникова. — Воронеж, 1996. — 258 с.
  • Акаткин В. М. А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет : статьи. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2008. — 342 с.
  • А. Т. Твардовский и русская поэма XX века : материалы международной научной конференции / Воронеж. гос. ун-т. — Воронеж: ВГУ, 2008. — 341 с.
  • Алейников О. Ю. Проблемы современного восприятия личности и творчества А. Т. Твардовского // А.Т. Твардовский и русская поэма XX века. Материалы международной научной конференции. — Воронеж, 2008. — С. 17-22.
  • Твардовская В. А. А. Твардовский в жизни и литературе (письма 1950-1959). — Смоленск: Маджента, 2013. — 480 с. — ISBN 978-5-98156-508-3.
  • Твардовский без глянца / сост., вступ. ст. П. Фокина. — СПб.: Амфора, 2010. — 446 с. — (Без глянца). — ISBN 978-5-367-01473-0.
  • Романова Регина Максовна. Александр Твардовский. Труды и дни. — М.: Водолей Publishers, 2006. — 764 с. — ISBN 5-902312-68-X.

Сын кулака

Александр Твардовский родился в многодетной семье на Смоленщине. Его отцу повезло: Трифон Гордеевич мечтал об участке земли и за год до рождения Шуры купил 12 га на хуторе Загорье у помещика Нахимова. Поставил небольшой дом, завел скромное хозяйство, исключение – кузница, где хозяйничал отец, и куда часто приходили дети. От отца мальчику передалась любовь к чтению, от матери – Марии Митрофановны – любовь к жизни.

Шура писать начал рано, слагал стихи, еще не зная грамоты. А после окончания школы уехал в Смоленск. Здесь началась его писательская деятельность. Публиковаться начал с 15 лет в небольших газетах. Он всегда критически относился к своему творчеству, работал над собой и стремился к совершенству. А когда осмелился, то предложил свои стихи редактору газеты «Рабочий путь» Михаилу Исаковскому, с которым будет дружить всю жизнь.

Первую поэму Твардовский посвятил коллективизации, которую принял безоговорочно, несмотря на проблемы в семье, связанные с репрессиями. «Путь к социализму» – название поэмы и колхоза – была опубликована в журнале «Молодая гвардия». Идеологическое выверенное произведение самим автором впоследствии характеризовалось как неудачное.

А вот поэма «Страна Муравия», напечатанная в 1936 году, получила положительные отзывы. Она тоже написана о судьбах простых людей, коллективизации и жизни в деревне. Но Твардовский устами героя хоть и говорит о нелегкой доле, всеобщей бедности, в то же время показывает Сталина на коне и верный путь, которым тот мчится. Этот эпизод в поэме еще послужит автору верную службу.

Можно характеризовать идеологическую составляющую Твардовского в тот период времени как двоякую: его семью раскулачили и выслали на север Зауралья, а он позволил себе только легкий критический выпад. К четкому пониманию событий он придет позже, а пока искренне верит в социалистическое будущее, хоть носит клеймо «сына кулака».

Твардовский пытался отстоять честь семьи, на том основании, что никогда в их жизни не было наемных рабочих. Ходил к первому секретарю Смоленского Обкома КПСС, но ему посоветовали не шуметь, оставить все как есть.

Он не раз навещал родителей в пятилетней ссылке, а когда было позволено, то перевез к себе в Смоленск. Он уже активно печатался, имел круг друзей и готовил свой первый сборник стихов. С учебой у него не заладилось: Смоленский педагогический институт бросил на третьем курсе, перевелся на литературный факультет университета в Москве, который благополучно окончил в 29 лет. И почти сразу был призван на службу в армию. В Финскую войну участвовал в освобождении Белоруссии, получил офицерское звание и продолжал службу военным корреспондентом.

В те годы родился образ знаменитого солдата, балагура и удальца Василия Теркина. Герой возник не в голове поэта, а на редколлегии с участием Самуила Маршака, с которым Александр Трифонович сохранит дружбу. Истории из жизни находчивого солдата выходили в газете и отдельной брошюрой, которую дарили отлившимся бойцам.

В годы Великой Отечественной войны приключения Теркина будут продолжены, и он станет для писателя, тонувшим в море фальши, своеобразным спасательным кругом. Это уже будет – его герой!

Детство и юность

Писатель родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье, в Починковском районе Смоленской области. По бумагам отца местность тогда называлась хутором пустоши Столпово. Эту землю глава семьи Трифон Гордеевич приобрел через банк в рассрочку. Он был замечательным кузнецом, но хотел посвятить себя земледелию. Мать поэта Мария Митрофановна занималась крестьянским двором и хлопотала по дому.

Хутор Загорье, где вырос Александр Твардовский / Википедия

По воспоминаниям Александра Трифоновича, семья жила трудно, хотя бывали и просветы с достатком. В семье царила особая атмосфера, которая оказала влияние на творческое восприятие жизни маленького Саши. Мать могли растрогать до слез песни, которые пели работницы в поле, или вид одинокого дерева. Она всей душой проникалась видами природы и не могла надышаться запахами свежескошенной травы и мокрой земли после дождя.

Отец по вечерам читал детям книги. В своей автобиографии Твардовский пишет, что таким образом он познакомился с творчеством Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Алексея Толстого. Трифон Гордеевич очень хорошо пел и знал наизусть множество стихотворений. Первый стих юный Твардовский сочинил, когда еще не умел писать. Он рассказывал, что в нем не было «ни лада, ни ряда».

Александр Твардовский в молодости

Родители по-разному относились к сочинительству сына. Мать жалела и переживала, словно чувствовала печальную предназначенность судьбы. А отец гордился, но по книгам знал, что писательский труд не приносит больших денег. Иные из творцов так и остаются безызвестными и нищими.

В 13 лет Александр показывает стихотворения учителю. Тот начинает его критиковать: нельзя писать так, чтобы сразу было все понятно. По его словам, в современной литературе нужно, чтобы все было витиевато и непонятно. И в качестве доказательства своих слов дал мальчику почитать поэзию начала 20-х годов. У юного поэта появились сомнения в своих способностях.

Александр Твардовский в военной форме

В 1924 году он начинает писать статьи для смоленских газет на злободневные темы — неисправные мосты, злоупотребления чиновников. На хуторе жители его зауважали и часто обращались к комсомольцу Твардовскому с жалобами написать про кого-нибудь, чтобы наказать.

В этот период Александр опять возвращается к сочинительству стихотворений. В газете «Смоленская деревня» публикуется стих «Новая изба». Он отправляется в Смоленск, в редакцию газеты «Рабочий путь», где знакомится с Михаилом Исаковским.

Александр Твардовский

С его легкой руки на третьей полосе газеты публикуются два стихотворения с портретом селькора-поэта. После окончания школы 18-летний Твардовский уезжает в Смоленск. Не мог найти работу, голодал, перебивался как мог. Но для себя однозначно решил — о возвращении в деревню не может быть и речи.

После публикации стихотворений в журнале «Октябрь» Александр Трифонович уезжает в Москву, где сталкивается с точно такой же проблемой — безденежье и безработица. Поэтому принимает решение вернуться в Смоленск. Здесь он поступает в педагогический институт, в котором отучился 2 года, и в 1936-м продолжает обучение в Московском историко-философском институте.

Александр Трифонович Твардовский (Доклад)

Александр Трифонович
Твардовский.

Александр
Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области
в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем,
посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский
институт истории, философии и литературы.

Стихи начинал
писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М.
В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период
коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских
газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть “Дневник
председателя колхоза”.

 Первые поэмы
Твардовского “Путь к социализму” (1931 год) и “Вступление”
(1932 год) во многом предваряли замысел поэмы “Страна Муравия” (1936
год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет – странствия
крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая –
позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического
перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни “своим двором” терпят крах
после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем. Мрачным
образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному
попу-“отходнику” противостоит в поэме романтическая фигура
председателя Фролова, самоотверженного борца “за нашу власть и
жизнь”. Цельная по композиции “Страна Муравия” написана простым
и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира
крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.

Поэзией новой
зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми,
складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского
(сборники “Дорога. Стихи. 1934 – 1935”, 1938 год, “Сельская
хроника”, 1939 год, “Загорье. Стихи” 1941 год).

Участие
Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию
(1939 год), в войне с белофиннами (1939 – 1940 год), В Великой отечественной
войне 1941 – 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его
неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного
характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и
лирических стихов, создал выдающуюся поэму “Василий Тёркин”, получившую
всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой “книги про
бойца” – обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты
русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и
жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта. Картины,
исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими
отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и
простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами,
поговорками. “Василий Тёркин”, писал Твардовский в автобиографии, был
“моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и
присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.

В послевоенных
произведениях Твардовского – в поэме “Дом у дороги” (1946 год,
Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях “Я убит подо Ржевом”
(1945-46 год), “В тот день когда окончилась война” (1948 год),
“Жестокая память” (1951 год) и другие – воплощены воспоминаниями о
грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье
родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание
о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу
очерков и рассказов “Родина и чужбина”. В 1953-56 году опубликованы
главы из поэмы “За далью – даль”, в которой нашли дальнейшее развитее
реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец “правды
сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была
горька”. В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы “За
далью – даль” всё более ощутимо настойчивое стремление философски
осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы
искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование
традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка
художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству.
Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000
экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и
другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и
медалями.

Цикл стихотворений о матери

Тема Родины почти у каждого поэта неотделима от темы матери, женщины. Матери Марии Митрофановне поэт посвятил стихотворения «Я помню осиновый хутор… » (1927), «Песня» (1936), «Не стареет твоя красота… » (1937) и др. Но самым ярким получился цикл из четырех стихотворений под общим названием «Памяти матери» (1965), написанный после ее ухода из жизни. Этот цикл автобиографичен. Первое стихотворение — об авторе, поэте, который вспоминает свой уход из дому в другую жизнь, о том, как эта разлука кончается вызовом к матери на последнюю встречу-разлуку. Это грустная элегия о неумении (и даже нежелании) любить своих матерей, покаяние перед собой и матерью.

Второе стихотворение цикла — «В краю, куда их вывезли гуртом…» — описание трагической страницы жизни семьи Твардовских в ссылке, в Зауралье. Образ матери предстает уже во внутреннем, духовном состоянии: она любит свой край, не мыслит себя без него. Для нее даже родное кладбище — символ Родины. Мать не могла равнодушно смотреть на чужое таежное кладбище. Его образ — противоположный веками созданному образу белорусского кладбища, которое всегда выделялось своими «воздушными» чертами. 

Третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют…» переводит рассказ в философский план: сравнивая неспешный труд садовников, засыпающих корневища яблонь в яме грунтом так, «Как будто птицам корм из рук, / Крошат его для яблони», по горсточке его отмеривают, и труд могильщиков — поспешный, «рывками, без передышки», ибо он оправдан чувством вины живых перед мертвыми, суровостью и магией подобного ритуала. Так сцена погребения матери перерастает в монолог автора о жизни и смерти, их взаимозависимости, о благородстве любого труда, о вечности и мгновении. Это философская элегия, раздумье о вечных истинах.

Завершается цикл о матери стихотворением «Ты откуда эту песню…», в котором звучит мелодия с повторяющимся эпиграфом (одновременно и рефреном, несколько видоизмененным в конце) из народной песни:

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону домой…

Когда-то пела ее в юности мать А. Твардовского. Вспоминала она ее, переезжая в сибирский край, где «леса темнее», «зимы дольше и лютей».

Мелодия грустная далее переходит в трагическую. Песня матери, высказавшей боль разлуки и с родными в юности, и с родителями в зрелом возрасте, и с жизнью, завершается за две строфы до окончания стихотворения рефреном-эпиграфом. В двух последних строфах песня продолжает звучать в исполнении автора. Это поэт пишет свой реквием, молитвенно повторяя песню матери.

Стихотворением-реквиемом А. Твардовского можно назвать отклик на смерть первого космонавта Земли — «Памяти Гагарина» (1968). До этого поэт написал стихотворение «Космонавт» (1961), в котором восхитился подвигом своего земляка, совершенном «во имя наших и грядущих дней». Но то была торжественная ода, гимн. Второе стихотворение дополняет содержание первого. Поэт пишет о подвиге, благодаря которому мир «стал добрее», потрясенный этой победой. Морально-этическое значение подвига Гагарина доводится до мировых масштабов, а сын смоленского края показывается сыном всей планеты, космоса. Еще одна идея утверждается в стихотворении: первый космонавт — посланец мира, ибо после его полета Земля кажется такой маленькой, беспомощной, что возникает вопрос: «…маленькой Земле — зачем же войны, / Зачем же все, что терпит род людской?». Третья идея стихотворения — автор утверждает, что великий подвиг совершил обычный юноша, «хлеботочец», затем — сам кормилец, не чета древнему княжескому роду. И последняя мысль произведения — констатация бессмертия подвига, славы, скорбь о том, что ушел из жизни не только герой, но и человек, «свойский парень, озорной и милый, / Лихой и дельный, с сердцем не скупым».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий