Композиторы

Люди, внесшие небывалый вклад в русскую и мировую классическую музыку

В былые времена классическая музыка была очень популярна. Ведущих композиторов прекрасно знали в лицо и даже умели отличать произведения одного великого классика от другого. Сейчас время, нравы и вкусы значительно изменились. И теперь мы чаще слушаем однообразные мелодии или ритмичные речитативы, большинство из которых забывается на следующий день. Однако несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человек. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Но если в детстве ребенку подобное увлечение казалось немодным или же он просто не задумывался о перемене вкуса, исправить ситуацию можно в любой момент. И начать лучше всего знакомства с русскими композиторами, известными и любимыми. Такими как:

  • Михаил Глинка (1804-1857 гг.).
  • Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.).
  • Александр Бородин (1833-1887 гг.).
  • Модест Мусоргский (1839-1881 гг.).
  • Петр Чайковский (1840-1893).
  • Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.).
  • Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.).
  • Арам Хачатурян (1903-1978 гг.).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Истории их жизней — непростые, а судьбы у многих довольно трагичные. Рассказывать об этих людях можно бесконечно, но мы попробуем отметить лишь самые важные факты биографии, чтобы сформировать у читателя представление о том, что представляли собой великие русские композиторы.

Александр Зацепин

Выдающийся композитор СССР и России, автор популярнейших песен и музыки к фильмам, в детстве был талантлив во многом. Только в студенческом возрасте молодой человек стал больше внимания уделять музыке. Он научился играть на аккордеоне, кларнете и балалайке, во время службы в армии выступал в Ансамбле песни и пляски.

После демобилизации Александра Зацепина пригласили в филармонию Новосибирска. В течение года он гастролировал по Сибири, но понял, что ему для дальнейшего развития не хватает музыкального образования. Тогда Александр Зацепин попытался подать бумаги в музыкальное училище, но ему посоветовали идти сразу в консерваторию. Зацепина приняли, его преподавателем стал профессор Брусиловский.

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.

Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

  • Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
  • Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
  • 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
  • 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
  • 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
  • С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
  • 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
  • С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург.
  • 1918 – переезд в Москву.
  • 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
  • С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
  • 1927 – написал первые произведения.
  • С 1932 – работа в Московской консерватории.
  • С 1939 – профессор Московской консерватории.
  • 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
  • С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
  • С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
  • 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: “Мама”, “Признание”, “Ветер странствий”, “Вдохновение”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”, “Марш”, “Вальс”, “Колыбельная”. Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием “Радуйся солнцу” и “Детский альбом” для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: “Дюймовочка”, “Деревянные башмаки”, “Вариации мужичок с гармошкой”, “Емеля на печке едет”, “Грустная принцесса”, “Девичий хоровод”.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

  • Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
  • Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
  • 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
  • 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
  • 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
  • 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
  • 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
  • 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
  • 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
  • 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
  • Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
  • 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
  • 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
  • 1862-1865 – кругосветное путешествие.
  • 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
  • 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
  • 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
  • 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
  • 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

Поделиться ссылкой

Популярные темы сообщений

  • История театра (история возникновения)

    Театр – это особый вид деятельности человека. Главным элементом этой деятельности является игра, которая сопровождается музыкой, танцами и песнями. В переводе с греческого языка слово «театр» переводится как «место для зрелищ».

  • Мезозойская эра

    В это средневековье происходило изменение и развитие Земли и жизни на ней. Во время образования мезозойской эры, заканчивалось образование варисцийских гор. В начале альпийской складчатости образование мезозойской эры закончилось.

  • Как передвигается кошка

    Кошка – одно из тех животных, которые имеют быструю реакцию на внешний раздражитель, нежную шерсть и целый комплекс движений, не перестающих удивлять ловкостью, скоростью, умением держать равновесие в разных ситуациях.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

Сергей Прокофьев

Симфоническая сказка «Петя и волк», меланхоличная симфония № 7 и балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева входят в списки мировых шедевров. Будущий советский композитор впервые сел за фортепиано в пять лет. Его воспитанием занималась мать, которая неплохо умела играть на пианино, так что и ребенка стала приучать к инструменту. Именно она записала детские работы Сергея Прокофьева. К десяти годам получился внушительный список авторских композиций, в том числе две оперы.

В подростковом возрасте талантливый юноша отправился в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию, которую закончил как пианист, композитор и органист. После революции он уехал в Японию, чтобы оттуда добиваться разрешения переехать в Соединенные Штаты. В Америке и Европе он начал гастролировать, исполняя собственные произведения. Везде Сергей Прокофьев имел большой успех.

С 1936 года композитор проживал в Москве вместе с женой, дочерью русских эмигрантов, с которой познакомился на гастролях в Испании, и двумя детьми. После начала войны Сергей Прокофьев отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно. С супругой он больше не съезжался, потому что познакомился с юной Мирой Мендельсон (девушка была моложе Прокофьева на 24 года).

Здоровье композитора к 40-м годам уже сильно ослабело. Он практически не выходил за пределы подмосковной дачи, где соблюдал строгий режим, но продолжал работу. Сергей Прокофьев одновременно писал симфонию, балет и сонату. Зиму известный композитор СССР проводил в коммунальной квартире в столице. Именно там он скончался в результате очередного криза 5 марта 1953 года.

Где выучиться профессии композитор?

Конечно же, для того, чтобы работать композитором необходимо иметь в первую очередь музыкальный талант. И можно представить достаточно большой список композиторов как прошлого, так и нынешних, которые добились успеха и без специального образования.

Но необходимо также иметь в виду, что самоучки при всем своем таланте все-таки занимаются самообразованием, а также учатся на своих ошибках, но исключительно в практическом разрезе.

И поэтому получение профильного образования – это возможность заложить теоретическую основу, которая сделает процесс дальнейшего самообразования и совершенствования в области сочинительства более простым процессом.

Музыкальное образование имеет три ступени:

  • начальное;

  • среднее;

  • высшее.

Как правило, ребенок сначала идет в детскую музыкальную школу, потом в среднее или высшее музыкальное образовательное учреждение, если планирует соединить свою жизнь с музыкальной карьерой. Во многих консерваториях присутствует направление «Композиция».

В рамках образовательного процесса студенты изучают следующие профильные дисциплины:

  1. история музыкального искусства, жанры и стили;

  2. инструментовка;

  3. инструментоведение;

  4. основы хорового письма;

  5. основы электронной и компьютерной музыки;

  6. сольфеджио.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом – так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы “Леди Макбет Мценского уезда”, Шостакович творил как свободный художник – “авангардист”, экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

Несмотря на то, что сам Шостакович был “домашним” композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: “Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.”

Иоганн Себастьян Бах

Самые известные композиторы XIX-XX веков не раз называли этого великого музыканта своим учителем. Всего он написал более 1000 произведений и вошел в историю как один из самых виртуозных органистов всех времен. Кроме того, Иоганн Себастьян Бах признан мастером полифонии, а также создателем шедевров клавирной музыки.

Людвиг ван Бетховен, родившийся через 20 лет после смерти своего старшего коллеги, назвал его «истинным отцом гармонии», а известный философ Георг Гегель — «эрудированным гением».

Впоследствии многие известные композиторы, такие как Лист, Шуман, Брамс и пр., желая выразить ему свое уважение, включали в свои произведения музыкальные фразы Баха.

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)

Образование

В середине 1870-х годов, желая дать детям качественное образование, отец семейства решил переехать в Орел. Здесь братья Калинниковы учились в 1-м Орловском духовном училище, а затем – в Орловской семинарии. Василий блестяще сдал вступительные экзамены, и был зачислен сразу на второй курс училища

К тому же – на бесплатное обучение, что было важно для нуждающейся в средствах семьи.
В 1880 году Василий окончил училище и поступил в Орловскую духовную семинарию – среднее учебное заведение. 14-летний талантливый юноша учился очень успешно, и ему даже предложили стать регентом хора семинаристов

С этой должностью юноша справился блестяще: хор под его управлением стал одним из лучших в Орловской губернии.
В 1884 году Калинников закончил четыре класса семинарии. Таким образом, обучение в училище и в семинарии составили полный курс гимназии, и теперь можно было получать высшее образование.

Феликс Мендельсон, под которого мечтают выйти замуж все подружки

Перед тем как мы начнем хоть что-то говорить об этом композиторе, сразу же дадим вам послушать свадебный марш.

К сожалению, эта музыка уже настолько «отделилась» от своего первоисточника и стала самостоятельным произведением, что никто и не помнит, к чему она и зачем создавалась. Рассказываем: свадебный марш — это одна из частей музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сюжет комедии завязан на событиях перед грядущей свадьбой Тесея (Афинского герцога) и Ипполиты (царицы амазонок).

Фото: pixabay.com

Если говорить о музыке Мендельсона в целом, то она пропитана духом романтизма — утонченная и изысканная, чувственная и сентиментальная. Послушайте его концерт для скрипки (кстати, если не закроете трек на первых же секундах, возможно, поймете, что тоже где-то уже слышали):

Вообще, Мендельсон в глазах современников высоко ценился. Его даже называли «Моцартом девятнадцатого столетия». Впрочем, большое музыкальное будущее Феликса предсказал сам Гёте, который при личном знакомстве назвал 12-летнего Мендельсона талантливым пареньком.

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 – 1915)

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры

Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.

Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности

В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке – как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.

Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония (“Божественная поэма”), симфоническая “Поэма экстаза”, “Трагическая” и “Сатаническая” фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. “Поэма экстаза”, состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в “Поэме экстаза” колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия. 

Ещё одним шедевром Скрябина является “Прометей” (“Поэма огня”), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов. 

Последняя незаконченая “Мистерия” была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: “Иду сказать им (людям) – чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать – не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.”

Цитата о А.Н.Скрябине: “Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим”. Г. В. Плеханов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий