Скрябин Александр Николаевич

Факты

Памятная монета Банка России, посвящённая 125-летию со дня рождения А. Н. Скрябина. 2 рубля, серебро, 1997 год

  • Леонид Сабанеев в своих «Воспоминаниях о Скрябине» приводит факт: договор на квартиру, в которой жил Скрябин, был заключён ровно по момент смерти композитора. Этот же факт подтверждает и московский учёный-топонимист Юрий Александров: квартира, в которой сейчас находится музей Скрябина, при его жизни не находилась в его собственности — композитор регулярно продлевал арендный договор с домовладельцем на 1 год, причём, расчётной датой всегда был конец года. «… но в 1914 году Александр Николаевич предложил домовладельцу заключить договор не как обычно до 31 декабря 1915 года, а только до мая. На недоуменный вопрос хозяина он ответил, что некий голос свыше подсказывает ему, что именно так надо поступить. И действительно, 14  апреля  года великий музыкант скончался»..
  • На похоронах А. Скрябина были и Борис Пастернак, и Марина Цветаева, что послужило одним из первых их совместных воспоминаний. Семья Бориса Пастернака была знакома с А. Н. Скрябиным, юный поэт несколько раз брал у него уроки композиции.[источник не указан 224 дня]
  • В 1906 г., проживая в Швейцарии, композитор А. Н. Скрябин познакомился с Георгием Валентиновичем Плехановым и начал изучать экономическую науку и произведения классиков марксизма. Двоюродный брат композитора Аполлон Александрович Скрябин (1897—1960) увлёкся экономикой настолько, что окончил Московский коммерческий институт, став профессиональным экономистом. Примерно в те же годы в Московском коммерческом институте на экономическом факультете обучалась Антонина Владимировна Скрябина (1894—1977), будущий известный педагог, общественный деятель и писатель.

Творчество

Константин Бальмонт – «Эльф»

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину (“Прометей”)

В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.

Исполнения музыки Скрябина

Выдающиеся[источник не указан 751 день] интерпретаторы музыки А. Н. Скрябина — Генрих Нейгауз, Самуил Фейнберг, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Станислав Нейгауз, Маргарита Фёдорова, Игорь Жуков, Владимир Тропп, Валерий Кастельский[источник не указан 751 день].
Среди дирижёров, записавших комплекты основных сочинений Скрябина (то есть включая все три его симфонии, «Поэму экстаза» и «Прометей»), — Владимир Ашкенази, Николай Голованов, Рикардо Мути, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам. Среди других дирижёров, записывавших сочинения Скрябина, — Клаудио Аббадо («Прометей»), Пьер Булез («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Валерий Гергиев («Прометей», «Поэма экстаза»), Сергей Кусевицкий («Поэма экстаза»), Лорин Маазель («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Геннадий Рождественский («Прометей», концерт), Леопольд Стоковский («Поэма экстаза»), Неэме Ярви (симфония № 2, 3, «Поэма экстаза», «Мечты»), Владимир Ступель (сонаты)[источник не указан 751 день].

При жизни композитор называл лучшими исполнителями своей музыки пианистов: Марка Мейчика и Всеволода Буюкли[источник не указан 751 день].
90 прелюдий Скрябина записал Андрей Диев[источник не указан 751 день][значимость факта?].

Музыка

Музыкальная карьера Андрея Кузьменко началась со знакомства с Игорем Яцышиным. Парни создали дуэт «Цепная реакция», исполнявший песни в стиле панк-рока. Тексты песен писал в основном сам Андрей. Часто он писал слова на английском языке, а затем уже переводил их на русский и украинский.

Певец Кузьма Скрябин

За короткий период времени Андрей выступал в составе еще 4 начинающих музыкальных коллективов, где выступал в роли вокалиста, гитариста, автора песен и композитора. Параллельно Андрей выступал на экспериментальных сценах и в качестве сольного исполнителя. В свободное от музыки время молодой человек часто путешествовал по Европе – посещал Польшу, Германию.

Создание группы «Скрябин» в первом ее составе датируется июнем 1989 года. Тогда Андрей с Ростиславом Домишевским (гитара, автор текстов и музыки), Сергеем Герой (клавишные), Игорем Яцышиным (ударник) и Александром Скрябиным (звукорежиссер) создали группу «Скрябин», лицом и сердцем которой стал сам Андрей Кузьменко.

Кузьма Скрябин и группа «Скрябин»

Первым альбомом коллектива стала англо-украинская пластинка «Чуєш біль», которая сейчас считается утраченной. Тогда же, в 1989 году, ребята сняли первый в своей творческой биографии клип на заглавную композицию альбома. Название группы родилось уже после выхода в свет первого альбома и никак не связано с композитором Александром Николаевичем Скрябиным. Группа названа в честь ее члена – тезки композитора.

Первый концерт молодой группы прошел в 1991 году перед военнослужащими, которые приняли ребят довольно равнодушно. Серьезная работа у «Скрябина» началась в 1992 году после заключения контракта с продюсерским центром. Но и здесь музыкантам не повезло. Центр вскоре закрылся, а альбом, над которым они работали, остался существовать лишь в виртуальном пространстве.

Кузьма Скрябин на сцене

Только переезд в Киев и выход в свет альбома «Птахи» в 1995 году наконец принесли популярность «Скрябину». Песни с этой пластинки существенно отличались от предыдущих работ музыкантов, они стали молодежными и танцевальными.

Творчество Кузьмы Скрябина постепенно набирало популярность, хотя сольных концертов ребята пока не давали, но уже выступали «на разогреве» у других признанных звезд украинского шоу-бизнеса. А сам Андрей неожиданно для себя стал телевизионным ведущим.

Настоящий фурор в украинской музыке произвел альбом «Казки», вышедший в 1997 году. В мае того же года состоялся первый сольный концерт группы, после которого «Скрябин» заняла свое место в украинском шоу-бизнесе. Ребят не раз признавали лучшей группой, а их альбомы расходились миллионными тиражами. Вскоре о «Скрябине» узнали и в России, а география их концертов значительно расширилась.

В 2000 году внутри группы начались конфликты. Снова изменился стиль группы, дальнейшие альбомы записывались в стиле поп-рок, а тексты песен щедро сдабривались циничным юмором и насмешкой.

Кузьма Скрябин

С 2002 года группа тесно сотрудничает с политическими силами. Так альбом «Озимые люди» выходит при поддержке избирательного блока «Команда озимого поколения», тогда же Рой Домишевский ушел из коллектива, а через год ушел и еще один член – Шура.

Осенью 2004 года в ходе политических событий на Украине ребята из первого состава «Скрябина» окончательно разорвали отношения (включая дружеские). А в ноябре 2007 года и сам Кузьма Скрябин задумывается о сольной карьере вне коллектива. В период с 2007 по 2015 группа выпустила еще 4 альбома, довольно разнообразные по настроению и звучанию.

Происхождение

Биография Скрябина неразрывно связана с Москвой: здесь он появился на свет, учился, мужал, творил и стал известным композитором. Александр Николаевич – выходец из дворянской интеллигентной семьи, в которой было много военных. Его прадед Иван Алексеевич получил на флоте младший офицерский чин и был пожалован к дворянскому титулу. Дед Александр Иванович построил карьеру военного в артиллерийском подразделении, дослужился до подполковника. Отец будущего композитора, Николай Александрович, не стал продолжать династическую традицию и посвятил себя гражданской службе. Он выучился на юриста и стал известным дипломатом.

Мать Скрябина, Любовь Петровна Щетинина, была очень красивой женщиной с тонкими душевными качествами. Кроме того, она обладала исключительными музыкальными способностями и виртуозно играла на пианино. В консерватории сокурсником Щетининой был Чайковский, и он называл ее наиболее одаренной девушкой в классе. Любовь Петровна много гастролировала, часто давала концерты и даже за несколько дней до рождения сына выступала на сцене.

ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ РОСТОВА

Глобал61.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Ростова и Ростовской области

Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых ростовских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Ростова.
Мы создали внушительную базу персон в Ростове, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Ростовские новости» и «Ростовские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив Глобал61.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Ростова» – проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Ростова.

Детство и юность

Александр Николаевич Скрябин почти всю жизнь провел в Москве: здесь он родился, мужал, учился и стал прославленным композитором.

Александр Скрябин в детстве / Famous Birthdays

В интеллигентной дворянской семье Скрябиных было много военных людей. Прадед Иван происходил из солдат, но дослужился на флоте до младшего офицерского чина и был пожалован к дворянскому званию. Его сын Александр сделал военную карьеру в артиллерийском подразделении и вышел в отставку в звании подполковника. Отец будущего композитора, в отличие от братьев, отказался продолжать династическую традицию и решил посвятить себя гражданской службе. Николай Александрович получил профессию юриста и стал выдающимся дипломатом.

Мать Александра, Любовь Петровна Щетинина – женщина редкой красоты и душевных качеств. К тому же она обладала незаурядными музыкальными способностями и была виртуозной пианисткой. Композитор Петр Чайковский, сокурсник Щетининой по консерватории, считал ее самой одаренной девушкой класса. Любовь Петровна давала много концертов, гастролировала и даже за 5 дней до рождения сына выступала на сцене.

Александр Скрябин (в кадетской форме) в Московской консерватории / Сенар

Мальчик родился 25 декабря 1871 года и рано остался без попечения родителей. Мама страдала от чахотки и уехала в 1872 году в австрийские Альпы на лечение. Там она и умерла, дожив до 22 лет. Дипломатическая карьера отца предполагала длительные заграничные командировки, поэтому сын редко с ним виделся. Заботы о ребенке и его воспитание легли на бабушек и тетю Лизавету Александровну. Та рано начала прививать мальчику любовь к музыке и стала учить его играть на фортепиано.

Александр проявил способности и редкий музыкальный слух, легко подбирая услышанные мимоходом мелодии. А от рояля его было не оторвать. Да и все, к чему лежала душа, Саша делал страстно и увлеченно, науки давались ему легко. В 1882 году мальчик поступил в кадетский корпус, заняв 1-е место среди всех соискателей. В военном заведении ученик не оставлял занятий музыкой.

Документальный фильм “Гении. Александр Скрябин”

Вдохновленный Фредериком Шопеном, в 11 лет юноша написал первые произведения: канон и ноктюрн для рояля. Тогда же начал брать систематические уроки по игре на фортепиано. Еще не окончив корпус, 16-летний Скрябин становится студентом Московской консерватории. Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой золотой медали в 1892 году.

Интересный факт: большая золотая медаль досталась его однокурснику Сергею Рахманинову, который и композиторское отделение закончил на отлично.

Среди педагогов Скрябина были Сергей Танеев, Антон Аренский, Василий Сафонов. Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.

История жизни Александра Николаевича Скрябина

В конце века Скрябин стал членом московского философского общества. Общение в нем, вместе с изучением специальной философской литературы, определило общее направление его воззрений. 

Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни. «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие не более не менее как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот. 

Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения. Менее чем через год после окончания Второй симфонии Скрябин приступил к сочинению Третьей. Однако сочинение ее протекало сравнительно медленно. Зато в течение нескольких летних месяцев того же 1903 года Скрябин написал в общей сложности более 35 фортепианных произведений, столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем. 

В феврале 1904 года Скрябин выехал на несколько лет за границу. Следующие годы Скрябин провел в различных странах Запада — в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке. В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию

К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории). Но, преклоняясь перед творчеством Скрябина, она пожертвовала ради него всеми личными интересами. 

В Париже 29 мая 1905 года состоялось первое исполнение Третьей симфонии — она стала замечательным памятником русской и мировой симфонической музыки начала XX столетия. При ярко выраженном своеобразии в ней отчетливы связи с традициями отечественной и зарубежной музыки. После исполнения Третьей симфонии композитор начал работать над следующим крупнейшим симфоническим произведением — «Поэмой экстаза», именовавшейся им вначале Четвертой симфонией

Приподнятость, яркие эмоции обращают на себя внимание в этой поэме, завершенной композитором в 1907 году. 

Еще через год у Скрябина зародилась идея следующего крупнейшего оркестрового произведения — поэмы «Прометей». Музыка поэмы была написана в основном в 1909 году. 

Особенности замысла обусловили нестандартные средства для воплощения. Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45 строк партитуры «Прометея» — специальная нотная строчка, помеченная словом «свет». Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски жизни. 

Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. 

Мысли Скрябина в последние два года жизни занимало (так и незавершенное вследствие его смерти) новое произведение — «Предварительное действие». 

Как показывает его название, оно должно было явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии» — ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война. В этом историческом событии Скрябин увидел, прежде всего, начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию». 

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним. 

Родственные и нисходящие

Скрябин с Татьяной, 1909 г. ан Скрябин и Ариадна Скрябина, 1911 г. дети Скрябина из Татьяны: ан, Марина и Ариадна, ок. 1911 г.

Скрябин был дядей известного епископа Русской Ортодоксальной церкви, который руководил русской Ортодоксальной диоцезой в Великобритании между 1957 и 2003 годами. Скрябин не был родственником советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова, имя которого при рождении было Вячеслав Скрябин. В своих мемуарах, изданных Феликсом Чуевым под русским названием ” “, Молотов, что его брат Николай Скрябин, который также был композитором, принял имя Николай Нолинский, чтобы не путать с Александром Скрябиным.

Вторая жена Скрябина Татьяна Фёдоровна Жёцер была племянницей пианиста и композитора Пауля де Жёцера. Её братом был музыкальный критик Борис де Жёцер. Всего у Скрябина было семеро детей: от первого брака Римма (Рима), Элена, Мария и Лев, и от второй Ариадны, Ян и Марины. Римма умерла от проблем с межпозвонком в 1903 году в возрасте семи лет. Элена Скрябина должна была стать первой женой пианиста Вламира Софроницкого, правда, только после смерти отца; впредь Софроницкий композитора так и не встретил. Мария Скрябина (1901 – 1989) стала актрисой Второго МХАТа и женой режиссёра Вламира Татаринова. Лёв также умер в возрасте семи лет, в 1910 году. К этому моменту отношения с первой женой Скрябина значительно ухудшились, и Скрябин не встретил её на похоронах.

Ариадна Скрябина стала соучредителем “Arm Juive” и была убита французским проназийским милизом в 1944г. дочь Скрябина Ариадна Скрябина (1906 – 1944) стала героем французского Сопротивления, и была посмертно награждена “Croix de guerre” и “Méd de la Résistance”. Её третий брак был с поэтом и борцом Сопротивления Второй мировой войны Дэвидом Кнутом после чего она перешла в иудаизм и взяла имя Сара. Она была соучредительницей сионистского движения сопротивления “Arm Juive” и отвечала за коммуникации между командованием в Тулузе и силами партизан в округе Тарн и за то, что забрала оружие партизанам, что привело к её смерти, когда она попала в засаду, устроенную французами Милитией.

Дочь Ариадны Скрябины (первым браком с французским композитором Давидом Лазарусом), Бэтти Кнут-Лазарус, стала известной героиней-подростком французского Сопротивления, лично выиграв Серебряную звезду у Георга С. Паттона, а также французского Круа де Герре. После войны она стала активным членом сионистской организации “Сi” (“Stern&quot);, проводя специальные операции для группы боевиков, и в 1947 году она была избита за то, что начала террористическую кампанию против британских целей, а также взрывы на британских судах, которые пытались помешать еврейским иммигрантам отправиться в мандатную Палестину. Считавшаяся во Франции героиней, она была освобождена досрочно, но через год была заключена под стражу в Израиле за то, что якобы причастна к убийству Фольке Бернадё, но обвинения впоследствии были сняты. После освобождения из тюрьмы она поселилась в возрасте 23 лет в Биршебе на юге Израиля, где у нее было трое детей, и она основала ночной клуб, который стал культурным центром Бирсхебы, до ее ранней смерти в возрасте 38 лет.

Всего трое детей Ариадны Скрябиной после войны иммигрировали в Израиль, где её сын (род. 1935) стал парусом ВМС Израиля и отмеченным классическим аристом, в то время как её сын Иосиф (Йосси) (род. 1943) служил в израильском спецназе, прежде чем стать поэтом, опубликовав множество стихотворений, посвящённых его матери Ариадне. Один из её правнуков, виа Бэтти (Элизабет) Лазарус, Элиша Абас, – израильская концертная пианистка.

ан Скрябин, детский пройди, сам по себе был композитором и пианистом, но он умер, утонув в возрасте лет на Украине.

Творчество

Константин Бальмонт – «Эльф»

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину (“Прометей”)

В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Музыковед Л. Л. Сабанеев помимо влияния польского композитора отмечал также влияние Р. Шумана, которое по его мнению в раннем периоде иногда превышает шопеновское: «Это замечание в особенности относится к его Третьей сонате и к знаменитому Этюду дисмоль. Но оба влияния потом исчезают и вытесняются влиянием Листа, Вагнера и его собственными новаторствами. В последних сочинениях Скрябина шуманизмов более нет».

Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий