Мендельсон-Бартольди, Феликс

Интересные факты Феликсе Мендельсоне

Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:

  1. Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
  2. При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта “пустым бренчанием”.
  3. 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление “Страстей по Матфею”. Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
  4. Национальность Феликса Мендельсона – немец еврейского происхождения.
  5. Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
  6. В то время, когда маэстро руководил Лейпцигским оркестром Гевандхауза, он получал множество предложений и просьб о включении произведений молодых и опытных талантов в основную программу. Одним из таких композиторов был Рихард Вагнер. К сожалению последнего, Мендельсон потерял его работу. Этим можно объяснить, почему Вагнер так не любил Феликса и высказывался о нем крайне резко после его смерти.
  7. По мнению Авраама Мендельсона, старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыке, относительно Феликса. Но в то время считалось просто немыслимым, чтобы женщина занималась музыкальной карьерой.
  8. Во время гастролей в Париже, композитор представил “Реформационную симфонию”, которая, к сожалению, провалилась. Этот инцидент стал первым творческим ударом, после которого маэстро был подавлен. Благо, он сумел справиться.
  9. После успешного лондонского концерта, маэстро получил заманчивое предложение места главного дирижера в Дюссельдорфе. Тем не менее, в 1835 году после выступления на музыкальном фестивале в Кельне композитор получает предложение должности руководителя оркестра симфонических концертов в Лейпциге и сразу же его принимает.
  10. Многим неизвестно, что в 1836 году Феликс Мендельсон получил звание доктора философских наук.
  11. Образ композитора очень часто идеализируют. Во многих источниках пишут, что Мендельсон был примерным семьянином и относительно спокойным и уравновешенным человеком. Однако с такими фактами вступают в конфликт сведения из писем его племянника, который описывал дядю, как “резкого” и “переменчивого” человека. Как известно, перепады настроения и угрюмое состояние с бессвязным бормотанием являются поведением, которое было у композитора на пороге смерти.
  12. Четверо из пятерых детей Мендельсона прожили длинные жизни, став уважаемыми гражданами и представителями науки и искусства. Второй сын по старшинству умер от длительной болезни. Супруга композитора Сесилия Жанрено пережила мужа всего на шесть лет.
  13. Спустя большое количество времени после смерти композитора, появились слухи, что Мендельсон мог и не быть таким верным мужем для своей Сесилии, как принято было думать. Нашлись некие документы, якобы существовавшие, но не представленные общественности, гласящие, что Феликс имел определенную романтическую связь со шведской певицей Йенни Линд. Удивительно, но вы эту особу был влюблен и писатель Ханс Кристиан Андерсен. В этих сомнительных документах якобы писал Мендельсон и просил даму о свидании, а также угрожал самоубийством в случае отказа. После появления такой неподтвержденной информации появились мнения, что смерть Мендельсона наступила не по естественным причинам.

Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.

Значимые произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»
  • ———————————————–

Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона «Моцартом XIX века». Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра.

Нынче вновь мендельсоновская музыка оказалась нам близка чистотой своих линий, тщательностью отделки, ясностью формы. В Израиле ставят обе оратории Мендельсона – “Павел” и “Элиягу”, юные пианисты играют его пьесы, виртуозы исполняют его концерты. Нет такого скрипача, виолончелиста и пианиста, которые не играют его ансамблей. Всюду – от Рио-де-Жанейро до Праги и от Стокгольма до Кейптауна – вот уже полтора столетия люди женятся под марш Мендельсона из музыки к комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”. Жаль, что во всем Израиле нет ни одной улицы Феликса Мендельсона – при том, что в Тель-Авиве и Холоне есть маленькие улочки имени его деда Моше Мендельсона, а в Иерусалиме есть улица Шопена.

Феликс сам был всю жизнь счастлив: любящие родители, прекрасные друзья, очаровательная жена Сесиль Жанрено, прелестные дети. Вот только смерть от кровоизлияния в мозг в 39 лет наводит на мысль, что счастье далось тяжелым трудом и что счастливый Феликс был очень переутомлен.

Зато Феликс Мендельсон осчастливил музыкой всё человечество.

Фортепианный квартет № 1, Оп.1 (1822)

Фортепианный квартет № 1, соч.1 до минор (англ. Piano Quartet No.1, Op.1 in C minor/ нем. Klavierquartett No.1) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, завершен 18 октября 1822 года (опубликован в 1823), посвящен князю Антонию-Генриху Радзивиллу. Первые три пронумерованные квартета были первыми опубликованными произведениями Мендельсона, и с них начинается нумерация опусов (сочинений).

Квартет состоит из четырех частей:аллегро виваче,адажио,скерцо: престо,аллегро модерато.Продолжительность – чуть менее получаса.

Фортепианный квартет №1, Оп.1 Ноты

Фортепианный квартет №1, Оп.1

Фортепианный квартет № 2, Оп.2 (1823)

Фортепианный квартет № 2 соч. 2 фа минор (англ. Piano Quartet No.2, Op.2 in F minor/ нем. Klavierquartett No.2) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, завершен 3 декабря 1823 года, опубликован в 1825. Квартет посвящен учителю Мендельсона, Карлу Фридриху Цельтеру.

Фортепианный квартет № 2 состоит из четырех частей:аллегро молто,адажио,интермеццо: аллегро модерато,финал: аллегро молто виваче.Продолжительность – чуть менее получаса.

Фортепианный квартет №2, Оп.2 Ноты

Фортепианный квартет №2, Оп.2

Концертный дуэт для двух кларнетов и фортепиано фа минор, соч. 113 (Allegro con fuoco, Andante, Presto).

Они умерли в один год …

Мендельсон вернулся из очередного тура по Англии уставшим и переутомленным. Смерть любимой сестры в мае 1847 г. нанесла еще один удар по его здоровью. Он скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, пережив Фанни на полгода. Ему было 38 лет!

Музыка Мендельсона, хотя и несколько консервативна по своей природе, преодолела эпоху романтизма. Религиозное воспитание и особый интерес к техническим аспектам музыки, сыграли свою роль в его музыкальном стиле.

Композитор часто был сосредоточен на оживлении, а не на инновациях, и гениально находил способы разрешить некоторые столкновения между ранним классическим и современным романтическим стилями.

Его величайшим наследием считаются ранние произведения. Сочинения, необычные для музыканта той эпохи, принесли ему бессмертную славу.

Видео

Дополнительная информация «Феликс Мендельсон: биография» в оригинальной подаче материала. Непременно посмотрите!

Феликс Мендельсон: биография ↓

МирТесен

Годы учебы

С 1819 года Мендельсон начал сочинять музыку без остановки

Мендельсон был принят в Берлинскую Хоровую академию в 1819 году. С этого момента он сочинял без остановки.

Надо сказать, что Феликс с детства был очень плодотворным композитором. Первое издание его работ увидело свет в 1822 году, когда юному композитору было всего 13 лет. А в 15 лет он написал свою первую симфонию для оркестра До минор (Op. 11). Год спустя — работу, показавшую полную силу его гения — Октет Ми-бемоль мажор (Op.20). Этот Октет и написанная в 1826 году увертюра «Сон в летнюю ночь» (частью которой был «Свадебный марш») являются самыми известными из ранних произведений композитора.

В 1824 году Мендельсон стал брать уроки у композитора и пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, который однажды признался, что он мало чему мог научить Феликса. Мошелес стал коллегой и другом Мендельсона на всю жизнь.

Помимо музыки, образование Мендельсона включало изобразительное искусство, литературу, языки и философию. Для своего наставника Хейзе перевел «Андрию» Теренса в 1825 году. Учитель был поражен и издал ее как работу «его ученика F****». Этот перевод стал квалификационной работой Мендельсона для получения права обучаться в Университете Берлина, где он посещал лекции по эстетике Георга Гегеля, по истории Эдуарда Ганса и географии Карла Риттера.

Начало дирижерской карьеры

Рабочий кабинет Мендельсона в Лейпциге

В Хоровой академии Берлина Мендельсон стал дирижером, и, при поддержке директора академии Зельтера, а также с помощью друга Эдуарда Девринта, смог осуществить в 1829 году постановку «Страстей по Матфею» Иоганна Баха. Успех этой работы положил начало возрождению музыки Баха в Германии, а затем во всей Европе.

В том же году Феликс впервые посетил Великобританию, где провел концерт Филармонического общества. К тому моменту его друг, Мошелес, уже проживал в Лондоне. Он представил Мендельсона влиятельным музыкальным кругам. После столичной программы композитор совершил путешествие через Шотландию, где сделал наброски увертюр, которые впоследствии приобрели большую известность – «Гебридов» и «Фингалова пещера».

После возвращения в Германию ему предложили должность преподавателя в Берлинском университете, но Мендельсон от него отказался. В течение нескольких лет композитор путешествовал по Европе, где написал ряд произведений, а в 1832 году издал первую книгу «Песен без слов».
28 марта 1837 г. Мендельсон женился на Сесиль Жанрено (дочери протестантского священнослужителя)

В 1833 году Феликс Мендельсон стал дирижером Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе, где ежегодно представлял свои работы. А через два года начал активную дирижерскую деятельность в Лейпциге, поставив перед собой цель: сделать его музыкальным центром европейского масштаба.

На следующий, 1836 год композитор получил почетную докторскую степень университета Лейпцига. В этом же году он встретил Сесиль Жанрено, дочь протестантского священнослужителя. 28 марта 1837 года состоялась их свадьба. Брак был счастливым, и у пары родилось пятеро детей.

На пике популярности

Король Пруссии не оставлял попыток заманить композитора в Берлин, в итоге Мендельсон был назначен музыкальным директором Академии Искусств. До 1845 года он периодически работал в Берлине, не оставляя свой пост в Лейпциге. Порой осуществлял поездки в Англию, исполняя свои работы в Лондоне и Бирмингеме, где встретился с королевой Викторией и ее мужем – принцем Альбертом. Королевская чета была почитателями его музыки.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки, первое учебное заведение такого рода в Германии, осуществив таким образом свою мечту и сделав Лейпциг музыкальным центром на карте страны.

Также он закончил ряд своих работ, в том числе «Шотландскую симфонию» и Концерт для скрипки с оркестром. В 1844 году он провел пять филармонических концертов в Лондоне.

Постепенно здоровье композитора стало ухудшаться, а три года спустя он был буквально опустошен смертью сестры Фанни. Уехав в Швейцарию, с целью поправить здоровье, он закончил Струнный квартет Фа минор, и вернулся в Лейпциг, полностью исчерпав жизненную энергию. Умер Феликс Мендельсон 4 ноября 1847 года в возрасте 38 лет.

Семейная жизнь

Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь

А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году

Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.

В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.

На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат – сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.

Гете и “Свадьба Камачо”

Именно в этот период жизни молодой сочинитель стал активно общаться с известным поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гете. Несмотря на разницу в возрасте они стали хорошими друзьями, а Мендельсон вдохновлялся творчеством Гете. Последний также был большим поклонником музыканта, сравнивая его в такому молодом возрасте с Моцартом. Феликс даже написал музыку к некоторым произведениям своего друга.

В 1827 году состоялась сценическая постановка “Свадьбы Камачо”. Композиция заслужила множество положительных отзывов от критиков, однако закулисные интриги не позволили произведению стать успешным. Это огорчило композитора, который решил сосредоточиться на инструментальной музыке. Помимо творческой деятельности Мендельсон проходил обучения в Берлинском университете имени Гумбольдта.

Как упоминалось ранее, Феликс с детства увлекался творчеством Баха, который в то время был не сильно популярен.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством Иоганна Себастьяна Баха, популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».

Портрет Феликса Мендельсона

Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».

Иоганн Гёте и Феликс Мендельсон

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Первые крупные концерты

На волне успеха от “Страстей по Матфею” композитор Мендельсон впервые едет в тур со своими концертами. Первой остановкой стал Лондон. Здесь он многократно играет свои произведения перед восторженной публикой. Наибольшей популярностью пользуется уже знаменитая увертюра “Сон в летнюю ночь”, помимо которой играются некоторые работы Бетховена и Вебера. Концерты Мендельсона пользуются такой популярностью, что после Лондона он отправляется покорять Шотландию. После этой поездки, находясь под впечатлением и неизгладимыми эмоциями, маэстро напишет “Шотландскую” симфонию.

Английские концерты стали лишь отрывной точкой в продолжительной гастрольной деятельности маэстро. Спонсирование отца позволило отправиться с концертами в Италию, где его ждал старый добрый друг Гете.

В том же году Феликс получил предложение занять солидную должность в Берлинском университете, где ранее учился композитор. Но он продолжает тур, отвергая работу.

Феликс Мендельсон как основоположник жанра концертной программной увертюры провел все лето 1830 года в разъездах. Выступления проводятся в Мюнхене, Париже, Зальцбурге, Риме. В последнем композитор останавливается на целую зиму, чтобы закончить работу над “Гебридой”, а также приступить к “Первой Вальпургиевой ночи”. По дороге домой Феликс вновь заезжает в Мюнхен, где Мендельсон дает множество фортепианных концертов. Он погружен в приятные и страстные чувства, записывая наспех новую композицию, он выступает с ней перед королем Баварии. Обратно в Берлин Феликс приезжает звездой европейского масштаба.

Переезд в Лейпциг

Когда Карл Фридрих Цельтер, учитель Мендельсона, скончался в 1832 году, Феликс просился занять его пост дирижера Певческой академии, однако композитору было отказано. Существует множество слухов, почему ученик не занял место учителя: и возраст был причиной, и интерес к инновациям, и, конечно, еврейское происхождение. Обиженный Мендельсон на время покидает Германию.

В 1833 году состоялась очередная поездка маэстро в Англию, где он вновь играет симфонии собственного сочинения. В том же году его приглашают работать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Мендельсон с радостью принимает приглашение, а итоге становится местным директором.

Теперь у композитора очень насыщенный график работы, его концерты пользуются огромным успехом, но с руководством отношения так и не сложились. Работа с улучшением местной самодеятельности не увенчались успехом, что дало повод композитору в 1834 году уйти в отставку. Мендельсон уехал в Лейпциг и год спустя занял должность дирижера Лейпцигского оркестра.

В 1835 году ушел из жизни Авраам Мендельсон. Одним из последних желаний отца композитора было желание, чтобы его сын закончил свою первую ораторию Святого Павла. Последняя воля была исполнена, Феликс завершил произведение в течение года.

В 26 лет Мендельсон стал самым молодым руководителем городского концертного зала Лейпцига. С оркестром ему удалось быстро найти общий язык, он успешно настроил под себя музыкантов, которые так и не заметили это. Зато заметили зрители. Концерты под предводительством маэстро скоро приобретают общеевропейскую громкость, а сам Феликс поднимается до уровня именитых композиторов. В Лейпциге у Мендельсона получается работать над сочинительством лишь во время отпуска, именно тогда он дорабатывает задуманный еще в Дюссельдорфе триптих на религиозную тему “Элиа – Павел – Христос”.

Литература

  1. Кириллина Л. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 томах. Т. II. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 595 c.
  2. Николаева Н. Стилистические прозрения в поздних квартетах Бетховена // Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы / ред.-сост. Г. Орджоникидзе и Ю. Эльснер. М.: Музыка, 1974. С. 320–339.
  3. Николаева Н. Фортепианные сонаты // Музыка французской революции. Бетховен / редкол.: Р. И. Грубер и др. М.: Музыка, 1967. С. 266–329.
  4. Пальян Г. Камерно-вокальное творчество Фанни Хензель в контексте немецкого романтизма первой половины XIX века. Дисс. … кандидата искусствоведения. Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория, 2019. 272 с.
  5. Чайковский П. Второе и третье квартетные утра. — Первое симфоническое собрание Русского музыкального общества. — Итальян­ская опера // П. Чайковский. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953. С. 74–80.
  6. Cadenbach R. “Die weichliche Schreibart”, “Beet­ho­vens letzte Zeit” und “ein gewisses Lebensprinzip”. Pers­pek­tiven auf Fanny Hensels spätes Streich­quar­tett (1834) // B. Borchard, M. Schwarz-Danuser (Hg.). Fanny Hensel geb. Mendelssohn Bartholdy. Kom­ponieren zwischen Geselligkeitsideal und romantischer Musikästhetik. 2., überarbeitete Aufl. Kassel: Furore, 2002. S. 141–164.
  7. Finscher L. Joseph Haydn und seine Zeit. Laaber: Laaber, 2002. 558 S.
  8. Finscher L. Streichquartett // Musik in Geschichte und Gegenwart. 2., neubearbeitete Ausg. hrsg. von Ludwig Finscher. Sachteil. Bd. 8. Kassel etc.: Bärenreiter, 1998. Sp. 1924–1977.
  9. Godwin J. Early Mendelssohn and late Beethoven // Music & Letters. 1974. Vol. 55. № 3. P. 272–285.
  10. Hellwig-Unruh R. Fanny Hensel geb. Mendelssohn-Bartholdy. Thematisches Verzeichnis der Kom­positionen. Aisddwil: Kunzelmann, 2000. 452 S.
  11. Hellwig-Unruh R. Zur Entstehung von Fanny Hensels Streichquartetts in Es-dur (1829/34) // B. Borchard, M. Schwarz-Danuser (Hg.). Fanny Hen­sel geb. Mendelssohn Bartholdy. Kompo­nieren zwischen Geselligkeitsideal und romantischer Musikästhetik. 2., überarbeitete Aufl. Kassel: Furore, 2002. S. 121–140.
  12. Hensel S. Die Familie Mendelssohn (1729–1847). Nach Briefen und Tagebüchern. 2 Bnd. Bd. II. 15. Aufl. Berlin: Behr, 1908. , 455 S.
  13. Huber А. Zerschlagen, zerfließen oder erzeugen? Fanny Hensel und Felix Mendelssohn Bartholdy im Streit um musikalische Form­konzepte nach „Beethovens letzter Zeit“ // B. Brand, M. Helmig (Hg.). Maßstab Beethoven? Komponistinnen im Schatten des Geniekults. München: Edition Text + Kritik, 2001. S. 120–142.
  14. Krummacher F. Das Streichquartett. Teilband 2: Von Mendelssohn bis zur Gegenwart. Laaber: Laaber, 2003. 515 S. (Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 6/2).
  15. Krummacher F. Zur Kompositionsnart Mendelssohns. Thesen am Beispiel der Streichquartette // Das Problem Mendelssohn / hrsg. von Carl Dahlhaus. Regensburg: Gustav Bosse, 1974. S. 169–184.
  16. Lambour Ch. Fanny Hensel als Beethoven-Interpretin. Materialien // B. Brand, M. Helmig (Hg.). Maßstab Beethoven? Komponistinnen im Schatten des Geniekults. München: Edition Text + Kri­tik, 2001. S. 106–119.
  17. The Letters of Fanny Hensel to Felix Mendels­sohn / collected, edited, and translated with introductory essays and notes by Marcia J. Citron. Stuyvesant, New York: Pendragon Press, 1987. 755 p.
  18. Mace A. R. Fanny Hensel, Felix Mendelssohn Bartholdy, and the Formation of the Men­del­s­sohnian Style: Ph. D. diss. Duke University, 2013. 332 p. URL: https://dukespace.lib.duke.edu/dspace/ handle/10161/7150 (дата обращения: 12.10.2019).
  19. Marx G. Vorwort // F. Hensel. Streichquartett Es-dur / hrsg. von Günter Marx. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1988. S. .
  20. Mendelssohn Bartholdy F. Sämtliche Briefe. Bd. 4: August 1834 bis Juni 1836 / hrsg. und kommentiert von Lucian Schiwietz und Sebastian Schmideler. Kassel etc.: Bärenreiter, 2011. 751 S.
  21. Motte D. de la. Komponistin — warum den nicht? // Österreichische Musikzeitschrift. 1991. Jg. 46. № 7–8. S. 363–367.
  22. Sсhuhmacher G. Zum vorliegenden Band // Leipziger Ausgabe der Werke Felix Mendelssohn Bartholdys. Serie III. Bd. I: Streichquartette I / hrsg. von Gerhard Schuhmacher. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1976. S. V–XI.
  23. Stokes L. Fanny Hensel. A Research and Information Guide. New York, London: Routledge, 2019. 150 p.
  24. Wehner R. Felix Mendelssohn Bartholdy. The­ma­tisch-systematisches Verzeichnis der musika­lischen Werke (MWV). Studien-Ausgabe. Wies­ba­den etc.: Breitkopf & Härtel, 2009. 595 S.

Литература

  • Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. — М., 1910.
  • Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. — М., 1930.
  • Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
  • Харківські асамблеї. Міжнародний музичний фестиваль 1994 р. «Ф. Мендельсон-Бартольді та просвітництво». Збірка матеріалів / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1994. — 148 c.
  • Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. — 172 с.
  • Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1972.
  • Brown C. A Portrait of Mendelssohn. Yale University Press. 2003. — 551pp.
  • Cooper J. M.; Prandi J. D. (editor). The Mendelssohns: Their Music in History. Oxford University Press. 2002. — 382 pp.
  • Михаил Воротной. Ф. Мендельсон-Бартольди. Серьёзные вариации. Op. 54. — 28с

Мендельсон-просветитель

Еще одна роль Феликса Мендельсона заслуживает отдельного разговора. Именно ему мир обязан возрождению многих музыкальных имен. Это был Поступок — исполнение «Страстей по Матфею» неизвестного Иоганна Себастьяна Баха. Рукопись великого Баха хранилась в семье Мендельсона (где-то я читала, что «Лондонский Бах» — младший сын И. С. Баха передал ее на хранение бабушке Мендельсона).

А теперь представьте: 20-летний парень решает явить публике музыку композитора, которого та самая светская публика совсем не знает. И не просто музыку — а огромное произведение для оркестра и хора. Нужно было собрать музыкантов — оркестрантов и певцов, разучить с ними все партии, снять зал и рискнуть представить все это на суд слушателей. Это был, вероятно, огромный риск. Успех был феноменальный, именно этому риску молодого Мендельсона мы обязаны возрождению имени великого Иоганна Себастьяна Баха. По его же инициативе в Лейпциге устанавливают памятник Баху. Сейчас там же высится и памятник Мендельсону.

Но поговорим о музыке самого Феликса Мендельсона-Бартольди.

Родились в один день

Дата рождения: 03.02.1809. Возраст: 212.
Знак зодиака: Водолей (информация о знаке).
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 280 дней.

БРЕЖНЕВА Вера Викторовна

Певица

1 место

ПОЖАРСКАЯ Диана Владимировна

Актриса

2 место

ЧЕРНЫШОВ Андрей Владимирович

Актёр

3 место

КАШЕВАРОВ Андрей Борисович

Заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы

4 место

ОГАНДЖАНЯНЦ Андрей Вагнерович (АНДРЕЕВ Андрей)

Предприниматель

5 место

ИВАНОВ Юрий Иванович

Учредитель ГК «ЮгСтройИнвест»

6 место

АСАДУЛЛИН Фарид Абдуллович

Сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН

7 место

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич

Русский предприниматель

8 место

МРОЧКОВСКИЙ Николай Сергеевич

Предприниматель

9 место

НИКУЛИН Дмитрий

Актер

10 место

ФИЛИМОНОВ Алексей

Актер

11 место

АРАКЕЛОВ Сергей Ашотович

Заместитель руководителя

12 место

ЖДАНОВА Ксения Михайловна

Актриса

13 место

КАМЕНСКИХ Иван Михайлович

Заместитель генерального директора по ядерному оружейному комплексу

14 место

РЯБКОВ Николай Николаевич

Актер

15 место

Сесиль Жанрено

Во время своего пребывания во Франкфурте в 1837 г., он встретил Сесиль Жанрено, дочь французского священника. Несмотря на возрастную разницу (Феликс был на десять лет старше), они поженились. У счастливой семейной пары родилось пятеро детей.

В этот период Мендельсон часто бывал в Англии и Шотландии. Впервые он посетил Британию в 1829 году, и эти путешествия вдохновили его на создание шотландской симфонии. В 1843 г. он был представлен королеве Виктории и принцу Альберту и посвятил эту симфонию королеве.

Влияние немецкого композитора на английскую музыку будет оставаться значительным в течение многих лет, пока новое поколение композиторов не перейдет к более современному и менее сентиментальному и романтическому направлению.

Сесиль Жанрено

В Лейпциге Мендельсон сосредоточился на создании современного музыкального центра. Он работал со всеми творческими и музыкальными учреждениями. Он организовывал фестивали и концерты, которые включали в себя исполнение как современной музыки, так и произведений знаменитых композиторов.

Среди последних была ранее не представленная слушателям симфония Франца Шуберта. Исполнение симфонии и привело к возрождению интереса к произведениям уже ушедшего из жизни композитора.

Феликс Мендельсон-Бартольди, все видео (45)

Мендельсон и Шуберт, дирижирует Валерий Гергиев — С Янин Янсен

Мюнхенский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Бетховен, дирижирует Валерий Гергиев

Мюнхенский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Марк Бушков и Дмитрий Маслеев исполняют Шуберта, Брамса и Шостаковича

Фестиваль Вербье 2019

концерт

Доступно для подписчиков

Бетховен, Мендельсон, Россини, Шуберт, Моцарт и Чайковский, дирижирует Михаил Шехтман – С Юлией Лежневой

Российский национальный оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Запись

Симфония № 5 и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена, дирижируют сэр Саймон Рэттл и сэр Андраш Шифф

Музыкальный фестиваль Вербье 2018

концерт

Доступно для подписчиков

Мария Жуан Пиреш играет Концерт для фортепиано с оркестром Шумана, дирижирует сэр Джон Елиот Гардинер

Лондонский симфонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Квартет «Эбен» исполняет Гайдна и Мендельсона

Фестиваль Вербье 2013

концерт

Доступно для подписчиков

Мендельсон, Бах и Бетховен, дирижирует сэр Саймон Рэттл – С Кристианом Тецлафом, Камиллой Тиллинг, Натали Штуцман, Жозефом Кайзером и Дмитрием Иващенко

Вальдбюне 2013 – Берлинский филармонический орк…

концерт

Доступно для подписчиков

Чечилия Бартоли: Концерт в Барселоне

Дворец каталонской музыки

концерт

Доступно для подписчиков

Бетховен, Шопен, Мендельсон и Лист, дирижирует Эса-Пекка Салонен – С участием Евгения Кисина

Фестиваль Вербье 2007

концерт

Доступно для подписчиков

Клаудио Аббадо и Маурицио Поллини исполняют Хоровую фантазию Бетховена

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Иегуди Менухин играет Мендельсона, Брамса и Сарасате

Симфонический оркестр Голливуда, Антал Дорати –…

концерт

Доступно для подписчиков

НОВИНКА: Моцарт, Шуман и Мендельсон, дирижирует Якуб Груша — С Эммануэлем Паю

Люцернский фестиваль

концерт

Доступно для подписчиков

Александра Довгань исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль минор Мендельсона, op. 25

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под ру…

концерт

Запись

Щедрин и Римский-Корсаков, дирижирует Валерий Гергиев

Музыкальный фестиваль Вербье 2018 года

концерт

Доступно для подписчиков

Евгений Кисин исполняет Концерт для фортепиано № 1 Листа

Королевский оркестр Консертгебау под руководств…

концерт

Доступно для подписчиков

Мендельсон и Чайковский, дирижирует Рикардо Шайи

Оркестр Люцернского фестиваля

концерт

Доступно для подписчиков

Три постановки сэра Фредерика Аштона, музыка Мендельсона, Франка и Листа

Королевский балет

балет

Доступно для подписчиков

Елена Башкирова и друзья — С сэром Андрашем Шиффом, Байбой Скриде, Менахемом Пресслером, Эммануэлем Паю, Кириллом Герштейном…

Международный фестиваль камерной музыки в Иерус…

концерт

Доступно для подписчиков

Трио «Zadig» играет Чайковского и Шостаковича

«Русские впечатления»

концерт

Доступно для подписчиков

Леонидас Кавакос, Клеменс Хаген и Марк-Андре Амлен исполненяют Бетховена и Мендельсона

Фестиваль Вербье 2014

концерт

Доступно для подписчиков

Рено Капюсон исполняет Концерт для скрипки Мендельсона

Фестиваль Вербье 2014

концерт

Доступно для подписчиков

The Rolston Sessions

Встреча с участниками Международного конкурса с…

док. фильм

Доступно для подписчиков

Рождественский концерт в Мариенберге, дирижирует Томас Клеймор – С Рут Цизак

С Саксонским филармоническим оркестром духовых …

концерт

Доступно для подписчиков

Гендель, Бетховен, Мендельсон и Бриттен, дирижирует сэр Нэвилл Марринер

Академия Святого Мартина в полях

концерт

Доступно для подписчиков

Давид Кадуш играет Листа, Метнера, Танеева и Шопена

Фестиваль Вербье 2012

концерт

Доступно для подписчиков

Мендельсон и Брамс, дирижирует Сэр Георг Шолти

Чикагский симфонический оркестр, 1971

концерт

Доступно для подписчиков

Моцарт, Бриттен и Мендельсон, дирижирует Бенджамин Бриттен

Английский камерный оркестр – 1964-1970

концерт

Доступно для подписчиков

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий