Щедрин Родион Константинович

Сочинения для оркестра

Симфонии

  • Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях ()
  • Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях ()
  • Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях ()

Концерты для оркестра

  • «Озорные частушки» ()
  • «Звоны» ()
  • «Старинная музыка российских провинциальных цирков» ()
  • «Хороводы» ()
  • «Четыре русских песни» ()

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1966)
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973)
  • Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях (1991)
  • Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1999)
  • Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003)
  • Концерт для трубы с оркестром в трех частях(1993)
  • Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994)
  • Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001)
  • Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трех частях(1997)
  • Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997)
  • Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004)
  • Концерт для гобоя с оркестром (2009)
  • Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010)

Другое

  • «Конек-Горбунок». Две сюиты для оркестра (1955, 1965)
  • «Не только любовь». Симфоническая сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964)
  • «Симфонические фанфары». Праздничная увертюра для оркестра (1967)
  • Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961)
  • «Кармен-сюита». Для струнных и ударных инструментов (1967)
  • «Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972)
  • «Торжественная увертюра». Для большого симфонического оркестра (1982)
  • «Автопортрет». Вариации для оркестра (1984)
  • «Музыка для города Кётена». Для камерного оркестра (1984)
  • «Геометрия звука». Для камерного оркестра (1987)
  • «Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984)
  • Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985)
  • «Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988)
  • «Хрустальные гусли» Для симфонического оркестра (1994)
  • «Российские фотографии». Для струнного оркестра (1994)
  • «Вологодские свирели» (в честь Б. Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995)
  • «Величание». Для струнного оркестра (1995)
  • «Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996)
  • «Slava, Slava!». Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997)
  • «Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)
  • «Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001)
  • «Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001)
  • «Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)
  • «Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008)
  • «Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)
  • «Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009)

Биография

Родился в Москве, в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999).

Первым учителем музыки Щедрина стал его отец Константин Михайлович, который родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине под Тулой. Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.

В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).

В —1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

Скрипач и дирижёр Иегуди Менухин и композитор Родион Щедрин, 1979 год

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Родион Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта.

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Семья

  • Отец — Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.
  • Мать — Щедрина Конкордия Ивановна (урождённая Иванова).
  • Супруга — Плисецкая Майя Михайловна (1925—2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.

Детей не имеет.

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

Талантливый сорванец

В детские годы Родион Щедрин, несмотря на музыкальную среду обитания, особого рвения к музыке не проявлял. Как и у местной детворы, круг его интересов ограничивался лазанием по деревьям, дворовыми играми, воровством яблок из соседского сада. Однако у мальчика наблюдались исключительные музыкальные способности. К десяти годам Родион Щедрин обладал феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, его способность запоминать музыку поражала гостей семьи Щедриных, которые часто бывали у Константина Михайловича. Примечателен один случай из детства композитора.

В 1943 году вместе с товарищем Родион отправляется на фронт. Всеми правдами и неправдами друзья благополучно добираются до Кронштадта. После долгих поисков отцу Родиона удаётся найти мальчиков и вернуть их обратно в Самару. Встал вопрос о будущем подростка. В желание Родиона поступить в нахимовское училище или стать музыкантом вмешался случай. В то время частым гостем семьи Щедриных была актриса Вера Николаевна Пашенная. Именно она, зная уникальные музыкальные способности мальчика, предложила за свой счёт отправить его на обучение в Московскую консерваторию. Однако жизнь диктовала свои правила.

Фортепианные сочинения

  1. «Поэма» (1954)
  2. «Токкатина» (1954)
  3. «Юмореска» (1957)
  4. «В подражание Альбенису» (1959)
  5. «Тройка» (1959)
  • 2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961)
  • 2 сонаты (1962, 1996)
  • 24 прелюдии и фуги (1964—1970)
  • Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972)
  • Тетрадь для юношества (1981)
  • «Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001)
  • «Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002)
  • «Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003)
  • Sonatine Concertante для фортепиано (2005)
  • Alla Pizzicato для фортепиано (2005)
  • Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005)
  • «Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007)
  • «Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009)
  • «Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010)

Почётные звания и премии

Государственная премия СССР (1972)Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976)Почетный член Общества Ф.Листа (США, 1979)Народный артист СССР (1981)Почетный член Академии изящных искусств ГДР (1982)Ленинская премия (1984)Почетный член Международного Музыкального совета (1985)Член Берлинской Академии искусств (1989)Государственная премия России (1992)Премия им. Д.Д.Шостаковича (Россия, 1992)Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995)Почетный профессор Московской консерватории (1997)«Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра (2002)Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002).

Источники статьи: Википедия

< Предыдущая   Следующая >

Библиография

  • Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. — М.: «Советский композитор», 1978. — 192 с.
  • Тараканов М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: «Советский Композитор», 1980. — 328 с.
  • Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — М.: «Сов. Композитор», 1992. — 240 с., ил.
  • Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: «Композитор», 2000. — 310 с., ил.
  • Прохорова И. Родион Щедрин. Начало пути. — М., 1989.
  • Родион Щедрин Материалы к творческой биографии Ред.-сост. Е. С. Власова М.:Композитор, 2007, 488 с.
  • Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество. Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями. Составитель Е. С. Власова. MPI. Челябинск, 2006, 140 с.
  • Синельникова О. В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с., ил.
  • Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 с., ил.
  • Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. Москва, 2013.
  • Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.,1977.
  • Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. Berlin, 1982.
  • Михайлова Е. Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина. Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2009.
  • Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке. Биографии. М., 2004.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Детство и юность

Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.


Композитор Родион Щедрин

Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.

Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.


Родион Щедрин в детстве

Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.

В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.


Родион Щедрин в молодости

В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».

На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.

Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.

Камерно-инструментальные сочинения

  • Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
  • «Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981)
  • «Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983)
  • «Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)
  • «Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)
  • «Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)
  • «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)
  • Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)
  • «Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995)
  • «Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1996)
  • «Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997)
  • «Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)
  • «Вариации и тема». Для скрипки соло (1998)
  • «Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)
  • «Дуэты». Для скрипки соло (1999)
  • «Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005)
  • «Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Н. А. Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)
  • «Лирические сцены». Для струнного квартета (2006)
  • «Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006)
  • «На посошок». Памяти М. Л. Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)
  • «Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007)
  • «Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009)
  • Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010)

Родились в один день

Дата рождения: 16.12.1932. Возраст: 88.
Знак зодиака: Стрелец (информация о знаке).
Гороскопы для Стрельца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 231 дней.

СЕДОКОВА Анна Владимировна

Певица, телеведущая, режиссер

1 место

ДРУЖИНИНА Светлана Сергеевна

Актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист

2 место

ЧЕРЧЕНЬ Александра

Писатель-фантаст

3 место

НИКОЛАЕВ Юрий Александрович

Телеведущий

4 место

КАЗНАЧЕЕВ Александр Николаевич

Заместитель Председателя Правления, член Правления Московского кредитного банка

5 место

ЛЕБЕДЕВ Александр Евгеньевич

Председатель Совета директоров ЗАО «Национальная Резервная Корпорация»

6 место

МЕДЫНИЧ Ольга Владимировна

Актриса

7 место

ОКТЯБРЬСКИЙ Константин Владимирович

Актер

8 место

Галустян Артур Сергеевич

Заместитель начальника отдела

9 место

ПАЛЬ Александр Владимирович

Российский актер

10 место

ПЕНЬКОВА Гульнара Валерьевна

Пресс-секретарь

11 место

ЗУБИЦКИЙ Борис Давыдович

Депутат Государственной Думы

12 место

ШАВРИН Александр Валерьевич

Актер

13 место

ГОРЛОВ Николай Матвеевич

Актер

14 место

БЕТХОВЕН Людвиг ван

Немецкий композитор

15 место

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа

Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года

После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Родион Щедрин в программе Владимира Познера

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.

Мария Шелл и Родион Щедрин

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Библиография

  • Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. — М.: «Советский композитор», 1978. — 192 с.
  • Тараканов М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: «Советский Композитор», 1980. — 328 с.
  • Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — М.: «Сов. Композитор», 1992. — 240 с., ил.
  • Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: «Композитор», 2000. — 310 с., ил.
  • Прохорова И. Родион Щедрин. Начало пути. — М., 1989.
  • Родион Щедрин Материалы к творческой биографии Ред.-сост. Е. С. Власова М.:Композитор, 2007, 488 с.
  • Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество. Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями. Составитель Е. С. Власова. MPI. Челябинск, 2006, 140 с.
  • Синельникова О. В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с., ил.
  • Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 с., ил.
  • Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. Москва, 2013.
  • Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.,1977.
  • Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. Berlin, 1982.
  • Михайлова Е. Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина. Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2009.
  • Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке. Биографии. М., 2004.

Детство и юность

Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.

Композитор Родион Щедрин

Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка – выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.

Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.

Родион Щедрин в детстве

Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.

В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.

Родион Щедрин в молодости

В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».

На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.

Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»

Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.

Щедрин Родион: личная жизнь

В 1958 году в жизни молодого композитора началась романтическая полоса. Он познакомился с известной балериной, примой Большого театра Майей Плисецкой. А случилось это вот как. Родион был вхож в круг знакомых Лилии Брик, музы Владимира Маяковского, и был частым посетителем ее знаменитых вечеров. Кстати, он писал музыку для пьесы “Они знали Маяковского”, автором которой являлся муж Лилии — писатель и литературовед Василий Абгарович Катанян.

Однажды хозяева дома дали Родиону Константиновичу прослушать запись, сделанную на магнитофонной пленке, где Майя Плисецкая пела мелодию балета «Золушка» (Прокофьева). Композитор был просто изумлен: он знал Майю как талантливую балерину, но то, что она умеет так правильно и точно воспроизводить сложнейшие мелодии, даже не мог предположить. Ее нежный голос запал ему в душу, и вот однажды он получил приглашение от Лилии на вечер, который она устраивала в честь приезда в Россию Жерара Филиппа. Среди приглашенных была также Плисецкая. Родион Щедрин, конечно же, при первом же удобном случае познакомился с ней. В этот день он играл на фортепьяно только для нее, хотя в будуаре собрался весь московский бомонд. Затем он вызвался развести ее и других почетных гостей на своем авто по домам. В конце поездки в автомобиле остались только он и Майя. Некоторое время они беседовали о том о сем. Затем, прощаясь, она попросила его записать для нее ноты мелодии из фильма “Огни рампы”. Он с радостью взялся сделать это для нее, ведь благодаря этому он должен был еще раз встретиться с ней.

Награды и звания

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 апреля 2008 года

  • Именем Р.К. Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря ) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Почёта (16 декабря 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Ленина (16 декабря 1982 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971 год)
  • Орден «Знак Почёта» (27 октября 1967 год) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову
  • Ленинская премия (1984 год) — за оперу «Мёртвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра
  • Государственная премия СССР (1972 год) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР (1976 год)
  • Народный артист СССР (2 сентября 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства
  • Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992 год)
  • Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995 год)
  • Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976 год)
  • Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979 год)
  • Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982 год)
  • Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО(1985 год)
  • Член Берлинской Академии искусств (1989 год)
  • Почётный профессор Московской консерватории (1997 год)
  • Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005 год)
  • Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007 год)
  • Почётный профессор Пекинской консерватории (2008 год)
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
  • Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997 год)
  • Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002 год)
  • Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008 год)
  • Премия «Овация» (2008 год)
  • Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008 год)
  • Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009 год)
  • Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009 год)
  • Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля ) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством.
  • Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012 год)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • В честь Родиона Щедрина астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 г. астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.


Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа

Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года

После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.


Мария Шелл и Родион Щедрин

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Музыкальная родословная

Родион появился на свет в Москве 16 декабря 1932 года.

Его дедушка, Щедрин Михаил Михайлович, в начале XX века в небольшом городе Алексине в Тульской области служил настоятелем в главном городском храме – Успенском соборе. До сих пор в Алексине помнят этого доброго священника и его замечательную супругу Елизавету Николаевну, которую горожане тогда ласково называли «матушка Щедрина». У них родилось восемь талантливых сыновей. Храм располагался на улице Радбужской, а неподалёку находился дом, где проживало семейство Щедриных. Между домом священника и храмом была протоптана тропинка, которую местные жители прозвали «щедринкой». Она сохранилась до сих пор, и носит такое же название.

Детские воспоминания Родиона связаны с городом Алексиным, там он проводил каждое лето. Он помнит, как при одном только упоминании этого города светлело лицо его отца и дядюшек, ведь там, на берегу Оки, они прожили лучшие свои годы. Отец Родиона рано ушёл из жизни, в 1955 году, ему было всего 60 лет. После его смерти Родион со своим дядей Евгением Михайловичем Щедриным ездил на машине в Алексин. Там они гуляли по Радбужской улице, шагали по тропинке-«щедринке», посещали на кладбище могилы дедушки с бабушкой, были в доме Щедриных и ходили в сосновый бор.

Родион никогда не прерывал связь с городом своего детства. Даже когда не мог поехать туда сам, то через Щедрину Дину Алексеевну, вдову своего дяди Александра Михайловича обязательно передавал для музея подарки. В начале ХХ века музыкальные и талантливые братья Щедрины организовали в Алексине семейный оркестр, они устраивали в городе благотворительные выступления. С 1994 года в Алексинском городском музее в память о братьях проводятся Щедринские вечера.

Старшие дети в семье церковного настоятеля Щедрина успели отучиться в духовной семинарии в городе Туле. Младшие, в том числе и отец Родиона, после революции уже не могли обучаться в ВУЗе, потому что были детьми священника.

Отец Родиона, Щедрин Константин Михайлович, родился в 1894 году. Волею случая ему всё-таки удалось получить высшее образование в Московской консерватории. В Алексин на лето приезжали артисты Малого театра, репетировали, давали спектакли. Одну молодую актрису, Веру Пашенную, заинтересовали братья из семейного оркестра Щедриных. Она была поражена оркестровками, которые они выполняли для сложных произведений Рахманинова, Скрябина, Чайковского. Женщина узнала, что в семье священника нет денег для того, чтобы дать образование сыну Константину. По окончании летнего сезона в Алексине, она забрала юношу с собой в Москву и помогла ему там устроиться в консерваторию.

По окончании учёбы отец Родиона остался жить в Москве. Он занимался преподавательской деятельностью в музыкальных московских школах, давал уроки по классу фортепиано и по теории музыки. С 1935 года он работал в Московской консерватории, где на национальном отделении преподавал историю музыки.

Мама будущего композитора, Конкордия Ивановна Щедрина (девичья фамилия Иванова), 1908 года рождения, была сотрудницей Большого театра, трудилась на должности старшего экономиста. Профессиональным музыкантом она не была, но очень любила музыку и прекрасно играла на фортепиано.

При такой творческой родословной у Родиона Щедрина не было другого жизненного пути, кроме музыкального.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий