Джеймс Генри: биография
Родился будущий писатель 15 апреля 1843 года в Нью-Йорке. Его отцом был известный американский богослов. Много времени в детские годы провел в Европе. Позднее это отразилось в его раннем творчестве как непримиримая борьба европейской и американской цивилизаций.
Генри Джеймс сменил несколько школ. Родители хотели дать сыну хорошее образование, поэтому часто с ним занимались домашние учителя и репетиторы. Немалое влияние на становление личности мальчика оказали чтение, посещение музеев и парков, многочасовые прогулки и наблюдение за различными традициями и нравами разных по национальности людей.
Основные сочинения
- Маскарад (The Masquerade) — поэма (первая публикация Филдинга)
- Любовь в различных масках (Love in Several Masques) — пьеса, 1728
- Rape upon Rape — пьеса, 1730.
- The Temple Beau — пьеса, 1730
- Авторский фарс с кукольным представлением (The Author’s Farce) — пьеса, 1730
- Подметные письма, или Новый способ удержать жену дома (The Letter Writers or A New Way to Keep a Wife at Home) — пьеса, 1731
- Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Томаса Тама Великого (The Tragedy of Tragedies; or, The Life and Death of Tom Thumb) — пьеса, 1731
- Политик из кофейни, или судья в ловушке (The Copper-House Politician or The Justice Caught in his own Trap) — пьеса, 1731
- Опера Граб-стрита или у жены под башмаком (Grub-Street Opera) — пьеса, 1731
- Совратители, или Разоблаченный иезуит (The Debauchees, or The Justice Caught) — пьеса, 1731 — экранизирована в 1960 году.
- The Modern Husband — пьеса, 1732
- Лотерея (The Lotterry) — пьеса, 1732
- The Covent Garden Tragedy — пьеса, 1732
- The Miser — пьеса, 1732
- Служанка-интриганка (The Intriguing Chambermaid) — пьеса, 1734
- Урок отцу, или Дочка без притворства (An Old Man Taught Wisdom, or The Virgin Unmasked) — пьеса, 1734
- Дон Кихот в Англии (Don Quixote in England) — пьеса, 1734
- Мисс Люси в столице (Miss Lucy in town: A sequel to the virgin unmasked) — пьеса, 1735
- Пасквин (Pasquin) — пьеса, 1736
- Евридика (Eurydice Hiss’d) — пьеса, 1737
- Исторический календарь за 1736 год (The Historical Register for the Year 1736) — пьеса, 1737
- Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс (An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews) — роман, 1741
- История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса (The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams) — роман, 1742
- Жизнь Джонатана Уайльда Великого (The Life and Death of Jonathan Wild, the Great) — роман, 1743
- Miscellanies — сборник сочинений, 1743, содержит поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
- Женоподобный супруг (The Female Husband or the Surprising History of Mrs Mary alias Mr George Hamilton, who was convicted of having married a young woman of Wells and lived with her as her husband, taken from her own mouth since her confinement) — памфлет, 1746
- История Тома Джонса, найдёныша (The History of Tom Jones, a Foundling) — роман, 1749
- Путешествие в загробный мир и прочее (A Journey from this World to the Next) — повесть, 1749
- Амелия (Amelia) — роман, 1751
- Ковент-Гарден (The Covent Garden Journal) — журнал, 1752
- Современный словарь — памфлет, 1752
- Письмо из бедлама — памфлет, 1752
- Дневник путешествия в Лиссабон (Journal of a Voyage to Lisbon) — рассказы о путешествиях, 1755
- The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. — пьеса, 1778
Переезд в Европу
После возвращения на родину Генри Джеймс в 1870 году публикует первый свой роман, носивший название «Опекун и опекаемая». Через годы выходит в свет большая новелла «Пламенный пилигрим». В этих произведениях писатель изображает нравы и быт американцев своего времени. Отчетливо прослеживается влияние на его творчества таких мастеров, как О. Бальзак, Ч. Диккенс, Дж. Элиот, Н. Готорн.
Во время жизни в Бостоне Джеймс написал множество критических статей и рецензий. Но в США он пробыл недолго: уже в 1972 писатель решает перебраться в Европу. Два года он проводит в Италии, где продолжает работу над своим романом «Родерик Хадсон».
В 1875 автор перебирается в Великобританию, выбирая для постоянного места жительства Лондон. Следующие 20 лет своей жизни он провел именно здесь, изредка совершая кратковременные путешествия. При этом Соединенные Штаты посещает крайне редко. Впервые он предпринял путешествие на родину только в 1882 году.
Последние романы
В последнем его романе “Эмилия” уже заметно, что талант Филдинга ослабевает. Сатира уже не так смешна и остроумна, как это было в его предыдущих произведениях. Зато заметно, что наметившееся движение к сентиментализму все-таки осуществилось в его творчестве.
Также хорошо известно его произведение “Путешествие в загробный мир”. В самом начале этого романа рассказчик умирает и отправляется на Тот свет. В воображении автора это происходит в карете в окружении других духов недавно умерших людей. На пути встречаются Дворец Смерти, Город Болезней, множество других символических построек. Возле Колеса Фортуны каждый обязан остановиться. Именно здесь определяется, кем будет дух в своей следующей жизни, повезет ли ему стать известным ученым или богатым дворянином или непосчастливится прожить несколько десятков лет в бедности и нужде.
Сам Филдинг умер достаточно рано. Ему было всего 47 лет. За несколько лет до этого его здоровье резко ухудшилось. Он лечился в Португалии. Писателя мучила астма, подагра и еще несколько неприятных болезней. В конечном счете ему для ходьбы пришлось использовать костыли. Скончался Филдинг в Лиссабоне, проведя там всего два месяца. Похоронен в Англии.
Writing Career
Fielding’s writing career began when he published his first work, a poem: The Masquerade. However, his name became known not for poetry, but for his plays. He published his first play, Love in Several Masques, in 1728. He then went on to write several more plays throughout the 1720’s and 1730’s. Some of his plays included The Modern Husband, The Grub Street Opera, and The Temple Beau. Many of his plays poked fun at English political figures. It is thought that this was part of the reason why the Theatrical Licensing Act of 1737, an act making it illegal to write plays which made fun of government members, passed. After the law was passed, Fielding retired from writing plays.
In 1739, Henry Fielding started his own newspaper, British Mercury. Here, he continued to write, even though he no longer wrote plays. He wrote satire often, sometimes poking fun at the government. It was still illegal to perform plays mocking government officials, but it was not illegal to write stories mocking government officials, and Feilding used this loophole to his advantage. Sadly, the newspaper did not run for long.
In the 1740’s Henry Fielding took to writing novels. His first published novel came out in 1741 and was titled Shamela. He wrote several more books throughout the decade, including the following: The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams, The Life and Death of Jonathan Wild, and The History of Tom Jones, a Foundling.
In 1752, he started another periodical, The Covent-Garden Journal. Fielding both funded and edited the paper. This journal commented on the government often, as well as social issues. It was not well-liked among other authors. It ran for 72 issues, stopping production in the same year it began.
Some of his other famous works are listed below.
The Convent Garden Tragedy
An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrew
Tom Jones
Наследие и особенности творчества
Стал первым писателем, сознательно решившим начать экспериментировать с литературной формой, Генри Джеймс. Книги автора – попытка по-другому взглянуть на мир, изобразить его, используя новые повествовательные приемы. Об это Джеймс даже написал целый очерк «Искусство прозы», в котором говорил, что роман должен соответствовать только одному требованию – быть интересным. Автор даже дает определение этому жанру: непосредственное личное впечатление от жизни, изложенное на бумаге, ценность которого измеряется только «силой впечатлений».
В период с 1882 по 1900 год Джеймс всерьез увлекается драматическими произведениями. Однако после успеха драмы «Гай Домвил» все остальные произведения ждал провал. Поэтому писатель очень быстро разочаровался в этом виде искусства и вернулся к привычной прозе. Однако драматические приемы, освоенные им за это время, он с успехом сохранил и продолжил использовать дальше. В частности, он мастерски описывал сцены разговоров, диалоги героев раскрывали их души и создавали у читателя определенное эмоциональное настроение.
Начало 20 века ознаменовалось для Джеймса началом нового и завершающего этапа творчества. В этот период он создает три самые крупные свои вещи: «Крылья голубки», «Послы», «Золотая чаша».
В 1904 году Джеймс решает вновь посетить родину. Результатом этого путешествия становится публикация сборника очерков под названием «Сцены американской жизни», которые имеет весьма пессимистический и упаднический настрой.
Вскоре писатель берется за написания автобиографии. Изначально он задумывал изложить свою жизнь в пяти томах, но успел написать только два: «Маленький мальчик и другие», «Заметки сына и брата». Третья часть «Зрелые годы» так и осталась недописанной, как и романы «В башне из слоновой кости» и «Чувство прошлого».
За свою жизнь Джеймс написал двадцать романов, примерно дюжину повестей, около сотни рассказов, огромное число очерков и критических статей, а также путевых и автобиографических заметок.
Начала карьеры писателя
Портрет Генри Джеймса можно увидеть в этой статье. Но вернемся к биографии автора. В 1861 году в жизни Джеймса происходит серьезное происшествие – он получает травму позвоночника во время тушения пожара. Увечье было не настолько серьезным, чтобы лишить юношу возможности ходить, но принять участие в Гражданской войне он не смог, хотя активно поддерживал северян.
Через год после этого он поступает в Гарвард. Но не оканчивает эту престижную школу, а решает заняться писательством. И уже в 1865 году был опубликован его первый рассказ в журнале Atlantic Monthly.
В 1869 Джеймс решает повторить детское путешествие по Европе, но на сей раз в одиночестве. Сначала он посетил Лондон, а затем и другие города. После года в заграничной поездке у него появилась новая тема – столкновение Нового и Старого Света, которое выражается в разочаровании американца европейским укладом.
Критики сразу же заметили молодого автора, отмечая его несомненный талант, но не одобряли сосредоточенности на внутреннем мире и переживаниях героя, а не на внешних событиях.
Во время путешествия у него возник замысел написания полноценного романа, который впоследствии получил название «Родерик Хадсон», однако не стал первым крупным произведением, так как на работу ушло очень много времени.
Биография писателя
Генри Филдинг родился в графстве Сомерсетшир в 1707 году. Его отец был дворянином с известным именем. Был военачальником, через 4 года после рождения сына вышел в отставку в звании генерала.
Генри Филдинг провел детство в имении своего дедушки по материнской линии в Ист-Стауре. Образование будущий писатель получил в Итоне, в одной из самых аристократических школ Великобритании. Еще там он завел дружбу с Уильямом Питтом, будущим премьер-министром.
Свою литературную карьеру Генри Филдинг начал в Лондоне, оказавшись там в результате романтической интрижки с молодой женщиной. Эта связь обернулась для него проблемами с законом, и он уехал в столицу.
В 21 год Филдинг уезжает в Нидерланды изучать классическое искусство и право. Он поступает в университет в Лейдене. Однако, проучившись всего два года, возвращается в Лондон. Здесь начинает заниматься драматургией.
Сам Филдинг жил небогато, однако постоянно получал помощь от известного мецената Ральфа Аллена, который поддерживал его творчество. Он это продолжал делать и после смерти писателя, в частности, оплатив образование его детей.
Литературный стиль
В то время как Дефо и Ричардсон пытались скрыть вымышленный характер своих произведений под прикрытием «мемуаров» и «литературных произведений», соответственно, Генри Филдинг занял позицию, которая представляла собой некое новое отклонение в прозаической беллетристике, что ни в коей мере не являет собой усилия, для того чтобы скрыть литературные приемы его романов. На самом деле, он был первым крупным писателем, который открыто признал, что его проза была чистой выдумкой. Кроме того, по сравнению с его главным соперником и современником, Ричардсоном, Филдинг представляет своему читателю гораздо более широкий спектр характеров, взятых из всех социальных классов.
Отсутствие у Филдинга психологического реализма (чувства и эмоции его героев, редко анализируются очень глубоко) можно, пожалуй, простить, ввиду его острой озабоченности выявлением универсального порядка вещей. Можно утверждать, что роман «Том Джонс» отражает основные неоклассические взгляды автора — характер есть нечто, чем индивидуум одарён при рождении, часть естественного порядка жизни или системы. Персонажи в романах Филдинга также, в значительной мере типичны, например: Сквайр Вестерн — это типичный грубый и неотёсанный сквайр-тори, одержимый лишь охотой на лис, выпивкой и приобретением новой собственности.
Так комический эпос Филдинга, содержит целый ряд прекрасных, но по существу неизменных (статичных) характеров, чьи мотивы и поведение в значительной степени предопределены
В их изображении мало эмоциональной глубины, и сложные реалии интерактивных человеческих отношений, которые являются столь же неотъемлемой частью современного романа, не представляют для Филдинга значительной важности. Возможно, характер, который мы узнаем лучше всего, является всезнающий рассказчик (то есть Филдинг), чьей компанией наслаждаются некоторые из его читателей.
Значение[править]
«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI—XVII веков, и в лице французского «комического романа» XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, — жизнь плебейских «низов» общества, — используется ими почти неизменно в плане гротеска. В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего «абсурдного и чудовищного».
Это стремление к максимальной бытовой достоверности было противоречиво по своим художественным результатам. Будучи, с одной стороны, шагом вперёд к более реалистическому изображению действительности, оно в то же время имело своим последствием неизбежное сужение реализма художников XVIII века. Достаточно сравнить творчество Филдинга с произведениями великих реалистов Возрождения — Шекспира, Рабле, — меньше всего заботившихся о бытовой достоверности своего творчества, смело обращавшихся к фантастике и бурлеску и создававших тем не менее широчайшие реалистические обобщения. Ко времени Филдинга эта эпоха «титанов», которые «были чем угодно, но только не буржуазно-ограниченными» (Энгельс), была целиком в прошлом. В Англии, успевшей уже пережить революционные битвы кромвелевского «великого мятежа» и бесславный компромисс «славной революции» , буржуазная ограниченность вступала уже в свои права, — даже там, где речь шла о наиболее передовом и правдивом искусстве того времени.
Правда, в своей апелляции к опыту как единственному источнику истинного искусства Филдинг бесконечно далёк от крохоборческого эмпиризма эпигонов буржуазной литературы. В эстетико-теоретических главах «Тома Джонса» Филдинг не раз обращается к художнику с требованием отказаться от плоско фотографического изображения жизни, настаивая на том, что его роман, в отличие от всевозможных эмпирических «жизнеописаний» и «апологий», представляет собою «историю», т. е. художественное обобщение событий. Однако именно в этой максимальной обобщенности его наблюдений над «человеческой природой», являющейся гарантией широты его реалистического кругозора, ярче всего проявляется в то же время его ограниченность, суживающая социальную базу реализма Филдинга. Именно в этом противоречии — внутренняя трагедия творчества Филдинга. Срывая маски со лжи и лицемерия, в каких бы кругах общественной жизни они ему ни встречались (леди Белластон, лорд Фелламар в «Том Джонсе», «благородный лорд» в «Эмилии», леди Буби в «Джозефе Эндрьюсе», Джонатан Уайльд и т. д.), Филдинг противопоставляет им — как идеальный образец — человеческую природу вообще.
«Религиозное ханжество и тупость английского „респектабельного“ среднего класса» (Энгельс) способствовали созданию в английской критике и в представлении широких читательских масс «легенды» о Филдинге, отожествляющей его с его героями (в частности с Бузсом из «Эмилии»), превращающей Филдинга в мотыльковоподобного, бездумного, легкомысленного художника, а его романы — в чисто «развлекательные» произведения. Попытки восстановить подлинный облик Филдинга и его творчества предпринимались некоторыми литературоведами Запада.
В Викицитатнике есть страница по темеГенри Филдинг
Биография[править]
Отец Филдинга — офицер, дослужившийся под конец жизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветви графского рода Дерби. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии. Но, повидимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он
учился около двух лет.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В Филдинг поступил студентом в Темпль и в получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой. В — он издавал журнал «Боец» („The Champion“) — подражание «Зрителю» Эддисона, в издавал антиторийский журнал «Истинный патриот» („The True Patriot“). В последние годы выходили его «Журнал якобита» („The Jacobite’s Journal“, —) и «Ковент-гардинский журнал» („The Covent-Garden Journal“, ).
В конце Филдинг получил назначение на пост мирового судьи в Вестминстере, который он сохранил за собою до конца жизни. Работа, связанная с этой должностью, поглощала все силы Филдинга и окончательно подорвала его здоровье. В по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умер вскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, , посмертно).
Список литературы
I.
Первое собрание сочинений Ф. в 4-х тт. вышло в посмертном издании под ред.
Arthur Murphy, 1762. Собрание романов было издано Вальтер Скоттом, 1821.
Критического издания собрания сочинений Ф. до наст. времени нет. Из имеющихся
собраний сочинений лучшими считаются: Works, edited with biographical essay by
Lesli Stephen, 10 vls, L., 1882—1883
Works, edited by George Saintsbury,
12 vls, L., 1893—1899 (так наз. «Temple Fielding»).
Библиография
русских переводов Филдинга, вышедших в XVIII в., находится в книге: Сиповский
В. В., Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории
и теории русского романа), часть I, XVIII в., СПБ, 1903 (по указателю). Под
именем Филдинга вышли переводы книг «Похождения Родрика Рандома», 2 ч., М.,
1788, и «Путешествие Гунрия Клинкера», 3 ч., СПБ, 1789, принадлежащих Смоллету.
Том Джонс, перевод А. Кронеберга, СПБ, 1849
то
же, под назв. «История Тома Джонса-найденыша», тт. 1—3, изд. А. С. Суворина,
СПБ, 1893
то
же, изд. «Молодая гвардия», М. — Л., 1931 (сокращенный перевод)
то
же, тт. I—II, изд. «Academia»,
М. — Л., 1935.
II. Thackeray W. M., Lectures on the
English Humorists of the Eighteenth century, L., 1853
Lindner F. H., Fieldings dramatische
Werke, Dresden, 1895
Dobson A., Fielding (English men of
letters), L., 1909. Поздн.
изд. 1925
Godden G. M., H. Fielding: a memoir,
including newly discovered letters a. records with illustrations from
contemporary prints, L., 1910 (фактич. 1909)
Cross W. L., The History of H.
Fielding, 3 vls, New Haven, 1918
Fröhlich A., Fieldings Humor in
seinen Romanen, Diss., Lpz., 1918
Digeon A., Les romans de Fielding,
P., 1923, англ. перевод, L., 1925
Его же, Le texte des romans de Fielding, P., 1923
Blanchard F. T., Fielding the
novelist, L.-Oxford, 1926 (дана обширн. литература)
Radtke B., H. Fielding als Kritiker,
Phil. Diss., Lpz., 1926
Baker E. A., The History of the
English novel, vol. IV, Intellectual realism from Richardson to Sterne, L., 1930
Banerji H. K., H. Fielding,
Playwright, Journalist a. Master of the art of fiction, his life a. works,
Oxford, 1929
Voorde F. P., van der, H. Filding
critic and satirist, Amsterdam Diss., Taara, 1931
Thornbury E. M., H. Fielding’s
theory of the comic prose epic (Univ. of Wiskonsin studies in language and
literature, N. 30), Madison, 1931
Gray E. W., The Fielding — Smollet
tradition in the English novel from 1750 to 1835, Сб. Harvard University. Summaries of theses
(1931), Cambridge, 1932
Bissell Jr., F. O., Fielding’s
Theory of the novel, Ithaca, N. Y., 1933
Jones B. M., H. Fielding, novelist
and magistrate, L., 1933. Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII
в., т. I. Английская литература (1660—1770), СПБ, 1863, стр. 397—404
Теккерей
В. М., Собрание сочинений, т. XI, СПБ, 1895, статья «Английские юмористы XVIII
в.»
Обломиевский
Д., Филдинг (в сб. «Ранний буржуазный реализм», Гослитиздат, Ленинград, 1936).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
Сатирические произведения
Помимо пьес Генри Филдинг писал и сатирические произведения, посвященные литературе, искусству и политике.
Регулярно публиковался в журналах, поддерживавших партию тори, под вымышленным именем “Капитан Геркулес уксус”. С конца 1730-х годов в сатирических статьях начинает выражать свои анти-якобитские и либеральные взгляды.
К написанию романов приходит, по большей части, случайно. В 1741 году он позавидовал успеху английского писателя Сэмюэла Ричардсона, который написал роман “Памела”. Генри Филдинг, биография которого тесно связана с литературой, садится за свое произведение.
Он создает анонимную пародию на роман Ричардсона, которую называет “Шамела”. Это сатирическое произведение принесло ему первый крупный успех.