Творчество
Анатоль Франс. Творческий процесс.
Раннее творчество
Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (фр.)русск., опубликованный в 1881 году — сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.
В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (фр.)русск. (1893) — сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (фр.)русск. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде — «Святой сатир» (Saint Satyr). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского. Роман «Таис» (фр.)русск. (1890) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.
В романе «Красная лилия» (фр.)русск. (1894), на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин).
Период социальных романов
Затем Франс начал серию своеобразных острополитических по содержанию романов под общим заглавием: «Современная история» («Histoire Contemporaine»). Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя.
В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц.
Сатирические романы
Франс в Петербурге (1913 год)
Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д’Арк» («Vie de Jeanne d’Arc», ), написанный под влиянием историка Эрнеста Ренана, был плохо принят публикой. Клерикалы возражали против демистификации Жанны, а историкам книга показалась недостаточно верной первоисточникам.
Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» (фр.)русск., опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В дальнейшем в своей непередаваемой сатирической манере Франс описывает возникновение частной собственности и государства, появление первой королевской династии, средние века и Возрождение. Большая часть книги посвящена современным Франсу событиям: попытке переворота Ж. Буланже, делу Дрейфуса, нравам кабинета Вальдека-Руссо. В конце дается мрачный прогноз будущего: власть финансовых монополий и атомный терроризм, разрушающий цивилизацию. После чего общество вновь возрождается и постепенно приходит к тому же концу, что намекает на тщету изменения пингвинской (человеческой) природы.
Следующее большое художественное произведение писателя, роман «Боги жаждут» (фр.)русск. (), посвящён французской революции.
Его роман «Восстание ангелов» (фр.)русск. () — это социальная сатира, написанная с элементами игровой мистики. На Небесах царит не всеблагой Бог, а злой и несовершенный Демиург, и Сатана вынужден поднять против него восстание, которое есть своего рода зеркальное отражение социального революционного движения на Земле.
После этой книги Франс всецело обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» («Le Petit Pierre», 1918) и «Жизнь в цвету» («La Vie en fleur», 1922).
Биография
Анато́ль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя — Франсуа́ Анато́ль Тибо́, François-Anatole Thibault; 16 апреля 1844 года, Париж, Франция — 12 октября 1924 года, Сен-Сир-сюр-Луар (рус.)фр., Франция) — французский писатель и литературный критик.
Член Французской академии (1896).Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870—1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г. Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен. Его имя было присвоено ряду улиц в разных городах и коммунах Франции, а также станциям метро в Париже и Ренне.
НАШИ ЛЮДИ
Малышев Андрей Валентинович
Литература
русский писатель
Рахимов Родион Галинурович
Литература
советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель
K’naan
Литература
сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант
Iванiв, Виктор
Литература
российский поэт и писатель, кандидат филологических наук
FM-2030
Литература
писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения
Яшин, Александр Яковлевич
Литература
русский советский прозаик и поэт
Яшен, Камиль
Литература
советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель
Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература
грузинский советский поэт и общественный деятель
Личная жизнь
У Франса была супруга Валери, но его личная жизнь складывалась совсем не безоблачно. После успеха его произведений “Парижская хроника” и “Преступление Сильвестра Боннара” герой нашей статьи оказывается вхож в высшее французское общество.
В 1883 году он знакомится с владелицей одного из самых влиятельных литературных салонов Леонтиной Арман де Кайаве. Это была властная и образованная аристократка, которая высоко ценила труды Франса.
На протяжении многих лет после этого ему приходилось жить между двумя женщинами, а его супруге постоянно выяснять отношения и сводить счеты со своей соперницей. Главным недостатком Валери было то, что она не понимала духовной составляющей жизни своего супруга, из-за этого обстановка дома постоянно накалялась. Со временем супруги вовсе перестали общаться, обмениваясь только записками.
В конце концов, он ушел из дома, причем сделал это демонстративно, выйдя на улицу в халате и с подносом в руках, на котором была чернильница и начатая статья. Он снял меблированную комнату на вымышленное имя, окончательно разорвав семейные отношения. До конца жизни общался только с любимой дочерью.
Семья и работа
Непросто складывалась личная жизнь писателя. В 1877 он и Мари-Валери де Совилл стали мужем и женой. Франс полностью переключился на литературное творчество. Он писал огромное количество статей на многие темы, занимался редактированием.
В 1881 году в семье появился ребенок, дочь Сюзанна. В год ее рождения сочинитель обрел неповторимый собственный стиль, написав произведение «Преступление Сильвестра Бонара, Члена Института» и нашел своего героя. В сатирическом сочинении суровая добродетель побеждалась легкомыслием и добротой.
Главный герой – академик, занимающийся поиском старинных рукописей. В его уютном мире все место занимают книги. Однако в него периодически врывается другая жизнь. Свои интереснейшие истории рассказывает господин Кокоз, а молодая незнакомка с малышом получает от академика полено, чтобы в тепле встретить Рождество.
Никогда знания не должны лежать мертвым грузом. Если они не могут приносить пользу, то бессмысленны. Книгу удостоили премии Французской Академии. В новеллах сборника «Перламутровый ларец» видна яркая фантазия автора. Любимым приемом Франса стало сопоставление христианского с языческим мировоззрением. Лучшим образцом является рассказ «Святой сатир».
В том же периоде появилась сказка Франса «Пчелка». В произведении для детей рассказана история названных брата и сестры. Убежавшие из дома дети оказались пленниками волшебных существ. Автор с блеском использовал свое психологическое чутье и эрудицию.
Признание
В 1883 Анатоль в журнале «Иллюстрированный мир» стал постоянным хроникером. Обозрения в «Парижской хронике» охватывали все стороны жизни в стране и публиковались раз в две недели. До 1896 было создано свыше 30 очерков и статей. Знаменитый роман «Таис» опубликовали в 1889. Франс продемонстрировал собственный стиль, сплав интеллектуальной прозы и изображения реальности.
Мировое признание литератор обрел после выхода романов «Восстание ангелов», «Красная лилия» и «Боги жаждут». В семье к тому времени начались разногласия. Отношения с супругой писатель поддерживал лишь ради дочери. Союз окончательно распался в 1892.
Избранницей литератора стала Леонтина Арман де Кайаве, владелица одного из самых лучших салонов столицы. Она приводила рукописи в порядок, делала переводы, искала в библиотеках необходимые материалы.
В 1889 начались разногласия с дочерью, завершившиеся разрывом общения между ними. В том периоде писатель выпустил цикл социальных романов, произведений с подзаголовком «Современная история». В своеобразной исторической хронике все события, и происходящие в реальности, и вымышленные, анализируются с точки зрения философии. Автор выступает в позиции беспристрастного современного историка, cо скептической иронией оценивающего все вокруг.
Серию составили книги «Ивовый манекен», «Под городскими вязами», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже». Сюжетные линии в каждом сочинении развиваются вне зависимости от других. Интриги практически нет, зато очень много действующих лиц.
Произведение, однако же, составляет единое целое, несмотря на мозаичную структуру: один главный герой, не меняется отношение автора к описываемым событиям.
Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Подведение итогов
В 1910 из жизни ушла верная помощница литератора Леонтина де Кайаве. Справиться с душевной травмой ему помогла Оттилия Космутце, писательница, творившая под псевдонимом Шандор Кемери. Она стала секретарем Франса, который продолжил творить.
В социально-сатирическом сочинении «Восстание ангелов», опубликованном в 1914, есть элементы игровой мистики. А роман «Боги жаждут» посвящен событиям буржуазной революции, времени диктатуры якобинцев.
С 1918 литератор растил оставшегося без родителей единственного внука Люсьена. В последние годы жизни литератор обратился к автобиографическому жанру. Им созданы книги о детской поре и времени юношества «Жизнь в цвету» и «Маленький Пьер».
Из жизни писатель ушел в 1924 году, 12 октября.
По мотивам произведений писателя «Таис» и «Жонглер Богоматери» композитором Жоржем Массне написаны оперы. Экранизированы произведения «Таис» и «L’Affaire Crainquebille».