Дюрер, Альбрехт

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Краткая биография

Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Альбрехт учился сначала у своего отца, а потом у Михаэля Вольгемута, живописца и гравера из Нюрнберга. 1490-1494 – “годы странствий”, обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Известно, что Дюрер хотел совершенствоваться в гравюре на металле у М. Шогауэра в Кольмаре, однако не застал его в живых. Тогда Альбрехт принялся изучать работы этого мастера, общаясь с его сыновьями, которые тоже были художниками.

В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Через некоторое время Альбрехт решил совершить новое путешествие, на сей раз выбрав Северную Италию. Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году. Видимо, в это же время Дюрер начал работать на него, вплоть до смерти Максимилиана, произошедшей в 1519 г. Известно, что Альбрехт посетил также Нидерланды. В период с 1520 по 1521 год он побывал в таких городах, как Брюссель, Антверпен, Гент, Брюгге, Малин и других.

Биография Альбрехта Дюрера

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учеба

С самого раннего детства отец приобщал Альбрехта к своему ремеслу, надеясь, что тот станет продолжателем его дела. Однако все свое свободное время мальчик старался проводить в художественной мастерской соседа. Очень скоро проявились его способности к рисованию, и отцу пришлось смириться с выбором наследника. 

Владелец мастерской, куда в 1486 г. юноша поступил в ученики, Михаэль Вольгемут, научил его основам живописи, рисунка, композиции и ксилографии.

В 1492 г., увлекшись искусством гравюры, молодой человек отправляется в Кольмар, где надеется стать учеником знаменитого мастера Мартина Шонгауэра, однако не застает его в живых. По приглашению брата покойного он уезжает в Базель, один из крупных центров книгопечатания, где проживает около 2 лет. 

Здесь Альбрехт Дюрер знакомится с автором знаменитого «Корабля дураков». Профессор Себастьян Брант поручает молодому художнику создать иллюстрации для своего шедевра. Эта работа принесла ему признание коллег и укрепила веру в свой талант. 

Обучение было прервано письмом отца, приказавшего сыну возвращаться. Родители нашли молодому человеку невесту, и вскоре ему предстояло жениться.

О первом путешествии в Италию

Осенью 1494 г. в Нюрнберг пришла чума. Оставив молодую жену, которая отказалась покидать родной дом, художник отправился в Италию. В Венеции он познакомился с работами местных представителей Ренессанса: 

  • братьев Беллини;
  • Джорджоне;
  • де Барбера и др.

Альбрехт Дюрер освоил главные приемы этих мастеров и узнал, что гармония произведения зависит от использованных в нем пропорций.

Возвращение

Весной 1495 г. Дюрер возвратился на родину и открыл здесь свою мастерскую. Молодой художник работал в нескольких техниках и жанрах: 

  • живопись;
  • ксилография;
  • гравюра на меди. 

В первые же годы самостоятельного труда он получил безоговорочное признание.

Теоретические работы Дюрера

А. Дюрер. «Портрет неизвестного» на 50 марках, 1948

С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Возможно, именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.

Ещё в 1500 году венецианский художник Якопо Барбари, работавший в то время в Нюрнберге, по словам Дюрера, показал ему фигуры, нарисованные при помощи измерений, однако не пожелал объяснить способа их создания. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Серия многочисленных рисунков показывает его опыты в построении человеческой фигуры, занимался он также изучением пропорций лошади. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Один из результатов исследований художником строения тела человека — известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию — полный рост человека равен восьми головам.

Известен план более краткого варианта книги, в котором Дюрер собирался рассмотреть пропорции человеческого тела, животного (лошади) и ряд вопросов, имевших прямое отношение к работе художника. В 1512—1513 годах и этот план был им пересмотрен: Дюрер решил начать с описания пропорций человека, а позднее перейти к «другим вещам». Свой труд он завершил лишь в последние годы жизни, а в свет «Четыре книги о пропорциях» вышли уже после смерти художника. .

Вслед за Альберти для измерения человеческой фигуры Дюрер во второй книге использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). В третьей книге трактата он описывает способы построения реальной фигуры человека с применением искажений пропорций.

Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошла в трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (Vnderweysung der messung mit dem zirckel vnd richtscheyt, издан в 1525, второе издание с поправками и дополнениями Дюрера вышло в 1538).

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В то же время он отмечал, что главное в обороне — стойкость защитников.

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Живопись Дюрера

Этот художник прославился своим многогранным творчеством, огромным спектром интересов и идей. Основными направлениями его творчества стали рисунок, гравюра и живопись. В общей сложности Дюрер оставил после себя 900 картин: неудивительно, что по объему таких работ Альбрехта часто сравнивают с величайшим Леонардо да Винчи. Этот художник работал карандашом, углем, акварелью, тростниковым пером и серебряным штифтом, но во главу угла он всегда ставил особую концепцию создания своих композиций. Важную роль в его творчестве играла религиозная тематика, что характерно для эпохи Средневековья.

Отличительной чертой этого художника является его нестандартное мышление и склонность к экспериментам, что и позволило мастеру развиваться, создавая столь популярные и уникальные картины. Первым крупным заказом стала роспись особняка Зебальда Шрейера. Эта работа удостоилась исключительных похвал, поэтому неудивительно, что в скором времени курфюрст Саксонский заказал у Дюрера свой портрет. Альбрехт при написании картин следовал европейским традициям: он изображал своих моделей в три четверти на фоне пейзажа, при этом, в отличие от других художников, прорабатывал задний фон с мельчайшими деталями.

Самыми известными работами этого художника являются:

  • Четыре ведьмы.
  • Адам и Ева.
  • Поклонение волхвов.
  • Меланхолия.

Особое место в творчестве этого художника занимали гравюры. В своей мастерской на родине в Нюрнберге Дюрер осваивал новую технику выполнения изображений, что позволило ему добиться невероятной реалистичности. Работы этого художника прекрасно продавались, живописец работал с крупными изданиями, писал на заказ портреты и картины. Так, например, в 1497 году для издания «Апокалипсиса» Дюрер с использованием ксилографии изготовил несколько иллюстраций. Именно эта работа и принесла художнику общеевропейскую известность.

В начале XVI века Дюрер перебирается на Апеннины, и именно итальянская школа оказала существенное влияние на этого живописца. Он освоил технику написания человека в движении и со сложных ракурсов, избавившись от присущей для его раннего творчества готической угловатости. Альбрехт в Венеции получил множество заказов на роспись соборов и монастырей.

Творчество

В 1496 г. Альбрехт Дюрер выполняет первое крупное произведение на заказ – композицию «Дрезденский алтарь».

Раннее творчество

Портреты, написанные художником, положили начало эволюции этого жанра в немецкой живописи. Из него ушли чисто религиозные мотивы, увеличилось число обращений к светской тематике. Вершиной портретной живописи этого периода стал автопортрет, созданный в 1500 г.


Автопортрет

В нем Альбрехт Дюрер реализовал собственное понимание совершенства и идеальных пропорций. Ракурс, в котором мастер изобразил себя, был совершенно необычен – в ту эпоху в анфас рисовали исключительно королей и святых. Этим утверждалась мысль, заложенная в Писании: человек сотворен по подобию и образу Бога.

«Адам и Ева» – гравюра, выполненная на меди, впоследствии диптих. Результат поиска художником идеальных пропорций тела человека, его изучения обнаженной натуры.

Серия гравюр, иллюстрирующих «Апокалипсис», стала новым направлением в искусстве тех лет. Путем использования монохромных приемов художник добился необыкновенной экспрессии.


Апокалипсис

Кроме того, впервые в истории на обороте каждого из отпечатков был помещен сделанный мастером перевод на немецкий соответствующего фрагмента «Апокалипсиса».

Гравюры были переплетены в одну книгу и быстро были раскуплены. Мартином Лютером вместе с другими филологами объявил Альбрехта Дюрера одним из основоположников литературного немецкого языка.

О втором путешествии в Италию

Осенью 1505 г. художник вновь уехал в Италию на средства, полученные от одного из нюрнбергских патрициев-гуманистов. Здесь он узнал, что его гравюры настолько популярны, что их даже пытаются подделывать. Работы, выполненные Дюрером в этот период:

  • роспись собора Св. Варфоломея (Венеция);
  • композиция «Мадонна с четками», выполненная для церковного алтаря;
  • ряд картин и портретов на религиозные сюжеты.

Синьория города предложила художнику остаться в Венеции навсегда, однако Альбрехт Дюрер отклонил предложение. В 1506 г. он проживал в Болонье, где пытался обучаться математике у Луки Пачолли. В 35 лет художник начал самостоятельно изучать геометрию по книгам Евклида. В Риме он посещал Рафаэля, в Милане встречался с Леонардо да Винчи.

По возвращении

В 1507 г. Альбрехт Дюрер возвратился домой. Мастера опередила слава об успехе, которого он добился в столице мирового искусства. В Нюрнберге художник выполняет несколько заказов, ставших шедеврами:

  • серию гравюр «Страсти Христовы»;
  • «Поклонение Святой Троице»;
  • «Образ всех святых»;
  • «Жизнь Марии»;
  • «Мадонна с лилией»;
  • «Мученичество десяти тысяч христиан».


Мученичество десяти тысяч христиан

О технологии гравюры

Основное внимание Альбрехт Дюрер уделял этому искусству. Он был одним из немногих мастеров, в равной степени владеющих приемами как ксилографии, так и гравюры на металлической пластине

Одним из первых художник начал использовать офорт. Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику.

Перед тем как наносить рисунок, он покрывал металлическую пластину не воском, а лаком. Высыхая, последний делает поверхность твердой и гладкой. Спустя 400 лет эта технология легла в основу изготовления плат для приборов радиоэлектроники.

Наиболее известные гравюры

Каждая из созданных мастером гравюр для его современников была исполнена глубокого и близкого им смысла и прочитывалась как книга. Наибольшую известность получили произведения Альбрехта Дюрера, выполненные настолько искусно, что были удостоены наименования «Мастерская гравюры».

К этой когорте относят:

  • «Меланхолию І»;
  • «Святого Иеронима в келье»;
  • произведение «Рыцарь, Смерть и Дьявол».


Рыцарь, Смерть и Дьявол

Другие работы этого периода:

Гравюрные изображения 3 карт звездного неба, выполненные в сотрудничестве с немецкими учеными. В книге гравюры были напечатаны впервые.

  • Карта восточного полушария, выполненная в виде гравюрного изображения.
  • «Триумфальная арка». Масштабная гравюра, выполненная по заказу Максимилиана I. Произведение посвящено прославлению фамилии императора. Размер работы достигает 3,5 м.
  • «Четыре темперамента». Последнее произведение, подаренное гениальным художником родному городу. Благодаря совершенному исполнению и глубокому замыслу диптих считают одним из высочайших достижений автора.


Гравюрные изображения 3 карт звездного неба

Без вознаграждения труд живописца не остался. Императором Максимилианом был издан специальный мандат, по которому Альбрехт Дюрер получил право на ежегодную достойную выплату из казны города.

8. Мадонна с младенцем перед аркой

Эта картина маслом была найдена после Второй мировой войны в женском монастыре капуцинов в итальянском городе Баньякавалло. В 1961 году итальянский искусствовед Роберто Лонги признал картину работой Дюрера.

Ребенок на руках у Мадонны скопирован с младенца Иисуса с одной из картин итальянского художника Лоренцо ди Креди (возможно, Дюрер встречался с ним в Венеции). А лицо Мадонны напоминает черты персонажей на полотнах Джованни Беллини, который написал несколько Мадонн с младенцами.

У растения, которое держит в руках ребенок, есть только два листа и две ягоды клубники. Отсутствующий лист на растении указывает на последнего участника Пресвятой Троицы.

Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер –  крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша. Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». Причем надпись он сделал в зеркальном отражении. 

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения. По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD». 

Инициалы Альбрехта Дюрера

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель –  один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке. По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем. Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников. Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус. 

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи. 

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

Поклонение волхвов, 1504 г. 

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию. 

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы  продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением. 

Автопортрет, 1521 г. 

Научные исследования

Альбрехта Дюрера недаром называют «Северным Леонардо да Винчи». Он не только проявлял себя как человека искусства, но и занимался научной деятельностью. Художник увлекался архитектурой, геометрией и астрономией. Изучал труды умов древности, таких как Евклид и Архимед. В 1515 г. он создал гравюру с изображением географической карты и звездного неба.

Альбрехт совмещал науку и творчество. Он стал одним из первых теоретиков искусства на севере Европы. В 1507 г. принялся за написание первых работ по теории живописи. Ими являются «Четыре книги о пропорциях» и «Руководство по измерению циркулем и линейкой». Есть трактат, позиционирующийся как руководство для начинающих художников, однако, к сожалению, эту работу гравер не смог завершить.

Дюрер не забывал также про архитектуру. Им было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». В те времена активное развитие получило огнестрельное оружие, художник посчитал необходимым внесение некоторых изменений в градостроительстве.

Портреты 1520-х годов

Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. Основные произведения следующие: в 1526 году – портрет Филиппа Меланхтона, в 1524 – Виллибальда Пиркхейма, в 1526 – Эразма Роттердамского. В живописи в 1521 году появляется “Портрет молодого человека”, в 1524 – “Мужской портрет”, в 1526 – “Иероним Хольцшуэр” и другие работы. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Композиционный центр данных работ – лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. В едва заметной мимике, во взгляде широко раскрытых глаз, в очертаниях слегка изогнутых в улыбке или полуоткрытых губ, в энергичном рисунке скул и движении нахмуренных бровей можно рассмотреть следы напряженной духовной жизни. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе “Четыре апостола” (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Представлены огромные фигуры евангелиста Марка, апостолов Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента.

Интересные факты

О знаменитых великих людях всегда приятно узнать что-то интересное, любопытное. Ниже представлена подборка занимательных фактов из биографии Альбрехта Дюрера:

  1. У Альбрехта было 17 братьев и сестер, но большинство из них не дожили до 1524 г. Скорее всего, это связано с тем, что мать родила их в довольно раннем возрасте, а также очень часто болела. До зрелых лет дожили только трое: Эндрес, Ханс и сам Альбрехт.
  2. Альбрехт стал первопроходцем в написании автобиографии среди соотечественников.
  3. Род Дюреров не продолжился – ни у Альбрехта, ни у его выживших братьев не было детей.
  4. Альбрехт был довольно богобоязненным человеком, поэтому воспринимал идеи Мартина Лютера с искренним сочувствием.
  5. Фамилия «Дюрер» означает «дверь». Это связано с тем, что отец, будучи иммигрантом из Венгрии, перевел свою фамилию на немецкий язык.
  6. Многие исследователи считают, что картина «Заяц» является автопортретом Альбрехта. Они предполагают, что художник решил изобразить себя в облике зайца, ссылаясь на то, что изначально на картине была надпись: «Автопортрет в меховом кафтане».
  7. Альбрехт Дюрер стал первым немецким художником, которому воздвигли памятник. Сейчас он стоит в Германии на площади, названной в честь гравера.
  8. Одна из самых знаменитых картин мастера – это «Руки молящегося». Эта работа была эскизом для очередного алтарного полотна. Но эта картина была уничтожена в пожаре в 1729 г. Все, что осталось – этот эскиз.
  9. Гравюра «Носорог» была создана при любопытных обстоятельствах: сам Альбрехт никогда в жизни не видел настоящего носорога, потому решил создать своего собственного. Он расспрашивал о том, как выглядит животное, у разных людей. Возможно, это даже сыграло на руку художнику, ведь изображение получилось невероятно красивым и немного сказочным.
  10. Альбрехт был похоронен на семейном кладбище, принадлежащем супруге Агнесс Фрей. 

Альбрехт Дюрер был невероятно талантливым человеком. Возможно, многие из тайн биографии так и останутся неразгаданными. Единственное, что можно сказать о нем, как о личности – он был до ужаса скрупулезным, даже дотошным, и самовлюбленным. Об этом можно узнать, прочитав личные записи из дневника. Он также не относился всерьез к жене, хоть и прожил с ней до самой смерти. 

А как вы оцениваете творческие и личные качества Дюрера. Расскажите о том, какая из его работ нравится вам больше всего. Делитесь познавательной статьей в соцсетях и сохраняйте ее в закладках.

Видео рассказ Оксаны Санжаровой о творчестве Альбрехта Дюрера:

О других величайших художниках можно почитать в одной из наших статей:

  • Поль Гоген — интересные факты из жизни;
  • Импрессионист Винсент Ван Гог.
  • https://timenote.info/ru/Albreht-Djurer
  • https://artprojekt.ru/gallery/durer/Dur22.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82
  • https://fantlab.ru/art4817

Библиография

  • Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 96 с. — (Из собрания Британского музея). — 3000 экз. — ISBN 978-5-366-00421-3.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. — Т. 1. — С. 297—314. — 544 с. — ISBN 5-7654-1889-9.
  • Бергер Я. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88896-097-4.
  • Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с. — 2000 экз. — ISBN 978-593428-054-4.
  • Брион М. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
  • Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство : журнал. — 1937. — № 1.
  • Зарницкий С. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 1984. — (Жизнь замечательных людей).
  • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — М.: Книга, 1986. — 50 000 экз.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1984. — (Жизнь в искусстве).
  • Либман М. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972.
  • Королёва А. Дюрер. — М.: Олма Пресс, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 5-373-00880-X.
  • Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
  • Розенфельд; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1987. — 240, с. — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экз. (в пер.)
  • Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. — М., 1929.
  • Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1.
  • Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 160 с. — 12 000 экз.
  • Нессельштраус Ц. Дюрер. — М.: Искусство, 1961.
  • Норберт В. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0107-2.
  • Сидоров А. Дюрер. — Изогиз, 1937.
  • Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. — Пермь, 2004.

Альбрехт Дюрер: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Альбрехт Дюрер: жизнь и творчество художника
2.8 (56.67%) 6 голос(ов)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий