Делакруа, Фердинанд Виктор Эжен

Личная жизнь

По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.

Жюльетта де Лавалетт

Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.

Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.

Мари-Элизабет Блаво-Буланже

Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.

Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.

Портрет Эжена Делакруа

Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория – в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.

Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.

Первые картины

Дебютной работой Эжена Делакруа стала картина «Ладья Данте». Она была написана в 1822 году и выставлена в Салоне. Критики восприняли ее в штыки. «обноски Рубенса», «нарисовано пьяной метлой» – такие характеристики давали его первой работе. Однако были и восторженные отзывы. Кроме этого, он получил за нее две тысячи франков, что по тем временам были неплохие деньги. 

Второй картиной Делакруа стала «Резня на Хиосе», где он показал ужасы войны греков за независимость. Она была представлена спустя два года после дебютной работы. Картина снова раззадорила критиков, которые посчитали ее слишком натуралистичной. После этого имя Делакруа стало известно широким массам. 

Позже он выставляет в Салоне «Смерть Сарданапала». Картина снова взбесила критиков, которые посчитали, что Делакруа специально их злит. Глядя на картину, хорошо чувствуется, что художник словно наслаждается жестокостью, тщательно прорисовывая детали. 

У каждого художника свой стиль написания картин. Для полотен Делакруа характерны:

  • выразительные мазки;
  • оптический эффект цветов;
  • акцент на динамике и цвете;
  • натуралистичность.

Раннее общественное признание

Многие из ранних картин Делакруа имели религиозные предметы. Однако первую работу он выставил на престижном парижском салоне «Данте и Вирджил в аду». (1822), черпал вдохновение из литературы.

Для других работ 1820-х годов Делакруа обратился к недавним историческим событиям. Его интерес к греческой войне за независимость и его беспокойство по поводу зверств этой войны привели к «Резне в Хиосе» (1824) и Греция на руинах Миссолонги (1826).

Даже на этой ранней стадии своей карьеры Делакруа посчастливилось найти покупателей на его работу. Он был провозглашен центральной фигурой в эпоху романтического французского искусства вместе с Теодором Жерико и Антуаном-Жаном Гро. Как и эти другие художники, он изображал предметы, чреватые крайними эмоциями, драматическими конфликтами и насилием. Часто вдохновленный историей, литературой и музыкой, он работал с яркими цветами и свободной кистью.

Ранние годы и образование

Фердинанд-Эжен-Виктор Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантон-Сен-Морис, Франция. , Его отец, Чарльз, был министром иностранных дел и служил правительственным префектом в Марселе и Бордо. Его мать, Виктуар Оебен, была культурной женщиной, которая поощряла любовь молодого Делакруа к литературе и искусству.

Отец Делакруа умер, когда ему было 7 лет, а его мать скончалась, когда ему было 16 лет. Он учился в лицее Луи-ле-Гран в Париже, но бросил школу, чтобы начать свое художественное образование. , При поддержке полезного и хорошо связанного дяди он присоединился к мастерской художника Пьера-Нарцисса Герена. В 1816 году он поступил в Школу изящных искусств. Делакруа также много раз посещал Лувр, где восхищался картинами таких старых мастеров, как Тициан и Рубенс.

Литература

  • По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т. Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. −320 с.: ил.
  • Использованы материалы: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
  • Бенцони. Ж. Э. Делакруа. По материалам из книги «Волки Лозарга», 2010.
  • Булгаков, Ф. И. Эжен Делакруа // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 27—28.
  • Гастев А. А. Делакруа. — М. : Молодая гвардия, 1966. — 224 с. — (ЖЗЛ; Вып. 427). — 115 000 экз.
  • Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.
  • Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
  • Прокофьев, В. Н. Делакруа — теоретик, критик, историк искусства // Эжен Делакруа. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. — М., 1960.
  • Ситник, К. А. Э. Делакруа. — М. ; Л., 1947.

Детство и юношество

Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Главное творение

Французская революция 1830 года была воспринята молодым поколением художников и прочих деятелей искусств как некое обновление и шаг из пропасти традиций, в которой на тот момент увязло не только творчество, но и вся страна. Эжена Делакруа это политическое событие вдохновило на написание теперь уже легендарного полотна «Свобода, ведущая народ», она же «Свобода на баррикадах». Пожалуй, картину можно смело назвать самой известной работой художника. На ее написание ушло около трех месяцев. Но впервые ее выставили только спустя год после революционных событий.   

На картине Делакруа абстрактно изобразил понятие «свобода». Для этого он использовал аллегорию. Мечту о свободе он воплотил в образе полуобнаженной женщины. Она выступала в роли своеобразного символа Французской революции. В ее внешнем виде отчетливо просматриваются черты античности, а пропорции лица соответствуют всем канонам греческой скульптуры. Развевающаяся на ветру одежда придает полотну характерную для романтизма динамику. Отважная женщина с флагом республиканской Франции в одной руке, с ружьем – в другой, ведет за собой народ. У героини картины обнажен бюст. Тем самым Эжен хотел показать, что французский народ защищал свою свободу с голой грудью, и в этом заключалась их отвага. Рядом с женщиной изображены буржуа, рабочий и юноша. Так художник показал единство народа во время революции.

Французы с восторгом принял картину. Государство сразу же ее выкупило у Делакруа. Однако следующие четверть века полотно было скрыто от людских глаз. Правительство боялось, что картина подвигнет народ на новую революцию. 

Делакруа и живопись

Первой картиной Делакруа стала «Ладья » (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвёл «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришёл к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определённой сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.

Смерть Сарданапала

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»).Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.

Фрески Делакруа на западной стене

К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения. Картина «Арабы, играющие в шахматы» написана спустя 15 лет после поездки и отражает отдельные стилистические элементы персидской и индийской миниатюры.

По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).

Основные произведения романтизма

Делакруа продолжал удивлять критиков и его клиентов такими работами, как & quot; Смерть Сарданапала & # x201D; (1827), декадентская сцена побежденного ассирийского царя, готовящегося к самоубийству. Одной из его самых известных картин была «Свобода, ведущая людей», & # x201D; ответ на июльскую революцию 1830 года, в которой женщина с французским флагом возглавляет отряд борцов из всех социальных слоев. Он был куплен французским правительством в 1831 году.

После поездки в Марокко в 1832 году Делакруа вернулся в Париж с новыми идеями для своего искусства. Картины, такие как «Алжирские женщины в своих квартирах» & # x201D; (1834) и Mor марокканский вождь, получающий дань (1837) определил его романтический интерес к экзотическим предметам и далеким землям.Он также продолжал рисовать сцены, заимствованные у его любимых авторов, в том числе лорда Байрона и Шекспира, и ему было поручено нарисовать несколько комнат во Дворце Бурбонов и Версальском дворце.

Эжен Делакруа

Смерть

Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.

1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.

Могила Эжена Делакруа

Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,

13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий