Майоль, Аристид Жозеф Бонавентюр

Значение слова “Майоль Аристид Жозеф Бонавентюр”

Майоль (Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр (8. 12. 1861, Баньюльс-сюр-Мер, Восточные Пиренеи, — 27. 9. 1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882—1886). Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок к группе «наби»; в начале 1890-х годов выполнял эскизы для гобеленов и сам старался возродить их ручное производство. Со 2-й половины 1890-х годов самостоятельно обратился к скульптуре, создавая вначале небольшие станковые произведения, отмеченные архаизацией и упрощённым декоративизмом в духе стиля «модерн». В зрелый период творчества (с начала 1900-х годов), опираясь на древнегреческое наследие, и вместе с тем ,сохраняя современную жизненную конкретность образов, М. стремился к обобщенности и архитектонической ясности объёмно-пластических масс, добивался величавой гармонии мощных, иногда грузных форм и плавности линий силуэта («Ночь», 1902—1909; «Желание», 1905—1908; «Венера с ожерельем», 1930). Изображая главным образом обнажённую женскую фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, М. в то же время передавал или ощущение созерцательного покоя (вызывающее мысль о глубинной связи эпох «Средиземноморье», 1902—1905), или динамическое начало (символизирующая героический характер нации фигура «Иль-де-Франс», 1920—1925). Подолгу работая над каждым произведением, М. стремился связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение с окружающей средой (памятники павшим в 1-ю мировую войну, монументы в честь выдающихся людей конца 19 века). Могучая женская фигура «Скованное действие» (бронза, 1906, Национальный музей современного искусства, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе; нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912—1925), олицетворяет цель исканий П. Сезанна. В произведениях, имеющих декоративный характер («Помона», «Река», 1939 — 43), важную роль играет чувственное начало, выявление единства человека и природы. М. известен как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные рисунки); занимался также гравюрой и литографией. Его гуманистическое и реалистичное по своей сути искусство оказало большое влияние на многих крупных скульпторов 20 века.

  Лит.: Терновец Б., Майоль, М., 1935; Чегодаев А., Аристид Майоль, «Искусство», 1962, № 1; Claudel J., A. Maillol, sa vie, son oeuvre, ses idées, P., 1937; Rewald J., The wood-cuts of A. Maillol, N. Y., 1943; George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964.

  К. Г. Богемская.

А. Майоль (рисунок М. Дени).

«Средиземноморье». Бронза. 1902—05. Частное собрание. США.

«Ночь». Бронза. 1902—09. Частное собрание. Париж.

Памятник П. Сезанну. Камень. 1912—25. Сад Тюильри. Париж.

«Река». Свинец. 1939—43. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

«Желание». Свинец. 1905—08. Национальный музей национального искусства. Париж.

«Флора». Бронза. 1911. Частное собрание. Париж.

«Венера с ожерельем». Бронза. 1930. Сад Тюильри. Париж.

«Иль-де-Франс». Бронза. 1920—25. Музей Пти-Пале. Париж.

Большая Советская Энциклопедия М.: “Советская энциклопедия”, 1969-1978

История жизни Аристида Майоль

В начале 1910-х годов Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями, законченными из-за войны только в двадцатые годы «Памятник Сезанну», «Иль-де-Франс» и «Венера с ожерельем». 

«Безусловно, одно из высших достижений всего майолевского творчества – «Иль-де-Франс», – пишет Н. Апчинская. – Еще в 1910-х годах скульптор выполнил с натуры торс «девушки, выходящей из воды», который лег в основу композиции статуи. Этот изогнутый, как лук, торс, плавная поступь, суровое лицо статуи – все это создает впечатление неудержимого, но при этом внутренне уравновешенного порыва. Как всегда, отправляясь от сюжетного немотивированного движения человеческого тела, Майоль сумел наполнить свое произведение такой глубиной и одухотворенной энергией, что оно действительно явилось символом французского национального духа – и человеческого духа вообще. 

Именно к «Иль-де-Франс», пожалуй, больше всего подходят слова М. Алпатова о героизме майолевских статуй, который «не противоречит естественным функциям человека» и «рождается в них самих, как их высшее проявление». В этой статуе достигает кульминации тема «устремленности», разработанная еще в статуэтках 1900-х годов, а по своей энергии данное произведение сопоставимо с «Памятником Бланки». Но если в последнем выражено сопротивление внешнему давлению, то «Иль-де-Франс» – само воплощение свободы и победы, подлинная «Ника» XX века». 

«Воздух», бронза, 1938. Музей Крёллер-Мюллер

На всем протяжении двадцатых годов скульптор работал над «Венерой с ожерельем». Это самая лиричная и женственная из его богинь. Статуя впечатляет непринужденной грацией жеста, лишенного манерности и продиктованного внутренним чувством. 

В то же время Майоль работает над памятниками жертвам Первой мировой войны. Наиболее удачный – «Памятник павшим» в Баньульсе, решенный в виде каменной стелы с двумя выступами. Простыми средствами Майоль передал здесь чувство глубокой скорби и стоящее за ней ощущение вечности. 

В тридцатые годы мастер создает ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные «первоначала» природы землю, воду, воздух. Подобный замысел нашел воплощение в статуе «Гора» (1933-1937). « В других статуях, – говорил скульптор Фреру – я искал архитектуру статики, здесь я ищу архитектуру движения». «Гора» полна мощного порыва, явственно ощущается огромная сила. 

Три нимфы

В тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве круглой групповой композицией, позже названной «Три грации» (1930 – 1937). Сам Майоль называл ее «Нимфы прерий». Она состоит из трех обнаженных женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов. 

Последняя монументальная статуя Майоля – «Гармония» (1940 – 1944), создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньульса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить «вечно человеческое» и «волновать сердца людей». 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий