Френкель Ян Абрамович

Автор – о себе:

Наталья Кучевская – магистрант Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Автор ряда научных публикаций, а также статей для широкого круга читателей. Музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Korale», продюсер концертного объединения профессиональных музыкантов «Август», член Петербургского Союза музыкальных деятелей.

Тема магистерской диссертации – творчество Яна Френкеля в контексте отечественной музыкальной культуры 1960-1980-х годов. Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Скафтымова Л.А. В 2019 году получена рекомендация к написанию кандидатской диссертации.

Музыкой Яна Абрамовича Френкеля заинтересовалась еще в детстве. Со временем открывала для себя разные грани творчества Яна Френкеля как композитора, аранжировщика, исполнителя. В 2015 году творчество Яна Френкеля стало предметом научного изучения.

Организовала три концерта, посвященных творчеству Яна Френкеля с участием профессиональных певцов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Провела ряд интервью с современниками Яна Френкеля – его родственниками, коллегами, друзьями: внуком композитора – Яном Френкелем-младшим, внучатым племянником Яна Френкеля – Семеном Харитоном, Иосифом Кобзоном, Левоном Оганезовым, музыковедом Юрием Коревым, композиторами Александром Колкером и Александром Нагаевым, референтом председателя Союза композиторов России Татьяной Назаровой, дочерью поэтов Константина Ваншенкина и Инны Гофф Галиной Ваншенкиной, дочерью фронтового товарища Яна Френкеля – Иосифа Мирмовича – Татьяной Ивановой (Мирмович), заведующей нотной библиотекой Московского дома композиторов Мариной Савельевой и другими персонами, дочерью композитора Игоря Шамо – Тамарой Шамо.

Выражаю огромнейшую благодарность всем, кто оказал и оказывает мне помощь в работе!

Целями своей деятельности я вижу систематизацию творческого наследия композитора, всесторонний анализ его музыки и привлечение внимания музыкантов-исполнителей и широкого круга слушателей к инструментальной и вокальной музыке Яна Френкеля.

В перспективе хотелось бы выпустить книгу о Яне Френкеле.

Эта статья написана по материалам интервью Яна Френкеля, его публицистических работ, архивных данных, полученных мной в РГАЛИ (Москва), публикаций музыковедов Ларисы Закошанской и Нины Завадской, ряда опубликованных воспоминаний современников композитора, интервью, взятых мной у родственников и коллег композитора, а также единственной на сегодняшний день книги о творчестве Яна Френкеля, принадлежащей перу Татьяны Журбинской и других данных из библиотечных фондов Санкт-Петербурга и Москвы.

Сердечно благодарю Семена Харитона и его семью за предоставленные фотографии из семейного архива и сведения о семье Френкелей, а также за моральную поддержку и ценные советы!

Тонкий колосок

Вместе с ансамблем Ян Абрамович дошел до Берлина, где играл на аккордеоне в победном концерте на ступенях поверженного Рейхстага. После победы Ян Френкель обосновался в Москве. Ему удалось поселиться в небольшой комнатушке, где он ютился с женой и дочерью. Здесь же размещался рояль, который занимал половину полезной площади. В послевоенные годы всем жилось несладко. Чтобы как-то поправить свое материальное положение, композитор по вечерам играл в ресторанах, преподавал в музыкальной школе, и одновременно с этим, сочинял музыку.

Со временем Френкель наладил творческие контакты с известными советскими поэтами. На радио начали исполнять песни на стихи Константина Ваншенкина, Роберта Рождественского, Михаила Танича, Инны Гофф. Настоящими шлягерами стали «Ну что тебе сказать про Сахалин», «Вальс расставания», «Калина красная». Этот список можно продолжать и продолжать. Особое место в творчестве Яна Френкеля занимает песня «Русское поле», на слова Инны Гофф. Все мы русские, все кто живет в суровом климате и сохраняет человеческий облик. 

Парикмахер и курсант «нестандартного роста»

22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне – Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.

Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.

В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров). В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и Иосиф Яковлевич постоянно брал для него добавку, а еще курсанту Френкелю приходилось перешивать форму.

В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.

Расцвет карьеры

После окончания войны Ян продолжил музыкальную карьеру, поселившись в Москве. В конце 40-х годов никого не интересовала ни национальность Френкеля, ни его настоящий возраст. Музыкант делал обработки известных произведений, исполняя их в дорогих ресторанах города. В те годы Френкель переписывал партитуры для членов Союза композиторов СССР и занимался аранжировками их произведений. Благодаря связям в музыкальных кругах Ян Абрамович познакомился с талантливыми поэтами-песенниками своего времени.

Сотрудничество с Михаилом Таничем, Робертом Рождественским, Константином Ваншенкиным, Инной Гофф привело к появлению целого ряда шлягеров. Карьере композитора помогали известные музыкальные деятели. Когда Френкель оказался под угрозой исключения из Союза композиторов ему помог Дмитрий Шостакович. Он положительно отозвался об одной из песен Яна Абрамовича, положив конец травле музыканта завистниками.

Многие песни Френкеля рождались в условиях его тесной комнатушки в коммунальной квартире. В такие минуты композитор бежал в общий коридор и напевал по телефону новую мелодию одному из друзей. На заднем плане плакали дети, ругались соседи, но музыканта не останавливали бытовые трудности. Так появились на свет песни: «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Я спешу, извините меня» и другие.

https://youtube.com/watch?v=uCAQ9Uy363Q

В семидесятых годах талантливый композитор укрепил свои позиции после того, как выиграл конкурс на новую оркестровую версию гимна СССР. К работе были привлечены ведущие композиторы страны. Комиссию, определившую победителя, возглавлял Дмитрий Шостакович, который ранее помог Френкелю избежать исключения из Союза композиторов.

В семидесятые годы Френкель раскрылся не только как композитор, но и как талантливый аранжировщик. Он умел подбирать композиции к фильмам так, что они мгновенно врезались в память. Кинорежиссеры выстраивались в очередь, чтобы пригласить Яна Абрамовича работать над музыкой к своим картинам. За годы творчества Френкель участвовал при создании более шести десятков фильмов.

Ян Френкель в фильме “Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые”

Не удержался артист и от искушения попробовать себя в качестве актера. Он снялся в эпизодических ролях в четырех фильмах. Самым запоминающимся его образом на киноэкране стал гарсон Луи-Леонид в фильме «Корона Российской империи». Картина была одной из частей цикла лент, которые пропитаны музыкой Френкеля. Он написал для фильмов о неуловимых мстителях композиции: «Погоня», «Песня Яшки-цыгана», «Русское поле» и другие.

Яна Абрамовича связывала тесная дружба со многими артистами. Одним из его друзей был Андрей Миронов. Прославленный советский актер неоднократно исполнял песни Френкеля во время съемок в кинофильмах. Свидетельствами этой дружбы являются многочисленные общие фото и воспоминания коллег.

Андрей Миронов и Ян Френкель

Френкель писал музыку не только для кино и эстрады. Ему хорошо удавались мелодии к мультфильмам. Первый анимационный фильм с музыкой Френкеля вышел в 1962 году, а последний – в 1986 году. Мелодии Френкеля сопровождали сценические выступления Марии Мироновой и Александра Менакера, а также выходки легендарного комического дуэта «Тарапунька и Штепсель». Звучала музыка Яна Абрамовича и в телеспектаклях.

https://youtube.com/watch?v=7OsRQGF68R8

Френкель стал прекрасным кинокомпозитором, благодаря своему тонкому вкусу и любви к художественным произведениям. Из поездок и командировок Френкель всегда привозил с собой несколько интересных экземпляров редких книг. За годы жизни композитор собрал хорошую библиотеку. Ян Абрамович выступал в любых погодных и природных условиях. Его не останавливало отсутствие отопления и света, дождь или другие препятствия. В его жизни был случай, когда слушатели разобрали часть стены дома, чтобы вынести из него рояль, необходимый для выступления любимого композитора.

Характер Френкеля

Ян Френкель, слова песен и музыку которого знала вся страна, с легкостью входил в кабинет к любым чиновникам. Он мог запросто посодействовать, чтобы те, кто его попросил о помощи, получили жилье или телефон и т. д. Но ходатайствовал Ян всегда только за других. Он никогда ничего не просил лично для себя.

В результате переехал в квартиру он с семьей, будучи уже взрослым мужчиной. До этого они долгое время ютились в коммуналке. Френкель со всеми вел себя добродушно и тепло. Он никогда не отменял своих концертов и выступал при любой погоде. Постоянно ездил даже в самые отдаленные села и деревни, шахтерские поселки.

Ян никогда не жаловался и не возмущался. Он мог играть на пианино даже без электричества. А люди ему подпевали. Целью каждого выступления Яна была не денежная выгода. Френкель старался передать людям добро, тепло, любовь, впечатления, которыми пропитаны его песни. Танич писал про коллегу, что он тактичный и обходительный человек. Из таких людей, у которых не бывает врагов.

Как Френкелю предложили подписать антисионистское письмо

Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев, отметив, что именно Ян Абрамович помог им сделать первые важные шаги на пути к признанию. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах – получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.

Всем были известны его несгибаемая принципиальность и честность. Хотя эти качества порой доставляли ему неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет – в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»

«Ян был настоящим евреем»

Согласно воспоминаниям, Ян Френкель называл близких друзей уютным идишским словом «кецеле». Люди, общавшиеся с Яном Абрамовичем, вспоминают о нем как о добросердечном, отзывчивом, глубоко интеллигентном, высоко порядочном человеке, внимательном к трудностям других, и как о личности удивительного обаяния, в чьем присутствии становилось надежно, спокойно и уютно на душе.

Композитор обладал тонким чувством юмора, много читал, собирал книги – их он привозил почти из каждой поездки. Не пропускал значимых событий культурной жизни, часто посещал театральные премьеры.

Мария Абрамовна и Ян Абрамович

Ян Френкель обладал публицистическим даром: он писал статьи по различным вопросам музыкального искусства. Описывал свои впечатления от поездок по стране и миру, отзывался на значимые явления искусства, делился своими воспоминаниями и отзывами о других артистах. К примеру, в одной из работ композитор вспоминал, как в 1986 году вместе с актером Андреем Мироновым слушал знаменитый концерт Владимира Горовица в Москве, в другой – писал о гастролях джазового квартета Дейва Брубека, в иных – тепло отзывался о творчестве Майи Кристалинской, Людмилы Тумановой, некоторых коллег-композиторов и так далее.

В статьях Яна Френкеля можно найти интересные и актуальные по сей день суждения об искусстве, о принципах организации музыкальной жизни, основанные на его опыте и высоком профессионализме.

Люди, с которыми Ян Френкель длительно сотрудничал, часто становились его друзьями. Композитор Юрий Григорьевич Рабинович, с которым они объездили весь Дальний Восток, сказал о нем так: «Ян был настоящим евреем и гордился этим. Общаться и работать с ним было приятно, очень приятно. Таких воспитанных, культурных и честных людей сейчас нет!»

После смерти Яна Абрамовича Юрий Григорьевич организовал во Владивостоке фестиваль «Утро планеты» имени Яна Френкеля. К сожалению, в настоящее время фестиваль больше не проводится.

«Журавли»

Одной из наиболее известных мелодий, созданных Френкелем, стала композиция «Журавли». Классическое исполнение этой песни принадлежит Марку Бернесу. Певец завершил ей свою музыкальную карьеру и жизненный путь. Через месяц после записи композиции «Журавли» Марк Бернес скончался.

Песня была написана в 1968 году, в ее основу лёг текст Наума Гребнева, который являлся переводом оригинального стихотворения Расула Гамзатова на русский язык. Данная композиция уже более 45 лет входит в сборники лучших военных песен. После выпуска песни журавли стали символом погибших солдат. В городах разных стран, затронутых войнами двадцатого века, существует несколько мемориальных комплексов, в которых главными элементами являются композиции с журавлями.

Памятник “Белым журавлям” в Гунибе

Успех песни был настолько масштабным, что у Френкеля могли быть неприятности. Одна из анонимных жалоб на слишком частое исполнение композиции дошла даже до Политбюро ЦК КПСС. Избежать проблем Френкелю помогла личная протекция Леонида Брежнева.

В разное время песню «Журавли» исполнили: Марк Бернес, Боян Кодрич, Олег Погудин, Дмитрий Хворостовский, Валерий Леонтьев, Герман Ван Вен, Алсу, Елена Ваенга, Марк Олмонд.

Образование

Френкель Ян Абрамович учился в школе с большими перерывами, так как здоровье его было очень слабым. Он постоянно ездил в разные санатории и пропускал много уроков. Однажды игру Яна услышал Яков Магазинер – известный учитель в Киевском музыкальном училище.

Уровень исполнения настолько поразил преподавателя, что он сразу же определил юного Френкеля в 3-й класс. После окончания училища Ян с легкостью поступил в столичную консерваторию на отделение «скрипка». Там мастерство он оттачивал под руководством Магазинера, а учителем по композиции стал Борис Лятошинский. Консерваторию Ян окончил в 1941 году.

Биография[править | править код]

Родился 21 ноября 1920 года (по другим источникам — в 1925 году или в 1918/1919 году) в Киеве (по другим источникам — в городе Пологи Екатеринославской губернии) в еврейской семье. Учился игре на скрипке под руководством отца, парикмахера Абрама Натановича Френкеля.

В —1941 годах учился в Киевской консерватории им. П. И. Чайковского по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского. С началом войны поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора».

По окончании училища в 1942 году принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.

После войны с 1946 года жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы, руководил собственным ансамблем. В комбинате Музыкального фонда работал корректором.

Свою первую песню «Шёл пилот по переулку» на слова Мориса Слободского и Александра Раскина написал в 1942 году, будучи курсантом, однако по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника только в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского. В дальнейшем работал с такими соавторами, как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф.

Записал несколько своих песен с Тульским государственным хором, которым руководил его друг народный артист РСФСР Иосиф Михайловский.

В 1969 году, благодаря идее Марка Бернеса, появилась известная песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.


Памятник на Новодевичьем Френкелю Яну Абрамовичу (Москва, 2017)

Выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела вместе с ним. Его произведения были в репертуаре Анны Герман, Иосифа Кобзона, Георга Отса, Михаила Чуева, Нани Брегвадзе, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской

Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам.

Снялся как актёр в трёх фильмах.

В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Автор ряда статей на музыкально-публицистические темы.

Член Союза композиторов СССР. В 1979 году на IV съезде композиторов Российской Федерации был избран заместителем председателя правления Союза композиторов РСФСР.

Михаил Танич писал, что Френкель «был очень талантливым мелодистом, тактичным и обходительным человеком в жизни — из тех людей, у которых не бывает врагов».

Ян Френкель скончался 25 августа 1989 года в Риге от рака лёгких, вызванного многолетним курением. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семьяправить | править код

Его жена Наталия Михайловна, урождённая Лорис-Меликова, актриса, умерла в середине 1990-х. Дочь Нина с 1980 года проживает в Италии, внук — Ян Френкель-младший — преподаватель фортепиано в колледже Коннектикута и один из руководителей объединённого джазово-духового оркестра колледжа и Академии береговой охраны США.

Проживал с семьёй в коммунальной квартире на Трубной площади в Москве, в дальнейшем на улице Новоалексеевской, д. 3. В последние годы жизни — на улице Готвальда (ныне улица Чаянова), д. 10. Мемориальная доска на этом доме была установлена в декабре 2000 года.

Творчество

Музыка к кинофильмам

  • 1963 — Недлинные истории
  • 1965 — Дамы
  • 1966 — Чёрт с ранцем
  • 1967 — Бегущая по волнам
  • 1968 — Мужской разговор
  • 1968 — Новая
  • 1968 — Новые приключения неуловимых
  • 1969 — Отыскиваете — и найдёте
  • 1969 — Про Клаву Иванову
  • 1970 — В Москве проездом…
  • 1970 — Впереди денек
  • 1970 — 20 седьмой неполный (телеспектакль)
  • 1970 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые
  • 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика
  • 1971 — Путина
  • 1972 — Четвёртый
  • 1972 — Чудак из 5-ого «Б»
  • 1973 — Дача
  • 1973 — Двое в пути
  • 1973 — Непоправимый лжец
  • 1973 — По собственному желанию
  • 1974 — Анискин и Фантомас
  • 1974 — Вылет задерживается (также сам исполняет свою песню)
  • 1974 — Кыш и Двапортфеля
  • 1974 — Так как люблю
  • 1975 — Братушка
  • 1975 — Когда наступает сентябрь
  • 1975 — Это мы не проходили
  • 1976 — Моё дело
  • 1977 — Отклонение — ноль
  • 1977 — Хомут для Маркиза
  • 1978 — Вас ждет гражданка Никанорова
  • 1978 — Мужик и дамы (телеспектакль)
  • 1980 — Незваный друг
  • 1981 — Депутатский час
  • 1982 — Кое-где рыдает иволга…
  • 1982 — Денек рождения
  • 1983 — Белоснежные росы
  • 1985 — Город невест
  • 1985 — Подвиг Одессы
  • 1986 — С неба на землю
  • 1988 — Вознесение
  • 1988 — Драгоценное наслаждение
  • 1998 — Тоталитарный роман

Роли в кино

  • 1968 — Новые приключения неуловимых — скрипач
  • 1970 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые — официант Луи Леонид (озвучивание — А.Карапетян)
  • 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — гражданин у телефона-автомата

Музыка к мультам

  • 1962 — Две сказки
  • 1962 — Светлячок № 2
  • 1962 — Сказки про чужие краски
  • 1963 — Светлячок № 3
  • 1963 — Свинья-копилка
  • 1965 — Здравствуй, атом!
  • 1966 — Сейчас денек рождения
  • 1967 — Будильник
  • 1967 — А вот и я! (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 58)
  • 1967 — Громоотвод (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 60)
  • 1968 — Светлячок № 8
  • 1968 — Место под солнцем (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 68)
  • 1969 — Бабушкин зонт
  • 1971 — Рассказы старенького мореплавателя. Необитаемый полуостров
  • 1972 — Рассказы старенького мореплавателя. Антарктида
  • 1976 — Стойкий оловянный солдатик
  • 1977 — Как Маша поссорилась с подушкой
  • 1978 — Маша больше не лентяйка
  • 1979 — Маша и магическое варенье
  • 1985 — Огуречная лошадь
  • 1986 — Петушок и вельможа

Песни

  • «Человек с теодолитом» (сл. Миши Танича)
  • «Годы» (сл. М. С. Лисянского, 1960)
  • «Текстильный городок» (1961, сл. М. И. Танича)
  • «Как для тебя служится» (1962, сл. М. И. Танича)
  • «Калина красная» (слова народные, 1963)
  • «Я спешу, извините меня» (сл. К. Я. Ваншенкина, 1964)
  • «Ну что для тебя сказать про Сахалин» (сл. Миши Танича, 1965)
  • «Сколько видано» (сл. И. Д. Шаферана, 1965)
  • «Вальс расставания» (сл. Ваншенкина, 1965)
  • «Август» (сл. Гофф, 1966)
  • «Погоня» (сл. Роберта Рождественского, 1968)
  • «Русское поле» (сл. Инны Гофф, 1968)
  • «Журавли» (сл Расула Гамзатова, 1968 в переводе на российский язык Наума Гребнева)
  • «Баллада о гитаре и трубе» (сл. Ю. Д. Левитанского, 1970)
  • «Для тебя» (сл. Шаферана, 1976)
  • «Обучаю игре на гитаре» (1978, сл. Ваншенкина)
  • «Мои болгарские друзья» (1979, сл. Ваншенкина).

Расставание со скрипкой. От оркестровщика к композитору

В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.

Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями -сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком – делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.

В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.

И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже – музыкальное сопровождение к радиопостановкам.

В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского – это была «Сюита» в четырех частях.

В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена – после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Гимн СССР и актерский опыт

В семидесятых годах был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую аранжировку гимна СССР. Именно вариант Френкеля пришелся по душе всем членам жюри. При этом они прослушивали работы конкурсантов по номерам, не видя имен и фамилий. Комиссию возглавлял тот же Дмитрий Шостакович, позже он сам удивился, что победившую аранжировку сделал Ян Френкель — молодой композитор.

Он стал пробовать себя в роли автора музыки к фильмам. У него очень хорошо получалось подбирать композиции к картинам так четко, что они врезались в память сразу же и навсегда. Режиссеры просто умоляли Френкеля поработать над музыкой к их фильмам. После его пригласили даже сняться в одном из них. Всего Френкель снялся в эпизодах к четырем картинам. Самый яркий из них — гарсон Луи-Леонид в «Короне Российской империи».

Создан имплантат, который может положить конец эры очков для чтения

Ванная или кабинет. Идеи преображения мансарды в уютный уголок

Древнейший гриб в истории Земли: в Китае обнаружили маленькие окаменелости

«Придут иные времена…»

Внук Яна Абрамовича Френкеля – Ян Александрович Френкель тоже стал музыкантом. В интервью он вспоминал, что дедушка принимал активнейшее участие в его профессиональном становлении, поощрял склонность к джазу, учил основам эстрадно-джазовой оркестровки и игре на аккордеоне. В доме была отличная коллекция аудиозаписей джазовых музыкантов: Ян Абрамович собирал записи Стефана Граппелли, Оскара Питерсона, Арта Тейтума, Дюка Эллингтона и многих других.

Ян Френкель-младший

В 1991 году Ян Александрович Френкель эмигрировал в США, где окончил Манхэттенскую школу музыки как композитор. Он стал отличным оркестровщиком, джазовым пианистом, органистом и аккордеонистом, автором многих сочинений. В наши дни Ян Френкель-младший работает директором отделения инструментальной музыки Академии Береговой охраны США, руководителем нескольких ансамблей и преподавателем джазового фортепиано, ведет активную гастрольную деятельность, выступает с известными джазовыми музыкантами современности.

Фотографии из семейного архива любезно предоставлены внучатым племянником Яна Френкеля Семеном Харитоном

Наталья Кучевская

В одном классе с Владимиром Шаинским

В школе Ян учился легко по всем предметам, любил математику. В статье «Мир добрый и мудрый», написанной к 60-летнему юбилею Яна Френкеля, музыковед Нина Завадская отмечала, что с первых же занятий он увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать, а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки. С помощью своего педагога Якова Магазинера он научился делать фортепианные переложения, увлекся оркестровкой.

Вскоре Ян получил право посещать занятия знаменитого композитора Бориса Николаевича Лятошинского в Киевской консерватории.

В школе Ян Френкель сидел за одной партой с будущим композитором, в дальнейшем – автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» (стихи Дм. Луценко) Игорем Шамо. А еще в одном с ними классе учился Владимир Шаинский – впоследствии создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых.

Спустя много лет Ян Френкель в интервью отметил, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты и особенно любил слушать выступления еврейской капеллы «Евоканс» под руководством Е. П. Шейнина и украинской капеллы «Думка». Огромное впечатление на юношу произвел концерт Николая Мясковского в исполнении Давида Ойстраха. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана…

Ян Френкель, Абрам Френкель, Зоя Френкель и Валерий Харитон (сын Марии Френкель). Примерно 1940 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий