Основные сочинения
- Феноменология духа (1807)
- Наука логики (1812—1816)
- «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (1817; с дополнениями переиздавалась в 1827 и 1830)
- Философия права (1821)
Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «ЭФН»:
- «Наука логики»
- «Философия природы» (Naturphilosophie)
- «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
- «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 — первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук»)
- «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
- «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
- «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
- «Философия религии» (Philosophie der Religion)
- «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)
Сочинения, не относящиеся к системе и малые сочинения:
- «Философская пропедевтика»
- «Позитивность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
- «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
- «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
- Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
- «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
- «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
- «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
- «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
- «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
- «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
- «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент)
- «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
- «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
- «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
- «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
- «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
- «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)
Философия и наука
Начало фундаментальных идей Гегеля лежит в работах Канта, который считается основоположником идеализма. Однако философия Гегеля в процессе развития отошла от Канта, сформировавшись в самостоятельное учение.
Метод философии немецкого мыслителя получил название диалектики. Суть абсолютной идеи разума заключается в том, что реальность познается рационально, поскольку рациональна сама Вселенная. А реальностью в абсолюте является как раз разум, который отражает себя в мире.
Портрет Георга Гегеля
Диалектика же заключается в бесконечной смене тезиса антитезисом. Философ, объясняя понятие, считал, что любой тезис в конечном счете приводит к антитезису, но на этом процесс не останавливается, и следующим этапом происходит синтез двух противоположностей.
Система бытия по Гегелю состоит из трех ступеней – бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Аналогичная теория применима к понятию духа и разума. Являясь изначально духом в себе, распространяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой. А природа получает развитие в сознании, которое в свою очередь также проходит три стадии.
Георг Гегель встречает Наполеона Бонапарта
Идентичный принцип деления на три ступени используется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.
Значимыми для общества областями философии оказались этика, теория государства и философия истории. Согласно учению Гегеля, государство является наивысшим проявлением духа, божественной идеей, получившей воплощение на земле, то, что дух создал для себя. Правда, философ отмечает, что таким государством является только идеальное. Действительность полна как хорошими, так и дурными государствами.
Профессор Георг Гегель читает лекцию
История, в свою очередь, определена как наука разума, где события происходят согласно законам разума. Законы кажутся жестокими и несправедливыми, но их нельзя судить по стандартным меркам. Они преследуют цели мирового духа, которые не сразу доступны пониманию в рамках общества.
Конечно, подобные мысли с восторгом приняты обществом и властью. Постепенно учение становится официальной философией государства, хотя сам Гегель не разделял всецело политику правителей Пруссии. Книги Гегеля выпускаются обширными тиражами и изучаются в университетах и институтах.
https://youtube.com/watch?v=cKMWz8Y1ZMg
Первой в списке замеченных и оцененных произведений стала «Феноменология духа», увидевшая свет в 1807 году, где сформулированы фундаментальные мысли, идеи абсолютизма и законы диалектики.
Следует отметить, что Гегель не всегда четко давал определения используемым понятиям. В связи с этим появляются направления, объединившие в себе последователей учения. Философы по-разному истолковывают мысли основоположника диалектики и формируют собственные законы развития абсолютного духа.
В разные времена учение Гегеля подвергалось и жесткой критике. Так, современник философа Артур Шопенгауэр обвинял коллегу в шарлатанстве, а учение в полной бессмыслице, преподнесенной заведомо запутанным и туманным путем.
Гегельянство – что это?
После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.
Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».
Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).
Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.
Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.
Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.
Личная жизнь
В годы студенчества Гегель не был чужд дружеских попоек и не прочь был приударить за какой-нибудь красоткой. Но строгость нравов, привитая ему с детства, и еще более тяга к наукам, помешали обзавестись семьей в молодые годы.
Находясь в Йене, у Гегеля возник роман с домовладелицей Кристианой Буркхардт. Итогом стало рождение в 1807 году внебрачного сына, которого нарекли по девичьей фамилии матери Георг Людвиг Фридрих Фишер. Мать внебрачного ребенка умерла, когда тому исполнилось 4 года. До 10 лет мальчик воспитывался в приюте для детей-сирот.
В 1811 году Гегель женился на наследнице знатного рода из Баварии Марии Елене Сузанне фон Тухер. Она была на 20 лет младше своего супруга, боготворила его и восхищалась умом. Гегель сам вел семейную бухгалтерию и нередко принимал участие в хозяйственной деятельности по дому. В семье царили благочестие и размеренность, каких-либо развлечений, кроме редких поездок по стране, супруги себе не позволяли. Гегель стремился к тихому семейному уюту, по примеру своих родителей, и был в полной мере счастлив в супружестве.
В браке родились трое детей. Первенец супругов – дочь – умерла, не прожив и нескольких дней. В 1813 году родился старший сын Карл Фридрих Вильгельм, младший – Иммануил Томас Кристиан появился на свет в 1814 году. Сыновья по примеру отца, выбрали научную деятельность: Карл занимался историей, Имманиул изучал теологию.
Когда Гегель перебрался в Гельдерберг, он забрал к себе в семью внебрачного сына Людвига, избравшего себе путь военного.
Личная жизнь
Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.
В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.
Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.
Георг Гегель
Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.
Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.
В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих.
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм
Фридрих (1780-1831) – великий немецкий
философ-идеалист, оказавший
исключительное влияние на развитие западноевропейской
философии и русской общественной мысли
в 40 – 60-х годах прошлого века (Белинский,
Герцен, Чернышевский, Бакунин). В
противоположность метафизическому
образу мышления, господствовавшему в
научной мысли в XVIII столетии и
рассматривавшему объективный мир и его
отражение в человеческой психике, как
систему неизменных и замкнутых в себе
элементов, Гегель выдвинул
диалектический метод, который, наоборот,
требует изучения окружающей природы и
человеческой истории в их движении и
взаимной связи. С точки зрения Гегеля
нет ничего неизменного и постоянного.
Наоборот, все течет, все изменяется, все
находится в беспрерывном движении, но
это движение совершается не эволюционно,
а диалектически, т.-е. путем противоречий.
По Гегелю абсолютное понятие или
абсолютный дух есть основа всего
существующего. Развитие этого
абсолютного духа по имманентным законам
и составляет диалектический процесс.
Другие биографические материлы:
Фролов И.Т. Объективный идеалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Создатель теории диалектики
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Завершающее звено немецкой философии
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Румянцева Т.Г. Создатель одной из последних
всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Гегель о
воспитании (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).
Мотрошилова Н. В. Создатель учения, построенного на
принципах «абсолютного идеализма» (Новая философская энциклопедия. В
четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Абрамов А.И., Рута В.Д. Гегель в России (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Баландин Р.К. Природа была чем-то стихийным,
косно-мертвенным и даже враждебным человеку (Баландин Р.К. Сто великих
гениев / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2012).
Гулыга А.В. Исторические воззрения Гегеля (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 4. ГААГА – ДВИН. 1963).
Блинников Л.В. Большой вклад сделан Гегелем в понимание
метода науки (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М.,
2002).
Ильенков Э.В.
Философия Гегеля является одним из теоретических
источников марксизма-ленинизма (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
С точки зрения этнологии (Лев
Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М.,
2013).
Меров Ф.С. Отказавшись от пасторского призвания, стал
домашним учителем (Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017).
Самый крупный представитель немецкой классической
философии (Всемирная история. Том VI. М., 1959).
Учился на богословском отделении (“Энциклопедия
Кругосвет”).
Далее читайте (Сочинения Гегеля, исследования,
литература, справочные материалы).
Основные события жизни
- 1788 год. Поступил учиться в Тюбенгенский университет на богословское отделение, свел дружбу с Фридрихом фон Шеллингом и Фридрихом Гельдерлином. Там же фундаментально изучал изданные труды Канта, увлекался изучением произведений Шиллера. Гегель закончил учебное заведение в 1793 году.
- 1790 год. Защитил диссертацию на звание магистра философских наук.
- 1793-1799 годы. Зарабатывал на жизнь, став домашним учителем: сначала в Берне до 1796 года, затем во Франкфурте-на-Майне.
- 1799 год. Гегель получил наследство в 3 000 гульденов, оставленное отцом после смерти. Вкупе с собственными накоплениями, эти средства позволили Гегелю прекратить учительствовать частным порядком, и полностью посвятить время научной деятельности.
- 1801 год. После представления диссертации об орбитах планет занял пост приват-доцента Йенского университета. Лекции, которые читал Гегель в тот период, не нашли заинтересованных слушателей, студенты неохотно их посещали.
- 1805 год. Гегель становится экстраординарным профессором в том же университете. Он продолжал читать лекции по широкому кругу наук. Также вместе с другом Шеллингом занялся издательской деятельностью, выпуская журналы со своими статьями.
- 1806 год. Гегель окончил работу над знаменитой «Феминологией духа». В работе он впервые обозначил свою философскую систему. Публикация труда привела к разрыву отношений с Шеллингом.
- 1807 год. Вынужденный переезд в Бамберт и работа редактором в газете, которая вскоре была закрыта, оставив в памяти Гегеля негативный отпечаток.
- 1808 год. Ученый с радостью отозвался на предложение занять пост руководителя Нюрнбергской гимназии.
- 1813 год. Свет увидел первый том из двух частей фундаментального труда Гегеля под названием «Наука логики».
- 1816 год. Гегель получил предложение от трех университетов занять пост штатного профессора: Эрлангер, Гельдерберг, Берлин. Ученый выбрал Гельдерберг, где стал преподавать философию. В этом же году выпущен 2 том «Науки логики».
- 1817 год. Издан еще один труд Гегеля «Энциклопедия философских наук», которая еще дважды переиздавалась при жизни ученого.
- 1818 год. Гегеля получил приглашение и переехал в Берлин, где в университете стал заведующим кафедры философии. Ученый вернулся к чтению лекций, его познания и философские взгляды охватывают широкий круг наук: право, метафизика, искусство, эстетика, религия, логика, психология. Он продолжает развивать свою систему. Лекции постепенно обрели популярность, к 1820 году залы полны слушателей со всего света. В это период его взгляды на философию права завоевывают умы государственных деятелей и, по мнению некоторых историков, становятся идеологией управления государством.
Гегель со своими берлинскими учениками. Эскиз Франца Куглера
- 1821 год. В свет вышел труд под названием «Философия права».
- 1827 год. Под началом Гегеля основан и стал выпускаться академический журнал «Ежегодники научной критики», в котором ученый размещает свои статьи и публикует рецензии на труды других ученых
- 1830 год. Гегеля назначили ректором Берлинского университета.
- 1831 год. Философ получил в награду орден Красного орла за свои труды и вклад в развитие немецкой науки. В этот год в Берлине эпидемия холеры выкашивала целые семьи. Гегель с супругой и детьми покинул город. Но осенью, посчитав, что эпидемия позади, он вернулся. 14 ноября Гегель скончался. Официальной причиной была названа холера, но позже получило распространение версия о некоей желудочной болезни.
Портрет Гегеля (худ. Я. Шлезингер)
Биографические сведения
Георг Вильгельм Фридрих Гегель с детства был очень любознательным ребенком. Таких у нас называют «почемучками». Он родился в семье влиятельного чиновника. Его отец был строгим и любил во всем порядок. Ничего в окружающей природе и человеческих отношениях не оставляло его равнодушным. Еще в раннем детстве Георг Гегель зачитывался книгами о культуре древних греков. Как известно, именно они были первыми философами. Считается, что именно это увлечение подтолкнуло Гегеля к его будущей профессиональной деятельности. Он закончил латинскую гимназию в родном Штутгарте. Кроме чтения, в жизни философа вообще было мало других занятий. Большую часть своего времени Георг Гегель проводил в различных библиотеках. Он был отличным специалистом в области политической философии, следил за событиями Французской буржуазной революции, но сам участия в общественной жизни страны не принимал. Гегель Георг закончил теологический университет. После этого он занимался исключительно преподаванием и своими научными изысканиями. С началом карьеры ему во многом помог Шеллинг, с которым они дружили. Однако потом они поссорились на почве своих философских воззрений. Шеллинг даже заявлял, что Гегель присвоил его идеи. Однако история расставила все по своим местам.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво
Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Философские размышления о природе и духе
В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.
Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.
Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.
Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.
Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.
Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.
В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.
Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.
Детство и юность будущего философа
Будущий философ родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарт, расположенном на юго-западе Германии. Предки семьи были из австрийских лютеран, покинувшим страну в XVI веке в связи с проведением Контрреформации. Сбежав в Германию, они обосновались в Швабии Отец Гегеля, Георг Людвиг, состоял на службе при дворе герцога Вюртембергского в налоговом ведомстве. Мать, Мария Магдалена Луиза, вела домашнее хозяйство. Она происходила из семьи Фромм, ее отец был юристом в суде Вюртемберга. Кроме Георга Вильгельма Фридриха в семье родилось еще двое детей, дочь Кристина Луиза и сын Георг Людвиг, который погиб в России, будучи офицером в рядах армии Наполеона.
Семейный быт складывался, как у многих порядочных чиновников того времени, на строгости нравов, религиозности и домовитости. В таких семьях жены обходились без прислуги, хлопоча с утра до вечера по хозяйству, воспитывая детей, следя за аккуратностью одежды членов семьи, и ни в коем случае не обсуждая с супругами политические события и их общественную деятельность. Попасть в дом чиновника было весьма затруднительно, поэтому у будущего светила философии не было друзей, с которыми он мог бы шалить и играть в детские игры.
Гегель начал обучаться наукам в трехлетнем возрасте, его отправили в немецкую школу, где он проучился два года. В пять лет начал обучаться в латинской школе, а в семилетнем возрасте стал учеником Штутгартской гимназии. Помимо занятий в учебном заведении, дома его ждали занятий с репетиторами, приглашенными его отцом, поскольку тот считал, что полученных в гимназии знаний недостаточно для хорошего образования.
Судя по тому, что Гегель был завсегдатаем городской библиотеки и карманные деньги тратил на книги, молодому человеку нравилась такая вовлеченность в учебу, он много читал, особенно его привлекали идеи античных философов.
Когда Гегелю исполнилось 13 лет, мать умерла от желчной лихорадки. Отец и сам будущий философ тоже переболели этой болезнью, но им удалось выжить.
Гегель в молодости
Диалектика и логика в трактовке Гегеля
Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.
Законы диалектики:
- Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
- Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
- Единство и борьбы противоположностей.
Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.
Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:
- Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
- Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
- Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Гегелевская гносеология
Георг Гегель, философия которого часто рассматривается в университетских курсах сразу вслед за Кантом, хоть и испытал на себе влияние его идей, но многие из них не принял. В частности, он боролся с его агностицизмом. Для Канта антиномии не могут быть разрешены, и в этом выводе состоит конец теории. Дальше нет никакого развития. Однако Георг Гегель находит в проблемах и помехах двигатель рационального познания. Например, мы никак не можем подтвердить, что Вселенная бесконечна. Для Канта это неразрешенный парадокс. Он выходит за грань опыта, поэтому не может быть осмыслен и рационален. Гегель Георг считает, что такая ситуация является ключом к поиску новой категории. Например, бесконечного прогресса. Гносеология Гегеля строится на противоречии, а не на опыте. Последний не является критерием истины, как у Канта.
Суть философии немецкого мудреца
Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).
В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.
Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.
Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.