Гиппократ

[править] Биография

Родился около 460 г. до н. э. на острове Кос, Греция. Гиппократ был из рода Асклепиадов — династии врачей, которая вела свой род от Асклепия — бога медицины.

Семья Асклепиадов, которую также называют Косской школой, сохраняла в V в. до н. э. религиозные формы и обычаи, например, у них было заведена клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Первую науку медицины Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования Гиппократ в молодости много путешествовал и изучал медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия — асклепейонах.

Гиппократ жил во времена Перикла, Сократа и Платона, лечил от мнимого безумия улыбающегося философа Демокрита. Он является одной из выдающихся фигур в истории медицины, признан «Отцом медицины» и основателем собственной медицинской школы. Эта интеллектуальная школа в корне изменила медицину в Древней Греции, отделила ее от колдовства и философии, с которыми она традиционно была связана, и сделала медицину профессией.

Гиппократу приписывают авторство известного Кодекса Гиппократа. Впрочем, это сборник трактатов практикующих специалистов медицины, принадлежавших к школе Гиппократа и личных произведений Гиппократа, поэтому очень мало известно о том, что сам Гиппократ действительно думал, написал и сделал. Но без сомнения, Гиппократ в течение многих веков воспринимается как образец врача. В частности, с ним связывают систематическое изучение клинической медицины, систематизацию медицинских знаний предыдущих школ и другие работы. С именем Гиппократа связывают Присягу, регламентирующую деятельность врачей и в которой впервые были сформулированы этические основы медицины.

Вероятно, он умер в городе Лариса, где долгое время жил и работал, в возрасте 83 или 90 лет, хотя некоторые подсчеты свидетельствуют о том, что он жил более 100 лет.

Гиппократ полагал, что болезни людям посылают не боги, а они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам. Гиппократ первый поставил медицину на научный фундамент и стал очищать от философских теорий, что зачастую противоречили действительности, да и господствовали над изыскательской экспериментальной наукой.

Гиппократ также автор учения о четырех типах темперамента — холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик — основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех жидкостей (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений.

Медицинская этика и деонтология

См. также: Деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он стал первым, кто сформулировал морально-этические нормы доктора. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

«Клятва Гиппократа»

Основная статья: Клятва Гиппократа

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. XII век

«Клятва» (др.-греч. Ὅρκος, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками:

  1. Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Принцип не причинения вреда:

Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Отказ от эвтаназии и абортов:

  1. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

4. Отказ от интимных связей с больными:

  1. В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел…

5. Сохранение врачебной тайны:

  1. Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения.

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался».

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде…
А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству.

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие

Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

завод

Работы Гиппократа в изобилии. Есть несколько текстов, в которых есть определенные сомнения относительно того, написал ли он их напрямую или если некоторые из его учеников сделали.

Однако можно сказать, что Гиппократ написал или координировал написание серии работ, составляющих так называемый сборник Гиппократа (на латыни, corpus hippocraticum), который состоял из семидесяти книг и находился в библиотеке созданной им медицинской школы Кос.

Вот некоторые из наиболее важных документов, которые составляют коллекцию Гиппократа:

Договор о воздухе, водах и местах

Среди самых выдающихся работ – одно Договор о воздухе, водах и местах, в котором он говорит о болезнях, которые имеют корни, возникшие в окружающей среде. В то время было принято приписывать причины привязанности, о которой были известны божественные элементы..

В этой книге Гипократ излагает что-то революционное для исторического момента, и именно оно указывает на огромное влияние, которое могут оказать климат, характеристики населения и даже вода на болезни, появившиеся в конкретном регионе..

О режиме острых заболеваний

Этот документ имел большое значение, поскольку в нем анализировался важность профилактики заболеваний. Впервые в истории заговорили о проведении действий, которые помогают не столько лечить болезнь, сколько предотвратить ее.

В этом контексте работа О режиме острых заболеваний подчеркивает, что как еда, так и способ, которым каждый человек живет своей жизнью, напрямую влияют на здоровье.

Клятва Гиппократа

Это одно из творений Гиппократа, которое превзошло большинство. Это клятва, которую доктора до сих пор делают после окончания университета.

Некоторое недавнее исследование устанавливает, что возможно, что этот текст не был написан Гиппократом, так как считается, что он был создан после его смерти. Некоторые считают, что клятва была написана в самом сердце пифагорейской школы медицины; Однако, нет достоверной информации, чтобы подтвердить этот факт.

Природа этой клятвы по сути этична и является частью серии руководящих принципов и действий, которые отражают хорошее поведение врачей.

Это обширная клятва, и ее не всегда произносят буквально, но она была взята за основу для текстов, определяющих идеальные моральные практики практикующих врачей..

Обследование больных

В первичном осмотре пациента Гиппократ ввел новые методы обследования. Они отражались на характере получения данных о самочувствии пациента. Он первый, кто начал применять методы прощупывания (пальпации), простукивания (перкуссии) и прослушивания (аускультации). Именно Гиппократ ввел необходимое изучение естественных выделений организма человека. Современные анализы мокроты и мочи были впервые собраны Гиппократом.

При лечении различных болезней он рекомендовал придерживаться специальных систем питания (диеты), которые на определенной стадии оказывали благоприятное внимание. Это дало огромный толчок в успешном уходе за пациентами, ведь до этого человеку с отравлением или при лихорадке питание не разрешалось

В дальнейшем диеты стали более разнообразными и удовлетворяли необходимость организма в получении питательных веществ.

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, часто цитируются на латыни — широко использовавшемся в медицине языке. Более того, современные филологи называют Гиппократа родоначальником афористики.

  • Не навреди (лат. Noli nocere) — главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.
  • Врач лечит, природа исцеляет (лат. Medicus curat, natura sanat) — переведённый на латынь один из афоризмов Гиппократа. Означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.
  • Жизнь коротка, искусство вечно (лат. Ars longa, vita brevis) — выражение представляет переформулированное Сенекой на латыни первое предложение «Афоризмов» Гиппократа. Оригинал этого афоризма Гиппократа выглядит так: «Ο βίος βραχύς, η τέχνη μακρή, ο καιρός οξύς, η πείρα σφαλερή και η κρίσις χαλεπή» (Жизнь коротка, (медицинское) искусство протяжённо, случай быстротечен, опыт обманчив, а суждение — трудно). Изначально Гиппократ подчёркивал, что не хватит и всей жизни для того, чтобы постичь великую науку медицины.
  • Медицина — благороднейшая из всех наук (лат. Omnium artium medicina nobilissima est).
  • «Огнём и мечом» — перефразированный афоризм «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо; чего не излечивает железо, излечивает огонь» (лат. Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat).
  • «Противоположное излечивается противоположным» (лат. Contraria contrariis curantur) — один из афоризмов Гиппократа. На данном принципе основана современная медицина. Основоположник гомеопатии Самюэль Ганеман предложил лечить «подобное — подобным», противопоставив гомеопатию той медицине, которая лечит «противоположное противоположным», назвав её аллопатией.

Клятва Гиппократа

Считалось, что впервые торжественное обещание медика произнес Асклепий: предок отца медицины, а Гиппократ его слегка доработал и записал в бумажном варианте (до этого клятва имела только передаваемую из уст в уста версию).

К сожалению, этот великий вклад Гиппократа в медицину был многоразово искажен и переписан, в последний раз в Женеве в 1848 году, потеряв несколько существенных пунктов:

  • Обещание никогда не делать абортов.
  • Обещание пожизненно отдавать малую часть своих доходов своему учителю.
  • Клятву никогда не иметь сексуальной или любовной связи с пациентом.
  • Клятву ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназию больному.

Изначально клятву древнегреческого врача Гиппократа (годы жизни: примерно с 460-го по 370 год до н. э.) произносили на латыни, но впоследствии перешли на родной язык, видимо, для большего понимания смысла данного обещания.

Вклад Гиппократа в медицину

Создав комплексный метод лечения болезней, состоящий из сбалансированной диеты, физических упражнений, правильного мышления и отношения к жизни, климата, а также благотворного воздействия свежего чистого воздуха и условий проживания, великий ученый перевернул примитивное представление людей о болезнях, подарив им освобождение от религиозных верований и ритуалов, мало влияющих на лечение больного.

Существует масса уникальных для того времени открытий в исторической биографии Гиппократа, краткий перечень самых весомых приведен ниже:

  1. Основные принципы и правила диетологии: неведомой ранее ветви медицины. Было доказано и признано другими врачами, что больному необходима специальная диета для скорейшего выздоровления.
  2. Правила поведения при операциях: шапочки, маски на лицо, корректное освещение и расположение медицинских инструментов – это все нововведения Гиппократа.
  3. Классификация типов человека по темпераменту и характеру.
  4. Гиппократ впервые ввел термин “кризис болезни” и подробно изложил, как с этим бороться.
  5. Протезирование зубов.
  6. Вправление вывихов и переломов.
  7. Новейшая и более точная методика обследования больных, включающая в себя пальпацию, перкуссию и подробнейший опрос больного.

За годы своей практики отец медицины открыл более трехсот видов лекарств и препаратов, некоторые из них и поныне применяются современными врачами.

Стадии развития заболевания

К заслугам Гиппократа также относится разделение течения заболевания на стадии. Учитывая, что болезнь считается развивающимся явлением, он ввел такой термин, как «стадии заболевания». Гиппократ следил за похожими симптомами на разных этапах течения болезни. Наиболее опасным моментом, по мнению Гиппократа, считался период кризиса. Эта стадия считалась пиком заболевания, при котором человек или умирал, или энергетические ресурсы организма брали верх, после чего состояние больного улучшалось.

Также при наблюдении за больными Гиппократ заметил, что разные болезни имеют разное время наступления кризиса. При разных болезнях Гиппократ выделил критические дни — дни от старта болезни, когда кризис считался маловероятным и менее опасным.

Про Гиппократа для детей школьников

Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и многое другое.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры и принадлежал к роду Асклепиадов — корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и отказался от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды, и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков. Гиппократом впервые описаны операции и хирургические вмешательства; он положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д.

Медики всего мира не без оснований считают Гиппократа основоположником научного и систематизированного подхода к изучению заболеваний, «отцом медицины».

Умер Гиппократ около 370 г. до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Освоение азов науки

Соран Эфесский сообщает, что первоначальное медицинское образование Гиппократ получил у себя на родине, в храме, посвящённом Асклепию — богу медицины. Такие храмы были в большинстве крупных городов греческого мира и носили название асклепиев. Его первыми наставниками были отец и дед — оба потомственные врачи, пользовавшиеся всенародной славой. С целью более широкого научного усовершенствования и получения знаний, необходимых для глубокого и полного понимания жизненных процессов, Гиппократ прошёл обучение у двух выдающихся философов своего времени — Демокрита и Горгия.

Для пополнения знаний он отправляется в путешествие по стране. В Греции тех лет практиковало много хороших врачей, и у каждого из тех, с кем сводила судьба, старался чему-то научиться молодой и одержимый жаждой познания Гиппократ. Краткая история его жизни, изложенная в сочинении Сорана Эфесского, изображает будущего великого врача, поглощённого занятиями и тщательно изучающего анатомические таблицы на стенах многочисленных храмов Асклепия.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

  • труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
  • византийский энциклопедический словарь Суда X века
  • произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери — Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

Руины косского асклепиона — храма бога медицины Асклепия, в котором лечили людей и собирали медицинские знания

  • Асклепий
  • Подалирий
  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Небр
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, матерью — Фенарета. (По другой версии, имя матери Гиппократа было Пракситея.) У Гиппократа было два сына — Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ — потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Краткая биография

Гиппократ Хиосский (460 -377 до н. э.) – потомственный врач: его отец, всемирно известный Гераклид, был прямым (восемнадцатым по счету) потомком Асклепия (Эскулапа), прозванного богом медицины, благодаря которому наука врачевания передавалась от деда и отца к сыну. По версиям некоторых историков, мать врачевателя была потомком самого Геракла.

Он обучался у Демокрита и Горгия, познавая с их помощью философию и софизм, попутно работая над “Гиппократовским корпусом” – сборником медицинских научных трактатов самого разнообразного содержания, общей численностью более семидесяти сочинений. Как утверждает его краткая биография, Гиппократ принадлежал к Косской школе, в которой считали, что болезнь покинет человека сама, если создать для этого необходимые условия.

Почил с миром знаменитый ученый в городе Лариссе, в 377 году до н. э., там же был и захоронен с великими почестями, оставив после себя троих детей: двух сыновей и дочь, муж которой стал его преемником и последователем, продолжая линию асклепиады.

Учение корпуса Гиппократа

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус.

Он одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни. Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины».

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Гиппократу удалось систематизировать психофизиологические особенности личности в трактат о человеческих темпераментах. Согласно его учению в человеческом теле происходит непрерывная циркуляция четырёх соков (жидкостей) – чёрной желчи, слизи (флегмы и лимфы), желчи и крови. В зависимости от того, какая жидкость преобладает, определяется темперамент и человеческое поведение:

  • Желчи больше у холериков (людей импульсивных и «горячих»).
  • Большое количество крови свойственно подвижным и весёлым сангвиникам.
  • Грустные и боязливые меланхолики имеют в организме избыток чёрной желчи.
  • У спокойных и медлительных флегматиков преобладает слизь.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

  • Пальпацией. При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.
  • Аускультацией. Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов.

Естественно, что на тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной). Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Легенды

Демокрит — древнегреческий философ, которому Гиппократ, по преданию, провёл первую

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу, можно судить о его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне, что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины, в которых свирепствовала чума, провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию — неумышленное преувеличение своего болезненного состояния.


«Гиппократ отказывает послам Артаксеркса». Картина Жироде-Триозона

К другим не­под­тверж­дён­ным ис­то­риям сле­дует отнес­ти отказ Гип­по­крата по­ки­нуть Гре­цию и стать лич­ным при­двор­ным ле­ка­рем царя империи Ахеменидов Ар­та­ксер­кса. Согласно ещё одной легенде, граждане фракийского города Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита, посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть человека медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности».

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке, приписываемом Гиппократу, согласно которой он якобы сжёг асклепион (медицинский храм, где одновременно врачевали и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем. Сюжет, повествующий об обезумевшем обладателе неких знаний, уничтожающем коллекцию текстов или волшебных предметов, дабы остаться единственным обладателем сакральной тайны, неоднократно встречается в мифологии (не только греческой).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий