Гоген, Поль Эжен Анри

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Интересные факты

Живописца по праву можно считать незаурядным человеком, на долю которого выпало множество бед. Его отличали агрессивность и высокомерие, художник забавлялся, устраивая интриги и ссоры между окружающими. Единственной, кого любил Поль Гоген, была его дочь Алина. Девочка неизменно поддерживала отца, даже в дни самых больших его неудач. Однако даже ей не удалось удержать отца рядом с собой.

Ссорился он и со своим другом Ван Гогом. Однажды дискуссия закончилась отрезанной у Ван Гога мочкой уха. До сих пор исследователи спорят о том, кто и при каких обстоятельствах это сделал

Традиционно считалось, что Ван Гог в припадке бешенства набросился на оппонента с бритвой и нанес себе повреждения по неосторожности. 

В недавних исследованиях высказываются предположения, что ухо другу отрезал Поль Гоген. Известно, что пострадавший завернул отрезанное ухо в тряпочку и отнес его в бордель в качестве подношения знакомой девице. После этого он был помещен в учреждение для лечения душевнобольных. Однако этот инцидент не положил конца их дружбе, и в дальнейшем художники продолжали переписываться.

Гоген умел изготавливать посуду и другие изделия из глины, однако никогда не использовал гончарный круг. Еще одним умением Поля, которым он владел в совершенстве, была резьба по дереву.

Работы, посвященные Гогену

История художника увековечена в книгах и фильмах: 

  1. Сомерсет Моэм описал жизнь Поля Гогена в своем романе «Луна и грош». В финале произведения главный герой умирает от проказы. 
  2. В 1986 г. Х. Карлсен снял фильм о последних годах жизни художника «Волк на пороге». В главной роли снялся Д. Сазерленд. 
  3. В 2003 г. М. Андриччион снял о Поле Гогене картину «Найденный рай». Центральное место в сюжете занимает история непростых отношений живописца с супругой, а также его проживание на Таити. Главную роль в фильме исполнил К. Сазерленд. 
  4. В 2017 г. в прокат вышла картина реж. Э. Делюка «Дикарь» – о полинезийском периоде жизни Поля Гогена. В главной роли снялся В. Кассель.

Судьба Поля Гогена не предвещала ни материального благополучия, ни мировой славы. Его работы не только не находили спроса у современников – над ними смеялись, называя их «измышлениями больного мозга» и «иллюстрациями из детских книжек». О том, что его работы получили всемирное признание, художник так никогда и не узнал. При жизни Гогена основным ценителем его полотен был он сам. 

Слава настигла живописца после его смерти: в 1906 г. на парижской выставке было представлено 227 гогеновских полотен. Стоимость его работ, не оцененных по достоинству при жизни, сегодня составляет баснословные суммы. В 2015 г. его полотно «Когда свадьба?» было приобретено за 300 млн долларов. 

Лекция Александра Таирова о знаменитом художнике:

  • https://interesnyefakty.org/interesnye-fakty-o-pole-gogene
  • https://artchive.ru/publications/2877~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pol’_Gogen_Mette_i_Tekhaamana
  • http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/component/content/category/139-pol-gogen
  • http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/biograph_gogen.html
  • https://mi-galka.livejournal.com/33605.html
  • https://lifestyle-journal.ru/art/paul-gogen.html
  • https://allpainters.ru/gogen-pol.htm

Творчество

Благодаря знакомству с влиятельными людьми, Поль Гоген занял должность биржевого маклера. Его опекун, Гюстав Ароз, помог построить неплохую карьеру. Именно ему Гоген обязан вхождению в общество брокеров. Молодому человеку удалось улучшить свое благосостояние и получить признание в деловых кругах.

За много лет успешной службы он смог скопить деньги, приобрести квартиру для своей семьи в центре Парижа. У Поля появилось новое увлечение – он начал покупать полотна импрессионистов. Эти работы были источником вдохновения для Гогена, и он решил попробовать писать картины. Мужчина стал слушателем академии Коларосси, где изучал основы рисунка с натуры.

Первые попытки

С 1873 по 1874 год Поль писал пейзажи, отличающиеся яркостью, живописностью. На создание этих полотен его вдохновили воспоминания о детских годах, проведенных в Лиме. Спустя два года полотно “Лесная чаща в Вирофле” было выставлено в парижском салоне. Картина получила положительные отзывы критиков.

На полотно обратил внимание Камиль Писсарро. Так состоялось знакомство Гогена с мастером импрессионизма

Между ними установились крепкие дружеские отношения, Поль часто навещал мэтра, приезжая в пригород Парижа. Он презирал светскую жизнь, с трудом заводил новые знакомства. Поэтому друзей у начинающего художника было немного.

Все больше времени он проводил за написанием полотен. Парижское общество стало его воспринимать как живописца, а не как брокера. На его становление как художника повлияло знакомство с Эдгаром Дега. Он поддерживал Поля в его творческих попытках, покупал многие его работы.

В 1883 году произошло событие, изменившее жизнь Гогена – он ушел с должности брокера из-за биржевого кризиса. С этого момента мужчина решает полностью посвятить себя живописи. Поль был полон уверенности, что сможет достичь высот также быстро, как и на брокерской службе. Однако, путь к славе и признанию оказался не таким простым, как ему представлялось.

Поль Гоген, Marahi Metua no Tehamana

Жизнь на Таити и возвращение в Париж

Его последующие полотна не повторили успеха первой картины. Полю пришлось браться за любую работу, чтобы не голодать. Жена выгнала его из дома. Гоген начинает искать себя. Побывав в Бретани, Арле, Мартиники, живописец, вспоминая детские годы, в 1891 году уехал на Таити. Поль Гоген мечтал о жизни туземца без благ цивилизации. Но Таити предстал перед ним совсем не таким, как он себе его представлял.

Художник поселился на дальнем уголке острова, где нашел простую туземную жизнь. Начинается один из самых плодотворных периодов его творчества. Всего на Таити Гоген написал около 80 произведений, среди которых:

  • “Женщина с цветком”;
  • “Когда свадьба?”;
  • “Женщина, держащая плод”;
  • “Дух мертвых не дремлет”;
  • “А, ты ревнуешь?”.

В 1893 году живописец возвращается во Францию, уверенный в своем таланте и признании своих полотен. Но немолодого, с подорванным здоровьем и без денег Поля ждало разочарование. Выставка стала провальной, критики разгромили картины Гогена, назвав их “плодом больного воображения”. Живописец решает вернуться на острова.

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить

Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.

Поль Гоген с женой

К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Учеба

Будущий художник сменил несколько обычных орлеанских школ, пока не остановил выбор на частной католической школе-интернате. Поль старательно учился, хотя и ненавидел семинарию. Юноша грезил о морских путешествиях. Гоген демонстрировал успехи по многим предметам – лучших результатов он достиг в изучении французского языка.

По достижении 14 лет Поль стал готовиться к поступлению в мореходное училище. Юноша, провалив экзамены, не стал отчаиваться и нанялся лоцманом. Ему удалось побывать в Бразилии, Чили и северных водах.

Во время его плавания умерла Алина Мария. Поль не сразу узнал об этой трагедии. Лишь через несколько месяцев, находясь в Индии, он получил письмо от сестры. В последнем наставлении матушка просила Гогена сделать карьеру. Женщина была уверена, что из-за своего строптивого нрава Поль не получит помощь от родственников. Молодой человек не стал перечить воле матери и в 1871 году приехал в Париж.

Биография кратко

Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность. В этом смысле Поль Гоген представляет собой интереснейшую фигуру, которая оставила после себя не только великолепные плоды творчества, но и увлекательную биографию, поучительную и чарующую.

Родился Гоген 7 июня в 1848 году в городе Париж, но отправился в столь раннем возрасте в Перу, так как отец Гогена, политический обозреватель, намеревался открыть там газету. Тем не менее, Гоген старший погиб от сердечного приступа, но этот факт не отменил тяги юного Гогена к путешествиям и приключениям. Он присоединяется в 17-летнем возрасте к торговому флоту, начинает самостоятельно путешествовать.

Гоген посещает различные страны, но после гибели матери возвращается в Париж, где поступает на службу биржевым брокером и начинает делать карьеру. Карьера Гогену удается, он обзаводится семьей, молодая супруга рожает ему пятерых детей, будущий художник накапливает существенный капитал. Тем не менее, после знакомства с творчеством импрессионистов биржевой брокер начинает тяготеть к искусству и даже берет уроки.

В итоге Гоген оказывается весьма талантливым художником, которого замечает, а потом и делает своим учеником Камиль Писсарро. Со временем он продолжает работать брокером, но все более тяготеет к искусству, к примеру, в период с 1885 до 1890 года он вообще оставляет семью в Копенгагене, куда они переехали, и проживает с группой художников в Понт-Авене. Также в этот период он много путешествует, Панама, Мартиника и другие острова дарят ему вдохновение и позволяют совершить очередной творческий виток.

Итогом этих поездок становится переезд на Таити в 1891 году. На протяжении немногим более года Гоген пишет множество ценнейших работ и испытывает невероятный творческий подъем, но он вынужден вернуться во Францию в период 1893-95 годов для того чтобы поправить здоровье и финансовое положение. Затем Гоген возвращается обратно в Океанию и завершает свой земной путь на острове Хива-Оа, где берет в супруги таитянку, и пишет лучшие работы, несмотря на болезнь и бедственное во всех смыслах положение.

Такие подъемы творчества во многом связаны с мировоззрением художника, который всегда считал цивилизацию чем-то сродни болезни и отрицал многие европейские ценности и цели этого общества. Гоген был склонен к общению с природой, поиску гармонии, которые и обретал на Таити, где люди жили подобно своим предшественникам за много сотен лет до Гогена и продолжали хранить свои корни.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

Художник Поль Гоген

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Автопортрет Поля Гогена

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Портреты Поля Гогена

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Поль Гоген

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Молодой Поль Гоген

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Эпатажный Поль Гоген

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Творчество Поля Гогена

Поль Гоген (1848-1903) — одна из центральных фигур в художествен­ной жизни Франции последней четверти XIX века.

Творче­ство Гогена обычно рассматривают в русле  постимпрессионизма. Но вряд ли к нему можно пол­ностью применить это определение. Художник-самоучка Го­ген последовательно прошел через влияния барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, и ни одно из этих заимствований не изменило его творческого лица.

Поль Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, пе­риодов горького отчаяния, тяжкой борьбы за существование.

Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неутомимых творческих поисков.

Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно рес­публиканского толка. Изменение политического курса заста­вило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, напра­влявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Ее старший сын Поль — будущий художник — с трудом переносил обста­новку закрытых учебных заведений, где он воспитывался, и мечтал стать моряком. Семнадцатилетним юношей нанялся он матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте и в результате лишился наследства по завещанию матери, возмущенной этим «позором».

Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и при­обретает независимое положение. Весь свой досуг он посвя­щает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Колароссии.

Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Се­на у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) — были близки к импрессионизму по манере письма. Но вскоре Гоген, увлеченный эстетической програм­мой символистов, придававших особое эмоциональное значе­ние цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его вещи, написанные в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, отличает тенденция к декоративному по­ниманию цвета, кладке краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, к подчеркнутой выразительности линий и силуэта. Это и определяет, в сущности, стиль Гогена.

В 1888 году Гоген живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался целиком искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мар­тинике новые принципы живописи художник пытается при­ложить к изображению природы и людей французской про­винции, хранившей в своем быту многие черты старины.

Картины «Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобще­нию выразительных средств живописи. Некоторые приемы рисунка и композиции идут в них от японской гравюры.

Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 го­дов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым ду­шевным состоянием художника, которого все более сдав­ливали неумолимые тиски нужды и неприз.нанности.

В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его тузем­цам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь соз­даны знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891), «А ты ревнуешь?» * (1892), «Дух мертвых бодрствует» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893) и другие. В них худож­ник пытается объединить свои реальные наблюдения с чув­ством поэтического строя жизни человека в природе.

Когда в 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген уст­роил выставку своих новых картин, они вызвали восхище­ние друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики пре­тили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раз­дражала завсегдатаев салонов.

Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь, наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896), «Семья таитян» (1896), он создает ряд картин с религиоз­но-мистическими реминисценциями. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложняется: неизменная готов­ность помочь туземцам встречает резкое противодействие колониальных властей. Он умирает приговоренный к тюрь­ме, больной, почти ослепший.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству. Стиль Гогена, гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.

«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген, 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах. Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили  население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму. Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга. В рецензиях на выставку картин Гогена, привезённых с Таити, можно было прочитать:

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген, 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши. Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена, но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.

«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года) 

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги. Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов. Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.

Поль Гоген – прообраз Чарльза Стрикленда из романа Моэма “Луна и грош”
Цитаты из романа Моэма “Луна и грош”

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий