10 лет ожидания
Пройдет долгих десять лет, прежде чем они смогут пожениться. Десять лет тайны и мучительной жизни врозь. Их любовь долго была омрачена сознанием невозможности «переделать» судьбу. «В жизни нет ничего более трагичного», — скажет позже автор «Саги».
В 1902 году Ада поселилась отдельно от мужа, в двух минутах ходьбы от Голсуорси, но вместе они жили только за границей. Их положение облегчало то, что у них были одинаковые фамилии.
Ада и Джон много путешествовали. Италия, Франция… Утренние часы посвящали работе: он писал, она начисто перепечатывала текст. Днем бродили по окрестностям, подолгу сидели на верандах и деревянных балконах нормандских сельских гостиниц, пили кофе и ели булочки с медом. Счастливое время! В эти же годы в их жизнь вошла музыка: Голсуорси писал, а Ада играла в соседней комнате на рояле. До конца дней Джон сохранил эту привычку — работать под музыку Ады.
В 1904 году умер отец Голсуорси. Его смерть потрясла Джона. Горе было так велико, что он две недели не мог никого видеть, даже Аду.
При жизни отца Джон не хотел расстраивать его бракоразводным процессом и женитьбой на разведенной женщине. Но «викторианец» умер, и теперь Джон и Ада могли бросить вызов условностям. Они уехали на несколько дней в деревню, потом отправились в Италию, где открыто жили полгода, чтобы майор Голсуорси понял, что развода не избежать. Вернувшись из Италии, они узнали, что бракоразводный процесс в разгаре.
Дом, где жил Голсуорси
Голсуорси был уверен, что двери светских гостиных теперь для него закрыты. «Я отошел от всех дел, вышел из клубов и т.д. У меня наконец-то будет время и ничем не отягощенный ум, чтобы писать».
Они поженились 23 сентября 1905 года — в первый день свободы. Наконец-то все трудности позади и их ждет безоблачное счастье… Однако 10 лет тайны и 8 месяцев, проведенные вместе за границей, давали основания думать, что трудности будут.
Ада предала забвению все, что было с ней до второго замужества. Неожиданно вырезала из дневника первые страницы. И начала отсчет жизни заново — с 1905 года.
Ада Голсуорси
Семейная жизнь Ады с Артуром Голсуорси оказалась неудачной. Да и что можно было ждать от брака, который для Ады был лишь попыткой убежать от постылой жизни?
Детство и юность Ады были совсем непохожи на детство и юность Джона. Ада была нежеланным и нелюбимым ребенком. Даже имя, данное ей матерью, говорит о том, что ребенок был для нее тяжелой ношей. Она назвала свою дочь Ада Немезида. А Немезида, как известно, была богиней мести. Жестокая Немезида не раз заявляла свои права на Аду в течение всей ее жизни. Ада сопротивлялась ей, как умела…
В 1866 году Аду удочерил доктор Купер. Чтобы скрыть, что она незаконнорожденная, Ада стала называть годом своего рождения этот год, хотя на самом деле она родилась в 1864-м. Умирая, доктор Купер составил завещание, в котором поручил опекунам заботиться об образовании Ады. Она занималась музыкой, танцами, училась петь, рисовать…
После завершения образования начались путешествия Ады с матерью по стране в поисках мужа. За 4 года они объехали 74 города… Брак с Артуром Голсуорси показался несчастной Аде хорошим выходом из положения. Но она ошиблась…
Начало писательской карьеры
В 1897-м вышел первый сборник рассказов Голсуорси «Четыре ветра». За ним последовали романы «Джослин», «Вилла Рубейн» и «Серебряная коробочка». Все они были опубликованы под литературным псевдонимом Джон Синджон. Все эти произведения были написаны в популярной тогда стилистике позднего английского романтизма.
Несмотря на их успех, писатель решил отказаться от этого литературного направления. Под влиянием творчества Диккенса, Теккерея, Мопассана, Тургенева и Толстого Джон Голсуорси замыслил создать цикл реалистичных романов, рассказывающих о судьбе большой семьи, принадлежащей к крупной буржуазии.
Литературная карьера
В 1987 году был опубликован сборник рассказов Джона Голсуорси. Второй публикацией стал роман “Джослин”. Тогда писатель творил еще под псевдонимом, но все знали, что это Джон Голсуорси. Отзывы о его произведениях были несколько противоречивыми, но не отрицательными, что радовало.
В 1906 году вышла пьеса “Серебряная коробочка”, которая стала довольно успешной. Темы, которые писатель поднимал в своих произведениях, касались классовых взаимоотношений, неравенства общества. Его драмы начали ставить в театрах Лондона.
На счету Голсуорси двадцать романов, двадцать семь пьес, три поэтических сборника, множество рассказов и эссе. Но самым главным делом его жизни была “Сага о Форсайтах”.
Развязка романа
Концовка романа «Собственник» Дж. Голсуорси оказывается трагической. Джолион планирует собрать всех близких вместе. Джун уговаривает его купить дом в Робин Хилле, так как в тот самый день, когда Босини узнал о случившемся, в тумане он попал под омнибус, который раздавил его насмерть.
Юный Джолион воспринимает происходящее вокруг как первую трещину в твердыне всеобщего благополучия всего семейства. Сомс сильно тоскует. Внезапно в дом возвращается его Ирэн, она ведет себя как раненый зверь, который прячется в норе, пытаясь залечить полученные раны. Она потеряна, не в силах понять, как ей вести себя дальше, как поступить.
Старый Джолион, сочувствуя ей, отправляет к девушке своего сына. Однако Сомс заявляет, что никому не позволит вмешиваться в свои семейные дела. В финале романа он захлопывает дверь перед его лицом.
Босини
Восстановить события романа «Собственник» Голсуорси краткое содержание как раз поможет как нельзя лучше. Все участники предстоящего торжества выглядят респектабельно и даже блистательно. Однако между ними ощущается некое напряжение. Оно вызвано ощущением приближения чего-то ненадежного и необычного.
Объектом недоверия этого общества становится человек, ради знакомства с которым все и собрались. Это архитектор Босини — человек, у которого, в отличие от всех присутствующих, нет никакого состояния, он эксцентричен, артистически небрежен в одежде. Сын Роджера Джордж даже называет его пиратом, это прозвище в результате закрепляется за ним среди родственников. С особенным презрением к выбору внучки относится престарелый Джолион. Для него это особенно тяжело, так как в девушке он души не чает. Джолион уверен, что с этим безрассудным парнем она еще настрадается, так как тот совершенно непрактичен, а его Джун очень упряма.
Социальная позиция
Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.
После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.
Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.
Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».
Вторая любовь Джона Голсуорси
Когда Голсуорси было 44 года, он встретил девятнадцатилетнюю танцовщицу и хореографа Маргарет Моррис, которая принимала участие в одной из постановок его пьесы. Она влюбилась в него сразу. «Видеть его — значит любить его, он такой добрый, деликатный, у него такая чарующая улыбка».
Голсуорси не сразу понял, что тоже влюблен. Надо сказать, что роман Голсуорси и Маргарет Моррис — это самый невинный роман, какой только можно себе представить. Но для Ады — это страшная трагедия. Немезида настигла ее опять: Джон, единственный человек, кому она доверяла, человек, давший ей защиту и положение, собирался отвергнуть ее. А для него и выбора не было: он не мог видеть мучений жены.
Голсуорси пишет Маргарет: «Ни вы, ни я не сможем построить счастье на чужих страданиях и болезни». Между ними пока сохраняется переписка, но и ей скоро был положен конец: «Аде не будет лучше, пока между нами все не будет кончено. Забудьте и простите меня ».
По воспоминаниям племянника Голсуорси, который много лет жил в его семье, брак Ады и Джона после его «измены» святому доверию между ними продолжал существовать, но чувственной любви между ними уже не было. Более того, Голсуорси стал еще более зависеть от Ады — теперь без нее он уже не мог работать.
Из дневника Ады: «Джек пишет, я же бездельничаю: или печатаю, или пытаюсь играть на моем любимом маленьком «Бехштейне», который доставляет нам такую радость».
В 1932 году Голсуорси присудили Нобелевскую премию. Но поехать в Стокгольм он не смог — из-за болезни, которая оказалась смертельной.
Ада долго не могла поверить, что Джон умирает. Кто же будет о ней заботиться? (Опять вмешалась Немезида?)
Умирал он мучительно, но боль переносил стоически: «Мне слишком хорошо жилось: Ада, деньги, дома, награды, путешествия, успех…»
31 января 1933 года Джона Голсуорси не стало. Его прах был развеян на вершине Бери-Хилла, «под четырьмя ветрами».
Болезненная Ада намного пережила мужа. Она умерла 29 мая 1956 года в возрасте 91 года.
Два рукописных стихотворения, посвященных Аде, которые были найдены после ее смерти в шкатулке для драгоценностей, являются единственными письменными свидетельствами любви Джона и Ады Голсуорси.
Отцы и дети
Между тем в романе «Собственник» Голсуорси престарелый Джолион рассчитывает наладить отношения с сыном, отцом Джун. Они не виделись уже 14 лет. Почти полтора десятилетия назад юный Джолион ушел из семьи из-за недозволенной, по представлениям Форсайтов, любви. Теперь он живет весьма скромно, пишет картины акварелью, работает страховым агентом.
Отец подстраивает как будто бы случайную встречу в клубе, во время которой приглашает сына навестить его. Затем приезжает к нему с ответным визитом, влюбившись в внуков, которых до этого еще не видел. Их зовут Холли и Джолли.
Проблемы в семье у Сомса, сына Джемса, которые он всячески скрывает от отца. Его супругу все остальные Форсайты воспринимают как что-то чуждое и необычное для их круга. Темноглазая и золотоволосая женщина по имени Ирэн окружающим сильно напоминает языческую богиню, отличаясь при этом изысканным манерами и вкусом.
После смерти ее отца — профессора Эрона она осталась практически без средств к существованию, в результате была вынуждена уступить Сомсу, который добивался ее руки на протяжении полутора лет. Замуж при этом она вышла без любви, поверив, что если брак не удастся, то супруг предоставит ей неограниченную свободу. О том, какую ошибку она совершила, Ирэн понимает уже в самом начале своего замужества. Ее все тяготят в браке, в котором ей отвели роль прекрасной вещи, обладание которой исключительно льстит тщеславию ее супруга, добавляя ему уверенности в себе. Жена к нему относится с неприязнью и холодно, чем доводит до бешенства.
Теперь он переживает из-за искры, которая проскочила между Босини и Ирэн. Он нанял архитектора для строительства своего загородного дома. Симпатия между его женой и зодчим перетекает в сильное взаимное чувство. Но Сомс не собирается давать жене развод. Красота девушки его пленила 4 года назад, он не собирается расставаться со своим трофеем. Джун тяжело переживает перемены в отношениях с Филипом, чувствуя, что ему неловко рядом с ней.
«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)
Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.
В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.
Роман длиною в жизнь
Вернувшись в Англию, писатель Джон Голсуорси имел возможность поближе познакомиться с новой родственницей, которая часто посещала его сестер. От них он узнал, что молодая женщина несчастлива в браке, так как кузен Артур ведет себя как мужлан. Именно Ада стала, если так можно выразиться, его крестной матерью в литературе и музой на долгие годы. Во время случайной встречи в Париже миссис Голсуорси посоветовала Джону начать публиковать свои рассказы.
Голсуорси ушел из дома и снял небольшую квартирку, чем вызвал негативную реакцию отца. Однако тот все же решил выделить сыну экипаж и выплачивать ему ежемесячно небольшую сумму. Это позволило Джону спокойно заниматься творчеством. Кроме того, жизнь отдельно от родительской семьи позволила писателю тайно встречаться с Адой, с которой они стали любовниками.
Кстати, то обстоятельство, что молодые люди носили одну фамилию, позволило им путешествовать под видом супругов за рубежом, где их без проблем заселяли в двухместные номера. Однако такие счастливые моменты в их жизни были крайне редкими. Хотя Ада была готова развестись с мужем, Джон понимал, что после того, как она будет свободна, он все равно не сможет на ней жениться, так как такой поступок убьет его отца.
Долгожданный брак не принес счастья
Ада была предана Джону и его работе. Конечно, это замечательно, но… Но иногда ее чрезмерная опека угнетала Голсуорси. Она не отпускала его ни на минуту. Не обладая ни его кругозором, ни достаточным благородством, Ада не желала позволить его душе блуждать в тех сферах, которые ей самой были недоступны. Зная, что Джон совершенно не эгоистичен и готов на все ради близкого человека, беспокойная Ада нещадно эксплуатировала эти качества мужа.
Аду нужно было защищать от трудностей и неприятностей, оберегать от волнений, баловать, как ребенка, уступать во всем. Даже игры они выбирали такие, где она могла победить. Необходимо было поддерживать в ней чувство уверенности в себе, окружать ее любовью и заботой, которыми она была обделена до встречи с Голсуорси.
При этом Ада вовсе не была хрупким созданием и не напоминала южный цветок: пахнёт холодом — и нет его. И она совсем не была похожа на Ирэн Форсайт — символ страдающей красоты. Ада — женщина с римским профилем, узкой полоской губ, иногда тронутых чуть заметной улыбкой. У нее королевская осанка и величественные движения. Сохранилось множество портретов Ады: Ада на коне, Ада кормит кошку, Ада в охотничьем костюме — сапогах и бриджах.
Одна из ее приятельниц вспоминала: «Никогда не видела более мускулистой женщины». Ничего удивительного. Часто жаловавшаяся на здоровье и страдавшая от ревматизма Ада была отменной спортсменкой: отлично ездила верхом, метко стреляла, хорошо играла в крикет и просто отлично — в бильярд.
Холодность и строгость Ады способствовали сдержанности Голсуорси. Один из читателей «Саги о Форсайтах» решил, что писатель неодобрительно относится к чувственной стороне любви, приводя в пример Сомса и Ирэн. На это Голсуорси ответил так: «Меня скорее можно упрекнуть в обратном, но надо отличать проявление взаимного чувства от того, которое удовлетворяется вопреки желанию другого. Это не одно и то же. С годами, пройдя через некоторые испытания, вы узнаете, что большинство женщин, созданных для любви, гораздо менее других приспособлены терпеть подобное посягательство на чувственную сторону их натуры, ибо с этим связано для них сильнейшее ощущение духовной деградации». Эти слова, конечно, относятся к Аде.
Трагедия Ады в том, что она, не задумываясь, требовала от Джона все большего внимания, пока его самопожертвование не стало полным. И писатель, которого она сначала поддерживала своей верой и воодушевлением, оказался всецело в оковах их брака. Ада и Джон жили вместе, вместе добились успеха — он стал знаменитостью. Ада счастлива: ведь Джон — смысл ее жизни. Но Голсуорси становилось тесно в «пеленах благополучия», которыми она старалась укутать его, не отпуская от себя ни на минуту. Ему трудно совместить любовь к Аде и к литературе: чтобы развиваться как писатель, он должен был стать совершенно независимым, даже от любимой Ады.
Что же он предпочел? «Из всех дорог, которые мы выбираем, — писал Голсуорси, — единственно достойной считаю путь мужества и доброты».
Последнее лето Форсайта
Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.
Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.
Реклама:
Новое завещание
Престарелый Джолион ради примирения с сыном переделывает завещание, восстановив его в правах на наследство. Он сам испытывает глубокое удовлетворение от своего поступка. Он его расценивает как месть времени, всем невзгодам, которые выпали на его долю. А также презрению, которым он вместе с остальными родственниками все эти годы награждал сына.
Сомс все-таки подает иск против Босини. Но на процессе архитектор отсутствует. Пропадает и Ирэн, которая уходит из дома, оставив драгоценности и все свои вещи. Ее муж не может смириться с мыслью, что она окончательно пропала из его жизни. Посетившая судебное заседание Джун спешит предупредить Филипа о происходящем, хочет поддержать его. В его квартире она встречает Ирэн, высказывая ей все, что у нее накипело за это время. Ведь раньше она была в дружеских отношениях с женщиной, которая теперь разбила ее жизнь.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑ Голсуорси Джон // Большая советская энциклопедия:
Источники ударения на первом слоге:
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 слов / Под ред. Розенталя Д. Э. — 5-е изд. — М.: Русский язык, 1984. — 804 с.
Агеенко. Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка. Печатное издание М.: ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2010. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011.
Источник ударения на третьем слоге:
- (англ.). wordsworth-editions.com. Дата обращения: 27 ноября 2019.
- М. Тугушева. Конец главы // Д. Голсуорси. Конец главы. Трилогия. — Л.: Лениздат, 1978. с. 718.
- Энциклопедия кино. 2010
Литературная карьера
Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада, роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.
Голсуорси стал популярен и как драматург. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношении к беднякам. В пьесе «Серебряная коробочка» (1906) говорилось, что существует один закон, как для богатых, так и для бедных, а в пьесе «Справедливость» писатель выступал за судебную реформу.
Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы. Так, например, в романе «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира художника с миром буржуа, в котором основной ценностью человека считается его богатство.
Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием «Саги», он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.
В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи, который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе Викторианской эпохи. Хотя Голсуорси и показал изменения семьи среднего класса в Англии, но сам он говорил о том, что английское общество мало изменилось.
В саге рассказывается о трех поколениях британского среднего класса перед 1914 годом. История о Форсайтах была смоделированная с Артура Голсуорси, кузена писателя. Так, событие, когда Сомс изнасиловал свою жену, написана на основе реальных событий, что произошли с Адой и её бывшим мужем Артуром. Ромен Роллан, автор романа «Жан-Кристоф», ввел специальный термин роман-река, чтобы описать подобные романы, которые можно читать отдельно, но все же описывают ту же тему.
Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.
В романе «Остров Фарисеев» автор раскрывает лицемерие буржуа, которое скрывается за маской респектабельности. В метафоре острова автор обличает всю Англию с её лицемерными политиками, церковниками, учеными и деятелями искусств.
Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.
Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя романа.
В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.
Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 году вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора были широко известны во Франции и России.
Биография
Джон Го́лсуо́рси (англ. John Galsworthy (; 14 августа 1867, Кингстон-апон-Темс, Суррей — 31 января 1933, Лондон) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932).
Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мать была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.
Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.
Когда умер отец Голсуорси в 1904 году, он стал финансово независимым.
В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864—1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 года, а с 1923 эта ферма стала его другим домом.
В 1921 году совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.
В 1929 году за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.
В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.
Голсуорси скончался 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.
«Почему вы не пишете? Вы созданы для этого»
Вернувшись из «большого тура», Джон Голсуорси познакомился с Адой ближе. А когда он понял, что прекрасная Ада несчастлива в браке, преисполнился сочувствием к ней.
Голсуорси вел жизнь молодого состоятельного джентльмена: давал обеды, ездил с визитами, охотился… Однако такая жизнь стала тяготить его. В это же время Джон изучал юриспруденцию, но его все больше одолевали сомнения в правильности выбранного пути. «Вгрызаться в какую-нибудь специальность для того, чтобы делать деньги — мерзкая скука… Как бы я хотел обладать талантом, я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь — быть писателем», — сетовал он в одном из писем. Его мучила неуверенность в себе. Вот тут-то Ада и сказала то решительное, то единственное слово, которое ему нужно было услышать.
Поворотный момент в их отношениях — встреча на Северном вокзале в Париже. Ада спросила молодого юриста: «Почему вы не пишете? Вы созданы для этого». Эти слова определили дальнейшую судьбу Голсуорси, а Ада навеки вошла в его жизнь: ей суждено было стать его секретарем, его музой, его товарищем…
Голсуорси покинул родительский кров и поселился в маленькой съемной квартире. Отец, хотя и был разочарован выбором сына, все же выделил ему небольшое, но достаточное содержание. К тому же потребности Голсуорси были невелики: скромная обстановка, собственный выезд (экипаж с лошадью), одевался он с изысканной небрежностью, которая тогда была в моде.
Ада обладала призванием поощрять таланты. Не только Голсуорси нашел в ней понимание: за свою жизнь она поддержала нескольких писателей
Вот как сама Ада оценила свое, согласимся, редкое качество: «Я думаю, это мое предназначение — быть кому-то полезной, и это очень важно для меня»
Ада сразу поверила, что Джон станет великим писателем. Его слабые литературные попытки ее ничуть не смущали. Она была первой слушательницей пока неумелых и многословных рассказов Голсуорси, и это еще больше сблизило их. Ада теперь — его вдохновительница: она умела пробуждать в нем жажду творчества.
Так он начал свой путь рядом с Адой.