Хлебников Велимир

Личная жизнь

Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».

Портрет Велимира Хлебникова

Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».

Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).

Сборники стихов Велимира Хлебникова

В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.

Велимир Хлебников в военной форме

Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Символизм как начало творческого пути

Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм – направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.

Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с Сергеем Городецким и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.

Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как “Воззвание учащихся славян”. Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.

Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как “Зверинец”, Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).


Сборники стихов Велимира Хлебникова

В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.


Велимир Хлебников в военной форме

Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Председатели земного шара

В 1912 году выходит сборник под названием «Пощечина общественному вкусу». В нем собраны стихи футуристов, включая Хлебникова: «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…». А последняя страница сборника состояла из таблицы, которую составил Виктор и путем математических расчетов смог доказать падение государственного строя 1917 году.

Автор продолжает изучать историю в разрезе цифрового измерения, итогом чего ставятся 3 книги. В 1916 году Хлебникова призывают в армию, он оказывается тылу. Знакомый врач помогает поэту избежать армейских тягот, и его освобождают от этого бремени по причине психического нездоровья.

Хлебникова не покидает идея создать общество, в котором бы собрались люди, переживающие душой за Родину, и назвать его «Общество председателей земного шара». Путешествует по стране и мечтает.

В 1920 году в свет выходит поэма «Ладомир». Велимир продолжает творить и создает образ человечества, которое живет в мире и согласии с природой, без войны. Эта идея будет во всем его творчестве в последующие годы.

Умные часы позволят разблокировать айфон с маской на лице

Продюсер Юрий Аксюта объявил имена наставников нового сезона «Голос. Дети»

Бенгальский кот по имени Алешка. Катерина Шпица показала нового члена семьи

В 1921 году он пишет работу «Радио будущего». Ему удается даже предсказать появление Интернета, более того, он даже называет его «паутина».

Стальной характер

Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.

Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.

Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.

↑ Интересные факты

  • В силу рассеянного характера и скитальческого образа жизни Хлебников не берег написанное. Однажды он даже поддерживал собственными рукописями огонь костра, ночуя в голой степи, чтобы не замерзнуть окончательно.
  • Во второй половине 60-х гг. прошлого века прах Хлебникова был перенесен на одно из московских кладбищ с погоста глухой деревушки Санталово, где он окончил свои земные дни, убитый недоеданием и параличом ног в 1922 году. Этот факт нашел отражение в одном из стихотворений поэта Бориса Слуцкого.
  • Хлебникова по праву причисляют к поэтам-пророкам. Он предвидел Первую мировую войну.
  • С точностью до года в «Досках судьбы» он предсказал дату Октябрьского переворота. Маяковский и тот ошибся на год…

Детство и юность

Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».


Велимир Хлебников с семьей

Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.

Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.


Велимир Хлебников в детстве

В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.

Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.


Велимир Хлебников в молодости

В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.

Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.


Велимир Хлебников

Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.

С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.

В Железноводске

В Железноводске поэт намеревался жить на крыше полуразрушенного санатория, но затем принял приглашение сестер Самородовых и поселился у них на даче. О. Самородова вспоминала, что хозяйка дома, сухонькая, сварливая старушка, отчего-то сразу невзлюбила странного постояльца и всячески пыталась загрузить его делами, хотя всем окружающим было понятно, что Хлебников серьёзно болен. Шатающийся на ходу Велимир покорно таскал из леса огромные вязанки хвороста, двигал мебель и выполнял другие поручения.

Несмотря на слабость Хлебников продолжал много работать. Он пересматривал старые записи, что-то рвал, что-то записывал в большую конторскую книгу. Наиболее ценные для себя рукописи поэт складывал теперь не в наволочку, а в большой ящик, в котором когда-то держали кур, остальные безжалостно разбрасывал. Клочки бумаги, исписанные его убористым почерком валялись на садовых дорожках, белели под деревьями и на кустах роз.

Несколько дней Хлебников пролежал в горячечном бреду, но встал ещё слабее, чем был до этого. Сёстры Самородовы уговаривали Велимира поехать в Пятигорск на лечение, и он как будто согласился с их доводами, куда-то съездил, с кем-то договорился и в середине октября 1921 года ушёл из Железноводска. Со своими добросердечными компаньонками поэт больше не виделся.

Становление Велимира

18 сентября 1908 года В. В. Хлебникова зачислили на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Однако литература привлекает юношу куда больше, чем биология и другие естественные науки. В Петербурге Хлебников входит в круг акмеистов и символистов (Л. Гумилев, В. Каменский, М. Кузмин и др.) сближается с поэтом В. Ивановым.

В 1908 году молодой поэт под псевдонимом «Велимир Хлебников» выступает в печати со стихотворением «Искушение грешника», но настоящую известность ему принесли опубликованные в 1910 году «Смехачи» («Студия импрессионистов») и «Зверинец» («Садок судей»). Через Каменского Хлебников знакомится с братьями Бурлюками, с М. Матюшиным и его женой Е. Гуро).

Застать поэта на одном месте практически невозможно. То он гостит у родных в Астрахани, то вдруг срывается в Москву, затем уезжает в Петербург, а оттуда в Куоккала, где встречается с И. Репиным, К. Чуковским, В. Маяковским, Л. Андреевым, И. Пуни, М. Матюшиным, Н. Евреиновым. И повсюду Хлебников пишет, пишет жадно и много, иногда надолго задумывается, будто ожидая подсказки от вселенной. Судьба написанного его мало интересовала: рукописи он запихивал в наволочку, что-то терял, иногда начинал писать новое поверх уже законченного произведения или покрывал листок с готовыми стихами затейливым «узором» математических формул. Уверенный в гениальности приятеля Д. Бурлюк старался собирать за Велимиром небрежно брошенные рукописи, но многое все равно было утеряно. Похвалы поэт любил и страшно гордился, когда его печатали. Каждый свежий журнал Хлебников сосредоточенно листал в поисках своих стихов, даже если он туда их не посылал.

Примечательно, что обладающий обширными научными познаниями и горячо рассуждающий о судьбах человечества поэт был абсолютно беспомощен в бытовых вопросах. Где бы он ни жил, его комната выглядела всегда одинаково: захламленная «берлога», кровать без белья, а вместо подушки – набитая черновиками наволочка. К собственному внешнему виду поэт тоже был равнодушен, мог не мыться и не переодеваться годами. Денег у него никогда не было, а те небольшие суммы, что изредка появлялись, Хлебников бездумно тратил на дорогостоящие безделушки или одалживал малознакомым людям и тут же забывал об этом.

В 1914 году в свет выходит альманах «Пощёчина общественному вкусу», в предисловии к которому изложены основные принципы раннего футуризма. В своеобразном послании, подписанном Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Хлебниковым, А. Кручёных, футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности», а также заявляли свои права на использование произвольных и производных слов (слово-новшеств). «Пощечину…» ждало всеобщее негодование и бесчисленные насмешки.

Бросая вызов обществу, футуристы нередко устраивали «эстрадные бунты»: появлялись на людях в нелепых одеждах, с разрисованными лицами. Хлебников в подобных представлениях участвовал редко. Он был одержим поэзией и созданием новых слов (неологизмов). С 1910 по 1914 г.г. им было написано множество произведений, среди которых стихотворение «Мария Вечора», поэма «Журавль», пьеса «Маркиза Дезес».

Интересные факты из жизни

Вот несколько интересных фактов из биографии певицы:

  1. В детстве Марина мечтала стать металлургом.
  2. Марина Хлебникова была единственной солисткой мужской группы «На-На», в которую она перешла из «Интеграла» по приглашению Бари Алибасова в 1989 году. Через год Хлебникова ушла из коллектива, начав сольную карьеру.
  3. Певица попала в книгу рекордов Гиннесса в номинации «Самый дорогой в мире маникюр», который обошелся ей в 300 тыс. руб.
  4. Из подаренных поклонниками мягких игрушек Марина сшила огромный ковер, который занимает всю стену в ее московской квартире.
  5. Хлебникова сама пригласила своего первого мужа Антона Логинова жить у себя в двухуровневой квартире после того, как он перенес инсульт и нуждался в постоянном уходе.
  6. Певица первая обнаружила труп Логинова у себя дома и его предсмертную записку, в которой он сообщал, что всегда любил ее.

Краткая биография

Говоря о русской поэзии серебряного века, нельзя не остановиться на необычной судьбе Велимира Хлебникова, человека будущего, мечтающего об идеальном обществе.

В. Хлебников родился в 1885 году в Астраханской губернии. Родители были образованными людьми. Сам поэт учился в гимназии, посещал орнитологические курсы, потом поступил в университет. Интересы его были разносторонними.

Первые творческие опыты относятся к студенческим годам. Он написал пьесу и отправил ее Горькому. Произведение не было напечатано.

Хлебников пытается найти себя в науке. Он путешествует в составе научных экспедиций и даже делает орнитологическое открытие. Попутно он изучает японский язык. С увлечением читает произведения символистов.

Начавшаяся русско-японская война потрясла Хлебникова. Он пытается найти объяснение этой бойне и приходит к исследованию категории «времени».

Поэт начинает заниматься «словотворчеством». Он отправляет стихи Вяч. Иванову, и получает его одобрительную оценку.

Хлебников живет в Петербурге, знакомится с поэтами, увлекается славянской культурой. «Искушение грешника», изобилующее неологизмами, было дебютом в печати.

Вместе с братьями Бурлюками создают группу «будетлян», которая явилась первым объединением футуристов. Они выпускают сборник «Садок судей».

Хлебников выводит закономерности исторических событий, руководствуясь числовой философией Пифагора. Последующие годы отмечены творческим подъемом автора. В свет выходит книга о законах времени «Ученик и учитель». В соавторстве с Бурлюком пишет манифест о «зауми». Сотрудничает с газетой «Славянин», работает над «сверхповестью». Выходит «Ряв!» и другие сборники поэта.

Когда началась Первая мировая война, Хлебников попадает под мобилизацию. Через месяц, не выдержав картин войны, он оказывается в больнице.

Последующие годы посвящены путешествиям и творчеству.

В 1922 году, остановившись у друга в деревне Санталово, поэт заболел и умер.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: “Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы”. И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

Влияние

В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.

Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.

↑ Творчество Велимира Хлебникова

Вначале начинающий автор входит в круг символистов. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и окрестили Велимиром. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Д.Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм. Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».

Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке – разве что «самолет» (и то некторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста – Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.

Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.

Военная служба

В 1916 году знакомых Хлебникова потрясла невероятная новость: Велимира, известного всем пацифиста, призвали в действующую армию. Беспрерывная муштра и прочие «прелести» военной жизни стали для поэта непосильным испытанием, о чем он поспешил уведомить родных в письме от 4 июня 1916 года: «Я в мягком плену у дикарей прошлых столетий. Писем давно не получаю. 1 посылку получил и 20 рублей. Больше ничего. 15 мая была комиссия, и меня по милости капитана Супротивного назначили в Казань на испытание в Казанский военный госпиталь. Но я до сих пор не отправлен. Я много раз задаю вопрос: произойдёт или не произойдёт убийство поэта, больше – короля поэтов, Аракчеевщиной? Очень скучно и глупо».

Перевод в «чесоточную команду» несколько облегчил жизнь поэта. Муштры здесь не было, но казарменная атмосфера угнетала беднягу. В один прекрасный день на имя Д. Петровского пришла открытка, в которой Хлебников написал: «Король в темнице, король томится. В пеший полк девяносто третий, я погиб, как гибнут дети». Почувствовав в этих строчках безысходную тоску, Петровский взял с собой все деньги, что у него были (15 рублей) и поехал навестить погибающего «короля».

В связи с приездом брата (так представился визитер) Хлебникову дали короткий отпуск. Приятели погуляли, потом Петровский и Татлин устроили совместное выступление, на котором Велимир прочитал антивоенный доклад «Чугунные крылья». Было в его отстранённости от действительности что-то от блаженного. Взводные, которым приходилось ставить Хлебникова под ружьё в сапогах с гвоздями, признавались Д. Петровскому, что невольно испытывали угрызения совести от того, что заставили страдать этого «чудака» и «грязнюху», не способного даже правильно застегнуть шинель и совершенно не переносящего вида крови. Когда же они узнали о том, кем является их странный товарищ и какова его роль в литературе, пренебрежение сменилось уважением.

Об увольнении из армии Хлебников хлопотал беспрестанно, но все его письма оставались без ответа. Стараниями друзей он ненадолго был признан умалишённым и 3 месяца провел провёл в астраханской больнице среди душевнобольных. За это время поэт подготовил к публикации и отправил издателю несколько статей и стихотворений. В ноябре 1916 года Хлебникова отправили рядовым в саратовский пехотный полк. В творчестве 1914-1916 г.г. наблюдаются антивоенные настроения: своё неприятие насилия Велимир выразил в поэмах «Берег невольников» и «Война в мышеловке». Постепенно отрицание войны перерастает в мечты об идеальном Государстве времени, которое Хлебников описывает в утопической декларации «Труба марсиан».

Только после Октябрьской революции поэт окончательно простился с солдатчиной. В последние годы военной службы он дважды переболел тифом и дважды побывал в плену, причём, как в красном, так и в белом (его, никогда не имевшего при себе документов, подозревали то в шпионаже, то в дезертирстве).

Интересные факты

  • Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
  • Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.

Портрет Хлебникова кисти Михаила Ларионова

  • В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
  • В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.

Велимир Хлебников

В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».

Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Подводя итоги

Те, кто был знаком с Велимиром Хлебниковым утверждают, что это – необычный человек и таких очень мало в мире. Он грезил своим желанием писать, отчего создавал сотни стихов, которые потом сам же и сжигал. Это был человек, под чьим пером рождались шедевры, хотя сам Велимир об этом порой не догадывался. Интересный факт, но писатель всегда хранил самые ценные работы в подушке, потому что, переезжая, ее всегда нужно было брать с собой. Однако Виктор Владимирович умудрялся терять свои рукописи.

Его нестандартное поведение изучалось столичными и петербургскими психиатрами, ведь считалось, русский деятель лишь таким необычным образом отклоняется от службы в армии. Неоднократно признавали, что Хлебников был психически нездоров и попадал под исследование, но серьезному лечению не подвергался никогда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий