Завоевание Америки
В 1959 году Honda Motors вышла на рынок США. Здесь доминировали местные производители мотоциклов тяжелых моделей, такие как Harley Davidson и Indian. Компания располагалась в Лос-Анджелесе, но не могла привлечь клиентов. Средний американец полагал, что на мотоциклах ездят только преступники и полицейские.
«Хонда» хотела изменить восприятие целевой аудитории. Для этого была принята уникальная маркетинговая стратегия. Компания демонстрировала свои мотоциклы в хозяйственных магазинах, магазинах спортивного инвентаря и даже супермаркетах. Когда модель Super Cub появилась в США, она изменила способ, которым молодые американцы добирались на работу.
В первый год американскому отделению удалось продать 15 тыс. единиц, что было превосходным результатом для иностранной компании. Тем не менее Соитиро вынашивал амбициозные планы. Он хотел сбывать 15 тыс. единиц в месяц. Как всегда, за дело принялся Фудзисава, который начал продавать мотоциклы в нетрадиционном японском стиле. Отдел сбыта компании перевозил трейлеры, груженные ими, от города к городу.
Уникальный метод дистрибуции сработал, и продажи взлетели. Модель Super Cub 1958 года была переделана для американского рынка. Качественный и привлекательный мотоцикл считался одним из лучших в США. Легкая женская рама, простое управление, низкие затраты на обслуживание и простой дизайн сделали его популярным среди представительниц слабого пола. Характеристика Honda Super Cub по расходу топлива позволила назвать мотоцикл самым экономичным в стране. Американская версия имела двигатель объемом 50 куб. см и мощностью 4,5 л. с.
Для производства данной модели в Судзуке (Япония) была построена новая фабрика компании «Хонда», цена которой составила 10 млрд йен, рассчитанная на изготовление 30 тыс. транспортных средств в одну смену или 50 тыс. в две. Предприятие стало крупнейшим в мире, а массовое производство позволило сократить расходы на 18 %.
Ранние годы [ править ]
Хонда родился в деревне Комё, район Ивата, Сидзуока , недалеко от Хамамацу, 17 ноября 1906 года. Он провел свое раннее детство, помогая своему отцу, Гихею Хонде, кузнецу , в его бизнесе по ремонту велосипедов. В то время его мать, Мика Хонда, была ткачихой. Хонда не интересовалась традиционным образованием. Его школа вручила детям отчеты об успеваемости, но потребовала, чтобы они вернули их с печатью семьи, чтобы убедиться, что родитель видел ее. Хонда создал штамп, чтобы выковать свою семейную печать из использованного резинового покрытия педали велосипеда. Мошенничество было вскоре обнаружено, когда он начал делать поддельные марки для других детей. Хонда не подозревала, что штамп должен быть зеркальным. Его фамилия 本田 симметрична, когда написана вертикально, поэтому это не вызывало проблем, в отличие от некоторых других детских фамилий. необходима цитата
Еще будучи малышом, Хонда был в восторге от первой машины, которую когда-либо видели в его деревне. В более позднем возрасте он часто говорил, что никогда не забудет запах масла, который он исходил.
Соитиро однажды позаимствовал у своего отца велосипед, чтобы увидеть демонстрацию самолета, созданного пилотом Артом Смитом , который закрепил его любовь к технике и изобретениям.
В 15 лет, не получив формального образования, Хонда уехала из дома и направилась в Токио в поисках работы. Он получил ученичество в гараже в 1922 году. После некоторых колебаний по поводу его работы он проработал шесть лет автомехаником, прежде чем вернуться домой, чтобы начать свой собственный бизнес по ремонту автомобилей в 1928 году в возрасте 22 лет
Хонда участвовал в гонках Ford с турбонаддувом в «Первой гонке японских автомобилей» на автодроме Тамагава в 1936 году. Он разбился и серьезно повредил левый глаз. Его брат также был ранен. После этого он ушел из гонок.
Жизнь на пенсии
Но мастерство Хонды его не покинуло. Он проводил часы в своем частном гараже, восстанавливая и разбирая двигатели. По приглашению Британского музея он отремонтировал антикварный автомобиль и проехал на нем из Лондона в Брайтон.
66-летний Соитиро Хонда на пенсии стал японским послом доброй воли. Он встречался со многими выдающимися личностями, наводил мосты между Востоком и Западом. Он приветствовал перенесение производства автомобилей в США в 1974 году и их продажу по всему миру. Хонда не забывал о своем детище и часто посещал исследовательские лаборатории компании, чтобы быть в курсе новейших технологий. Соитиро радостно признавал, что инновации интригующие, но он не в состоянии их понять. Свой последний вздох мастер испустил 5 августа 1991 года. Он умер из-за отказа печени. Мечтатель оставил свои убеждения, идеи и дух в компании Honda Motor Corporation.
Смелые решения
На очереди был автомобильный рынок. Но эта ниша давно и прочно была занята другими лидерами — конгломератами компаний, которые, как правило, принадлежали одному семейному клану. Соитиро недвусмысленно намекнули, что Японии не нужен еще один производитель авто. Но он бы не был самим собой, если бы отступил.
Хонда нанес первый сокрушительный удар по конкурентам, когда решил проблему снижения вредных выбросов благодаря изобретению каталитического конвертора. «Когда принимают закон о снижении вредных выбросов, в General Motors над этим работает 50 юристов. А у нас — 50 инженеров», – так прокомментировал успех Соитиро Хонда. Благодаря одному инновационному решению Honda оставила других гигантов автомобильной отрасли далеко позади.
Racing
Honda did much of the market research for his products, traveling to races all over the world and examining the competition’s motorcycles. When a benchmark was set with a competitive product, Honda would take this information home and strive to surpass it. His attitude took Honda motorcycles from a disappointing finish in their first international race in 1954, to a manufacturer’s team prize in the 1959 Isle of Man TT, Honda’s first year at that race. Two years later they won the Isle of Man TT again. Honda’s successes in racing resulted in successful sales. In 1959, Honda had topped the Japanese motorcycle sales chart with 285,000 units; two years later, Honda was selling at rate of 100,000 units a month. In the early 1960s Honda began racing in the Formula 1 series. By 1965, Honda had achieved a first place victory in the Mexican Grand Prix and several wins in Formula 2 the following year. The first effort, with the 1.5 liter V12 of 1964, succeeded just as the small-bore formula was ending. The subsequent 3 liter V12 was over-engineered and far too heavy, but won the Italian Grand Prix with John Surtees in 1967. Honda’s next effort dominated throughout the late 1980s and the early 1990s, until Renault’s arrival and Honda’s decision to pull back in 1992. “Racing is in our blood,” former president Nobuhiko Kawamoto once declared.
Роль образования в жизни Соитиро Хонда
Соитиро Хонда
В 30-х годах в Японии не было налаженного производства автомобилей. Основной импорт шел из Европы. Естественно, что запасные части и комплектующие стоили заоблачных денег, несмотря на увеличение рынка и растущий спрос. Соитиро решил воспользоваться данной возможностью и открыть завод по производству запасных частей для авто. При работе над этим проектом Хонда понял, что не имеет достаточных технических знаний, а значит, ему нужно получать специализированное образование. Выбор пал на университет Хакамацу. Чем больше знаний получал будущий хозяин концерна Honda Motors, тем больше он понимал, сколько может достичь, обладая необходимой информацией. Примером большого потенциала новоявленного студента стало его изобретение специального сплава, служившего для создания поршневых колец.
К этому времени Соитиро обзавелся семьей. Ему очень повезло с женой, которая с пониманием относилась к тому, что ее мужа постоянно нет рядом. После окончания учебных занятий, которые Хонда посещал с удовольствием, он все свое время тратил на чтение специальных книг и учебников. Даже ночью, когда все обычные люди спали, Соитиро работал над своими поршневыми кольцами и изучал новые технологические процессы.
Разработка Honda Motor Co., Ltd. [ править ]
В 1937 году Honda основала компанию Tōkai Seiki для производства поршневых колец для Toyota . Во время Второй мировой войны американский бомбардировщик B-29 разрушил завод T destroyedkai Seiki в Ямасите в 1944 году, а завод в Ивате рухнул в результате землетрясения в Микаве 1945 года . После войны Honda продала оставшиеся остатки компании Toyota за 450 000 йен и использовала вырученные деньги для основания Технического исследовательского института Honda в октябре 1946 года. В 1948 году он начал производить полный моторизованный велосипед Type. A, который приводился в движение первым серийным двигателем, разработанным компанией Honda, и продавался до 1951 года. Type Dв 1949 году был истинный мотоцикл с запрессованным стальной рамой , разработанной и произведенной Honda и с 2-тактным , 98 см (6,0 у.е. в) 3 л.с. (2,2 кВт) двигатель, и стал самым первой моделью в Сне серии мотоциклы. Общество автомобильных инженеров Японии (на японском языке) списки как тип А и модель типа D , как два из них 240 Ориентиров японской автомобильной техники .
После войны Хонда вновь познакомился со своим другом Такео Фудзисавой , которого он знал во время своей работы в качестве поставщика поршневых колец для компании Nakajima Aircraft Company . В 1949 году Honda наняла Фудзисаву, который курировал финансовую сторону компании и помог ей расшириться. В 1959 году Honda Motorcycles открыла свой первый дилерский центр в США. Став президентом Honda Motor Company, Соитиро Хонда превратил компанию в транснациональную корпорацию с оборотом в миллиард долларов, производящую самые продаваемые мотоциклы в мире. Инженерные и маркетинговые навыки Honda привели к тому, что мотоциклы Honda превзошли по продажам Triumph и Harley-Davidson на своих внутренних рынках.
Хонда оставался президентом до выхода на пенсию в 1973 году, где он оставался директором и был назначен «верховным советником» в 1983 году. Его статус был таков, что журнал People поместил его в свой список «25 самых интригующих людей года» за 1980 год. ему “японец Генри Форд”. Выйдя на пенсию, Хонда занялся работой, связанной с Фондом Хонды.
Соитиро-миллионер
Чтобы удовлетворить растущие потребности, растущая компания построила новые заводы и исследовательские лаборатории. В 1955 году Honda Motors получила финансовое обеспечение путем публичного первичного размещения акций на Токийской фондовой бирже. К концу 1956 года компания стала ведущим производителем мотоциклов в Японии, а Соитиро и его близкий друг Фудзисава сколотили себе многомиллионное состояние.
Девиз «Хонды» основан на философии трех радостей:
- Радость производства, которую испытывают инженеры и производители.
- Радость продажи, которую получают промоутеры и отделы сбыта.
- Радость покупки: самая большая награда Соитиро – когда клиент доволен товаром.
Во время Корейской войны в 50-х годах продажи резко возросли, так как американские войска для своих логистических операций стали использовать японские автомобили. Даже судостроение и металлургическая промышленность страны выиграли от продолжающейся войны. Высокое качество, надежные двигатели и низкие эксплуатационные расходы сделали «Хонду» наиболее предпочтительным логистическим партнером американских военных. Фудзисава увидел возможность для роста и разработал успешную систему высокопродуктивного производства компании. Финансовое положение Honda Motors было в таком хорошем состоянии, как никогда раньше. Мотоциклы «Хонда» сыграли важную роль в развитии страны. Несмотря на успехи, 52-летний Соитиро в душе еще оставался мальчиком, который никогда не брезговал замарать свои руки.
Истории из жизни Хонды
Это была его первая встреча с автомобилем и с каким-либо двигателем.
Увидев в своей деревне машину, он побежал за ней что было сил.
Когда она завернула в узкую деревенскую улочку, то остановилась, и на землю упало несколько капель масла.
Мальчик опустился на колени и принялся его самозабвенно нюхать — даже когда машина давно исчезла из виду.
После этого взял промасленный песок пальцами и натер им ладони и руки: странный запах показался ему лучшим из всех, с которыми приходилось сталкиваться до этого.
Став главой уважаемого концерна, часто носил красную рубашку и появлялся на заседаниях правления в обычной куртке.
Хонда считал, что никого не следует оценивать по внешнему виду. Это было особенно актуально для Японии, где белая рубашка и чёрный костюм — обязательная форма одежды деловых людей.
Однажды чуть не сорвалось вручение ему императорской награды, потому что Хонда вознамерился ехать на церемонию в простом рабочем кителе, а не во фраке, как того требовал протокол.
Никогда не скрывал своего отвращения к теоретикам, обучавшимся в дорогих университетах чему-то умному из инженерного искусства, но не пачкавшим руки в моторах. Университетский диплом в его глазах без опыта ничего не значил.
Свои знания Хонда, так и не окончивший высшего учебного заведения, получал не из книг — его университетами были станок и рабочее место. Ещё меньше он уважал всемогущее японское министерство промышленности и торговли, которое ставило ему палки в колеса, поскольку создание данного автомобильного концерна не вписывалось в планы тогдашней промышленной политики. Неудивительно, что отношения между вольнодумцем в рубашке с закатанными рукавами и сливками политической и экономической элиты Японии оставались напряжёнными до конца его жизни.
Детство и семья
Киичиро Тойода родился 11.06.1894 в Японии в префектуре Сидзуока (Shizuoka). Свою мать Тами Сахара (Tami Sahara) Киичиро помнил плохо, ведь его родители развелись, когда ему было всего 2 годика. Его отец Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda, 14.02.1867-30.10.1930) после развода оставил сына у себя. Он вновь женился, и во втором браке появилась дочь Айко (Aiko), сводная сестра Киичиро. Будущий основатель «Тойота Мотор» не сохранил детских воспоминаний о злой мачехе, потому что вторая жена отца Асако (Asako) хорошо с ним ладила.
К моменту появления Киичиро его отцу было 27 лет, но он уже заработал славу одаренного инженера. Родившись в бедной семье плотника, Тойода-старший изобрел ткацкий станок с ручным управлением, получил на него патент и основал свою компанию. Два года спустя после рождения сына, в 1896 Сакичи изобрел первый в Японии ткацкий станок с собственным электропитанием – «Электрический ткацкий станок Toyoda». За свою жизнь Сакичи Тойода получил 85 патентов и приобрел прозвище «король японских изобретателей». Ему приписывают изобретение техники решения проблем «5 почему», которая позволяет выявить реальную первопричину неполадки.
отец Киичиро Тойода – Сакичи Тойода
Киичиро рос болезненным ребенком, но мечтал стать «как папа» – талантливым и успешным изобретателем. Его желание сбылось – от отца он унаследовал предпринимательский и инженерный таланты, и не только продолжил семейное дело, но и преобразовал его в успешный автомобильный бизнес.
Honda Motor Company Limited
В конце Второй мировой войны Хонда продал все остатки Toaki Seiko примерно за 450 000 иен. С предыдущими накоплениями ему хватило денег основать Технический научно-исследовательский институт Honda в 1946 году. Первый моторизованный велосипед Honda Type A вышел в производство в 1948 году. Этот мотоцикл был оснащен первым серийным двигателем Honda и продавался до 1951 года. Первый «настоящий» мотоцикл Honda, Type D, впервые поступил в производство в 1949 году. У него была стальная рама и двухтактный 69-кубовый двигатель мощностью 3 л. с. Он стал первой моделью в серии мотоциклов Dream.
Так начался взлет к славе и превращение компании в огромную корпорацию, которая в 1960-х годах начала выпускать и автомобили.
Соитиро Хонда оставался президентом компании вплоть до его выхода на пенсию в 1973 году. После этого он продолжил состоять в совете директоров, а в 1983 году Соитиро назначили на должность «верховного советника». Его статус был таким, что журнал «People» включил Хонду в список «25 самых влиятельных людей года» за 1980 год, назвав его «японским Генри Фордом».
Early Years
Soichiro Honda was born on November 17, 1906, in Komyo Village (now Tenryu City), Iwata Gun (County), Shizuoka Prefecture, as the eldest son of Gihei Honda and his wife Mika. In 1913 Honda entered elementary school. Gihei Honda was the local blacksmith but could turn his hands to most things, including dentistry when the need arose, and Honda spent his early childhood helping his father with a bicycle repair business. At the time his mother, Mika, was a weaver.
In 1914, he saw an automobile for the first time. For the rest of his life, Soichiro Honda said that he never forgot the day he ran, a small and insignificant figure, after that motorcar. Long before it actually reached Yamahigashi (now called Tenryu-shi), a small village in Japan’s Shizuoka Prefecture, the car’s extraordinary engine noise heralded its arrival. Hearing the rumble, the small boy was at first astonished, then excited, and finally enthralled. Later he would describe that moment as a life-changing experience. According to Honda, as the car drew closer, he began to tremble, and as the car passed and the dust cloud engulfed him, it triggered something inside him. “I turned and chased after that car for all I was worth,” he said later. “I could not understand how it could move under its own power. And when it had driven past me, without even thinking why, I found myself chasing it down the road, as hard as I could run.”
He had no chance of catching it, and the experience became a symbol for his life; he was always chasing something that was just beyond his reach. When the car had long departed, the young boy continued to stand there in the empty road, breathing in the fumes of its gasoline. When he came upon a drop spilled on the dusty track, he dropped to his knees and sniffed the oily stain, like a man in a desert smelling water.
Honda’s spirit of adventure and his determination to explore the development of new technology had their roots in his childhood. The family was not wealthy, but Gihei Honda instilled in his children the ethic of hard work and a love of mechanical things. Soichiro soon learned how to whet the blades of farm machinery, and how to make his own toys. He was fascinated by the noise of the small engine that powered a nearby rice mill, and demanded daily that his grandfather take him to watch it in action. At school he was given the nickname ‘black nose weasel’ (less derogatory in Japanese than it sounds in English), because his face was always dirty from helping his father in the forge. There are numerous stories of Honda’s technical ingenuity during his childhood, including his use of a bicycle pedal rubber to forge his family’s seal on school reports that were less than promising.
His father opened a shop, and the bicycles that they sold helped Honda to hone his engineering skills. The dream of that car on the country road drew him like a magnet towards anything mechanical. In 1917, a pilot called Art Smith flew into the Wachiyama military airfield to demonstrate his biplane’s aerobatic capabilities. Eleven-year-old Honda raided the family’s petty cash box, ‘borrowed’ one of his father’s bicycles, and rode the 20 kilometers (12.4 miles) to a place he had never before visited. When he got there he found that the price of admission, let alone a flight, was far beyond his meager budget, but he climbed a tree to watch the plane in motion, and that was enough. When Gihei Honda learned what his son had done to get to the airfield, he was more impressed with his initiative, determination and resilience than he was angry with him for taking the money and the bike.
Just before he left middle school, Soichiro Honda saw an advertisement for “the Manufacture and Repair of Automobiles, Motorcycle and Gasoline Engines” by a company named “Art Shokai” in a magazine called Bicycle World. At 15, without any formal education, Honda arrived in Tokyo to look for work. In 1922, he obtained an apprenticeship at Art Shokai.
Honda had an early fascination with cars
Unfortunately, this had gone a little too far and the entire fraud was uncovered as Honda was unaware, at the time, that stamps needed to be mirror-imaged. His family crest was symmetrical when written vertically and so was not a problem but some of his friends’ were not. Honda, even as a toddler, was fascinated by cars. He would later recall how he never forgot the smell of oil that came off the first car he ever saw in his village. He even once borrowed one of his father’s bicycles to see a demonstration of the airplane made by pilot Art Smith, which cemented his love for machinery and invention.
Advertisement
Just prior to Soichiro leaving school in 1922 Soichiro Honda saw an advert for an automobile servicing company Tokyo Art Shokai. The advert was for the “Manufacture and Repair of Automobiles, Motorcycles and Gasoline Engines”. Honda also noticed that this company had placed quite a few adverts in automobile and bicycle magazines. Soichiro reasoned that Art Shokia must be one of Tokyo’s top automobile repair workshops and that there must be many young men eager to take up apprenticeships with them. Soichiro decided that he had to work for them as soon as he was able.
And so, at the age of 15, he decided to leave home and head for Tokyo to work as an apprentice in an Art Shokai garage in the Yushima area of Hongo, Tokyo in 1922. At this time employment was very different to what we expect today. Junior staff members were provided with board, lodging, and pocket money but received no official wages to speak of. His time at Art Shokai was incredibly influential for Soichiro and would influence much of his adult life.
Advertisement
Honda worked as an apprentice at Art Shokai. Here he worked closely with the owners, the Sakakibara brothers to build, amongst other things, a Curtiss Racer. Soichiro can be seen in the middle of the above picture. Source:
Биография
Соитиро Хонда родился в ноябре 1906 года в доме бедного деревенского кузнеца. С детства любил запах машинного масла и бензина.
После окончания средней школы в 1922 году в 15-летнем возрасте покинул родительский дом, чтобы работать автомехаником в Токио. Но вначале ему пришлось заниматься шляпами хозяйских детей. Ситуация изменилась после опустошительного Токийского землетрясения 1923 года, когда большинство механиков занялись восстановлением своих домов, а в гараже не хватало рабочих рук. Только тогда неопытный ещё Хонда получил возможность заниматься тем, о чём всегда мечтал, а именно: ремонтировать машины. В 1928 году он получил первый из своих 150 патентов за идею заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. В том же году он вернулся в родной город Хамамацу, чтобы основать здесь филиал токийского работодателя. С этого момента начинается его возвышение в бизнесе, однако основной камень в фундамент крупнейшего в мире производителя мотоциклов был заложен в послевоенные годы, когда в разбомбленной Японии самым дефицитным товаром оказалась мобильность.
Путь к марке Honda был прост: механик-самоучка устанавливал на обычные велосипеды маломощные моторы, применявшиеся во время войны на бензиновых электростанциях.
В 1948 году начал заниматься производством мотоциклов и двигателей как президент компании Honda Motor Corporation, ставшей ведущим производителем мотоциклов в мире.
В 1960-х годах, вопреки встречному ветру из министерства промышленности, Хонда занялся выпуском автомобилей. Его первые модели — спортивный автомобиль S500 и пикап T360, однако лишь через десять лет после их появления, в 1973 году, появляется модель Honda Civic, завоевавшая большую популярность в мире из-за нефтяного кризиса 1970-х годов.
Но за всемирным успехом своего предприятия, особенно в США, Хонда наблюдал уже со стороны. В необычно молодом для японских руководителей возрасте — 67 лет — Хонда в 1973 году отошёл от руководства концерном, всего же проработал в нём до 1983 года. После ухода из Honda он был избран вице-президентом Токийской торговой палаты и Ассоциации японских автопроизводителей. Также он основал две некоммерческие организации: Фонд Хонда (Honda Foundation) и Международную ассоциацию безопасности дорожного движения (International Association of Traffic and Safety Sciences).
Умер Соитиро Хонда в 1991 году от болезни почек.
Соичиро Хонда – процесс пошел!
Во время Второй Мировой Войны Соичиро Хонда решил выступить поставщиком для компаний, имеющих крупный госзаказ. После некоторых раздумий, он пришел к выводу, что оптимальным вариантом будет поставка поршневых колец. Под это дело было организована компания Tokai Seiki Heavy Industry.
Первоначально, дело не заладилось – кольца получались ломкими и непригодными к использованию. Опытные производители делиться секретом сплавов не торопились, поэтому 32-х летний Хонда пошел учиться в Технологический Институт родного города Хамаматсу.Полученные теоретические сведения тут же проверялись в мастерской. В результате, разработанные сплавы, позволили Соичиро изготовлять кольца, удовлетворявшие всем стандартам. Продукция новичка так понравилась Кииширо Тойоде, что он не только заключил с Хондой договор на поставку, но и изрядно профинансировал его компанию. Tokai Seiki Heavy Industry поставляла поршневые кольца для Toyota и авиационной компании Nakajima до самого конца войны. Помимо этого, Соичиро получил благодарность от правительства за производство деревянных авиационных пропеллеров.
Несмотря на серьезный успех, в 1945 г. Хонда решил на некоторое время отойти от дел, продав мастерскую своему заказчику – компании Toyota.
Безделье продлилось недолго – в сентябре 1946 года Хонда сделал то, что стало началом мощного рывка мотоциклетной техники. А именно: приладил маленький моторчик к велосипеду, сделав незамысловатый ременный привод на заднее колесо. Получилось простое, удобное, а главное дешевое транспортное средство, идеально подходящее для страны, испытавшей серьезное военное поражение и лежащей в руинах.
Уже в октябре основана новая компания Honda Technical Research Institute, производившая маломощные двухколесные системы, которые мы бы назвали мопедами. Надежно закрепившись на рынке, Хонда решил, что пора заняться чем-то помощнее – и переключился на мотоциклы.
В сентябре 1948 года была официально основана легендарная Honda Motor. Соичиро, в основном, занимался конструкторскими разработками, в то время, как управляющим стал Такео Фуджисава, талантливый и умный руководитель.
Первым «серьезным» мотоциклом компании стала модель с говорящим названием Dream – Мечта. Модель была достаточно успешной и пережила несколько модификаций. Уже в 1954 году мотоциклы компании поставлялись на рынки США, а в 1959 г. Honda Motor стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. От момента выпуска первой модели до мирового лидерства прошло 10 лет!
В 1968 году компания выпустила юбилейный миллионный мотоцикл. А в 90-х ежегодно производилось не менее трех миллионов единиц! К слову, Соичиро Хонда стал первым японцем, попавшим в Зал Славы американского автопрома.
В 1974 году Хонда, под занавес своей работы в корпорации, совершил оригинальный ход – во время нефтяного кризиса, когда все снижали интенсивность производства и повышали цены, он сделал ровно наоборот – нарастил объемы производства и снизил цены. В результате такого маневра продажи компании выросли почти в два раза!
Отец-основатель полностью отстранился от руководства компании в том же 1974 году, в возрасте 68 лет, что нехарактерно для Японии (слишком рано). Это не значит, что его перестала интересовать судьба своего детища, наоборот – он не хотел препятствовать развитию новых идей и закрывать дорогу молодым специалистам. В результате, компания до сих пор является одной из самых динамичных автомобильных корпораций.
Honda Motor одной из первых автомобильных компаний озадачилась чистотой выхлопных газов и разработала технологию снижения вреда от выбросов.
Хонда до последних дней вел активный образ жизни, даже сам пилотировал самолет (в 77 лет!). Умер Соичиро Хонда в 1991 году, навсегда оставшись в истории автомобильной техники как «Генри Форд мира мотоциклов».
Период практических стажировок: учиться у лучших
Поездка в США и Англию: 1921-1922
Свое обучение Киичиро Тойода не ограничивает стенами университета. После окончания ВУЗа, выпускник совершает ряд деловых поездок, активно перенимая опыт иностранных коллег. В апреле 1921, приступив к работе на ткацкой фабрике отца, он уже в июле того же года вместе с сестрой Айко и ее мужем Рисабуро (Risaburo) отправляется в США, а затем в Англию. Киичиро впитывает новый опыт на текстильных фабриках Сан-Франциско, Лондона, Олдема. На прядильном заводе братьев Платт (Platt Brothers) в Олдеме он провел две недели. Его дневник за этот период содержит множество рисунков и подробных описаний технологических процессов. К примеру, чертеж конструкции автоматического ткацкого станка у Киичиро разместился на целых 7 страницах.
Киичиро Тойода (второй слева) во время зарубежной поездки 1921
Первоначально Киичиро собирался пробыть на текстильной мануфактуре братьев Платт не менее года, но планы длительной профессиональной стажировки за границей были нарушены.
Обучение на Родине: 1922
В 1922 американская компания Whiting Machine Works привозит на ткацкую фабрику Тойода свои прядильные машины. Для отладки оборудования и обучения его эксплуатации, фирма направляет в Японию своих специалистов. Необходимость обучаться за границей для Киичиро отпадает – он возвращается на Родину, где на заводе отца перенимает опыт наладчиков из США. Позже он напишет: «В течение всего года американцы добросовестно обучали меня секретам работы текстильного производства».
Поездка в Китай: 1924
В 1924 Тойода отправляется в Китай. Шанхайское предприятие приобрело у компании Toyoda Spinning & Weawing 1008 станков, и Киичиро снарядили в Поднебесную провести их экспертную наладку. Поломки ткацких станков при транспортировке, различия в качестве пряжи, разница во влаге и температуре – вот причины, которые заставили Киичиро повозиться с запуском оборудования. В Шанхае он начал изучать китайский язык, поскольку планировал пробыть там длительный период. Но через 3 месяца командировки в Китае, ему пришлось вернуться в Японию.
Соичиро Хонда – характер.
Доминирующая черта, которую отмечали все – упорство. Как мы уже знаем, проявилась еще в раннем детстве, когда он оказался крепче пятерых своих предшественников. И далее он никогда не имел привычки отступать от задуманного. Тяга к механике не угасла за время работы нянькой. Мечта о собственном автомобиле не исчезла после получения неплохих доходов от продажи патентов на спицы или от производства поршневых колец. Собственно история с самостоятельной разработкой подходящих сплавов говорит о многом. Чтобы наладить эту технологию он не только потратил все деньги, полученные от патента, но и продал украшения жены.
Когда он решил выпускать собственные мопеды, многие знакомые посчитали этот шаг безумием – ведь у него было налаженное производство и крупный заказчик. В родной провинции Соичиро Хонда считался достаточно богатым человеком, и соседям казалось странным рисковать такими успехами ради сомнительных идей.
Хонда не очень одобрительно отзывался о таких людях, которые «не видят дальше своего носа», и сам он таковым, конечно, не являлся. Каждая неудача на пути к цели воспринималась им как ступень, позволяющая сделать шаг выше. Анализируя собственные ошибки, он находил оптимальные решения.
При этом, в отличии от того же Форда, Соичиро Хонда не был маниакальным трудоголиком. Ничего человеческое не было ему чуждо. Многоговорящий случай: однажды Соичиро, будучи не совсем трезв, свалился с моста на автомобиле с двумя гейшами на борту. Наш человек.К тому же, в молодости частенько закладывал за воротник. Был завсегдатаем в ресторане своих сестер (который они открыли фактически на его деньги).
Хонда никогда не подстраивался под собеседника и вел себя так, как есть, не пытаясь показаться лучше, умнее, и даже воспитаннее. Из-за этого случались и проблемы – в 1952 г. ему отказались выдать кредит. Банк назвал Соичиро Хонду и Такео Фуджисаву – «шутами гороховыми, не заслуживающими доверия».
Еще одной изюминкой характера было то, что отчитав кого-либо за некачественную работу, Хонда вполне мог подкрепить внушение брошенным в нерадивого работника гаечным ключом.Итак, человечность и простота – еще одни качества, весьма развитые в Соичиро Хонде.
Если упорство позволило ему создать компанию, то последние качества позволили сделать ее успешной. Благодаря им, Хонда всегда ориентировал свою продукцию на потребителя, исходя из его потребностей. Многие технические новинки были забракованы со словами: «Да вы что!? Как можно этим пользоваться??» Он всегда учитывал тот факт, что покупатель его техники будет пользоваться ею длительное время, поэтому и рассчитывал все таким образом, чтобы потребитель остался доволен.
И он оставался доволен. И остается до сих пор.